Целое

Всё чаще можно услышать мнение, что правда – о разных событиях истории, о людях, о стране – не может быть… даже не то чтобы однозначной, а цельной. Уже общим местом стало утверждение, что истина о том или ином предмете складывается только из скрупулезного и последовательного освещения и изучения как можно большего числа деталей и нюансов. И вот якобы из множества этих деталей и выстраивается некая правдивая картина мира или представление о чем бы то ни было.

Поленов. Московский дворик Поленов. Московский дворик
    

Звучит такое мнение вроде бы убедительно, но претворение его в жизнь дает странные побочные эффекты. Из нашей жизни в результате «критического разбора» целого исчезают такие простые и ясные понятия, как любовь к Родине, бескорыстность, совесть, долг, целомудрие, уважение к старшим. И вот уже грех становится «нормой», доблесть – глупостью, Родина – мачехой, Победа – выдумкой. И так далее и тому подобное…

Но вот что удивительно: даже множество учтенных, уточненных и оговоренных обстоятельств зачастую не складывается в какую бы то ни было цельную картину, а так и представляет собой собрание «правдивых», но разрозненных фактов, не способных заменить собой целое. В чем же тут дело? А дело в том, что определяющее значение тому или иному факту истории или событию в жизни человека придает наша способность оценивать любую «объективную» информацию эмоционально. Больше того, способность к обобщению – это не недостаток, как сейчас можно часто услышать, а одна из важнейших способностей человеческой личности. Свойства же и оттенки этой способности зависят от нашей духовной и душевной жизни. От того, что именно считаем мы высоким или низким, красивым или уродливым, благородным или подлым, во что верим.

И очень важно, чтобы вера была действительно правой, потому что именно от этого зависит ясность и чистота нашего взгляда.

Эта способность видеть, чувствовать и оценивать ясно суть явления хоть и кажется субъективной, но на самом деле является лишь способностью воспринимать, видеть и оценивать мир в свете истины, в Евангельском свете. Эта способность роднит людей, объединяет их в единую общность. Но тогда возникает вопрос: неужели эта способность принципиально доступна для одних и недоступна для других? Конечно, нет. Эта способность видеть жизнь духовно зависит от чистоты того, что святые отцы называют духовным оком, зависит от чистоты ума. А дело его очищения – подвластно человеческой воле и хоть совершается благодатью Духа Святого, но не без усилий самого человека. На этом зиждется наша вера и видение жизни, которое можно назвать православным, и это не фантом, а духовная реальность, приобщение к которой во многом зависит от нашей свободной воли, от нашего выбора. Это ясное видение предметов, явлений, лиц помогает человеку совершать свой путь восхождения к Богу непреткновенно, избегая соблазна и избирая сознательно благо. И без духовной способности к отличению одного от другого такое восхождение и путешествие невозможно.

Здесь могут возразить: а кто дал вам, православным, право судить, да еще с категоричностью, о явлениях… событиях… людях так, словно именно ваше мнение является непогрешимой истиной в последней инстанции? Разве не сказано Самим Господом: не суди и не судим будешь? Да, это правда, но, говоря о неосуждении, Господь вовсе не отвергает необходимость оценки: явления, события, человека… и множество этих оценок – прямых, точных, а зачастую нелицеприятных – мы слышим из уст Самого Господа. Другое дело, что, оценивая, Господь призывает и к исправлению, к покаянию, к преображению жизни именно потому, что существует реальный идеал, истина, к достижению которой можно и должно стремиться всякому человеку. И именно присутствие в мире истины позволяет нам оценивать определенно и четко, прежде всего, собственные мысли, слова и поступки, а затем и окружающий мир во всей его сложности. Умение же правильно оценивать многообразие проявлений жизни зависит напрямую от духовного воспитания, от той самой чистоты ума, о которой мы говорили и которая достигается сознательными усилиями человека, а наипаче действием благодати. Здравое духовное состояние позволяет человеку иметь и здравое суждение о разных предметах.

В этом свете хочется сказать несколько слов и о нашем земном Отечестве. Это сейчас кажется особенно важным, потому что многие теряют, а некоторые и не приобрели и не знают совсем, что такое чувство Родины, и даже считают его чем-то маловажным или вовсе не существующим в реальности. И тогда невероятное нагромождение лиц, обстоятельств и фактов, большей частью безрадостных, раздражающих, способных ввергнуть в снобизм и хандру, – всё это постепенно заменяет собой чувство Родины, о которой если и отзываются уже, то с цинизмом или сарказмом, словно о каторге, на которой привелось родиться и жить. И весь вопрос будто бы только в том и состоит, чтобы с этой каторги как-нибудь сбежать поскорее.

Но вот удивительно – даже «зоркое» видение всех реалий вовсе не означает того, что человек в самом деле имеет какое-то «объективное» представление о своем Отечестве, а только означает, что его знание не озарено верою и любовью, а чаще всего – раздражением и тоской, если вообще уместно говорить о том, что эти чувства могут что-нибудь «озарять».

Село Усть-Нерманка. Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru Село Усть-Нерманка. Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
    

И уж конечно, такие чувства, такое отношение к своей Родине вряд ли могут содействовать ее благому усовершенствованию. Без веры в будущее своего Отчества, без любви к нему нет и не может быть понимания вообще того, что такое Родина, потому что это понимание связано не только и даже не столько со знанием, но именно с любовью и верой. И без этих важнейших качеств обязательно будет хотеться куда-то уехать, где «люди живут нормально», и уж совсем не будет хотеться обустраивать то, что представляется чудовищным нагромождением безнадежных нелепостей.

А ведь это очень важно – обустраивать свою жизнь с Божией помощью, не чураясь труда во благо Отечества… Не того – страшного, «проклятого» и подневольного, когда человек «пахал» в прямом смысле как вол с утра до ночи, не видя света белого. Вопреки поговорке советского времени, такой труд не облагораживает человека, а ожесточает его до крайности. К слову, тяжкий, рабский труд – одна из тех реальностей недавнего прошлого, реальность главным образом относящаяся к жизни сельской, о которой сейчас как-то не принято вспоминать. А между тем эта каторжная повинность, может быть, и есть одна из основных причин того, почему Россия практически перестала быть страной крестьянской, почему не миллионы даже, а десятки миллионов крестьян ушли с земли в города.

Уходили ведь чаще всего именно потому, что видели: в городе люди не знают этого страшного, каторжного труда, а живут в бытовом отношении гораздо лучше. И вот это чувство несправедливости, осознание того, что можно жить иначе, вздохнуть свободнее, и гнало, гонит молодежь в город, там она и оседает. И города растут, превращаясь в странные образования, всё более отрывающиеся от жизни действительной в значении здоровой естественности и всё более представляющие собой жизнь искусственную, выдуманную, может быть и облегченную в бытовом смысле, но всё более обремененную какой-то непреодолимой бессмысленностью. Чисто городской, больной бессмысленностью существования.

Так в чем же выход? Понятное дело, что теоретически поразмышлять – дело нехитрое. Но с другой стороны, может быть, как раз надо бы всем нам уже рассудить здраво о том, что происходит, и начать менять нашу жизнь к лучшему.

Я убежден, что многие охотно жили бы и трудились на земле, если бы, с одной стороны, этот труд был свободным, а с другой – позволял бы поддерживать достаточно высокий уровень жизни. Я сейчас имею в виду банальные вещи: добротный дом, наличие газа, водопровода и канализации, хорошие дороги, транспорт, больницы, школы, детские сады… Ну скажите по совести, многие бы стремились в город, если бы в родном селе была возможность такой жизни? Значит, надо нам думать сообща, как эту жизнь обустроить; понять, что мешает этому, а что способно помочь. Потому что вопрос освоения бескрайних российских земель в XXI веке – это именно вопрос уровня жизни, как это ни банально звучит, и никакими идеологическими призывами людей сейчас «на целину» не заманишь. И если государство реально станет содействовать обустройству жизни села – из этой помощи может постепенно вырасти то цельное и важнейшее чувство, об утрате которого мы говорим, – чувство любви к Родине.

Но это о том, что государство может и должно, безусловно, делать для своих граждан. А сами мы что? Маемся от пустоты и тоски, томимся, не видя цели, придающей смысл существованию. А цель такую открывает вера и только вера. Открывает иное – духовное измерение жизни, способное собрать воедино мир, расставить всё по местам, обозначить путь и придать силы для преодоления трудностей.

***

    

Как-то отменили автобус, проходящий через поселок, и пришлось мне ехать стороной. Вышел я на трассе и пошел себе на службу через сады. Осень, пасмурно, грязно после дождя, но такая стоит тишина… такая благодать разлита в воздухе, что я иду и не то чтобы радуюсь, а ликую. Спустился к Альме, перебрался по камушкам, иду дальше по обочине грязной, расчавканной дороги вдоль сада опустевшего, опутанного зарослями ломоноса с одной стороны и посадок тополиных – с другой. Вокруг всё та же тишина глубокая, речка журчит, капли блестят на ветвях, и вдруг подул ветерок, листья с тополей посыпались – ведь ничего не случилось особенного, а я вдруг остановился и буквально задохнулся от счастья: Господи, как хорошо! Хорошо-то как – и больше ничего не нужно. Ты здесь… и я весь перед Тобой… И это – моя Родина, моя Россия, неотъемная часть ее целого. И кто может это чувство во мне упразднить, разрушить? Только грех. А если так, то только и нужно, что запомнить, сберечь эту минуту счастья в сердце. И там, где определил Господь, – жить, трудиться и молиться смиренно и… радостно. Вот ведь слово-то главное. Радостно! Это не значит, что всё время можно пребывать в состоянии эйфории какой-то, но – с верою, вот именно с верою, которая стала содержанием твоей жизни, можно и нужно терпеливо и постепенно преодолевать все трудности, встречающиеся на пути, и – преображать жизнь, пусть даже в том маленьком охвате, в котором определил нам жить и действовать Господь.

Бреду через осенние сады на службу свою, в свой храм, в своем селе… Ничего особенного в этом и – всё! Дай только, Господи, не утратить эту радость, не забывать о ней до конца, чтобы и в скорбях, и в трудностях, и в тревогах помнить, как хорошо с Тобой!

И не нужно нам куда-то вдаль устремлять свой взор с надеждой, что там – в чужеземье – только и есть настоящая жизнь. Неправда это. Правда в том, что нужно нам здесь и сейчас жить своей доброй и радостной жизнью. Жизнью простой и, главное, с Богом. Потому что с Ним не бывает плохо, даже если случается трудно. Он никогда не предаст, не оставит, не обманет. Никогда! Только бы мы сами не забывали о Нем. Вот ведь в чем всё дело.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Лариса Гундорова24 июня 2014, 15:27
Очень хорошая статья о любви к Родине! Жаль что действительно очень мало сейчас молодежь учат именно этому - просто любить свою Родину.Считается престижным жить, работать, учиться за границей. А ведь это и от родителей зависит и от школы. Конечно в советское время мы были просто воспитаны "гордостью" за свое отечество. И это было от сердца. Мало обращали внимание на все неустроенности и неполадки. Гораздо проще жили. А сейчас просто избалованы "благами цивилизации" , которых можем лишиться в одночасье , как и показывает Господь в Украине. О многом надо призадуматься и начать наконец то вплотную заниматься собой- своим сердцем и своими страстями. А то ведь можно пропустить самое главное- "перестройку " самого себя!
читатель10 декабря 2013, 22:21

Елене М.
Христианин должен следовать за Христом, а не за родителями, не за семьёй, не за народом, не за государством.
Если перед христианином стоит выбор между Богом и кем-то ещё, то христианин всегда выбирает Бога, так как только Бог -- путь , истина и жизнь.

Хочется спросить: а христианин должен защищать свои святыни?

Если должен, то вполне правильно было для христианина воевать против богоборческой советской власти.
Елена М10 декабря 2013, 12:20
Простите. еще раз перечитала комментарий Александра Д. Похоже не совсем правильно поняла его фразу :"пойти к немцам в услужение из ненависти к советской идеалогии,или служить им из своего розоводушия думая,что работая с ней сообща творишь общее благо-одно и тоже." - Если слово "им" относится не к представителям Советской власти, а к тем же немцам в услужение к которым пошли по причине или без причины, то у меня возражений нет: предатели и те и другие. Впрочем, батюшка в своем комментарии тоже не делал разделения, называя предателями всех тех, кто перешел на сторону немцев. А вот, если под словом "им" подразумевается сравнение советской власти с оккупантами, то такое сравнение просто не имеет права быть. Не знаю как вообще могло такое прийти в голову!Такое возможно разве что для нынешних фашистов, для которых Гитлер до сих пор является их кумиром.
Елена М10 декабря 2013, 12:03
Александр Д.:":народ эту власть не выбирал." - это Вы так считаете (если речь идет о сегодняшней власти), видимо потому, что часть народа не считаете людьми (если у них другое мнение, отличное от Вашего), если же речь Ваша о Советской власти, то и здесь Вы не правы. Если бы за ними не пошло большинство, то вряд ли у них бы получилось взять власть в свои руки, т.е. что сами , большинство , делали, то и имели. А то, что вы видите результаты, так, я смотрю для Вас всё плохо: и Советская власть Вам не нравилась, и то, что теперь ее нет, Вас тоже не устраивает. Вы, вообще-то кто? Сторонний наблюдатель? Ну о том, что Вы написали для батюшки Димитрия, я вообще молчу. Как можно столь различные вещи называть одно и тоже???!!!

Александр Д. 9 декабря 2013, 18:58
Свящ.Димитрию отвечаю:пойти к немцам в услужение из ненависти к советской идеалогии,или служить им из своего розоводушия думая,что работая с ней сообща творишь общее благо-одно и тоже.
Алексею отвечаю:народ эту власть не выбирал.
Елене М. отвечаю:вижу результаты.
Елена М 9 декабря 2013, 13:30
Ответ читателю. Простите, за то, что, не дожидаясь ответа батюшки, решила Вам ответить. Как известно мы имеем то, что заслуживаем и дано оно нам от Бога. Вот, исходя из этого, и следует, что поступали так, как поступали, и получали то, что получили и так и дальше будет. А войну выиграли именно потому, что заслужили своим поведением право отстоять свое отечество, именно потому, что ради спасения отечества объединились с теми, кем не были столь довольны, потому что, видимо, тех, кто предавал советский режим было не столь значительное число, чтобы Бог лишил народ его отечества, чтобы оказаться под зависимостью от чужого народа.Даже богоборческий режим оставляет возможность народу когда-то освободиться и вернуться к своим корням, оккупанты же никогда не принесут народу ни истинной свободы, ни права даже на исповедание православия, а предложат: "демократию" и все ее "свободы". Уж лучше "плохонький" да свой, чем лакированный да чужой....
Эвели 9 декабря 2013, 07:48
Продолжаю...
А посмотрите как русские люди на войну идут. Есть некий православный фатализм даже у современных парней, которые вообще про церковь не думают. Один добровольцем в Чечню (90-e). Я спрашиваю, дурак что ли. Отвечает, что друг идет, ну что он там один будет? Говорю, а если тебя убьют. Спокойно так отвечает, что убьют так убьют, значит такая судьба, а ребята там, и надо быть с ними. Это то самое "за други своя" в крови у мальчишек, которые, казалось бы, носят кресты, матерями надетые, а не молятся и ничего не знают о Боге. Женя Родионов - яркий пример. Просто мальчик, а когда пришел момент истины, обыкновенный вчерашний школьник оказался мучеником за веру. Так что я не согласна, что те, кто не ходят в храм - не православные. Весь народ у нас православный. Некоторым просто должно выпасть испытание, чтобы православие их наружу вышло. Но оно в них ЕСТЬ.
Эвели 9 декабря 2013, 07:46
Сергей, вы приводите статистику, и получается у вас, что "Россия - не православная страна", потому, что в храмы ходит всего 2%. Еще какая православная!!! Достоевский писал, что "пусть наш народ не может объяснить веру научно, но... нет для него ничего чище, ничего светлее, ничего выше Христа". Не дословно помню цитату, а примерно. Смысл. Наш народ православен по своему характеру, даже когда не осознает этого. Скажем, я реагирую на разные события... Я раньше не замечала, думала, я вот так или эдак реагирую в силу своих личных черт. Нет! Я пожила среди не русских и не православных, и поняла, что даже если я не хожу в церковь, и молитв не знаю (ну не сейчас, сейчас я уже лучше), то у меня все реакции - православные. Они реагируют совсем по-другому! Не буду называть веры и национальности, но вот, скажем, NN. - они хитрят, и когда ты поймаешь их на этом - им не стыдно. Более того, они тебя начинают уважать, что ты поймала их, но ни грамма стыда нет, а только смех - вот как весело, что они хотели обмануть, а ты поймала... Это не православная реакция.У нас воры и убийцы морды свои перед камерами закрывают, им стыдно... Опять же, Достоевский говорил, что на каторге видел - самые распоследние сидельцы,грабители, убийцы, знают, что они скверно поступили, совершили грех... Они может не каются, но ЗНАЮТ. И это осознание греха - это православие, которое у нас уже в крови.
Татьяна 7 декабря 2013, 21:21
Читала некоторые комменты и думала, до чего же мы все разбросаны, не собраны в одно целое. И власть понимаем по-разному, и Родину тоже не слишком принимаем такой, какая она есть. А разве не мы делаем ее такой? Не любя, постоянно критикуя и власти и не власти...
Ничего положительного с такими настроениями не построить.
Нам бы собраться, помолиться сердечно и потрудиться там, где Господь поставил, и не ворчать бесконечно...
Но я сама не могу без этого. Вечно недовольна то тем, то этим. А как изменить одной - не знаю. Вернее, не могу. Вот поэтому так и обречены до конца своих дней не радоваться, как отец Димитрий, а друг дружке высказывать свои претензии...Бесконечные...Как жаль, что такие мы неверы...
читатель 7 декабря 2013, 15:40

Отец Димитрий, а нарушить присягу Императору и пойти в Красную Армию, созданную Троцким -- это не предательство???

Почему можно пойти в услужение большевикам, которые работали на поражение России в Русско-Японской и Первой мировой войнах?

Тот же Жуков давал присягу Императору, а потом пошёл в армию Троцкого, которая тамбовских восставших крестьян морила боевыми газами.

По-вашему можно предать Российскую Империю, а вот предать богоборческий советский режим нельзя???
Елена М 7 декабря 2013, 10:06
Александр Д.:
"Полностью согласен с комментарием Георгия.А Елене М. хочу сказать,если следовать вашей логике,то в 1941 году нам на оккупированной территории надо было бы,внутренне готовить себя к созиданию,взять власть в свои союзники и работать на общее благо." -
Какое-то у Вас, Александр Д. извращенное понимание прочитанного. Разве власть оккупационную признали своей властью жители оккупированных территорий (голосовали за нее)? Нет, они продолжали, не взирая на все тяготы жизни и, даже на не во всем справедливую, сталинскую власть, быть союзниками советской власти и действовали в ее и в своих интересах, а кто признал не избранную, а навязанную власть оккупантов, естественно, и стал и преступником, и провокатором, и пособником врага Родины - предателем. Где Вы видите в нынешней власти оккупацию, чтобы сравнивать ее с оккупационной властью?
священник Димитрий 6 декабря 2013, 17:53
Ответ Александру Д.:

Простите, но кажется Вы просто "заговорились". Следуя Вашей логике правы как раз те, кто пошли в услужение к немцам, оправдываясь "ненавистью к большевицкому режиму". Но именно таких называют предателями. И вполне справедливо.


Алексей 6 декабря 2013, 16:53
Полностью согласен с комментарием Елены М. А Вы, Александр Д., по моему мнению, передергиваете мысли Елены М. В 1941 году значительная часть нашей Родины была оккупирована нацистами. Неужели не понятно отличие оккупантов, тем более нацистских, от власти, которую выбрал народ. Вспомните смутное время: власть чужеземца - польского ставленника, которую поддерживали многие бояре, не устраивала Российский православный народ, не желавший обращаться в католическую веру. Патриарху Русской православной церкви о.Гермогену удалось из заточения обратится с соответствующим воззванием к русскому народу и он был услышан. Волей народа и с Божьей помощью нашлись люди, возглавившие борьбу против иноземного владычества (К. Минин и Д. Пожарский). Не престоле Российского государства воцарился помазанник Божий молодой Михаил Романов, который был угоден русскому народу.
Александр Д. 6 декабря 2013, 14:22
Полностью согласен с комментарием Георгия.А Елене М. хочу сказать,если следовать вашей логике,то в 1941 году нам на оккупированной территории надо было бы,внутренне готовить себя к созиданию,взять власть в свои союзники и работать на общее благо.
Елена М 4 декабря 2013, 13:25
Уважаемый Георгий!Многое зависит от нашего собственного восприятия. Если видеть нашу власть врагом для себя, то, естественно, человек внутренне готовит себя не к созиданию, а к борьбе против власти. А кто сказал, что другая власть будет лучше и идеальнее нынешней?По-моему, не нужно забывать о том, что любая власть всё-таки тоже заинтересована в том, чтобы оставаться властью, чтобы ее не пытались заменить, а это и есть некий мостик, которым необходимо воспользоваться, чтобы взять власть в свои союзники, а не противники, и работать сообща на всеобщее благо.
С большим удовольствием прочитала написанное батюшкой Дмитрием,всё-таки какой он светлый человек, если в его жизни превалируют светлые мгновения, если он способен их видеть и чувствовать! Всего Вам доброго, батюшка и с великим праздником Вас и весь христианский мир!
Татьяна 4 декабря 2013, 08:45
Спаси Господь, отец Димитрий!
Эвели 3 декабря 2013, 18:45
Какая замечательная статья! Что мне нравится, так это что священники на сайте поднимают совершенно новые темы, подмечают явления, о которых никто не говорит... И так хорошо разбирают это явление. Так спокойно, вдумчиво, так ясно и логично пишут. Отец Дмитрий, я всегда в первую очередь читаю вас, А.Ткачева и Нектария Морозова. Очень понравилась еще ваша статья "С любимыми не расставайтесь". Такое удовольствие с вами общаться, пусть даже через сайт. Пишите книгу, я бы купила Вашу книгу с удовольствием. И дарить людям такое - полезно.
Михаил Кураб 3 декабря 2013, 18:34
«Вопреки поговорке советского времени, такой труд не облагораживает человека, а ожесточает его до крайности». К слову будет сказать, что именно в «советское время» рабочий день человека был ограничен 8-ю часами и именно в «советское время» на западе равняясь на Советский Союз профсоюзные организации получают весомую поддержку от «властей».
Татьяна 3 декабря 2013, 17:55
Спаси Господи, о.Димитрий ! Так светло на душе стало после прочтения... Чувство Родины многими (особенно молодыми) соотечественниками утеряно. У большинства все вокруг виноваты, но только не они сами. А начать-то надо с себя, тогда и мир вокруг преобразится, и отечество будет милей, чем прежде. Дай Бог, чтобы православное мировоззрение охватило все больше людей.
И насчет "обобщения" хорошо написано - "способность к обобщению – это не недостаток, как сейчас можно часто услышать, а одна из важнейших способностей человеческой личности".
Леонид 3 декабря 2013, 16:48
Может не по теме, но навеяло…
Вот, всё бежим, торопимся, прогресс, рост показателей и т.д. А как хорошо остановится и, оглядевшись вокруг, понять, что Царствие Божие внутрь нас есть. И суета наша, только к пропасти ведет. А мир душевный к радости.
Сергей 3 декабря 2013, 15:49
С посылом необходимости цельного взгляда, освященного верой я согласен. Действительно это важно.

Но батюшка мечтатель. В России 2% православных христиан. Два процента.

В этом легко убедиться умножив количество людей назвавших себя православными (40%) на процент тех из них кто регулярно исповедуется или принимается участие в жизни общины (5%). В результате будет 2%.

Данные можно посмотреть тут:
http://sreda.org/arena

Надо понять что нынешняя Россия - это НЕ православная страна.
Надо жить в этой реальности, и исходя из нее ставить перед собой задачи.

А самая главная задача перед православными христианами в России это самое серьезное налаживание приходской и околоприходской жизни.

Знакомьтесь друг с другом, помогайте друг другу!
Станьте приходом, а не прихожанами!

Вот тогда на что-то можно будет надеяться. А так все пустые мечтания.
Надежда 3 декабря 2013, 12:42
Какая хорошая статья. Очень насущная тема. Понятно, что не все сразу и опять есть некоторые теоретические размышления "нам надо, нам должно" и т.д., но хоть есть здесь защита нашей страны от огульного ее хаяния всеми и везде! Слава Богу!
Георгий 3 декабря 2013, 11:14
"Значит, надо нам думать сообща, как эту жизнь обустроить; понять, что мешает этому, а что способно помочь"
"...что государство может и должно, безусловно, делать для своих граждан. А сами мы что?"
дорогой автор, уважаемый батюшка, но мы не можем подумать сообща, т.к. мы не вместе. но даже когда вместе собирается целый Всемирный Русский Народный собор - там не думают и не говорят о том, как НАМ эту жизнь обустроить.
а почему?!
а потому, что если МЫ начнем обустраивать эту жизнь (хотя бы в масштабах городского района Бирюлёво, ну или в масштабах города Пугачева Саратовской обл.), тогда та самая госвласть, которая "может и должна" будет входить с нами во все более жесткое противостояние.
вот мы и ждем у моря погоды - авось как-нибудь само...
это ведь и Вы понимаете. поэтому перед нами архитрудная задача - навести порядок в себе, собраться вместе и выдержать противостояние со всеми черными силами, а параллельно еще и с "родной" властью. для этого нужен Гермоген, а еще Минин и Пожарский, а еще видимо должно придти время
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×