«Хлэб»

Рассказ

Было это в середине 90-х годов уже прошлого столетия. Подзабылись анекдоты про перестройку и ускорение. Со сменой одного амбициозного лидера на другого, не менее себялюбивого, и распадом СССР перед новой страной стояли новые задачи, главной из которых была задача выжить. Выжить России, выжить ее народу… Экономика трещала по швам, Госплан приказал долго жить, ранее могущественные министерства оказались недееспособными, канули в лету партийные форумы. Внезапное исчезновение «больших» денег из оборота породило бартерные отношения, нелепые и дикие для некогда мощной во всех отношениях страны, которые определялись примерно так: ты уголь – тебе стройматериалы, тебе металлопрокат – ты бытовую технику, ты водку – тебе тушенку… Это я рассказываю для тех, кто не застал те «веселые» времена.

Вместе со страной выживало и малое предприятие, в котором в то время я работал одним из руководителей. И хоть предприятие и имело статус государственного, по сути государству оно было «по барабану». «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего!» Пожалуй, это был лозунг каждого предприятия, каждого колхоза и, как ни парадоксально, каждой воинской части… Это стало и нашим лозунгом. В условиях общего хаоса нужно было организовать стабильное производство, сохранить коллектив и, что не менее важно и естественно, обеспечить реализацию своей продукции, и желательно за «живые» деньги. А для этого надлежало налаживать связи с выжившими ее потребителями как в России, так и в бывших республиках СССР.

С этой целью и прибыл к нам «в гости» коммерческий директор одного из таджикских колхозов – орденоносного колхоза-миллионера. Сам приехал, чтобы лично ознакомиться с возможным поставщиком необходимой им продукции и увидеть товар лицом. Дородный мужчина лет пятидесяти, ухоженный, одетый с иголочки, пользующийся элитным парфюмом. Два полных рабочих дня он добросовестно посвятил осмотру производства, согласованию сроков поставки и, конечно же, выбиванию лучшей стоимости. По завершению дел гость попросил сопроводить его на железнодорожный вокзал, чтобы приобрести билет для своего дальнейшего следования. Я вызвался стать его провожатым, что, в общем-то, было логичным: я курировал приезд уважаемого заказчика, принимал активное участие в подготовке контракта. Да и непротокольные вечерние посиделки в уральской баньке, где мы перешли на «ты», и сравнительно небольшая разница в возрасте также принимались во внимание.

Он держал его как что-то очень-очень ценное. Солидный импозантный мужчина с ломтем грязного хлеба…

В хорошем расположении духа и ведя непринужденный разговор, мы прибыли к вокзалу и направились к билетным кассам. Вдруг мой спутник остановился, переменился в лице и с криком: «Хлэб! Хлэб!» – бросился под ноги спешащих граждан. Не понимая, что произошло и почему он кричит, я первым делом поднял из грязной жижи (а дело было в конце марта) его светло-коричневый, под цвет дубленки, натуральной кожи кейс-дипломат, чтобы разношерстная привокзальная публика часом не прибрала его к рукам. В это время наш гость подобрал что-то с мостовой, повернулся ко мне – и в его руках я увидел краюху хлеба, простого серого хлеба. Он держал ее в ладонях на вытянутых руках как что-то очень-очень ценное. Солидный импозантный мужчина с ломтем грязного хлеба…

– Олэг! Да это же хлэб! Хлэб! Как же так?!

Не знаю, кто и что мог подумать об этой сцене, но мне стало не по себе. И вот по каким причинам.

Во-первых, я вдруг реально осознал, что преспокойно, с чистой совестью прошел бы мимо этой краюхи, если бы был один. И это я – в прошлом занимавшийся «коммунистическим воспитанием молодежи», я – отец двоих детей!..

Во-вторых, я также поймал себя на мысли, что моей первой реакцией на произошедшее было желание предложить гостю бросить «это дело» и двинуться дальше!

В-третьих, полный ушат стыда вдруг вывалился на меня. Жгучего, пробирающего до последней косточки. Мне действительно стало стыдно, очень стыдно. За свой народ и прежде всего за себя…

И надо же было откуда-то взяться этой осьмушке! Будь не столь многолюдно, ее давно бы склевали вечно голодные воробьишки и голуби или схарчила какая-нибудь собаченция. А тут на тебе – такая оказия!..

Наш приезжий стоял с вытянутыми руками и смотрел мне в глаза, словно вопрошая: «Что же вы творите, люди добрые?!»

А я должен был ответить ему за себя, за всю Россию-матушку. Но ответить было не-че-го! И, смотря куда-то под ноги, я, как ученик, не выучивший урок, невнятно пробормотал себе под нос: «Да, бывает еще… Бывает…»

Гость же молча смотрел на меня: недоумение, возмущение, укор – всё смешалось в его широко раскрытых глазах. Видимо, поняв, что более благоразумного ответа не услышит, он, бормоча что-то, направился к зданию вокзала, не опуская рук и держа хлеб в ладонях. Видели бы вы, как он нес эту краюху! С уважением и трепетом, как пригоршню ледяной родниковой воды к пересохшему рту под раскаленным таджикским солнцем, расплывающимся по белому небу, дорожа каждой каплей спасительной влаги. Подойдя к парапету здания вокзала, он бережно положил хлеб, обдув его и обтерев белоснежным носовым платком…

Далее мы долго молчали, думая каждый о своем. Затем как-то и о чем-то разговорились, но о случившемся не вспоминали: гость, скорее всего, проявляя тактичность, я же – из-за не покидавшего меня стыда и неготовности ответить на вопрос: «Почему?!..»

Расстались мы добрыми друзьями, а впоследствии и контракт был выполнен качественно и в срок. Немало времени прошло с тех пор. Вспоминает ли тот случай мой таджикский знакомый? (Да был бы жив!). А я вспоминаю. И каждый раз при этом меня опять и опять разъедает всё тот же стыд. И страх. Страх перед тем, что случилось с нами и что еще может случиться. Почему, почему народ, не понаслышке познавший массовый голод в 1930-е годы с миллионами человеческих жертв, карточную систему на хлеб, осьмушки и полушки Великой Отечественной войны, переживший блокаду Ленинграда с его «Дорогой жизни» и Пискаревским кладбищем, может топтать Хлеб в грязном уличном месиве?! А ведь голод не обошел и мою семью: самой заветной мечтой моей бабушки во время войны было в полный рот укусить простого черного хлеба и досыта накормить им детей…

Олег Черницын

26 мая 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей Новиков20 декабря 2016, 16:25
С детства помню когда дедушка приносил хлеб из военторга(а пекли его у нас в гарнизоне очень вкусный), бабушка целовала и прижимала буханку к груди, и благодарила Господа и Царицу Небесную за этот хлеб!И рассказы о тяготах жизни в тылу во время войны очень хорошо помню!
Алексей16 июля 2016, 20:55
Безусловно, в Таджикистане существует поклонение хлебу, особое отношение к нему. Это является проявлением суеверия или какого-то язычества. Для православного христианина такое поклонение недопустимо, хотя, конечно, любая еда - хлеб, молоко, мясо, рыба, овощи - дар Божий и к нему надо относиться бережно. И к труду других людей тоже. Однако выбрасывать пропавшие продукты, конечно, необходимо.
Слова Господа о том, что Он есть Хлеб жизни, конечно, не предполагают поклонение хлебу земному. Кстати, святитель Николай Японский, переводя Библию на японский язык, перевел эти слова: "Я - Рис жизни" (рассказывал один священник). Хлеб и вино становятся для нас святыми только после Таинства Пресуществления.
В комментариях прочел, что когда не было в домах икон, то молились на буханку. надеюсь, этого все-таки не было. Сразу вспомнились слова матушки Фроси, переданные Владыкой Тихоном в книге "Несвятые святые":
"Сели они за стол, а Гриша взял в руки хлеб и говорит: Вот где Царство Небесное! А там его нет!
Это как вроде ситных хлеб- Царство Небесное!"
Надежда12 июля 2016, 15:57
Суровая правда жизни, молодежь нынче не такая... И куда мы все катимся?
Наталья 3 июня 2016, 12:56
...Человечность, доброта и искренность звучат в данном повествовании и отзываются в душе некой тонкой, звенящей болью. Чувством утраты чего-то великого, честного, настоящего. Утраты уважения к ценностям, основывающим наше бытие. Воздух, вода, хлеб - все это есть основы человеческой жизни. То, из чего соткано наше начало. Каждому человеку подобает чаще обращаться к своей душе, своему сокровенному. подобные рассказы - мостик к сердцу каждого. Спасибо автору за этот маленький, незримый мостик. Я читала сердцем. Сердце тоже умеет слышать и читать.
Вера 2 июня 2016, 11:56
Замечательный рассказ! Пишите, будите душу и совесть народа. Она есть, просто затерлась обыденностью. Спасибо Вам!
Вера 2 июня 2016, 10:06
Замечательно, что есть на свете люди, которые могут писать такое, а главное - есть люди, которые сердцем понимают то, о чём написано. Значит жива Россия, и есть у неё дальнейшие перспективы развития! Не всё потеряно для вновь растущего поколения.
Павел З. 1 июня 2016, 20:05
Прекрасный рассказ. Наверное, нет никого сейчас в нашей стране, кто хоть раз не портил бы кусок хлеба и не испытывал бы потом жгучего стыда. Вот как общение с другими народами может пристыдить нашего человека. Ведь в исламе испортить продукты - не просто грех, это непростительный грех, это "харам".
Елена Ткачева 1 июня 2016, 10:31
То же самое чувство испытала,идя под руку с мужем узбеком около супермаркета,была не серая краюшка,откусанный пончик,но "от перестановки слагаемых...",он резко остановился,бережно поднял и положил на поребрик,ворча под нос,а мне безумно стыдно за русских
Ольга31 мая 2016, 01:26
Наш любимый и мудрый батюшка, который тоже из Таджикистана, хлеб есть сейчас не советует, говорит, что хлеб уже не тот.
Поэтому есть две правды. И уважение к настоящему хлебу (дедушка 1904 года рождения всегда мне говорил:"Кусай больше хлеба") и понимание того, что происходит в современной жизни.
Может, чтобы хлеб был именно тем хлебом - его надо печь самим???!
Хотя, здесь смысл и не в хлебе, а в отношении к жизни, и хлебу - как символу.
Владислав30 мая 2016, 20:05
Иулиания
Ничего не нужно объяснять. Просто подойдите, вежливо и душевно спросите "Вам этот хлеб уже не нужен?" Скажут, что нет. Молча подойдите и поднимите с пола /или выньте из мусорки/, - немая сцена обеспечена.
Взял этот пример у одного военного, он так на остановке после молодёжи окурки поднимал и в урну выбрасывал.
Иванова Любовь Владимировна30 мая 2016, 11:08
Здравствуйте! Спасибо за рассказ, за напоминание.Училась классе в третьем-четвертом. Тогда, после второго урока у нас был завтрак в классе (это была "большая перемена"). Учительница - Антонина Прохоровна - выходила из класса, а когда вернулась, то на полу увидела булочку с джемом или вареньем, не помню точно. Следующий урок начался с выяснения: чья это булочка? почему она на полу? Никто не признался и Антонина Прохоровна всем нам сказала, что после уроков и после "продленки" (а в то время почти все ходили на продленный день)мы должны будем позвонить своим родителям (у кого был телефон) и сказать, чтобы за нами пришли.Кто помнит парты, тот вспомнит, что с задней парты можно было увидеть то, что лежит в парте ученика, прямо перед тобой. Сережка (фамилия, по-моему, Комаров) увидел у меня булочку (я не ела сладкие булочки, сейчас - мои любимые) и сказал об этом Антонине Прохоровне. Она согласилась меня отпустить, но в это время за мной пришел папа - блокадник. Узнав в чем дело,он рассказал нам всем даже не о хлебе, о луковице, которую однажды нашел в Ленинграде.Стали приходить родители. Кто-то возмущался тем, что учительница задержала детей в классе, но большинство были согласны с ней. Многое забыто, много ушло из памяти, а вот этот урок помнится всегда. И когда встречаемся (уже очень редко), то булочку вспоминаем всегда.
Анна29 мая 2016, 20:06
А я однажды подобрала среди хлеба, который выкидывают голубям напротив помойки, просфору...
РАИСА29 мая 2016, 19:50
Иулиании.Тем,кто выбрасывает хлеб,скажите так;,,Сколько ты сегодня выбросишь, столько завтра тебе будет не хватать.'' Отрезвляет.
Иулиания27 мая 2016, 22:49
Мне 28 лет, но во мне родители, бабушки-дедушки воспитали почтение к любой еде, особенно, конечно, к хлебу. Поэтому, меня особенно удивляют (мягко сказано) отношение 70-80-90 старушек, с которыми приходится сталкиваться в больнице, которые с лёгкой душой выкидывают недоеденный "лишний" хлеб из столовой в ведро. По возможности, всегда стараюсь его достать и скормить птицам. Но всякий раз не знаю, что же надо сказать этим людям, умудрённым опытом и жизнью в непростых условиях и военного, и послевоенного, и перестроечного голода, чтобы и не быть не учтивой, и достучаться до их сознания. Если кто-то поможет мне сформулировать такую формулу, буду благодарна.
Петр27 мая 2016, 20:04
Очень сильный рассказ! Хорошо написано, сюжет отличный! По прочтении в очередной раз поймал себя на мысли, что нам есть чему поучится у наших бывших сограждан из южных республик, коих мы презрительно именуем "гастарбайтерами". А первый раз я это понял когда моего пожилого соседа спасли то ли узбеки, то ли таджики. Стало плохо на остановке, упал, потерял сознание. Центр города, разгар дня - НИ ОДИН из наших милых сограждан коих вокруг было множество, даже не подошел. Люди с востока привели в чувства, выспросили адрес и довели (а точнее донесли) домой. От денег ОТКАЗАЛИСЬ!!! Теперь меня передергивает, когда слышу от соотечественников слова типа "чурки" и "понаехали"...
Александр О.27 мая 2016, 16:41
Я думаю, что не все так однозначно плохо. На своем примере, помню, как футболил по дороге буханкой хлеба, будучи девятилетним школяром. И потом вспоминаю, как ведомый неожиданным движением своей души,смел со стола хлебные крошки и отправил их в рот, лишь бы не выкинуть, после обеда в стройотрядовской столовой.Причем под презрительные усмешки сверстников. Сейчас, став, как я надеюсь, в какой то мере христианином, знаю, что выкидывать любую неиспорченную еду является грехом, хотя крошками опять пренебрегаю, отправляя их в мусорку.
Елена27 мая 2016, 15:56
Хлеб, это свято! И правда, кто голодал, тот к пище телесной, а тем более к хлебу относиться...уважительно. В 90-ых с дочкой месяц жили на хлебе, как я говорю "сыром". А если была возможность обжаривать на растительном масле, вот был праздник! А другой месяц на перловке. До сих пор любим и то, и другое!
Григорий27 мая 2016, 13:19
Хороший рассказ. Моя бабушка, Царствие ей Небесное , та самая, что некогда привела меня к крещению (чуть ли не тайком, ибо родителям-членам партии на работе бы не поздоровилось!), научила первым молитвам, впервые объяснила что значат домашние иконы... так вот, она сама была не из городских, а с рабочего поселка. И к хлебу относилась крайне бережно. Крошки сметала в ладонь, стряпать любила, гостей пирогами кормила... но хлеб никогда не выбрасывала. Говорила что выкидывать хлеб - грех.Кормила птиц...
И я сейчас делаю так же. кормлю голубей.
И в Питере, среды выживших в блокаду, хлеб ценят и поныне...
Наталия27 мая 2016, 12:40
Вы не голодали,г-н Алекссев,поэтому пришлось Вам понапридумывать.

Я родилась в Баку,там никогда хлеб нельзя было увидеть на земле. Однажды иду с ребенком,а впереди бежит мальчишка-азербайджанец,нас обогнал,что-то поднял с земли,поцеловал,положил на парапет и дальше побежал.Когда подошли,увидели,что он кусок хлеба с земли поднял.Только чтобы не под ногами хлеб был.Хотя голода там не было. Странно,что в России такое отношение к Хлебу.

Хлеб – дар божий./русская пословица/
Дай Бог покой, да хлеб святой./русская пословица/

Ладно таджики. Как быть с русским народом,который сложил столько пословиц о хлебе? А,г-н Алексеев?
Надежда Давыдова27 мая 2016, 10:48
У меня перед глазами руки уже усопшей прихожанки Валентины Николаевны, которые после еды сметают каждую крошечку хлеба со стола, чтобы съесть.И это спустя полвека после окончания войны, потому что детьми ели траву в оккупированной Тверской земле.
27 мая 2016, 10:25
Ви забули слова Ісуса Христа який про хліб сказав: це тіло Моє беріть і вкусіть це тіло Моє!
Иван27 мая 2016, 10:18
В комментариях не упомянули об одном аспекте трепетного отношения к хлебу. "Я есмь хлеб жизни" и "Я хлеб живый, сшедший с небес", говорил о Себе родивший в Доме Хлеба (на иврите Бетлехем, или, как мы говорим, Вифлеем).
Елена27 мая 2016, 07:54
Кто познал голод, трепетно относится к любым продуктам, а паче к хлебу. А вот детей всю жизнь закормить пытаются, и не передается нам эта культура зачастую. А в южных и восточных народах воспитание предусматривает закладку почитание хлеба, старших и прочих базовых ценностей.
Наталия С.27 мая 2016, 01:06
Благодарю за рассказ! Вспомнились евангельские слова:
«А когда насытились, то Господь велел ученикам собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин. 6.12)
Наталия Z27 мая 2016, 00:01
А я иногда выбрасываю хлеб... Мне, правда, каждый раз стыдно, когда приходится это делать...
Но птицам черный хлеб не скормишь - только плохо сделаешь... сухари сушить - не съешь...
Сейчас перешли на отруби - хоть и не стали стройнее от них, но зато хлеб выбрасывать не приходится!))
Елена26 мая 2016, 22:54
Да, к несчастью у нас и хлеб часто валяется на улице (а ведь за хлебогадство народ наказывается голодом)и плюют на землю через одного...а ведь это тоже большой грех испокон веку на Руси был.
Сергей Алексеев26 мая 2016, 20:52
Господа... Вы просто не поняли друг друга... В Таджикистане просто существует культ хлеба из язычества... Там ислам сильно разбавлен языческими верованиями, вот и культ хлеба сохранился... А вы уж тут понапридумывали...
Зинаида26 мая 2016, 18:39
Хлеб на стол и стол Престол, Хлеба ни куска и стол доска.Разве не так?
Лидия26 мая 2016, 17:39
Моя мама, царство ей Небесное, войну встретила четырех-летним ребенком. В семье было 5 детей и одна мама (моя бабушка), отец погиб перед самой войной. В деревне жили. Бедность страшная. Моя мамочка рассказывала,как она с голода пухла. Часто, когда она готовила что-то очень вкусное или пекла для нас с папой,всегда говорила:"В детстве я мечтала: если наемся вдоволь хлеба, то буду самая счастливая на свете!"
К счастью, мы сейчас опять вспомнили о войне и бедах, которые она принесла. "Бессмертный полк" объединил людей с живым и горячим сердцем, с благодарной душой, помнящих своих соотечественников, отдавших свои жизни за нас и наших детей.
Недавно смотрела документальный фильм о нашем знаменитом на всю страну герое-лётчике А. Маресьеве. В 70-80 года в стране не было человека, кто-бы не знал о его подвиге!!! А теперь книга "Повесть о настоящем человеке" не включена в школьную программу! Да как же так можно! Как воспитывать подрастающее поколение? На каких примерах? На Фиксиках? Как и откуда они узнают, что такое ХЛЕБ? Система образования должна быть "Божеской" во всех отношениях, тогда и ценности будут другими - не потребительскими.
Ирина26 мая 2016, 15:06
Мой папа родом со Смоленщины,ребёнком находился на оккупированной немцами территории во время войны,у них оккупация была где-то 2,5 года,приходилось даже нищенствовать с сумой,так было голодно,особенно когда их наши освободили,после боёв оставалась выженная земля.От него я с детства знала как надо бережно относиться к продуктам вообще и к хлебу в частности,папа не любил даже крошки выбрасывать.
ТАТИАНА1726 мая 2016, 14:31
Очень трогательный рассказ.В одной русской песне есть такие слова:"Ты запомни,сынок,золотые слова:
ХЛЕБ-всему ГОЛОВА!.." Когда человек голодает,он мечтает не об устрицах,а о куске хлебушка.Конечно,
все зависит от воспитания в ребенке УВАЖЕНИЯ и ПОЧТЕНИЯ не только к хлебу-продукту,но и к нелегкому
труду тех,кто растит ХЛЕБ.Не приведи,Господь,русскому народу голодать...
Алексей26 мая 2016, 14:04
Напомнило. Было это в 90-х,мы поехали на праздник в Задонск. Служба, люди, свечи... Потом за монастырской оградой, что-то покупали себе есть. Смотрю, на дороге в пыли, раздавленная огромная просфора, (не знаю как сейчас, а раньше в Задонске такие всегда были, и рот, и глаза, и душа радуется), все идут мимо, паломники в очереди делают вид, что не замечают. Взял целлофановый пакетик, сложил в него аккуратно все кусочки. Знаете, что потом делали паломники, которые наблюдали за этой сценой? Они всю дорогу выпрашивали у меня эту просфору, чтобы съесть... Но я жадный на бисер...))))
Елена26 мая 2016, 13:29
До слез!!!И стыдно, правда... Правда и то, что над хлебом сейчас "мудрят" в отрицательном смысле и пекари, так что и птицы не всегда кушают.
елена26 мая 2016, 11:59
И в наше время люди умирают от голода в нашей стране,потому что никто не подаст пожилому больному человеку краюху хлеба.Мы бросаем хлеб собакам а те ещё не хотят его есть,мы выбрасываем его в мусорное ведро, а вот человек умер от голода и это действительно произошло,потому что никто не помог.
Леонид26 мая 2016, 11:09
В страшном 93-м мне было 13 лет. Недавно от нас ушел отец и я жил с мамой и дедом. Вся пенсия деда уходила на коммуналку. Маминой нищенской учительской зарплаты еле хватало на хлеб и картошку не до сыта. Холодильник выключили- все равно в него класть было нечего. И это на плодороднейшей украинской земле! И вот, сидим мы раз втроем за ужином. Мама сокрушается мол, есть нечего. Дедушка посмотрел на маму так, с непониманием и говорит: как это есть нечего? У НАС ЖЕ ХЛЕБ ЕСТЬ! Он то знал что говорит. Он 23-го года рождения. В Каневе , где он тогда жил, голод был страшный. Многие его родственники умерли тогда. А он выжил и хорошо знал , что такое когда по-настоящему есть нечего.
Георгий26 мая 2016, 10:59
Раньше на Руси в семьях,где не было икон молились на буханку хлеба...
Иоанна26 мая 2016, 08:07
Христос воскресе! Олег, этот таджик поступил так, как его воспитали в детстве. Я сама таджичка, воспитывалась и росла в Таджикистане в мусульманской семье и могу сказать, что детей там с детства учат относиться к хлебу, как к великой святыне. Моя бабушка заставляла нас(детей) поднимать хлеб, если он случайно упал или мы его случайно уронили, прикладывать его ко лбу, как святыню. Я будучи маленькой видела как взрослые дяди и тети поступают также. Там не такая плодородная земля как в России и вырастить хлеб тяжело, поэтому отношение к хлебу такое. Я уже давно живу в России и меня всегда неприятно поражает, как люди выбрасывают черствый хлеб в помойку. В Таджикистане собирают засохший хлеб и раз в неделю тушат картошку с засохшим хлебом. Хлеб там никогда не выбрасывается. Мир всем!
Овчинников Сергей26 мая 2016, 07:27
Сильно! Низкий поклон автору.
Александр26 мая 2016, 04:38
Хлеб - всему голова. Люблю хлеб!
Вспомнился рассказ сына Юрия Никулина о том, что папа не мог существовать, если в доме не было хлеба.Для меня ещё хлеб - это русское поле. Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×