Сотворение человека

Беседы на Книгу Бытия. 2: 1–25

Есть ли основания считать, что в Книге Бытия утверждается почитание субботы? Почему заблуждаются «Свидетели Иеговы», учащие, что душа человека в его крови? Зачем Бог творит Еву из ребра Адама?

Благословение седьмого дня Благословение седьмого дня

Здравствуйте, уважаемые читатели и зрители портала «Православие.ру». Мы продолжаем с вами цикл бесед на Книгу Бытия Священного Писания.

На прошлой встрече мы разбирали 1-ю главу Книги Бытия, в которой говорится о творении этого мира. Сегодня мы рассмотрим, как был сотворен человек, – об этом сказано во 2-й главе. Но прежде разберем первые стихи главы 2 и связанный с ними важный вопрос о дне субботнем.

Какой день недели чтить?

Во 2-й главе Книги Бытия сказано:

«Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2: 1–3).

Как видим, седьмой день в Священном Писании выделен особым образом. Почему? Сам контекст Книги Бытия это объясняет: это был день завершения творения мира. И седьмой день являлся в Ветхом Завете всего лишь именно памятником творению. И уже только в законе Моисея, в 4-й заповеди, говорится: «Помни день субботний, дабы святить его… Не делай в оный день никакого дела ни ты, ни раб твой, ни рабыня твоя… ни пришелец в доме твоем» (Исх. 20: 8; 10).

Но Господь заключает Новый Завет в Крови Своей, преподавая Чашу Евхаристическую. И у апостола Павла во 2-м Послании к Коринфянам мы читаем: «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5: 17), – тот новое творение. Прежнее прошло, теперь всё новое.

Почему я обращаю внимание на это? Существует такая неопротестантская группа, как адвентисты 7-го дня, которая, ссылаясь на тексты Священного Писания, но глубоко заблуждаясь, говорит: новозаветным христианам следует почитать именно субботний день – и совершенно отрицает празднование дня воскресного.

Мы почитаем день субботний, а Воскресение Христово празднуем

Заметим, что Православная Церковь никогда не отменяла почитание субботнего дня. Мы почитаем день субботний, а Воскресение Христово празднуем – это надо помнить.

Господь Иисус Христос в Священном Писании, в Евангелии от Иоанна, нас предупреждает: «Исследуйте писания, ибо думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39). Как видим, братья и сестры, исследование Писания – это дело не праздное, это вопрос не просто умствования и философии. От того, насколько тщательно и внимательно мы его исследуем, зависит наша вечная участь, по слову Самого Христа Спасителя. Повторю их еще раз: «Исследуйте писания, ибо думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне».

А о каких писаниях здесь говорит Господь Своим ученикам? – О писаниях Ветхого Завета. И как сказано у апостола Павла, «всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для наставления и для исправления в праведности» (ср.: 2 Тим. 3: 16).

Душа и… кровь

Творение Адама Творение Адама
Обратимся вновь к тексту Книги Бытия:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7).

Мы видим, что Бог творит человека особым образом, не так, как мир. Ранее Он повелевал, когда говорил земле: «Да произрастит», когда говорил воде: «Да произведет», когда говорил земле: «Да произведет земля душу живую, пресмыкающихся и животных». Человека Бог творит особым образом. Мы уже вкратце касались этого вопроса, когда читали 1-ю главу, в 26-м стихе которой говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Здесь, во 2-й главе, мы узнаем подробности о творении самого человека и его души: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою», – и, как сектовед, я обращаю особое внимание на эти слова.

«Свидетели Иеговы» глубоко заблуждаются, считая, что при переливании крови идет «переливание души»

Почему? Потому что есть секта «Свидетели Иеговы», которая неправильно отвечает на вопрос о том, где же находится человеческая душа. Они, ссылаясь на 9-ю главу Книги Бытия (которую мы с вами, если Господь позволит, рассмотрим в дальнейшем), говорят, что якобы душа человека находится в крови, поэтому запрещают переливание крови. Сделаю отступление и расскажу такой случай. В Центр преподобного Иосифа Волоцкого по реабилитации людей, пострадавших от сект (он находится при храме Преображения Господня в Старом Беляеве; в этом центре я провожу прием каждый вторник с 15 до 19 часов), как-то пришел папа, у которого погибла дочь. Он был «свидетелем Иеговы». Их семья ехала на машине и попала в аварию. Дочь с тяжелейшими травмами отвезли в больницу, в отделение реанимации. Пострадавшая потеряла много крови, нужно было делать переливание. Но в больницу приехал старейшина «Свидетелей Иеговы», сел возле двери операционной и запретил переливать девушке кровь, говоря: «Ни в коем случае нельзя вливать чужую кровь. Положитесь на Иегову, Иегова вам поможет». Девушка погибла.

«Свидетели Иеговы» глубоко заблуждаются, считая, что при переливании крови идет «переливание души». Обвиняют нас в том, что мы чуть ли не некоей реинкарнацией занимаемся – туда-сюда «души переливаем». Это полная нелепость! Душа не в крови! Мы видим, что в Библии о душе говорится совершенное иное. Кстати, вскоре после того трагического случая «Свидетели Иеговы», у которых есть такое понятие, как «прогрессирующее откровение», поменяли свою доктрину и стали учить, что плазму, то есть заменитель крови, переливать можно.   

Где же исток этого заблуждения «Свидетелей Иеговы», которое приводит к тому, что многие люди, не пройдя до конца свой жизненный путь и не придя к покаянию, погибают для этой жизни и для жизни вечной?

Только о животных в 9-й главе Книги Бытия говорится, что душа их содержится в их крови

Дело в том, что в иврите есть три слова со значением «душа»: «нэфэш», «нэшама» и «руах». Слово «нэфэш» употребляется в Библии при рассказе о том, как Господь вдунул в человека дыхание жизни; и никогда в Священном Писании оно не употребляется применительно к животным. И только о животных в 9-й главе Книги Бытия говорится, что душа животных содержится в их крови.

«Плоть от плоти, кость от кости»

Сотворение Евы Сотворение Евы

Но читаем главу 2 Книги Бытия далее:

«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15).

Бог создал для человека все условия благополучия, у него не было никакого недостатка в чем-либо. Это, можно сказать, то, к чему стремится современный наш мир, – получение всех возможных благ. И первой семье, Адаму и Еве, Бог при этом сказал: вы не можете вкушать от древа познания добра и зла.

Читаем:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2: 16–17).

Почему такой запрет? Потому что было неполезно людям практически познавать, что такое зло. Теоретически они знали, что такое зло, но практически не должны были познавать. Как и сегодня, к сожалению, человеку для того, например, чтобы знать, что нельзя убивать, нужно обязательно убить, чтобы узнать, насколько это плохо.

Читаем далее:

«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2: 19–20).

Один из греческих философов сказал: самый мудрый человек на земле был тот, который дал всему названия и имена. Действительно, насколько нужно было быть совершенным, чтобы назвать всё так премудро!

Но человеку нужен был помощник, чтобы возделывать и хранить рай, а среди животных такового не нашлось.

И потому, как читаем дальше:

«И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника соответственного ему» (Быт. 2: 18).

Бог создает Еву из ребра, потому что ребро ближе к сердцу

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и птиц, жену же Адаму сотворил из его ребра. Почему же из ребра? Вот есть такое фольклорное «объяснение»: мол, потому, что ребро – это единственная часть скелета, в которой нет мозга. Конечно же, это досужие домыслы. Бог создает Еву из ребра, потому что это самая близкая часть к сердцу мужчины. Если бы, например, Господь создал Еву из черепно-мозговой кости, то женщина могла бы возгордиться и сказать: «Я – твоя голова». Если бы Господь создал, например, из пятки, то уже муж бы сказал: «Ты вообще моя пятка». Но Господь создает из ребра – самой близкой части к сердцу человека.

И когда Адам увидел жену, которую создал ему Бог из ребра его, то, как читаем:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2: 23).

«Плоть от плоти», «кость от кости» – какой поэтический образ! Да тут, действительно, стихотворная форма. Поэтому, когда наступает весна, не надо удивляться тому, что мужчины и молодые люди читают стихи и поют песни женщинам.

Все люди произошли от Адама и Евы, и это факт той единой природы, которая объединяет всех человеков.

Итак, как видим, Бог творит этот мир весьма хорошо, Он творит его за шесть дней, особым образом Он творит человека, творение которого отличается от творения животных и растений. И мы видим, что нигде в Священном Писании не говорится, что душа человека пребывала где-то до сотворения мира. Это ответ тем людям, тоже заблуждающимся, так называемым неоплатоникам и неоиндуистам, последователям Рерихов, Блаватской, которые говорят о том, что якобы душа была где-то, а потом она каким-то образом вселяется в человека. Это, повторю, заблуждение. Душа человека возникает в момент сотворения человека. Точно так же, как душа ребенка возникает в момент зачатия ребенка.

***

Братья и сестры, как важно исследовать Священное Писание! И Господь Иисус Христос наставляет – повторю эти слова еще раз: «Исследуйте писания, ибо через них думаете иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне». Любое заблуждение при чтении Священного Писания приводит человека к погибели, поэтому будем внимательны. И будем поступать так, к чему призывает апостол Павел: «Не сообразуйтесь с веком сим, а преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2). Видим, что для того, чтобы принимать и воспринимать Священное Писание в присущем ему свете, в Духе Святом, необходимо углубиться в знания отцов Церкви и в текст самого Священного Писания, чтобы не попасть на пути заблуждения и не отпасть от пути спасения.

Спаси, Господи.

Андрей Солодков

23 июня 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Любящим Бога всё содействует ко благу (Беседы на кн. Бытия) Любящим Бога всё содействует ко благу (Беседы на кн. Бытия)
Андрей Солодков
Любящим Бога всё содействует ко благу (Беседы на кн. Бытия) Любящим Бога всё содействует ко благу
Беседы на книгу Бытия, 12: 1–20
Андрей Солодков
Какие уроки доверия Богу мы находим в Книге Бытия? Зачем Аврам пошел в Египет? И как относиться к тому, что он выдавал свою жену Сару за сестру?
Падение вавилонской цивилизации (Беседы на кн. Бытия) Падение вавилонской цивилизации (Беседы на кн. Бытия)
Андрей Солодков
Падение вавилонской цивилизации (Беседы на кн. Бытия) Падение вавилонской цивилизации
Беседы на книгу Бытия, 11: 1–32
Андрей Солодков
О том, что прежде всего должен преобразовывать человек – окружающий мир или себя самого, о кровавых звездных богах Вавилона и их «влиянии» на современную жизнь, о единстве богопротивном и единстве в Боге.
Причина гибели допотопной цивилизации Причина гибели допотопной цивилизации
Андрей Солодков
Причина гибели допотопной цивилизации Причина гибели допотопной цивилизации
Беседы на Книгу Бытия, 6–8
Андрей Солодков
Почему «раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Быт. 6: 6)? Что прообразует собой построенный Ноем ковчег? Как святые отцы толкуют его устройство? Каково первое деяние Ноя после спасения, и чему оно учит нас?
Всякое ли служение угодно Богу? (+ВИДЕО) Всякое ли служение угодно Богу? (+ВИДЕО)
Андрей Солодков
Всякое ли служение угодно Богу? (+ВИДЕО) Всякое ли служение угодно Богу? (+ВИДЕО)
Беседы на книгу Бытия. 4
Андрей Солодков
Почему Бог не принял жертву Каина? Что значит вопрос Господа: «Где брат твой»? И зачем Каин строит город?
Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО) Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО)
Андрей Солодков
Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО) Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО)
Беседы на книгу Бытия. 3:1-9
Андрей Солодков
О том, как красота и превосходство становятся губительными, о змее с лапами и походкой верблюда, в чем подвох вопросов сатаны к Еве и почему всевидящий Бог спрашивает Адама: «Где ты?»
Как Бог творил мир (+ВИДЕО) Как Бог творил мир (+ВИДЕО)
Андрей Солодков
Как Бог творил мир (+ВИДЕО) Как Бог творил мир (+ВИДЕО)
Беседы на Книгу Бытия
Андрей Солодков
Какой свет творит Бог в первый день творения? Что надо понимать под твердью второго дня? Как объяснить критикам Библии, почему растения появляются прежде Солнца? Что было образом Божиим в сотворенном человеке и что подобием?
Отрекалась ли наука от Бога? (+ВИДЕО) Отрекалась ли наука от Бога? (+ВИДЕО)
Андрей Солодков
Отрекалась ли наука от Бога? (+ВИДЕО) Отрекалась ли наука от Бога? (+ВИДЕО)
Беседы на Книгу Бытия
Андрей Солодков
А. Эйнштейн: «Обычное представление обо мне как об атеисте – большое заблуждение. Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть человеком религиозным».
Комментарии
Валентин Армянский28 ноября 2016, 20:49
"....что многие люди, не пройдя до конца свой жизненный путь и не придя к покаянию, погибают для этой жизни и для жизни вечной?.." Уважаемый Андрей, с интересом читаю Ваши статьи, большое спасибо за них! Но вот эта цитата, приведенная мною из текста....Смотрите, начало и конец жизненного пути каждого человека в руках Божиих, на Нем Всеблагом стоит вселенная и утверждаются жизни каждого человека, все в Его руках. Господь Всеблагой, Господь есть Любовь, Он принял за нас смерть крестную, прощал грехи не за дела наши (за дела мы никогда не оправдаемся), а по милосердию к нам, неразумным. Вы пишете, что девушка погибла для жизни вечной...Откуда такая уверенность? Да, Господь взял ее жизнь и еретики-Иеговисты немало поспособствовали тому, чтобы обстоятельства сложились именно так. В данном случае еретики занлись искушением Господа, помните: стань на крыло храма и бросься вниз, Ангелам Своим заповедует и вознесут тебя и т.п.? Человек стремительно теряет кровь, а иеговист уверяет, что Иегова поможет....Провокация, как минимум. Но я не только об этом. Как бы там ни было Господь был подле той несчастной девушки в реанимации отдавшей дух в руки Его. Господь Вездесущ, а тем более подле тех, ради которых Он когда то сошел с небес. Я не могу себе представить ситуации, когда мы, грешные безусловно сопереживая гибели этой девушки считаем себя святее Господа Бога произнося слова, что она оказывается, "ПОГИБЛА для жизни вечной..." Как то непонятно получается: это что, же мы пытаемся наделить своими РЕАЛЬНЫМИ качествами Бога, а РЕАЛЬНЫЕ Божественные (милосердие) приписать себе? (лицемерные причитания, мол, ай-яай-яай, жалко,мол, как девушку, такая молодая, а ушла, а жаль, погибла, мол, погибла и для жизни вечной в том числе, да не мы закон этот придумали, Бог вот так положил....) Неправильное это толкование, а для нынешних неискушенных душ толкование вредное, способное вогнать в уныние. Да, за гробой доской нас всех ждет Суд, и я серьезно очень грешный человек трепещу если честно и знаю, что по всем статьям мне не светит, без позерства и лукавства говорю, и чем больше осознаю Каков чист и прекрасен наш Господь, настолько же много осознаю собственную мерзость и недостоинство....Но при всем при этом, я люблю Его таким Святым и Любящим, таким каков Он есть, я восхищаюсь Им и верю в Его бесконечное милосердие и Любовь. Мы не в праве отнимать надежды у людей, мы не в праве неосторожными словами наделять Господа качествами, которыми Он не обладает.
Андрей Солодков 12 июля 2016, 05:57
Здравствуйте Семен Семенович. Да, видео перезапишут, как сказали организаторы этого цикла лекций-бесед и разместят на сайт.
Семён Семёнович28 июня 2016, 19:35
Андрей Иванович, вечер добрый! Спасибо за беседу. Будьте добры: планируется ли видео этой беседы, как двух предыдущих? Спасибо.
Андрей Солодков28 июня 2016, 17:33
1. Уважаемому без имени. По поводу кровяной колбасы. Православный человек знает постановление Иерусалимского собора и воздерживается от ее вкушения. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого,в оздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавлены и блуда...(Деян.15.28-29) 2.Что касается Юнгерова и понятия о душе в В.З. и Новом. Юнгеров в своей работе на которую вы указываете, рассуждает о человеческом влиянии и человеческих идеях на пророков Божиих. Но они были выше человеческого, поэтому и были пророками. В Ветхий Завет по слову ап. Павла лишь ...детоводитель ко Христу. ( Гал. 3. 24 ). В этом смысле вся полнота откровения о смерти и бессмертии открылась людям после Воскресения Христова. Но уже в Ветхом Завете мы видим откровение о бессмертии. Ссылка на Юнгерова, вырванная из контекста не совсем корректна. С точки зрения христианской антропологии человек изначально не был необходимо смертен: смертность связана со злоупотреблением свободой и имеет случайный характер. В Священном Писании говорится: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть... (Прем.2:23-24). Бог не сотворил смерти. Человек, не умер бы, если бы не согрешил.    В Новом Завете о телесной смерти говорится как о переходе человека из одной формы бытия в другую. Ап. Петр говорит: ...скоро должен оставить храмину мою... (2 Пет.1:14), а в следующем стихе называет свою смерть отшествием. Примерно в тех же терминах говорит о телесной смерти ап. Павел: ...когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах... (2 Кор.5:1), или ...имею желание разрешиться и быть со Христом... (Флп.1:23), или ...время моего отшествия настало (2 Тим.4:6).    Священное Писание указывает на невозможность уничтожения души: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... (Мф.10:28); Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы (Лк.20:38). Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:43).
28 июня 2016, 09:24
И еще один момент, насчет души животного, содержащейся в его крови. По моему мнению, Писание говорит этим о том, что душа животного не безсмертна, и с остановкой кровообращения, так сказать со "смертью крови", умирает и душа животного. А вот перелив кровь от одного животного другому у вас не получится устроить переселение душ. И покушав кровяной колбаски вы скорее всего не станете свиньей, а вот согрешив- вполне возможно ;)
28 июня 2016, 09:08
Уважаемый Андрей, добрый день! Спасибо за статью. Позвольте добавить одно замечание- плазма не заменитель крови, а одна из ее составных частей . Получают плазму путем отделения от цельной крови форменных(клеточных) элементов- эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. В этом случае согласно логике иеговистов, по новой доктрине, душа человека содержится в форменных элементах, либо просто выносится вон при центрифугировании ;)
Darina27 июня 2016, 22:20
По мнению некоторых ученых, Моисей отвергал всякое учение о воскресении человека, душу признавал смертною и отождествлял её с кровью. Другие исследователи Ветхого Завета утверждают, что Моисей заимствовал веру в бессмертие от египтян, но скрывал её из боязни распространения веры в некромантию. При Давиде вера в избавление от смерти носила следы египетского влияния, а до ясного учения о бессмертии иудеи развились после Вавилонского плена под влиянием персов. Отсутствием веры в бессмертие объясняются загадки и внутренняя борьба Иова и Екклезиаста. Это выдержки из Исторического введения в работу П.А.Юнгерова "Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни"(совместное издание ИЦ "Пролог" и Киевской Духовной Академии, 2006г.), в которой опровергаются вышеприведенные мнения. За указанную работу автор в 1880г. получил степень магистра.
Максим27 июня 2016, 14:18
Спасибо за содержательную и познавательную статью!
Алексей Каржавин27 июня 2016, 10:02
Дай Бог здоровья. Удачи. С уважением, Алексей.
Е.П.25 июня 2016, 01:55
Я не оспариваю то, что мы во Христе составляем Тело Христово, тут речь о механизме - как это совершается. Если не ошибаюсь, согласно учению пантеистов, все живое причастно божественному естеству, то есть, любая травинка и былинка является Богом и можно ей поклоняться как Богу. Православие же учит, что мы причащаемся не божественного естества, но божественной благодати, нетварной энергии, которая обожает нас, но не делает нас собственно Богом (частью божественного естества). Поэтому мне кажется, нельзя говорить, что принимая Тело и Кровь Христову мы принимаем в себя Его душу.
Иван Веретельный24 июня 2016, 19:59
Уважаемому Е.П. На тему причастия к Божескому естеству. В Писании сказано: "Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, [чтобы] исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе". (Коллосянам 1:24-27). Бог не везде и во всём, а именно в нас с вами - в церкви. Каким образом? - благодаря вере в Иисуса Христа. Мы - Тело Христово. И не в будущем, а сейчас - в настоящем: "Христос в нас - упование славы". И ещё: "и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня". (Галлатам 2:20). Мы уже стали причастниками Божественного естества, потому что нас верующих Бог называет своими детьми. Написано: "Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть." (Иоанна 3:2) Везде глагол употреблен в настоящем времени. "Христос (есть) в нас", "Живет во мне Христос".
Шендрикова Ольга24 июня 2016, 14:15
В начале было Слово. Бог Слово (Логос) это и есть Иисус Христос. Понятно почему он на картинке.
Е.П.24 июня 2016, 10:51
Ивану Веретельному: Не думаю, что причащаясь, мы как бы принимаем в себя душу Христа. Несколько месяцев назад тут была статья о природе Фаворского света, заключавшая, если не ошибаюсь, мысль, что спасаемые люди становятся причастниками не естества Бога, а его нетварной энергии, благодати.В противном случае мы приходим к пантеизму - Бог везде и во всем.
Андрей Чичигин24 июня 2016, 09:09
" И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою."(Быт.2:7) Если "душа" возникает (начинает быть) в момент когда Бог "вдунул" "дыхания жизни" в "прах" в форме тела, то не логично, что при разлуки дыхания жизни и тела, душа исчезает (перестаёт быть)? "Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь."(Иов.33:4) " Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости".(Еккл.9:10) "потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета!"(Еккл.3:19)
Darina23 июня 2016, 21:34
Кровь человека (и животных) постоянно обновляется, вызревая из клеток-предшественниц – стволовых клеток. Место нахождения стволовых клеток – костный мозг. Наиболее активное кроветворение происходит в плоских костях, в т.ч. в ребрах. Так что выбор кости для сотворения жены может иметь значение, отличное от фольклорного «объяснения». Хорошо бы этот интереснейший вопрос и вопрос о душе и крови осветил еще и верующий гематолог. С выбором консультанта, мне кажется, мог бы помочь отец Андрей (Битюков), настоятель храма при Институте детской гематологии. Интервью с о.Андреем публиковалось на Православие.ru 18.09.2015.
Владислав23 июня 2016, 15:45
Иван, Вы правильно заметили, что значение ивритских слов со смыслом "душа" нераскрыто, поэтому некоторые утверждения статьи как бы повисают. Но в одной из лекций Солодков как раз и говорит, что одно из этих слов применяется только по отношению к животным, в том числе и в книге Левит в 17 главе 14 стихе. Насчет крови Авеля, согласно толкованиям святых отцов на книгу Бытия, она вопиет также, как и вопили к Богу грехи строителей Вавилонской башни. Или как вопиет плата, удержанная у работников. (Смотрите послание от Иакова 5:4). То есть факт ее пролития вопиет к Богу. Никто не скажет, что в плате работников их душа, поэтому плата и может вопить :-) Как видим, когда что-то в Библии вопиет к Богу - это означает лишь тяжесть греха, а не что в вопиющем содержится душа. А чтобы мы получали Жизнь Господа пия Его Кровь не обязательно, чтобы в ней содержалась Его Душа. "Как иначе такое возможно, если бы кровь была бы бездушна? " Возможно, так как Он Сам так сказал, и так и сделалось. А душа человека и душа животного имеют принципиальные различия, об этом уважаемый профессор Солодков написал при разборе 2:7.
23 июня 2016, 14:46
Статья полезная, спасибо. Вызвала вопрос картина Сотворение Евы - Иисусом Христом?
Иван Веретельный23 июня 2016, 11:26
Просьба к автору статьи пояснить, в каком случае используются те или иные ивритские слова со значением "душа". Также хочу отметить, что автор совершенно упускает из виду книгу Левит, где в 17 главе 14 стихе сказано: "Ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его...", то есть именно Всякого, а не только животного. Интересно также обратить внимание на 4 книгу Бытия, где сказано, что "голос крови брата твоего (Авеля) вопиет ко Мне от земли". Если кровь не имеет в себе ничего, то как она может вопиять? Теперь основываясь на этих стихах, интересно бы разобрать, что происходит, когда принимаем причастие? "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную..." (Иоанна 6:54) "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем". (Иоанна 6:56). Отсюда мы видим, что в Крови Иисуса заключена его жизнь, и принимая Его Святую кровь, мы становимся частью Его самого. Как иначе такое возможно, если бы кровь была бы бездушна? Само собой возникает вопрос: в каком месте тогда содержится душа человека? Почему в крови животного содержится душа, а в крови человека нет? Автор статьи так и не ответил на этот вопрос.
Maria van der Kloet-Rzaeva23 июня 2016, 09:52
Спаси Господи! Очень интересная статья!
Елена23 июня 2016, 09:14
Благодарю за статью. Простите, пожалуйста, но может быть в предложении "Душа человека возникает в момент сотворения человека" было бы уместнее вместо "возникает" поставить "создается" Богом? В "возникает" как бы подразумевается переход из состояния одного в другое (лазейка для мистиков). Воспрянуть, возникнуть... – оттенок появиться "из уже имеющегося состояния".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×