О чем говорили в Церкви в начале ХХ века, и почему это важно для Церкви сегодня

Беседа со священником Александром Мазыриным

В издательстве ПСТГУ вышел первый том проекта «Русская Церковь. Век двадцатый», посвященный предреволюционному периоду в истории Русской Церкви. О чем говорили в разных слоях церковного общества в начале ХХ века, как получилось, что эпоха колоссального подъема в жизни Церкви предшествовала времени кровавых гонений на христиан, какие основные причины русской смуты, начавшейся в 1917 году, мы можем увидеть в воспоминаниях живших в то время и как сегодня мы можем оценивать влияние Церкви на историю России – обо всем этом и не только мы говорим с руководителем проекта – заместителем заведующего отделом Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, доктором церковной истории иереем Александром Мазыриным.

Священник Александр Мазырин Священник Александр Мазырин
    

Время кровавых гонений на Церковь и эпоха колоссального подъема в жизни Церкви

– Отец Александр, в чем идея этой книги?

– Идея состоит в том, чтобы представить историю Русской Церкви глазами участников и современников описываемых событий. Хотелось показать церковную жизнь если не во всем ее многообразии, что вряд ли возможно в рамках одного издания, то в самых главных аспектах, как она виделась на всех уровнях – от рядовых верующих до высших иерархов.

Книга не ограничивается описанием только позитивных моментов, а они были: до ХХ века Российская империя была православной страной. Но очевидно, что если бы всё было хорошо, то не было бы революции. Поэтому мы хотели показать, как накапливались трудности и нестроения церковной жизни, что и кончилось страшной трагедией 1917 года.

Первый том издания начинается с императорской эпохи и охватывает период с 1900 по 1917 год, не затрагивая событий революций – Февральской и Октябрьской. В нем показана религиозная составляющая жизни царской семьи, личные источники ярко рисуют портреты иерархов, жизнь монашества, рядового духовенства и мирян. Книга дает представление о том, какими религиозными интересами жила русская интеллигенция – не вся она была безрелигиозная.

Но государственным переворотом 1917 года материал проекта по замыслу не ограничивается. Второй том, который мы надеемся выпустить к концу 2015 года, должен будет охватить период с Февральской революции 1917 года до начала Второй мировой войны в сентябре 1939-го. Это время самых страшных и кровавых гонений на Русскую Церковь в ее истории, время ее почти полного физического уничтожения. Одновременно это и эпоха колоссального подъема в жизни Русской Церкви, который нашел свое выражение и в Поместном Соборе 1917–1918 годов, и в мощной активизации церковной жизни и всех форм жизни русского общества.

Третий том будет охватывать период с начала войны и до конца хрущевских гонений. Четвертый будет посвящен периоду т.н. «развитого социализма» или «застоя» вплоть до момента празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Пятый том – церковному возрождению конца ХХ века. Закончить его предполагается прославлением новомучеников на Соборе 2000 года как логическим итогом всей истории Русской Церкви и истории России ХХ века. Шестой том будет посвящен истории Русского зарубежья и поэтому охватит весь ХХ век.

Идея проекта принадлежит руководителю издательства Спасского братства при ПСТГУ Егору Агафонову. Непосредственное осуществление проекта было предложено научному сотруднику отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ В.А. Гончарову. Им и его помощниками было проработано большое количество источников личного происхождения. Источники большей частью были опубликованы, но есть и те, публикация которых осуществляется впервые (например некоторые воспоминания протопресвитера Георгия Шавельского). Другие же публикуются по малотиражным и ныне труднодоступным изданиям русской эмиграции или же по изданиям начала ХХ века, поиск которых также требует определенных усилий.

Нам важно было показать, как события виделись в те годы их непосредственными участниками

Публикация личных источников – это подход не только научный, но и публицистический, направленный на популяризацию истории Церкви и истории России. В первую очередь здесь важно желание не привносить современную нам оценку тех событий, а показать, как они виделись в те годы. Сейчас, с высоты прошедших ста лет, мы знаем то, чего не знали те люди, понимаем их ошибки, но порой забываем, что в то время всё могло восприниматься по-другому, и важно уметь взглянуть на мир глазами современников тех событий.


О чем говорили в Церкви в начале ХХ века,
и почему это важно для Церкви сегодня

Русская Церковь. Век двадцатый Русская Церковь. Век двадцатый
    

– Эта книга актуальна для современного читателя?

– Мы тоже живем в эпоху перемен, которые продолжаются последние 30 лет. Так же, как в начале ХХ века, сейчас нет ясного понимания, куда нам идти, какие цели преследовать. Сейчас нам может казаться, что мы понимаем, как надо было действовать тогда. Пройдет 100 лет, и, может быть, на нас посмотрят такими же глазами: «Как они могли не видеть очевидного»? Сопоставив наше сегодняшнее понимание событий 100-летней давности с пониманием людей начала ХХ века, мы можем оценить, насколько мы сами сейчас адекватно оцениваем современную нам ситуацию.

Можно увидеть тупиковые направления развития. Ведь то, что тогда воспринималось как перспективное, в итоге привело к тяжелым последствиям

– Взгляды наших предков на церковную жизнь помогут нам найти правильные цели и пути к их достижению?

– По крайней мере, они помогут нам увидеть тупиковые направления развития. Мы видим, как то, что 100 лет назад воспринималось как что-то перспективное, в конечном итоге привело к тяжелым последствиям.

– Мы можем с помощью материалов книги приблизиться к пониманию причин революции?

– На столь широко поставленный вопрос простого ответа не даст ни одна книга. Революции происходят в первую очередь из-за духовной неустроенности общества. Но не только. Катастрофа 1917 года была вызвана большим количеством внешних и внутренних причин: крайней социальной напряженностью в стране и тяжелым международным фоном. Были силы, которые подталкивали революцию. В книге представлен взгляд изнутри Русской Церкви, она не претендует на то, чтобы рассмотреть всю полноту проблем, приведших к революции.

В Церкви было много формализма. И это сковывало церковную энергию

– Какие основные причины русской смуты 1917 года называет книга?

– Свидетельства церковных деятелей и неравнодушных мирян, которые приводятся здесь, указывают на проявление сильного духовного неблагополучия в самой Церкви. Основные его черты – это утрата духовных ориентиров, ценностной шкалы, подмена подлинных ценностей призрачными. В Церкви было много формализма. Поскольку Церковь была государственной, управление ею строилось по образцу государственных органов, то есть бюрократически. Для решения рядового вопроса порой требовалось участие высшей власти: чтобы построить что-то в ограде храма, нужно было решение чуть ли не на уровне Синода. Подобные явления сковывали церковную энергию.

Священник Александр Мазырин Священник Александр Мазырин
– О чем говорили в Церкви в начале ХХ века? В первую очередь о восстановлении патриаршества?

– Вопрос о патриаршестве был в центре внимания на Соборе 1917 года. Ранее же основной темой, волновавшей умы церковных деятелей, было не патриаршество, а созыв церковного Собора, который и должен был решить назревшие проблемы церковной жизни.

Общество и Церковь сильно изменились к началу ХХ века по сравнению тем, что было в петровские времена. Активность народных масс, в том числе церковных масс, не шла ни в какое сравнение с тем, что было раньше. Росло количество образованных людей – и в обществе, и в Церкви. Рос уровень народной грамотности. Усиливались национальные движения. Внутренне церковное общество менялось, а формы оставались старые – и очевидным образом нарастал конфликт.

– Конфликт между кем и кем?

– Конфликт формы и содержания.

– Форма и содержание – это нечто безличное, а конфликты происходят между личностями. Так между кем проявлялся конфликт формы и содержания?

– Активность проявлялась во всех слоях – от высшей иерархии до рядовых прихожан. Активность была направлена на осуществление в Церкви глубоких реформ, в первую очередь системы управления Церковью. Во всех слоях Церкви присутствовало недовольство сложившейся системой. Иерархия тяготилась, как ей казалось, чрезмерной опекой государственной власти, хотелось большей свободы. Хотелось, чтобы Синод избирался собором епископов. Белое духовенство, особенно городское, образованное, стремилось к более заметному участию в делах церковного управления, поскольку оно, управление, было в значительной степени сосредоточенно в руках черного духовенства.

– В каких формах белое духовенство видело свое участие в высшем церковном управлении?

– Священники хотели, чтобы епископ управлял епархией не единолично, в рамках бюрократического аппарата, а при активном взаимодействии с Епархиальным советом, члены которого были выборными, они должны были демократически избираться на Епархиальном собрании, в который бы входили священники и миряне. Эти реформы были реализованы на Соборе 1917 года.

– А что хотели миряне?

– Миряне тоже хотели реализовать свою активность в церковной жизни. Формы реализации этой активности были самые разные. Просветительская, миссионерская деятельность. Церковная экономика – это важнейшая сфера деятельности.

– Разве церковная власть не давала в то время мирянам действовать в области церковной экономики, политики и просвещения?

– Так говорить было бы преувеличением. Миряне действовали везде. Во всех епархиях были епархиальные миссионеры, обычно это были миряне или представители белого духовенства. Основной состав преподавателей духовных школ и семинарий состоял из мирян. Но все это было забюрократизировано.

– Они хотели действовать без церковной бюрократии?

– Да, без чрезмерных, как им казалось, оков.

Как оценивать влияние Церкви на историю России

Священник Александр Мазырин Священник Александр Мазырин
    

– В императорской России историки не могли оценивать события церковной истории из-за цензуры. В советское время церковная история была вообще запрещена. Сегодня мы можем оценивать все исторические события свободно. Каковы основные события церковной истории, и как мы можем их оценить? Например, то, что долгое время Церковный Собор не проводился, а потом был проведен, – это положительное или отрицательное явление?

Император Николай II не был против Собора

– Противников Собора как такового было немного. Принципиальным противником Собора был Победоносцев, который боялся появления в церковной среде аналога Государственной Думы. Император не был против Собора, он несколько раз давал согласие на проведение подготовительной работы к Собору, но всякий раз откладывал сам Собор, потому что момент ему казался неблаговременным.

– Можем ли мы сказать, что если бы Собор был проведен раньше, то революции бы не было?

– Я бы поостерегся так говорить: «Если бы вовремя состоялся Собор, то сохранилось бы самодержавие». А еще если бы не было Русско-японской войны и Первой мировой и еще очень много «если», то не было бы революции.

– Сослагательное наклонение может быть способом понимания истории.

– Да, но в истории очень много факторов

– Как же мы еще можем оценивать влияние Церкви на историю России, ведь кроме Церкви об этом никто не будет говорить?

– Книга показывает очень широкий спектр деятельности Церкви, которая пронизывала в то время все сферы общественной жизни.

– Мы можем показать положительную или отрицательную роль Церкви в событиях русской истории?

– Что понимать под Церковью? Она же не сводима к иерархии.

– Формально – это все крещеные люди.

– Верно, то есть Церковь – это почти всё население России, кроме нескольких процентов иноверцев. Крайняя нужда, в которой жило большинство населения, проявлялась и в Церкви. Высший и низший клир порой давали друг другу поводы для неприязни. В то же время многое делалось для того, чтобы воплотить христианское призвание. Огромные силы участвовали в деле народного просвещения, миссионерство было поставлено так, как сейчас и мечтать нельзя. Велика была сила и врагов Церкви: один только граф Лев Николаевич Толстой чего стоил!

Тогда было всё сразу: и бюрократизация, и охранительство, и демократические тенденции, попытки реформы управления, возрождения духовной жизни. Реформы церковного управления начались в 1905 году, они тормозились, их пытались использовать злонамеренные силы, в том числе и в самой Церкви, которые старались принести в Церковь революционные настроения.

Поэтому если и говорить об отрицательной роли Церкви, то нужно говорить о вине всего русского народа. Русский народ тогда оказался не на высоте, верхи и низы стали руководствоваться отнюдь не христианскими мотивами. Этому процессу пытались противостоять. Были немалые успехи. Нельзя изображать всё с одной стороны. Процессы шли встречные: кто-то из Церкви уходил, кто-то возвращался. Задача проекта была в том, чтобы показать церковную жизнь с разных сторон.

Итогом внешнего поражения сил добра стало явление святости в лице Собора новомучеников

Священник Александр Мазырин Священник Александр Мазырин
    

– Как можно в целом охарактеризовать картину церковной жизни? «Сыны света проиграли сынам тьмы», говоря языком первохристианских писателей, и поэтому произошла революция?

– И о проигрыше я не стал бы говорить. Итогом этого внешнего поражения сил добра стало явление святости в лице Собора новомучеников и исповедников, которого никогда раньше не было на Руси. Зло победило бы, если бы не было оказано духовного сопротивления. Масштаб духовной работы и духовной борьбы впечатляет. Количество великих подвижников, прекрасных иерархов, самоотверженных пастырей, святых монахов, явленных тогда Богом, невероятно. И сегодня история многих из них еще не написана.

Жизнь была очень сложная. Нельзя игнорировать общеисторический контекст. Мы сейчас живем в сложном мире, а тогда мир был на несколько порядков сложнее, вызов, который тогда был брошен Церкви и обществу, многократно превосходит то, что есть у нас сегодня.

Мне кажется, 100 лет еще недостаточный срок, чтобы в полной мере оценить масштаб событий того времени.

– Получается, что мы не можем судить никакие события того времени?

– Можем, но лишь отчасти. Нельзя дать простые ответы на сложные вопросы, или они не будут убедительны.

Застоя точно не было. Был поиск, была борьба, были надежды. В какой-то степени эти надежды реализовывались

– Мы можем попытаться дать такие ответы? Возвращаясь к вопросу, заданному мной ранее: как охарактеризовать состояние общества и Церкви перед революцией 1917 года?

– Это было разнонаправленное движение. Застоя точно не было. Был поиск, была борьба, были надежды. В какой-то степени эти надежды реализовывались. Но, видимо, общий ход истории – измеряемый не столетиями, а тысячелетиями – вел к тому, что великий славный Константинов период, когда большая часть общества была христианизирована, пришел к концу. Это общая закономерность приближения человечества к последним временам. Сколько до последних времен – неизвестно. Но общая тенденция неизменима, она открыта нам в Священном Писании.

Начало ХХ века было временем, когда вопрос перехода русского народа в качественно иные формы назрел, и вопрос был в том, что послужит поводом.

Некоторые разделы и авторы 1-го тома:

  • Духовенство в политике и в ДумеГапон Г.А. История моей жизни; Карелин А.Е. Девятое января и Гапон. Воспоминания; Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни.
  • Духовное образованиеАрсений (Стадницкий), митрополит. Из дневников; Антоний (Храповицкий), митрополит. Из писем митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану (Городецкому); Смелов Е.П. Воспоминания о годах обучения в Санкт-Петербургской духовной семинарии (1912–1918).
  • Миссионерское делоНиколай (Касаткин), архиепископ. Из дневников; Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея России. Из писем епископа Алеутского и Северо-Американского Тихона.
  • Вокруг Л.Н. ТолстогоАнтоний (Вадковский), митрополит. Письмо К.П. Победоносцеву по поводу подготовки синодального акта о Л.Н. Толстом.
  • Религиозно-философские собрания и обществаБердяев Н.А. Из письма З.Н. Гиппиус; Павел Флоренский, священник. Из письма В.В. Розанову.
  • Спор об Имени БожиемВениамин (Федченков), митрополит. Имяславие; Новоселов М.А. Из письма священнику Павлу Флоренскому.
  • Царская семья и ее окружениеВениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох; Родзянко М.В. Крушение империи.
  • Церковь и войнаАндрей Богословский, протоиерей. Впечатления военного священника на перевязочном пункте; Деникин А.И. Очерки русской смуты.
  • Прославление святыхВолконский В.М. Саров; Елисавета Феодоровна, великая княгиня. Из письма Баттенбергской принцессе Виктории.
  • Духовно-нравственное состояние общества в начале XX векаНилус С.А. На Берегу Божьей Реки; Беляев А.Д. Печально что-то и страшно; Георгий Шавельский, протопресвитер. Русская Церковь пред революцией.
  • Обер-прокуроры и СинодВитте С.Ю. Из воспоминаний.
  • На пути к СоборуАрсений (Стадницкий), митрополит. Из дневников, Победоносцев К.П. Из писем к Николаю II.
  • Белое духовенствоГеоргий Шавельский, протопресвитер. Из жизнеописания прот. Валентина Амфитеатрова; Розанов Н.П. Второе сословие. Мои воспоминания о жизни московского духовенства в последнее пятидесятилетие перед революцией.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
1917: Почему Синод не вступился за царя? 1917: Почему Синод не вступился за царя?
Федор Гайда
1917: Почему Синод не вступился за царя? 1917: Почему Синод не вступился за царя?
Федор Гайда
Николай II отрекся сам. Не было никаких формальных оснований заявить, что в отношении царя было осуществлено насилие. При этом он отрекся, не спросив мнение Синода. Что в этой ситуации должны делать члены Синода? Оказаться роялистами больше, чем сам король?
Выстрел на Мойке и гибель Российской империи Выстрел на Мойке и гибель Российской империи
Прот. Владислав Цыпин
Выстрел на Мойке и гибель Российской империи Выстрел на Мойке и гибель Российской империи
Протоиерей Владислав Цыпин
В ночь на 18 декабря 1916 года, которое приходится на 31 декабря по григорианскому календарю, был убит Г.Е. Распутин.
Февраль 1917 года и Новая Тридцатилетняя война Февраль 1917 года и Новая Тридцатилетняя война
Федор Гайда
Первая мировая война могла бы стать и последней мировой войной – но не стала. Крах Восточного фронта помешал противникам Германии довести дело до достойного финала. Россия в войне не выстояла, причем политический катаклизм в ней, в отличие от Германии, Австро-Венгрии, Турции, произошел отнюдь не в разгар военных поражений. Февральская революция была следствием общественного разлада, лишь усиленного военными обстоятельствами. Великая война 1914 года, хотя и объявленная либералами «Второй Отечественной», не смогла сплотить Россию – слишком многие хотели использовать ее для решения внутренних задач.
Комментарии
Наталия30 декабря 2016, 22:49
Низкий поклон авторам идеи и книги. Благодарю священника Александра Мазырина за его мнение о духовных причинах смуты 17-года. Причина смуты, прежде всего, неблагополучие в нашей Церкви, в её духовенстве, иерархах. Народ не знал, куда ему идти, за кем. Если Церковь сильная и государству ничего не страшно.
Дмитрий Собриевский14 мая 2015, 15:32
Долгожданная работа. Всегда с особым интересом воспринимается подобная информация из книг того времени, как например "Дневник полкового священника" присп. Сергия (Серебрянского) и т.д.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×