Нагорная проповедь в свете христианского подвига

Нагорная проповедь. Фреска Фаворского монастыря. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Нагорная проповедь. Фреска Фаворского монастыря. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
    

Отец Константин (Шипунов), недавно причисленный к лику святых, наставлял своих чад, что Нагорную проповедь Спасителя хорошо бы помнить наизусть. Для чего так учил паству этот уральский батюшка? Чтобы нося слова Христа в своем сердце, мы меняли нашу жизнь к лучшему. Иеросхимонах Константин обозначил важную связь между Евангелием и нашей жизнью.

Хотя Нагорную проповедь знают наизусть немногие, ее знаменитое начало в Евангелии от Матфея мы постоянно слышим на Литургии. И заповеди блаженств церковный народ помнит хорошо. Чествуя святого евангелиста Матфея (память его 29 ноября), поразмышляем о заповедях блаженств, которые мы читаем благодаря ему. И еще заострим внимание на связи, какую имеет Евангелие и подвиг христианской жизни.

***

Христос дает блаженство всем тем, кто старается исполнять Его заповеди. Кто это?

Во-первых, это нищие духом. Существует множество трактовок этих двух слов, нас в данном случае интересует аскетическое прочтение Нового Завета. Ясно, что духовно богатыми считают себя гордые люди, пораженные страстью гордости. Значит, нищие духом – это те, кто далек от горделивого самодовольства, кто сознает свою духовную нищету и просит у Бога всего необходимого для духовной жизни.

Еще Христос ублажает плачущих. Вообще плач считается проявлением печали. Сама же печаль бывает разная. Согласно аскетическим писаниям, есть «печаль мирская», которая происходит от невозможности удовлетворить свои страсти. И есть печаль по Богу, которая вырастает из сознания своей отдаленности от Бога. Это покаянное чувство. Оно может порождать слезы – радостотворный плач, как говорят подвижники. Подобный духовный плач завершается радостью от Бога, и подвиг покаяния возводит человека к блаженству.

Следующее блаженство обещано кротким. Добродетель кротости противоположна страсти гнева. Заметим, многие войны начинаются именно с гнева, с яростного желания завоевания новых земель (сами разгневанные завоеватели могут считать их своими, которые враг несправедливо захватил). В противоположность этому кроткие «покоряют» земли и народы без гнева, бесстрастно. Сам Господь чудесным образом даст им пространство для жизни.

Умение прощать, готовность помочь ближнему делает человека ближе к Христу. Милостивым людям Христос обещает Свое помилование, то есть прощение грехов. Отцы говорят, что самый короткий путь к прощению грехов – не осуждать других людей. Думается, это к милосердию имеет прямое отношение.

И еще поразмышляем о войне и всяческих конфликтах. Значение миротворцев в острой ситуации конфликта хорошо понимаем все мы. Согласно Евангелию, христиане, приносящие примирение врагам, назовутся даже сынами Божиими – людьми, действующими в Духе Божием. Оттеним хорошенько эту мысль, припомнив, что в переводе с греческого диаволос – это клеветник; тот, кто производит раздоры. Люди, которые стравливают других людей и разжигают войны, – это люди не Христова духа.

Господь не скрывает от Своих последователей, что весь мир ополчится на христиан. На своем жизненном пути ученики Христа столкнутся с испытаниями, а некоторые и с гонениями. Однако гонения за правду не отнимут у христиан блаженства. Не в силах отнять! Подчеркнем, именно гонения за правду. Кроме гонений за правду бывают и другие гонения. Помнится, сын протоиерея Глебы Каледы рассказывал мне о 1970-х годах: «Мы жили на первом этаже. Папа служил у нас на квартире тайно. Он требовал на время службы закрывать форточки и всячески старался, чтобы никто из соседей не услышал молитв. Мы сначала думали, что это выглядит как-то несмело. Потом поняли: пострадать за Христа – одно, а пострадать за самонадеянность и недальновидность – другое». Тем, кого гонят за Христа, помогает в испытаниях Сам Господь наш.

***

Путь святости нельзя равнять с разнообразными путями религиозного самосовершенствования.

Счастливый удел ждет тех, кто жаждет праведности (греч.: дипсонтес тин дикеосинин. – Мф. 5: 6) – кто жаждет святости. Блажен человек, который так ищет праведной жизни, как истомившийся в пустыне путник ищет воду. Идущие путем святости получат ее от Господа. И этот путь не надо равнять с разнообразными путями религиозного самосовершенствования. С православной точки зрения, никакой человек не может самостоятельно стать святым. Прийти к духовному совершенству можно только с помощью Божией благодати.

Бывает, люди неверующие упрекают христиан: «Твоя вера, в общем-то, напрасна. Кто видел Бога? Я не видел, ты тоже. Разве Бог существует?» На это есть ответ: «Прежде, чем видеть невидимого Бога, надо очистить свою душу от страстей, стать бесстрастным. Я не могу себя таковым назвать, ты тоже. Если мы с тобой не видели Бога, это не значит, что Бога нет. Это значит, что мы не поднялись до бесстрастия». Действительно, Христос обещал, что чистые сердцем увидят Бога. Сначала совершается духовное очищение, и лишь потом открывается созерцание (чистая молитва, созерцательная молитва).

Перечитывая заповеди блаженств, мы обнаруживаем в них богатое аскетическое содержание. И чувствуем их связь с подвигом святых отцов и с нашей христианской жизнью.

Диакон Павел Сержантов

29 ноября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Хочу козинак». Ч.1. Мы христиане в теории «Хочу козинак». Ч.1. Мы христиане в теории
Архим. Андрей (Конанос)
«Хочу козинак». Ч.1. Мы христиане в теории «Хочу козинак»
Часть 1. Мы христиане в теории
Архимандрит Андрей (Конанос)
Величайшее чудо в жизни – научиться любить. Научиться всему тому, о чем ты слышишь в Евангелии, – научиться опытно пережить это и сделать своим достоянием.
Зачем соблюдать заповеди? Зачем соблюдать заповеди?
Митр. Месогейский Николай
Зачем соблюдать заповеди? Зачем соблюдать заповеди?
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Наш век считает, что соблюдение заповедей — это поверхностная этика, а разговор о соблюдении заповедей — морализаторство, ведущее к ханжеству. Однако на самом деле все не так.
Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам
Священник Константин Галериу
Если в мир вошел грех, который повреждает и меня, и ближнего, могу ли я сказать, что в том, чтобы «любить ближнего, как себя самого», заключается полнота моей любви к ближнему?
Комментарии
Димитрий 2 декабря 2014, 10:13
Уважаемые женщины, я спрашивал отца Павла.
Наталья 1 декабря 2014, 13:35
Дети не просто видят ангелов, все люди рождаются ангелами, даже немощные телом, но с душой ангелов Господних. Все, что потом происходит с человеком - это отход от Бога. А заповеди нам даны для того, что бы каждый точно знал: что есть Бог, что есть добро, и чему нам нужно следовать. Церковь - это учитель народа. В каком состоянии церковь - в таком и народ...
Хорошая соседка30 ноября 2014, 00:35
Димитрию:
Нагорная проповедь обращена к взрослым. О детях Спаситель тоже говорил, что их Ангелы всегда видят лик Отца Небесного.
Димитрий29 ноября 2014, 12:04
Отец Павел. А вот тяжело неизлечимо больной ребенок, младенец - он плачущий или чистый сердцем?
Александр Боричок29 ноября 2014, 02:22
Слава Богу за все!за скорбь и за радость, чему поучает наси книга Иова многострадального.тако бо может сказать любовь сыновя к Отцу небесному.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×