«А что мы? Они же просят…»

    

«Да какие же кошмарные игрушки делают теперь для детей! В руки взять противно – а попробуй не купи!»

Вы слышали похожие стенания? Я – да. От родителей, бабушек, чьих-то крестных – тех, кто имеет непосредственное отношение к воспитанию детей.

Портал «Православие.ру» периодически поднимает вопрос о вреде, который могут причинить детской психике куклы-монстры, куклы с признаками анорексии и прочие «находки» современного бизнеса на детях. А уж сколько возмущения я слышала от бабушек в песочницах, многие из которых как-то даже по старинке стыдятся выводить в люди внучку с помадой на губах и куклой-монстром под мышкой.

Однако стыдиться-то стыдятся, но – удивительно! – сами же купили. И вот это, дорогие читатели, проблема большая, чем агрессивные бизнес-ходы производителей детских игрушек. Ведь покупают! Ну, в ортодоксальных семьях, может, и нет. Зато сколько вполне приличных, образованных женщин, знакомых мне по совместным прогулкам в парке, детским кружкам или школе будущего первоклассника, покупают детям и внукам игрушки с грустью, недоумением – но покупают! Монстров, салатовых зайцев, придурковатых (уж простите, иначе не скажешь) Маш с медведями, людей-пауков и сложно даже определить, кого еще.

Что откажутся купить родители (если откажутся) – приобретут бабушки: «Ну он же просит, что я сделаю…». А это и есть основная причина того, что мы своих детей отдаем на растерзание гиперактивным Машам с признаками легкой дефективности, чудовищам, роботам – и «детской» косметике, уродующей кожу, вкус и самооценку бедных детей. «Ну они же просят…»

“Дети же просят…” То есть это дети теперь принимают решения. А ответственность несут тоже они?

То есть это они, дети, хотят и принимают решения – а значит, они якобы и несут ответственность. А мы, бедные белые и пушистые мамы-крестные-бабушки, – мы переживаем, конечно, но что мы можем поделать? Театр абсурда: взрослые дяди и тети на полном серьезе перекладывают ответственность на детей!

«Они же просят» – и получают мультики про девиантных монстриков-олигофренов (или откровенных проституток), получают помаду, лак, одежду безумных цветов с «блестяшками» и – в пятилетнем возрасте – туфли на каблуках. И ладно бы взрослый, купивший всё это, стыдился и молчал – так он еще и «переживать» начинает: «Жизнь-то какая пошла, что продают-то людям, что показывают!». Все виноваты, видите ли: ребенок, который «просит»; телевизор, который «показывает», – только не взрослый, который избрал себе роль безответственного ребенка: «А что я-то могу поделать?»

Простите, я явно ударилась в ругань, но, честно, накипело уже. Столько перед глазами этих странных иллюстраций того, как взрослые перекладывают ответственность за душу ребенка – на самого ребенка…

Я однажды видела, как знакомый священник объяснялся с женщиной, которая без разбору включала детям любые мультфильмы и покупала им безвкусные игрушки, потому что «Ну они же просят…». Он спросил:

– А если они в 15 лет попросят деньги на героин, вы тоже дадите, да?

– Нет, зачем передергивать, это же другое дело…

– Почему же другое? Оба дела вредны. Младенцу смертельна чайная ложка спирта, а взрослому гораздо больше. А по сути вы даете младенцу его чайную ложку, оправдываясь тем, что это все-таки не целая бутылка! Спирт калечит тело, а дебильный мультик – душу. И в этом возрасте он калечит душу не меньше, чем наркотики – в 15 лет.

Откуда такое странное безволие у современных взрослых? Мне видятся три основных причины

Я долго думала: откуда такое странное безволие у современных взрослых? Пока мне видятся три основных причины. Первая – самая простая, внешняя: привычка. Просто привыкло наше старшее поколение к тому, что «раз продают – значит, наверное, безвредно». Они росли, когда соблюдался ГОСТ, действовали ОТК и всё было более чем унифицировано. Вот и сохранилась в глубине души надежда, что раз этот аттракцион тут стоит – значит, он безопасен и кем-то проверен (у нас в Рязани не так давно ребенок упал головой вниз с батута в торговом центре – двухметровой «прыгалки» почти без бортов и без матов на кафельном полу!). Раз жвачку продают – значит, ее можно есть. Раз кукла с клыками – ну, значит, это еще не так страшно… И до сих пор не могут поверить взрослые, что давным-давно наступила жизнь, в которой душевное и физическое здоровье ребенка контролирует только семья, а не мифический добрый дядя Степа.

Другая причина – чрезмерная начитанность в области примитивизированной «глянцевой» психологии из дамских журналов. Руководствуясь обрывками психологических теорий, взрослые просто боятся ограничивать детей вообще. «Мы не подавляем его волю», «мы растим лидера», «мы учим его принимать решения». И бедным взрослым невдомек, что садовые кустарники требуют обрезки, а дети – разумных ограничений.

“Мы не подавляем его волю”, “мы растим лидера”. Но невозможно вырастить лидера из того, кто элементарно не научен смиряться с отказом

Если обрезать малину под корень – урожая на другой год не будет, если не резать совсем – быстро выродится. Если дитяти всё запретить – воспитаем невротика, если всё разрешить – просто психа. Он, бедняга, с ума сойдет от моря прав и свобод, будет себя чувствовать былинкой в чистом поле, любыми ветрами колеблемой, любыми «хотелками» терзаемой. Невозможно вырастить лидера из того, кто элементарно не научен смиряться с отказом. Что, во взрослой жизни отказов не бывает? Вырастет взрослый дядя-истерик, а не лидер. «Фильтруйте» современную психологию, слишком много ее развелось… всякой.

Тяжело, лень всё объяснять, искать аргументы, примеры, доводы

Ну, а последняя причина – это, к сожалению, наша душевная лень. Ну тяжело ведь это – слушать детскую истерику (хотя у тех детей, кого не держат во вседозволенности, истерики как метод воздействия на взрослых быстро прекращаются, заменяясь навыком вести диалог). Тяжело, лень всё объяснять, говорить, искать аргументы, примеры, доводы… А тут купил – и от тебя отстали. Включил мультфильм – и в доме тишина… И ходят бедные дошкольницы на каблуках, кривят позвоночник, пьют шипучку, смотрят мультики про Машу и монстров, таскают этих монстров с собой.

Я до сих пор помню, как когда-то моя мама подробно объясняла мне, третьекласснице, почему вредно детям носить каблук, давала понять, как вообще смешно это – лезть на ходули, чтобы кому-то нравиться (а ведь она много лет занималась бальными танцами, могла бегать на любом каблуке – но в обычной жизни не носила). Помню, как папа при мне специально объяснял, что мама не красится, потому что и так красивая. Ведь находили же они на это время! И на борьбу с чипсами, и на защиту детей от безвкусицы… Находили время не просто «отобрать и запретить», а объяснить или дипломатично высмеять дурные современные им веяния. Помню, нам даже игровую приставку с сестрой покупали (чтобы не чувствовали себя обделенными), а потом как-то так незаметно папа отвлек меня лыжами в парке, а приставка «сломалась» – и слава Богу.

Как бы так научиться и нам не лениться в разумном и тактичном окультуривании вкуса собственных детей…

Елена Фетисова

22 июля 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О воспитании детей, «безусловной любви» и родительской строгости О воспитании детей, «безусловной любви» и родительской строгости
Психолог Ольга Лысова-Бродина
О воспитании детей, «безусловной любви» и родительской строгости О воспитании детей, «безусловной любви» и родительской строгости
Беседа с семейным психологом Ольгой Лысовой-Бродиной
Что такое «безусловная любовь»? Какой смысл вкладывает в это понятие православная психология? И совместима ли такая любовь с требовательностью и строгостью?
Мама, купи мне монстра Мама, купи мне монстра
Анастасия Дуброва, коррекционный педагог
Мама, купи мне монстра Мама, купи мне монстра
Анастасия Дуброва
Приемлемы ли детские игры в мертвецов и с мертвецами – куклами серии «Monsters High», которых многие родители считают вполне «безопасными» и даже «добрыми» и «симпатичными»?
Детям не игрушки Детям не игрушки
К.Субботин, свящ. А.Ильяшенко, И.Осяк, В.Духанин, психолог Л.Ермакова
Детям не игрушки Детям не игрушки
Депутат Госдумы Константин Субботин, пастыри Александр Ильяшенко, Иоанн Осяк, Валерий Духанин и психолог Людмила Ермакова о том, почему необходим закон, запрещающий некоторые иностранные игрушки.
Комментарии
Марина 8 июня 2016, 18:56
Моему ребенку не нравится мульт про машу. А мне он интересен. Не вижу жути в нем. Вообще плохо представляю, как этот мультик может изменить малыша. Характер- он с рождения. Имею 2 детей. Один ни в какие ишрушки не любил играть. Только общение с людьми было надо. И до сих пор в одно лицо не любит. И творчество тоже. И книжки так себе. С таким сложно. Хорошо когда он один , только с ним и нянчилась. А когда 2 ребенка, уже нет. Сама я наоборот любила и рисовать, и шить , и читать в детстве. Игрушки не играла и не любила их. А младший 2 года играется и находит занятие себе. А старший 6 лет до сих пор в одно лицо не любит играть. И часто ему нечем занятся. А маме теже чипсы чтоб не покупать надо дома приготовить без консервантов. Или настряпать. Чтоб магазинное не покупать. И мороженое и йогурт сделать. Вот и не знаю как разорваться. С садом не заладилось. Дома сидим. Сейчас болею. Месяц. Дети вообще сами по себе. Печалька.
Светлана 12 января 2016, 03:49
Ещё хочу добавить. На счет кукол-монстров лично я категорически против. И за подростками тоже надо следить, что они смотрят и вообще чем живут. Но надо это делать как-то ненавязчиво. Наверное...
Светлана 9 января 2016, 10:23
Здравствуйте. Специально вернулась к этой теме. Обсуждался мультик про Машу и Медведя и я выступала за то, что мультфильм этот положительный. Знаете, я немного переменила своё мнение, пообщавшись с другими мамочками. На моих детей это как-то не очень повлияло (т.е. просмотр Маши и Медведя), но есть детки-повторяшки и очень многие мамы жалуются, что после этого мультика поведение их детей испортилось. Наверное надо все-таки учитывать возрастную категорию детей. Я думаю, что для подростков и взрослых этот мультфильм безвреден, а вот малышам лучше воздержаться.
Елена19 октября 2015, 23:40
(в продолжение предыдущему комментарию о сути вреда Маш и монстриков)
Фильмец возьмём америкосовский. Главный герой - супермачо, мочит "врагов" налево и направо. И в душе каждый (вдумайтесь, каждый!!!) зритель, имея враждебность к киношным противникам главного героя, ДАЁТ ВНУТРЕННЕЕ СОГЛАСИЕ на убийство. Приведу слова Господа нашего Иисуса Христа, хоть и вытянуты они из буквального контекста, но смысла не потеряли:«...уже тот согрешил, кто в мыслях своих возжелал...» Таким образом, возжелал убийства (и неважно, что персонаж вымышленный, из кино) - ответишь перед Господом за свои намерения, которые, как известно «Господь и намерения целует» (Евр. 4, 12)
Вот и делайте выводы, братья и сёстры, приводите эти примеры, дай Бог всем нам сил хотя бы до единиц людей вокруг себя достучаться...
Елена19 октября 2015, 23:39
Вот ведь какая штука интересная, кстати сказать: в чём вред? - спрашивают скептически продвинутые мамочки, растящие "лидеров" при помощи кукол-монстров, Маш с медведями, и просмотром прочей развратительной гадости из ТВ.
А смотрите сами: в процессе просмотра видео зритель подсознательно соотносит себя с главным героем. Маша - воплощение бесконтрольного, неуправляемого и гиперактивного ребёнка. Смотрит ваш карапуз на эту "героиню" - и что, думаете, не соотносит? Почему же тогда дети смеются - не от юмора, а радостно, одобрительно, в ответ на новую антисоциальную выходку Маши?
Ладно, идём дальше: играет миловидная девочка куклой-монстром. Есть там экземпляры более-менее похожие на людей, ну, клыки нарисованы, подумаешь. Но в эту же серию входят монстры-трупы, реально полуразложившиеся зелёные трупы с обнажившимися костями. А как девочки играют с куклами? Целуют, обнимают, дают роль близкой подружки, кладут рядом с собой есть и спать. Что же, давайте приучим дочек/племянниц/крестниц к тому, что рядом с ними находится уменьшенная копия трупа. Бугога, как говорится. Здравствуй психушка!
(продолжение следует...)
Наталья28 августа 2015, 00:48
Юлия, милая, как я вас понимаю. У кого нет детей с СДВГ, тот будет постоянно все спихивать на невоспитанность. При этом они не хотят видеть и понимать, что, например, воспитываясь в одной семье, все дети разные (как и у вас, да и у большинства). Как же такое может быть, если их воспитывает одна и та же мама? А люди даже не задумываются, им это не надо, все только критиковать горазды. Мне кажется, это пишут как раз те, у кого детей государство воспитывала, как вы и отметили, в садах с 1 года, в пионерлагерях и т.д. Как хорошо рассуждать. Я обычно говорю, что когда родите 10 детей и все они у вас будут идеальными и "золотыми", тогда я сам скажу, что это ваша заслуга и вы отличные родители. А пока это чистая случайность, что сам этого не коснулось.
Юлия, не обращайте внимания, на злые языки (хотя я понимаю, что это очень трудно, сам такая). Всего хорошего
Светлана14 августа 2015, 21:39
Очень согласна с Романом. Это больная тема для меня, так как у меня трое детей. Очень хочется воспитать их в благочестии, но в то же время не стать для них "страшной" ханжой. Все равно спасибо автору, что выносятся такие темы для обсуждения. Эта фраза из комментария Романа "Дети наши далеко не идиоты, чтобы сами себя разрушать", прям таки как бальзам на душу. Наверное дети - это наша копия, на этом сайте много хороших статей про воспитание детей. И воспитывать их нужно, я так поняла, своим примером.
Роман12 августа 2015, 04:41
Честно признаюсь, Елена, статью до конца не дочитал - ну не люблю я когда перебор. Проблема конечно насущная, но не всё так уж и плохо. Объяснять тоже конечно надо, но не развивает ли чрезмерное внимание и бесконечные оценки со стороны родителей повышенный интерес к предмету? Опять же с Машей перебор - вполне здоровая девочка для мультперсонажа. Мне 42, но я до сих пор помню как в пять лет мне приснились буржуины из Малчиша-Кибальчиша - жуть, я уж не говорю про Бабу-Ягу. А что до наших детей, так по мне барби хорошая кукла, качественная и дочь в своё время очень много шила для неё сама - разве это вредно? В 1 классе ребёнок попросил лак для ногтей - пожалуйста, только сначала перестань грызть ногти, через месяц у девочки ровные ноготочки, а выбраный ей самой бледно-розовый лак так и стоит без дела. Дети наши далеко не идиоты, чтобы сами себя разрушать, а если и проявляют какой-либо интерес к ненормальным игрушкам, то бывает достаточно вскользь посмеяться над ненормальностью и ребёнок в компании с тобой уже выбирает обычную скакалку, которая без дела не валяется - через неё скачут и совсем необязательно пугать ребёнка рассказами о страшном вреде страшных игрушек, ведь они НЕНАСТОЯЩИЕ! А контроль и родительская цензура вещи нужные - тут не поспоришь, только легче надо, легче, а то и самому можно стать страшным для собственных детей.

Лилия Колокол 5 августа 2015, 16:49
Будьте честны с собой - а любите ли вы детей, для чего они вам. Победите свой эгоизм, оторвитесь от компа, выключите ТВ и почитаейте малышу книгу, порисуйте с ним. Мы отгораживаемся "побрякушками", "шмотками", дорогими игрушками, вредной пищей (леденцы, чипсы и пр.),а теперь мультиками и гаджетами от наших дорогих детей. Включил коробочку - и я свободен от детей. Нашим детям нужно внимание и наша любовь. Мне кажется, что одними из причин гиперактивности являются блуд до брака и невоздержанность супругов во время беременности. Я мама двоих маленьких принцесс. Любите своих детей
2 августа 2015, 23:20
Прошу прощения за неграмотность. Писала в спешке с мобильного телефона. А вообще, Елена, Ваши статьи мне нравятся. Особенно понравилась статья "Пилюли от гордости". Спасибо за добрые советы.
Светлана 2 августа 2015, 17:16
Кстати про фильм 'Петров и Васечкин' знаю, что некоторых подростков он спас от депрессии. Должна быть какаято золотая середина. Я своим детям вообще компьютер не даю и сенсорные телефоны они просят. Уже у всех одноклассников есть, а у них нету. И ничего, изгоями они пока не стали, напротив друзей много. Пройдешь по дворам на летних каникулах, глухо, аж страшно. А только в нашем дворе шум и гам. Дети играют в подвижные игры. Потом в какието ролевые в доктора, в магазин. Я им помогала с обустройством комнаты для игр. Некоторые родители хвастаются 'А мой уже в 10 лет совсем взрослый, в детские игры не играет, компьютером интересуется.'Люди,не спешите делать своих детей взрослыми. Конечно, у нас не все гладко. Дома компьютерные игры не просят, а вот в школе лезут в чужие телефоны. Учительница жаловалась, что сын мой на уроке под партой играл. Чесно говоря,устала их удерживать от влияния цивилизации боюсь, что сдамся.
Светлана 2 августа 2015, 16:39
Я совсем согласна. Но вот чем плох мультфильм про Машу и медведя. Смотрим всей семьей, веселимся. Одна моя знакомая сказала, кому будет интересно смотреть фильмы про умных учителей и примерных учеников сидящих за партами? А кто помнит фильм про Петрова и Васечкина? Недавно с детьми посмотрела, вспомнила детство. Много смешных комедий было, но нам и в голову не приходило повторять какието трюки. Очень много грязи сейчас на экранах, согласна. Но я своим детям объяснила почему нельзя смотреть тот или иной мультфильм и они ужастики сразу переключают. Смотрели как то мультфильм зарубежный про какуюто ведьмочку, заставила выключить. Он не страшный и даже с приключениями, но вот было два пошлых момента которые испортили весь мультик, а сразу и не подумал бы что такое может быть. Мне даже стыдно стало пришлось детям объяснять что здесь вульгарного и почему такой мультик больше смотреть нельзя. Все надо фильтровать. Но ни каждый это сможет. Пока я сижу с третьим ребенком в декрете, я могу контролировать, но когда выйду на работу... В клетку их тоже не посадишь...
Юлия27 июля 2015, 23:16
Оленька, СПАСИБО Вам большое за такое понятное разъяснение и поддержку!! Все в точку! Почитаешь - и становится легче, что не одна такая. Может еще кто-то почитает и тоже найдет в себе силы дальше держаться.
Одно время чуть не закормила ребенка лекарствами, как тут уже тоже советуют. Валерьянка, глицин, ноофен курсом и еще даже не помню что. НИЧЕГО не изменилось, даже спать спокойнее и дольше не стал. Конечно, мы выстроили броню: свой режим, дом-сад-отдых в местах, где нас не знают. И никаких песочниц и общественных мест - не дай-то Бог чью-то нежную психику потревожить. С бОльшего перетерпели. Зато сейчас от тех людей, которые дурковатым его называли, смешно слышать, какой он стал "умненький, добрый, воспитанный и послушный мальчик". Хотя я же вижу, что далеко не все проблемы ушли, но окружающим уже стало удобно и мнение изменилось на 180 градусов. Одно хорошо - теперь не страшно быть "плохим родителем" по чьему-то мнению:)
И у автора мульфильма про Машу тоже видно, что все налаживается. Машины сказки и Машины страшилки уже гораздо спокойней.
И, честно говоря, очень удивляют эти постоянные упреки про безответственность родителей. Рожают сейчас чаще около и после 30, уже со всей ответственностью подходят к вопросу. Они может даже более ответственные, чем предыдущее поколение, у которого и бабушки в деревнях детей смотрели, и лагеря были, где их детей пустырником поили, и страха, что детей могут отобрать, не было. Зачем столько обвинений?
Иоанна27 июля 2015, 20:32
Из трёх детских желаний выполнять одно. - Вот такой совет дал однажды батюшка. Научить ребёнка принимать со смирением родительское "нет" очень важно. Если у человека есть полученный в детстве опыт борьбы с собой, он во взрослой жизни сможет бороться со своими страстями.
Но начинать нам, родителям, надо с себя. Можем мы отказаться от пирожного, от рыбки в постный день, от ненужной покупки, от участия в пустом разговоре? Научимся удерживать сами себя - тогда получим право требовать того же от своих детей.
Ольга27 июля 2015, 15:44
СДВГ того или иного типа имеют порядка 5%. Проблема в том, что именно диагноз СДВГ ставят примерно годам к 4-5, в то время как нервная система ребенка к этому возрасту уже становится более "спокойной". И помощь ребенку нужна именно до 5 лет, когда он сам становится заложником своей "невоспитанности", неврологи предполагают и наблюдают, а для всезнающих прохожих он просто "придурковатый". Вообще неврологические диагнозы хорошо корректируются без лекарств именно в возрасте до 5 лет (в том числе режимом и однозначными границами, которые устанавливаются титаническими усилиями), но это колоссальный труд родителей, которые, увы, остаются один на один с ситуацией. Здесь родителям необходимо нарастить броню и не тратить силы на комментарии окружающих.
Жаль, конечно, что мамам, которые сами сходят с ума от ситуации, просто так вешают ярлыки и добавляют негатива.

Юлечка, милая, держитесь!!! Это очень трудно, и многим этого просто не понять. Каждый судит о детях по своему опыту. Но, видимо, этот крест нам по силам и спасителен.
Ольга27 июля 2015, 15:22
Ларисе Ворониной. Насильно неинтересные мультики не усажу смотреть (мы их, кстати, вообще смотрим крайне редко, по случаю, больше гуляем, рисуем или читаем). Но если ребенок, общаясь со сверстниками, начнет спрашивать/просить, то покажу со своими комментариями. Криминала в Маше не вижу. В то время как перечисленные Вами мерзости все же отношу к однозначно душевредным, то есть 100% запрещенным.
НН27 июля 2015, 12:54
Лариса Воронина:
P.S.: а про "Машу", вот я вроде взрослый человек, а хватило меня на 1,5 серии...

Да Вы просто герой! Меня хватило на 10мин, после уговоров в гостях глянуть на это существо... Категорически не понравилось.
Было время, когда в детсадах и пионерских лагерях врачи обязательно поили на ночь детей смесью пустырника с шиповником (возможны варианты), понижая тем самым повышенный тонус. Утром - какао с молоком, в обед - компот, кисель, морс, в полдник - кефир, на ужин - теплое молоко, перед сном - травки. Детям надо помогать отдыхать: перевзбуждаясь, они сами устают от себя же и становятся ещё несноснее. Мамам надо поменьше по мобольникам "трепаться"... Простите, но такую картину наблюдаю повсеместно... А папам - власть употреблять, не устраняться от воспитания; всех денег не заработаешь, а время, вложенное в ребёнка, окупится гораздо эффективнее, чем "боление" за бездарные футбольные и хоккейные команды. Надо уметь сказать ребёнку (и маме) НЕТ! да так, чтоб они поняли! Простите!
Лариса Воронина27 июля 2015, 12:11
Ольга:
/3. Маша. Больная тема родителей. :) Можно сесть рядом с ребенком и объяснить, что ведет себя девочка плохо, что медведь обладает громадным терпением./

Так можно и эротику вместе смотреть, и криминал. Сесть рядом и объяснять, объяснять. Можно еще "растить личность" и к 19 годам результат превзойдет всяческие ожидания... Есть такое понятие как "нежный возраст" - это период, когда запрет целесообразнее, чем борьба с последствиями.

P.S.: а про "Машу", вот я вроде взрослый человек, а хватило меня на 1,5 серии. Нельзя детей учить издеваться над окружающими, животными. К слову, дочь моей знакомой после просмотра мультика пыталась воплотить некоторые трюки в жизнь, например, залезть головой в банку. То есть, продукт работает и не в нашу пользу.
Наталия26 июля 2015, 13:10
Вообще, тема воспитания очень важна. Сейчас молодые родители очень часто часто слабо представляют, что это такое - воспитание. И это вполне объяснимо, причем не столько в силу их возраста, сколько по причине того времени, в которое пришлось им взрослеть. Нередко бывает, что на детей срываются на крик, что называется, на ровном месте, и орут, грубо одергивают просто при совершенно естественных проявлениях организма. А там, где нужно остановить опасные игры и шалости, чреватые серьезными травмами, даже не на духовном, а на очевидном физическом уровне - полное непонимание и попустительство.
Спасибо за статью.
Юлия26 июля 2015, 11:36
Не вижу ничего странного, а тем более смешного, что Машу стали обсуждать. Автор поставила ее в один ряд с монстрами: "Монстров, салатовых зайцев, придурковатых (уж простите, иначе не скажешь) Маш с медведями..."
Про монстров никто не спорит - смотреть страшно, но опять же в сравнении с наркотиками эти монстры продаются свободно и постоянно у детей на глазах. Сама автор пишет, что папа ей покупал приставку, а потом отвлекал. Думаю, что адекватные взрослые делают точно также и с монстрами. А возмущаются тому, что это все свободно продается, нужна все-таки какая-то цензура на государственном уровне и на игрушки. Это уже общественный запрос. Или об этом и заикаться нельзя?
И диагноз "гиперактивности" Маше дала тоже автор:
"...мы своих детей отдаем на растерзание гиперактивным Машам с признаками легкой дефективности..." , хотя на самом деле это просто очень высокая активность у детей, у которой должен быть выход. И они находят такой выход в активных играх и общении со сверстниками в садах и школах. Именно поэтому они там становятся адекватными. И грустно, что педагог Татьяна этого не понимает. И не становятся такие дети с бабушками шелковыми, если только бабушку не видят раз в год и просто теряются перед незнакомым человеком.
И родители от общества уже давно ничего не требуют, в церкви боятся идти, потому что "дурковатыми" их детей назовут правильные прихожане.
Татьяна25 июля 2015, 22:23
Странно и смешно, что все обсуждение перешло на Машу и медведя. Речь ведь в статье не об этом конкретном мультике, а о том, что мы, взрослые, позволяем детям манипулировать собой, тогда как мы обязаны их воспитывать и отвечать перед Богом и людьми за их поведение и за их души. Болезненно гиперактивных детей - доли процента. Это проблемы внутриутробного развития, тяжелых родов и т.п. А вот невоспитанности, которую оправдывают модным словом "гиперактивность" - пруд пруди. Гораздо легче списать все на "гиперактивность" и требовать от всех сочувствия, вместо того, чтобы серьёзно воспитывать ребенка. Либеральное воспитание, чуждое традиционных представлений об иерархии, до добра не доводит - скажу как педагог, первые ученики которого уже сами давно мамы и папы. И почему большинство этих "гиперактивных" детей, оказавшись без поддержки легко манипулируемых взрослых, в системе с режимом дня и отсутствием потакания, вдруг становятся совершенно нормальными, спокойными и послушными? Почему один и тот же ребенок с мамой - гиперактивный капризный невротик, а с бабушкой - нет, или наоборот?
Иоанна25 июля 2015, 20:43
Маша добрая, никто не делает из неё монстра. Иногда посмотреть можно. Но необходимо видеть опасность, так как ребёнок через этот мультфильм усваивает модель поведения "отказали тормоза". Можно заиграться (или доиграться?). А если детей несколько с небольшой разницей в возрасте, тогда родителям скоро останется только одно: переселяться на другую планету.))
Надежда25 июля 2015, 19:44
Статья очень хорошая и нужная. Дети,играя такими игрушками,подражая подобным героям, сами становятся похожими на них. Это печально.
Юлия (продолжение)24 июля 2015, 14:30
Хочу сказать всем осуждающим, которые планируют иметь детей - никто не застрахован. Я тоже кривила губы на таких детей, думала, что невоспитанные, у меня ж к тому времени был целый 1 воспитанный ребенок (на самом деле просто повезло, что спокойный), пока сама не получила вот такой подарочек :) Все слова свои вспомнила! Одно успокаивает, говорят, такие дети сообразительнее своих сверстников, я на своем уже это вижу, учеба дается ему легко.
Еще подумалось, как бы в жизни было все просто, если бы нормальные (удобные) для общества дети воспитывались правильным набором игрушек и правильными сказками - выполнил эти условия и дело в шляпе. А в мультике, кроме всего прочего, есть очень полезная мысль для окружающих - они смирились с наличием такой вот Маши и как-то к ней подстроились. Ребенок-то на самом деле добрый, зачем в нем монстра видеть? Терпения всем!
Юлия24 июля 2015, 14:22
Для Иоанны (и думающих также) хочу сказать, что гиперактивность не воспитывается на примерах, а закладывается Богом. Негиперактивные дети может что-то и повторят из проделок Маши, но в таком ритме постоянно они жить просто не смогут, темперамент не даст. Мы смотрели мультфильм, когда среднему сыну было уже 2 года, и я просто поразилась, как можно было так точно воспроизвести поведение моего ребенка. Таких детей просто изнутри энергия "разрывает", они вроде смотрят, все понимают, когда объясняешь, но решительно ничего не могут со своей энергией поделать. Когда ребенок подрос -отдали в спортивную секцию, но когда он маленький,то у самого родителя (у мамы, у которой еще куча домашних дел) не хватит батарейки вымотать такого ребенка. И это аксиома, тут ничего доказывать не нужно, это нужно просто пережить. С молитвами, конечно, чтобы Бог терпения дал. Сейчас младший сын, который гораздо спокойней среднего, тоже смотрит Машу и ничего страшного не происходит. Не становится он таким.
И ещё. Если лет 20 назад таких детей рождалось 5%, то сейчас 20 (читала исследования). По какой причине они такие сейчас - никто точно сказать не может. Нет зависимости от поведения во время беременности. Читала, что какой-то американский врач делал исследования, что что-то в пище влияет на рождение таких детей, но его исследования "демократично" прикрыли. Видимо, какое-то зерно правды там было.
Николай23 июля 2015, 22:53
Цитата:
И ладно бы взрослый, купивший всё это, стыдился и молчал – так он еще и «переживать» начинает: «Жизнь-то какая пошла, что продают-то людям, что показывают!»

И анекдот в тему:
Пришел зять к теще, ну надо ж угостить-налить, а водки жалко теще стало, она и выставила на стол самые мизерные рюмки, вообще как мензурки или наперстки емкостью. Зять от удивления обалдело уставился на них, а теще неудобно стало, и говорит она, краснея, и как бы тост провозглашая:
- Ой, чтоб руки поотсыхали у тех, кто такие рюмки делает!
А зять поднимает свой наполненный наперсток и добавляет к тосту:
- И чтоб глаза на лоб повылазили у тех, кто такие покупает!

Можно, кстати, рассказывать его вздыхающим и переживающим мамам-папам-бабушкам-дедушкам, купившим такую дрянь детям-внукам, авось поймут намек :)
Ольга23 июля 2015, 21:34
Не понравилась статья категорически. Если отбросить осуждение всех и вся, то скажу по пунктам.
1. Я, наверно, обитаю в каких-то не тех песочницах, но у нас нет поголовных монстров, уродцев. Преобладают милые игрушки.
2. Не представляю, сколько времени надо смотреть мультики, чтобы они заменили родителей в формировании мировоззрения ребенка.
3. Маша. Больная тема родителей. :) Можно сесть рядом с ребенком и объяснить, что ведет себя девочка плохо, что медведь обладает громадным терпением. Ребенок будет понимать, о чем все разговаривают в окружении, но в то же время оценивать поступки будет не как веселые, а как шаловливые. И в жизни, и в литературе будет полно отрицательных персонажей, надо просто научиться не идеализировать их. Для гиперактивных детей (я так поняла, что автор на практике с таким не знакома, очень за нее рада) очень неплохой повод взглянуть на себя со стороны.
4. Подаренные неэстетичные игрушки. Что лучше: "авторитетно" отнять подаренную игрушку или дать поиграть и помочь остыть за несколько дней? Нам тоже дарят те игрушки, против которых я. Благодарю, при ребенке не разношу никого. Через неделю эта игрушка самим ребенком относится на балкон как неинтересная. Это его решение, не без помощи, конечно, принятое:). А это место занимает что-то более достойное, например, дешевенькая настольная игра, новый паззл, который с удовольствием соберется вместе с родителями.
Иоанна23 июля 2015, 21:04
Тем, кто считает "Машу и Медведя" безобидным мультиком, хочу напомнить, что ребёнок склонен копировать модель поведения своих любимых героев. Давайте посмотрим на Машу не как взрослые, которые посмеялись и забыли, а глазами ребёнка, который принимает всё за чистую монету. И зададим себе вопрос: Хотим ли мы иметь у себя дома в лице своего ребёнка такую вот "отвязную" Машу?
Андрей23 июля 2015, 21:03
Врядли кто либо из людей точно знает, когда впервые было сказано: "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы ни плакало." Однако, молодые женщины даже до сего дня на полном серьёзе повторяют это высказывание. То есть и один то ребёнок так типа умотал, что согласна позволить играться хоть с гранатой. И это при том, что у физически здоровой славянки материнский потенциал как минимум на семерых чад. Сильновато сказано? Есть примеры и попроще:
Девочки лет 35, иногда покупают красиво упакованные в блестящую обёртку, но заведомо плохие продукты. А объясняется такое безобразие очень просто: эстетическое чувство, естественным образом присущее женскому полу более чем мужескому, время от времени захлёстывает разум. Тоже самое происходит и с любою другой страстью. Таким образом, дело в нежелании родителей думать головою.
Лариса Воронина23 июля 2015, 19:38
Арине:
речь в статье идет об объективных причинах, а не субъективных.
Арина23 июля 2015, 17:20
Есть и пятая причина: не повезло автору с песочницей. А Машу, кстати, срисовали с реальной девочки. Автор мультика в интервью рассказывал.
Лариса Воронина23 июля 2015, 12:21
Названо три причины, но не упомянута не менее важная: мой ребенок должен быть не хуже других, раз у всех есть, то и у него должно быть. Так что куплю, а то будет изгоем. Кому в 10 лет хватит выдержки быть изгоем? Не многим.

А вообще, пару десятков лет назад была в ходу поговорка "Просить ремня", т.е. напрашиваться на неприятности. Следуя той же логике: "А что мы? Они же просят...".
Олег Стожков23 июля 2015, 10:05
Большое спасибо за статью! Как обычно, очень точно. Логично, что автор пишет именно с позиции матери. Отсюда просьба - неплохо было бы почитать подобную заметку, написанную мужчиной. Высокие духовные и около политические вопросы - это, конечно, интересно, но вот приближенно к социальной сфере, касающейся всех и являющейся никак не менее важной, пишут почему-то в основном женщины. Ничуть не умаляя значения этих текстов, хотелось бы, действительно, услышать пап.
Наталья23 июля 2015, 10:05
А Маша то с Мишей,чем плохи? По-моему классный мультик, очень добрый и позитивный. И никакие они не монстры.Не нужно впадать в крайности.
Юлия (продолжение)23 июля 2015, 09:57
Вообще, статья вроде как и правильная, но, как и во многих других, упор на то, что только родители за все в ответе, а точнее - одна мать. Бабушки (те, которые сами детей в год в сад отдавали, на лето своим родителям или в пионерские лагеря сбагривали, ответственность за детей несли школы, сады и чужие бабушки на лавках, а за игрушки и безопасность - стандарты государства) устраняются от внуков с формулировкой "для себя рожали, сами и занимайтесь", мужья тоже вроде как не при чем, они деньги зарабатывают, пока жены в декретном отпуске "отдыхают", вот и остается мать один на один со своими проблемами и сходит с ума в прямом смысле слова. Ведь крик гиперактивного ребенка сродни пытке с капающей на голову водой, попробуй выдержи. А тут еще постоянное давление в виде такого рода статей. Скоро вообще рожать перестанут. Зачем оно надо, когда все вокруг имеют право временами расслабиться, а матерям годами приходится находиться в непрекращающемся напряжении и ответственности и всегда во всем они виноваты.
Нужно восстанавливать то хорошее, что было в Советском союзе - институты садов и школ с ответственностью за детей, цензуру, ГОСТы, как-то прививать терпимость окружающих людей ко всем детям, даже "придурковатым". Может тогда, вкупе с ответственностью родителей, будет формироваться здоровое общество.
Юлия23 июля 2015, 09:56
Уже в который раз читаю, что Маша в мультике "придурковатая" или что-то в этом роде. Сразу видно, что у автора нет ни одного по-настоящему гиперактивного ребенка. Повезло, что тут сказать.
У меня у самой трое очень разных по темпераменту детей, поэтому, думаю, что имею какое-то право высказать свою точку зрения. Маша в мультфильме - это точная копия моего среднего ребенка, от которого с рождения разбежались все бабушки с характеристикой "придурковатый". Хорошо, что детский врач хороший попался, сказал - терпите, такой ребенок. И хорошо, что повезло с воспитетлями и учителями (дай Бог им всем здоровья и сил), которые не навесили такой ярлык ребенку, а увидели в нем хорошее и развили, а также убедили отчаявшихся родителей, что их ребенок вполне нормальный и очень даже сообразительный. Сейчас ему 7 лет и я сама вижу, что поведение корректируется постепенно, но на это уходят годы. Если у меня первый сразу был спокойный и во всем слушался с 1 раза, то средний таким станет может годам к 10 в лучшем случае. В мультике хоть показано (пусть и образно), как можно таких детей отвлечь, да и просто показано, что ты не один со своими проблемами, где-то можно отвлечься и посмеяться. И ребенку со временем объяснить, как делать не нужно, чтобы он него все разбегались.
Katya23 июля 2015, 08:06
Есть еще четвертая причина: это легкий способ быть хорошим для ребенка. Легче всего завоевать любовь и признательность маленького, отдав деньги за то, что он просит. Этим особо спекулируют бабушки, часто в пику матерям и отцам!
Роман23 июля 2015, 05:55
Очень хорошая статья. В дополнение могу сказать, что бабушки покупают сладости и игрушки потому что, не додали своей любви собственным детям в пору своей молодости. У кого то небыло средств, времени и конечно же житейской мудрости, которая приходит с возрастом. СпсиБо.
ЕЛЕНА23 июля 2015, 01:09
Дай Бог, чтобы побольше людей, особенно молодых, прочитали эту статью.У нас аналогичная проблема. Легче уступить в чем-то, чем объяснять о вредности, а потом мне упрек: "Ну, мама, мы другое поколение!" Больно за детей!
Роман Синельников22 июля 2015, 23:17
(2) Но есть и другое, не менее важное объяснение. Дело в том, что современные родители не уверены в постоянстве ответа на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Они не забыли свой юношеский шок 1991 года, когда представления о морали вдруг развернулись на 180 градусов и те из них, кто верил словам взрослых, оказались в проигрыше. Поэтому теперь они, не желая навредить ребёнку, избегают обсуждать с ним вопросы морали в надежде на то, что новое поколение со временем само разберётся и найдёт своё решение, а социализация так или иначе в критической ситуации вывезет…
Роман Синельников22 июля 2015, 23:15
(1) На мой взгляд, дело не совсем в том, о чём написала Елена. Поясню на собственном примере.

В моём детстве, которое пришлось на 80-е годы, у нас не было магнитофона. Не потому, что стеснённо жили, а потому, что родители не считали нужным его иметь: дома был очень хороший и дорогой проигрыватель, много пластинок, покупали и классическую музыку, и эстраду, и постановки для детей… Я никогда не завидовал одноклассникам с магнитофоном и никогда не просил родителей его купить: с деньгами в семье были проблемы. Но что такое магнитофон для тогдашнего советского подростка? Это постоянный источник тем для обсуждения с одноклассниками, возможность обмениваться кассетами, находить друзей. Это гарантия, что ты всё время будешь «в теме». Это уверенность в отношениях, в том числе с девушками. Короче говоря, это — инструмент социализации. И не в цене магнитофона дело, а в том, что его наличие включало определённые механизмы взаимоотношений.

Если бы магнитофон у нас в то время вдруг появился, я бы абсолютно точно вырос совершенно другим человеком. Моя жизнь скорее всего оказалась бы куда менее интересной и яркой, но при этом значительно более лёгкой, чем на самом деле. Родители же в массе своей стремятся облегчить жизнь своему ребёнку, желают для него не света, а покоя. И вкладывают деньги вроде бы в компьютерные игры и в айфон, а на самом деле в социализацию, какими бы спорными её нынешние инструменты сейчас ни казались.
Катя22 июля 2015, 22:16
Алексею: спасибо! Мнение настоящего мужчины!

Елене Фетисовой земной поклон за статью!
Действительно, и почему бы вместо компьютерных игр не купить ребенку настоящий автомат, ну, если попросит, разумеется?
Нет? А суть разве не одна и та же у таких просьб?
Иоанна22 июля 2015, 20:30
В детских магазинах выбора практически нет. Ещё лет 10-15 назад можно было купить Чипполино, плюшевого мишку нашего производства, сейчас же - сплошной Китай. Где наши собственные производители? Ещё конструктор можно найти, а вот нормальных кукол с добрыми глазами нет и не предвидится.
С автором полностью согласна.
r.b.Elena22 июля 2015, 17:27
Spasibo za statju.

Chem jarche "vsja detskaja uteha" tem opasnee dlja detej.

Zahozhu v detskij Mir i zaduhaus ot himicheskogo zlovonija/igru i tovaru soderzhat nemuslimoje kol-vo opasnuh krasjashih veshestv.

Алексей22 июля 2015, 16:40
А где же мы, отцы? В статье основные слабаки- мамы и бабушки.
Я изначально в семье был злодеем - запрещал "всё", потом , когда жена стала воцерковляться , она поняла меня. Но каждый раз когда начинается "хочу, хочу", на меня смотрят и жена и дочки(2). Ответ Нет с дальнейшими пояснениями, которые детям неприятны!
В детском магазине, редко когда папы являются "таможней", если только сыновьям помогают выбрать - самим тоже интересно :).
НН22 июля 2015, 16:10
Статья замечательная. Мне тоже очень нравится, как пишет Елена. Но не согласна вот с чем:
..."Просто привыкло наше старшее поколение к тому, что «раз продают – значит, наверное, безвредно». Они росли, когда соблюдался ГОСТ, действовали ОТК и всё было более чем унифицировано".
Я из старшего поколения, и именно поэтому не доверяю современным производителям. И нас подавляющее большинство! Ещё тогда, когда жвачка была в страшном дефиците, многие из нас запрещали своим детям жевать её, объясняли, что это испортит желудок, изуродует челюсть, а главное - человек постоянно жующий не только выглядит глупо, а действительно становится недоразвитым. Или повальное увлечение наушниками и др... Другое было время - другие заморочки. И помогало! Но были и другие родители, которые и тогда покупали, доставали, гордились, что чадо жуёт импортную гадость... Дело в чём-то другом.
Может, в либерализме, которому все возрасты покорны? Нет?
Простите!
И Р22 июля 2015, 15:06
Благодарю!
Чем больше такого рода статей будет написано, тем скорее придёт запоздалое понимание величайшей ответственности, которая ложится на всех без исключения родителей.
Каждое слово и особенно дело либо делает наших детей лучше, либо...
Слава Богу за всё!
раб Божий иоанн
Галина22 июля 2015, 14:27
Знаете, мне всегда казалось, что родителями, покупающими что-то странное для своего ребенка или позволяющие ему нечто большее, чем стоит позволять, движет жгучее слепое желание видеть его в его глазах счастье. Это не всегда отсутствие воли и способ угомонить надоевшее чадо или отделаться от него, это такое инфантильное проявление Любви, когда можно превратиться в доброго волшебника из сказки и исполнять самые настоящие желания, творить чудеса, сознавая, что вся эта явная буря восторженной безудержной радости вызвана твоими действиями. Люди пользуются возможностью сделать сделать другого счастливым здесь и сейчас, не задумываясь толком что же они делают, это где-то за пределами осознания.
Фотина22 июля 2015, 14:03
"По плодам узнаете их"
Екатерина22 июля 2015, 13:46
Елена! Я надеюсь, Вы читаете комментарии к собственным статьям. Вы производите впечатление очень думающей и правильно развивающейся мамы. Приятно слышать голос единомышленника, особенно, когда вернешься из песочницы, где - кажется! - только такие "ну, просят же". Или когда в очередной раз твоя собственная мама вкладывает в руки твоему просящему ребенку планшет. Кажется, что кругом - тьма... Заглянешь на православие. ру - нет, слава Богу, не только тьма. Спасибо.
Ксения22 июля 2015, 09:59
Отличная статья. Полностью согласна.
Наталия Сидорова22 июля 2015, 09:49
Спасибо Вам. Люблю читать Ваши статьи. Люблю Вас, Лена. Спасибо за Ваш труд.
татьяна22 июля 2015, 08:55
Какая замечательно-правильная статья! Спасибо!!!
р.Б Сергий22 июля 2015, 08:54
Знаю примеры, когда начиналось с малого: барби с комплектом модных штучек,короткие юбки,обтягивающие брюки, просмотр неподобающих фильмов.А дальше-по нарастающей:соблазняющая одежда, косметика...нашлись и те, кто соблазнился,отсюда- блуд,увлечение неоязыческими учениями,сожительство,далее- аборт.И не разберешь,что первично: в церковь не хожу потому, что юбки нет или наоборот.А все проблемы сваливаются на головы не только чад,но и тех самых родителей, которые воспитывали их.Какой ответ дадим на Суде Божием?!Господи помилуй,вразуми, настави,даруй покаяние.
Александр Карнюхин22 июля 2015, 07:48
… И до сих пор не могут поверить взрослые, что давным-давно наступила жизнь, в которой душевное и физическое здоровье ребенка контролирует только семья, а не мифический добрый дядя
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×