Почему так важно рачительно относиться к времени, отпущенному нам для земной жизни Господом? Что христианин должен обязательно успеть сделать? И какая ошибка, какое опоздание может оказаться непоправимым? Объясняет протоиерей Олег Стеняев.
Самый страшный бес для православного христианина – хронофаг, пожирающий наше время. Мы скачиваем фильмы, которые не смотрим. Мы скачиваем в интернете книги, которые не читаем. Мы можем весь день валяться на диване, смотреть в потолок и терять драгоценные мгновения нашей жизни. Человек должен научиться очень ответственно относиться к тому времени, которое ему отпущено.
В советское время я знал одного человека, который за свои вероубеждения сидел в сталинских концлагерях 20 с лишним лет. И он рассказал удивительную историю, имевшую место в его жизни где-то в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Он работал в пожарной охране в Москве, на Таганке. Этого человека звали Серафим Иванович, у него был брат, Николай. И Серафим был очень обеспокоен тем, что его брат не посещал церковь. Наставляя брата, он говорил: «Ходи в церковь, молись, не упусти время». На что брат Николай отвечал: «Вот когда я буду пожилым, как наш отец или наша мать, я обещаю тебе, Серафим, что буду ходить в церковь, буду молиться, буду исповедоваться, буду причащаться». И Серафим Иванович мне рассказывал, что однажды, когда он в очередной раз услышал такую отговорку, он по какому-то внушению сказал брату: «Николай, смотри не опоздай».
После этого разговора прошло дня два-три, и вдруг звонят по телефону в пожарную охрану, где служил Серафим Иванович, и сообщают: «Ваш брат – такой-то? Он доставлен в больницу в тяжелом состоянии: множественные переломы позвоночника. Приезжайте». Серафим отпросился на работе и бегом в больницу. И вот выходит из операционной врач и говорит ему: «Ваш брат попал в аварию. Мы пытались сделать все возможное. Но… множественные переломы позвоночника… Он погиб».
Началась обычная суета вокруг мертвого тела, оформление документов; они добились разрешения забрать тело домой. Дома обмыли покойника, переодели, положили в гроб, и только к 4 часам утра люди стали разбредаться по комнатам, чтобы немного поспать. А Серафим решил посидеть рядом с братом в кресле, побыть с ним, что называется, один на один. И вот, рассказывает он, как только сел он в это кресло, в доме воцарилась тишина, и он вдруг буквально провалился в некое сонное видение. И смотрит: заходит Николай – здоровый, молодой, красивый; подходит к нему, сидящему в кресле, и говорит: «Сима, Сима, ты слышишь? Я опоздал». Серафим Иванович вздрогнул и очнулся: он сидит в кресле, мертвое тело брата рядом.
Если человек опоздает примириться с Богом здесь, в этой жизни, за гробом он уже сделать этого не сможет
Если человек опоздает на работу, ему придется писать объяснительную; если человек опоздает на встречу с другим человеком, он может попросить прощения, он может извиниться. Но если человек опоздает примириться с Богом, если он увлечется скоротечностью происходящих событий и не предпримет самого важного и необходимого решения в этой жизни – примириться с Создателем, он уже нигде и никогда не сможет этого сделать. Точка невозврата для любого человека – физическая смерть. Потому что когда человек умирает, он не имеет инструмента исправления, каковым является человеческое тело. Пока мы в теле, мы можем поститься – и наши старания будут оценены Богом; пока мы в теле, мы молимся – и наши молитвы услышаны; мы каемся, еще живя на земле, – и Бог видит наши слезы. В будущей жизни даже плач и скрежет зубов в аду никто не увидит и не услышит. Поэтому будем стараться жить по-христиански – пока есть хоть сколько-нибудь времени для того, чтобы обрести мир во Христе и со Христом.
Не будем бездумно растрачивать наши годы, наши месяца, дни, недели, часы, минуты, секунды, мгновения. Потому что никто из нас не знает, будет ли у нас следующее мгновение. А, может, уже не будет. А, может, у нас нет завтрашнего дня. Сколько людей, которые сейчас смотрят эту передачу, не увидят завтрашний день – мы этого не знаем. Сон каждого человека, когда мы ложимся спать, – это образ смерти, и мы молимся, указуя на нашу кровать: «Неужели мне одр сей гроб будет?»
Надо научиться соотносить свою жизнь с Богослужебным кругом – суточным, седмичным, месячным и годовым
Человек должен ответственно относиться к своему времени. Он не должен разменивать мгновения своей жизни на что-то пустое. Надо воспитать в себе чувства, чтобы жить с суточным Богослужебным кругом, седмичным, месячным и годовым. Старинные русские люди так и жили. И известный славянофил, историк Юрий Самарин писал, что даже если русский человек мог упиться до забвения самого себя, то, придя в храм, посмотрев на икону, которая лежит на аналое, посмотрев на украшения храма, он мог совершенно четко сказать, какой день недели, какой месяц и какое число. Наши предки действительно жили суточным, седмичным, месячным и годовым Богослужебным кругом. Это то, чего недостает многим из нас. И надо понять, что Православие – это не просто сумма неких знаний или вероубеждений. Православие – это, прежде всего, образ жизни, это то, как мы расходуем или не расходуем свое время.
Надо рачительно относиться ко времени. Это дар Божий – та жизнь, которую мы имеем на земле. В этой жизни всё решается. Человек не может спасти себя за гробом. Если до момента физической смерти он не обретет мир с Богом, он уже нигде и никогда не обретет его. Это очевидная истина. Но смотрите, в чем заключается парадокс нашей жизни. В этой земной жизни мы больше заботимся о теле, хотя мы точно знаем: наше тело умрет. Наше тело погибнет, как бы мы ни заботились о нем, и разложится в земле. День спасения человеческого тела – это когда тело проходит через смерть, разлагается в земле, возвращается в состояние предсуществования, становится прахом, но вот звук трубы архангела Гавриила – и тело воскресло. Вот день спасения тела, потому что воскресшее тело уже никогда не умрет. В этой земной теперешней жизни существование тела поддерживает душа. Душа выходит из тела – и тело мертво. В будущей жизни все будет наоборот, вышедшая из тела душа не имеет полноты бытия. Она или в преддверии мук, или в преддверии блаженств. Но когда тело воскреснет и душа вернется в это тело, уже тело сообщит душе полноту бытия.
Здесь молитва будет услышана, слезы Бог увидит, а там – только допрос и только суд
И так будем бережно и рачительно относиться к каждому мгновению нашей жизни, потому что пока мы живы. Возможно, кто-то находится при смерти, может быть, произносит последние слова и молитвы… Здесь, пока мы живы, есть инструмент нашего исправления, здесь молитва будет услышана, слезы Бог увидит, а там – только допрос и только суд. Будем стремиться не опоздать примириться с Богом, как опоздал Николай, брат Серафима.
Понимается она почему-то как ответ НЕдобром тех,кому мы сделали благодеяние. Но смысл ее другой:
выйду на пенсию- пойду в церковь; закончу ремонт- начну молиться ;вернусь с морей-пойду на исповедь.Можно перечислять бесконечно всю нашу суету. И ВДРУГ человек умирает,а намерения так и остались благими.А часики тикают... Господи,помилуй!
Дела - это хорошо, но молитва - это общение с Богом. Если у вас нет потребности в таком общении...
Ну, это ваш выбор. Только надо помнить, что молитва приходит к молящемуся.
Все-таки почитайте когда-нибудь у святых отцов о молитве (например у Антония Сурожского), для чего она, в чем ее значение. Апостол сказал: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь".
Если бы молитва была бы чем-то лишним и необязательным, зачем бы тогда ей уделялось такое большое внимание? Зачем бы тогда молились святые? Подумайте об этом.
Да, Бог выберет, кто ему милее. Но Его выбор очень сильно (напрямую) зависит от вас.
Вразуми Бог.
Навык у вас будет, когда начнете хоть немного молиться. А как же иначе он появится? Навыкнете, вот и будет - навык.
Добрые дела молитву не заменяют. Это как листва без дерева.
Старайтесь так устроить свое сознание, чтобы вам было важнее, что о вас подумает Господь, а не окружающие. Выберите, с кем отношения важнее: с Богом или с окружением. Соразмерьте.
Вам, конечно, виднее, но ставить себя и свою вечную жизнь в зависимость от реакции атеиста...
Это как-то странно, если вы считаете себя христианкой.
Да и кто же говорит, что молитву надо напоказ выставлять? Молитесь втайне. Но и стесняться своей веры, разумеется, не надо. Христос сказал, что кто Его постыдится, того и Он постыдится перед Отцом Своим.
Очень потрясла Ваша беседа о мытарствах. Старая запись, она выложена в ютьюбе. Если бы в рамках Сретенской семинарии повторить такую встречу было бы здорово! После прослушивания той лекции хотелось пойти в храм и исповедаться! Спасибо за ту беседу также!