Аббат Майкл (Вуд): Православие – это прошлое и будущее Европы

Аббат Майкл (Вуд) Аббат Майкл (Вуд)
Об истории православного западного литургического обряда и перспективах возвращения Православия в страны Европы и Великобританию корреспонденту портала Православие.Ru рассказывает благочинный православных приходов западного обряда в Великобритании, богослов и литургист аббат Майкл (Вуд), священник Русской Зарубежной Церкви Московского Патриархата (РПЦЗ).

– Отец Михаил, вы были англиканином. Как получилось, что вы перешли в Православие?

– Я родился и вырос в Церкви Англии (Англиканская церковь). В 1970-х годах я некоторое время жил в США. Это было как раз тогда, когда тамошние англикане решили рукополагать женщин. Выражая свое отношение к подобным нововведениям, многие из нас объединились в новое церковное сообщество, которое получило название Continuing Anglican Church (Продолжающаяся Англиканская Церковь. – Прим.ред.) Через несколько лет я заметил, как эта церковь начала дробиться, и для меня стало очевидно, что это не Церковь. В детстве я воспитывался в строгой, консервативной части Англиканской церкви и был научен почти всему тому, чему учит Православие. И я начал искать ту Церковь, в которой сохранялось бы апостольское учение и учение Отцов Церкви. Изначально я пришел в Антиохийскую Православную Церковь, но вскоре перешел в РПЦЗ. К тому времени я уже принял монашеский постриг и продолжил свой путь в Православии как монах-отшельник, живя в своей келье на горе.

– Как вы думаете, что европейцы могут найти для себя в Православии? И чем Православие может быть полезно для Европы?

Европейцы нуждаются в ясном и четком знании истории Церкви с апостольских времен

– Мы надеемся, что европейцы могут найти в Православии истинную веру, сохраняющую то, чему учил Христос и апостолы. Мы, православные, не можем винить католиков и протестантов за их основные заблуждения, потому что они воспитывались в них с детства, и поэтому убеждены, что их воззрения являются истинными. Наше дело заключается в распространении апостольской веры. Мы можем начать хотя бы с того, чтобы показать им полную Библию, а не тот сокращенный вариант, который использует большинство протестантов. Мы должны сделать труды Отцов Церкви широко известными, издавая недорогие, доступные любому книги со святоотеческими творениями на английском, французском, итальянском и немецком языках. Это откроет жителям Европы ту полноту веры, которой учил Христос. Они нуждаются в ясном и четком знании истории Церкви с апостольских времен.

Аббат Майкл (Вуд) Аббат Майкл (Вуд)
    

Но это учительство подходит для тех, кто уже считает себя христианами. К сожалению, правда заключается в том, что многие европейцы живут уже в постхристианском мире, поэтому ничего не знают о христианском учении. И как донести до них свет веры – неизвестно. Этих людей сейчас подавляющее большинство, и мы должны разработать такие средства, чтобы и они могли быть просвещены.

На мой взгляд, Патриарх Кирилл имеет прекрасную возможность стать знаменосцем Православия в Западной Европе. Только он может вернуть истинное христианство в Европу. В глазах европейских обывателей западные церкви запятнали свою репутацию проблемой педофилии среди духовенства. Православная Церковь не страдает этими проблемами и, следовательно, может принести христианство назад. Русская Церковь в странах Северной Европы имеет реальный шанс на повторное преобразование Европы.

Запад может быть западным и при этом православным

Патриарх Кирилл должен иметь полномочного представителя в Западной Европе. Он должен иметь дополнительную резиденцию, возможно, в Лондоне, он должен видеть и слышать, что происходит, должен ощущаться европейцами как присутствующий. Но в европейские страны он должен принести европейское христианство, а не византинизм. Все реальные возможности для изменения ситуации и для того, чтобы стать Патриархом Запада у него есть, если только он и его советники не будут слушать тех, кто пропагандирует только «русскость». Он должен увидеть и понять, что Запад может быть западным и при этом православным. Мы здесь, на Западе, нуждаемся в Святейшем. Мне кажется, что уже пришла пора для Русской Церкви создать группу западных консультантов, чтобы подготовить рехристианизацию Европы.

Аббат Майкл (Вуд) Аббат Майкл (Вуд)
    

– Отец Михаил, вы благочинный православных приходов западного обряда в Великобритании. Расскажите об истории этого обряда в вашей стране и о том, каково его значение для Церкви.

– Во-первых, мы должны ясно представлять себе, что такое «западный обряд» в Православии.

Церковь в Британии и Северо-Западной Европе имеет очень древнюю историю. Святой Дорофей Тирский направил апостола от 70-ти Аристовула в качестве епископа в Британию в 37 году нашей эры. Мы знаем, что Аристовул создал первые общины вокруг Бристольского залива на западе Англии. Это говорит о том, что Церковь в Британии древнее, чем Церковь в Греции или Церковь в Риме.

В 397 году нашей эры святой Ниниан основал первый упоминающийся в хрониках монастырь в Вифорне в области Галлоуэй на юге нынешней Шотландии. Христиане очень успешно обращали последователей местной религии друидов. Происходило это в первую очередь потому, что их верования были сходны с христианством. Друиды верили в Святую Троицу, одним из лиц которой был Йезу, который, по их представлениям, должен был посетить Землю. У друидов не было «церкви», но они имели ряд совместножительных общин по всей стране, которые постепенно были превращены в христианские монастыри.

Мы служим православную Литургию столь же древнюю, сколь и Литургия святого Иоанна Златоустого

Церковь на Британских островах заимствовала свою первую Литургию из Эфеса во времена, когда там еще жил святой Иоанн, и развивала ее на протяжении всего первого тысячелетия. Сегодня мы имеем Литургию святого Иоанна Богослова во всей ее полноте. Эта Литургия никогда не использовалась римо-католиками или протестантами после Великого раскола и потому не содержит их заблуждений. Это чисто православная Литургия. Мы служим православную Литургию столь же древнюю, сколь и Литургия святого Иоанна Златоустого.

В Британии с самого начала было много монастырей, а с 450 года появились монастыри, в которых подвизалось более чем тысяча монахов.

Храм-часовня Западного обряда Православной Церкви Храм-часовня Западного обряда Православной Церкви
    

Британская Церковь ориентировалась не на Рим или Константинополь, а на Иерусалим. Великий святой, Давид, архиепископ Британии, был рукоположен именно в Иерусалиме, как и его преемники.

В 600 году нашей эры в великом монастыре в Джарроу в северной Англии жил ученый монах по имени Беда. В своих трудах он повествует о том, как святой епископ Венедикт построил часовню в монастыре. По описаниям Беды, святой Венедикт разместил иконы на стенах и на иконостасе перед алтарем. В английском языке такой иконостас называется Rood Screen. Подобные иконостасы до сих пор существуют во многих английских церквях. Таким образом, церкви Британии во второй половине первого тысячелетия мало отличались от первых церквей в России.

Службы проходили с Rood Screen’ом, находящимся между алтарем и прихожанами. Алтарная преграда имела только одну дверь в центре и иконы святых по разные стороны от нее. Над дверью было распятие. Священник носил одежды, которые использовали одновременно на Востоке и на Западе, мог служить вместе с одним или несколькими диаконами и иподиаконами. Сама Литургия, в отличии от восточных и западных чинов послераскольного периода, в те времена не была триумфальной, поскольку вокруг еще были язычники и не все были обращены в христианство. Сегодня вокруг нас находятся неверующие, и мы находимся в том же положении, что и в те времена, поэтому Литургия для нас столь же актуальна, как и тогда.

Что же произошло дальше? Необходимо помнить, что западный обряд не исчез из Православия после Великой схизмы. Он продолжал практиковаться в Константинополе, Иерусалиме и на Афоне еще примерно три сотни лет после раскола. В более близкие нам времена Святейший Синод в России дважды, в 1870 и 1907 годах, давал благословение на использование западного обряда православными людьми в странах Запада. Русская Зарубежная Церковь сохраняет его и по сей день. Антиохийский Патриархат благословил служение по западному обряду в 1958 году и сохраняет его сегодня. Сербская Церковь практикует его во Франции. Мы должны помнить, что со времени Великого раскола пятнадцать православных Патриархов, семь митрополитов, восемь архиепископов и семнадцать епископов благословляли использование западного обряда в Иерусалиме, Константинополе, Польше, Чехословакии, Франции, Соединенных Штатах, Австралии, Канаде и Новой Зеландии. Великий святой Иоанн Шанхайский сам служил по западному обряду в Париже, возглавлял епархию западного обряда и рукоположил епископа западного обряда. Другой русский архиерей, митрополит Антоний (Храповицкий), участвовал в рукоположении епископа западного обряда священномученика Горадза (Павлика) и епископа Досифея (Иванченко), принятого в 1965 году в православный монастырь западного обряда, подчинявшийся Московскому Патриархату.

К сожалению, среди православных есть люди, которым неприятна сама мысль о западном обряде. Многие русофилы или грекофилы, обращенные в Православие, не могут отрешиться от своего англиканского или римо-католического прошлого. Они не без основания полагают, что их бывшие церкви предали их, и резко противятся всему, что, пусть даже отдаленно, напоминает им о прошлом.

Некоторые утверждают, что западный обряд «вносит раскол» в Православие. Почему-то они не вспоминают о том, что Православие практиковало как восточный, так и западный обряды в течение 1300 лет, и что вовсе не Литургия разделила христианскую Церковь. Литургические различия не играли никакой роли в Великом расколе.

Я хочу особо подчеркнуть, что наш западный обряд ничего общего с современным римо-католическим обрядом не имеет.

Я хочу особо подчеркнуть, что наш западный обряд ничего общего с современным римо-католическим обрядом не имеет.

Чтение Апостола Чтение Апостола
    

– А отличается ли западнообрядное богослужение от восточного?

– Нет, Литургия западного обряда ничем не отличается от восточного. Мы также употребляем эпиклезу (призывание Духа Святого) и так далее. По существу, это одно и тоже богослужение. Обычно западный обряд несколько короче, но ненамного.

– Каково сейчас положение Православия в Великобритании? Много ли православных в Англии?

– Сейчас в Великобритании православных всех юрисдикций 331 тысяча человек. По расчетам, в ближайшее время их численность вырастет до 7% от общего числа жителей. Большинство из них принадлежит к греческому Православию (надо помнить, что Кипр почти сто лет был частью Британской Империи). И всего около 30–40 тысяч не относятся к Греческой Церкви. Епископ Каллист (Уер) из Вселенского Патриархата – единственный православный епископ-британец. Большинство священников принадлежат Антиохийской Церкви и, конечно, РПЦЗ.

– Каковы отношения между англиканством и Православием в Великобритании?

– Учитывая крайний либерализм, который полностью охватил Англиканскую церковь в последние четыре десятилетия, сейчас почти нет никаких связей у англиканства с Православием, кроме как на низовых уровнях. Однако православные сохраняют теплый диалог с англиканами, что позволило им получить большинство зданий по низкой цене. Многие православные используют бывшие англиканские церкви для совершения богослужений, а также арендуют их не только у Англиканской церкви, но и у методистов.

– На ваш взгляд, каковы сильные и слабые стороны Православия в Великобритании?

Православие существовало в Великобритании тысячу лет. Этот период охватывает две лучших эпохи: кельтскую и англосаксонскую.

– Как ни странно это звучит, я считаю, что сильной стороной Православия является тот факт, что оно остается все еще относительно неизвестным; оно не запятнало себя теми скандалами, с которыми ассоциируются Римско-католическая и Англиканская церкви. Это значит, что когда люди сталкиваются с Православной Церковью, им не надо преодолевать негативные ассоциации. Кроме того, как я уже говорил, Православие существовало в Великобритании тысячу лет. Этот период охватывает две лучших эпохи: кельтскую и англосаксонскую. Когда люди узнают, что святой Колумба является православным, что выдающиеся религиозные памятники архитектуры, такие, как кафедральный собор города Или и монастырь на острове Лидисфарн были основаны православными миссионерами и евангелистами, когда они понимают это, они чувствуют, что Православие – это их основа. Британское христианство вышло из православной колыбели: его матерями были аббатисы Хильда и Бригитта, его учителями были Кутберт и Айдан, во время нашествия датчан и норманнов оно пролило свою кровь. Очень важно понять все это.

Слабость Православия, скорее всего, заключается в отсутствии интереса к миссии. В некоторых юрисдикциях здесь никогда не прекращали служение почти исключительно этнические группы. Другие же были перегружены огромным числом новых иммигрантов, прибывших в страну за последние двадцать лет. Как всегда, нам не хватает священников: многие из них отдают все свое время, чтобы помочь русским, румынам, грекам и так далее. По этой причине они не могут достучаться до местного населения, у них просто нет времени.

Есть еще одна проблема, которая существует, на мой взгляд. Византийская Литургия для многих англичан не является своей из-за ее пышности, из-за того, что они называют «floweryness» (Цветистость. – Прим.ред.). Мы внутренне настроены на более строгие формы поклонения. Хотя во многих случаях это может быть смягчено английским языком богослужения, мне кажется, что в Англии есть веские основания для использования древних западных литургий, если мы хотим привлечь широкие слои населения, а не только людей с университетским образованием, людей среднего класса, склонных к восприятию славянской гармонии.

Монастырь в Глендолахе. VI в. Монастырь в Глендолахе. VI в.
    

– Есть ли будущее у Православия в Европе? И как может помочь западный обряд в укреплении позиций Православия в Великобритании и в Европе в целом?

– Да, на мой взгляд, есть большое будущее у Православия в Западной и Северной Европе. Мир не может жить без Христа. Однако нам следует серьезно задуматься о том, что было сделано Православием ранее и развивать это. Нам нужно больше богослужений на английском языке (это позорно, что есть только одна Литургия на английском языке в центре Лондона и что в церкви канадский священник), но и не только это. Нужно больше западнообрядных богослужений, потому что во многих случаях и во многих местах одного английского языка явно недостаточно. Мы должны обращаться к людям на местах. Это именно то, что делали апостолы. Я нечасто ссылаюсь на Тиллиха (Пауль Тиллих, протестантский теолог и философ. – Прим.ред.), но нам нужно принимать «большее участие в ситуации». А ситуация такова, что даже сейчас, спустя почти тысячу лет, в Англии, благодаря ее истории и любви к ней людей, сохраняются остатки не-византийского Православия. Нам нужно оживить это и работать, если мы хотим по-настоящему преуспеть в этом благом деле.

Великий вход Великий вход
    

С аббатом Майклом (Вудом)
беседовал Виктор Щедрин

12 ноября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Трагедия английской истории Трагедия английской истории
Прот. Андрей Филлипс
Трагедия английской истории Трагедия английской истории
Протоиерей Андрей Филлипс
До нормандского завоевания в Англии существовала замечательная национальная культура, основывавшаяся на Евангелии, на житиях древнеанглийских святых и пропитанная духом истинной Церкви.
Святые Британии с нами Святые Британии с нами
Прот. А. Филлипс, Дм. Лапа
Святые Британии с нами Святые Британии с нами
Протоиерей Андрей Филлипс, Дмитрий Лапа
Мы порой мало что знаем о древних святых, подвизавшихся в Британии, но, посещая места их праведной жизни, чувствуем, как освятили они землю своими благодатными молитвами.
Остатки православной традиции в английской жизни Остатки православной традиции в английской жизни
Прот. Андрей Филлипс
Остатки православной традиции в английской жизни Остатки православной традиции в английской жизни
Протоиерей Андрей Филлипс
До недавнего времени юлианский календарь англичане называли «английским стилем», а григорианский, или новый календарь, называли «римским стилем».
Комментарии
Александр Егорин13 октября 2017, 20:11
Помоги, Господи, аббату Майклу и православным в Англии!
Михаил 8 ноября 2015, 07:56
Сергей, Грузинскую землю забыли, а почему не сербскую, и т.д? Грузинское Предание говорит, что Богородица должна была проповедовать в грузинских землях/
Александр 6 ноября 2015, 00:16
Немного истории Православия для тех, ревнителей "древлего благочестия" и византийского обряда, которых эта статья смущает.
Что такое Литургия Иоанна Златоуста? Кто её написал?
Вы думаете, что Литургию Иоанна Златоуста составил сам Отец Церкви? Тут я вынужден Вас разочаровать. Ибо чары и неправда не должны быть присущи православным христианам.
До 11 века в Византии не задумывались о едином богослужении. В разных местах службы весьма разнились. И любая Литургия нызывалась Златоустовой ежели Анафора в ней была Анафора Иоанна Златоуста, святого Отца Церкви.
В настоящее время историкам доступно и дошло до наших дней более 60 Литургий Иоанна Златоуста.(можете прочесть об этом в толковом типиконе Скабалановича) Объединяет их лишь одно - Анафора.
Не верите? Ну вот вам пример. Херувимская песнь. Херувимская песнь была включена в чин Литургии императором Юстином II в 573 году в Константинополе. Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии. Иоанн Златоуст родился ок. 347 и 14 сентября 407 отошёл ко Господу. А песнопение Милость Мира во времена Иоанна Златоуста и намного позднее вообще представляло собой диалог между клиром и прихожанами.
А те кондаки, от которых в современном богослужении остались лишь строчки когда-то пропевались на службе полностью, а это объёмные произведения. Им на смену пришли тропари, от коих тоже мало что осталось.

Александр25 сентября 2015, 12:12
Ярославу:

Эти обряды появились до раскола Церкви в 1054 г. Латинская месса - ничуть не менее древнее богослужение, чем наша греческая литургия Св. Иоанна Златоуста. По латинскому обряду молились Св. Бенедикт Нурсийский, Св. Августин, Св. Моника, Св. Амвросий, Св.Патрик и другие дораскольные подвижники Запада.

И в статье особым образом оговариватся, что западный обряд, практикуемый в ПЦ, отличается от современного католического, принятого в 1960-х гг. на втором Ватиканском соборе. В отличие от современной католической мессы, богослужение проводится лицом к Богу, а не к народу, и не урезано.
Александр25 сентября 2015, 12:07
Сергею:

Слово "аббат" произошло от латинского "abba", т.е. отец. Сравните с восточным "авва". По смыслу "аббат" - тот же иеромонах.

"Пусть находят те православные митрополии, которым запад и по духу и по традициям ближе, но это никак не может быть Русская или Греческая церкви." - покажите мне такую митрополию, где западный обряд практикуется повсеместно? Лично я не вижу ничего плохого, что такой приход административно подчиняется РПЦ. Главное, что он расположен не в России, Украине, Греции... а в западной стране, где такого рода богослужения традиционны.

"Такое чувство, что этот ..эээ аббат просто ненавидит русские и греческие традиции..." - Лично я никакой ненависти не заметил. Он не ненавидит Россию и Русскость, а защищает СВОЮ национальную традицию. Он, всё-таки, англичанин, а не русский, и русским стать на 100% не сможет по определению. Да и нужно ли это Богу, чтобы все православные независимо от национальность, принимали Русскость? Написано же в Новом Завете, что у Бога нет ни эллина, ни варвара, ни скифа....

"Матерь Божия избрала своими уделами на земле не Англию с ее более чем тысячелетними православными традициями (как выразился аббат), не Францию, не страны Скандинавии, а Грецию, Иверию и Святую Русь (Украину и Россию)." - Да, но Господь наш Иисус Христос, избрал местом своей проповеди ВЕСЬ МИР! Идите, и научите ВСЕ НАРОДЫ - так сказано в Евангелие. И православие в Англии до раскола Церкви 1054 г., дейсвительно существовало тысячу лет.
Светлана Ноакес 7 августа 2015, 00:05
Ошибка. Апостол Павел направил Аристовула(апостола от 70-и)в Британию.А священомученник Дорофей Тирский, жил в 4-ом веке, и составил сказания о житии пророков и апостолов.
Олег С. 5 августа 2015, 20:38
На все воля Господа и Спаса нашего Иисуса Христа! Ему подобает честь и слава! С Безначальным Своим Отцем и Святым Духом! Троице Единосущной и Нераздельной!Ныне, присно и вовеки веков! Аминь
Ярослав 7 мая 2015, 01:02
Оно то конечно хорошо что они пришли к Православию, но уж больно на обманку-Унию похоже, ведут себя как католики, но внутри православные, насколкьо православны все эти обряды, которые вызрели в катлоичестве?
Сергей 2 апреля 2015, 14:10
Довольно интересная статья, но есть некоторое смущение:
1) Почему аббат Русской Православной Церкви Заграницей практикует западный обряд? (практиковл бы тогда уж русский, раз он относится к Московскому патриархату)
2) Опять же почему "аббат", а не иеромонах?... хотя на последнего он мало похож.
Я абсолютно согласн с тем, что на западе уместно использвать ПРАВОСАВНЫЕ ЗАПАДНЫЕ ТРАДИЦИИ, которые сформировали великие святые подвижники: святитель Патрик, преподобная Бригитта Килдарская, преподобный Кевин Глендалукский, святой Колумба, и прочие великие святые запада, но зачем трогать РПЦ и РПЦЗ? Пусть находят те православные митрополии, которым запад и по духу и по традициям ближе, но это никак не может быть Русская или Греческая церкви.
Дальше веселее: "Но в европейские страны он(Патриарх Кирилл) должен принести европейское христианство, а не византинизм. Все реальные возможности для изменения ситуации и для того, чтобы стать Патриархом Запада у него есть, если только он и его советники не будут слушать тех, кто пропагандирует только «русскость». -Это вообще меня убило. Такое чувство, что этот ..эээ аббат просто ненавидит русские и греческие традиции.... Отче, но почему вы тогда еще в РПЦЗ, раз вам так чужда Русскость?! И еще, чисто для аббата Майкла,хочу напомнить- Матерь Божия избрала своими уделами на земле не Англию с ее более чем тысячелетними православными традициями (как выразился аббат), не Францию, не страны Скандинавии, а Грецию, Иверию и Святую Русь (Украину и Россию).
Александр23 февраля 2015, 09:03
Ну не понимаю я, чего вы так прицепились к Западному обряду, и почему его "европейцы подогнали под себя"? Это - их традиция, нам русским/греческим/сербским православным её никто не навязывает, а у них эта традиция существовала ещё до раскола Церкви. Западный богослужебный обряд начал формироваться ещё во времена Римских пап Григория Великого, Климента, которых Православная Церковь почитает как Святых, т.е. ещё задолго до раскола. Почему православный европеец должен обязательно перенимать на себя русскую/греческую культуру? Ведь он всё равно останется европейцем и англичанином. И да, ничего неправославного в Западном обряде нет. Если эти общины не признают догмат о филиокве, о чистилище, о непорочном зачатии Богородицы и другие католические послераскольные нововведения, то что здесь неправославного? Это просто МЕСТНАЯ ТРАДИЦИЯ, и не более того. Православие - это не обряд и не традиция, это неискажённая Вера и догматика, правильная духовная жизнь. Если бы суть Православия сводилась только к обрядовой стороне, то это было бы уже не Православие, а иудаизм.
Андрей11 февраля 2015, 17:01
Опять эти европейцы всё под себя переделать хотят,уже переделали... Православие есть православие и ни чего не надо "подгонять".
Sergii 1 января 2015, 22:04
Kak objasnite Citatu iz texta:"Святой Дорофей Тирский направил апостола от 70-ти Аристовула в качестве епископа в Британию в 37 году нашей эры." ?!
Esli:Святой Дорофей Тирский (255—362)
Spasi Xrictoc!!!

Иером Амвросий26 ноября 2014, 08:41
“благочинный православных приходов западного обряда в Великобритании.” Знаем ли мы, число приходов западного обряда в благочинии под руководством отца Майкла?
Татьяна13 ноября 2014, 12:35
А где же все вчерашние комментарии??

Спасибо за это интервью, которое сподвигло изучить вопрос о западном обряде в Православии. Оказывается, это чуть ли не уния наоборт. Никогда не думала, что что-то подобное и у нас существует...
Лариса Воронина13 ноября 2014, 09:20
Аббату Майклу, конечно, виднее, есть ли у Православия в Британии будущее или нет... главное, чтоб до России не дошло. У них своё, у нас - своё, и не будем смешивать.
mila t13 ноября 2014, 07:23
Спаси Господь святый отче
Помогай вам Господь и Пресвятая Троица
от БОГА ваша мудрость и помолимся братия и сестры за братьев и сестер во Христе Иисусе
Британских да будем все едины в Господе нашем радость то какая .
Господи и Матушка Богородице помогите нам всем чтобы больше и боьше христиан становилось день ото дня
Анна Рябикова13 ноября 2014, 03:19
Спасибо за интереснейшую статью.
Цитирую отца Майкла:"Я хочу особо подчеркнуть, что наш западный обряд ничего общего с современным римо-католическим обрядом не имеет".
Это и так, и не так. Да, отец Майкл служит всеми нами любимую Литургию Иоанна Златоуста по православным правилам, но при этом есть расхождения в богослужебной практике.
По фотографиям видно, что о.Майкл читает Апостол лицом к народу, но спиной к Престолу и жертвеннику. В нашей богослужебной традиции Апостол и Евангелие читается лицом к алтарю.
Огромнейшая разница между нашими традициями и в том, что между алтарём и народом нет иконостаса и Царских Врат. Литургия таким образом совершается всегда при открытых Царских Вратах (у нас только в Пасху и Светлую седмицу), служится на всеобщем обозрении.
Такие богослужебные различия тоже, без сомнения, разделяют нас. Любое нововведение в богослужении всегда воспринимается нашими верующими как обновленчество.
Что касается русских православных миссионеров для рехристианизации Англии и Европы...Увы, наша страна лидирует по количеству абортов, а верующих, регулярно посещающих храм - около 1,5-3 %. Нам бы себя из греховного болота вытащить, прежде чем "лечить" других.
Н. Покопаев12 ноября 2014, 20:08
Спасибо за материал. Западный обряд в Православии - это неизвестное многим сокровище, которое необходимо поднимать на поверхность и открывать как можно большему количеству людей. И исторически так сложилось, что именно русская Церковь всегда была основой для миссии на Западе. Сейчас ситуация другая - западный обряд в основном существует в рамках Антиохийской Церкви (в США), и лишь небольшое количество энтузиастов РПЦЗ действует в Европе.

Русское православие имеет колоссальное миссионерское наследие и опыт создания автономных церковных организаций в инославном окружении. Европа с ее святынями, традициями и историей ждет новой христианизации, и мы должны ей заняться, не замыкаясь, как греки, в своем "этническом гетто".

А то, что "аббат" - это же отлично. "авва" он и есть "авва". И не стоит людям полностью оказываться от своей культуры и переходить в русскую или греческую для того, чтобы оставаться православным. хотя "vladyka" и "matushka" на Западе тоже сплошь и рядом)
Мария12 ноября 2014, 18:57
Дай-то Господи, цепляясь за буквы не угасить Духа. И склоняясь к западным обрядовым формам, не исказить православного учения.
Mihail Shvets12 ноября 2014, 17:37
По фотографиям в странном облачении, по названию "аббат" и тексту сложилось мнение, что это католицизм, притворяющийся православием
Татьяна12 ноября 2014, 14:29
Аббат, западный обряд...Странное у меня ощущение сложилось от прочитанного. Что-то здесь не то...
Наталья12 ноября 2014, 14:03
Благодарю. Осталась под впечатлением. Есть надежда, что та часть западного общества, которая ясно ощущает сильное негативное влияние в духовной сфере, и, не смотря на то решается на противодействие и поиски путей спасения, прийдет к Православию и составит одну из самых крепких консервативеых церквей (как это раньше и было). Я в это верю и об этом молюсь.
Наталья12 ноября 2014, 13:54
"Мир не может жить без Христа", - причем не только в географическом пространстве, но и вообще в мире, гармонии, спокойствии. Пока что человечество находится в постоянной войне само с собой. Читала об истории апостольской церкви в Англии и ощущала, как начинают сбываться чаяния "людей доброй воли". Все так, как написано в апокрифе у Еноха. Господи, помоги нам всем обрести самих себя, образ и подобие Бога в самих себе...
Федор Людоговский12 ноября 2014, 11:51
Очень интересный материал. Вообще, хотелось бы побольше узнать о европейском православии, об используемых богослужебных чинах, о том, на каких языках служат в Великобритании и континентальной Европе. Не исключено, что там уже найдены ответы на те вопросы, над которыми мы здесь ломаем копья уже не первый десяток лет.
Дмитрий Ширский12 ноября 2014, 09:49
Спасибо, очень интересно.
Антоний12 ноября 2014, 09:49
Помоги, Господи ! Молитвами святого Давида архиепископа Британии,святого Венедикта, святых Кутберта и Айдана, митрополита Антония (Сурожского) и всех святых в Британии просиявших, помоги Господи, восстановить православную веру в Британии и Шотландии, и в Европе !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×