Когда мир съедет с катушек…

Когда «полыхает» где-то в мире или когда случайно вызывают резонанс события криминальной хроники, мы реагируем: «Господи, ну как они могут?!» Или же: «Как Ты это терпишь?» Хотя это ведь очень просто – понять, как они это могут и как их Господь еще терпит. Можно даже не размышлять особенно пространно и не смотреть по сторонам, а только лишь мельком взглянуть на собственную жизнь и тех, с кем нас эта жизнь сталкивает.

    

Вот, например, в нашем доме веселый подъезд. Такой кошачий миниприют. «Разводит» кошек соседка, а спальней они избрали коляску моего сына. Забрать коляску в квартиру невозможно, и потому я ежедневно мучаю бедных животных: порчу их «законное» спальное место полиэтиленовым чехлом, рваный чехол заменяю толстым покрывалом… Всё чаще я ловлю себя на мысли, что вот-вот разлюблю животных. А любить соседку, видимо, и не начинала.

Иногда кому-то из подъездного зверинца удается проникнуть под покрывало, победно оставив клочья шерсти и следы грязных лап на сидении, – и тогда утром мое раздражение на соседку поднимается волной самого черного цвета. Без обиняков и мысленного кокетства это можно сформулировать как злобное «убила бы!». Можно написать чуть мягче и немного интеллигентнее, но смысла-то это не изменит.

Понимаю, что соседке ничто не угрожает благодаря не только УК, но и моему вероисповеданию, прочитанным в детстве книгам, а также трусости. Хотя если бы кто-то задал мне каверзный вопрос: «А вдруг ее просто не станет – ты опечалишься?» – я бы не сказала «нет», наверное, лишь для порядка…

Можно немного пофантазировать, развернув эту простую бытовую сценку до масштабов абсурдной фантасмагории. Допустим, однажды в будущем «британские ученые установят», что любовь к животным есть следствие сложной деформации личности, представляющей латентную угрозу обществу. А любовь к животным в фазе ее сверхактивного проявления говорит о том, что ваш сосед-кошатник – это «дремлющий» серийный убийца. Американские ученые при этом обнаружат, что паразиты, живущие в кошачьей шерсти, есть основной катализатор раковых опухолей и всех вообще страшных болезней человечества вплоть до аутизма и шизофрении.

А прогрессивное реформирование уголовно-правовой системы приведет к тому, что, например, населению разрешат безнаказанно осуществлять какую-нибудь «превентивную ликвидацию источника повышенной общественной опасности». И что тогда удержит законопослушного гражданина, пекущегося об общественной безопасности, от «превентивной ликвидации» хозяйки злополучных кошек? Верующего удержит умение видеть за «источником опасности» образ Божий, кого-то из неверующих удержит «этика благоговения перед жизнью», страх крови или еще что-нибудь. Но многих и многих – не удержит уже ничто.

Достаточно лишь убедить себя, что «право имею», – и повод для выплеска агрессии готов.

Мы не знаем, в какой момент «из-за левого плеча» нам предложат рассуждения, описанные у классика: «тварь (творение) ли я, или право имею» взять в руки топор? Достаточно лишь последовательно убедить себя, что «право имею», – и повод для выплеска агрессии готов.

Кого-то от убийства удерживает боязнь уголовного преследования, а нас еще и воспитание, что позволяет нам презирать убийц или требовать для них возмездия. Но это совсем не значит, что мы в душе не убийцы. Мы убиваем на уровне эмоций, когда нам хамят в очереди или толкают нас в маршрутке. Убиваем, даже если при этом на лице у нас только благовоспитанно-высокомерная гримаса. Лишь немногие вместо гримасы улыбнутся или пошутят примирительно – в этот момент они побеждают в себе убийцу.

Наши деды и прадеды, а также историки, многое рассказали потомкам о зверствах фашистов. А ведь фашисты до войны – всего лишь люди. Чопорные, бережливые и солидные немецкие бюргеры, и не только немецкие. Что за щелчок в сознании вдруг погнал их в дикую, кровавую, жестокую и бессмысленную авантюру? А ведь погнал же.

Народы воевали, воевали и воевали. А в те годы, когда меньше воевали, больше доносили на соседей, чтобы потом наблюдать «черные фары у соседних ворот», или воевали локально – разводились с женами, разругивались с друзьями. Удивительно, к сожалению, не то, что большая война однажды вновь может грянуть, а то, что она не грянула раньше. И когда в этой связи мы позволяем себе мысли из разряда: «Ну как же Бог терпит?!» – мы должны понимать, что рассуждаем о том, как Он терпит лично нас, рассуждающих, но продолжающих гневаться на брата. От того, что наш гнев пока бескровен, он не перестает быть силой человекоубийственной.

Когда Господь говорил, как восстанет народ на народ, Он не запугивал, а лишь приоткрывал нам, до чего мы докатимся сами.

А еще становится понятно, что, когда Господь говорил о том, как восстанет царство на царство и народ на народ, Он не запугивал нас таким образом карой и местью, не открывал Своих кровавых планов на конец земной истории. Он лишь по Своему всеведению приоткрывал нам то, до чего мы докатимся сами, своими силами да под умелым руководством князя мира сего.

К слову, и кровавые дни Апокалипсиса в этом свете больше не покажутся особо оптимистичным толкователям отвлеченной аллегорией. Мир вокруг нас так высокотехнологичен, разумен и удобен, что трудно и в мыслях допустить возвращение эры варварства и массового насилия. Однако уже сейчас мы видим, как легко и внезапно в отдельных головах морально-правовая система перестраивается таким образом, чтобы носитель головы смог с легким сердцем отдавать страшные приказы, обрекая на гибель сотни людей. Морально-правовая система – послушная штука. Только еще не нашлось того «гения», который бы перестроил ее окончательно – так, чтобы повсеместно человек, отметя «лишние» сдерживающие факторы, смог выпускать вместе с обоймой всю свою непобежденную звериную злобу.

Но когда-нибудь она может появиться, эта особо «гениальная» и универсальная индульгенция на убийство, и мир «съедет с катушек» окончательно. Тогда волна нашей скрытой человекоубийственной ненависти, прорвавшись на волю, выкрасит в кровь даже луну… Это будет та наша, а не чья-то чужая, ненависть, с которой мы прежде слишком вяло боролись и об умирении которой так мало молились… Будет ли это завтра или Господь потерпит еще не один виток истории – кто скажет?

Елена Фетисова

7 июля 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Вспыльчивость и ее преодоление Вспыльчивость и ее преодоление
Валерий Духанин
Вспыльчивость и ее преодоление «В гневе начал царь чудесить…»
Вспыльчивость и ее преодоление
Валерий Духанин
Господь всех нас ставит в ситуации, раскрывающие нам наше подлинное внутреннее содержание. Мы видим свою внутреннюю неправоту (она-то и проявляется во вспыльчивости), преодолев которую обретем внутренний мир.
Гнев, раздражительность и обидчивость Гнев, раздражительность и обидчивость
Из наследия Оптинских старцев
Гнев, раздражительность и обидчивость Гнев, раздражительность и обидчивость
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Один специалист по вопросам семьи и брака назвал как-то гнев убийцей любви. И это выражение можно отнести и к человеческим взаимоотношениям вообще.
Комментарии
Елена19 июля 2014, 02:13
Спасибо огромное за статью.Я все время думаю,почему еще никто не додумался снять фильм о том,что зло внутри нас...каждого.И человек сам себе враг.Что мир рухнет по причине наших грехов нераскаянных.Сняли про Ноя,но исказили все до уродства...Господь до последнего ждет от нас покаяния.Я не научилась еще полностью не гневаться и раздражаться на ближних,молю Бога о помиловании.
Толик12 июля 2014, 17:39
".... и мир «съедет с катушек» окончательно...."
А разве не съехал уже?)
Елена10 июля 2014, 14:39
низкий поклон за вашу статью
Татьяна 7 июля 2014, 20:19
Согласна.
Прости нас, Господи, что молитвы наши не могут быть молитвами истинной любви ко ВСЕМ, по злобе нашей. Мы, немощные, молимся, как можем: прими их, Господи, Сам в нас молись, Боже Всещедрый!
Владимир 7 июля 2014, 16:41
Это не завтра будет, это случилось вчера.
Татьяна Яконюк 7 июля 2014, 13:41
Это страшно, но это не тупик, если мы все встанем на молитву о прекращении братоубийства в конкретной стране или месте-мир немного, но станет большим. И в наших душах, и вокруг нас.В 31час 30минут московского времени помогите нам, кто молится о прекращении братоубиственной войны и исцеления душ наших от взамной ненависти.
Дмитрий 7 июля 2014, 12:44
Здорово! Все правильно. Этот мир таков, не потому что Господь этого желает. Этот мир есть продукт наших мыслей, слов и действий.
Владимир 7 июля 2014, 11:42
Согласен.
Нина 7 июля 2014, 11:22
Спасибо. Согласна со многим.

Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×