Послушание превыше поста и молитвы?

Ответы пастырей

Святые отцы много говорили о послушании, а преподобный Иоанн Лествичник, посвятивший пространную главу своей «Лествицы» этой добродетели, называл «блаженное послушание» «исповедничеством», без которого «никто… не узрит Господа». «Послушание превыше поста и молитвы» – широко известное выражение. Однако эти слова зачастую превратно толкуются, вызывают много споров и, как ни странно, иногда используются даже для… уклонения от поста. За разъяснением смысла этого выражения мы обратились к пастырям Русской Православной Церкви. О каком послушании идет речь? Есть ли такие ситуации, когда за послушание можно не поститься и не молиться? Всегда ли мы должны слушаться? И как соотносятся друг с другом эти добродетели – послушание, пощение и молитва?

Прежде всего послушание – Богу

Игумен Нектарий (Морозов):

– Честно говоря, мне не совсем понятна ситуация, когда человек ради послушания может давать себе послабления в посте и молитве, потому что не понимаю, кто потребует от человека послушания именно в этом, кто сопрягает послушание с несоблюдением поста и молитвы.

Эти слова связаны с послушанием не людям, а Богу. Безусловное послушание Богу для человека выше любой другой добродетели, в этом заключается абсолютно всё: и пост, и молитва, и любые другие подвиги. И эти добродетели ведут человека к послушанию Богу. Потому что посредством поста человек умерщвляет свои страсти, посредством молитвы человек к Богу обращается и старается соединиться с Ним. А послушание Богу – это то, что соединяет человека с Богом. Ведь и отпадение от Бога произошло через непослушание, и естественно, через послушание мы к Богу возвращаемся.

Послушание людям угодно Богу лишь постольку, поскольку оно бывает сопряжено с послушанием Ему

Послушание людям угодно Богу лишь постольку, поскольку оно бывает сопряжено с послушанием Ему, нашему Творцу. Но если мы пребываем в послушании человеку ради человека, то такое послушание, безусловно, к Богу нас не приближает, оно, наоборот, нас отдаляет. И здесь нужно быть очень внимательным, чтобы уважать действительно Бога, а не человека и ни в коем случае не путать одного с другим. А такая ошибка достаточно часто совершается.

О мере подвига советуйся с духовником

Игумен Лука (Степанов):

– Всех ситуаций в общем ответе не опишешь, но порядок установления для себя меры поста требует совета с опытным наставником, которому бывает виднее, чем тебе самому, мера твоего духовного возраста и полезного умеренного подвига. Самочинник тем опаснее для самого себя и для близких, чем более дерзко и безрассудно он берется за высокие аскетические подвиги. Странная, но удивительно справедливая пословица бытует на Святой Горе Афон: «Лучше оскверниться, чем возноситься». Падения от гордостного правого уклона труднее поправимы, чем от нерадивого левого.

Над всеми обстоятельствами превалирует любовь

Иеромонах Димитрий (Першин):

– Так и понимать эти слова. Любовь выше закона. Милосердие выше справедливости. Враги даны нам для того, чтобы мы научились любить. Еда – лишь средство для того, чтобы образумить свою душу. И если мы начнем строить козью морду тем, кто, не зная о нашем постничестве, накрыл стол, желая нас утешить, мы причиним вред и им, и себе. Если же мы начнем специально ходить по гостям, чтобы, ссылаясь на эти слова, поесть вволю, ущерб будет тот же самый.

Вообще Евангелие – «вредная» книга, она очень мешает жить. В ней нет советов на все случаи жизни. В ней есть свидетельство о распятой Любви. И мы знаем, что Господь постился. Но мы знаем, что Он трапезовал с грешниками. Мы помним о том, что есть время разбрасывать камни. И есть время их собирать. Собственно, наша задача – научиться различать эти времена. Эта задача – творческая, и каждому предстоит самому ее разрешать, причем каждый раз условия будут новыми, как, впрочем, и ответ. Но еще раз напомню, что над всеми обстоятельствами превалирует любовь. Она удерживает нас от обжорства, и она же побуждает нас съесть пару кусочков какого-либо лакомства, чтобы не обидеть ближних, не ведающих о том, что мы великие постники и тайные подвижники. Что ж, пусть наш пост и подвиг останутся втайне для них. Может быть, тогда мы хотя бы отчасти исполним ту заповедь о посте, каковую дал нам наш, по слову Симеона Нового Богослова, «негордый Бог и Господь».

Послушание – это проявление свободы

Протоиерей Александр Ильяшенко:

– Если кто-то в угоду послушанию сокращает пост и молитву, то надо спросить, а кого и что он слушает.

Сейчас очень много людей с надорванным здоровьем. Возможно, речь идет о послушании врачу, который говорит, что вам не полезен строгий пост, вы заболеете. Тогда, конечно, нужно выбрать пост себе по силам. Пост – это не направление в больницу, а средство нашего духовного совершенствования и возрастания. И если ваше здоровье не позволяет вам поститься по всей строгости устава, поститесь в меру сил своих. Но очень легко сказать, что раз я немощный и больной, то я могу совсем не поститься. Это крайность и некая расслабленность, которая никакого отношения к словам о послушании, посте и молитве не имеет.

А преподобный Иоанн Лествичник говорит о духовном послушании, и нам, мирянам, на самом-то деле трудно себе и представить, что это такое. Он говорит о положении, когда жизнью монахов управляют старцы, каким он был сам, которым нечто в духовной жизни открыто.

Иногда и обыкновенный приходской священник, чувствуя, что в некоей ситуации лучше поступить так-то и так-то, может сказать, как делать, и прихожанину надо это исполнить. Но тут идет речь не о посте, а о других ситуациях. Например, кто-то заболел, прихожанин собирался пойти в храм, а священник ему говорит: «Сегодня будет гораздо лучше, если ты поедешь и поддержишь вот того больного». И тогда, действительно, придется пойти не на молитву в храм, а навестить болящего, – потому что это Богу угоднее. Господь ведь Сам говорит, что на Страшном суде Он спросит, а посетил ли ты болящего, а не о том, ходил ли ты в храм, постился ли (см.: Мф. 25: 31–46). Тут прямое послушание словам Самого Господа.

Представить себе в нашей обыденной жизни такую дилемму: послушание или молитва – мне трудно. В монастырях – может быть, но там другая дисциплина, и монахи идут в монастырь, давая обет послушания. Так что это в первую очередь касается тех, кто выбрал такой подвиг в своей жизни.

Но можно себе представить ситуацию, когда действительно человек должен действовать по послушанию. Если он послушается, будет хорошо, не послушается, будет плохо. Но все дело в том, кто накладывает это послушание. Если это какой-то самонадеянный человек, пусть даже в священном сане, то он может только навредить своему пасомому.

Убегать за псевдопослушание от поста, потому что тебе не хочется поститься, – это искажение духовной жизни

И еще нужно иметь в виду, что послушание – это проявление свободы. Ты свободно подчиняешься, ты понимаешь, что, исполняя послушание, ты пытаешься творить волю Божию. А если твоя совесть протестует, ты можешь, полагаясь на голос своей совести, поступить иначе. Но тут надо всё очень взвешивать, потому что духовная жизнь сложна, и речь идет о невидимой брани, о каких-то незримых вещах и проблемах, и нам, людям грешным и страстным, очень легко запутаться в собственных представлениях и заблуждениях. Можно переспросить, можно еще раз обратиться к духовнику, можно искать какого-то духовно опытного священника, желательно старца, чтобы спросить у него, так ли ты должен поступать или нет. Но это касается сложных вопросов духовной жизни, и встречаются они достаточно редко. А убегать за псевдопослушание от поста, потому что тебе не хочется поститься по всей строгости устава, – это некое малодушие и искажение духовной жизни.

Благочестиво каждому человеку иметь духовного наставника

Протоиерей Константин Пархоменко:

– Абсолютно правильно придерживаться в духовной жизни советов и благословений духовника. Если, конечно, эти советы и благословения не противоречат здравому смыслу и христианской вере – в таком случае за разъяснением нужно обратиться к другим пастырям.

Фото: А. Камальдинов / Православие.Ru Фото: А. Камальдинов / Православие.Ru

Вообще очень хорошо и благочестиво каждому человеку иметь духовного наставника. Чаще всего это просто батюшка храма, в который вы ходите, человек, которому вы доверяете. Мы спрашиваем у духовника совета в затруднительных для нас ситуациях, когда самостоятельно решение не принять.

В отношении поста самой правильной я считаю ситуацию, когда мы сами думаем, какую меру поста можем принять, учитывая наши силы, здоровье и прочие обстоятельства. И уже определив себе меру поста, мы идем с этим к духовнику. Духовник может одобрить наше решение, может как-то его подкорректировать, но помните: по-настоящему только вы сами реально знаете меру ваших сил и возможностей.

Считаю очень неразумным, когда священник навязывает свою меру поста людям. Это приводит как к психологическим срывам, так и к проблемам со здоровьем.

Пост и молитва – это тоже послушание

Священник Валерий Духанин:

– Высказывание «послушание превыше поста и молитвы» было произнесено святыми людьми, оно очень важно, но сказано не ради того, чтобы мы ослабляли молитву и пост. По большому счету, пост и молитва – это тоже послушание, послушание Богу, давшему нам заповедь о духовном возрастании, и послушание Церкви, установившей конкретные посты и молитвословия. Вспомним из Евангелия, как Господь говорил о бесах, причиняющих всевозможный вред людям, что сей род изгоняется молитвой и постом. Поэтому утрата поста и молитвы под каким бы то ни было предлогом будет утратой духовной защиты от демонических сил. Так что противопоставлять молитву и пост послушанию нельзя.

Почему же произнесены были эти слова?

Во-первых, послушание превыше самовольных духовных подвигов, чрезмерного поста и непосильного молитвенного правила. Если христианин, не посоветовавшись с духовником, без благословения, принимает на себя какие-то подвиги, то есть опасность, что он подорвет свои силы и в итоге станет не способен ни к посту, ни к молитве. Послушание – это добродетель, помогающая здраво относиться к любому христианскому деланию.

Во-вторых, послушание является в каком-то смысле индикатором духовного уровня христианина. Представим, что кто-то выстаивает всю службу и по уставу соблюдает весь пост, но при этом крайне непослушен и своеволен. Что хорошего выйдет из этого? Что толку от таких молитв и постов, когда подобный человек противопоставляет себя всем вокруг, а в душе у него только «я сам» и «мне никто не указ»? Такой человек страждет гордостью и идет к явной гибели. Непослушание – очевидный признак гордости, здесь нет ни тени любви и смирения – этих главных христианских добродетелей.

Послушание обладает великой силой и наделяет этой силой молитвенное делание христианина

Из Пролога вспоминается история о двух монахах, родных братьях, один из которых стал постником, а другой отличался великим послушанием. Однажды им пришлось молиться об умершем человеке, так вот тот воскрес по молитве именно преуспевшего в послушании брата. Таким образом, послушание обладает великой силой и наделяет этой силой молитвенное делание христианина.

Подлинное послушание ни в коей мере не отменяет ни поста, ни молитвы, а только делает их более сильными.

Призыв к совершенству обращен ко всем нам

Священник Димитрий Шишкин:

– Думается, что здесь одно не противоречит другому, а говоря о послушании, святые говорят о послушании Богу, о смирении, делающем нас подобными Христу, Который «во всем был послушлив» Богу Отцу и «даже до смерти, смерти же крестной» (Фил. 2: 8).

Пост и молитва – это не цель, а необходимые средства стяжания благословенного послушания. Вот в каком смысле послушание «выше».

Надо понимать еще и то, для какой «аудитории» писал святой преподобный Иоанн Лествичник. Это монашеская среда VI века с определенным уставом, в котором практиковалось безусловное послушание учеников духовным наставникам. Это тоже надо учитывать. Тогда это было возможно именно потому, что исключительно высоким был уровень монашеской жизни вообще и духовного руководства в частности. Теперь такого нет, и об этом говорил еще в позапрошлом веке святитель Игнатий (Брянчанинов).

Воля Божия открывается в Его Церкви, в Священном Писании и Предании, в правилах церковной жизни

Так что безусловное послушание у нас должно быть одному лишь Богу, а воля Его открывается для нас Духом Святым в Его Церкви, в Священном Писании и Предании, в правилах и установлениях церковной жизни. Нельзя сказать, что в наше время можно спастись совершенным послушанием какому-то одному человеку, пусть даже и опытному в духовной жизни. «Всяк человек ложь» (Пс. 115: 2), – говорит пророк Давид. А вот общецерковный опыт – это опыт неколеблемый и надежный, потому что глава Церкви – Сам Господь и Церковь святая – это Его тело.

Но вот что интересно: в самой Церкви мы видим большую свободу, большой простор в выборе путей спасения. Это, если угодно, еще одно свидетельство Божественного происхождения Церкви. Люди все разные, и невозможно всех уместить в единое «прокрустово ложе». То же можно сказать и о посте и молитве. Одно неизменно: все мы должны быть честны перед Богом и собственной совестью. И призыв к совершенству обращен ко всем нам. Так что всякий честный человек не станет оправдываться и уклоняться от исполнения заповеди поста и молитвы, а будет стараться поститься и молиться так, как заповедует Церковь, с помощью – именно с помощью – духовника выбирая для себя полезную для души и тела меру поста и молитвы, помня, что цель именно в том, чтобы, «утеснив своего ветхого человека», возродиться духовно для полноценной жизни в согласии с Богом, в послушании Ему.

Научись послушанию, тогда и молитва, и пощение будут к пользе

Священник Леонид Кудрячов:

– Как мне кажется, это слова были сказаны с той целью, чтобы поумерить тщеславные подвиги монастырской братии, совершаемые в ущерб возложенным на них обязанностям. Выводить эту фразу за монастырскую ограду я бы не рискнул, уж очень много это порождает кривотолков. Яркий пример – ситуация, описанная в вопросе.

Причина споров, я думаю, в слове «превыше». Я бы сказал: «предваряет». Научись послушанию, тогда и молитва, и пощение будут к пользе. Иначе впадешь в обольщение.

Это так похоже на описанную апостолом Иоанном ситуацию: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20).

В монашеском делании есть свои ступеньки, свои правила восхождения – вот о чем речь. В семейной жизни есть свои, например: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).

Подготовил послушник Никита Попов

6 апреля 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Яна 3 августа 2016, 09:36
По поводу того, может ли жена поститься вопреки воле мужа. Женщинам не рекомендуется самостоятельно поститься или голодать, это можно делать с разрешения мужа. При этом "Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это - неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием. А жена является иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лика. Она - невеста, радующаяся о том, что она возлюблена Богом, и возлюблена такой любовью, которая явлена во Христе. Но вместе с тем (и это образ, который дает апостол Павел в одном из своих посланий) она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя. Она - невеста, та, которая настолько - так глубоко, так совершенно - возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности может все оставить, все забыть, от всего оторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно - даже на страдания, если нужно - на крест. Вы видите, что в этом послании говорится не о владычестве мужа и подчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая является жертвенной, героической любовью мужа, и на которую жена может ответить такой же жертвенной любовью." Митрополит Антоний (Сурожский). Поэтому, я думаю, нужно научиться договариваться, через взаимную любовь найти компромисс. Например, попробовать готовить такие блюда, чтобы легко можно было отделить постное от не постного, обширным опытом в этом вопросе владеют вегетарианцы.
Ольга 18 апреля 2016, 22:09
Ответ для N. Я, как и Ваш брат, точно также начала свой путь к воцерковлению. Много лет назад я соблюдала только Великий Пост. Правда читала творения Отцов и Учителей Церкви, да и то потому что училась на факультете религиоведения. И прошли годы, прежде чем я начала сначала приступать к миропомазанию, а потом и к Причастию.
Иоанна_13 апреля 2016, 16:46
Елена, почему вы так быстро сдались? Ищите духовника, и с его помощью найдёте для себя монастырь, в котором "взыграет душа". А то, о чём вы пишете, считайте испытанием для охлаждения вашей восторженности. Да поможет вам Господь!
Елена Елена13 апреля 2016, 12:35
Еще немного о своем "духовном" опыте - воплощении в жизнь желания монастырской жизни. Была в обители с благословения. Пришла такая как есть - "книжек обчиталась", "горе от ума" - те с представлением о том, как оно должно быть в духовной жизни среди тех, кто пришел к Богу и хочет спасения души - как пишется во всех святоотеческих книгах, откуда и почерпнуты все мои познания, как, наверное, это должно совершаться. Могу сказать одно - в книгах все верно, духовно, высоко, хорошо, и что совсем не так оно в реальной жизни. Ничего не хочу говорить, это будет не хорошо, всякому свой опыт и свое разумение, только при всем моем многолетнем желании жить монастырской жизнью, и после 5 лет послушания при храме я оставила своих сестер через полгода с ними пребывания. Много анализировала в себе - что не так? В моих глазах того, что не так.стало настолько больше, что воспротивилась крайне душа моя - и то, что не монастырская трапеза, а застолья; Великим постом - постная колбаса трех видов, постная сметана, постный майонез, конфеты, печенья; бесконечные мобилки, когда вечером светится каждый угол на территории, когда кухню обслуживают повара, на всех послушаниях наемные рабочие, когда на каждом углу кофемашины; когда на всякий произвол и самодурство одно слово "смиряйся", когда инокини зимой ходят в шубах до земли как барыни, и тд и тд и тд - зачем вспоминать? Я не против послушания, смирения, труда, поста, воздержания, и тд - не хочу "такого", потому что Христа я там так и не увидела за этим всем - хотя, что от меня можно ожидать, помраченной? Поэтому теперь в одиночном плавании, с Божьей помощью)))
Надежда12 апреля 2016, 02:02
Мой отец крайне редко постится, но за последние тридцать лет никто не слышал от него ни слова осуждения. И у меня обстоятельства жизни таковы, что поститься невозможно. Я за свои восемнадцать лет церковной жизни поняла, что Господу нужны не столько подвиги в соблюдении церковного устава, сколько милость и снисхождение к людям. Невозможно любить Бога и забывать об общительности. На прошлую Пасху, прямо перед ночной службой мне позвонила одна старая и очень своенравная женщина. Мне очень не хотелось с ней общаться, но я все-таки пошла к ней. И мне пришлось почти всю ночь её выслушивать, за окном звонили колокола и люди шли в храм. Я сидела и думала о том, что по грехам меня Бог в храм не пускает. А оказалось, что эта женщина хотела покончить с собой от одиночества и болезни. И то, что я пришла, и просто побыла с ней изменило её намерения. Мне кажется, что в некоторых случаях любовь к Богу и людям позволяют не упираться во внешние подвиги поста, молитвы и посещения богослужений, а проявлять долготерпение к людям с их немощами и дают возможность утешать их и миловать, не наказывая их своей холодностью и отчуждением. Как часто я благодарила Бога за то, что мне хватило ума пойти и проведать очередного несчастного человека, хотя при этом мне нередко приходилось нарушать пост и пропускать богослужения!
Иулиания 6 апреля 2016, 20:29
Добрый день. Недавно вернулась из одного женского монастыря, где пребывала по благословению месяц. Обитель живет по афонскому уставу и отношение к сестрам довольно-таки строгое. Послушание послушанием, но вопросы остались на предмет строгости. Опоздание на службу сестры хоть на полминуты наказывается поклонами и дополнительной нагрузкой вечером. Нужна ли такая строгость? Чем она обосновывается? Ведь, сестры и так устают на послушаниях. Другой момент. Сестры постоянно тягают тяжести, послушаются на разгрузках-загрузках. Мне тоже приходилось выполнять подобные послушания. Не обошлось без ропота. С непривычки ойей... И хочу сразу отметить, что немощным сестрам путь в монастырь "заказан". Там нужно пахать. С утра до вечера. И выбирать послушание вы не будете. А вот увидеть свою внутреннюю бездну еще лучше в монастыре - возможность будет.)
ТАТИАНА17 6 апреля 2016, 19:42
Благодарю батюшек за толковые разъяснения. С ПРАЗДНИКОМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ РЕДАКТОРОВ ПРЕКРАСНОГО ПОРТАЛА!ЗДОРОВЬЯ И БОЖЬЕЙ ПОМОЩИ В ВАШЕМ СЛУЖЕНИИ!
Вероника 6 апреля 2016, 15:47
Если Иоанн Лествичник имел в виду видимые послушания монахов в монастырях: на трапезе, в огородах и т.д., должно быть монахи в VI веке имели серьезные проблемы со своеволием... Или речь о невидимом глазу людей послушании? После 2-х бессонных ночей пути паломница приезжает в монастырь с 50-ю кг груза. В паломнической трапеза заканчивается, громкий голос грозит без талончика-благословения оставить в следующий раз без каши, усталость возвращается, и слезы беззвучно льются в кашу. Все выполнили свои послушания и от радости потекли слезы? Кто определит, что это слезы от обиды или гордости?
Евгения 6 апреля 2016, 15:31
Муж моей подруги сам не постится, и ему не нравится, что жена постится. Дело в том, что во время поста она в первую очередь готовит мужу и ребенку непостные блюда, а себе уже не всегда успевает приготовить, т.е. мужа и ребенка кормит, а сама ходит голодная. В результате сильно худеет, бледнеет, что, конечно, мужу не нравится. Думаю, подобные ситуации не единичны, т.к. у нас много семей, где воцерковлена только жена, которая, конечно, о своей семье заботится, а о себе - уже нет. И как быть в подобных ситуациях? Поститься вопреки воле мужа? Или в данном случае все же послушание жены мужу важнее пищевой стороны поста?
юля 6 апреля 2016, 14:58
Дайте брату прочитать Новый Завет. пусть задумается,для чего он постится. Первый раз я постилась(не очень строго) за компанию и проверить свои силы(без Причастия) Через несколько лет, когда начала воцерковляться, стала соблюдать все посты, исповедоваться и причащаться. поняла, что в посте, как и в молитве надо возрастать, а не брать на себя сразу очень много. Всем - помощи Божией.
N. 6 апреля 2016, 07:45
Мой брат поститься, а к исповеди и причастию не ходит, никогда не был, и в Храм не ходит. Совсем не понимает смысла послушания. Господи, вразуми его.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×