Автор публикуемой ниже статьи Анастасия Дуброва – коррекционный педагог с 14-летним стажем, из которых почти восемь лет она проработала в детских садах. Какое влияние могут оказывать на детей игрушки, она знает не понаслышке. И потому столь сильное беспокойство вызывает у нее повальное распространение кукол серии «Monsters High» («Школа монстров»), которых многие родители считают вполне «безопасными» и даже «добрыми» и «симпатичными». О том, какой вред могут нанести эти куклы детской психике, ее статья.
Что такое кукла для девочки? Этот вопрос только на первый взгляд кажется простым. С обывательской точки зрения – развлечение, пустяк, способ занять себя на время игрой. С точки зрения детской психологии кукла – это целая область детского мира. Кукла – это ребенок, которого девочка «усыновляет» и о котором заботится. Кукла – это подружка, с которой можно общаться самым доверительным образом. Я помню, как мне двоюродная сестренка, будучи уже десятилетней девочкой, третьеклассницей, вполне серьезно доказывала, что куклы ночью оживают. Вот чем различается восприятие куклы ребенком и взрослым. Для взрослого человека кукла – это предмет, «всего лишь кукла», а для ребенка она – живая.
Итак, давайте взглянем на это с точки зрения детской психологии.
- Кукла – это то, каким я был раньше, какой я сейчас или каким я стану потом
- Кукла – это те возможности, которыми я обладаю
- Кукла – это возможность показать свой внутренний, душевный мир
- Кукла – это то, как выглядит живой мир вокруг меня
- Кукла – это то живое существо, которому можно доверять
А теперь прочитайте еще раз название статьи. Может показаться странным, чтобы девочка просила купить ей монстра. Но именно это сейчас происходит во многих магазинах: девочки просят, нет, многие даже требуют, со слезами и скандалами, чтобы мама купила им кукол серии «Monsters High». И мамы уступают. Более того, производители, почуяв жирную наживу, стали выпускать огромное количество атрибутики с изображениями этих кукол: одежду, школьные принадлежности: ручки, тетради, ранцы, пеналы; аксессуары для кукол-монстров: домики, мебель, гробики, дневнички; журналы, мультфильмы… И это еще далеко не полный список. Наверное, не найдется девочки 5–8 лет, которая не знала бы об этих «куклах». Что ж, давайте представим себе, как такие куклы влияют на психику ребенка.
Представьте себе, что ваш ребенок вдруг решил отрастить себе клыки или стать… зомби
1) Кукла – это отражение меня. Девочка отождествляет себя с куклой, подражает ей, хочет быть похожей на нее. Не даром «Барби-мания» в свое время эхом отозвалась среди подростков, вызвав вспышку неврозов по поводу своей фигуры. Ребенок любит куклу, какой бы она ни была. Для него это прежде всего любимая игрушка. Девочка нежна со своей куклой и говорит: «Я хочу быть как она». А теперь представьте, какой образец для себя выбирают девочки, играющие с куклами «Monsters High»: зомби, скелет, вампир, оборотень, морское чудовище, девочка-робот, у которой сквозь горло продет винт, привидение, гибрид человека и животного, мумия, а дальше – хуже, целая линейка немыслимых сочетаний этих уродцев между собой. Представьте себе, что ваш ребенок вдруг решил отрастить себе клыки или стать… зомби. Мертвецом то есть. Что самое неприятное, подобное представление о кукле полностью переносится на собственное «Я». Меняется «образ Я». Девочка начинает вполне серьезно считать себя мертвой «ожившей» девочкой, оборотнем или вампиром (а эти образы в последнее время усиленно навязываются нам как очень романтичные). То есть внутренне ваша дочь уже считает себя мертвой или агрессивной, подобно оборотням. Это может отразиться и на отношениях со сверстниками: поссорившись, девочка-«оборотень» может целенаправленно покусать своего обидчика, ведь оборотни так и поступают.
«Мертвая романтика» может привести к поиску приключений на кладбище, особенно в подростковом возрасте. Опять же, насмотревшись на хорошеньких куколок-мертвецов, дети могут заинтересоваться: а так ли мертвые выглядят на самом деле? А это уже прямая дорога к вандализму, поскольку дети могут попытаться раскопать чью-нибудь могилу. И это еще не самый худший вариант, поскольку любознательность подростков может привести их к экспериментам типа «а как буду выглядеть я, когда умру?». И горе ребенку, если у него есть компания таких же любознательных друзей. Возможно, вы уже слышали эти чудовищные истории про то, как подростки оканчивают жизнь самоубийством или помогают друг другу в этом.
Вы когда-нибудь видели, как дети играют в «мертвых»? Для ребенка игра – это как бы «орган» восприятия и усвоения всего нового. Всё, что ребенку по-настоящему интересно, он пропускает через игру. Поэтому не удивляйтесь, если ваша маленькая любительница кукол «Monsters High» начнет мастерить себе из коробок или стульев гробик и лежать там. Могу вас заверить: ваши нервы весьма ощутимо вздрогнут.
Куклы-мертвецы отнимают у ребенка естественный страх смерти, ощущение границы, перед которой нужно остановиться
А теперь представьте, что удовольствие от игры в памяти ребенка сольется с содержанием игры. Это означает, что в памяти вашей дочери прочно засядет ощущение: «быть мертвым – это интересно, это весело». Подобного рода информация может всплыть из памяти в любой момент. Если ребенок запомнил, что с удовольствием играл в смерть и это было не страшно и забавно, то, возможно, когда он столкнется с серьезными жизненными проблемами, самым естественным выходом для него станет суицид. Куклы-мертвецы отнимают у ребенка естественный страх смерти, ощущение границы, перед которой нужно остановиться. А значит, безопасное поведение ребенка будет под большим вопросом. Действительно, что такого страшного, если я спрыгну с балкона? Вон, моя любимая куколка Гулия, она ведь тоже умерла. Но потом ожила и весело проводит время с подружками. У детей линейная логика, они еще пока не понимают внутренних механизмов ситуации. «Что вижу – то и существует» – вот результат такой логики.
Итак, вывод первый: куклы-монстры закладывают в психику ребенка возможность суицида и беспечное отношение к смертельно опасным ситуациям. Когда и как это ружье «выстрелит», никому не ведомо.
На это накладываем манеру персонажей «Monsters High» украшать себя: раскрашенные яркими полосами волосы или волосы неестественно розового, красного, фиолетового цвета, размалеванные лица, подчеркнуто кричащий макияж, пирсинг, множество сережек, навешенных на уши, огромное количество броских аксессуаров, татуировки на руках, лице и по всему телу, микро-юбочки, сетчатые колготочки, обтянутые округлости на груди, высоченные каблуки, одежда и прочие вещи в стиле самых дешевых проституток, густо усыпанные стразами. Помните? Моя кукла – это я. Вот что ваша дочь усвоит как эталон красоты. Отсюда делаем второй вывод: куклы «Monsters High» приучают наших девочек к вульгарщине с самого маленького возраста, заранее настраивают их на демонстрацию своей сексуальности. Чем это чревато, думаю, объяснять не надо.
2) Кукла – это отражение меня, а значит, и тех возможностей, которыми я обладаю. У куклы есть ноги – она умеет «ходить», у меня есть ноги – я тоже могу ходить; у куклы есть глаза, чтобы видеть, – и у меня есть глаза, чтобы видеть. Через куклу у ребенка формируется представление о собственном теле. Не даром ведь после того, как ребенок научится показывать «глазки-ротик-носик-ушко» на себе, а потом на родных, его учат узнавать эти же части тела на кукле. Такая ориентировка «от себя» вызывает иногда затруднения даже у пятилетних детей (сужу по собственной практике: нередко пятилетние дети не способны показать у куклы брови, колено или плечо). Уподобление ребенку усиливается тем, что куклы «Monsters High» парадоксальным образом совмещают в себе детские черты лица и подростковую фигуру. Обратите внимание: у них, как у маленького ребенка, маленький подбородок, огромные лоб и глаза. Так ребенку внушается, что эта кукла – беззащитный ребенок, ребенок – как и он сам. Что кукла – его собственное отражение. Это же подчеркивается тем, что все персонажи «Monsters High» являются чьими-то детьми – морского чудовища, оборотня, графа Дракулы и т.д. Моя кукла – это я.
А если у куклы клыки? Значит, она может кусать. Следовательно, и я обладаю такой возможностью. Идем далее. Что еще есть у кукол-монстров? Кошачьи когти, уши и хвосты, рога, шрамы, грубые швы, торчащие из тела болты, голые черепа, паутина на теле, татуировки… Представьте себе: ваш ребенок постепенно впитывает в себя ощущение, что и он должен так выглядеть. Приглядитесь внимательнее: у этих кукол кожа мертво-серого, фиолетового и черного цвета, зеленого и голубого, коричневого, ярко-красного… Ваша дочь в какой-то момент сама себя спросит: как я могу стать еще более похожей на мою любимую куколку? Интересно, какой выход найдет живое воображение ребенка из этой ситуации? Мне трудно и жутко это себе представить.
Когти, клыки и рога – это символы агрессии, это возможность причинять вред тем, кто мне не нравится. Значит, я обладаю такой возможностью – делает незаметный вывод бессознательная часть личности вашего ребенка. И не удивляйтесь, если с появлением кукол «Monsters High» ваш ребенок станет агрессивным. Он всего лишь копирует своих любимцев.
Вывод номер три: куклы «Monsters High» воспитывают в детях агрессию и ощущение «я имею на это право». Закладываются не самые лучшие черты личности: вспыльчивость, злобность, мстительность, дерзость. Кого мы вырастим из этих детей? И пока ребенок играет с куклами «Monsters High», никакие самые мудрые и опытные педагоги своими беседами ничего сделать не смогут. Потому что для ребенка кукла, по сравнению с педагогом, оказывается на первом месте. Когда я пыталась убедить семилетнюю девочку, что ее куклы «Monsters High» на самом деле не так хороши, она меня выслушала. Но потом ответила: «А они мне всё равно нравятся». Кукла воспитывает ребенка в достаточно большой степени, и поэтому ответственность взрослых – правильно выбирать кукол для своих детей.
И здесь же вывод номер четыре: шрамы, уродливые швы, татуировки, пирсинг – всё это усваивается ребенком через куклу как норма, как образец красоты. Ваша девочка, достигнув подросткового возраста, может начать «украшать» себя подобным способом.
3) Моя кукла – это мой внутренний мир. Ребенок проецирует на куклу свои интересы, заботы, особенности поведения, симпатии и антипатии. Но кукла тоже задает свои рамки. Так, например, невозможно куклу-младенца «сделать» двоечником или задавакой, но можно усвоить ей капризность и непослушность. Кукла – это возможность ребенка безнаказанно проявить то, что взрослыми не одобряется. Однако производители кукол «Monsters High» уже создали определенные образы поведения для каждой куклы. Теперь уже не ребенок является творцом их внутреннего мира, а сама кукла диктует ребенку, каким он должен стать: дерзким, подлым, наглым, мстительным, сквернословящим…
Вы включаете ребенку мультики «Monsters High» и не видите в этом ничего плохого? Отлично, послушайте, как они говорят: постоянно употребление слов «жутко», «смертельно», «монстрово» в сочетании со словами «красиво», «стильно» и «модно». Ваша девочка усвоит, что атрибутика смерти – это очень модно и стильно. И вот когда ей исполнится 14 или 16 лет, возможно, она познакомится со старшеклассниками-сатанистами. А уж они-то столько могут рассказать о смерти, кладбище и прочих «романтических ужасах». Маленький ребенок закладывает в свой светлый внутренний мир смерть и темноту. Совершенно не сложно представить, что вслед за этим он спокойно будет интересоваться соответствующей «культурой»: «металлом», роком и подобной им музыкой, в которой воспеваются смерть, кровь, месть, гнев, ненависть, разрушение, убийства, симпатии к демонам и поклонение антихристу. А заодно употребляются маты и богохульства. Как вам это? Злоба и стремление к смерти – вот как можно обозначить всю «культуру», посвященную смерти. Отсюда еще один важный вывод: вручая ребенку куклу «Monsters High», мы заранее готовим его к депрессивному мировоззрению, стремлению к смерти, антикультуре и восприятию злобы как проявления силы и самодостаточности. Если я злой, то я победитель – вот логика этого мира.
Если игрушечный ребенок уже «мертв», то не заложится ли в памяти девочки равнодушное отношение к смерти младенца на будущее?
4) Кукла – это живой мир вокруг меня. Почему куклы для девочек, как правило, изображаются в виде младенцев? Да потому что это естественная ситуация: девочка обычно растет рядом с мамой. Для нее нормально видеть маленьких братиков и сестренок. Она и сама когда-нибудь станет мамой. Кукла-малыш закладывает ростки любви и нежности к собственным детям в будущем. Такая кукла учит девочку быть женственной, терпеливой, любящей, заботливой. А теперь представьте, что ваша дочь «удочерила» вурдалака или скелетик, заворачивает его в тряпочки, нянчит, кормит с ложечки… Не правда ли, жуткая картина? А ведь для девочки нет разницы, как выглядит кукла, ее игры будут примерно одинаковыми. Для нее нормально готовиться к материнству. Кого же мы готовим такими куклами? Матерей монстров, мертвецов, убийц и выродков? Если игрушечный ребенок уже «мертв», то не заложится ли в памяти девочки равнодушное отношение к смерти младенца на будущее?
Мир вокруг меня – это еще и те взрослые, кого я вижу. Изначально кукла была создана как прототип человека, и именно так она воспринимается ребенком. Образ куклы-монстра и образ человека в сознании ребенка сливаются, формируется новое представление. Там, в памяти ребенка, вы и другие взрослые начнете уподобляться монстрам. И этому есть реальные подтверждения: однажды две девочки принесли в группу кукол «Monsters High», изображающих полулюдей-полукошек. Они играли с ними достаточно долгое время. А потом вся группа села рисовать портрет пап. Эти две девочки нарисовали своим папам зеленые глаза и вертикальные зрачки. То есть представление о реальном мире в сознании ребенка искажается, он видит не то, что есть на самом деле, а фантомы, созданные этими куклами. Как можно говорить после этого об адекватности представлений, которые формируются у ребенка?
И это тоже вывод: куклы «Monsters High» формируют у детей неадекватные представления о мире людей.
Куклы-монстры приучают к симпатии демонам и бесам, зарождают стремление подружиться с ними
А теперь представьте себе пятилетнюю девочку, которая заворачивает в одеяльце куклу с чертами хищной кошки и говорит: «Это моя доченька». Как после этого вы сможете ей объяснить, что в мире нет таких существ? Ну, а уж если девочка их видит и знает, что они есть, то это самая настоящая беда, потому что люди не должны соприкасаться с миром демонов. Если девочка уже уверилась, что мир вокруг нее состоит из людей и монстров, и свои симпатии отдала монстрам – как она будет относиться к людям и строить свои отношения с ними? Представьте себе свою маленькую беззащитную девочку, к которой за дружеским общением прилетают самые настоящие, реальные монстры. Вам не страшно за нее? Следующий вывод: куклы-монстры создают у ребенка впечатление о том, что мир наполнен реальными монстрами, которые не вызывают у ребенка страха. С духовной точки зрения – это прямая симпатия демонам, бесам и стремление подружиться с ними. С точки зрения психологии, происходит перенос на отношения с людьми: если человек раз за разом совершает преступления или просто безнравственные поступки, но вызывает у меня симпатию – значит, он хороший. Не важно, кто этот человек и чему он меня научит, – важно, что я к нему чувствую. А ведь в подростковом возрасте на такого «друга» напороться проще всего.
5) Кукла – это живое существо, которому можно доверять. Представьте себе, как ночью ваша маленькая девочка, уже в сонном состоянии, что-то шепчет на синее ушко, унизанное гроздью серег-колец. Доверчиво обнимает это зеленокожее существо и засыпает. Память ребенка оживает и начинает перебирать впечатления от прожитого дня. Это зеленокожее, клыкастое, покрытое пятнами крови или уже давно умершее существо снится вашей малышке. Это днем она воспринимает куклу как доброго товарища. Но когда сознание спит, просыпаются архетипы прошлого. Всё, что нашими предками было усвоено как страшное, таким и становится. Представьте, как эти монстрики мелькают в сновидениях ребенка. Что-то он запоминает и потом боится заснуть. Да, в детском саду я такое слышала от детей, когда начинался тихий час: «Я боюсь засыпать, потому что мне снятся страшные сны». Приходится перед сном успокаивать ребенка. А что-то запоминается без осознания и становится почвой для непонятных страхов, для капризов и нервных срывов. Ребенок сам не понимает, что его пугает. Он хнычет, бунтует, отказывается кушать, мочится в штаны.
В возрасте 6 лет у всех детей подходит период экзистенциальных страхов, то есть таких, которые связаны с вопросами смысла жизни и смерти. В этом возрасте ребенок обычно впервые осознает смерть, если не сталкивается с ней раньше. Он вдруг понимает, что любимая мама когда-нибудь умрет. И начинает задавать пугающие вопросы: мама, а ты умрешь? А папа? А бабушка? А я? Это необходимый этап взросления, когда смерть входит в жизненный опыт ребенка, и этот опыт говорит о том, что когда-то все люди исчезают из этого мира. Ребенку страшно. Он пугается того, что когда-то останется один, что его покинут люди, которых он любит. Это формирует определенные черты личности: внимательность к близким, желание не расстраивать их, желание показывать им свою любовь – и, если так можно выразиться, некоторую серьезность и ответственность за свое поведение. В этом возрасте особенно сильно могут проявляться страхи смерти, темноты и чудовищ в темноте.
То, что пугает ребенка, может «вылезти» через заболевания внутренних органов
А теперь представьте, что вы заботливо положили своей малышке на подушку куклу-зомби. У нее и так по возрасту положенный ей страх монстров. А кукла-зомби в темноте, рядышком еще сильнее обостряет и углубляет его, пугает ребенка вплоть до того, что могут начаться неврологические и психологические проблемы: нервные тики, энурезы (недержание мочи), энкопрезы (недержание кала), нарушения пищевого поведения, агрессия, плаксивость, капризность, заикание, немотивированная жестокость, огромное количество страхов, зажатость, чрезмерная напряженность, беспричинные заболевания кожи или пищеварительных органов и многое другое, причины чего мы зачастую не опознаем. У детей младшего и дошкольного возраста психическое и физиологическое здоровье еще очень тесно связаны. То, что пугает ребенка, может «вылезти» через заболевания внутренних органов. И не говорите себе: «Я же вижу, что моего ребенка это не пугает, он выглядит веселым и с удовольствием играет этими куклами», – потому что мы не знаем, как проявляют себя длительно действующие страхи у ребенка. Да, мгновенный испуг вы легко опознаете. Но постоянный, фоновый страх, который не опознается самим ребенком и отравляет ему психику, вы ни за что не распознаете. А когда поймете взаимосвязь – может быть уже поздно. В психику ребенка глубоко «впаиваются» склонность к неврозу и появлению фобий в будущем. Невротичного человека можно распознать по его нестабильному настроению. Он обидчив, раним, нерешителен, плохо справляется со стрессами.
Но самое важное, что характеризует невротика и что является камнем преткновения при всех случаях невротического расстройства, – это противоречивость системы ценностей, отсутствие четкого мировоззрения, постоянно колеблющееся отношение к миру и к окружающим, присутствие разнонаправленных желаний и стремлений (одни из которых осознаются, а другие — нет), изменчивое отношение к себе и своей личности, варьирующееся у одного и того же человека от жесткого самобичевания до превознесения себя и своих заслуг сверх всякой меры. Неврозам часто сопутствуют (или, скажем так, «невроз включает в себя») различные специфические психологические расстройства. Фобии – глубоко укоренившиеся страхи, с которыми их носитель не в состоянии справиться. Фобия – это страх, который вызывает неподконтрольное поведение. Наличие фобий может говорить о серьезных нарушениях личности.
Соответственно, следующий вывод: куклы «Monsters High» закладывают в психику ребенка уродливо искривленные ростки будущей личности, нарушения, которые, возможно всю оставшуюся жизнь будут мешать ему жить. А может быть, даже сделают клиентом психиатра. Купили куклу-монстрика? Готовьтесь: возможно, вы станете мамой невротика.
Куклы «Monsters High» – продукт новой линии развития современного общества, которую можно обозначить как «доброе зло»
Наконец, давайте скажем о самом главном: куклы «Monsters High» – это парадокс современного общества, новая линия нашего развития, которую можно обозначить как «доброе зло». То есть с виду урод и монстр, а на самом деле – «добрый внутри». Для многих мам это становится камнем преткновения. Они говорят: «Но они же добрые, они же дружат там, в мультике, помогают друг другу». В результате у ребенка полностью теряются ориентиры. Посмотрите наши мультфильмы советских времен, почитайте русские народные сказки и обратите внимание: все антигерои выглядят отталкивающе и ведут себя не лучшим образом. Так ребенку задается четкая и понятная ассоциация: «Вот как выглядит зло». Вырастая, он, конечно, узнает, что зло может выглядеть очень приятно. (Впрочем, во многих сказках эта идея описана. Так, злая колдунья может превратиться в красивую девушку или приятную старушку.) Но изначальный этап для ребенка должен быть именно таким, потому что его мышление – наглядное.
Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен иметь четкую визуальную опору, облегчающую понимание, где зло, а где – добро. Монстры не должны быть добрыми. Потому что само понятие монстра подразумевает мир злобы. А тут у ребенка в голове происходит столкновение этих двух границ: монстр-то добрый! Вспоминаем, что у детей линейная логика – стало быть, то, что красиво, может быть злым? Попробуйте после этого показать ему наши старые добрые мультики. Вы можете столкнуться с протестом. Ребенок уже выбрал для себя, что для него «доброе», и другого «добра» ему не надо. Ему и с монстрами хорошо.
В конце концов невозможность определить для себя понятия «хорошо» и «плохо», «доброе» и «злое» приводит к тому, что ребенок вообще отказывается от этих понятий. Самым простым и естественным для него критерием становится: «А мне нравится». А вот теперь давайте подумаем, что может нравиться ребенку. Помочь маме? Нет, не нравится. Поиздеваться над кошкой? О, конечно, нравится. А когда он достигнет подросткового возраста, это превратится сначала в «поиздеваться над одноклассником», а потом, возможно, «поиздеваться над кем-то еще, если помрет – его проблема. Мне нравится». Если монстры мне нравятся – они хорошие, вот логика ребенка 5–8 лет. Далее по аналогии. Всё, что мне нравится, – хорошее. Всё, что мне не нравится, – плохое. И плевать я хотел на ваше «хорошо, правильно, одобряемо» и «плохо, мерзко и наказуемо». Таким путем мы вырастим исключительно безнравственное, аморальное поколение. Поколение людей, для которых даже преступление не будет чем-то сверхъестественным и постыдным. Просто досадная неудача – прокололся, поймали, но я-то не виноват, я же действовал, как мне нравится. Никакого стыда или сожаления по поводу совершенных страшных преступлений. Вы разве не сталкивались с таким? Посмотрите телевизор, почитайте статьи! Наши подростки уже стремятся к такому внутреннему состоянию. Цинизм и эгоизм – вот будущее за поколением кукол «Monsters High».
Ребенок протестует против оценочных категорий. Отныне для него «хорошо» всё, что лично ему нравится
Итак, последний вывод в этой статье: во внутреннем мире ребенка граница между страшным и приятным, добрым и злым, плохим и хорошим исчезает. Ребенок перестает понимать разницу между «хорошо» и «плохо», он протестует против оценочных категорий. Отныне для него «хорошо» всё, что лично ему нравится. А теперь задайте себе вопрос: если вашему ребенку в подростковом возрасте предложат «хорошую» таблеточку и ощущения ему понравятся – как вы сможете доказать ему, что это плохо? А если ему попадется дурной человек, который научит его плохим вещам и поможет пережить удовольствие от этого? Не поздно ли будет плакать по ночам или воспитывать ремнем? Конечно, поздно.
Поэтому давайте воспитывать ребенка вовремя: пока он еще выбирает игрушки.
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Когда-то и книги были под запретом. Мир уже другой. И игрушки для сегодняшних детей - другие. Вы беспокойтесь, что ваша девочка отойдет от моральных устоев, свернет с дорожки, свяжется с сатанистами, или того хуже чуть ли не с самим Дъяволом. Из - за кукол. Так ёлки-палки, говорите, общайтесь, объясните своим детям что к чему в этой жизни. Тогда у вашего отпрыска никогда не возникнет мысли о самоубийства, сатанистами, общением с бесами или мини юбках.
Автор полагает, что девочка захочет быть такой же, как ее Гулия/любая другая монстр-героиня. Та же Гулия,например, - читающая особа. Плохо ли будет, если ребенок в этом возьмет пример? Надо в суть смотреть, а не на форму.
Автор статьи, собственно, как и некоторые родители, не учитывают, что эти куклы не предназначены для игры маленьких детей в дочки-матери, так как Monster High созданы немного для другой возрастной аудитории:8-13 лет. Это фэшн-куклы, а не пупсы-ляли.
Например, пони из мультсериала "Мой маленький пони" или потрудиться и найти кукол из мультика "Время приключений".
Это тоже, конечно, не великие произведения искусства, но очень модные и гораздо светлее, чем разноцветные трупики.
Как только позволит возраст, отдайте ребёнка в хорошую секцию или кружок, чтобы ценность общения вышла на первое место, а не игрушки, гаджеты и т.д.
Творчески подойдите к ситуации. Это очень серьёзная и сложная проблема! Люди всех возрастов всегда зависят от мнения окружения и нуждаются в общении. Да поможет Вам Господь!
Приведу примеры:
Начну с себя. Я - взрослый православный человек, неплохо знакомый с современным производством фильмов. Это не вполне хорошо, но иногда смотрю фильмы жанра японского кино о мстительных призраках, так как считаю их весьма поучительными драмами о грехе и возмездии за него.
Мне известно, как снимают ленту, чем меня будут пугать, знаю этапы производства и канон жанра. Смотрю фильм и вроде бы ни разу не испугался, но когда иду на кухню после этого, не выключаю свет в предыдущей комнате, пока не перейду в следующую и зажгу свет там.
В данных лентах не показывают много крови, страшных чудовищ, но затрагивают психологические архетипы. В самом деле, почему взрослый мужик будет бояться хрипящей женщины с растрёпанными волосами? Кроме того, я верю в существование злых духов.
А учитывая популярность тематики в культуре всех времён, глубинная вера в это - тоже архетип.
Однажды держал в руках коробку с человеческими костями (незаконное строительство, строители разрыли могилу, а в Храме их перезахоронили).
Смотрю и понимаю: это останки людей (я не боюсь покойников вообще, спокойно прощаюсь с ними на похоронах), таких же как я, это величественно и трепетно. А внутри волнами расползается ужас. Странное ощущение: объективно не страшно, на вид совсем не страшно, а сердечко болит...
Думаю, что на проведение необходимых исследований можно сообща собрать деньги, и найти специалистов, чей статус не подвергался бы сомнению.
Здесь многое зависит от личности воспитателя. Если он сам маловерен и не имеет живого опыта богообщения (молитвы), то и детям труднее будет полюбить иконы, молитвы. Передаётся ведь дух. Как огонь - от свечи к свече.
Элемент схоластики в воспитании несет в себе риск последующего отторжения добра. Но семена, посеянные в детстве, обязательно дадут всходы. В критический момент жизни человек вспомнит о том, к чему его приучали в детстве. И иконы, и храм, и молитвы, и все добрые и чистые слова, и свои ощущения. Такой человек знает, куда идти, когда плохо.
Родители будут нести ответ перед Богом за то, как они своих детей воспитали и к чему приучали. Все сомнения - от лукавого. Демонические игрушки вовсе не безобидные уродцы, это попытка вторжения ада в жизнь семьи. Чем этому противостоять? Только духовными средствами, которые даёт Церковь.
Природа, искусство и прочее - хорошо, но в контексте православного воспитания.
Насколько эти новые мультфильмы мерзостные, опошление былин!
Мне еще тот "Алеша Попович" сразу не понравился, когда он вышел только, до середины не досмотрел. Но я что-то не слышал ни от кого, что это мерзость.
И таких еще много есть отечественных "мультов", опасных для психики детей.
Статья хороша,но боюсь что поздно убеждать.Мамы покупающие это- и слушать ничего не хотят...
Вобщем, я решила, что сама подниму этот вопрос на родительском собрании. Понадобится - к заведующей пойду, чтоб запретила такие игрушки приносить.
И взрослые и дети должны очень сильно поработать над собой, чтобы разглядеть в этом "хорошем" плохое. Для взрослых "хорошее" это продажи, или ребенок который играет и не мешается. Для детей - мода.
На своем фронте стараюсь выигрывать эту войну - разглядываю все игрушки внимательно, не продаю монстров, хотя от этого падают продажи. Каждый должен стараться на своем месте - рабочем, родительском, общественном и тогда нас ждет светлое будущее! :)
Родителям, ищущим спасения своих детей, очень нужны такие статьи!
Огромное влияние на наших дочек оказывают теперь не только куклы, но интернет, комп. игры, такие как:
- социальные сети в интернете (Вконтакте, Одноклассники и т.п.), где дети объединяются в группы по интересам (в том числе самоубийцы)
- мессенджеры - Вотсап, Вайбер и т.п., ограждать от которых их стало совершенно невозможно, т.к. даже если отключить интернет дома, то детки, приходя друг к другу в гости со смартфонами, планшетами и ноутбуками, тут же подключаются к интернету и начинают общение там, а не друг с другом
- ютьюб - содержит видео самого пагубного характера, которые невозможно заблокировать паролем
- игры (например, майнкрафт, где борьба за жизнь, пропитание, строительство и т.п. ведется преимущественно топором).
После компьютера и интернета наши дети почти полностью теряют интерес к реальной жизни и от них слышишь постоянно только одно: "Мне скучно"!
Как нам бороться со всей этой дьявольщиной?
Спасибо большое за статью.
Здесь были возражения, что куклы не формируют модель поведения. Приведу пример из моего собственного опыта.
Моя дочка очень любит кукол Винкс (были популярны до монстров), смотрела мультфильмы про них, одежду просила с куклами Винкс и т.д.
Через некоторое время я стал замечать в ребёнке агрессивность, готовность драться, если ей что-то не нравится (бить кулаком). Оказывается в мультфильме "прекрасные девчёнки" винкс дерутся не хуже любых парней.
Однажды ребёнок мне заявляет: "Я не люблю школу, я не люблю учиться, а люблю моду!"
Я очень удивился такому заявлению и поинтересовался, почему она пришла к таким выводам. Она сказала, что она хочет быть похожей на Стеллу (одна из героинь кукол Винкс), а Стелла не любит учиться а любит моду и хорошо разбирается в моде.
Наверное из меня очень плохой воспитатель получается, но я пока не могу дочке привить интерес к учёбе (заставить не получится). Сейчас огромная проблема справиться с таблицей умножения, но в моде разбираемся.
Вспомнила кукол, которыми играла в детстве. "Девочка отождествляет себя с куклой, подражает ей, хочет быть похожей на нее".
Одной из первых куколок моего детства была сделанная из подушки кукла Янек - поэтому сегодня я мягкая и пухлая
В детстве советские куклы часто ломались, руки, ноги, даже готова, играла со сломанными - поэтому сейчас ходить по врачам не люблю.
Однажды покрасив дорогую немецкую куклу фломастерами и не отмыв её, решила себе татуировки не делать.
Приехав к бабушке и оставшись без любимых кукол, сделала себе куклу из початка кукурузы. Это уж сама не могу понять как на мне сказалось, надо к профессиональному психологу.
Согласна с Анастасией, проще переложить вину на производителей кукол, игр,создателей фильмов.
Только, "если вашему ребенку в подростковом возрасте предложат «хорошую» таблеточку и ощущения ему понравятся" в какие бы куклы он не играл каждому будет трудно "доказать ему, что это плохо"
Где-то читала, что во время войны, 1944 год, в стране стали открывать фабрики игрушек. Государство в такое сложное для страны время, полстраны в руинах, миллионы обездоленных войной людей, смотрело вперед, война закончится, а детей растить надо, хоть как-то сглаживая их душевные раны, нанесенные страшной войной.
А сейчас в мирное время, неужели не понимают, что такими вот куклами-мультфильмами можно потерять будущее страны.
Криком кричать надо, причем так кричать, чтоб государство услышало.
Хорошее предложение выше было. "На ценниках большими буквами писать "Кукла-мерзость, опасно для психики Вашего ребенка".
Родители, не поддавайтесь, ведь так своих детей потеряете! Господи, спаси и помилуй от этой напасти!
>Девочка нежна со своей куклой и говорит: «Я хочу быть как она»... Представьте себе, что ваш ребенок вдруг решил отрастить себе клыки или стать… зомби. Мертвецом то есть.
Дети играют с плюшевыми зайцами. И видят говорящих зайцев по телевизору. Я ни разу не слышал о том, чтоб какой-нибудь ребенок захотел удлинить себе уши и уйти жить в лес
>Совершенно не сложно представить, что вслед за этим он спокойно будет интересоваться соответствующей «культурой»: «металлом», роком и подобной им музыкой, в которой воспеваются смерть, кровь, месть, гнев, ненависть, разрушение, убийства, симпатии к демонам и поклонение антихристу.
Я даже не буду это комментировать. Православный сайт все-таки, но не обратить на это внимания я не мог.
Но, чтобы понимать это, ребёнок с рождения должен быть в храме, и его отношения с Богом должны быть ЖИВЫМИ, а не формальными. Тогда можно аппелировать к Евангелию, к примеру святых, к мнению священника.
Родители никогда не должны сдаваться, бороться за своих детей до последнего. Это трудно, страшно трудно, но ВОЗМОЖНО!
Если мы научим ребёнка противостоять стадному напору в детстве, мы духовно вооружим его к подростковому возрасту, когда соблазны станут ещё более серьёзными.
И, конечно, молитва за детей. В день хотя бы по одному земному поклону за каждого ребёнка (это совет священника).
Святые старцы говорили, что на исходе времен бесы выйдут из дремучих лесов, болот и подземелий и будут свободно разгуливать по улицам. Чтобы люди не боялись и не гнушались их мерзкого вида, людей постепенно к нему приучают. Разной визуальной и прочей продукцией про зомби и т.п. Чтобы у людей парализовалась воля к сопротивлению и даже мысли не было этому противиться. Диаволу нужна добыча. Любой перевертыш всегда в его стиле, маркер его присутствия. Как и посягательство на попрание образа Божия в людях, например в виде изуродования человеческого лика.
Какое спасение от диавола? Только Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, Победительница ада, и Его исцеляющая благодать.
Бежать от мерзости бесовской нужно только в одном направлении - в лоно Православной Церкви. Все остальное (педагогика, медицина, юриспруденция) - меры вспомогательные, эффект их временный. Появится новое искушение, и так без конца. Духовная борьба.
Всё это попускается, чтобы человек понял, что нужно спасаться, и что спасение только в Боге.
Лекарство...я лично придумала лишь одно -своих мальчишек стараюсь отвлекать, в момент когда их "замыкало" на чем-то..неподобном, по принципу позитивного мышления, педагогики и даже дрессуры (без обид, просто уже третья собака в доме, овчарка, научилась) сразу фокусирую их внимание на чем-то нужном, важном и хорошем.
А самое главное -надо объяснять детям хотя бы образно, откуда идут такие идеи и такие рожи... о Боге говорить с ними, о первых людях. Так мне кажется
А родители-то уже ум потеряли? Гаджетам больше времени уделяют, чем собственным детям? Если так дальше пойдет, то и изъятия собственных детей, пожалуй, могут не заметить.
"Не поздно ли будет плакать по ночам или воспитывать ремнем?". Ну, это в лучшем случае. Здесь сценарий посерьезнее проглядывает: и посылки отсылать в места не столь отдаленные, и самим от собственных детей убегать-прятаться как от выросших монстров. Нет, не монстров. Какие еще монстры? Давайте все назвать своими именами, по-русски: уродов, вурдалаков, мрази и так далее. И в ценниках не мешало бы именно так и писать: "Кукла-мразь. 500 р.". Посмотрим, много ли будет желающих купить.
Предложение о законодательном запрете подобных "игрушечек" полностью поддерживаю. На начальном этапе как в антитабачной кампании предлагаю обязать продавцов размещать надписью "Опасно для психического здоровья Вашего ребенка!". Купит нормальный родитель своему дитятке сигарету, потому что у всех в садике есть? Нет? Но кукла будет пострашнее сигареты.
Господи, Пресвятая Богородица, все Святые молите Бога об избавлении нас от такой напасти с игрушками-уродами.
Кошмар какой-то.
Ведь совсем недавно избавил Господь нас от развращающих журналов, распространявшихся в нашей стране. Люди делавшие это наказаны и заключены под стражу!!! (см.предыдущие статьи)
"Просите, и дбстся вбмъ: ищите, и обрящете: толцыте, и отвйрзется вбмъ" МФ.7:7
Для того, чтоб приблизиться к пониманию, рекомендую почитать её идеолога У.Бека "Что такое глобализация?". Становится понятно, что бороться с куклами-монстрами и т.п. - это рубить головы змию, которые вновь и вновь вырастают. Цель глобализаторов - сломить волю к сопротивлению путем изменения сознания масс. России как никогда необходима контрсистема... а её нет. Т.к. проще передать управление и жить не задумываясь на столетия вперёд.
По заданной теме из личных наблюдений добавлю, что как девочек не интересуют пупсы, так мальчиков перестали будоражить солдатики. Более того, отечественные производители начинают ломаться под напором корпораций и недалёк тот день, когда даже самые стойкие переключатся на подобное фентези. Ведь целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли... Но это уже к вопросу о контрсистеме, которая обязана пропагандировать и прививать свои идеи, а не чужие.
А родители, которые кричат, что во всем куклы виноваты, просто перекладывают ответственность с себя на кусок пластмассы.