Евангелие от Люцифера

О трилогии Филиппа Пулмана «Тёмные начала»

В 2007 году на Рождество Христово в прокат вышел подчеркнуто антихристианский фильм «Золотой компас», снятый по первому роману фантастической трилогии Филиппа Пулмана «Тёмные начала» (англ. «His Dark Materials»). Тогда портал Православие.Ru одним из первых предупредил своих читателей о том, какой яд скрывается за глянцевой обложкой этой якобы детской книги, разместив кинорецензию священника Иакова Баглиена. В 2003 году «Тёмные начала» заняли 3-е место в списке 200 лучших книг по версии BBC. А в конце прошлого года эта же телекомпания заявила, что вскоре покажет телеверсию «Темных начал», снятую кинокомпанией «New Line Cinema»...

Сегодня, в Международный день защиты детей, мы публикуем новую – развернутую – рецензию на всю трилогию Пулмана, написанную нашим знаменитым сектоведом Александром Леонидовичем Дворкиным. Так вышло, что он лично столкнулся с популярностью «Тёмных начал» в среде православных (!) детей и потому был вынужден прочитать и проанализировать всю трилогию. Вывод, к которому он пришёл, неутешителен: мы имеем дело со «стопроцентно сатанинским сочинением, по-настоящему развращающим детские души».

Кадр из фильма «Золотой компас». Позади медведя виден православный иконостас, символизирующий главное зло фильма – Магистериум, также именуемый Церковью Кадр из фильма «Золотой компас». Позади медведя виден православный иконостас, символизирующий главное зло фильма – Магистериум, также именуемый Церковью

Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога».
(Пс. 13:1)

Когда человек перестает верить в Бога,
он начинает верить во все остальное.
Г.К. Честертон

Кино

В 2007 году на экраны кинотеатров всего мира вышел фильм «Золотой компас». Эффектно сделанные рекламные плакаты, участие звездных актеров первого эшелона, потрясающие для того времени видеоэффекты – все это должно было привлечь к фильму внимание публики. Тем не менее, кассовые сборы фильма оказались на грани провальных, так что продолжение его (хотя он обрывается на полуслове) решено было не снимать.

Действительно, фильм производил странное впечатление: красиво сняты виды, великолепная компьютерная графика – и вместе с тем совершенно невнятный сюжет, обилие героев, которые попадают в кадр, представляются и больше не появляются в фильме, упоминание неких реалий, которые затем никак не реализуются… В общем, шедевра не получилось. Единственно, что запоминается, пожалуй, – это карикатурно злобные церковники, строящие жуткие человекоубийственные козни, но непонятно почему и для чего. Римско-католическая церковь протестовала против выхода этого фильма, но, если не знать контекста, причина протеста не вполне ясна: мало ли антиклерикальных фильмов, тем более что здесь Церковь, хоть и вполне узнаваемая, называется другим словом, а священники вместо крестов носят на груди какой-то замысловатый символ.

В 2002 году в интервью Филипп Пулман заявил: «Я из партии дьявола и это знаю»

Ситуация проясняется, когда узнаёшь, что фильм стал экранизацией первой части трилогии английского писателя Филиппа Пулмана, опубликованной под названием «Его темные материи» («His Dark Materials» – в русском переводе «Темные начала»). Пулман позиционирует себя воинствующим атеистом, но не только. В 2002 году в интервью газете «The Daily Telegraph» он заявил следующее: «Блейк называл Мильтона настоящим поэтом и из партии дьявола, хотя тот и не знал об этом. Я из партии дьявола и это знаю».

Пулман

Филипп Пулман: «Меня тошнит от книг “Нарнии”. Я ненавижу их глубокой и страстной ненавистью»

Пулман подчеркивает, что написал свою трилогию как антитезу «Хроникам Нарнии» (он назвал свое творение «Анти-Нарнией), созданным христианским английским писателем Клайвом Льюисом. «Хроники Нарнии» – это фэнтезийная сага из семи детских книг о приключениях группы детей в вымышленной стране. Остросюжетные, с массой приключений книги Льюиса написаны в жанре христианской аллегории, которая через понятные детям и подросткам образы раскрывает им многие глубокие христианские истины. Время от времени православные родители спрашивают у меня, не вредно ли детям читать «Нарнию»: они слышали мнение, что книги Льюиса «сатанинские». Им было бы полезно услышать, что говорит о «Хрониках Нарнии» тот, кто сам относит себя к «партии дьявола»: «Меня тошнит от книг “Нарнии”. Я глубокой и страстной ненавистью ненавижу эти книги, представляющие детство как золотой век, свободный от сексуальности и взросления». Пулман считает серию книг о Нарнии религиозной пропагандой и называет это творение Льюиса «одной из самых уродливых и ядовитых вещей из всего, что я когда-либо читал».

Филип Пулман Филип Пулман
Обозреватель «The Daily Telegraph» Питер Хитченс подтверждает, что Пулман усиленно занимается антихристианской деятельностью, цитируя его интервью, где писатель говорит: «Я пытаюсь подорвать основы христианской веры». Журналист вслед за Пулманом рассматривает «Тёмные начала» как прямое опровержение «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса. Вот как Питер Хитченс суммировал взгляды Пулмана:

«Пулман не верит в Бога, по крайней мере, он заявил об этом бесчисленное количество раз. Он также яростно выступает против организованной религии – в его “Темных материях” Церковь и духовенство изображены как злонамеренные, детоубийственные репрессивные силы. Трилогия отчасти задумана как парафраз “Потерянного рая” Мильтона: двое подростков – Лайра и Уилл, – которым выпала задача спасти мир, участвуют в войне на небесах. Только на этот раз все стороны перевернуты. Лайра и Уилл переворачивают установленный порядок. Их миры искуплены, и Бог, Который оказывается бессильным древним маразматиком, существующим за счет поддерживающих Его жизнь механизмов, рассыпается в пыль».

В свою очередь брат Питера Хитченса Кристофер Хитченс назвал «Тёмные начала» свежей альтернативой христианским книгам Толкина и Льюиса, а Пулмана автором, «чьи книги начали растворять границу между взрослой и подростковой фантастикой».

Некоторые православные увлеклись обличением книг Толкина, Льюиса и др., не заметив, как на книжный рынок было выброшено стопроцентно сатанинское сочинение, по-настоящему развращающее детские души. Оно тем более опасно, что Пулману удалось написать интересную книгу с захватывающим сюжетом и нафантазировать несколько миров. Безусловно, в трилогии изобилие литературных недостатков: тяжеловесное начало, множество сюжетных неувязок, целый ряд непрописанных характеров, бесконечные «рояли в кустах», вновь и вновь вытаскивающие сюжет из, казалось бы, безнадежных ситуаций, и так далее. Но буйство фантазии автора, увлекательность повествования и все убыстряющийся темп событий покрывают многочисленные огрехи, так что, скорее всего, они пройдут мимо внимания молодого читателя. Главная опасность книги, на наш взгляд, в том, что ее основное смертоносно-ядовитое для детей содержание открывается не сразу, а малыми дозами. В первом томе только к концу его обнаруживается антиклерикализм. Увлеченный захватывающим сюжетом и переживающий за судьбу главных героев ребенок проглотит это и начнет двигаться дальше – к исподволь раскрываемым во втором томе планам по восстанию против Бога, а затем – к чудовищным кощунствам и растлевающему аморализму третьего.

Сюжет трилогии

Кадр из фильма «Золотой компас». Миссис Коултер и ее «даймон» Кадр из фильма «Золотой компас». Миссис Коултер и ее «даймон»

Часть души человека называется в романе daemon – по-английски это слово произносится так же, как demon, то есть демон

Главная героиня трилогии – 12-летняя девочка Лайра (в русском переводе – Лира) – живет в параллельном мире, очень похожем на наш, но с рядом отличий. В нем есть и ее родной университетский город Оксфорд, который тоже находится в Англии. Страны параллельного мира более или менее соответствуют нашим, но, опять же, не совсем: Норвегия называется Свалбард, Россия – Московия (кроме того, есть некая Тартария, расположенная, очевидно, в северной Сибири); непонятно, существуют ли там США, но республика Техас имеется… Развитие науки и техники Лайриного мира примерно соотносится с нашим началом XX века. Но зато там имеются говорящие северные медведи, умеющие ковать себе непробиваемую броню из метеоритного железа, целые кланы ведьм, живущие по системе матриархата и летающие на сосновых ветках, какие-то скальные нетопыри и многие другие диковинные создания. Есть там церковь, называемая Магистериумом, которая проводит богослужения в зданиях ораторий. Церковь – нечто среднее между римо-католичеством и кальвинизмом (в самом начале романа говорится, что в XVI веке папа Римский Жан Кальвин перенес папство в Женеву, а после его смерти его и вовсе упразднили), она управляется коллегиально и жестко контролирует весь мир при помощи целого ряда дублирующих друг друга инквизиционных органов, шпионящих за всеми и беспощадно уничтожающих всякое вольномыслие и свободолюбие. Эта церковь едина во всем мире. Никаких других мировых религий не замечается. Зато на северных и южных окраинах существуют шаманизм и колдовство, но как раз в них содержится истина, и к тому же они дают инициированным адептам сверхъестественные способности. Но главное, Лайрин мир отличается от нашего тем, что часть души каждого человека, называемая в романе daemon (в русском переводе «даймон», но по-английски это слово произносится точно так же, как demon, то есть демон), существует отдельно от него в материальном виде того или иного говорящего животного, которое все время сопровождает человека. В ходе романа один из героев упоминает христианскую антропологию о трехсоставном существе человека (тело, душа и дух), но переиначивает ее на тело, душу (или призрак) и демона.

Бог, по Пулману, не всемогущий и является на самом деле жестоким диктатором

Живущая в начале романа сироткой Лайра – незаконная дочь героической личности, заслуженного полярника лорда Азриеля, который прижил ее с замужней дамой – миссис Коултер, после чего убил ее супруга. Отметим, что все имена – говорящие. Лайра (Lyra) произносится почти так же, как liar – лжец. Главная героиня (и один из двух самых светлых образов в романе) действительно записная лгунья, как ее характеризует автор и как она сама с гордостью говорит о себе. Азриель – слегка переиначенный Israel (Израиль) – профессиональный диссидент, бунтарь и богоборец. Он – воинствующий антитеист, открывший для себя «правду» о Боге и церкви. Он знает, что Бог – не всемогущий и является на самом деле жестоким диктатором. Азриель объявляет ему войну и ставит себе целью убить его. Церковь управляется беспринципными властолюбцами, удерживающими власть при помощи тотального сыска, террора и сокрытия правды о Боге и мире. Правда, сам Азриель – не лучше своих врагов. Чтобы прорубить окно в иные миры, откуда он планирует начать свою войну, он должен принести в жертву невинного ребенка, что и делает без зазрения совести. Его бывшая любовница, а ныне тайная служительница церкви всесильная женщина-вамп миссис Коултер (англ. сoulter – резак), исполняя задание своего начальства, строит на крайнем севере станцию по отсечению детей от их демонов, от чего они либо погибают, либо превращаются в зомби. Кстати, образ роковой красавицы Марисы Коултер вторичен: он списан с Миледи из «Трех мушкетеров». Миледи – шпион кардинала, и Коултер – шпион церкви, обе околдовывают и подчиняют своей воле любого человека, и обе оставляют за собой горы трупов из своих использованных и списанных за ненадобностью бывших любовников и воздыхателей.

Кадр из фильма «Золотой компас» Кадр из фильма «Золотой компас»

Сбежавшая от обольстительной, но жестокой матери Лайра сдруживается с морским народом «цыгантов» и отправляется на крайний север, где переживает захватывающие приключения, выручает из трудных обстоятельств короля говорящих медведей и привлекает к себе в союзники клан ведьм. Интересно, что ведьмы исповедуют идеологию вполне современных нам адепток неоязыческого оккультного феминистского движения «Викка». Во втором томе юная героиня попадает в Оксфорд нашего мира, где знакомится с мальчиком по имени Уилл и с молодой ученой-физиком доктором Мэри Мэлоун. Ученая оказывается бывшей католической монахиней, несколько лет назад утратившей веру. Уилл Парри (имя можно перевести как воля, сила воли, а фамилию – как парировать) – практически сирота, так как мама его болеет тяжелой формой параноидной шизофрении, а папа, полярный исследователь, пропал, когда его первенец только родился. Впоследствии папа найдется в мире Лайры, где тартары без наркоза просверлили ему в черепе несколько дырок и он стал шаманом: может повелевать ветрами и тучами и командовать птицами. Теперь Лайра продолжает свое странствие по разным вселенным вместе с Уиллом, который становится счастливым обладателем сверхострого ножа, без усилий режущего все на свете, а заодно прорезающего окна между мирами.

Основная «религиозная» часть романа – в третьем томе, который и является своего рода антитезой христианской поэме Мильтона «Потерянный рай».

Первородный грех, по мнению Пулмана, принес просвещение, свободу, счастье и придал смысл жизни

По мере развития сюжета мы узнаем об элементарных частицах, называемых «пыль». Церковь определяет, что пыль связана с первородным грехом, и пытается уничтожить ее. Пыль начинает оседать на людях только после полового созревания, и церковь ставит задачу предотвратить взросление подростков, для чего зловещая миссис Коултер начинает похищать детей и заниматься вивисекцией. Лайра при помощи своих друзей приходит к пониманию, что пыль на самом деле является добром и представляет собой некий коллективный разум или вселенское сознание. Она, действительно, появилась в мире после события, называемого церковью первородным грехом, которое на самом деле принесло с собой просвещение, свободу, счастье и придало смысл жизни. Пыль говорит с Лайрой при помощи подаренного ей прибора под названием «алетиометр» (букв. «измеритель истины»), а с физиком Мэри Мэлоун – через ее компьютер, а затем и вовсе через китайские гадательные палочки. Таким образом пыль сообщает героям много важных сведений, а советы и указания, которые она дает, всегда полезны и безошибочны. Более того, все бесчисленные сюжетные провалы романа, спасаемые «роялями в кустах», объясняются разумным замыслом той самой пыли, то есть своего рода промыслом. Только не Божиим, разумеется (ведь Бога нет), а, очевидно, «пыльевым». Достойная замена!

Пережив много приключений в разных мирах, Уилл и Лайра узнают, что рая и ада не существует и что злой Бог посылает мертвых в некое подобие греческого Аида, где их тени влачат жалкое призрачное существование. Юные герои решают спуститься туда и освободить мертвых, умертвив смерть. Они погружаются в ладью Харона, тот переправляет их в страну мертвых, которой правят злобные и страшные летучие гарпии, пугающие несчастных призраков бесконечными рассказами об их грехах. После тяжких испытаний двое детей изобретают способ уничтожения смерти. Лайра предлагает монстрам-гарпиям иной способ существования вместо терзания бессильных теней: умершие будут рассказывать им правдивые истории о своей жизни, а те, в обмен на искренний и интересный рассказ, покажут им дорогу из царства мертвых. Призраки, которым нечего будет рассказать правдивого и интересного о своей жизни, останутся в царстве мертвых навсегда. Те же тени, которые выйдут из подземелья на цветущие луга, от охватившего их счастья немедленно распадутся на атомы, сольются с природой и будут существовать в бабочке, цветке, ветре, капельках росы и пр. В общем, как еще в XIX веке сказал герой тургеневских «Отцов и детей» нигилист Базаров: «Умрешь – и лопух вырастет». Не слишком утешительный конец: вместо избавления от смерти сделать ее окончательной и бесповоротной, растворив остатки жизни в небытии. Что еще интереснее, вместо Бога и Его высшей правды и милости у Пулмана окончательными судьями оказываются злобные, тупые и жестокие гарпии, подобно уголовникам в лагерях, требующие от других заключенных «тиснуть им занятный роман».

Азриель объявляет войну Богу и Царству Небесному, стремясь превратить его в Небесную Республику

Тем временем лорд Азриель, еще месяц назад сидевший в одиночном заключении и сбежавший в новый мир, в рекордные сроки выстроил громадный неприступный замок, выкопал под ним многокилометровые подвалы невероятной глубины. Столь же мгновенно он обзавелся помощниками-монстрами (чего стоят одни летающие на ручных стрекозах лилипуты с источающей смертоносный яд петушиной шпорой на пятке) и многотысячными армиями людей со всевозможным оружием и хитроумными машинами. Все это очень напоминает описание карьеры Сарумана из «Властелина колец», но герой Пулмана, конечно, дает фору не только Саруману, но даже и Саурону, которым потребовались долгие годы, чтобы создать свой военный потенциал. В этой неприступной твердыне, среди лязганья гигантских молотов о наковальни и дымящихся потоков расплавленного металла, главнокомандующий Азриель объявляет войну Богу и Царству Небесному, стремясь превратить его в Небесную Республику. С ним вместе, помимо монстров и людей, сражаются ангелы, многие тысячелетия назад восставшие против Бога во главе со своим изначальным вождем – мудрой, доброй и заботливой «Люцифершей» – ангелом женского пола по имени Ксафания.

Рисунок Пулмана к 3-й части «Тёмных начал» Рисунок Пулмана к 3-й части «Тёмных начал»
Да, в книге Пулмана ангелы разделены на полы. Они также имеют некие призрачные тела, и, судя по всему, чем к более высокой иерархии принадлежит ангел, тем более плотным является его тело. Пулман верит, что ничего духовного во всем мироздании нет – все существующее материально, но по-разному. Ангелы слабее людей, так как их тела не такие плотные, как наши. С ними можно бороться, и их можно побеждать. Сами по себе ангелы живут очень долго, но не вечно. Они подвержены болезням и старению, их можно ранить или даже убить. Им также присуща сексуальность: они могут совокупляться с людьми, а также и друг с другом. Пулман описывает даже двух ангелов, состоящих в гомосексуальных отношениях. Правда, эти двое, по крайней мере, относятся к противникам Бога и, кроме того, не слишком симпатичные. Можно сказать, что Пулман довольно реалистично (но не очень политкорректно) описывает типичную гомосексуальную пару: капризные, трусливые, мнительные, обидчивые, нерешительные и вечно рефлектирующие самовлюбленные существа, только разве что с крыльями.

Впрочем, ангелы со стороны Бога – гораздо хуже. Всем миром правит огненный ангел по имени Метатрон, обычно именуемый просто Регент. Когда-то он был человеком Енохом, но затем Бог взял его на небо и сделал, по всей видимости, тем, кого христиане называют Михаилом. Бог (в книге он называется просто Authority, то есть Начальство, или – еще лучше – Авторитет) тоже является ангелом, но хронологически самым первым. В незапамятные времена он по какой-то случайности появился сам по себе из небытия, а затем, когда стали возникать другие ангелы, соврал, что сотворил их. Со временем он начал стареть, стал называться «Ветхий днями» (миссис Коултер, говоря о старении Бога, ссылается на книгу пророка Даниила (7: 9), где Бог называется этим эпитетом), а к нынешнему времени совсем уже одряхлел, впал в маразм и обессилел. Узурпировавший власть регент Метатрон заточил Бога в хрустальную капсулу, без которой тот давно рассыпался бы на атомы. Но это ему не помогает. Когда, уже после начала военных действий, Метатрон отсылает Авторитета под охраной ангелов-телохранителей из летучей облачной горы, где он давно уже проживал, в безопасное место, происходит инцидент, капсула падает и разбивается, а давно уже впавший в старческое беспамятство «Ветхий днями» бесследно растворяется в атмосфере.

Образы церковников выписаны Пулманом одной черной краской

Герои романа узнают от ведьм пророчество о Лайре: она должна стать новой Евой, вновь, как и праматерь человечества, пережить искушение, поддавшись которому может спасти весь мир. Церковь также узнает об этом и пытается убить девочку до того, как та впадет в грех. Образы церковников выписаны Пулманом одной черной краской: фанатичные и циничные одновременно, садистски жестокие, но при этом тупые, неповоротливые и неумелые. Непонятно, как таким неудачникам удавалось так долго править миром. Единственный более-менее человечный церковник – это «московитский» поп отец Семён, встреченный Уиллом на крайнем севере. Конечно, он – грязный, бесцеремонный и полуграмотный (правда, при этом каким-то образом отлично говорит по-английски), к тому же беспробудный пьяница. Но, по крайней мере, добродушный, по-своему гостеприимный и не злонамеренный.

Разумеется, верховным церковникам, задействовавшим как термоядерное, но при этом наводящееся при помощи симпатической магии оружие, так и киллера-одиночку с винтовкой, не удается убить Лайру. Но пока все это происходит, чтобы выиграть время для находящейся в смертельно опасной ситуации героини, ее неубедительно (с точки зрения правды характеров) раскаявшиеся и воссоединившиеся родители создают диверсионный план. Великая манипуляторша и неистребимая сногсшибательная красавица миссис Коултер покоряет сердце регента Метатрона, который, при всем своем заявленном властолюбии и мудрости, оказывается сластолюбивым и наивным похотливцем, потерявшим разум от обычного женского кокетства. Он спускается в бездну, где лорд Азриель и его бывшая жена жертвенно прыгают на него и в яростной борьбе гибнут вместе с ним в бездонной пропасти.

Тем временем Лайра с Уиллом выбираются из гущи боя и попадают в почти идеальный буколистический мир, где в гармонии с природой живут разумные ромбовидные четвероногие существа с хоботом, катающиеся на колесах. Они освоили такой способ передвижения на заре веков по совету мудрого змея, данному их прародительнице: дескать, наденете колеса на ноги – и станете, как боги. Аборигены рассматривают этот разговор со змеем как величайшее благословение жизни всего народа, даровавшее ему способ передвижения, а с ним свободу и творчество. Их повседневная жизнь напоминает идеализированные описания быта американских индейцев – мудрых и наивных одновременно, идеально поддерживающих экологический баланс, но невинно страдающих от последствий деятельности белых колонизаторов.

В этом мире уставших и израненных детей поджидает ранее попавшая туда и уже освоившаяся на месте доктор Мэлоун. Четвероногие колесные сообщают ей, что во вселенной происходит катастрофа: по неясным причинам, скорее всего связанным с техногенным развитием человечества, из мира улетает разумная пыль, а вместе с ней – жизнь, радость и надежда на эволюционное развитие. Более того, в мире, где живут бедные невинные аборигены, от недостатка пыли стали вымирать гигантские деревья, производящие колеса, и симпатичные четвероногие разумные существа оказались перед риском лишиться средства передвижения, без которого они долго не протянут.

Доктор Мэлоун, бывшая монахиня, пробуждает у 12-летних подростков сексуальную страсть, и они, уединившись, совокупляются

Мэри Мэлоун, которой в новой драме искупления уготована роль змея (о чем ей заблаговременно сообщают ангелы из партии Ксафании), подробно рассказывает двум подросткам о том, как она, молодая монахиня, заглядевшись на научном конгрессе на коллегу-итальянца, впала в блудный грех, который привел ее к восстанию против Бога, после чего она утратила веру и выкинула свой крест в море. Фактически она излагает им историю религиозного обращения, но только с обратным знаком. Своим рассказом доктор Мэлоун растлевает детей, пробуждая у 12-летних подростков сексуальную страсть, и они, уединившись, в тот же вечер совокупляются. Так совершается новое грехопадение, мир обогащается, пыль остается в нем и начинает щедро опылять все существующее, а с ней появляется смысл жизни, рождается надежда и воцаряются свобода с творческим развитием и прогрессом. Армии погибшего лорда Азриэля побеждают полчища Царства Небесного. Бога больше нет, начинает строиться Небесная Республика, церковь унижена и ослаблена, во вселенной теоретически воцаряются мир и гармония. «Теоретически» – так как только что происшедшая великая драма остается незамеченной в мирах двух главных героев. Хотя внешне там все остается по-прежнему.

Однако юные любовники должны расстаться: жизнь вне своего мира истощает демонов, что чревато ранней смертью для их хозяев. Теперь перед преждевременно повзрослевшими подростками стоит великая задача: каждый из них в своей родной вселенной должен проповедовать новую веру: о том, что уготованное злым, но теперь уже несуществующим Богом жалкое посмертное существование можно преодолеть и раствориться в блаженном небытии, распавшись на атомы, которые станут частью окружающей природы. Для этого нужно так прожить жизнь, чтобы было о чем рассказать жадным до интересненького гарпиям. Такое впечатление, что англичанин Пулман каким-то образом ознакомился с навязшей в зубах у всех бывших советских школьников цитатой из коммуниста Николая Островского: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».

Герои книги Пулмана ставят перед собой ровно такую задачу. Только освобождение человечества, которому они посвящают свою жизнь, не социальное, а метафизическое, но такое же революционное. Впрочем, хрен редьки не слаще, и небытие остается небытием, как его ни идеализируй.

Выводы

Кадр из фильма «Золотой компас». Позади героя православные царские врата Кадр из фильма «Золотой компас». Позади героя православные царские врата

Автор объявляет себя атеистом, но на самом деле готов поверить во что угодно, кроме Христа

Мы видим, что автор хоть и характеризует себя как атеиста, на самом деле готов поверить во что угодно, кроме, разумеется, Христа, Который, кстати, ни разу не упоминается на страницах его книги. Даже когда христианская монахиня рассказывает о своей любви к Богу, она не называет Того, в имени Которого заключается сущность ее веры. Даже ранняя христианская мученица, заявившая в царстве мертвых, что ее обманули и что она напрасно пожертвовала своей молодой цветущей жизнью, не говорит, за Кого она претерпела мучения и пошла на смерть. Неверующий Пулман составил свое насквозь оккультное мировоззрение из обрывков древнегреческих мифов, гностицизма, современного шаманизма, викканства, симпатической магии и неоязычества, а также мормонизма, мунизма и учений прочих сект. Но стержень его фанатичной веры – люциферианство, выражающее себя в яростной ненависти к христианству. Как мы видим даже из моего весьма щадящего пересказа, в своей войне против Христа и Его Церкви Пулман доходит до крайних, чудовищных степеней богохульства. Хотя его книги и анонсируются как детская литература, они не только кощунственны, но и глубоко развратны, так что детей нужно ограждать от них, как от порнографии и матерщины. Интересно, что сам Пулман требует отменить все возрастные ограничения для литературной, кино- и аудиопродукции и позволить детям любого возраста читать, смотреть и слушать все, что им заблагорассудится.

Книги Пулмана анонсируются как детская литература, но они не только кощунственны, но и глубоко развратны

Говорят, что Филипп Пулман – примерный семьянин. Но эти его требования, вкупе с реализованными в трилогии болезненными педофильскими фантазиями, выказывают всю глубокую латентную извращенность ума бывшего детского учителя, ставшего модным писателем. Впрочем, закон духовной жизни остается непреложным: духовный блуд неизбежно перетекает в блуд физический, даже если в данном случае он происходит только в отравленном ненавистью ко Христу уме писателя.

Вернемся к названию книги: «Его темные материи». Кто же этот «он», чьи темные материи пересказывает Пулман? Сама пухлая (1018 стр.) трилогия не отвечает на этот вопрос. Но если мы вспомним, что сам писатель открыто называет себя принадлежащим к партии дьявола, то ответ напрашивается сам собой. Пулман пишет «евангелие от Люцифера», воплощая в литературный замысел всю ненависть к Богу того, кто вдохновил его на создание эпопеи.

Однако во всех богоборческих построениях Пулмана есть и убийственный для него комизм. Он яростно выступает против любой организованной религии, прикладывает невероятные усилия, чтобы развенчать и уничтожить ненавидимое им христианство, но при этом описывает механизм создания на его месте новой религии. Лайра и Уилл должны в течение всей своей земной жизни – каждый в своем мире – проповедовать новую веру, несущую людям конечное избавление. Очевидно, что в одиночку они не смогут этого сделать: им понадобятся ученики и последователи, которые будут рассказывать об их подвигах в разных мирах, нисхождении в царство мертвых и так далее. Но основатели новой религии – не вечны, их жизнь рано или поздно подойдет к концу, а значит, их ученики должны будут написать книги с главным содержанием их «благовестия», то есть своего рода «евангелия» от Уилла и Лайры. Возможно, при издании это «евангелие», как самую важную для его последователей книгу, переплетут в кожаный переплет, а текст наберут в два столбца и разобьют на главы и стихи. Возможно, адепты новой религии вскоре захотят начать отмечать тот день, когда дети вывели мертвых из подземного царства. Четвероногие аборигены из буколистического мира сообщили, что соорудят святилище в том месте, где бесконечный поток мертвых выходит на волю, чтобы совершить эвтаназию и блаженно раствориться в небытии. Наверное, позже должны будут появиться святилища и в других местах. В общем, за что Пулман боролся, на то он и напоролся…

И еще один важный аспект. В параллельном мире, в котором живет Лайра, всё заметно отличается от нашего мира. В Оксфорде располагаются не те университеты, что у нас, литературу и науку создавали другие писатели и ученые, многие страны и народы имеют иные наименования, Англия является полуостровом, соединяющимся с Голландией, «цыганты», в отличие от наших сухопутных цыган с их кибитками, кочуют по воде и живут на баржах и кораблях. Даже шоколад, марципан и электричество называются иначе. Церковь тоже другая с другой историей и другим названием. Но при этом Библия – наиболее яростно ненавидимая Пулманом книга – та же самая. И никуда Пулману от нее не деться. Этот факт лучше всего иллюстрирует тщетность деструктивных усилий очередного очарованного сатаной богоборца.

Александр Дворкин

1 июня 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Актер Джонатан Джексон: Небеса отверзлись. А я просто стоял Актер Джонатан Джексон: Небеса отверзлись. А я просто стоял Актер Джонатан Джексон: Небеса отверзлись. А я просто стоял Актер Джонатан Джексон: Небеса отверзлись, а я просто стоял
Победитель «Эмми» о пути в Православие и актерской профессии
В Православии я чувствую эту выходящую за пределы реальности красоту и общение с Богом, которые не променял бы ни на что другое.
А ты смотрел «Левиафана»? А ты смотрел «Левиафана»?
Дмитрий Соколов-Митрич
А ты смотрел «Левиафана»? А ты смотрел «Левиафана»?
Дмитрий Соколов-Митрич
«Левиафан»... О чем этот фильм? Да ни о чем. О том, что его автор очень хочет стать вторым Тарковским, да первый мешает.
«Золотой компас», <br>или Не все то золото, что блестит «Золотой компас»,
или Не все то золото, что блестит

Cвящ. Иаков Баглиен
«Золотой компас», <br>или Не все то золото, что блестит «Золотой компас»,
или Не все то золото, что блестит

Cвященник Иаков Баглиен
Снова в широкий кинопрокат и снова к великому празднику – на этот раз к Рождеству Христову – выходит очередной оскорбительный для христиан голливудский фильм.
Комментарии
Снежа Пушкарева26 января 2017, 21:42
Сорри, не уложилась в 300 символов, в фильме не улавливается мысль заложенная и раскрывающаяся по мере прочтения... Сколько прошло лет со дня выхода книги, и вот появилась статья... думаю вернусь после прочтения и оставлю свой комментарий... сколько однако негатива к Пулмену
Снежа Пушкарева26 января 2017, 21:39
На середине второй книги Пулмана, статью выше не стала читать, дабы самой по прочтении всех трех книг и продолжения их, понять что к чему
Ирина21 октября 2016, 07:18
Всегда с удовольствием читаю любой текст Александра Леонидовича. Но здесь слегка удивило высказывание, что и в описываемом мире "Библия – наиболее яростно ненавидимая Пулманом книга – та же самая. И никуда Пулману от нее не деться".В конце первой книги, например, есть цитата из тамошней Библии - вот она: " - И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть. Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете. Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что откроет человеку истинный вид его деймонов, и взяла плодов его, и ела, и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и увидели они истинный вид их деймонов,и говорили с ними. Но когда муж и жена познали своих деймонов, увидели они в себе большую перемену, ибо до сих пор были как одно с тварями полевыми и небесными, и не было между ними разницы. И они увидели разницу, и узнали добро и зло; и узнали стыд, и сшили смоковные листья, чтобы прикрыть наготу..." Ине кажется, лишь с очень большой натяжкой можно говорить, что это та же самая Библия. Тут же объяснение: "Так в мир пришел грех /.../, и стыд и смерть. Он пришел в тот момент, когда их деймоны приняли постоянный вид". Немножко другой первородный грех, правда, и смысл его другой? И отсюда развивает свою концепцию автор (правда, до того противоречивую и невразумительную, что сам в конце концов в ней запутался). Его задача как раз была - подменить представление о Боге в сознании читателей своим ну очень смешным персонажем. И выработать к нему соответствующее отношение. Почему такое возможно? От недостатка философской культуры у тех, кто читает. Если хорошо представлять себе идею Бога как таковую, то применить к Нему все эти смешные и дурацкие представления (что Он может обманывать, дряхлеть, впадать в маразм, что его можно убить или свергнуть и т.д. и т.п.) - просто разговора об этом бы не возникло. И в этом свете любопытна причина возобновления статьи. Популярность трилогии среди православных детей?... Возможно, кому-то из особо пытливых ребят не хватает убедительности в тех доводах, которые преподносятся им в воскресной школе? Может, стоило бы говорить о Боге - по крайней мере с теми, кто любит размышлять - с более философских позиций? Разум не должен простаивать и пребывать в угнетении - в чем, собственно, Пулман и обвиняет религиозные организации. Иначе пустое место, как мы видим, занимает другая "философия".
Сергей 9 июня 2016, 11:35
Вот только со словами Евангелие и Бог надо аккуратнее поступать, не использовать их так часто в связи с именами и смыслами темных учений.
Сергей 9 июня 2016, 11:22
Я, кстати, с Дворкиным согласен. Когда-то по тв увидел этот фильм (до этого вообще о нем ничего не знал), 10-15 мин. посмотрел, и у меня сложилось именно такое же впечатление. Далее и сам не стал смотреть, и дети тоже не стали.
Светлана 7 июня 2016, 21:26
Я тоже ничего не заметила,когда смотрела. Я вообще ничего не поняла после просмотра. Но если этот фильм скрывает такие тонкие смыслы,то это страшно и смотреть больше не буду и детям не позволю.
аля 7 июня 2016, 09:52
А мы смотрели этот фильм как обычную сказку. Ничего не заметили кроме приключенческого сюжета. Вряд ли дети что то заметят плохого, даже если оно там как то скрыто.
Сергей 6 июня 2016, 09:56
Пулман очередной раз подтвердил истину: "Сатана- обезьяна Бога". И ещё: Уж в который раз современная Россия представляет Западу образцы высокого искусства, а в нашу страну идут потоки помоев( литературных, анимационных и т.д.)
Светлана 4 июня 2016, 00:12
Александр Леонидович как всегда на высоте! Браво!
Иван Х. 3 июня 2016, 21:33
Как же мастерски должна быть написана книга, если протаскивает подобные идеи, да ещё и имеет популярность? Название детской книги "Его Тёмные Материи" вызывает первую ассоциацию с произведениями Лафкрафта, как минимум оккультное, а скорее прямо сатанинское. Как такое можно покупать детям? Сюжет, наверно, просто невероятно захватывает. Сегодня чтобы завлечь молодёжь, нужно обладать огромным талантом рассказчика. Проблема современных читающих молодых людей не в скудоумии, а в том, что молодёжь позволяет себе думать обо ВСЁМ на свете. Увы, человек - существо ленивое и предпочитает читать/смотреть что-то остросюжетное и будоражащее кровь. Малыши смотрят тупые яркие мультфильмы, например, "Маша и Медведь", кто постарше аморальные сериалы, где побольше крови и пошлости, зрелые люди смотрят сериалы попроще - про ментов и площадных девок, старшее поколение не пропускает ни одного выпуска "Пусть Говорят" и прочих программ, перемывающих грязное бельё. Рекордный кассовый сбор за историю российского кино - фильм "Горько". О чём ещё говорить? Люди надеялись, что без цензуры мы резко поумнеем и станем различать добро и зло. Но вместо этого воцарилась витиеватая удобоваримая пустота. И на книжной полке царят Акунины, Маринины и многочисленные "Оттенки серого". Сохранились ли хранители ушедшей эпохи высокого Искусства? Нет. Они сейчас смотрят телевизор вместо книг...
Александр 3 июня 2016, 19:55
После просмотра этой статьи меня потянуло посмотреть сам фильм - не слишком ли много на этом сайте рассматривания зла - плохой от этого эффект.
Ирина 3 июня 2016, 18:53
Вообще не поняла: из-за чего столько страсти? Если подходить строго, то 80% классической литературы надо предать анафеме с амвона. Нормальный человек посмотрит этот фильм и благополучно забудет. К чистому грязь не прилипнет.
Андрей 3 июня 2016, 15:57
Наше телевидение купило этот "фильм" (не помню сейчас, какой канал). Могу предположить, что продали дёшево, иначе как объяснить покупку такого "шедевра"? Фильм смотрел в пол глаза, не понравился он мне. Столько накрутили спецэффектов на пустом месте. Фантазии явно бредовые, как сказал один человек "бред сивой кобылы". Первое, что насторожило это нелепое название фильма, - "Золотой компас". Автор имел компас явно испорченный (нормальный компас имеет магнитную стрелку из железа, не из золота, золотой компас приводит к гибели и заблуждениям). Если бы не бдительный отец Александр (спасибо ему и слава Богу), никогда бы в этой подделке под фэнтази не увидел ни идеи ни смысла (видимо, в первой части была другая задача у автора, заинтриговать, вызвать интерес и любопытство, что бы захотели узнать что будет дальше, идеи там ноль), но и правда, что и в голову не пришло бы пытаться читать эту бессмысленную трилогию. А вот за другого человека, менее искушённого (как бы странно не звучала эта фраза, но именно так и есть) не поручился бы. Реклама делает своё дело, люди книги покупают всегда сначала услышав о них. Гораздо опаснее для нашей души авторы, которым действительно удаётся вызвать сильный интерес. Люди талантливые. Пулман таковым автором не является. Эти же не на далёком континенте, они среди нас. И что тут делать? Те кто нуждается в спасении от подобных "идеологов" воинствующего атеизма (читай сатанизма), если и прочтут комментарии и статьи людей духовных, таких как отец Александр, то не примут их, поскольку не хотят Бога. Ведь что такое атеизм воинствующий? Это ведь не только отрицание Бога, главное, это его не принятие, - борьба с Ним (как безумно это ни звучит, но это так). Это не значит, что не нужно писать и выводить на чистую воду такие "произведения". Это значит, что мы, все, кто имеет зрение, тоже должны занять более активную позицию. Не навязчиво разъясняя запутавшимся в сетях людям, что на самом деле есть ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ. Нужно освещать, святить везде где только можно, а не только в "здании где молишься". Тогда ни какая ложь, для которой нужны сумерки, нас не победит, не прельстит и не заморочит.
Игорь 3 июня 2016, 04:19
Помнится, я еще подростком узнал, что Католическая церковь до сих пор составляет списки запрещенных книг. Тогда я подумал нечто вроде: "Вот маразм-то!", а сейчас уже так не считаю. Есть книги для взрослых, есть для детей, есть для тех и других одновременно, как например, "Властелин колец" Толкиена, а есть книги-яд, которые надо "забрать и сжечь". А лучше не издавать вообще.
Алексей 2 июня 2016, 20:55
Спасибо за статью. Здорово,что есть люди, которые могут анализировать и объяснять другим
Дмитрий 2 июня 2016, 19:02
Лариса Воронина: "Хочу спросить молодых читателей: молодёжь, неужели это действительно интересно? Не в обиду! Просто хочу разобраться в современных вкусовых предпочтениях. Мы-то, совки, выросли на классиках..." Боюсь, Ваш вопрос останется без ответа, т.к. абсолютное большинство среди молодёжи кроме пабликов в соц. сетях вообще ничего не читает и уж точно не заглядывает на этот сайт. На этот вопрос можно найти ответ самостоятельно, полистав сайты книжных он-лайн магазинов (litres.ru, например) и просто пройдясь по книжным магазинам на улицах Вашего города. Спрос рождает предложение; очевидно, большинство ассортимента составят фэнтези, книги из серии "S.T.A.L.K.E.R", "Технотьма", "Метро", прочая боевая фантастика (космическая в том числе) и подобный шлак.
Андерй 2 июня 2016, 17:49
Напишу, что часто мы православные наделяем по устроению Божию своих врагов уважением к ним. Поэтому и дьявол у многих православных как бы на равне с Богом, хотя он только его падшее творение. Мое мнение, что есть мир Царства Небесного а есть кабалистическое(точнее закабаленное) общество (т.е. как бы общество существующее в кабалах бесов). В сообщество попасть не сложно, а вот выбраться только - исповедь и причастие. Так вот. Мир описанный в книге - э то "мир" закабаленного общества, который и жевет той самой пылью ( а точнее эротическими силами) падения чистых юных еще Божиих детей, так как остальная энергия людей уже смешена по составу души с пошлой историей грехов соврешенных ( даже в мыслях соучастием ), как отпечаток частей дьявола на челе. Писатель описал мир в котором живет, он не может понять нашего небесного мира, и книга может принести в дом только дух соврешенный автором. Простите меня.
олег 2 июня 2016, 14:18
браво Александр Дворкин!Спасибо что разобрали это жиденькое чтиво по косточкам! И родителям обьястнили .спасибо.
Лия 2 июня 2016, 13:11
Кирилл 2 июня 2016, 12:00 9 лет прошло с момента показа фильма, а статья вышла вчера.. -------- Прочитайте первый абзац статьи и перейдите по ссылке. Первая публикация 5 декабря 2007 г. А потом прочитайте второй абзац, увидите что заставило сектоведа А.Дворкина дать рецензию на книги. ---Ну и так далее.
Кирилл 2 июня 2016, 12:08
9 лет прошло с момента показа фильма, а статья вышла вчера..
Лариса Яковлева 2 июня 2016, 11:33
Книгу не читали. Фильм не смотрели. Какая удача - наткнулась на статью Дворкина. Прочитала, потому что знаю, что он плохо не напишет. Статья замечательная! Хоть будем знать, что в мире происходит: очередной чудик Пулман со своей шизухой прорезался. Ещё и кино успели снять. Дурное дело не хитрое.
Лариса Воронина 2 июня 2016, 10:00
Хочу спросить молодых читателей: молодёжь, неужели это действительно интересно? Не в обиду! Просто хочу разобраться в современных вкусовых предпочтениях. Мы-то, совки, выросли на классиках, и по мне сюжет - бред сивой кобылы... Совершенно неважные вещи превознесены до небес: пыль [ну, конечно, это же неиссякаемый источник коллективного разума! Нет уборке!], будете как боги, катаясь на деревянных колёсах [чуть не рассмеялась в голос, когда читала. А пешочком пройтись? Жизнь на колёсах?], китайские палочки [это те, что «орёл» тире, а «решка» пунктир?], а термоядерное оружие, наводящееся при помощи магии – это вообще анекдот :)... Реально, сейчас такое читают? И нет желания свериться с источниками? По тому же оружию, мальчишки?.. Автор уверен, что проверять всё равно не станете! Да он вас за «лохов» держит, «тюхает» вам «лажу»! P.S.: может на эмоциях слегка преувеличено, но суть вопроса та же – вам нравится, когда вас за глупеньких считают?
Екатерина 2 июня 2016, 09:28
Вы уже печатали подобную статью.И мне кажется большинство детей и взрослых не поняли основной замысел фильма, про книгу не знаю,не читала. Так вот зачем привлекать внимание к таким бредовым произведениям?снова и снова все пересказывать да разжевывать,а как там было на самом деле?люди посмотрели и забыли, никто ничего и не понял. Снято как красивая сказка и все. Не надо разжигать интерес к подобным вещам.
Ольга 2 июня 2016, 09:14
Нас в кинолекторий на этот фильм в школе водили в классе 5-6. Тогда, правда, я не поняла антихристианского замысла. Помню даже, что очень мне понравилось единение людей с животными. Эта статья открыла настоящий замысел. Спаси, Господи, её автора Александра!
Макс 2 июня 2016, 09:10
Это заказная книга. Информационная обработка к войне. Она идёт уже лет 20, если внимательно отслеживать. Что лично автору сделали русские и почему именно русские? Почему не китайцы? Заказ! Говорят, он примерный семьянин, но откуда столько злости? Так ненавидеть за деньги тоже можно! А за деньги и славу вдвойне.
Татьяна 1 июня 2016, 21:54
Спасибо Александру Дворкину за анализ этого произведения (простите, братья и сестры, хочется написать другое слово). Кое как дочитала до конца ( ради детей, чтобы было чем аппелировать в разговоре с ними). Слава Богу, что фильм не приобрёл известности! Слава Богу, что моя дочь, любительница фантастики и зрелищных фильмов, не столкнулась с ним в интернете. Чудовищно!
Татьяна Грошева 1 июня 2016, 21:50
Спасибо за поднятую тему,сами попались на этот фильм.Но прошу образованных и умных православных христиан-авторов,Вашу статью нельзя читать детям и подросткам.Её можно пересказывать своими словами,что снижает эмоциональную и независимую оценку автора статьи этой книги, для детей очень важно именно мнение "чужого".Такое подробное описание сюжета,вызывает желание читать "самому",а не отвращает.Церковно-славянский язык богат формами описания пороков человеческий,не вызывая отвращения у родителей,которые хотят предостеречь своих детей.Дорогие авторы статей,спаси Господи Вас за труды,давайте учиться общаться целомудренно!
Мария 1 июня 2016, 21:28
Прочитала статью, потому что прекрасно знаю эту трилогию. С увлечением поглотила её лет в 12. Очень понравилось. Слава Богу своим детским умом не поняла скрытого смысла.
Олег Абрамович 1 июня 2016, 21:12
после просмотра фильма и чтения данной книги все понятно, но хорошо, что есть такие люди как Дворкин, которым есть интерес и желание все воплотить на бумаге, благодарю за статью
Юлия 1 июня 2016, 18:37
Мы смотрели этот фильм с дочерью:он достаточно красочен, героиня смела и отважна, спасает друга.Я даже объясняла дочери, что зверьки, так крепко связанные с детьми, это вроде как ангелы, без которых человек становится бездушным "зомби". Книгу не читали, теперь и не будем. Спасибо автору за разъяснения.
Tiya 1 июня 2016, 17:02
Даже не имея представления о христианстве, можно заметить, что книги Пулмана поразительно, какие злые. Читая их в подростковом возрасте, будучи невоцерковленной, еле дотянула до начала последней части. При том что на волне поттеромании зачитывалась подобной литературой. Там ведь практически ни одного положительного героя: агрессивные, своенравные, лживые, лишённые обычного состорадания, да просто совершенно беспричинно злые! Автор действительно пропагандирует: мир жесток – и это норма, это идеальное его состояние, которое и должно быть, к которому каждый должен стремиться, это – настоящая свобода! Лгун – хорошо. Убийца – да просто идеально, значит, с тобой можно быть спокойным (там прямо такой момент и описан). Единственный неагрессивный относительно невинный персонаж, которого могу вспомнить – друг главной героини, безвольный мальчик-жертва, во всём полагающийся на сильную представительницу женского пола, закономерно погибающий в конце первого тома, как не прошедший естественный отбор. Кому как, конечно, но душа просто не выдержала под конец такого обилия грязи стандартов выживания в современном бездуховном обществе, особенно когда дело в фильме дошло до русских. Хотя у меня были друзья, благополучно проглотившие и ассимилировавшие в организме все три части. Я же до сих пор не понимаю, как такое прошло в печать на детские полки. Автор даже не пытается завуалировать собственную невразумительную теорию прекрасного, как это часто делается, новыми идеями на избирательной почве понравившихся нравственно-приемлемых старых. Он тупо и открыто прёт тараном на обычные человеческие ценности, утверждая, мягко говоря, странные и агрессивные свои. Именно эта злость по мне так просто доказывает, что он болен некими комплексами сформировавшими совершенно уродливую парадигму моральных установок. Жалко и такого человека, и ещё более те неокрепшие умы, которые он сумеет уловить благодаря распространению своих произведений(
Игорь 1 июня 2016, 16:55
Удивляться нечему. Без Господа человеческий мозг деградирует и вырождается в голый центр инстинктов, как у рептилии и уже не способен не только на адекватную, но и на мысль как таковую.
тамара 1 июня 2016, 16:45
Господи ,спаси и помилуй нас. Милые родители ,интересуйтесь,что смотрят ваши дети,чем интересуются??? ужас и страх один. Александр Леонидович,спаси Вас ,Господи,за наше вразумление. Храни Вас Бог.
Нона 1 июня 2016, 15:19
Какой ужас! Спасибо большое, что предупредили, увы я знаю много детей, которых никто не предупредил... А потом вы говорите, что мол молодёжь не та... Мы сами виноваты, эти фильмы и книги должны или запрещаться на гос. уровне или наши дети только взглянув на сюжет должны корчиться со словами: "Глупость!". Хотя я понимаю, что для подростков это не реально, следовательно напрашивается вывод: родители не могут быть равнодушными! Простите если резко, но какой же это кошмар, как это вредно для тонких, ещё совсем юных сердечек!
евгений 1 июня 2016, 15:06
Жалкая книжонка сумасшедшего человечка(Пулмана). Таковы пророки нынче в некогда великой Христианской цивилизации(имею в виду Запад в целом). О времена,о нравы. Спаси и сохрани,Господи+++
Светлана Губочалая 1 июня 2016, 15:01
Спасибо Александру Дворкину и редакции!
Лия 1 июня 2016, 14:50
А когда-то самой "прогрессивной" книгой считалась "Мастер и Маргарита" М.Булгакова... Что будет если любой сумасброд решит стать писателем и обогатить нас своей "мудростью"? Раньше бы такого изолировали от общества и лечили. А сейчас они творят, что хотят, да еще и пользуются почетом.
Светлана Стрельникова 1 июня 2016, 14:45
Даже и не знала о такой трилогии и о таком фильме. И Слава Богу, что обошло стороной меня и моих близких. Но статья очень интересная и нужная, спасибо автору. Зарубежные фильмы не смотрю уже давно и их новинками не интересуюсь, может поэтому и не знала. Нет в их фильмах ничего хорошего.
Ксения 1 июня 2016, 14:10
Посмотрела фильм (он по первой части книги), понравился. Прочитала книгу. Только со второй части начала подозревать что-то не то.. Дочитала до конца с противоречивыми мыслями: "о как повернул то.. а книжка не проста.." Долго, видимо, до меня доходило о чем это.. Недавно подумалось показать фильм 12-ти летнему сыну. По моему мнению, в нем кроме фэнтези особо-то и не понятно, что скрыто. Ну, сказка, ну и что.. А теперь почитала эту статью. Не буду сыну этот фильм показывать. Однозначно.
Кира Кошкина 1 июня 2016, 14:01
Спасибо за статью. Неужели этот фильм в России демонстрируется?
Elena 1 июня 2016, 12:57
spasibo za material, oceni poznavatelino, no u nas bolisaia problema v Italii, k sojaleniu v scole deteam sposobstvuiut razvratu i polnaia svoboda v vibore filimov, daje na lectiah, pornografii, informazia o vseh vidah narkomanii i kak oni prinimaiutsea ( konecino vseo v "predosteregaiusei"forme). Rezulitat oceni placevnii. Nadeiusi cito vashi statii i sait mojno kakim nibudi obrazom perevoditi i na drughie iaziki,cito istina mogla dohoditi i do nas.
Ольга 1 июня 2016, 12:53
"Пулман не верит в Бога, по крайней мере, он заявил об этом бесчисленное количество раз". Никакой Пулман не атеист. Он верит, еще как верит, но верит и НЕНАВИДИТ.
Елена Левшова 1 июня 2016, 12:15
Спасибо за статью. Всегда с большим интересом читаю статьи о новых книгах, фильмах, мультфильмах и пр. Хочется уберечь детей от всей этой мерзости, а информации, которой можно доверять кроме как на Православие.ру найти негде. Низкий поклон автору.
Лариса Воронина 1 июня 2016, 11:52
Вот это бредя-а-тина (я о книге)... К слову, подобные "шедевры синематографа" не редкость (на вскидку могу назвать с пяток). Создание их явно кто-то спонсирует. Радует одно - они все провальные.
Юлия 1 июня 2016, 11:32
Благодарю Александра Дворкина и редакцию "Православие.ру" за статью! Действительно - предупрежден, значит вооружен!
кветкин андрей 1 июня 2016, 11:22
Как дивен Бог во святых Своих,так ужасен сатана в рабах своих. Даже коротко читать этот бред - тяжелое занятие.Храни Боже детей наших от сетей диавольских.
Анна 1 июня 2016, 11:19
С интересом в детстве прочитала всю подаренную мне трилогию, только к концу поняв, что это за книга и о чём она на самом деле. Спасибо бабушке, что с детства водила меня в храм и занималась со мной православным просвещением: эта трилогия не произвела на меня настолько масштабного губительного влияния, насколько могла.
Ольга 1 июня 2016, 10:54
Огромная благодарность и низкий поклон автору за статью и за активную позицию непримиримости со ЗЛОМ во всех его проявлениях. Помоги Господи!!!
Ирина 1 июня 2016, 10:51
Хммм, очень занятно! О такой книге и фильме не слышала, но самое интересное в этом всем - можно понять уловки, которые использует современный мир (ну или мир дьявола), чтобы отвлечь людей от Бога, исказить представление о духовном... Прямо хрестоматия какая-то! Спасибо за статью, замечательная!
Максим Сафронов 1 июня 2016, 10:00
Фильм прошел для меня незамеченным. О существовании произведения только догадывался. Но. Предупрежден- значит вооружен! Спасибо.
Анна 1 июня 2016, 09:22
Спасибо большое автору и редакции! помоги нам, Господи, оградить детей!
Ольга 1 июня 2016, 09:17
Спаси Господи за статью, а то бы еще заинтересовались всей это невообразимой глупостью и сумбуром. Вразуми, Господи, автора этого "романа", чтобы он осознал таки весь трагизм своего существования и нас грешных помилуй.
Погорелов Юрий 1 июня 2016, 08:47
В свое время случайно начал смотреть кино и поразился насколько хитро замаскирована антихристианское в этом фильме. Не говоря о том, что главная героиня не слушает никого, проявляет совершенный эгоизм. Досмотрел до сцены разрушения иконостаса и выключил. Родители, пожалуйста, не давайте детям смотреть неизвестные вам фильмы и читать книги, о которых вы ничего не знаете!
Светлана 1 июня 2016, 08:12
Мы всей семьёй смотрели этот фильм,купившись на красочную рекламу и описание,но увидев как медведь проламывает иконы святых,всех этих дамонов,дальше смотреть не стали.Мы все были в шоке от того что такое вообще может быть снято,а я ещё и от того что в фильме снимались такие знаменитые актеры.Этот фильм сплошная ложь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×