Печальные игры

    

«Первый ребенок — последняя игрушка». Эта фраза, ставшая крылатой, звучит сама по себе… как-то «не очень». Но на самом деле здесь еще есть некоторый оптимизм. Мол, поначалу ребенок — игрушка, но потом-то родители взрослеют-умнеют-серьезнеют и проч. и проч.

Однако во многих семьях ребенок становится не последней, а основной игрушкой, и очень надолго, порой — на всю жизнь. (Популярные игры для родителей старшего возраста — «в свадьбу» и «в развод моего бедняжки»).

Если, гуляя с детьми, немного погрузиться в общение с молодыми мамами возле песочницы, или задержаться по собственной глупости в соц.сети, то можно словно бы вернуться в детство, в далекий двор, где соседка Катя всем на зависть вывозила на променад пупса с закрывающимися глазами в игрушечной коляске. А соседка Таня, хотя была и без коляски, щеголяла с настоящей немецкой куклой в половину детского роста. Все как тогда: «пупсы» и «куколки» нарядны и напомажены, волосы в прихотливых узорах (кто не помнит, как это больно, когда тебе плетут на голове целый каскад косичек!).

Все разговоры — о маленьких «принцессах». Какое платьице самое практичное, где взять поильник последней модели, нужно ли мазать ребенка детским маслом для тела и когда лучше прокалывать ушки: в месяц или в четыре? Какой лак для детских ногтей самый безвредный, кто пробовал кубики Зайцева и блоки Дьенеша, как отстирывать пальчиковые краски и где лучше всего нанять аниматоров на день рождения? Послушаешь — и покажется, что на дворе эра умилительного детоцентризма, но это не совсем так. «Детоцентризм» сохраняется лишь до той поры, пока «принцесса» не начнет приставать к маме с вопросами. «Иди с Витей поиграй, я разговариваю, не мешай мне!» — и снова мамы с наслаждением ныряют в «детские» темы.

Роль обычной куклы в игре — набор функций. Ее можно одеть-раздеть-причесать и взять с собой на прогулку. К ней можно немного привязаться, но нельзя всю жизнь вглядываться в куклу — она сама лишь функция исследования мира, орудие изучения определенных действий и отношений в нем. Ребенок, играя, познает — но не куклу, а себя и мир. Кукла — лишь временный объект повышенного детского внимания, объект, на котором ребенок оттачивает социальные и моторные навыки, с помощью которого творит и самовыражается: подбирает платьица, бантики, прически… Пока не вырастет или не сломает несчастную куклу.

Почему первого ребенка всегда сравнивали с куклой — понятно. Мама еще неопытна, для нее самые простые действия — одеть-запеленать-накормить пищащего живого человечка с запястьем толщиной в папин палец — сложность не меньшая, чем пеленание куклы для двухлетнего ребенка. Купание — высшая математика, обработка пупка и чистка носа — это уж просто игра на выживание.

Конечно, любая мама сначала поневоле «заигрывается». Распеленать, подобрать новую пеленочку и чепчик в тон, примерить носки, подвесить чудо-игрушку для детской кроватки… Полюбоваться — в основном пока тоже как на куклу («ах, глазки такие, щечки эдакие, волос кудрявый…). Помню, что в ожидании первенца я тоже могла часами с живейшим интересом разглядывать детские тряпки, а позже — детские фотки. Потом дитя подрастает и заставляет родителей взглянуть серьезнее на детскую душу, начать как-то приглядываться, узнавать: что же все-таки за человек пришел в мир? Кого поручил тебе Господь?

Но такого переключения родителей, «настройки» на ребенка может и не произойти. Все остается на уровне эмоций: «в кого он такой упрямый? В свекровь?!» Почему он такой, зачем эдакий… Это выглядит примерно так же, как сетования какой-нибудь малышки: «Мама, почему моя кукла стала такой некрасивой? Я ее стригла-стригла, раскрашивала-раскрашивала, а она? Фу, купите другую!»

И мне приходилось наблюдать на детских площадках, как «покупают другую»: как мама средних лет раздраженно теребит и шпыняет сына-подростка, а потом с умилением склоняется над коляской с новорожденным. И ей в этом положении не виден тоскливый взгляд забитого волчонка на лице старшего. Да что там мамы средних лет! И за собой замечаешь, что на старшего ребенка раздражаешься порой сильнее и несправедливее, чем на младшего — просто младшую «куклу» ты еще не так сильно испортил своей «игрой».

И трудно, крайне трудно прекратить игру в дочки-матери и отнестись к чаду со всей глубиной ответственности и благоговения перед чудом того, что человек пришел в мир. Человек. Пришел. Господь послал его — именно его и именно нам. Значит, еще перед тем, как наряжать, «воспитывать» и «образовывать», пришельца надо бы узнать и рассмотреть и попытаться понять…

    

Но современная индустрия предлагает взрослому как можно дольше просто играть ребенком. Дети — золотая жила производства. Детские гипермаркеты огромны. И можно час катать по ним ребенка в покупательской тележке, покрикивая или равнодушно позволяя тянуть руки к любой гадости типа чупа-чупса или куклы-монстра — лишь бы в конце концов выбрать самое «милое» платьице и выложить новую фотку «ангелочка» в пяти соц. сетях.

Можно играть в материнство, отцовство, «во внуков», в «добрая тетя приходит в гости». Подбирать платьица и бантик в тон, шапочки, туфли и «интеллектуальные игры» килограммами. Заваливать дитя ворохом «развивающего» ширпотреба и шедеврами «детской моды». Ноготочки подкрашивать, ушки дырявить, вставляя «блестяшки», непременно от чего-нибудь лечить. И развлекать. И умиляться. И смешить до одурения, и сюсюкать до полуобморока…

Но пощадим их! Дети — тоже люди. В них не играют… Играют — только с ними. Личность плюс личность, иначе никак.

Елена Фетисова

10 марта 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Прот. Александр Ильяшенко: «Любовь — лучший учитель» Прот. Александр Ильяшенко: «Любовь — лучший учитель» Прот. Александр Ильяшенко: «Любовь — лучший учитель» «Любовь — лучший учитель»
Беседа о многодетных семьях и воспитании детей
Протоиерей Александр Ильяшенко
Корреспондент портала Православие.Ru попросил батюшку поделиться советами в воспитании и воцерковлении детей, а также объяснить, почему так важен опыт многодетных семей.
Оставь ребенка в покое. Ч. 1 Оставь ребенка в покое. Ч. 1
Архим. Андрей (Конанос)
Оставь ребенка в покое. Ч. 1 Оставь ребенка в покое. Часть 1
Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
Архимандрит Андрей (Конанос)
Если ребенок поделился своим мнением с тобой, даже если оно отлично от твоего, поверь, ты приобрел что-то очень большое. Он тебе открывает душу, хотя и не соглашается с тобой, а это значит, что он не боится тебя.
Как воспитать детей достойными христианами? Как воспитать детей достойными христианами?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Волнует меня такой вопрос. Большинство из нас, 30-40 летних людей росли в те годы, когда свою веру человек был вынужден скрывать. В учебных заведениях также не обучали Закону Божьему. Обряд крещения принимали уже зрелыми людьми, и многое постигали сами с помощью Господней. Как сейчас, когда мы сами еще мало знаем об учении Господнем, сделать так, чтобы наши дети пришли к вере и выбрали верный путь в жизни? Заранее благодарю за ответ.
Комментарии
Алексей Адыканов 2 марта 2017, 18:24
http://www.pravoslavie.ru/77784.html

ПЕЧАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Елена Фетисова, 10 марта 2015 г.

""Первый ребенок - последняя игрушка".
Эта фраза, ставшая крылатой, звучит сама по себе…
...
Любая мама сначала поневоле «заигрывается».
...
Потом дитя подрастает и заставляет родителей взглянуть серьезнее на детскую душу,
начать как-то приглядываться, узнавать: что же все-таки за человек пришел в мир?
Кого поручил тебе Господь?
...
Но такого переключения родителей, «настройки» на ребенка может и не произойти.
Все остается на уровне эмоций: «в кого он такой упрямый? В свекровь?!»
Почему он такой, зачем эдакий…
Это выглядит примерно так же, как сетования какой-нибудь малышки:
«Мама, почему моя кукла стала такой некрасивой? Я ее стригла-стригла, раскрашивала-раскрашивала, а она? Фу, купите другую!»
И мне приходилось наблюдать на детских площадках, как «покупают другую»:
как мама средних лет раздраженно теребит и шпыняет сына-подростка,
а потом с умилением склоняется над коляской с новорожденным.
И ей в этом положении не виден тоскливый взгляд забитого волчонка на лице старшего.
...
И трудно, крайне трудно прекратить игру в дочки-матери и отнестись к чаду со всей глубиной ответственности и благоговения перед чудом того, что человек пришел в мир.
Человек! Пришел! Господь послал его. Именно его! И именно нам!
Значит, еще перед тем, как наряжать, «воспитывать» и «образовывать»,
пришельца надо бы узнать и рассмотреть и попытаться понять…"

Родители!
Уважайте и любите своих детей больше своего комфорта и даже больше своей жизни с самого зачатия. И да поможет Вам Господь Бог наш Спаситель Иисус Христос.
Господи, сохрани, вразуми и помилуй нас, неразумных, горделивых, тщеславных ,ленивых, самолюбивых, ... и избави нас от лукавого...
Екатерина14 октября 2015, 11:58
У автора действительно есть статьи, в которых портрет мам утрирован: то глупая и сюсюкающая, то сухая и жестокая, то равнодушная... Сложно в любом деле придерживаться золотой середины, особенно в семейных отношениях и воспитании. Чтобы родители-родственники не растили "Куколок" и "Пупсиков", им самим необходимо объяснять, что такое современный мир потребления, где сплошная реклама и манипулирование. Такие люди в ловушке у продавцов товаров и услуг: и это отражается не только на детях, но и на всей их жизни в целом.
Виктор12 марта 2015, 13:34
Если сегодня и есть примеры правильного воспитания - вероятно мы о них не узнаем. Добродетель - скромница. По телевизору ничему хорошему не научат. Мир сегодняшний сильно изменился. 100 лет назад не было такого потока информации, отравленного воздуха, пищевой химии и много другого чего есть сегодня. Как выжить в этих непростых условиях. Как объяснить ребёнку - что картошку надо не только кушать ,но и выращивать ? Это хорошо если есть домик в деревне. И почему банкир имеет 3 квартиры, а станочник еле на накопил на автомобиль. А как объяснить ребёнку что антихрист воспользуется компьютерными технологиями и нужно ли это вообще объяснять ? Простите за мое негативное , катастрофическое мышление. Но если взрослый человек не может найти ответы на эти вопросы , то как правильно вести ребёнка по жизни ?
И Р11 марта 2015, 23:04
Достаточно опасный подход - "у меня не было, так пусть у ребёнка будет". Данный подход перетекает в другой - "зачем нищету плодить? Хватит и одного ребёнка, но упакованного по полной программе".
Ориентир делается больше на то, как на нас будут смотреть другие (во дворе, соцсетях).
При этом на "лошадку" ставится ВСЁ. Повзрослев, "лошадка", уже получив больше знаний к популярному иностранному языку, чем к родному, куда-то уезжает. О необходимости почёта родителей, любви к ближнему, каких-либо ценностях речи нет.
ТОЛЬКО УПАКОВКА...
Божией помощи всем женщинам, совершающим подвиг материнства!!!
раб Божий иоанн
Иоанна11 марта 2015, 22:21
Ответ на________"Проблема скорее всего поднята для людей с очень хорошим достатком, когда воспитывают няни, а ты только наряжаешь и умиляешься. Мы средние люди, мы любим своих детей и играем не ими а с ними!)"____Вопрос: откуда тогда берутся избалованные подростки среднего достатка, не уступающие место пожилым людям в общественном транспорте? Или подростки и молодые люди, сквернословящие при женщинах и пожилых людях? А ведь 80% из них, скорее всего, крещеные.
р.Б.Олег11 марта 2015, 21:13
Очень полезная статья и для меня сейчас очень актуальна.Также много хороших комментариев особенно Василисы.
Ирина11 марта 2015, 19:09
Сильно и пронзительно.
К сожалению, некоторые родители со стороны себя не видят и не понимают, о чем речь. В связи со статьей и некоторыми комментариями, хочу высказать мысль о том, что есть многие представители современного взрослого поколения (25 - 35 лет), которые живут как бы не проживая жизнь, а для демонстрации себя. События, происходящие в жизни, важны не сами по себе, не с точки зрения своего внутреннего мира и жизни окружающих людей - важно то, как они будут выглядеть в глазах других (в с/сетях, в глазах подруг и пр. и друзей). Коротко – не БЫТЬ, а ВЫГЛЯДЕТЬ.
НН11 марта 2015, 18:17
Умная и тонкая статья. Жаль, что не все поняли, о чем она, всей её тонкости... Проблема касается как богатых, так и бедных семей - достаток не имеет абсолютно никакого значения. Любовь к ребёнку - это не сюсюканье и вседозволенность, а чаще "Возлюби сына своего и сломай ему ребро". Согласна с ЕКАТЕРИНОЙ 20015-03-10 - нам не хватает любви... Любовь - это дар Божий, и её надо просить и вымаливать (как и веру). А мы только на себя полагаемся, потому и результаты плачевные. На одном чувстве долга и далеко не уедешь. Господи, вразуми и помоги нам любить своих детей так, чтобы не ломать их судьбы. Простите!
Наталия11 марта 2015, 12:50
Правда. Двоюрдная сестра родила ребенка, все ему позволяют. А он кидается посудой, фекалиями, не так давно зарядил ей со всей дури железной какой-то посудиной в живот, и у нее маточные трубы оторвались. А они начитались "психологов", которые учат, что ребенку противоречить нельзя, а уж тем более наказывать. Вот и растет божок. И особенно раздражает когда звонят и начинают рассказывать целые эпопеи о своем дитяти, совершенно ни о чем. Ладно, когда действительно забавная история, что-то такое чудное учудил. Но когда с восторгом тебе по телефону разглагольствуют как у него какашка розочкой легла, да еще ожидая в ответ твою умилительную реакцию, то это выше моих сил.
Две из моих подруг тоже недавно родили. И начинается вот это выпячивание интимной жизни наружу через соцсети. Хотя это не проблема только с детьми. Сначала мы играемся во взрослых. Выставляем все наружу, будто для отчитки. Потом играемся в родителей. А по духу, если вообще не по уму, сущие дети, вечные подростки, недоросли. Которые уже потеряли простоту младенческую духовную, непосредственность, свободу от мирских стереотипов, но и не возросли "в мужа совершенна", или жену.
Родим ребенка, нарядим как куклу, научим его танцевать "как Рианна", прикольно же, и под песню той же Рианны о грязном сексе, заснимем его на видео и выложим в ютуб. Полно же таких роликов. Как мартышку. Младенец танцует под песню о грязном сексе.
Татьяна11 марта 2015, 00:15
Актуально, хорошая статья... Только "соцсети"пишется одним словом...
Василиса11 марта 2015, 00:11
Проблема, на мой взгляд, существует. Тысячу раз прав А. И. Осипов. Плохи дети? Посмотри, а каковы родители. Мама одевает дитятко и спрашивает: " Можно, я тебе сегодня ЭТИ брючки надену?" Ей разрешают-с. Родители устраивают деткам праздники: выпуской вечер... в детском саду. Родители заказывают зал в ресторане, веселятся до упада, забывая напрочь о детях. Потом новогодние утренники для первоклашек... Тоже в ресторане. Потом детки взрослеют и все праздники проходят с разнообразными мастерами- затейниками в тех же ресторанах. Только теперь побольше интриги: как налить спиртного, чтобы родичи не заметили. Да, впрочем, родичи и не " заморачиваются" по этому поводу: как говорится, у вас своя свадьба, а у нас своя... Но самое интересное впереди. Ведь дети имеют обыкновение становиться взрослыми, и тут заканчиваются игры в дочки- матери и начинается жатва. В смысле "что посеешь, то и пожнешь".
Виктор10 марта 2015, 23:36
Согласен, нужно быть внимательнее к детям...в нынешней жизни им этого порой очень не хватает.
Н. Покопаев10 марта 2015, 23:24
Хорошая статья. Одним из самых неприятных проявлений материнства новейшей эпохи я хотел бы назвать "инстамамство" - а именно тотальное обнажение интимнейших моментов развития ребенка в социальных сетях. Когда человек слаб, беззащитен, когда его мир ограничивается по сути только мамой, папой и ближайшей родней - он уже становится достоянием интернета, собирая тонны лайков и комментариев - от восхищения и сюсюканья, до "мудрых" советов других мамаш. Возможно, это происходит от недостатка любви и внимания в самой семье, от тотальной занятости отцов на работе и их безразличии к вопросам детей... Но все же это очень и очень пагубное явление.
Инна10 марта 2015, 20:46
Согласна с автором на все 100. Тоже очень жалко забитых и забытых старших детей лет так 8-13.Подруга родила младшего,а со старшим вот так же примерно.И вот старший попросил ее научить его печатать на компьютере. Она показала.Ребенок первое что напечатал:"Мама,люби меня"И это обеспеченная семья.У мальчика все есть.И таких примеров масса,к сожалению...
Елена10 марта 2015, 17:47
Не согласна с автором. Очень однобоко и категорично.Детишек нельзя избаловать любовью, а многие мамы сами мечтали в детстве о красивых платьях и куклах. Хочется доставить радость своей дочке, а не выпендриться перед другими. Это не отменяет духовной красоты, а приучает следить за собой, ценить то, что дал Господь.
Елена10 марта 2015, 17:02
Не соглашусь с автором. Ни я, ни мои подруги, с которыми вместе гуляем на площадке не относимся к описанному типу. В статье всё утрировано. Когда я ещё вынашивала сына один батюшка мне сказал: только не надо стремиться покупать ребёнку самую лучшую одежду-игрушки и т.д. Ему это не нужно. И я абсолютно с этим согласна. Меня радуют успехи сына в развитии, когда он в 2,5 года легко рассказывает кто в прочитанной сказке добрый, а кто злой и когда делится с родителями какой-нибудь вкуснятиной или говорит что надо навестить бабушку потому что она заболела, а не то как он здорово выглядит в новой куртке последней коллекции известной фирмы. Описанные мамы наверняка существуют, но не в нашем дворе. Это точно!
Антон10 марта 2015, 15:13
К сказанному в статье хочется добавить, что сегодня отношение родителей к детям нередко выражается как-то ненормально.

Такое впечатление, что родители порой специально воспитывают в детях тщеславие и необоснованные претензии. Видел как-то на детской площадке девочку в майке с надписью "Королева здесь я", мальчика в майке с надписью "Главный член семьи" ... Что хотят сказать этим родители? Что они прислуга при своих маленьких тиранах?

Современная культура всячески это поощряет. Вот альбом-раскраска "Принцессы", где на картинках смазливые красотки с огромными пустыми глазищами занимаются привычными делами: принцесса Алиса готовится к первому свиданию, принцесса Адель примеряет новое роскошное платье, принцесса Эльвира смотрится в зеркало... Или альбом "Красавицы", где размалёванные нимфетки позируют в разных супермодных нарядах, порой весьма откровенных нарядах.

Попробуй уговори девочку, воспитанную на таких альбомах встать к раковине и помыть посуду!

Родители! Кого мы растим? Будущих отцов и матерей, полезных членов общества, помощников в старости или невротизированных барчуков с завышенными претензиями? Неужели родители этих "королев" и "главных членов семьи" надеются, что их чаду гарантирована сытая праздная жизнь, где все их потребности будет выполнять покорная челядь?

Что ждёт в жизни наших реальных Алис и Эльвир, не привыкших считаться с другими людьми, не обретших элементарных трудовых навыков, не научившихся соизмерять свои хотения со своими уменьями?
Зоя10 марта 2015, 14:48
Что есть, то есть. Тема обозначена, направление для размышления задано. Кто захочет подумать на этим, найдет и ответы, хоть бы и на этом сайте.
Кирена Правдолюб10 марта 2015, 14:31
Не согласна с автором. Характер у ребенка виден сразу, и уже в годик у него есть свое 'я', он просто не позволяет собой играть. А радоваться детским игрушкам вместе с ребенком-в этом ничего плохого нет. Проблема скорее всего поднята для людей с очень хорошим достатком, когда воспитывают няни, а ты только наряжаешь и умиляешься. Мы средние люди, мы любим своих детей и играем не ими а с ними!)
Надежда Искакова10 марта 2015, 13:43
Очень верно обозначена проблема. Это проблема бездуховности. Плоть заботится о плоти .А сейчас большинство молодежи даже просто неразвито в общекультурном отношении , не то что в религиозном. Но слава Богу , есть здоровые силы в обществе .И не все дети так "воспитываются".
Светлана10 марта 2015, 12:57
Всё так и есть. Вспоминаю себя... и подписываюсь под каждым словом. Радует,что взрослею вместе с детками. И им действительно нужно не сюсюкание, а живое участие в их жизни. А это гораздо важнее.
Светлана10 марта 2015, 12:22
Имхо, пусть уж лучше "играют" - чем орут, наказывают и забывают в детсадах.

То, о чем статья, если и существует сейчас, то где-то в тонкой обеспеченной прослойке... Не думаю, что они читают этот сайт).
Елена10 марта 2015, 11:41
Не поняла, про какое сюсюканье идет речь. Жизнь все расставляет на свои места. А гипермаркеты переполнены не только детскими товарами. Ребенку любви никогда не бывает много.
Елена10 марта 2015, 11:35
А как же не играть и не сюсюкать?.. Малышам только это и нужно... Но я против того, чтоб прокалывать ушки в раннем возрасте! Подрастёт - уже другие разговоры начнутся. Более взрослые. И дитё уже не даст с собой сюсюкать...)))
Ксения Михалина10 марта 2015, 11:19
Эмоции, увы, часто не дают нам сделать хорошее дело. Вот, казалось бы, хорошая тема - не навреди ребенку, - но кроме эмоций ничего. А как сделать хорошо? Где опыт, реальный пример? То что все кругом «плохие», воспитывать не умеют и мир летит во мрак,- все знают. Есть прекрасные работы Екатерины Бурмистровой как реально сделать хорошо для семьи и не погружаться исключительно в критику действительности
Екатерина10 марта 2015, 10:41
Знаете, а нам всем не хватает любви.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×