Велико значение женского начала в творении. Это проявляется на всех уровнях человеческого бытия, как личного, так и общественного. Женщина действует совершенно особым образом: она, будто некий фильтр, очищает от зла. Женская природа – творение Божие.
Изучая мир Божий, видишь, как Бог все премудро устроил. То же и еще в большей степени относится к самому человеку: и в биологическом, и в психическом, и в духовном отношении, да и с любой точки зрения. Как к мужчине, так и к женщине.
Великое дело – научиться понимать свою жену: знать, как ее радовать, как поступать, чтоб она была довольна, счастлива. Ведь у женщин – свой, особый язык, и нужно учиться этому: слушать и понимать свою жену. Речь тут не о словах, а о том, чтобы понимать больше, чем могут сказать слова, – множество неприметных, но важных мелочей.
Нужно очень хорошо знать душевный склад своей супруги – не вот этой вот женщины, а женской природы вообще, равно как и жене необходимо понимать особенности мужского строения души. Мужу часто невдомек, что женская душа сложна как лабиринт, и оттого бывает ему нелегко. Нелегко отыскать в лабиринте правильный путь! Нелегко в том, что видишь или слышишь, уловить невидимое и невысказанное, понять то, что только подразумевалось.
Женщины всегда действуют иначе, чем мужчины. Так устроено Самим Богом, потому что женщина – мать. Ее отличает тонкость, ее душевное устройство беспредельно сложно, потому что такая задача возложена на нее природой. Женское присутствие – это другая нота в самой природе. Вступая в брак, нужно очень хорошо понимать, что женишься не затем, чтобы иметь детей. Женщина – не аппарат для деторождения, который потом убирают на полку, любуясь на детей, которых она произвела на свет. Это – ошибка, разрушающая человеческие отношения супругов.
Когда Новый Завет говорит, что жена должна повиноваться своему мужу, смысл не тот, что жена должна стать рабой мужа. Это значит, что жена должна относиться к мужу с любовью, должна всей душой принять своего супруга. Апостол Павел учит, чтоб жена повиновалась мужу, а муж любил свою жену, как Христос возлюбил Церковь; кто любит свою жену, тот себя любит. Апостол Павел имеет в виду особенности каждого пола. Муж нуждается, в соответствии со своей мужской природой и складом, в том, чтобы жена любила его, не отталкивала, не сомневалась в нем. Не потому, что он безгрешен, а потому, что ему нужно услышать доброе слово, услышать то, что даст силы жить дальше. И если он ошибается, сказать ему об этом надо с большой добротой и мягкостью. Точно так же и женщина по своей природе и устройству нуждается в любви супруга, в том, чтобы чувствовать с его стороны ласку и нежность: так она создана по своей женской природе. Муж должен любить жену и относиться к ней с нежностью, а жене нужно всей душой принять его и повиноваться ему – не из рабства, а из преданности.
Повиновение в браке означает, что ты выходишь за пределы своего я. Всегда действуешь из любви к Христу
Повиновение в браке означает, что ты выходишь за пределы своего я: совершенствуешься, отсекая собственную волю. Всегда действуешь из любви к Христу. В человеке не нужно видеть тирана, хозяина, властелина; в каждом необходимо увидеть Бога: «Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом, после Бога».
Я повинуюсь супругу из любви к нему, как я повинуюсь Христу, потому что люблю Его. Мое повиновение – это ниточка, связывающая меня с Христом и с вечной жизнью. Повинуясь супругу, находишь свою свободу, свое лицо, исполнение самой себя.
Муж – глава жены, как Христос – Глава Церкви и Спаситель тела Церкви. Это не означает, что муж стоит выше жены или что жена хуже мужа, но, как сказано в книге Бытия: и создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену (Быт 2: 22). Он сделал это именно для того, чтобы жена чувствовала: она с мужем – одно целое. А еще Бог это сделал для того, чтобы и муж не сказал себе: «Она – чужая мне, я не имею к ней никакого отношения: она – одно, я – другое».
Бог взял у мужа ребро, и Адам, увидев Еву, сказал: «Это – кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою». То есть не чужая, а моя, она – это я сам! Вот откуда это тяготение друг к другу: ведь двое стало из одного.
«От ребра его воссоздавый жену, и спрягий ему помощника». Сопряжение – одна упряжка. То есть Бог взял жену с мужем и поставил их в одну упряжку – брачную упряжку, чтобы эти люди вместе несли крест и груз своего брака. Это не наказание, но путь; ступая по нему, необходимо достичь связи с Богом. Христос – Глава Церкви, и делом Главы было служить Своей Церкви, спасать ее, а не угнетать. И Он спасает ее, принося Себя в жертву, за нее «распятый и воскресший». Так и муж поставлен главой жены, чтоб защищать ее, служить ей, беречь ее, жертвуя собою, и, если нужно, умереть за нее и свою семью. Апостол Павел говорит, что муж есть глава жены (Еф. 5: 23). А один мудрый старец добавляет: «Да, но жена – сердце мужа». И точно так же, как тело без головы не тело, так и без сердца оно – мертво, застыло, холодно. Если муж – глава жены, то и жена – сердце мужа. Поэтому Господь и не сделал их одинаковыми: именно с тем, чтобы они дополняли друг друга. Не мужчина и женщина, но двое воедино.
Таким образом, повиновение жены мужу означает, что она принимает его жертву, защиту и служение, его стремление оберегать ее и, если понадобится, умереть за нее.
А мужьям надо любить своих жен, как Христос любит Свою Церковь. Он не за тем возлюбил ее, чтоб она служила ему, но чтобы освятить и очистить ее – привести нас к Себе прославленными Его славой, не имеющими греха, порока и нечистоты; чтобы мы были святы и непорочны пред Ним. Потому и мужья, как собственное тело, должны любить своих жен: любящий свою жену себя любит.
Нет ничего странного в том, чтобы любить и чтить, а не подавлять свою жену, потому что твоя жена – это ты сам. Любишь свое тело, заботишься о нем, даешь ему отдых, следишь и ухаживаешь за ним? Так же должен ты, говорит апостол Павел, любить и защищать свою жену, заботиться о ней и служить ей, ибо она не чужое что, но собственное твое тело, ты сам.
В супружестве муж с женой духовно срастаются, и в этом единстве нет и не может быть никакого разделения
В супружестве муж с женой духовно срастаются, и в этом единстве нет и не может быть никакого разделения. Нельзя отделить душу от тела. Так и супруги, словно душа с телом, должны быть в таком сообщении, чтобы ни в чем не разделяться.
Когда Церковь говорит, чтоб жена во всем слушалась мужа и что муж – глава жены, речь тут не о том, что жена – бессмысленная и безвольная раба мужа, а, напротив, о согласии супругов. Ибо в послушании человек обретает величайшую свою свободу. Подчинив себя другому добровольно, сознательно, станешь всесилен и поистине свободен. Великое дело – послушание! Кто сам себя подчинит из любви к Богу, тот поймет, что есть жизнь, что есть свобода, что есть радость!
Итак, двое объединяются и учатся этой великой тайне: чтоб жена поддерживала своего мужа, а муж – жену. Мужу нужно познать, что дома, вблизи жены, он найдет мир. Это ему необходимо по природе. А жена должна научиться быть отрадой и утешением своего мужа.
Жена должна чувствовать, что глава, то есть ее муж, к ней чуток и внимателен, что он заботится о ней, уважает и чтит ее. Как мозг печется о теле, так и муж должен заботиться о жене, чтобы она не была одна.
Все это не укладывается в обыденные человеческие представления, потому что имеет иное измерение: Христово и Церкви. Когда в основу супружеских отношений положены Христос и Церковь, эти отношения углубляются и освящаются, в них открывается нездешняя перспектива, уходящая в вечность. Их цель – привести мужа с женой ко Христу, к соединению с Ним.
Я думаю,что скромность женщины выражается не только в том,что она отворачивает лицо от непотребства на экране. // Это было сказано для примера исходя из Вашего «краснеть». Краснеют от стыда. Скромность это умение обходиться малым и себе (!) много не требовать. А вот общего дела это не касается. // Мне так больше по нутру "эфирные дамочки", а не извергающие потоки грязи,сквернословия и хамства бой-бабы. // Почему сразу хамство? Других людей не существует? Неужели в Вашем окружении нет интеллигентных женщин? «Дамочкам» не верьте – за этим эфиром частенько скрывается хитрость невероятная! // Сейчас много женщин,которые являются "экспертами" по ВСЕМ вопросам бытия. Все-то они знают,а свою жизнь "отстроить" не получается почему-то. // Что ж Вас так из крайности в крайность… А вдруг у них получается? Честно говоря, я Вашу мысль не до конца поняла. Разговор начался с того, что одни «завоёвывают», а другие «большие скромницы». Меня как «эксперта» заинтересовало насколько «большие» и конкретно в каких деяниях это выражается. Как говорится, вопрос вынесен на экспертизу. А закончилось...
она отворачивает лицо от непотребства на экране.Для меня это девушка или женщина,знающая и понимающая СВОЕ место в земной жизни.Мне так больше по нутру "эфирные дамочки", а не извергающие
потоки грязи,сквернословия и хамства бой-бабы.Работу ведь и поменять можно,а если душу свою
бессмертную осквернишь...Сейчас много женщин,которые являются "экспертами" по ВСЕМ вопросам бытия.
Все-то они знают,а свою жизнь "отстроить" не получается почему-то.Может потому, что и не вспоминают
о скромности? А мужчины ценят это качество.И скромная это ДАЛЕКО не забитая.Просто дочерей сейчас
воспитывают частенько,мягко говоря,неправильно.
ЛАРИСА ВОРОНИНА,неужели в Вашем окружении нет женщин,которые не утратили способность краснеть в нашем таком "современном мире"? // Увы, мой идеал скромницы остался в русских сказках. Тех, кого я могла бы с натяжкой назвать «скромными» - это такие эфирные дамочки с тихими голосами и полным неумением решать производственные задачи. Если же говорить о чувстве стыда – конечно, и я и мои подруги отворачиваемся от гадких или развратных сцен в фильмах (как пример). Но это другое, мне так кажется? // МаринА 14 мая 2016, 17:00
Да..., судя по некоторым комментариям, не готовы ещё некоторые из нас к подобного рода тезисам о Любви и браке. // Нет, вовсе нет. Такие статьи выходят обычно к женским праздникам, и в них присутствует некоторый задел на будущее, аванс. Мне такие статьи очень нравятся, в них описывается идеал женщины без какой-либо скверны. И современную женщину при этом возносят на этот пьедестал, хотя она его не достойна. Это всегда вызывает умиление! На мой взгляд, такой приём гораздо эффективнее, чем постоянно долбать нас за аборты и плохое воспитание. Женщины, как я писала ниже, по природе слабее и мыслят иначе. Их нужно, метафорически выражаясь, иногда вынимать из пыльной шкатулки и начищать до блеска. Даже если бриллиант этот не самой чистой воды… Муж принёс из спортзала анекдот: Как сделать женщине комплемент? Если женщина умная – скажи, что красивая. Если красивая – скажи, что умная. Если не знаешь, что сказать – скажи, что похудела! (с). Или как в стихотворении В.Тунникова: Дарите женщинам цветы! Пусть ласка слух лелеет милый, Вводя их в царство красоты,
И восполняя жизни силы. (с). Эта статья, по моему убеждению, написана для того, чтобы восполнять наши жизненные силы. Вопреки массе проблем и оговорок. Спасибо автору и собеседницам!
// А насчет того, что без мужчины женщина чахнет, то жизнь полна и подтверждающими эти слова, и прямо противоположными примерами. // Полна, полна, абсолютно правы! Но я видела как и с захудалыми представителями сильного пола женщины ходили павами :). (прим. - в просторечии "ходить как павлин").
Муж или жена будут в свое время, если это о вас угодно Богу.// Что ж это за время такое: своё время? Может разъясните?
для Н.С.: комплексы и все прочее есть и мужчин. Не так ли? Мы же все родом из детства, независимо от пола, значит, и несем это все в свою взрослую жизнь. А сложное устройство души женщины состоит в ее чуткости. Разве не слышали никогда анекдот о "противогазе и выщипанных бровях"? Он как раз отражает эту сложность. Женщина видит, ощущает тонкости, полутона, звуки, понимает, догадывается с первого взгляда, запаха, даже движения воздуха! А вот мужчина цельнее - он видит в целом и общем, на детали (=всякую ненужную мелочь в его понимании) не обращает внимание, но зато в перспективу ему смотреть проще - ум не рассеивается по мелочам. Вот такая разница, если в двух словах.
Аграфена, а как именно Вы предлагаете "рассуждать"?
Перечитала статью, и думается, что описанное в ней чувство и отношение к жене никак не "правило дорожного движения" для общества в целом. По многим причинам. И не образец, потому что научиться такому, перенять - вряд ли возможно. Подобное только изнутри могло бы вырасти (в частности, созерцательно, как у небрачного вл. Афанасия) и по отношению конкретного человека к конкретному человеку, и всякий раз цветок такой любви будет разный, и всегда - это тайна только двоих.
такие пошлости и безграмотность откровенная звенит почти в каждом отзыве.
"В честном браке всегда много детей", "девушки старухи-замуж не выйдут"..и так далее.
Вы когда выбираете, пардон, гарнитур на кухню или институт - долго думаете? рассуждаете? наверное да...а ребенок что? проще гарнитура и института? и надо рожать, не рассуждая "как аппарат"?
А то получается у нас: "прыгну-ко я со скалы, и ангелы поймают меня".
Замужество складывается не на танцах,а на небесах. Муж или жена будут в свое время, если это о вас угодно Богу. И чем более вы будете чисты, непорочны, то более вероятно, что и брак сложится по-Божески, а не абы как...
Грехом счастья не заработаешь.
Абсолютно изумительные рассуждения настоящего глубоко верующего и практикующего жизнь во Христе у митрополита Афанасия.
Дай ему Господи многая лета!
>"Вступая в брак, нужно очень хорошо понимать, что женишься не затем, чтобы иметь детей." Странное высказывание. Может, и не затем, или не только затем. Может, и совсем не затем. Но ведь надо смотреть на реальность со всех ее сторон<.
Добавлю к комментарию Ларисы Ворониной, что это сказано и для тех мужчин, которые целью брака ставят продолжение рода. И таких весьма немало среди 30-50-летних. В этом случае женщина играет роль именно аппарата для деторождения, как остроумно высказался Владыка Афанасий. И потому разводы не страшны, так как в каждом браке важна не жена, а дети. А с женой вполне можно расстаться или её поменять.
ОНИ ЕСТЬ и это отрадно!
Все, изложенной в этой статье, больше подходит к женихам и невестам, для которых суровая перспектива брака где-то в далеком будущем.
Любая искаженная правда опаснее, чем откровенная ложь.