Время проходит

Время проходит. Ничего не поделаешь. Стоит даже радоваться. Пусть оно движется и не останавливается до самой встречи с вечностью. Пусть не возвращается вспять и не закупоривается, как вода в водостоке, чтобы потом хлынуть внезапным потоком. Пусть просто проходит.

Оно проходит мимо, как если бы ты сидел у окна, а оно шло, как красивая женщина, до которой тебе (спасибо старости) нет никакого дела. Или так: ты сидишь в приморском кафе за столиком среди безлюдья жаркого полдня, а оно проходит мимо, как кораблик на горизонте. Кораблик движется, и ветер обдувает твое лицо, и волны мерно ухают о берег, а время про-хо-дит.

Это если «мимо». А если рядом и на встречном курсе? То есть как если бы ты стоял близко к железнодорожному полотну, а время появлялось точкой поезда на горизонте, там, где параллельные рельсы сходятся, как в геометрии Лобачевского. Оно быстро неслось бы в твою сторону, угрожающе вырастая в размерах и стуча колесами, а потом ж-ж-жих! – и прогрохотало бы мимо, раскачав под ногами землю, взъерошив на голове волосы, оглушив.

Кроме «мимо тебя» и «рядом с тобой» есть еще «через тебя». Это как пуля – сквозь мягкую плоть; как уличный свет – сквозь прикрытые жалюзи; как игла – сквозь ткань или как ветер – сквозь пальцы.

Время, дующее в лицо, делает человека парусом. (Интересно, куда плывет это судно и кто его капитан?) Если ты крепок фактурой, то время ударит тебя в грудь, а ты окажешь сопротивление. И оно прогнет и надует тебя, наполнит тебя собой. Руками и ногами ты вцепишься в верх и низ мачты, и, благодаря твоей неподатливости, корабль двинется с места. Время будет трепать тебя и играться. Оно не раз ослабит нажим, и ты расслабишь на время затекшие пальцы. А потом оно опять упрется в тебя, и со временем ткань, какой бы крепкой она ни была, начнет растрепываться, рваться и расходиться на полосы, пропускать ветер сквозь себя. Ты не удержишь времени в себе, и оно потечет дальше.

То мимо, то рядом, но при этом постоянно и сквозь человека проходит время. Как поезд, как корабль, как пуля, как ветер.

***

Я живу во времени и если могу говорить о нем, то только потому, что я не весь во времени. Что-то должно быть во мне и от вечности, чтобы время ощущалось мною. Иначе эти слова – попытка посмотреть в затылок своему отражению в зеркале. И по этой же причине наличия вечности в человеке тяжелые доспехи цивилизации зарастают плющом поэтических ассоциаций, как давным-давно брошенные в джунглях города.

Эти металлические, эти тяжелые вещи – поезд, корабль, пуля – эта концентрация ума и гордости человеческой, вещи, придуманные и созданные как отрицание всякое поэзии и как триумф практицизма, в конце концов тоже сдались поэзии и поддались мысленному облагораживанию. Они тоже стали символами хрупкости, текучести, беззащитности.

Железо сильнее плоти, а время сильней железа. Но вечность сильнее времени, а человек будет-таки жить вечно.

Человек сделал мир железным, когда совсем потерялся и заблудился вдали от дома Отца. Он ощутил себя маленьким и никому не нужным. В это же самое время он сжал в руке пистолет, потому что почувствовал: весь мир с ним воюет. Но все это временно и хрупко. И даже стук тяжелых колес, и дым из трубы, и свист на полустанке в конце концов умещаются в слово «поэзия» и дают человеку ощущение странничества.

Кронос пожирает детей. Только такой метафорой время, несущее распад, изображалось античностью. Это было тогда, когда воздух из опустевшего Христова гроба еще не смешался с воздухом остального мира. Сейчас по-иному. Всегда есть место элегии, но уже не должно быть места отчаянию.

Время проходит, пролетает, проносится, и его не нужно ловить. Пусть движется и старит человеческую кожу, крошит металл и измельчает скалы. И пусть не только движется, как нечто холодное и пустое, но идет к цели, как идет в бухту корабль на море и к станции – поезд по рельсам. Раз во времени все еще живет человек, пусть оно движется, наполняясь положительным смыслом. Оно будет течь и течь, сколько Бог прикажет, а затем кончится, и наступит пора поставить точку в конце пути. Ту самую точку, которая вполне конкретна, но которой геометрия не дает определения.

Протоиерей Андрей Ткачев

8 февраля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Сергей Рымарев 5 августа 2017, 12:47
Поэтически точно о жизни человека, желающего достигнуть той конечной точки под названием - ЖИЗНЬ! Спаси, Господи о. Андрея!
Вадим28 марта 2016, 09:35
Во многом согласен с Ириной.У великого нашего старца Амвросия Оптинского есть замечательное высказывание по поводу таких сверхмудрых наставлений: "Там где просто,там ангелов со сто;а где мудрено,там ни одного!"
Татьяна 7 марта 2013, 14:32
Интересно, что Ирина своим признанием ошарашила многих. А что тут интересного? Человек (современный) не привык к поэтическим, красивым по сути образам, он вообще считает, что любое поэтическое восприятие мира - словоблудие. Или она просто хотела написать, что мысль изреченная есть ложь...
Женщина захотела что-то сказать, а получилось неприятное...Что-то с нами со всеми происходит. Мы не хотим говорить друг другу добрые слова, а норовим все оспорить, даже очевидно положительное. Почему??? Мы живем в каком-то откровенно враждебном мире, который ежедневно и ежеминутно строим своими высказываниями, выплескивая свою раздражительность и неприятие чужого положительного опыта жизни. Мы обречены только ругаться и плеваться? А что же тогда оставим своим детям?!!!!
Аня 5 марта 2013, 23:02
Одна из лучших, на мой взгляд, статей. "..но уже не должно быть места отчаянию". (Геннадий-либерал, существенное замечание. Извините, Ирина.)
Ирина13 февраля 2013, 03:07
Ирина - Н.Н.: Уважаемая Н.Н.! Простите, не знаю, как по-другому обратиться, поскольку не знаю Вашего святого имени. Благодарю Вас за внимание и поддержку, очень Вам признательна. Но в одном не могу не согласиться с Геннадием: женщине, тем более считающей себя православной (это я о себе), действительно негоже допускать такие резкие выражения, тем более в отношени мужчины, а тем более - в отношении батюшки. С этим не поспоришь. Прошу прощения у всех, кого обидела, особенно у отца Андрея. Надеюсь, батюшка, как более старший и опытный в духовном плане, проявит ко мне снисхождение и простит меня. Постараюсь в дальнейшем не позволять себе таких эмоциональных проявлений. С уважением.
Иван Х.12 февраля 2013, 21:40
Замечательно. Впервые читаю православную нуар-миниатюру.
Не нужно воспринимать написанное как богословское эссе, это просто свободные размышления умного человека.
Александр12 февраля 2013, 21:15
Поэзия как живопись - кому-то приятна, удивительна, окрыляет или что-то еще происходит, а кому-то не понятна. Пока не понятна.
Татиана11 февраля 2013, 23:51
Очень понравилось!
Н.Н.11 февраля 2013, 21:51
Ирина:
..."Но у меня все же убедительная просьба к нашим батюшкам: нельзя ли писать попроще, чтобы понятно было не только мудрецам, но и простецам. С уважением ко всем. Храни вас всех Господь!"

Ирина, не расстраивайтесь: тут и понимать особенно нечего... Красиво... Сочинение на вольную тему... Может, кто-то задумается лишний раз о том, что нельзя тратить драгоценное время на переливание из пустого в порожнее, что "Надо спешить делать добро", что "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое"... и т.д.
Про либералов надо помнить, что они за свободу слова - для них, а несогласные с ними - пусть лучше помолчат. Хорошо, что хоть пока не предлагают языки вырывать...

Константин Дудник11 февраля 2013, 12:16
Время.

Я должен помнить все, что было,
Иначе разомкнется цепь:
Цветы, рождения, могилы,
И желтую сухую степь...
Но как запомнить все, что было?

Я должен знать, о том, что будет,
И быть готовым ко всему,
Пусть никогда не скажут люди,
Что отказал хоть одному.
Но как узнать о том, что будет?

Я так хочу найти то время,
Что убегает между строк,
И мысль, стучащуюся в темя,
О том, что истекает срок,
Я отгоню,
найду лишь время.
Дмитрий другой11 февраля 2013, 02:06
Спасибо, батюшка за живой опыт веры в преддверии Сретения.
р.б.Сергий10 февраля 2013, 21:54
(продолжение)
Вывод же в конце статьи: «Время… будет течь и течь, сколько Бог прикажет, а затем кончится, и наступит пора поставить точку в конце пути.», - можно было бы упростить до медицинского: «что с человеком ни делай, - он упорно ползет на кладбище». Но автор для красного словца «допускает» еще одну серьезную неточность, ибо ПРИКАЗАНИЕ есть ФОРМА волеизъявления ТВАРИ, но никак не ТВОРЦА.
«Кто собирается разрушить свою жизнь, открывает уста свои, чтобы рассуждать обо всем. Кто ненавидит себя, и не собирается [достойно] описывать Бога, тот придерживается столь великого нечестия, полагая себя мудрее [Творца].» (http://www.pravoslavie.ru/put/59358.htm)
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
р.б.Сергий10 февраля 2013, 21:27
(повторение)
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Благодаря неустанным литературным трудам отца Андрея приходится значительно чаще обращаться к Священному Писанию и духовному наследию святых отцов Церкви, чем хочется, по нерадению, собственным произволением. Молитвами отца Андрея помилуй Господи мою грешную душу.
Данная статья напоминает изящную оболочку, украшенную яркими образами и аллегориями, но, увы, почти пустую, без смысла и пастырского назидания, которую каждый комментирующий наполняет тем «добром», которое выносит из сердца своего.
Утверждение автора: «Железо сильнее плоти, а время сильней железа. Но вечность сильнее времени, а человек будет-таки жить вечно.», - содержит серьезные ошибки. Во-первых, неправомерно противопоставлять НЕПОСТИЖИМЫЕ, сознанием поврежденным грехом, РЕАЛЬНОСТИ нашего БЫТИЯ. Во-вторых, «Говорю вам тайну: НЕ ВСЕ МЫ УМРЕМ, НО ВСЕ ИЗМЕНИМСЯ вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся»(1,Кор.,15,51-52), ибо отвергающие Бога, укоренившиеся во зле, - УМРУТ, не смогут обрести духовных тел и «будут выброшены во тьму внешнюю», как «соль потерявшая силу». В-третьих, человек без Бога не может творить ничего, потому как меньше праха из которого сотворен.
Н.Н.10 февраля 2013, 19:26
Александр Суханов
Как незаметно день за днем год пролетает
Вот уж и март за февралем скоро растает
Будто вчера мела пурга выли метели
А на полях уже снега вдруг потемнели
Эта зима от нас совсем ушла
Да и весна уйдет с дождем с новой листвою
Солнце зальет своим огнем небо седое
Только слегка махнешь рукой вспомнив случайно
Как над разбуженной рекой птицы кричали
Эта весна уже от нас ушла
Так незаметно день за днем жизнь пролетает
Вот уж и март за февралем тихо растаял
Только вчера мела пурга выли метели
Что же понять давно тогда мы не успели
Жизнь словно сон была и нет была

Правда, красиво?
Елена.Украина10 февраля 2013, 18:23
Картинка понравилась,статья - не очень(сложно читается),а ссылка - замечательная.
Димитрий10 февраля 2013, 12:50
Это подготовка к официальному признанию факта ускорения времени? Что-то зачастили подобные темы в разных вариациях и формах проскальзывать в православных сообщениях. Не говоря уже об одиозных "ультра".
Наталья10 февраля 2013, 10:33
Замечательно. Спаси Господи...)
Таня10 февраля 2013, 08:11
да вы поэт, о.Андрей! Как тонко чувствуете жизнь, храни вас Господи, пишите нам, которые двух слов связать не могут, чтобы выразить свои чувства..
Ирина10 февраля 2013, 03:34
Ирина - Геннадию-либералу: Уважаемый Геннадий! Простите меня, но я, как недалекая женщина, действительно ничего не поняла из Вашего комментария, кроме разве того, что Вы обозвали меня собакой (благодарю, что не в женском роде). Что и принимаю со смирением и благодарностью, как и обещала. Но у меня все же убедительная просьба к нашим батюшкам: нельзя ли писать попроще, чтобы понятно было не только мудрецам, но и простецам. С уважением ко всем. Храни вас всех Господь!
Оксана10 февраля 2013, 00:44
Очень красивое у Вас время, хочется с ним быть и дойти до встречи с вечностью. Храни Вас Господь!
OLEG 9 февраля 2013, 22:44
Отец Андрей
Присоединюсь в этот раз к порицающим Вас за графоманство. Года три Ваши статьи с удовольствием и признательностью читаю, но последние месяцы увлекаетесь Вы. имхо. Не в осуждение, а в надежде, что мое мнение пойдет на пользу, если вдруг я не ошибаюсь.
И по теме. Время, умение им распоряжаться - это суть и краеугольный камень всех конфессий, и ввезде видно бессилие объяснить его. Ваш опус хорош, как попытка сфокусировать внимание людей на нашем полном непонимании времени
Игорь 9 февраля 2013, 19:06
Спаси Господи Вас, отец Андрей! До чего же хорошо, стихи в прозе, честное слово! Обязательно сохраню в "Избранном", чтобы возвращаться и перечитывать!
Светлана Константиновна 9 февраля 2013, 17:50
Хотелось бы знать что там будет ? Ведь оттуда никто не возвращался !
Геннадий-либерал 9 февраля 2013, 14:31
Ирина.
"...когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?..."
Собака с одинаковой силой может укусить и ветеринара, который делает ей необходимую операцию, и живодера, который удовольствия ради бьет ее, такая эквивалентность обусловлена тем, что собака - "так думает и чувствует".
Если в человеке одновременно протекают два процесса:
1) возмущение высказыванием, сделанным ближним;
2) осознание, что возмущение это может быть напрасным, ибо возможно вызвано собственными невежеством или природной глупостью;
то, будучи христианином, какой выбор поведения благоразумно принять:
а) все равно возмутиться, а там хоть "можете меня камнями закидывать;
б) просто промолчать;
в) сказать: "извините, я ничего не понял(а), объясните пожалуйста еще раз, но по-медленнее и по-русски...".
Думаю, что прежде, чем сказать мужчине, тем более священнику: "...словоблудие...", надо спросить разрешение у мужа или отца, если нет таковых, то, по крайней мере - если ищите общественного внимания, покажите всем свои доказательства своего "я так думаю и чувствую".
LyudmilaToll 9 февраля 2013, 02:23
спасибо большое о.Андрей!
нет никакой лести в моих словах
такие и подобные мысли я уверена посещают каждого мыслящего образованного человека ищущего всего нового и открывающего свой талант все шире -
это и есть просветительство--
наш современный просветитель Православия --
есть что почитать есть что обдумать читая ваши материалы,
они трогают сердце .
Я радуюсь, что имею возможность узнавать все больше и больше, что я ваша современница

Ольга 8 февраля 2013, 23:31
Как всегда отец Андрей, замечательно !!!!!!
Большое спасибо, что дарите нам свои душевные сокровища, которые не оскудевают, а только приумножаются.
Ольга 8 февраля 2013, 20:19
Очень красиво! Разошлю друзьям, чтобы задумались! Спасибо огромное!
р.б.Сергий 8 февраля 2013, 19:54
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Вывод статьи: "время... будет течь и течь, сколько Бог прикажет, а затем кончится, и наступит пора поставить точку в конце пути..." сродни тому: "что с человеком ни делай, - он упорно ползет на кладбище", только упускается из виду, что БОГУ нет никакой нужды что-либо кому-нибудь приказывать"...
"Но вечность сильнее времени", - красиво "завернуто", но смахивает на то, что "печень сильнее крови и так будет всегда". ВРЕМЯ и ВЕЧНОСТЬ, - ныне непостижимые, поврежденным сознанием падшего человека, реальности Бытия, сотворенного Господом.
А то, что "человек будет-таки жить вечно" - просто преамбула провокации, ибо "НЕ ВСЕ МЫ УМРЕМ, НО ВСЕ ИЗМЕНИМСЯ..."
Благодаря "таким" статьям приходится постоянно обращаться к творческому наследию святых отцов Церкви и к Богу за вразумлением...
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Сергей 8 февраля 2013, 18:58
Не верю, что написано Православным Священником.
СГ 8 февраля 2013, 18:57
Браво!
Александр 8 февраля 2013, 18:29
Никакого времени нет. Это и хотел вразумить нам Христос. Есть превечный Бог и мы, создания его.
Для раба Божьего нет никакой разницы на Земле ли он или на Небесех.
И вся суета земная (измеряемая временем теми, кто хочет вразумить нам обратное - что ты что то там не успеешь в своей жизни) для Христиан не имеет никакой значимости.
Tatiana 8 февраля 2013, 17:56
Слава Тебе Господи за талант данный отцу Андрею,--всегда с огромнум интересом следим за его статьями, книгами..."Лоскутное одеяло" - почитайте кто не читал...У нас в приходе мы всегда обмениваемся новыми поступлениями о. Андрея--а приход наш в Канаде, так что и нас окормляет батюшка; не совсем понимаю людей в комментариях дающих оценку этой статьи с точки зрения литературы и жанра---это не принадлежит этим категориям как и само время о котором поведал автор....
Евгений 8 февраля 2013, 17:41
ИРИНЕ---А меня утешило,Слава Богу. Видно,вас не мучают сомнения,у вас все ПРАВИЛЬНО,что ли?.ОПАСНОЕ СОСТОЯНИЕ,как предостерегают многие Святые отцы. И прежде чем с таким удовольствием(прям физически ощутимым)награждать уважаемого священника подобным обвинением(словоблудие,могли бы,хотя бы,постараться справиться с этим чуством и не выплескивать его на страницу.(Что,впрочем,сейчас сделал и я в отношении вас)). Советую ознакомиться с проповедями о.Андрея Ткачева и уверяю вас,вы там найдете массу полезного и без модернизма и постмодернизма,если конечно,подойдете к написанному непредвзято,без осуждения.ХРАНИ ВАС БОГ!!! ПРОСТИТЕ МЕНЯ,ХРИСТА РАДИ!!!
Сантехник 8 февраля 2013, 17:34
Ув. Ирина! Вы грозились "всю критику в свой адрес принять со смирением и благодарностью"...
Ну, так принимайте:
«Постигнуть со всеми святыми,
что широта и долгота, глубина и высота,
и уразуметь превосходящую разумение
любовь Христову».
(ПРОСТРАНСТВО,ВРЕМЯ И ЛЮБОВЬ).

Но ведь даже критик может о чём-то попросить Вас - правда? - "Пожалуйста, не спешите, не отказывайтесь от предназначенных специально для Вас слов - Вы ведь всегда сможете это сделать - подумайте спокойно...".
Очень надеюсь,что ни модернизма, ни постмодернизма, ни словоблудия Вы в них не найдёте - но может быть обнаружите что-то другое... Для души...
И Вы простите старика...

Может, не стоит печатать?!
8.2.13 Сантехник.
Марина 8 февраля 2013, 16:49
Добрый день! Я бы хотела сказать Ирине. Мне кажется, что вы никого не обидели, просто слова немного резковатые. А про время я как раз в метро сегодня думала. Даже удтвиьельно,что встретился этот вопрос. Время-это как ты его ощущаешь, если ты его торопишь от понедельника быстрее к выходным, от надоевшей зимы-быстрее к лету, так и мелькают часы и дни. А ведь можно радоваться каждому дню и благодарить Господа за его милость. Если ты, конечно, с Ним. Простите, если что не так
Татьяна 8 февраля 2013, 16:31
Xем-то напоминает Коэльо.
Алла 8 февраля 2013, 16:17
Ну -понесло о.Андрея!Ирина,согласна с вашим комментарием.И,как всегда,восторженные комментарии почитателей-это для подогрева тщеславия автора.Браво!Хотя есть и неплохие вещи у Ткачева,как-то"Письмо к Богу".
Ксения Ч. 8 февраля 2013, 15:26
Очень поэтично, очень красиво, очень сильно!
Почему-то вспомнились образы из книги Екклезиаста, моей любимой книги Ветхого Завета...

Ирине: критиковать Вас не буду, всего лишь маленький совет - перечитайте книгу Екклезиаста.
Ирина 8 февраля 2013, 15:03
Простите меня, никого не хочу обидеть. Прошу прощения у батюшки и у Господа. Но, по-моему, здесь - сплошное словоблудие. Еще раз прошу прощения: никого не хочу обидеть, это лишь мое мнение, грешного и страстного человека. Но у Господа - все просто. А здесь, на мой взгляд, сплошной модернизм и постмодернизм. Братия и сестры во Христе! Вы можете закидать меня камнями, поверьте, я этого действительно достойна и слова не скажу против. Но я так думаю и чувствую: это - сплошное словоблудие. Ничего для души. Простите еще раз. Всю критику в свой адрес приму со смирением и благодарностью. Храни вас всех Господь!
Марина 8 февраля 2013, 13:38
Очень понравилось! Очень красиво!
Валентина 8 февраля 2013, 13:38
Батюшка, спасибо Вам, большое, за статью, так плакала, сама не заню почему. Храни Вас Господь!
Андрей 8 февраля 2013, 13:13
Красиво о важном. ОЧЕНЬ красиво об ОЧЕНЬ важном. Спасибо, Вам,отец Андрей.
Надежда 8 февраля 2013, 12:15
Жду всегда Ваших проповедей, радуюсь, поражаюсь и тревожусь: всё обо мне, грешной. Помоги Вам Господь, отец Андрей!
Владимир 8 февраля 2013, 09:54
И вечность, и время, и мы - в руках Господа. По промыслу и для спасения нашего Господь переставляет спасаемых во времени и по любви и милости приобщает к вечности.
Светлана 8 февраля 2013, 08:27
Каждый раз поражаюсь, читая Вас, отец Андрей. Храни Вас Господь!
Оля 8 февраля 2013, 02:05
Какие сочные образы. Поэтично Ваше эссе. О главном. СпасиБО!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×