Проверь, насколько ты – Джованни Дрого, где твоя крепость и чего ты ждешь

Жизнь человека во времени – одна из главных тем светской культуры. И лучшие ее представители не уставали предупреждать: жизнь коротка, не растрать ее на пустяки, задумайся, зачем и как ты живешь. Об этом – и творчество итальянского писателя, драматурга и журналиста Дино Буццати (1906–1972).

***

Дино Буццати Дино Буццати
    

Родившийся в итальянском городе Беллуно – под покровом святого Мартина Турского – писатель и драматург Дино Буццати был наделен беспощадным даром чувствовать жизнь как поток времени, разрушающий все человеческие разумения и творения. В России его биография известна еще меньше, чем отдельные его произведения.

Получив в Милане диплом юриста, свою журналистско-писательскую карьеру Буццати начал в «Коррьере делла Сера» – одном из самых уважаемых изданий Италии. Впоследствии исследователи творчества Буццати отмечали, что именно корреспондентские статьи и очерки, текстовые репортажи с места событий отточили реалистичную манеру его письма. Это природно-приобретенное качество позволяло писателю совершенно «буднично» и безыскусственно вводить в свои сюжеты любых фантасмагоричных персонажей, экспериментировать с сюжетными линиями, не скатываясь в банальный абсурдизм и графоманскую безвкусицу.

Первые годы Второй мировой войны Буццати находится в Африке, занимаясь своим любимым делом – описывая видимое в качестве журналиста при ВВС Италии. К этому времени уже написаны сочинения, отмеченные своеобразным авторским стилем: «Барнабо с гор», «Загадки старого леса», «Татарская пустыня».

Официальное признание писатель получает за сборник «Шестьдесят рассказов» в 1958 году – ему вручена престижная литературная Премия Стрега. Прожив в браке всего восемь лет, Буццати умирает в 1972 году от рака поджелудочной железы. Его последний рассказ «Полк уходит на рассвете» во многом автобиографичен – в нем отразились предсмертные размышления, поиски ответов на главные вопросы бытия самого писателя.

В произведениях Дино Буццати срабатывает «душа-христианка» и открываются горизонты христианских смыслов

Дино Буццати – это не тот случай, когда примером для других служит сама жизнь человека (и его душевные метания в финальной стадии болезни этому доказательство). Буццати – тот случай, когда, несмотря на блуждания на личном уровне (как, например, у Л.Н. Толстого), во многих произведениях писателя срабатывает «душа-христианка» и открываются горизонты христианских смыслов.

Обостренное восприятие Буццати текущего из пропасти в пропасть времени еще более обнажало условность зримого, внешнего, за которым монументально сияет вечное.

***

Фрагмент из фильма «Татарская пустыня» Фрагмент из фильма «Татарская пустыня»
  

Одна из самых известных его книг (причем ранних) – «Татарская пустыня». Роман 1940 года задает тональность всех остальных произведений, на его примере ярко виден авторский стиль. Молодой офицер Джованни Дрого отправляется в передовую крепость Бастиани, чтобы на границе пустыни отразить нашествие татарских полчищ, которые вот-вот должны нагрянуть. Он полон сил, решимости, мужества. Да, жизнь впереди, и в ней есть место подвигу.

Потом, спустя много напрасных лет ожидания и предвосхищения геройской битвы, в которой подобало красиво и не зря умереть, Дрого, видимо, часто думал: как же так незаметно прошла его жизнь?

Вот он молодой, только из Королевской академии, в крепости надо послужить всего-то два года (засчитается за четыре – за этим все офицеры и рвутся сюда), вот первое знакомство с капитаном Ортицем, вот он впервые почувствовал одиночество в чуждом ему форте, и даже мелькнула мысль «вернуться, пока не поздно», но нет-нет, обстоятельства закручиваются изворотливым удавом, и Джованни остается.

Офицер ждал противника, который стал целью и смыслом жизни. Увидеть его – и победить. Тогда всё не напрасно

Потом? Потом начинаются будни, как всегда однообразные, не отделимые друг от друга. Вспомнить каждый день нельзя, но ведь каждый из дней был чем-то наполнен, каким-то осознанным содержанием. Разные мысли и чувства мелькали: «А может всё это зря? Может, я не тем занимаюсь? Зачем всё это?» Но офицер ждал противника. Он, противник, скрытый пустыней враг, стал целью и смыслом проживания жизни. Увидеть его – и победить. Тогда всё не напрасно.

И горизонт, наблюдаемый дозорными крепости, часто дарил миражи: да, вот продвигается вражеское войско, сейчас грянет битва. Но нет. То ли раскаленный солнцем песок, то ли воспаленная фантазия рисуют картинки, существующие лишь в отдалении.

Та, какая-то более «живая» жизнь, прошлая, до Бастиони, пыталась проникнуть в будни Дрого – первая любовь могла превратиться в брачный союз – но нет, что-то уже не клеилось. Построить настоящее на камне того, «как было раньше», не удалось: и он другой, и она – другая. Значит, опять в крепость, опять ждать.

Фрагмент из фильма «Татарская пустыня» Фрагмент из фильма «Татарская пустыня»
    

Куда-то пролетели лучшие годы Джованни Дрого. Он уже не молод – нет, он не старик, он просто уже не молод. Молодость прошла. Переводиться из крепости? Но куда, зачем? А зачем тогда столько лет отдано ожиданию полумифических полчищ? Если уж начал, доведи до конца. Может быть, ты и не хотел, но служение крепости стало делом твоей жизни. И что ты теперь значишь без него, без этого форпоста, ставшего твоим домом, тюрьмой, монастырем и убежищем?

«Время между тем проносится быстро. Неслышно, но всё более стремительно отмеряет оно течение нашей жизни, и невозможно задержать даже мгновение – просто для того, чтобы оглянуться назад.

Хочется крикнуть: “Остановись, остановись!” Бесполезно. Всё, всё уносится назад: люди, весны и зимы, облака, – и зря мы цепляемся за камни, за верхушку какой-нибудь скалы: уставшие пальцы разжимаются, руки безвольно падают, и всё дальше несет нас река времени, с виду вроде бы медленная, но безостановочная.

С каждым днем Дрого всё отчетливее чувствовал таинственную разрушительную силу времени и тщетно старался сдержать ее. В однообразной жизни Крепости ему не хватало ориентиров, и часы ускользали прежде, чем он успевал сосчитать их».

Мы выбрали неверный путь, но что теперь? Быт очерчен, колея протоптана, нет сил для экспериментов

Не знаю, сколько именно, но точно больше половины людей почти половину жизни занимаются не тем. Еще столько же не тем занимаются всю жизнь. Да, говорят они, тогда, в молодости, мы выбрали неверный путь, но что теперь? Быт очерчен, колея протоптана, нет сил для экспериментов. Может быть, Дрого тоже понял, что всё – иллюзия жизни, что вся его карьера – пустышка, но что делать? Что сделать?

Уйти прямо сейчас, незамедлительно и безапелляционно? Убежать, плюнув на все военные и гражданские законы? Исчезнуть и начать жизнь с чистого листа, как будто никогда и не было этой крепости и татарской угрозы?

Что сделать Джованни Дрого?

«У него был месячный отпуск, но прошло только двадцать дней, а он уже спешит обратно: город стал для него совершенно чужим, старые друзья преуспели, заняли солидное положение в обществе и здороваются с ним небрежно, как с простым офицером. Да и родной дом, по-прежнему любимый, вызывает у Дрого лишь чувство щемящей жалости».

Нет-нет, и там, где была какая-то жизнь, в родном городе, он не чувствует себя счастливым. Город будто говорит ему: «Ты выбрал не меня, променял на какую-то крепость. Так зачем же ты приехал? Ты хочешь, чтобы я просто так подарил тебе радость?» И город не дарит ему никакой радости… Радость осталась только в его воспоминаниях, но, как часто описывает Буццати и в других своих книгах, человеческая память слишком ненадежна, отражает ли она хоть сколько-нибудь реальность, или всё в ней хранящееся давно стало сюрреалистичной выдумкой – никто не скажет точно.

«Итак, Дрого вновь поднимается из долины к Крепости, только жизнь его стала короче на целых пятнадцать лет. Однако он не чувствует в себе особых перемен: время промчалось до того быстро, что его душа не успела состариться. И хотя смутная тревога о безвозвратно ушедшем времени с каждым днем заявляет о себе всё сильнее, Дрого упорно не расстается с иллюзией, что самое главное у него еще впереди. Джованни терпеливо ждет своего часа, который всё не наступает, он не думает о том, что будущее страшно укоротилось, что оно уже не такое, как прежде, когда казалось чуть ли не бесконечным – этаким неисчерпаемым богатством, которое можно тратить без оглядки».

«Тратить без оглядки» – сколько таких часов потрачено? На что, ради чего, ради кого?

Дрого всегда поднимался по лестнице, перепрыгивая две ступеньки. Но вот настал день, когда ни одна ступенька не пропущена…

«Но он и представить себе не мог, что тот вечер был очень печальной вехой на его пути, что на тех ступеньках, в ту именно минуту кончилась его молодость, что на следующий день его образ жизни станет уже другим и былое не вернется ни завтра, ни послезавтра. Никогда».

Фрагмент из фильма «Татарская пустыня» Фрагмент из фильма «Татарская пустыня»
    

Наступает грозный для не подготовленных момент – смена поколений, процесс, о котором раньше никогда не задумывался. Зачем, если вся жизнь – моя, для меня, про меня? Я и есть главный герой этой жизни. Жизнь потому и есть, что есть я. Без меня ее представить-то невозможно. Джованни, может быть впервые в жизни, узнает в другом, во вновь прибывшем лейтенанте Моро – себя. Только с той разницей, что между ними – целая человеческая жизнь. И это узнавание почему-то неприятно…

«Только тут до сознания Дрого доходит, что за это время сменилось целое поколение, что он уже перевалил через роковую черту, в лагерь стариков, к которому, как ему показалось в тот далекий день, принадлежал Ортиц. И вот, разменявший пятый десяток, не совершивший в жизни ничего значительного, оставшийся без детей, без единого близкого существа на всем белом свете, Джованни растерянно озирается по сторонам и чувствует, что его жизнь покатилась под уклон».

Здесь, безусловно, важно спросить Дрого: «А шла ли его жизнь когда-либо вверх, по восходящей?» От какого «А» к какому «Б» шла его жизнь?

А моя жизнь? А твоя?

«На лице Джованни появились морщины, его волосы поседели, походка стала не такой легкой, как раньше; поток жизни уже отбросил его в сторону, туда, где у закраин бурлили воронки, – а ведь ему еще не было и пятидесяти».

Уже старожил крепости, Дрого пытается предупредить лейтенанта Моро, что остаться здесь даже на четыре месяца – ведь и с ним когда-то проделали такую же коварную штуку – это огромная ошибка. Мираж засосет тебя, втянет в свою игру. «Беги, Моро, беги» – но нет, «какая-нибудь глупая мелочь» всегда мешала их разговору. Казалось бы, мелочь, да еще глупая, а мешала сказать важные – может быть, самые важные в жизни молодого лейтенанта Моро – слова. Значит, это – не мелочь.

Старшее поколение офицеров с каждым днем чувствует всё большую тревогу – времени всё меньше. Надо найти какой-то понятный, удовлетворительный смысл в прожитом, без этого невыносимо трудно спокойно стареть. Без этого страшно умирать.

«Вехи, которые когда-то казались почти фантастическими, настолько они были далеки, вдруг замаячили довольно близко, напоминая о быстротечности жизни. Всякий раз, чтобы найти в себе силы тянуть лямку и дальше, нужно было придумывать какую-то новую систему, новые точки отсчета и утешаться тем, что другим еще хуже».

Вот он – удел «секулярного» человека – всё время «придумывать какие-то новые системы, новые точки отсчета»

И вот он – удел «секулярного» человека – всё время «придумывать какие-то новые системы, новые точки отсчета». Во-первых, придумывать – сочинять, конструировать своим беспомощным умом. Во-вторых, системы отсчета – конструкции человеческих разумений, которые всегда дают трещину и так подло и предательски разваливаются в моменты настоящих испытаний. «Утешаться тем, что другим еще хуже» – вот поистине единственное лекарство от муки оставшимся по своей воле без Врача заблудшим людям.

    

«Теперь он действительно изменился. Ему пятьдесят четыре года, он уже майор и помощник коменданта немногочисленного гарнизона Крепости. Еще недавно перемены в нем как-то не бросались в глаза и его никак нельзя было назвать стариком. Время от времени, хотя и не без труда, он для разминки делал круг-другой верхом по плацу. Потом Дрого начал худеть, лицо его приобрело неприятный желтоватый оттенок, мышцы сделались дряблыми».

Это портрет, который заставляет попрощаться почти со всеми иллюзиями. Силы оставляют его – хотя и болезни вроде утихли – но сил всё равно всё меньше и меньше.

Будет ли наконец эта битва, ради которой я здесь потерял всю свою жизнь?

Финал романа прочитаете сами. Дино Буццати заражает физическим чувством стремительного течения времени. Христианство давно ответило на главные вопросы жизни и смерти. О том, что умрем и, по меркам вечности, совсем скоро, знаем прекрасно.

Но мы строим свой замок на границе пустыни, ставим себе романтическую, героическую цель (заработать много денег – это тоже романтическая мечта; тот, кто жаждет этого, не думает же сидеть сложа руки в окружении денежных мешков), изо дня в день служим этой своей цели, укрепляем себя в вере, что так оно и надо, и гоним прочь тревогу, вызванную неизбежным сокращением отведенного нам будущего.

Экзистенциальные тупик и головоломка, которые нельзя решить без Создателя всего сущего.

Сергей Кириллов

14 сентября 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
не серега15 октября 2015, 15:04
"********:
Для не серега: Разве кроме юношеской цели и перечисленных сомнительных удовольствий "просто пить, гулять, доставлять проблемы окружающим" для Вас больше нет ничего стоящего?"

Искал более стоящее, но так круто обжегшись -- больше не ищу. И обжигаться больше не хочу, и тратить силы на то, чтобы в конце обжечься. Крушение мечты -- не каблук оторвался.

"И не было вообще ни одного приятного воспоминания?"
Были конечно, но сила положительных и отрицательных эмоций... 2 примера:
-- опасное падение привело ко множеству переломов, кого хотел спасти -- погиб, сам жив, но в больнице в тяжелом состоянии. Разве боль перекроется сладким вкусом маленькой конфетки?
-- годы нервов, работа на износ, поиск идей, оформление, изготовление, монтаж. Запуск! 4 октября 1957 года. Разве радость главного конструктора будет омрачена, тем, что по неаккуратности он накануне получил синяк?

"И окружающие живут для того, что бы кто-нибудь доставлял им проблемы?" Знаете, про некоторых именно так и подумаешь.
Иоанна АБ26 сентября 2015, 07:40
Не то, Серёга! Не то и не о том! Разочаровались в людях... Ну и что? Это дело обычное, это всё в рабочем порядке. Люди в нашей жизни, если хотите, вообще вещь второстепенная.
Нужно найти ОПОРУ в жизни. Пока что вы искали эту опору в самом себе и в других людях. Это неправильно. Опору нужно искать В БОГЕ. Вот если сможете - всё вдруг встанет на свои места. И в голове, и в жизни.
А пока просто обращайтесь к Богу своими словами, кричите, не уставая: Господи, помоги! Вмешайся! Не оставляй меня! - и ждите. И ПОМОЩЬ ПРИДЁТ!

Да поможет вам Господь, Сергий!
********25 сентября 2015, 20:36
Для не серега: Разве кроме юношеской цели и перечисленных сомнительных удовольствий "просто пить, гулять, доставлять проблемы окружающим" для Вас больше нет ничего стоящего? И не было вообще ни одного приятного воспоминания? И окружающие живут для того, что бы кто-нибудь доставлял им проблемы?
не серега23 сентября 2015, 15:12
Галина Б.:
не сереге. Как все запущено. Оказывается и в 40 можно нажиться "под завязку", если "рвануть, как на 500...", т.е. силы свои не рассчитать.

Да, оказывается очень даже возможно и такое! Мой пример для мечтательной юности в подтверждение давних слов
"Не надейтеся на князи,на сыны человеческия, в них же несть спасения" (Пс. 145:3).
Помните юные: очень немногие из вас достигнут тех целей, которые ставят перед собой.
Не верьте тем, кто говорит:
-- учись, трудись и станешь богаче чем БГ!
Эти люди просто хотят результатов вашего труда в своих собственных целях.
Ваши цели будут достигнуты легко, если они Богу угодны (здесь Он поможет) или не достигнуты вообще любыми усилиями. Не верьте рассказам о Маресьеве. Не слушайте рассказы про Джобса и Гейтса. Смотрите на таких как я -- нас таких гораздо больше (вы только осмотритесь вокруг и увидите, если не слепые), значит ваши шансы на провал выше, чем на достижение. Можете это понимать как руководство для лентяев и доказательство их правоты.
не серега23 сентября 2015, 14:37
"********:
На комментарий не серега:
Одно зря... Другое зря... Но воздержание от вредных привычек то почему зря???"

Как говорилось в целой массе анекдотов: "Элементарно, Ватсон!" Элементарно: потому, что не помогло достичь цели! Была цель: сохранить и укрепить здоровье, для того, чтобы пройти медкомиссию. Набить память кучей знаний, чтобы сдать экзамены. Все зря! Здоровья, как оказалось не хватало изначально, а дальнейшие годы, только уменьшают его. Последние 10 лет еще и нервы растрепали вхлам.
А если бы не ставить такой цели: просто пить, гулять, доставлять проблемы окружающим -- непоставленная цель не была бы достигнута (а она и сейчас не достигнута), но не мимо ушло бы время -- потратилось бы на сиюминутные удовольствия, о которых было бы хоть приятно вспомнить. А сейчас и вспоминать-то не хочется ничего вообще. Прожито 40 лет -- и ладно, а где, с кем, чем занимался, что сделал -- как другой человек, а я вроде и не жил.
не серега23 сентября 2015, 14:27
Н.А.:
А то говорите: "Меня нет", - а сами жалеете себя.

Вы меня хотите осудить? Кого? Того, кто умер -- бесполезно, он мертв; того, кто с Вами говорит -- бесполезно, это пустышка. Себя уж точно не жалею -- некого, просто говорю как есть. Лукавством тут с другой стороны тянет.

"Забыть себя ради Бога - это ли не цель и образ жизни христианина?"

Пройдено: самозабвенно двигаться к цели, ради ее достижения жертвовать тем, другим... Теперь предлагается делать то же ради иной цели... Во-первых: действовать уже нечем; во-вторых: сам подход и метод самозабвенно делать и жертвовать после прошлой неудачи применяться не будет -- скомпрометирован.

"присмотрите себе духовника" дело может быть и хорошее: очень мне нужен кто-то, кто сможет найти нужные несколько слов и указать место и направление для шага вперед, искал такого, да больше сил нет искать. Да и сам подход к вопросу "делать и усилия прикладывать для достижения цели" -- опровергнут прошлой жизнью.
не серега23 сентября 2015, 13:55
Иоанна АБ:
Дорогой Не Серёга! Мы живём не для друзей, не для жены/мужа, не для детей, не для родителей, не для команды и не для тренера, не для Родины и не для всего человечества, но ДЛЯ БОГА. Богу никто из нас, Его чад, никогда не наскучит, не надоест...

Сравните:
Заботься о своем здоровье, тренируйся, учись, старайся, трудись, поставь цель и двигайся к ее достижению...

Вам не кажется, что тут много сходства? 100 % ! Мне в детстве все это говорили обыкновенные люди, теперь Вы мне говорите то же самое, НО! В прошлый раз я уже слушал людские наставления и оказалось, что цели можно и не достигнуть, даже приложив огромные усилия.

"Но если вы сумеете развернуть глаза своей души в Другую Сторону, тогда всё встанет на свои места" Вот и встает: немалые усилия -- зря, это точное доказательство того, что одними своими усилиями цель не достигается -- надо, чтобы Богу угодно было то, что человек делает. А люди уже сказали свое слово: людям и Родине мужик/защитник/патриот не нужен, видимо предпочитают жулика/пьянь/обывателя/предателя -- будь по-вашему.
Михаил21 сентября 2015, 23:37
У нас же вечность, если мы с Богом и стремимся к Нему. Напрасно прожитая жизнь - удел неверующих, у нас такого быть не может.
Галина Б.18 сентября 2015, 03:43
не сереге. Как все запущено. Оказывается и в 40 можно нажиться "под завязку", если "рвануть, как на 500...", т.е. силы свои на рассчитать. Значит, самое время - подчищать огрехи. Может Вас и нет - для этой жизни, но Вы есть для Вечной Жизни. Уж этого у Вас никто не отнимет, кроме самого.
Не унывайте, никого не вините, всех поблагодарите за науку, за скорби, за то, что к Богу пришли. Гордыню свою во всем вините. Неоправданные ожидания. Ничего в этой жизни зря не происходит. А то, пожалуй, после долгих лет воздержания от вредных привычек в часы уныния - невоздержанность. Вот это зря. Бог Вам в помощь.
********18 сентября 2015, 00:49
На комментарий не серега:
Одно зря... Другое зря... Но воздержание от вредных привычек то почему зря???
Н.А.17 сентября 2015, 15:07
Сергей!
"Не надейтеся на князи,на сыны человеческия, в них же несть спасения" (Пс. 145:3).
Монах тоже может сказать, что его нет. Живет так, как будто года три как умер. Радуется безмерно, что Господь избавил его от мирского балласта, от земных цепей и наполнил Собой, и дал мир душе. В полном послушании Богу живет монах. Все способности, данные ему, Богу на службу ставит. Как служебный дух, как ангел.
Когда гордыня поднимает голову (главный враг спасения эта страсть, многоразличные имеет проявления и уходит из сердца последней), кается монах и слезно просит Бога не оставить его.
Забыть себя ради Бога - это ли не цель и образ жизни христианина?
Просите у Бога веры. Почитайте святителя Феофана Затворника "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться". Съездите на Афон или начните ходить в мужские монастыри, там присмотрите себе духовника, к кому сердце потянется.
А то говорите: "Меня нет", - а сами жалеете себя. Лукавство, выходит, и гордыня. На нет и суда нет. Вот и уберите себя, свою самость и припадите к Богу. Он даст вам жизнь. Новую, с чистого листа. Святую.
Диавола только не слушайте, гоните прочь. Бегите в храм, на исповедь. Бог вас зовет и ждет. Вы ценны для Него - Господа нашего Иисуса Христа. Он за вас пострадал на кресте. Он вам самый близкий, а не кто-то из людей. И Он - ваш любящий Отец.
Помоги, Господи, всем нам.
Иоанна АБ17 сентября 2015, 09:46
Дорогой Не Серёга! Мы живём не для друзей, не для жены/мужа, не для детей, не для родителей, не для команды и не для тренера, не для Родины и не для всего человечества, но ДЛЯ БОГА. Богу никто из нас, Его чад, никогда не наскучит, не надоест, он ни в ком из нас никогда не разочаруется, никого не "отбросит, как выпитую бутыль", ни на кого из нас не махнёт рукой, но всех ждёт и любит. И Любовь эта никогда не иссякнет. Разве этого мало??!!
Просто вы не там искали, не с той стороны ждали поддержки. Ведь ваши друзья всего лишь люди, а от людей можно ли требовать абсолютной верности, любви, терпения? Но если вы сумеете развернуть глаза своей души в Другую Сторону, тогда всё встанет на свои места. Ходите в храм, ищите духовника, молитесь. Из уныния надо выбираться, эта воронка может затянуть очень глубоко. Да поможет вам Господь!
Валентин16 сентября 2015, 20:37
Я вообще думаю, что не смотря на Свободу Воли человеков, все-таки есть некое глобальное проявление предопределения и Судьбы. И эта Судьба для всех людей определена самой планетой и жизнью. Т.е., если ты жив, здоров, то женись, выйди замуж, можешь родить - роди. И на этом Сложнейшем пути тебя ждут некие турники, на которых ты сможешь (ДОЛЖЕН) натренировать свою душу и Любовью, и Верой, и Надеждой и добрым самаритянством и многим другим. Если же ты начнешь управлять этой всемирной виртуальной Судьбой сам, то у тебя на выбор будет масса псевдоинтереснейших дорог, но все они чем-то похожи ("...Вдоль дороги - лес густой С Бабами-Ягами, а в конце дороги той плаха с топорами...") Вот и выходит, что надо познать Истину, которая сделает нас свободными. И в этой Истине есть все - и Экклесиаст и мудрость Павла и все. :)
не серега16 сентября 2015, 09:21
Да, это я. С той только разницей, что мой личный финал наступил гораздо раньше: не в 50 с хвостиком, а почти сразу после 30. Теперь меня нет. Все силы, потраченные на достижение цели -- зря; навыки, приобретенные в нелегких тренировках -- зря; воздержание от вредных привычек -- зря... Все это выбрасывается как не пригодившееся. "Другим еще хуже" -- не утешение, а глупость или очередной обман. Вместо увлеченного, энергичного, целеустремленного юноши, теперь старый 40-летний брюзга. Вместо патриота -- обыватель и потребитель. Вместо защитника -- злорадный сторонний наблюдатель и потенциальный предатель. Этого от меня хотели люди -- получИте и распишИтесь. А месяц назад, в проповеди, батюшка заговорил про "живот положить за други своя"... Даже спросил: "А кто из вас готов к чему-то подобному?" Какая насмешка после того, что происходило предыдущие 25 лет! Был я таким, да не нужно оно этим самым друзьям! Они выбрали иное -- деньги. Подобно тому как на некоторых расходах переэкономили перед I мировой, а потом... Сохрани, Господи, Россию от такой расплаты за экономию в этот раз. Ну а мой финал уже ясен: меня нет.
Галина Б.15 сентября 2015, 03:34
Все гораздо проще. Когда Бог изгнал Адама из рая, то напутствовал словами: и в поте лица будешь добывать хлеб свой. Если ты зарабатываешь хлеб свой в поте лица, то не остается время на рассуждения. И потом Бог отпустил нам 70 лет жизни. Лет до 16-18 впитываешь жизнь, до 60 - "в поте лица", причем сюда входит все: и образование, и семья, и дети, и труд на благо общества и пр.пр. А до 70 подчищаешь свои огрехи: отдаешь долги, просишь прощения, воздаешь Богу и многое другое. До 70 лет наживешься "под завязку", и уже сам приляжешь, ручки сложишь: Господи, забери, "помяни меня, Господи, во Царствии Твоем". И если не осталось долгов или особой миссии, Бог заберет его. И этот расклад для избранных, только, если вся жизнь в поте лица. А если шаляй-валяй, то вместо трудов - мысли-помыслы, которые изведут похлеще трудов до седьмого пота. И будет при этом человек еще цепляться за жизнь, продлять молодость, подспудно осознавая, что чего-то он еще не сделал.
Прав Н.Островский: "Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Душа-христианка.
Жаль, что лет 30 назад мне не встретились произведения Дино Буццати, а сейчас уже скучно. Причем жизнь Дрого - это не самый плохой вариант проживания отпущенного, а то ведь до 60 еще и наворочаешь дел, что до 70 не хватит времени подчищать свои огрехи.
Слав Богу за все.
Елена14 сентября 2015, 13:04
статья очень понравилась. Действительно захотелось прочитать книгу, НО при одном условии: есть ли там христианский контекст решения проблемы?
Илья14 сентября 2015, 10:09
Супер!
Дмитрий14 сентября 2015, 08:36
Все его ожидание это итак битва за смысл существования, в которой он одержал верх
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×