Споры о включении курса «Основы православной культуры» в систему российского образование уже не первый год будоражат наше общество. Для тех, кто считает, что у России как государства есть будущее, эта тема уже давно перешла в практическую плоскость. И главное мнение по этому вопросу одно – медлить нельзя. И в первую очередь потому, что само общество уже созрело для этого.
«Мы больше верим в цифирь, чем в чудо», – так начал свой доклад доктор исторических наук Сергей Переверзев. Приведенные им цифры, действительно, не радуют, но дают возможность проанализировать ситуацию. Сегодня 83 % россиян считают себя христианами, более 50 % – православными (в основном среди старшего поколения), но только 14 % говорят о том, что Бог – это Троица, лишь 23 % утверждают важность таинств (среди мусульман – 40 %), при этом 69 % думают, что в церковь можно не ходить. Если сравнивать ситуацию с концом 80-х годов, то количество воцерковленных выросло с 4 % до 15 %, а средний возраст заметно помолодел – с 62 до 44 лет. Напомним, что в мире считается высоким процент воцерковления, если он равен 5–6%, у нас в стране – 11 %, и эти цифры говорят сами за себя. Сейчас только 18 % россиян утверждают, что богатство может сделать их счастливыми, остальные выбирают любовь, здоровье близких и детей. 54,3 % хотят, чтобы «у власти были люди верующие», 17,2 % относятся к этому отрицательно. 58,8 % наших граждан доверяют Церкви – это второе место по кредиту доверия.
Подводя итог, докладчик отмечал: наше общество признает, что оно действительно больно, «но больной хочет выздороветь, нужно лекарство, и нет других вариантов, кроме Бога». «Не нужно надеяться на природную религиозность, ведь история показывает, что все христианские правители завещали детям хранить веру православную. Для каждого человека это всегда личное – обретение Христа. А наша задача – создать условия. В нас есть потребность в духовном преображении, она сформировалась, теперь нужно, чтобы она стала реальностью», – сказал Переверзев.
По мнению выступавших, причина активного сопротивления введению курса ОПК в том, что последние 15 лет стране навязывались либеральные ценности и западные стандарты жизни, основанные на эгоизме и потребительстве. Эти процессы затронули и отечественную систему образования. О том, какие плоды мы можем пожать в обозримом будущем в этой сфере, говорил проректор Перервинской духовной семинарии Владимир Стасюк. Он внимательно изучил практику либеральной политики США за последние 40 лет, особенно нынешнее состояние американского образования, и подчеркнул бесперспективность этого выбора. Ошибочность выбора западных стандартов жизни хорошо проиллюстрировал президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических и философских наук Сергей Комков. Он процитировал Билла Гейтса, заявившего, что «образование в Америке умерло: выпускники не способны создавать, продуцировать, они лишь потребители готового, чужих услуг». Причина таких результатов – придание американскому образованию прикладного характера и введение ЕГЭ. Кстати, Франция, придумавшая ЕГЭ в 1967 году, через 5 лет отказалась от него.
Обосновывая необходимость возврата к опыту классического русского образования и, в частности, религиозного образования, В. Стасюк сказал: «Религиозные потребности – это глубинные потребности, необходима их реализация. Цивилизации возникали на основе религии, а когда ее теряли – исчезали. История засыпана обломками народов, которые потеряли Бога и умерли».
Участники конференции были единодушны во мнении, что главным условием сохранения национальной идентичности является сопутствующее религиозное образование. Так же было отмечено, что курс ОПК полностью и методически грамотно разработан и готов к широкому применению в школе. Об этом говорило хотя бы то, что участники конференции не полемизировали друг с другом, а обменивались практическим опытом.
Собравшихся больше всего интересовало, какие проблемы обозначились там, где курс уже преподается. Так, заместитель декана филфака МГПУ Ирина Минералова говорила о важности личности учителя, который придет преподавать курс ОПК детям. На нем лежит особая ответственность за слово, которым он расскажет о предмете. Основываясь на своем опыте работы со студентами, она убедилась в необходимости религиозного просвещения, работы со словом, возвращение словам их исконного значения. «Наше время – время выхолащивания понятий, обезличивания слов, – заявила Минералова и процитировала известного песнопевца: – Никто отныне не блудит, а занимается любовью».
В самом МГПУ уже четыре года проходят Пасхальные чтения для преподавателей и студентов, разработаны курсы «Псалтирь в поэзии» и «Дом, семья в литературе».
Михаил Рязанцев поделился своим опытом по введению курса ОПК школе № 25 г. Люберцы. Начали с ремонта класса, потом решали проблему кадров: мало учителей, готовых вести подобный курс. Сегодня этот предмет уже в сетке часов, 400 учеников четвертых – пятых и восьмых – девятых классов обучаются по программе ОПК, в других школах города – это либо факультатив, либо кружки. Докладчик также отметил, что, «чем дальше от Москвы, тем больше проводится работы и тем богаче опыт».
Этот вывод ярко проиллюстрировал учитель истории сельской школы из Нижегородской области Андрей Елисов, который работает по курсу ОПК во всех школьных звеньях. Он проанализировал содержание современных учебников истории в России и на примерах показал явную дискриминацию в них Православия. Особо отметил, что курс ОПК для учеников интересен, пробуждает детское творчество. В целом по области предмет востребован в основном в сельских школах, в самом Нижнем Новгороде вводится курс «Религии России». При этом наблюдается следующая тенденция: в школах, где введен курс ОПК, заметно улучшилось качество обучения.
На конференции был отмечен уникальный опыт и впечатляющие результаты г. Брянска, где позднее всех начали преподавать ОПК. С сентября 2006 года по приказу Департамента образования Брянской области введен курс в начальной, средней и старшей школе. Создано инструктивное письмо для правильного проведения опроса среди родителей. Отказов от курса было мало, в основном это были семьи интеллигенции, считающей себя атеистами. Департаментом были закуплены учебники, методические пособия. Курс в школах введен в сетку часов последним или первым уроком, если же посредине рабочего дня, то дежурный учитель занимается с теми учениками, кто не посещает курс. Институт повышения квалификации проводит стационарные и выездные курсы, на базе храмов проходят практические занятия. Проведенный среди учителей опрос показал полезность и актуальность курса. В старших классах ОПК преподается учителями общественных дисциплин; опыт показал, что лучше получается, если курс ведут преподаватели МКХ. Своим опытом преподавания «Основ православной культуры» делились коллеги из Белоруссии и Украины. Там в некоторых регионах результаты просто потрясающие: в Крыму, например, предмет изучается в 400 из 600 школ.
Епископ Элистинский и Калмыкский Зосима рассказал о жизни православных в среде, где преобладают мусульмане и буддисты: «Религия входит в нашу жизнь, где по-прежнему бытуют советские штампы: Россия – тюрьма народов. Мы должны сами побеспокоиться о себе, о своей культуре. В нашей епархии мы трудимся над тем, чтобы был мир между людьми разных вероисповеданий. Мы делимся своей культурой, готовим концерты для мусульман, буддистов, поддерживаем теплые отношения между главами Церквей, но только не в сфере служения. Нужно работать, но без кликушества, реализовывать миротворческий потенциал Православия». Владыка сам является примером того, что многое зависит от духовенства и его активности. Когда он принял епархию, в республике был один православный храм, сегодня их 20. Весной в центре Элисты откроется памятник преподобному Сергию Радонежскому и будет заложен фундамент большого кафедрального собора.
Подводя итоги работы конференции, автор курса «Основы православной культуры» Алла Бородина сказала, что для введения курса все готово: есть одобренные Министерством образования учебники; разработаны программа и методики преподавания; Комиссия по правам человека при Президенте РФ сделала вывод, что курс не нарушает принцип светскости образования. По мнению Бородиной, курс ОПК дает возможности повышения творческой культуры ребенка, формированию патриотического мировоззрения, конструктивной социализации молодежи. А. Бородина акцентировала внимание на том, что это религиозно-познавательный курс: «Мы ориентируем ребенка в мире ценностей. Анкетирование родителей показывает, что многие отмечают качественное изменение в детях, и все больше поддерживают курс».