«Литература – это наше всё!»

Беседа с писателем и публицистом Сергеем Шаргуновым о книге в жизни, литературе в школе и общественной миссии писателя

О том, почему опасения вызывает нынешняя школьная программа по литературе, будут ли наши дети читателями, в каком направлении движется сегодняшняя русская проза, что читать и где искать интересных авторов и как пишущей братии служить Отечеству, мы беседуем с писателем, публицистом, журналистом Сергеем Шаргуновым, главным редактором портала «Свободная пресса», членом Патриаршего совета по культуре и недавно созданного Общества русской словесности.

Сергей Шаргунов Сергей Шаргунов

«Я рос, окруженный книгами»

– Сергей Александрович, вы начали публиковаться довольно рано и в 21 год уже были лауреатом литературной премии. Что повлияло на выбор такого жизненного пути?

– Так получилось. Я рос, окруженный книгами. И будучи совсем маленьким, года в 2–3, подходил к полкам, брал одну из книг, начинал листать, еще не понимая смысла написанного и относясь к буквам как к неким узорам… Я перерисовывал буквы, перерисовывал слова, обводил каждое слово в рамочку, еще не понимая его значения. Это не хвастовство. Это правда. Так что писать я начал раньше, чем читать.

– Вам было интересно заниматься такой детской каллиграфией?

– Да. Какая-то логоцентричность уже в этом проявлялась.

– Сколько лет вам было?

– Я был совсем маленький. 2–3–4 года.

– А какие книги составляли семейную библиотеку?

– Очень разные. Были, например, жития святых, некоторые в таких домотканых обложках – самиздатских переплетах. У папы в рязанской избушке была подпольная типография, которая выпускала богослужебные тексты и некоторые книги житийные и святых отцов, которые распространялись в церковной среде. Ведь людям, приходящим в храм, нужна была какая-то духовная литература. Потому отец и шел на такой риск. Конечно, эти книги были вокруг меня.

– Книги на церковнославянском вас тоже привлекали?

– Я очень рано начал бегло читать на церковнославянском и по-прежнему читаю.

– Ваш отец протоиерей Александр Шаргунов как-то влиял на круг вашего чтения? Какие книги советовал? И от чего, может быть, отговаривал?

– Конечно, влиял и продолжает влиять. Но не могу сказать, что мне что-то запрещали.

– А что за книги были первыми, помните?

– Помню, как впервые, например, стал читать Библию. Мне было совсем немного лет тогда. Правда, до этого мама мне рассказывала о библейских событиях.

А одним из моих любимых чтений в детстве были жития святых.

– Святителя Димитрия Ростовского?

– Разные. В том числе и собранные монахиней Таисией, куда вошли и жития новомучеников и исповедников Российских.

В нашей семье, кстати, хранилась часть останков Царственных мучеников, которые были найдены Гелием Рябовым и о которых сейчас продолжается спор. Но он был убежден в их подлинности.

– Те самые, что сейчас захоронены в Петропавловской крепости?

– Да, те самые.

– А как они к вам попали?

– Нашедшему их человеку нужно было их где-то сохранить. И он пришел к отцу. У нас хранилась часть останков.

– Такая удивительная связь.

– Удивительная. Причем об этой находке не знал никто: ни наши близкие, ни знакомые, не знала Москва, не знал мир. А нашей семье это было известно.

Это такая мистическая история, имеющая некую связь с судьбой моих родителей, потому что папа учился в Суворовском в Свердловске. Моя бабушка по маме, писательница Валерия Герасимова, училась в гимназии в Екатеринбурге с дочерью Юровского, убившего царя.

– Несколько месяцев назад один издатель сказал, что вытеснение бумажной книги книгой электронной будет происходить независимо от желаний и эмоций читателей и издателей. Вы согласны с этим?

– У меня пока нет такого впечатления. Не хочу пускаться в инфантильный сентиментализм, но скажу честно: мой ребенок окружен книгами, при том что он постоянно всегда в гаджетах, ищет там информацию, как и я. Но все равно книга – это книга. И я думаю, так и будет всегда. В свое время прогнозировали отмирание театров, потому что появилось кино, потом отмирание кино, потому что видики появились, потом говорили, что не будет телевидения, потому что появился интернет, но всё уживается.

Конечно, огромное количество людей и электронными книгами пользуется, и с мониторов тексты читает. Но мне сама по себе книга дорога, дороги полки с книгами, в удовольствие протянуть руку, снять книгу с полки… Особенно хороши старые книги, с которыми связана твоя жизнь. Листаешь: вот сок красной смородины – когда-то читал в саду летом, вот карандашная галочка… Зачастую это просто комфортнее, удобнее, ведь свет от монитора утомляет. А когда ты можешь, например, на сон грядущий почитать книжку, полистать ее, заложить какие-то страницы, подчеркнуть что-то – это совершенно другое ощущение.

«Воспитывать надо легко и весело»

– Как сегодняшним детям, уже привыкшим к гаджетам и компьютеру, привить вкус к чтению?

– Это для меня, как и для других родителей, вечный вопрос. Моему сыну 10 лет, и я вижу, что гады гаджеты вокруг него везде. С одной стороны, вроде бы нужно здраво ограничивать пользование ими, но, с другой стороны, все равно ребенок находится в социуме, он ходит в школу, общается со сверстниками… Так что искусственно это ограничить просто невозможно.

Здоровый воинственный мальчишеский настрой стимулирует тоже любознательность

Но вот что удивительно и что меня радует: в последнее время сын стал километрами учить стихи. А недавно прочитал мне текст на 15 рукописных страницах о Куликовской битве – сам написал его. Так что айфон и айпад оказались полезным. И любознательность они не всегда отбивают. Мой сын устраивает мне забавные экзамены, расспрашивая обо всех правителях России, начиная с Рюриковичей. Надо повести его на выставку владыки Тихона! Не могу сказать, что ребенок какой-то уникальный: ему интересно все то, что и его сверстникам – и игры, и онлайн-каналы ютуберов… Был период и безумного интереса к дурацкому реслингу – это такие театрализованные поединки. Но в мальчишеской природе – интересоваться спортом, соревнованиями. И такой, в сущности, здоровый воинственный мальчишеский настрой стимулирует тоже любознательность: ребенок начинает смотреть, когда какая битва случилась, кто был полководцем. Уже не меня расспрашивает, а сам посмотрел и о Куликовской битве, и о Полтаве, и о войне с Наполеоном…

А если говорить о любимых книгах… Он довольно рано стал читать Гоголя.

– А сколько ему было лет?

– Лет 6. Его заинтриговал жуткий сюжет «Вия». И он написал по мотивам свой рассказ, где все злые силы побеждал священник.

– «Вий» – немного не детское чтение, вам не кажется?

– Но ребенок окружен таким трешем в нашей действительности, что не нужно тревожиться, будто бы классика способна как-то шокировать. А в этой повести Гоголя – занимательный, почти сказочный сюжет. Дальше Ваня стал читать уже «Тараса Бульбу». Вообще большая литература всегда интересна, всегда может увлечь. А для детей ведь главное – чтобы было интересно.

– Вы, как родитель, много времени тратите на воспитание сына?

– Надо воспитывать легко и весело, но при этом воспитанию нужно уделять каждую свободную минуту общения с ребенком. И каждый раз, когда мы с сыном что-либо обсуждаем, я думаю о том, насколько могу ему помочь, сделать его более развитым, благородным, воспитанным, насколько может пригодиться каждое мое слово. И стараюсь рассказать ему что-то новое, как-то его заинтересовать, сдвигаю его в сторону творчества. Это важно. Заходит о чем-то разговор – какая-нибудь история, факт интересный, цитата… Все начинается с интереса.

А гаджеты, видео… Есть неплохие мультики, кстати говоря, о Дмитрии Донском, преподобном Сергии Радонежском… В четыре года мой сын посмотрел, например, «Лебеди Непрядвы»; о Евпатии Коловрате есть интересный мультик… (Смеется.)

– Вы много ездите по стране, часто выступаете в школах в разных городах, общаетесь с ребятами. Можете сразу определить, с кем из них родители много занимаются, а кто обделен, скажем так, родительским вниманием?

– Я немало общался и с детдомовцами и много говорил о том, что они выпускаются в жизнь совершенно не знакомыми с ней. Если б вы знали, какое количество детдомовцев в прямом смысле выброшены на улицу, потому что они оказались не приспособленными к нашему опасному социуму, их обманули в кратчайшие сроки и отняли у них жилплощадь!

Вот вам пример на тему значимости воспитания в семье. Ведь эти дети всю свою маленькую жизнь находились под наблюдением, среди вполне заботливых людей. Но что может заменить дом, семью, родителей? Каких бы ни было, но родителей. Это тоже очень глубокая тема. Потому что даже элементарные навыки все равно даются в семье.

Важно и домашнее воспитание, но и школа тоже, потому что полдня, как минимум, ребенок проводит в школе.

«Вариативность школьной программы – это диверсия»

Сергей Шаргунов Сергей Шаргунов
– Собственно, осознание важности воспитательной роли школы и стало одной из причин создания Общества русской словесности?

– Да. Знаете, я ведь и сам преподаватель. Много раз вел уроки в челябинском 31-м лицее, с этого сентября согласился преподавать в Литинституте в Москве…

Очень важно, что именно из русской литературы дети будут читать в рамках школьной программы. Мы настаиваем на том, что в школе должен быть круг обязательных произведений. Главнейшая задача Общества русской словесности и Патриаршего совета по культуре – добиться того, чтобы Министерство образования утвердило единый учебник по литературе. Дело не в дидактике, а именно в том, какие произведения включены в школьную программу. Надо провести нормальный форум педагогов, они должны посмотреть друг другу в глаза, услышать друг друга…

– А в чем опасность сегодняшней программы?

– Беда нынешней программы – ее так называемая вариативность, которая подразумевает хаос.

– Вариативность – это возможность выбора?

– Вариативность – это данное учителю право самому решать, о чем рассказывать, а о чем нет. И в двух рядом стоящих школах могут оказаться совершенно несовпадающие программы по литературе.

– Школы могут быть в одном квартале? В одном районе?

Сегодня в школе не говорится о стихах военных лет, о фронтовых поэтах. Нет даже «Василия Теркина»!

– Конечно. Простой пример: не говорится о стихах военных лет, о фронтовых поэтах. Нет даже «Василия Теркина»! Должен быть национальный канон литературы, в который должны войти как обязательные все ключевые произведения нашей словесности от древнерусских летописей, от «Сказания о Петре и Февронии Муромских» и «Слова о полку Игореве» до Александра Твардовского, Николая Рубцова, «чудиков» Василия Шукшина…

Еще одна важнейшая и страшнейшая тема – это сокращение количества уроков русского языка и литературы. Надо сражаться за то, чтобы гуманитарные дисциплины были полновесно представлены в школе. И еще одна тема – сочинение. Когда удалось вернуть сочинение в школу, оказалось, что сами учителя уже не знают, что это такое. Раньше был такой подход: «тема раскрыта» или «тема не раскрыта», а сейчас сочинение воспринимается просто как отписка. А ведь способность человека хоть как-то сформулировать свою мысль письменно – важнейшая.

Повторюсь, нужно договориться, что входит в канон, что является обязательным для изучения в школе, а что факультативно. В противном случае мы просто теряем школу и образование. Смешно полагаться на наших учителей, особенно учителей нового поколения. Ведь система нормального профессионального образования разрушена, и как нет нормально подготовленных специалистов и рабочих для промышленности, так нет и нормально подготовленных специалистов в области образования. И теперь еще в угоду дикому квазилиберализму говорят, что и не должно быть обязательных произведений по литературе. Ну что за бред! Это же настоящая диверсия.

– Сергей Александрович, вы произнесли слово «диверсия». Но диверсия – это что-то совершённое намеренно. Намеренно создана такая ситуация в нашем образовании, или это чье-то, скажем так, недопонимание каких-то важных вещей?

– Тут многое переплетено. Что-то происходит из-за заблуждений или следования определенным стереотипам. Есть люди, которые болезненно относятся к русской истории, к народу, которые выступают за всевозможные социальные эксперименты. Например, та шоковая терапия, которая проводилась у нас в 1990-е годы и продолжается по сегодняшний день, обусловлена в значительной степени бездушием, отсутствием сочувствия к людям и связана, несомненно, с презрением к абсолютному большинству жителей нашей страны.

То же самое можно сказать и о системе образования. Когда под копирку переписывались какие-то западные рецепты, это происходило при абсолютной готовности безоглядно и бешено экспериментировать и при пустом и холодном сердце.

Россия нередко оказывалась в положении между хищником и чужим – теми, кто как чуждую воспринимает отечественную реальность

Вообще Россия нередко оказывалась в положении между хищником и чужим. Хищник – это вороватая бюрократия, лишенная идей, а чужой – это вполне мотивированные люди, которые просто как чуждую себе воспринимают отечественную реальность, нашу историю и культуру. И потому они считают, что нужно перекодировать нашего человека. И вместо того, чтобы, например, учитывать великий промышленный опыт нашей страны, решили за бесценок продать предприятия. А старики и дети, рядовые труженики – все побоку, и к ним нет никакого сочувствия.

В образовании – такая же ситуация. Был великий опыт российского образования, замечательная гимназическая система, было уникальное советское образование, фундаментальнейшее. Решили все это перечеркнуть, поэкспериментировать. Ввести, например, Болонскую систему. Что за этим скрывается, и кто за это будет отвечать? Вот вопрос. И, к сожалению, эта политика на всех уровнях продолжается и сегодня. Против этого я восстаю, протестую и сражаюсь.

«Настоящая литература всегда занимательна»

Сергей Шаргунов Сергей Шаргунов

– Сегодня нет школьника или студента, да и, пожалуй, людей постарше, которые бы не читали книги о Гарри Поттере. Многие православные не принимают подобного рода литературы. А как вы относитесь к ней?

– Без надрыва. Мне понравилась книжка «Дети против волшебников» Никоса Зерваса, которая была и остается популярной не только в православной, но и вообще в русской читающей среде. Мне кажется, это яркий талантливый ответ Джоан Роулинг. А вообще детям всегда будет интересно читать о чудесном. Потому так популярен и Толкин, и серия про Нарнию. Это вполне естественно. И мой ребенок смотрит фильм про хоббита.

Я сам в детстве с удовольствием читал Толкина и не вижу в этом ничего зазорного. Вообще интерес к приключениям, интерес к фантасмагорическому, к волшебному заложен в душу ребенка, и надо видеть в этом хорошее, тягу к чуду. А если во всем видеть только ложный мистицизм, тогда давайте запретим и Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя. А сказки? Они тоже полны разных чудес.

– А чем, на ваш взгляд, можно объяснить интерес уже взрослого человека к приключениям, к рассказам, к сказкам?

– Настоящая литература всегда интересна, всегда занимательна. Вот, например, «Судьба человека» Михаила Шолохова или его «Донские рассказы»… А рассказы Бунина? А повести Валентина Петровича Катаева, о котором я только что написал книгу? Хорошая яркая литература всегда захватывает, и людям нужен экшн, людям нужны события, людям нужны действия, драматургия. И это замечательно. Почему так популярна книга владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», чем она так хороша, чем так пленила людей? Кроме той духовной глубины, которая в ней есть, еще и тем, что она очень драматургична. Там не только стремление к светлому чуду, но и каждый раз занимательные истории, сюжеты, события. Это очень важно для читателя.

Но существуют еще приключения идей, существуют еще приключения слов: эпитеты, метафоры, краски…

– В книжных магазинах довольно много разнообразной литературы, и неискушенному читателю нелегко во всем этом ориентироваться. Как выбрать хорошую книгу, как не ошибиться?

– Каждый год выходит пять-семь интересных книг. А помочь сориентироваться могут короткие списки литературных премий, несмотря на, быть может, какую-то ангажированность некоторых из них. Книги, попадающие в короткие списки, как правило, достойны, даже если они и не становятся победителями этих премий. Это такие премии, как «Горьковская премия», «Ясная поляна», да и те же «Национальный бестселлер» и «Большая книга». Можно упрекать некоторые премии в тенденциозности, но, тем не менее, по-настоящему хорошие книги не пропадают.

Я, будучи главным редактором интернет-портала «Свободная пресса», несмотря на понятную нерентабельность культурно-литературных текстов, всегда даю у себя на сайте рецензию, особенно по выходным, на интересные книги.

Мне кажется, что сейчас растет интерес к литературе в жанре нон-фикшн, например к биографиям писателей. Могу рекомендовать последнюю книгу Алексея Варламова – о Василии Макаровиче Шукшине – и все его ЖЗЛовские тексты. Мой общественный оппонент Дмитрий Быков написал книгу о Маяковском, и я с удовольствием ее куплю – думаю, будет очень интересно. Безусловно, интересны книги Павла Басинского о Льве Толстом. Захар Прилепин написал о трех поэтах – «Непохожие поэты». У меня выходит в мае 700-страничная книга о Катаеве.

И среди прозаиков тоже есть прекрасные авторы. Например, Михаил Тарковский, из Москвы уехавший в тайгу. Могу рекомендовать его повесть «Енисей, отпусти!». Назову и не самых раскрученных писателей: Игоря Малышева, который несколько лет назад написал забавную повесть под названием «Лис», полную медовых сказочных лесных тайн и приключений; Александра Терехова, захватывающего писателя, и его роман «Каменный мост»…

Есть хорошая, сложная, сюжетная, метафоричная русская литература. Она вдруг стала очень нарядной в последнее время. Есть, конечно, некий соблазн излишнего модернизма, но, тем не менее, это качественная, яркая литература. Одновременно возникло внимание к достоверности. Еще в начале 2000-х годов я написал манифест «Отрицание траура», который был опубликован в журнале «Новый мир», где констатировал торжество отечественного постмодернизма, когда вместо человека зияет провал и, в общем-то, преобладает литература стеба, и прогнозировал возникновение литературы более реалистичной. Этот прогноз сбылся. Сегодня мейнстримом, столбовой дорогой русской литературы стала реалистическая проза.

– Сергей Александрович, вы, как я знаю из ваших интервью, читаете и молодых авторов, которые присылают вам свои тексты. Какую бы характеристику вы им дали?

– Когда общаешься даже со старшеклассниками или студентами, обнаруживаешь, что каждый из них, по выражению Горького, мог бы написать гениальное произведение о самом себе. Но, к величайшему сожалению, они предпочитают писать всякую фантасмагорию.

Пишут об инопланетных мирах, о каких-то роботах…. Это некий тренд. Но я хочу сказать простую вещь: мне кажется, что и в литературе, и в журналистике просторно, есть место новым талантливым людям. Эта дорога открыта. И если появится человек, способный написать реалистический яркий рассказ, и автор, и его текст, конечно, будут замечены. И я буду очень рад этому. Для меня всякий чужой талант – это не повод для зависти, это повод для радости.

«Миссия писателя – заступаться за слабых и служить Отечеству»

Сергей Шаргунов Сергей Шаргунов

– А какой вы видите русскую литературу в будущем?

– Движение в сторону реализма продолжается и одновременно есть и фантасмагория, и гротеск, что тоже неплохо; есть сатира от Юрия Полякова, есть такой постмодерн, замешанный при этом на народничестве и остром чувстве социального, как у Михаила Елизарова. И мне кажется, что как раз в сторону народничества и будет сдвигаться наша литература. Это вечная ее тема, большие вопросы.

– То есть идет возрождение традиции В. Белова?

– Буквальное воспроизведение деревенской прозы вряд ли получится, но внимание к человеческой личности, к людям из народа, как это было у Белова, Абрамова, Распутина и у многих других писателей, возродится.

Нужно вернуться к рассказу об отдельном человеке – о рабочем, враче, военном, учителе

Мне кажется, сейчас и в литературе, и в журналистике нужно вернуться к портретному жанру, к рассказу об отдельном человеке – о рабочем, военном, инженере, учителе, враче…

Например, очерк, показывающий конкретных людей с их судьбами, болью и надеждами, всегда важен для меня и как для военкора. Именно такие тексты я привозил с войн – и из Южной Осетии, и с Донбасса. И у себя на сайте мы отдаем приоритет живым невыдуманным человеческим историям. Из этого потом может получаться сильная литература.

– Вы как-то сказали, что наше общество захлестнуло насилие – оно повсеместно. Литература может этому насилию противостоять?

– Надо приходить на выручку. Русские писатели – и Чехов, и Короленко, и Лев Николаевич Толстой, и Федор Михайлович Достоевский шли на выручку человеку. Пафос того же народничества – заступаться за слабых. Вспомним и пушкинское «милость к падшим призывал». Для меня это всё заветы. Так же, как и грибоедовский принцип служения Отечеству, соединенного со свободомыслием. Я никогда не был слепым разрушителем-нигилистом, остаюсь свободомыслящим человеком и верным своему Отечеству. И эти темы важны, я думаю, и для литературы.

Об этом я часто пишу в очерках, в рассказах. Надо идти на выручку к людям. И дело не только в несправедливости, которая может быть и в полицейском участке, и в тюрьме. Она повсеместна. А сейчас мы вдобавок переживаем время, когда снова тень бедности легла на людей. И мы так и не поддержали своего производителя, у нас по-прежнему значительная часть элиты связана с Западом. Причем не так, как было в Российской империи, в Советском Союзе, когда брались лучшие технологии и создавались замечательные заводы или строились города, а выводом и вывозом капитала и своих детишек туда. И потому бюджет, как мы видим, пополняется за счет самых обездоленных.

Я недавно вернулся с Урала. Дороги разрушены, массовые сокращения, рост платежей за коммунальные услуги, к которым прибавились еще и поборы в счет так называемого капремонта – а это вообще просто подлость.

– Капремонт, кажется, уже везде прогремел…

Очень важно ставить вопрос о справедливости, потому что наш народ не должен быть унижен

– Капремонт – это, по-моему, самое бранное слово в русском лексиконе сегодня. Поборы за счет садовых участков. Люди прежде платили 3 тысячи за гаражи, теперь должны платить 6 тысяч и т.д. Откуда брать эти деньги? И где справедливость? Вот это то, о чем сегодня должен честно говорить писатель, оставаясь патриотом, не стремясь к разрушению страны. Очень важно ставить вопрос о справедливости, потому что наш народ не должен быть унижен.

– Вы упомянули Грибоедова – не только большого автора, но и блестящего дипломата.

– Да, он участвовал в разработке Туркманчайского мирного договора. Могу рекомендовать вам свое эссе о нем «Космическая карета» из сборника «Литературная матрица» – учебника для вузов.

– На ваш взгляд, чему могут поучиться у отечественных деятелей прошлого сегодняшние люди, в том числе и оппозиционеры? Как вообще вести диалог с властью?

– У нас слово «оппозиция» тоже превратилось в ругательное, в том числе по вине той псевдо- и квазилиберальной прослойки, которая полностью приватизировала этот бренд. А когда люди противопоставляют себя не столько чиновникам-коррупционерам и ворам, сколько абсолютному большинству жителей страны и самому историческому пути России, тогда они обрекают себя на морально-психологическую изоляцию. Это вот та самая драма чужого, о которой я говорил. У нас значительная часть элиты и те, кто называет себя либеральной оппозицией, повязаны между собой.

А одно из последних важнейших событий в нашей новейшей истории – это воссоединение Крыма с Россией. И за это я очень благодарен государству. Я на протяжении 20 лет болел за русских крымчан. И крымский фактор дал еще и надежду на отрубание наших элит от тех территорий, о которых можно сказать евангельскими словами: «Где сокровища ваши, там и сердце ваше». Вот модное выражение могу употребить: «надеюсь на национализацию элит».

Нужны на всех уровнях нормальные патриотично мыслящие люди, которые будут честно и прямо говорить о тех горячих бедах и проблемах, которые есть, и стараться их исправить, предлагать, как можно их исправить. И не просто говорить – делать все, что от них зависит… Конечно, власть не должна быть с берушами в ушах. У нас, например, само понятие «правозащита» оказалось полностью дискредитированным. Оно похищено определенной тусовкой, которая интересуется собой и существует в пределах своего круга, а нужна русская правозащита, нужно думать об абсолютном большинстве нормальных и, к сожалению, бесправных людей.

«Русская литература – как крест»

– А как бы вы ответили на такой вопрос: что есть русская литература?

– Русская литература – это удивительным образом основа русской жизни. Вообще у нас есть Православная Церковь, есть армия, есть природа и великая русская словесность. Есть выражение: «Пушкин – это наше всё», а я бы сказал: и литература – это наше всё. Она ставит острейшие, «последние» вопросы, она отражает весь максимализм, всю глубину русского характера. Какова страна, такова и литература, таков и язык. И когда Тургенев говорил о великом и могучем, но и свободном языке, он говорил и о стране, о народе. Помните: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»…

Русская литература – это литература, где есть небо, где есть страдания, где есть поиски и пасхальная радость и баснословный, невероятный русский язык. Зачастую лучшие наши произведения не переводимы: сложно перевести Лескова, сложно перевести даже Александра Сергеевича Пушкина, сложно перевести Ивана Алексеевича Бунина, чтобы передать все очарование нашей литературы.

В русской литературе и вся сложность психологической и человеческой жизни, личности, и повернутость ввысь. Вообще русская литература – как крест: устремленность ввысь и одновременно – достоверность, умение передать тончайшие аспекты горизонтали.

С Сергеем Шаргуновым
беседовал Никита Филатов

13 мая 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Задумайтесь над текстом» «Задумайтесь над текстом»
Писатель Сергей Котькало
«Задумайтесь над текстом» «Задумайтесь над текстом»
Беседа с писателем Сергеем Котькало о малых тиражах и большой литературе
Почему Андрей Платонов готов был писать ради пятерых читателей? Большие ли тиражи были у Пушкина? Как меняют отношение к слову современные технологии?
«Учитесь правильно читать!» «Учитесь правильно читать!»
Александр Ужанков
«Учитесь правильно читать!» «Учитесь правильно читать!»
Беседы о русской литературе (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
О том, как читать русскую классику. И о том, что именно из русской классики нужно непременно прочесть.
ВРЛ ВРЛ
Прот. Андрей Ткачев
ВРЛ ВРЛ
Протоиерей Андрей Ткачев
Великая литература в России это незаконнорожденный плод молчащего духовенства. Если бы не появилась литература (та самая – Великая Русская), то очевидно пришлось бы камням завопить. Или – народу умереть от немоты и неестественности. Третьего не вижу. То, что уже сказано, тянет на предисловие к диссертации.
Комментарии
Иоанна_ 9 июня 2016, 00:23
Я уверена, Пётр, что они всё знают и понимают. А почему предпочитают всё выворачивать наизнанку, - на это есть какие-то свои личные причины. Бывает и необъяснимая для нормального человека бесчувственность к чужим страданиям, если у тебя самого и у твоей семьи всё в порядке. Бернард Шоу в 30-е годы, в самый разгар страшного голода, посетил Советский Союз. По возвращении ему был задан вопрос на эту тему. "Голод? - удивился Шоу, - Лично меня прекрасно кормили".
Петр 8 июня 2016, 13:54
Иоанна, к сожалению, в данном случае Ваши слова - глас вопиющего в пустыне. Диалог с людьми для которых миллионы загубленных, замученных человеческих душ лишь пустой звук - бесперспективен. Вы приводите им страшные свидетельства людей прошедших ад лагерей и тюрем, а они цинично отвечают: "вранье, всё преувеличено". Вы говорите им про бесчеловечное уничтожение миллионов людей, а они в ответ: "ну и что, зато мы ракеты в космос запускали". Диалога не получается. Они Вас просто не понимают. Вы на разных языках говорите. Я правда тоже много не понимаю. Не понимаю, например, как человек оправдывающий такое запредельное людоедство может называть себя православным?
Иоанна_ 8 июня 2016, 12:00
Уважаемая НН и иже с нею, вы сначала пройдите 4 года войны, потом тюрьмы и лагеря, - а послевоенные СПЕЦлагеря, такие, как Экибастуз, были ещё более страшными, чем в 30-е гг., - ссылку, потом получите одобрительный отзыв Ахматовой, без всяких связей напечатайте хоть что-нибудь в советском журнале, - а это было не что-нибудь, а "Один день Ивана Денисовича", который всколыхнул всю страну и стал первым глотком правды после сталинской "вечной мерзлоты", - выдержите один на один войну с КГБ и выйдете из неё победителем, напишите "Архипелаг ГУЛАГ", "Матрёнин двор", "Красное колесо", получите Нобелевскую премию, воспитайте троих прекрасных сыновей, - и ВОТ ТОГДА будете иметь право снисходительно усмехаться и посылать свои ядовитые стрелы в великого русского писателя и патриота Александра Исаевича Солженицына.
Петр 8 июня 2016, 01:19
НН 2 июня 2016, 19:00 "декабристы получили образование не от коммунистов...". Декабристы, эти "русские якобинцы" были, как известно, масонами. Если бы не четкие действия государя и верных ему генералов (таких, например, как граф Милорадович), кончилось бы всё очень плохо. Минимум тем же, чем во Франции - гильотинами и реками крови. Ведь именно идеалами французской революции эти изуверы и руководствовались. Кстати, генерала Милорадовича, любимца солдат и героя войны 1812 г., убил декабрист-психопат Каховский. Тот самый Каховский, именем которого так любили называть улицы большевики. Каховский, как известно, мечтал "убить всю семью Романовых". Рыбак рыбака видит издалека...
Петр 7 июня 2016, 18:44
НН 2 июня 2016, 19:00 "если считать историками Сванидзе". А вот как раз Сванидзе и вся либеральная камарилья очень даже высоко ценят и чтят "ленинскую гвардию". Они клеймят только лишь злого Сталина, за репрессии в отношении "старых большевиков". А так их позиция однозначна:историческая царская Россия - оплот тысячелетнего православного мракобесия. А все пламенные большевички ленинского разлива, все эти Троцкие-Бронштейны, Свердловы-Розенфелды, Бухарины-Гусманы - замечательные светлые люди. Так что как раз вся либерально-антиклерикальная и русофобствующая тусовка очень даже симпатизирует большевикам. Недаром среди них немало прямых потомков пламенных революционеров...
НН 2 июня 2016, 19:29
Иоанна_ 1 июня 2016, 16:00, Я в восхищении! Вы "продрались" до последнего тома "Архипелага"?! Ну, тогда понятно, откуда Ваши познания о репрессиях... Напомню, что сам А.И. предупреждал, что он (Архипелаг) написан по воспоминаниям и не может служить историческим источником. /...поскольку современная российская история беспомощна (я имею в виду историческую науку)./ - Ну да, если считать историками Сванидзе, Чубайса, Карацубу - то да, согласна, они совершенно беспомощны, но настолько задурили голову либеральной публике, что диву даёшься... Но есть Историки (с большой буквы), например, Ю.Жуков, Е.Сьянова, И.Пыхалов, А.Исаев, В.Кондрашин... Но либеральная агрессивно- крикливая публика их не признаёт, не интересно, много ссылок на архивы и документы... "жареного" и "острого" не хватает, и, главное, нет задачи РАЗОБЛАЧАТЬ, а только голые факты. Вот и научат ваших детей эти карацубы...Мы на базе неверного советского образования хоть что-то понимаем, анализируем, выводы делаем... А дети и внуки, увы, не смогут. Это и Вы признаёте. (Да, вот ещё что: декабристы получили образование не от коммунистов... и в храмы ходили...). Простите!
Darina 2 июня 2016, 14:51
Иоанна, а Болотникова, Разина, Пугачева Вы уже простили? А еще враждовали князья, даже единоутробные. Правда, про князей нельзя сказать, что они были СВОИ в том смысле, как Вы говорите: России-то еще не было.
Иоанна_ 1 июня 2016, 16:28
Это не сейчас только, а сразу после ХХ съезда началось: зачем вспоминать, зачем ворошить прошлое? Об этом Солженицын писал в последнем томе "Архипелага". Сейчас добавилось ещё: мы же христиане, давайте всё простим и все обнимемся, и палачи, и жертвы. Но здесь важно вот что понять: если мы перестанем говорить о НАШЕЙ победе в Великой Отечественной войне, сразу же инициативу перехватят американцы и будут трубить: это мы победили! А если мы перестанем говорить о страшных жертвах, которые мы понесли не от внешнего врага, а ОТ СВОИХ ЖЕ, сразу в дело вмешаются коммунисты и будут учить наших детей почти тому же, чему учили нас в 70-е и 80-е годы. Даже ещё хуже, потому что тогда хотя бы имя Сталина было под запретом, а сейчас - можно всё, поскольку современная российская история беспомощна (я имею в виду историческую науку). И это почти уже происходит в наших школах. Пока что это "рабочая версия", но при отсутствии сопротивления она запросто может стать "единственно верной", а несогласных будут упрекать в "отсутствии патриотизма".
Darina27 мая 2016, 21:04
И все-таки отвечу. Василию. В СССР было очень многим хорошо потому, что русским (титульной нации) свойственна соборность. В России, например, нет национального героя, одного на всех. Святые есть, а героя нет. Если во Второй мировой победили, то говорим, что народ победил. А в том, что революция состоялась, тоже весь народ виноват. И это правильно. Это про нас.
Darina27 мая 2016, 19:56
Иван Алексеевич, я не могла оставить без ответа Вашу реплику. Дальнейший диалог просто немыслим. Простите!
Василий27 мая 2016, 13:50
К сожалению многие люди, в том числе даже некоторые из называющих себя "православными", соскучились по "котлам египетским". Тоскуют по "развитому социализму" брежневского извода, с протиранием штанов в никому не нужных НИИ и КБ, с нищенской, но гарантированной зряплатой, с халтурной но опять же гарантированной бесплатной медициной и т.д. и т.п. И они готовы не задумываясь променять всю свою сегодняшнюю свободу, все тысячи открывшихся храмов, все воскресные школы, на возврат к египетскому плену, с гарантированной кормежкой из котла...
Иван Алексеевич27 мая 2016, 00:29
Darina26 мая 2016, 00:00 "человек, который принял решение или сделал выбор, поступил по СВОЕЙ правде". В таком случае "своя правда" была и у фашистов, и у современного ИГИЛ и Бог знает у каких ещё изуверов. Ибо все они "приняли решение и сделали выбор". Однако ТАКОЙ выбор именовать ПРАВДОЙ, думаю, ни у одного нормального человека язык не повернется. Равно как и именовать "правдой" истребление большевиками миллионов русских людей, массовые расстрелы, пытки и концлагеря...
С.Т.27 мая 2016, 00:07
Согласен с Никодимом, Иваном и Иоанной и другими. Правда ОДНА и она с новомучениками, а не с их палачами. А попытки замылить этот вопрос и напустить толерантного тумана, дескать "у каждого своя правда" и "каждый по своему прав" есть ни что иное, как попытка мягко и незаметно оправдать палачей. Правильно тут сказали - такое уравнивание палачей и их жертв есть неуважение к памяти жертв, в том числе к памяти новомучеников.
НН26 мая 2016, 19:17
Не хотела продолжать, но удивилась, что некоторые ИСТИНУ путают с правдой... ИСТИНА _ одна, а правда - у каждого своя (если её лукаво не подменяют ложью). НИКОДИМ:.../ Вы, НН, говорите что революция принесла народу благо. А революция есть измена и предательство помазанника Божия, т.е. грех. Вот и получается что грех вы называете благом./... Простите, но по сути Вы занимаетесь демагогией. Об условиях жизни и работы людей в дореволюционной России рекомендую прочитать исследование К.А. Пажитнова "Положение рабочего класса в России", а уж если лень будет искать эту книгу, тогда почитайте "Всадники КРАСНОЙ СМУТЫ" Елены Прудниковой. Много чего интересного для себя там прочтёте. (И обратите внимание на список использованной литературы). Если ТАКИЕ условия существования людей Вы считаете НОРМОЙ, то желаю Вам и вашим ближайшим родственникам испытать их на себе. И не роптать и даже не пытаться их изменить всю оставшуюся жизнь и такую же участь уготовить вашим потомкам.... Вот тогда я встану перед Вами на колени. Простите! (Конечно, я человек грешный, маловерный, и вообще не правильная православная... У нас соседи-иеговесты уезжают - так мы вместе с соседкой чуть не плачем...).
Иоанна_26 мая 2016, 17:41
Мы тут не в этимологическом журнале, а на православном сайте. Для православного человека мерилом всех и вся является Святое Евангелие, а не какая-то расплывчатая и уплывчатая в любую сторону (куда ветер подует) "своя правда".
Darina26 мая 2016, 00:59
Ивану Алексеевичу. Я не филолог, поэтому скажу, как в контексте нашего спора я понимаю многогранное слово "правда" просто как русский человек. Правда для меня (именно в контексте нашего спора!) - поступить или рассудить по сердцу. Далее цитата. (Не знаю, насколько мнение автора весомо у специалистов. Лично мне оно близко). Бобылева Е.Ю.: "Этимология слова «правда» признается почти бесспорной. Оно этимологически связано с корнем prav-. В древнеславянском прилагательное «правъ» означает «прямой», «не отклоняющийся в стороны»... Другая трактовка прилагательного «правъ» связана с правовой и нравственной сферами жизнедеятельности человека. Соответственно, в этом смысле правда может трактоваться как «обет», «обещание», «присяга», «заповедь», «правило», «договор», «закон», отсюда слово «правый» приобретает значение – поступающий правильным, должным образом, невиновный, честный, справедливый, ПОСТУПАЮЩИЙ ПО СОВЕСТИ". Т.е., по-моему человек, который принял решение или сделал выбор, поступил по СВОЕЙ правде.
Darina25 мая 2016, 20:45
О страшном периоде в истории России не промолчали, сказали. Сколько можно драть старую рану? Вы говорите: чтобы не повторилось, надо помнить? Церковь и поминает мучеников. Не проклиная мучителей. Может быть, обратим на это внимание?
Иван Алексеевич25 мая 2016, 20:20
Darina25 мая 2016, 15:00 "Здесь только одна правда или несколько?". Дарина, Вы просто путаетесь в понятиях. Правда, безусловно, всегда одна. А вот решения могут быть разными. И выбор всегда за человеком.
Darina25 мая 2016, 15:28
В к/ф А.Германа «Проверка на дорогах» есть эпизод об операции взрыва советскими партизанами ж/д моста в момент прохождения по нему немецкого эшелона. Эшелон гружен военной техникой, от «работы» которой погибнут сотни советских людей. В эшелоне десятки немецких солдат, от руки которых погибнут советские люди. К взрыву все готово. Эшелон уже почти на мосту, но под мостом проплывает баржа с двумя сотнями советских военнопленных (беда еще в том, что у Сталина, как известно, пленных не было, были предатели). Подрывник не исполняет приказ, эшелон мчится не фронт. Здесь только одна правда или несколько?
Darina25 мая 2016, 15:11
Всё знаем про правду. Мы, отдающие «вместо „всего“ два рубля, а вместо „иди за мной“ ход[ящие] лишь к обедне» (Достоевский), знаем, как надо правильно сейчас и в перспективе. Ясней всего для нас правда в ретроспективе.
Иоанна_25 мая 2016, 06:11
Правда ОДНА, Дарина: это то, что было. А вот ложь, действительно, может быть весьма разнообразна, на любой вкус. Только не надо забывать, кто отец лжи, и кому мы служим, когда выбираем ложь, а не правду.
Иван25 мая 2016, 02:53
Darina24 мая 2016, 15:00 "В то страшное время для каждого нашлась своя цена." Неправда, не для каждого. Сотни тысяч православных людей людей прошли тогда свой путь на Голгофу до конца. Не сломавшись, ни кого не предав не оболгав и не предав своей веры. Так что не надо за всех...
Никодим24 мая 2016, 19:14
Darina23 мая 2016, 23:00 "Для Ваших детей будет одна правда, а для других - другая. Правд ведь было много." Дарина, что Вы такое говорите??? Правда ОДНА! Для православных христиан ПРАВДА И ИСТИНА ОДНА! И не может быть "много правд" и "много истин". "Много правд" это там, в секулярном безбожном мире, там "плюрализм мнений" и у каждого "своя правда" - у борцов за права животных, у сексуальных меньшинств, у кришнаитов, у марксистов, у каждого "своя правда". А у Православных правда одна. И в данном случае Церковью засвидетельствовано где и с кем правда - каждый год мы светло празднуем Память новомучеников и исповедников Российских от безбожной власти за Христа пострадавших.
Никодим24 мая 2016, 18:54
Darina24 мая 2016, 15:00 "Как становились палачами? ... В то страшное время для каждого нашлась своя цена". Дарина, да, именно так палачи впоследствии и оправдываются. Дескать время было такое, я исполнял приказ, меня заставили... Но дело в том, что были и те кого НЕ СМОГЛИ ЗАСТАВИТЬ. Вот именно их мы чествуем как новомучеников исповедников Российских. И смешивать их светлую память с памятью о палачах и душегубах - грех и преступление. Преступление перед светлой памятью новомучеников...
Darina24 мая 2016, 16:49
На мой взгляд, одно из лучших художественных произведений о палачах XX в. - фильм Золтана Фабри "Пятая печать". Кто не смотрел, рекомендую. Хорошо, что не про русских, - нам можно смотреть без предвзятости.
Darina24 мая 2016, 15:58
Как становились палачами? Вообще, когда человек говорит: я этого никогда не сделал бы и никогда-никогда не сделаю, ему можно ответить: да тебе еще твой цены не давали! В то страшное время для каждого нашлась своя цена.
П.К.Р.24 мая 2016, 02:40
Darina23 мая 2016, 13:00 "О любви к врагам, о проклинающих, ненавидящих, обижающих и гонящих нас (Мф.5:44) Darina, ключевое слов здесь "НАС". Тех кто НАС гонит, НАС ненавидит и обижает мы должны прощать. Т.е. СВОИХ личных врагов. А Вы предлагаете простить убийц, убивших чьих то отцов, чьих то дедов, замучивших чьих то жен, детей и матерей. Это как простить Чикатило, от лица убитых им жертв. Мы этого не можем! Не дано это нам. Простить убийцу может только тот кого он убил. Там, пред лицом Божиим. А мы не имеем на это морального права. Мы можем только констатировать факт и не лукавить и назвать убийцу - убийцей, палача - палачом, а невинную жертву - жертвой. А там Бог рассудит...
Никодим24 мая 2016, 02:17
НН23 мая 2016, 16:00 "А называние мною греха добродетелью - это ваша фантазия." Заступлюсь за Иоанну. Нет, это не её фантазия. Вы, НН, говорите что революция принесла народу благо. А революция есть измена и предательство помазанника Божия, т.е. грех. Вот и получается что грех вы называете благом. Уж не знаю, по недомыслию, или по другой причине. Но это не так, грех благом быть не может. Иоанна абсолютно права.
Иван24 мая 2016, 02:07
Darina23 мая 2016, 13:00 "Правильно НН называет всех - и страдавших, и мучителей, многие из которых так же впоследствии становились узниками ГУЛАГа - нашими ближайшими родственниками". Да нет Дарина, не правильно. Вспомните слова апостола Павла: "что общего у света с тьмою?". То, что убийцы, богохульники и святотатцы сами впоследствии попали в устроенную ими же мясорубку отнюдь не делает их "братьями во Христе" и не примиряет их с их жертвами. И Ирод умер мучительной смертью, но это делает его менее отвратительным персонажем. И не нам с вами уравнивать убийц и их жертв. Как там у Пушкина: "нельзя молиться за царя Ирода -- Богородица не велит.".
Darina23 мая 2016, 23:00
И говорите правду! И замечательно! Для Ваших детей будет одна правда, а для других - другая. Правд ведь было много. В настоящее время Россия вообще страна с непредсказуемым прошлым. "Главнейшая задача Общества русской словесности и Патриаршего совета по культуре – добиться того, чтобы Министерство образования утвердило единый учебник по литературе", пишет в обсуждаемой нами статье С.Шаргунов. Точно так же необходим единый учебник по истории, как фактор примирения всех и вся.
Иоанна_23 мая 2016, 19:51
Какое "возмездие", Дарина? Речь идёт только о желании говорить правду. Себе самим и своим детям. Как и в советское время, это часто оказывается непозволительной роскошью. Мне повезло: у меня с обеих сторон только крестьяне, самая беднота, так что "мучителей, многие из которых так же впоследствии становились узниками ГУЛАГа", среди моих родных не было. Может быть, поэтому мне легче.
НН23 мая 2016, 16:15
Иоанна, А Вы попробуйте на своей исповеди священнику принести покаяние за какого-нибудь умершего вашего родственника... Или даже живого...Интересно, что скажет священник. С мёртвыми Господь Сам разберётся, а живые поступают по ИХ разумению. Нет? А называние мною греха добродетелью - это ваша фантазия. Вот я и говорю - слышите - что хотите... И по поводу Владыки Алексия - тоже. У меня цитаты точные, без трактовок (упаси Боже!). Простите! Всего доброго!
Darina23 мая 2016, 13:34
О любви к врагам, о проклинающих, ненавидящих, обижающих и гонящих нас (Мф.5:44) смиренно вспомним к какому-нибудь празднику, а пока дадим волю чувствам! Правильно НН называет всех - и страдавших, и мучителей, многие из которых так же впоследствии становились узниками ГУЛАГа - нашими ближайшими родственниками. Я, конечно, не имею права писать о Предстоятеле РПЦ, и буду рада, если редакция сайта поправит меня. Просто я хотела напомнить, что дед Святейшего Василий Гундяев был одним из первых соловчан, прошел 47 тюрем, 7 лагерей, прожил в заключении 30 лет. Разве можно себе представить, чтобы Церковь призывала к возмездию в виде вековой народной ненависти?
Иоанна_23 мая 2016, 12:50
НН:/С чем-то, что уже нельзя ИЗМЕНИТЬ, придётся СМИРИТЬСЯ.// Изменить можно: принести покаяние и перестать называть грех добродетелью.
НН23 мая 2016, 10:52
Люди добрые, граждане православные! Что же вы слышите ТО, ЧТО хотите! а не то, что вам говорят... Беда. Если уж мы в таком малом количестве друг друга не понимаем (и, похоже, не ХОТИМ понимать), что уж о ГРАЖДАНСКОМ обществе говорить... Слава Богу, что это непонимание пока только на бумаге. Господи, вразуми нас!
Лидия22 мая 2016, 19:05
НН, только вчера был Собор Новомучеников в Бутово пострадавших! От безбожной Советской власти пострадавших! А вы по советской власти тоскуете. Надеюсь что просто по недомыслию. Не хочется верить что среди православных есть люди осознанно симпатизирующие палачам.
Иоанна_22 мая 2016, 13:59
И не приписывайте владыке Алексию свои собственные домыслы. У него есть рассуждения о том, что революция явилась следствием отдаления русского общества от Бога, но нигде нет оправдания большевизма. И тем более нет (и не могло быть!) утверждения того, что революция и большевизм были для России благом.
Л.К.22 мая 2016, 13:39
Только вчера Святейший Патриарх совершил службу на Бутовском полигоне, месте массовых расстрелов, совершенных большевиками. Патриарх и верующие поминали «приснопамятных рабов Божиих, за веру и правду в годы лихолетия и гонения на Церковь Христову страшные страдания и истязания претерпевших". НН, пожалуйста, прекратите коммунистическую пропаганду хотя бы в этот день. Неужели Вы не чувствуете что это звучит как кощунство?
Петр22 мая 2016, 13:27
НН, то что Вы пишите про РОД (кстати, а почему большими буквами? прямо как родноверы-язычники) не имеет никакого отношения к христианству. Подобное скорее можно прочитать на форумах оккультистов-родноверов. Вы пишите что ради продолжения своего рода готовы жить под одной крышей даже с убийцей (!). Не знаю, по недомыслию Вы это пишите, или по другой причине, но это абсолютно не христианская позиция, а примитивно языческая, даже биологическая. Здесь уже писали о том, что люди у нас, к сожалению, часто путают православие с некоей полезной государственной идеологией. Отсюда и возникающие оксюмороны вроде "я православный коммунист" и "я православный атеист", а теперь вот и православные родноверы. Но Православие не в идеологии, не в биологическом продолжении рода, а в Евангелие. Читайте Евангелие и всё проясниться: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2-е послание Коринфянам 6 глава)
Иоанна_22 мая 2016, 12:32
И новомученики, и их палачи - через запятую, все вместе, и всё это НАША история, которую извольте любить. Запредельный цинизм! И в Евангельской истории мы вспоминаем (не забываем!) и Ирода, и Иуду, и Пилата, но не вместе же с апостолами и мироносицами!!! Им мало того, что они расстреляли, заморили голодом и стёрли в лагерную пыль десятки миллионов ЛУЧШИХ (а первыми всегда гибнут лучшие), что не понесли никакого наказания, им (теперь уже их потомкам) надо, чтобы их любили и считали героями. /А я не хочу, чтобы НАШ род прервался, поэтому с чем-то, что уже нельзя ИЗМЕНИТЬ, придётся СМИРИТЬСЯ.// Никакого не может быть смирения по отношению к нераскаянному греху: греху братоубийства. Вспомните Каина и его потомков. Такой судьбы хотите вы ВАШЕМУ роду?
ТАТИАНА1722 мая 2016, 12:29
Да,ПРОЩЕНИЕ И СМИРЕНИЕ-высшие добродетели.И если искренне простил-никогда не вспоминай обидчику.История России в 20веке и прекрасна и ужасна одновременно.И,ВСПОМИНАЯ высокие взлеты в истории,мы не можем ЗАБЫТЬ и страшные падения.И у каждого человека-своя память.Будь сейчас власть послабее,"уринсоны" нам бы ВСЕ припомнили!Так почему же мы должны ВСЕ ЗАБЫТЬ? В истории уже ничего не исправишь,но ПОМНИТЬ мы просто обязаны.Чтобы,не приведи,Господь,не повторилось...
НН21 мая 2016, 22:49
ПЕТР: /НН, как же просто у Вас получается./... Ничегошеньки-то вы не поняли... У меня-то как раз не просто, а как дОлжно. "Потому что это не чьё-то, а это НАШЕ ПРОШЛОЕ" - как сказал покойный Владыка Алексий (Фролов, Царствие ему Небесное!). МОЯ, моя, Пётр; и архиепископы Лука (Войно-Ясенецкий), Серафим (Чичагов), Иларион (Троицкий)и многие другие в их ряду; Урицкие, Землячки и Ягоды, и кроме них, в ИХ РЯДУ много русских, прибалтов, украинцев и др... И все они в НАШЕЙ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ у нас ОБЩАЯ, а если вы её делите по недомыслию или по другой причине - то у вас нет будущего. Кстати, в примере с семьёй у меня ещё два варианта, но вы их "не заметили"... И у меня не написано, что убийцу надо "отмазать", это вы сами придумали. По недомыслию или другой причине? (Если выбрать 1-ый вариант - РОД продолжится, если 2 и 3 - то нет). А я не хочу, чтобы НАШ род прервался, поэтому с чем-то, что уже нельзя ИЗМЕНИТЬ, придётся СМИРИТЬСЯ... Вы хотите другого? Имеете право. Но не более того!
Петр21 мая 2016, 17:10
Вадим С.19 мая 2016, 22:00 "И вот теперь потомки этих уринсонов вновь пытаются внушить нам мысль, что их революция принесла народу освобождение от "вековой дикости и мракобесия". Да, именно так...
Петр21 мая 2016, 16:19
НН 21 мая 2016, 13:00 "Если в вашей семье случится такое горе, что кто-то из ОЧЕНЬ близких окажется убийцей... Что делать будете? Простите и продолжите жить вместе, стараясь создать нормальную атмосферу". НН, как же просто у Вас получается. Убийце оказывается надо создать "нормальную атмосферу" и продолжать жить с ним, как ни в чем не бывало, только потому что он "свой"? Очень знакомо. А как же его жертвы? И от законного наказания "отмажем" родственника-убийцу? Ведь он же "свой"? А ведь тут не только никто не наказан за эти бесчисленные и бесчеловечные злодеяния, но ещё и палачей назвать палачами не смей! Сразу раздаются возмущенные окрики их потомков: "не сметь! нельзя плевать в свою историю!". Так вот, все эти палачи русского народа, все эти Троцкие-Бронштейны, все эти Свердловы, Цедербаумы, Урицкие, Землячки и Ягоды - это НЕ МОЯ история! Моя история это униженный и обескровленный русский народ, раскулаченные, расказаченые, сосланные, расстрелянные...
НН21 мая 2016, 13:08
Петр20 мая 2016, 19:00:.../ Неужели Вам не жалко???/ - Да, были умучены. Да, жалко. Да, не хотим, чтобы такое повторилось. Если в вашей семье случится такое горе, что кто-то из ОЧЕНЬ близких окажется убийцей... Что делать будете? Простите и продолжите жить вместе, стараясь создать нормальную атмосферу и не тыкать носом родственника в его прошлое? Или сохраните отношения и при каждом удобном и неудобном случае будете припоминать родственнику его прошлое? Есть вариант разбежаться и не знаться больше - но вы почему-то так не поступаете... Может, вам просто нравится вспоминать плохое? Сравнение с Гитлером совершенно не уместное, поинтересуйтесь, что об этом говорит наш Патриарх, вы же тоже православный человек?
Петр20 мая 2016, 19:08
Ольга19 мая 2016, 19:00 "в советское, где были не только разрушенные храмы и Бутовский полигон". Ольга, вот Вы женщина, православная, ну КАК ВЫ МОЖЕТЕ такое писать? Это тоже самое что сказать "при Гитлере были не только Освенцимы и Бухенвальды, Гитлер и дороги хорошие строил и доступное жилье для населения" (а это правда так). Неужели Вы не понимаете, что страданий даже ОДНОГО замученного человека, не стоят все Днепрогэсы и Магнитки, а тут МИЛЛИОНЫ умученных ВАШИХ соотечественников и единоверцев! Неужели Вам не жалко???
Вадим С.19 мая 2016, 22:08
Петр17 мая 2016, 03:00 "...руководивший высылкой партиец по фамилии Уринсон". И вот теперь потомки этих уринсонов вновь пытаются внушить нам мысль, что их революция принесла народу освобождение от "вековой дикости и мракобесия".
Ольга19 мая 2016, 19:27
Иоанна: «ВСЕ не понимают и не видят, включая священников, архиереев, старцев, а вы одна - понимаете и видите». За ВСЕХ, включая священников…, не говорите. В интернете легко можно найти высказывания о советском времени представителей духовенства. Прочитайте некоторые из них хотя бы в статье «Даже в советское время..» на РНЛ. Это лишь надводная часть айсберга: высказывания известных и пишущих священников и архиереев. Ни один человек, любящий свою Родину, болеющий душой за неё, не будет плевать в её прошлое, тем более – в советское, где были не только разрушенные храмы и Бутовский полигон. Вечная память всем пострадавшим за веру Христову в советское время! Вечная память всем советским воинам, отдавшим свои жизни во имя Победы! Не хотела реагировать на выпады «православных антисоветчиков» и писать комментарий - написала, чтобы сказать: НН не одна – нас много.
Иоанна_19 мая 2016, 18:58
Почему же "в Киеве дядька"? Разве не советская власть мучила и уничтожала новомучеников? Разве отреклись советы от своего "славного" прошлого? Даже откровенные головорезы и садисты, такие, как Бела Кун и Розалия Землячка, палачи русских офицеров, продолжали быть "героями гражданской войны". Помню, у нас в школе в 80-е годы в почётном ряду висели портреты этой "сладкой" парочки.
Иоанна_19 мая 2016, 13:29
НН: /Мне странно, что Вы этого не понимаете и не видите...// ВСЕ не понимают и не видят, включая священников, архиереев, старцев, а вы одна - понимаете и видите. Вот это как раз и странно.
НН19 мая 2016, 12:29
С.В.Р.19 мая 2016, 00:00 /НН, как же Вам не совестно такое писать в самом предверии дня памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших?/... - Люди невинно пострадали не только в Бутове, за что и прславлены в лике святых - Новомучеников и исповедников Российских... Вот я и говорю, что разговор слепых и глухих... Я про Фому - а Вы про Ерёму; в огороде бузина - а в Киеве дядька. Печально.
С.В.Р.19 мая 2016, 00:18
НН, как же Вам не совестно такое писать в самом предверии дня памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших? Вы же из Москвы? Так сходите в этот день, в день ИХ памяти, в храм Новомучеников на Бутовском полигоне, и попросите у НИХ прощения за свои восхваления этой безбожной власти, от которой ОНИ были умучены. "На Бутовском полигоне были замучены 739 священнослужителей Русской Православной Церкви: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т. ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т. ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана). За веру на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа)."
НН18 мая 2016, 14:52
Иногда даже жалею, что мы - не китайцы... Осудили Мао, перешагнули - и вперёд! /Есть хорошая пословица - "Выстреливший в Прошлое из пистолета - получит в ответ - выстрел в Будущее - из пушки"... Китайцы судя по всему - хорошо её знают, а мы - постоянно нажимаем на курок.../ - сказал один мудрый человек. Разговор слепых с глухими... Так и будем вместо жизни в НАСТОЯЩЕМ на прошлом топтаться... ИВАН ПЕТРОВИЧ, я родилась гораздо раньше, помню и СССР, и перестройку и сейчас, слава Богу, в своём уме. Р.К., в СССР жили 250млн. человек, и если не ошибаюсь, около 16млн. из них были коммунистами, а остальные 234млн. - беспартийные!; я и мои ближайшие родственники НИКОГДА ни в какие партии не входили, а вот в храм - ходили! ВСЕГДА, когда хотели, и в Бога верили, НИКАКАЯ ВЛАСТЬ и ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЗАПРЕТИТЬ ЭТОГО НЕ МОЖЕТ! (уж как могли, простите! Но этот интимный момент Вас никоим образом не касается... Не нам судить, не нам...). ЭТО НАША ИСТОРИЯ! Развал СССР - великая трагедия, ДЕСОВЕТИЗАЦИЯ ОДНОЗНАЧНО ПРИВОДИТ К РУСОФОБИИ, и не только в бывших республиках, но и в РФ. Мне странно, что Вы этого не понимаете и не видите... Простите!
Иоанна_18 мая 2016, 08:23
А что вы удивляетесь - у нас есть теперь и "православные коммунисты", и "православные атеисты", которые всё нам объяснят: что при советах жили мы хорошо - и сыто, и свободно, и даже в церкви могли ходить (а мы-то и не замечали, хорошо, что хоть сейчас нам об этом рассказали), репрессий не было, если кто и сидел, то за дело, а Беломорканал и прочие "стройки коммунизма" строили энтузиасты-комсомольцы, ГУЛАГ выдумал Солженицын, не было и выселения крестьян и малых народов, а было "освоение новых территорий"; если что и было "не совсем", так это только при Хрущёве, на него всё можно валить, никто не заступится... Даже есть такие, кто Сталина предлагает канонизировать и "иконы" пишет. Про этих, последних, хорошо сказал о.Кирилл (Каледа), настоятель Бутовского храма: "Для тех, кто хочет канонизации Сталина, существуют определённые медицинские учреждения".
Андрей Горбачев18 мая 2016, 00:48
Как-то раз о. Георгия Коссова пригласили на педагогический форум, где обсуждалсиь различные методы преподавания. Когда очередь дошла до о. Георгия, то он сказал приблизительно следующее: "Много умных речей мы здесь слышали, но о Христе не сказали ни слова, а Он наш единственный Учитель и Наставник, без Которого мы не можем "творити ничесоже". Вернулся он на свое место в полном молчании, и больше его на подобные конференции не приглашали. Если "наше всё" это литература, то участь наша незавидна, и как сказал апостол Павел: "Мы несчастнее всех человеков" (1 Кор. 15:19). Понятно, что автор сказал это не в безусловном смысле, но приверженность к такого рода идеям и выражениям ввергает нас в опасность перейти грань, после которой литература (искусство, наука и т.д.) перестает быть средством, превращаясь в цель, и, следовательно, в идола, от чего да убережет нас Господь! Христос Воскресе!
Иван Петрович17 мая 2016, 23:57
НН17 мая 2016, 17:00 "я не жила при ТОЙ власти, при которой храмы взрывали и купола с упоением сбрасывали". НН, не лукавьте, не в постперестроечное же время вы родились? Храмы разрушали на протяжении всего периода советской власти. В нашей деревне церковь разобрали на кирпич в 1967г. А кроме того часто рушили не явно, а понемногу, год за годом. Превращали храм в заводской цех, устанавливали тяжелые станки, которые в процессе работы резонируя разрушали храм. А потом сносили то, что осталось под предлогом "аварийного состояния". Это было сплошь и рядом. Такова судьба даже таких знаменитых святынь как Данилов и Симонов монастыри в Москве. В последствии Церковь восстанавливала их из руин, некоторые храмы просто заново. А уж в глубинке это было сплошь и рядом. Неужели вы об этом не знали?
Р.К.17 мая 2016, 23:40
Дорогая НН, я удивляюсь с каким упорством Вы пытаетесь в каждой теме протолкнуть столь любимую Вами Советскую власть и попиарить коммунистов. Я ещё понял бы если бы Вы пытались это делать где-то на площадках КПРФ. Но неужели Вы не чувствуете как кощунственно это выглядит на православном сайте? Вам верно заметили - Вы называете себя православной, т.е. ходите в храм, но хвалите тех, кто уничтожал эти храмы. Вы пытаетесь облеить вурдалаков, на руках которых кровь миллионов русских людей - раскулаченных, расказаченных, умученных за веру. Неужели Вы это не понимаете??? Умудри Вам Господь!
НН17 мая 2016, 17:06
Р.К.17 мая 2016, 03:00, Успокойтесь, дорогой. Во-первых, я не жила при ТОЙ власти, при которой храмы взрывали и купола с упоением сбрасывали (не инопланетяне, между прочим..., а и те, которые в эти храмы совсем недавно ходили, увы); во-вторых - МОЁ объективное, вместе с тем критическое, но БЕРЕЖНОЕ отношение к ИСТОРИИ МОЕЙ страны - вовсе не восхваление, а понимание и трезвая оценка жизни народа, мира и своих ближайших родственников, между прочим. Не согласны? "История есть отражение ДУХОВНОЙ реальности". А сейчас мы что, лучше, духовнее и более верные Богу, чем наши деды и отцы? Или считаете, что сейчас народ чище, нравственнее и патриотичнее, чем в СССР? Или власть честнее?! Или богатые вдруг начнут о народе думать... Уверены, будет правильно, если Ваши дети, внуки и правнуки в Ваш адрес и нашего времени слова доброго не скажут (если, конечно, доживём... как Бог даст); Ну-ну...Наряду с открытием храмов такой ящик Пандоры открыли, что мама не горюй... Простите!
Р.К.17 мая 2016, 03:21
Прочитал комментарий НН и что называется впал в ступор. Какая же каша в головах у многих наших людей! Они и в храм ходят, и советскую власть нахваливают, которая эти самые храмы взрывала. Как это у них всё в одной голове уживается?
Петр17 мая 2016, 03:13
НН 15 мая 2016, 14:00 "А сейчас хором вопят, что революция 1917г народу ничего не дала". Конечно дала! Лично моей семье она дала раскулаченных и сосланных в Казахские степи прадеда и прабабушку. Из шести детей выжило ДВОЕ. Один из них - мой дед. Остальные дети умерли от голода и холода, семью с шестью малышами, обобрав до нитки, выбросили в голую степь. "Чем больше вашего отродья передохнет, тем лучше" - сказал им руководивший высылкой партиец по фамилии Уринсон. А ещё Революция дала нам сонмы новомученников - заколотых штыками монахов, священников распятых на царских вратах, замученных архиереев. Как говорил ещё в 1922 году "самый человечный человек" В.И. Ленин: "Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше".
Ольга17 мая 2016, 00:48
Литература, безусловно, - наше всё, но я не поняла, какую смысловую нагрузку несут четыре фотографии, под которыми написано "Сергей Шаргунов". По-моему, - перебор.
ЕвгенийД16 мая 2016, 07:07
Сергей- большой молодец. Спасибо за интервью.
НН15 мая 2016, 14:03
Олег13 мая 2016, 19:00, Согласна со всем, что Вы написали в адрес Сергея Шаргунова, только ещё добавлю отдельное спасибо за роман "1993", "хождение во вражеское логово" - на эфир "Эха Москвы" и очень достойное там поведение, отстаивание своей позиции и отбивание нападок тамошних ведущих. И ещё спасибо за оценку книг П. Басинского. Конечно, его язык не такой яркий, как у Ивана Алексеевича Бунина, но книги хорошИ. ЛАРИСА ВОРОНИНА, как всегда, подписываюсь под каждым Вашим словом, понимаю недосказанное и завидую оптимизму. Это я вот о чём: /"...Несмотря на общественный вред. К слову о вреде: вред этот нужно ещё доказать надлежащим образом. А перед этим установить критерии образа, признанного «надлежащим»/... Ведь вопрос ещё и в том, КТО И СКОЛЬКО считает происходящее вредом. Мозги промыты так, что уже никакое образование не помогает, даже МГУшное советского времени, увы. Есть УБЕЖДЕНИЕ, основанное на ЛИЧНОМ ощущении, и гораздо легче и приятнее оставаться при нём, даже не задумываться, что оно может быть не верным. Вы заметили, что сейчас СОВСЕМ не упоминаются ДЕКАБРИСТЫ? Богатые, образованные, не безбожники, имели возможность в храм ходить и в Бога верить; с прекрасной ДЛЯ СЕБЯ перспективой... Не жилось им спокойно, о бесправном народе думали... А остальные 3% населения (дворяне) - жили в своё удовольствие и в ус не дули, как там народишко живёт-выживает - не колышит... бабы ещё нарожают. А сейчас хором вопят, что революция 1917г народу ничего не дала, а России только вред принесла. Вот Вам и ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВРЕД. На мой взгляд, основная задача российских властей последних 25-ти лет - смена менталитета народа - почти выполнена. И надежда только на Бога! Он нам поможет, если сами будем шевелиться... Христос Воскресе!
иван15 мая 2016, 09:32
Многие писатели высказывали мысль о том, что каждый человек может и должен написать одну интересную книгу о СВОЕЙ жизни. Сочинение в школе ,для старших классов может даже важнее ЕГЭ.
Елена14 мая 2016, 14:37
Спасибо Сергею за хорошие ответственные слова о справедливости, русской литературе и языке.Бог в помощь в Вашем служении!
Ольга14 мая 2016, 11:31
Спасибо! Статья внушает надежду на возрождение!
Олег13 мая 2016, 19:33
Русская литература – это литература, где есть небо, где есть страдания, где есть поиски и пасхальная радость и баснословный, невероятный русский язык. Зачастую лучшие наши произведения не переводимы: сложно перевести Лескова, сложно перевести даже Александра Сергеевича Пушкина, сложно перевести Ивана Сергеевича Бунина, чтобы передать все очарование нашей литературы. Наиболее понравившееся строки из статьи. Спасибо Никита за такое интервью. Как бальзам на душу. Да и про Сергея хотелось бы сказать – «Вашими бы устами, да мед пить». Очень радостно что в таком молодом возрасте такое трезвое мышление. Вдохновляет ваш оптимизм. С таким подходом к делу, как у вас, думаю, обязательно будет толк. Да и вообще по всей статье чувствуется правильное понимание вопроса. Бог в помощь!
Лариса Воронина13 мая 2016, 12:10
// Что за этим скрывается, и кто за это будет отвечать? (с) // Вот и я смотрю на это и думаю: когда же падёт на их головы?.. По сути, мы уже живём при крахе капитализма. Капитализм уничтожил собственную лигитимность, сняв с себя ответственность за жизнь общества. Он более не способен выполнять задач общественного договора, только пьёт соки из низших классов, ничего не давая в замен. Переходя от общего к частному, мы увидим, что фундаментальное советское образование, о котором упоминает журналист С.Шаргунов, было необходимо для построения передового общества, которое в состоянии создавать и пользоваться результатами труда. Для чего же сейчас такое образование? Что мы создаём и для чего? Всё начинается с целеполагания. Нет цели, не будет и благ… Если копнуть ещё глубже, мы наткнёмся на камень правовой системы. Современная система настроена на права индивида с отрицанием прав общества. Если индивид хочет преподавать/изучать в школе неведомые программы, не будем его ограничивать (это его право!). Несмотря на общественный вред. К слову о вреде: вред этот нужно ещё доказать надлежащим образом. А перед этим установить критерии образа, признанного «надлежащим». Понимаете, к чему дело клонится? Придётся пройти те самые круги «сдержек и противовесов». То есть, доказать общественный вред крайне затруднительно! Его можно только установить сверху Конституционным Судом… В общем, мне как теоретику в области построения государства, только дай об этом поговорить. Но хотелось бы закончить более-менее оптимистично. На настоящем этапе мы находимся в регрессии, а за этим процессом всегда бывает подъём. Это особенно хорошо видно по истории Российской государственности. В низах осознание уже произошло, у общества накопилась усталость. А как говорил один из величайших экономистов и теоретиков: «Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами» (с).
Ольга13 мая 2016, 11:12
В современной русской литературе меня не устраивает богатство речи, вы упомянули Терехова "Каменный мост", начинала, скудно, бросила. Даже те, кто получает большие премии, пишут бедно, используя блатные, модные словечки. Сюжеты тоже не захватывают. Более-менее выделяется Алексей Варламов, Владимир Личутин, и еще ряд неизвестных людей, печатающихся на омилии, например. Поэтому читаю сейчас в основном только исторические архивные вещи, либо биографии священников, ученых. Спасибо вам, что сказали, о справедливости к народу, действительно - наша официальная культура, благодаря стараниям людей, концентрирующихся вокруг московского "Гаража", "Центра современного искусства", и иже с ними - навязывает народу чуждые модели жизни. Какую площадь занимает "Гараж" и какую православные просветительские центры - сравните, и все станет ясно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×