В этом году мы отмечаем 100-летие со дня начала Первой мировой войны.
Многие помнят скорбные строки А.А. Ахматовой:
Мы на сто лет состарились, и это
Тогда случилось в час один:
Короткое уже кончалось лето,
Дымилось тело вспаханных равнин.
Вдруг запестрела тихая дорога,
Плач полетел, серебряно звеня.
Закрыв лицо, я умоляла Бога
До первой битвы умертвить меня.
Но сразу возникает целый ряд вопросов: а когда она реально началась? И почему именно 1 августа – день, в который Германия объявила войну России, – считается ее началом? Ведь можно считать началом войны 28 июня – день покушения на австрийского престолонаследника Франца Фердинанда в Сараево, давшего повод для войны. Или 28 июля – день бомбардировки Белграда и начала боевых действий австрийской армии против сербской. Или 3 августа – когда Германия объявила войну Франции. Или 4 августа – в этот день Германия напала на Бельгию и Англия вступила в войну против Германии. А боевые действия вообще начались позднее времени объявления войны.
Ответ кроется в следующем. Война начинается с того момента, когда она становится неминуемой. Ни сараевское покушение, ни даже нападение Австрии на Сербию, связанную союзом с Россией, еще не делало неминуемой мировую войну. Всё могло еще свестись к локальному конфликту, который можно было бы урегулировать средствами дипломатии. Но после того, как одна «сверхдержава» объявила войну другой и начала работать система союзов, мировая война стала действительно неминуемой.
Итак, 19 июля по старому стилю, 1 августа – по новому. Чью память празднует в этот день Русская Православная Церковь?
Думается, не случайно, а глубоко промыслительно, что Первая мировая война началась в память преподобного Серафима Саровского – в день обретения его святых мощей. Ведь, по свидетельству Н.А. Мотовилова, подвижник сам предсказывал эти времена – и свое прославление в Сарове («Среди лета Пасху запоют»), и войну с революцией: «Такая великая скорбь будет, какой от века не было. Ангелы не будут поспевать принимать души». И действительно, всего за несколько недель Верденского сражения в 1916 году с французской и немецкой стороны погибло около 1 миллиона человек.
В общей сложности в Первую мировую войну погибло 10 миллионов солдат и 12 миллионов мирных жителей. 55 миллионов человек были ранены.
Встает и еще вопрос: какова наиболее характерная черта этой войны?
Прежде всего, она апокалиптична. Груды жертв. Гекатомбы жертв. Как будто бы действительно над Европой скакал всадник Апокалипсиса на рыжем коне. Первая мировая продемонстрировала невиданные прежде орудия и способы убийства: газы, пулеметы, танки, самолеты. Иоанн Богослов будто предвидел иприт и хлороформ – тот смрад, от которого погибнут тысячи людей, согласно Апокалипсису, – и танки: в образе коней, извергающих огонь. Поражали убийства на войне, и не только на войне. Первая мировая война продемонстрировала невиданный прежде геноцид мирного населения – христианского по преимуществу. Особенно страшен был геноцид армян 1915–1917 годов, которых погибло от 500 000 до 1 миллиона. Их вешали, обезглавливали, распинали, резали. «Ужас, охвативший армян, – свершившийся факт. В значительной степени это результат политики пацифизма, которой придерживался этот народ в течение последних четырех лет. Присутствие наших миссионеров и то, что мы не участвовали в войне, не помешали туркам устроить резню от 500 тыс. до 1 млн. армян, сирийцев, греков и евреев, при этом подавляющее большинство жертв составляли армяне… Армянская резня – величайшее преступление этой войны, и если нам не удастся выступить против Турции, значит – мы потворствуем им…» (Теодор Рузвельт). Однако армянская резня – не единственное, хотя и самое крупное преступление Первой мировой войны. Стоит вспомнить и о геноциде сербов. Сербия потеряла во время Великой войны около 1 миллиона человек – четверть своего населения. Из них только четверть – боевые потери. Остальные либо умерли от голода и эпидемий, вызванных войной и немецкой оккупацией (немцы вывозили из Сербии и Черногории всё ценное, начиная от колоколов и кончая железными ложками, и прежде всего – продовольствие), либо погибли в концлагерях, выстроенных в Сербии, – страшных предшественников Ясеноваца, или были казнены немецкими, болгарскими, австро-венгерскими карателями. Жуткую сцену расправы болгар над сербскими военнопленными описывает святитель Николай (Велимирович): болгарские всадники конвоировали группу сербских военнопленных (около 200 человек) и вдруг по приказу командира начали их колоть и рубить, приговаривая: «У нас нет хлеба, чтобы вас кормить. Скажите спасибо, что мы освобождаем вас от страданий». Ужас был в том, что это делали не язычники, не воины Аттилы или Крума, а православные христиане, казалось бы – столь близкие к сербам по вере, языку и культуре, вчерашние соратники по борьбе за освобождение от турецкого рабства. К сожалению, не меньшими зверствами прославились болгары и в северных районах Греции.
Нельзя забывать и о геноциде карпатских русинов. За простое сочувствие России их вешали, расстреливали, резали австро-венгерские каратели. Часто всех мужчин того или иного селения вешали на виду потрясенных женщин и детей. Не менее 20 000 русских галичан и буковинцев прошли через страшный лагерь Талергоф, где люди погибали от голода и заразных болезней. В течение полутора лет умерло 15% талергофцев, то есть свыше 3000 галичан и буковинцев. В Прикарпатье не было села или семьи, не пострадавших от австро-венгерских властей. В 1914–1915 годах нередким явлением были массовые аресты целых селений. Всего в результате геноцида русинов 1914–1916 годов погибло около 60 000 мужчин, женщин, детей.
Каковы потери России? По разным подсчетам, от 1 000 000 до 1 300 000 убитых, пропавших без вести и умерших от ран. Около 4 000 000 раненых. Около 2 500 000 пленных. А недавно российскими исследователями в Томске обнаружена уникальная картотека потерь российской армии с приблизительно 7 миллионами карточек. Много это или мало? Если соотносить потери с общим числом населения, то, по сравнению с Германией, Австро-Венгрией и Великобританией (не говоря уже о Сербии), мы потеряли не так много. Однако не забудем о потерях мирного населения, которые, по мнению некоторых исследователей, могут составлять 5 миллионов человек. И кроме того любая потеря – это боль. Погибал не просто солдат – православный христианин, чей-то муж, брат, отец. И эта боль тем более увеличивается, что в России солдаты Первой мировой были не просто убиты, но прокляты восторжествовавшими революционерами. Те, кто предал страну, бросил землю на растерзание врагам, поспешили объявить Вторую Отечественную войну империалистической, захватнической, а героев той войны – прислужниками капитала. Был закрыт музей Первой мировой войны в Ратных палатах Царского Села, уничтожен памятник героям Великой войны в Вязьме. Ненадолго о них вспомнили во время Великой Отечественной: имена Нестерова, Карповича и Брусилова потребовались для мобилизации народа на борьбу со старым врагом – немцами. Но отгремели победные залпы, и почти всё вернулось на круги своя. В 1979 году, в преддверии Олимпиады, было варварски уничтожено кладбище участников войны в Москве на Соколе, рядом с храмом Всех святых.
Ныне эта несправедливость исправляется. В декабре 2012 года Президент России утвердил поправку в Федеральный закон России «О днях воинской славы и памятных датах России», вступившую в силу с 1 января 2013 года, согласно которой 1 августа объявляется Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914–1918 годов. А сегодня Президент Российской Федерации В.В. Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открывают памятник героям Великой войны на Поклонной горе, воздавая долг благодарности русским воинам, павшим за веру, царя и Отечество.
Однако остается множество вопросов. Почему началась эта война? Как христиане смогли дойти до жизни такой? Кому она была выгода? Каковы ее последствия? Эти вопросы мы рассмотрим в наших следующих публикациях.
1. Очевиднейшая причина - погибло больше людей 16,563,868–40,000,000, чем в какую-либо другую войну до этого (больше, чем в Наполеоновскую: 3,500,000–6,000,000).
2. Великая потому, что в неё были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств.
3. Распались 4 огромных, великих империи - Австро-Венгерская, Оттоманская, Прусская и Российская империи.
4. Если бы не случилась Первая мировая - вероятно, не случилась бы Вторая мировая. Как сказал французский маршал Фош, подписавший Версальский мирный договор после Первой мировой: «Версаль – это не мир, а перемирие на 20 лет». (1919 г.)
5. П.С. США в первый раз отчётливо поняли, что на войнах можно делать большие деньги и увеличивать своё мировое влияние. Что они снова и сделали во Второй мировой (США - единственная страна, получившая большие прибыли после Второй мировой и которой не надо было восстанавливать своей территории). И что США делало и весь оставшийся 20 век.