Доброе единодушие

Игорь Попов. Наш двор. 1964 г. Фрагмент картины Игорь Попов. Наш двор. 1964 г. Фрагмент картины

В интернете распространилась народная забава: делать приписки, придающие фотографиям или картинам совершенно иной по сравнению с первоначальным смысл. Вот и мне попалась такая картина, где изображен обычный городской двор зимой, а во дворе – множество людей, вышедших из домов и с бодрым весельем занимающихся разными своими делами. Картина 1964 года называется «Наш двор», автор Игорь Александрович Попов. Но под картиной кто-то поставил ироничную подпись: «Отключили интернет. Холст, масло». И я подумал: а ведь и правда, так было, и мы еще недавно жили какой-то иной, «настоящей» жизнью, имеющей самые разные проявления, но единой в своем основании и истоках. И это проявление доброй «стихийной силы» единодушия особенно заметно сейчас, на фоне массового взаимного отчуждения и ухода с головой в «индивидуально-виртуальную реальность».

Современному поколению может быть даже трудно представить, что было время не казенного, а действительного единства, воодушевления массового, имеющего, конечно, разные причины и проявления, но интересного само по себе, как явление. О войне и труде не будем сейчас говорить, здесь можно сослаться на «админресурс» и «обязаловку», хоть это, конечно, несправедливо и много было и в труде, и в ратном подвиге подлинного воодушевления, и искреннего самоотречения, и самопожертвования. Но кроме труда и войны было немало примеров, когда единство, общность действительно носили стихийный и спонтанный характер, свидетельствующий о том, что в самих людях было это стремление к единству, которое проявлялось в самых разных областях жизни.

И одним из ярких проявлений такого «стихийного» объединения была жизнь дворов, особенно коммунальных. Я до десяти лет жил в таком дворе и помню все его плюсы и минусы. Ну о минусах как-нибудь в другой раз, а о плюсах вот что хочу сказать. Была общность и у нас, детворы, которой по домам, в общем, заниматься было нечем, кроме уроков и необходимой домашней работы, и потому мы сутками пропадали во дворе, участвуя во множестве подвижных игр или придумывая свои. Но и у взрослых была эта общность. Радость и горе переживались сообща, свадьбы, поминки справляли всем двором: составляли из множества столов один длинный, приносили каждый что-то от своих нехитрых щедрот и скидывались на потребу. Еще, помню, мы устраивали иногда концерты. Готовили какие-то «номера», зазывали всех в назначенный час и вот – собирались со всех сторон двора, конечно, в основном бабушки и мамы, но и мужички стояли в сторонке, посмеивались и помогали, если что надо было приготовить из «реквизита». Концерты эти, конечно, были примитивными и наивными, но наши благодарные слушатели поощряли нас одобрительными аплодисментами и положительными отзывами. А мы и счастливы были…

Игорь Попов. Наш двор. 1964 г. Фрагмент картины Игорь Попов. Наш двор. 1964 г. Фрагмент картины

Да и во дворах хрущевских пятиэтажек еще сохранялся отчасти этот дух общности. Точно как изображено на картине. Кто-то здесь развешивал белье, детишки играли на площадке, неизменные бабушки на скамейках за ними присматривали, мужики «забивали козла», обсуждая политику, кто-то чинил машину у всех на виду, при непременном участии советников, ну и так далее. Но главное, что во всем этом разнообразии билась одна, общая жизнь. Или вот еще замечательная примета, теперь уже почти исчезнувшая. Обычный двор пятиэтажки – и вдруг из какого-нибудь окна доносится игра на гармошке, и разливается на всю округу застольное хоровое пение. И всем понятно – в семье праздник, и я не помню, чтобы кто-то вызывал наряд милиции и просил утихомирить баламутов, потому что те «ущемляют его права». Еще примета – народные импровизированные гуляния зимой, катания с горок, а летом – купание в городских прудах и даже фонтанах. Добрая простота непосредственности. И этого теперь нет или совсем мало…

Я вспоминаю, как была устроена жизнь в провинциальном городе того времени. В 80-м году мы с семьей переехали в новый (относительно прежнего места жительства) микрорайон Симферополя, так называемый «студгородок», где уже было несколько пятиэтажных общежитий крымского университета, а также строились в ту пору еще диковинные «девятиэтажки». Внизу, в долине, у нас проходила ялтинская трасса, а от нее довольно круто поднимались в гору до самых известняковых скал несколько длинных улиц. Одна из них – улица Рылеева – была особенно крутой и длинной и, проходя мимо школы и студенческих общежитий, тянулась дальше вдоль пятиэтажек, построенных в 70-х, забиралась выше – к частному сектору.

Все как будто становились одной семьей

Так вот, когда на пару недель устанавливалась минусовая температура и снег залеживался дольше обычного, происходило нечто труднообъяснимое с точки зрения современной организации общественной жизни. А именно, эта длинная улица превращалась в горку для катания и место массовых гуляний. Это удивительно. Потому что по факту это была проезжая улица, но никто по ней уже в это время не ездил, кроме как на санках и даже на лыжах. Причем это были не чудаки какие-то отдельные, а буквально весь район: как только вечерело и загорались огни фонарей вдоль этой улицы все от мала до велика выбирались на эту горку. Отовсюду доносился смех, визг, возгласы, царило всеобщее и бойкое оживление… И все катались. Дети на маленьких санках, взрослые – на взрослых. Именно так, вы не ослышались. Ребята и мужики специально сваривали в гаражах и мастерили себе такие большие санки, и даже я помню двухместные и трехместные сани в кустарном исполнении, на которых можно было кататься. По тротуару, который предусмотрительно какие-то энтузиасты посыпали печной золой, люди поднимались нескончаемой вереницей на самый верх этой самой улицы, где был такой Т-образный перекресток и небольшая площадка. На ней толпился народ, пристраиваясь друг за другом, чтобы спуститься с ветерком с этой длинной горки. И вот, кто на чем – кто на санках, кто на санях, кто на лыжах – все скатывались по этой горке, объединенные радостным возбуждением и весельем… В иные вечера даже тесно становилось на этой горке, и мы, детвора, уходили на соседние улицы, где тоже по образцу первой устраивались такие же горки, но поскромнее. Все как будто становились одной семьей. Удивительно! Эти стихийные ежевечерние гуляния продолжались, как я уже сказал, все то недолгое время, пока лежал крымский снег, а потом естественным образом прекращались до следующего года. И так продолжалось несколько лет. Где-то в середине 80-х эти гуляния так же внезапно и необъяснимо, как начались, прекратились и больше уже не возобновлялись. А сейчас уже и представить себе что-то подобное сложно.

Словом, жизнь была в значительно большей степени, чем сейчас, реальная, наполненная естественной простотой и единодушием. И возникает вопрос: из чего же рождалось это единство? А ответ очевиден: из единства общего опыта.

Сергей Волков. Дворик Сергей Волков. Дворик

И во многом, как мне кажется, это был послевоенный опыт совместно перенесенных страданий, который объединял людей без лишних слов и манифестов, по инерции распространяясь на их детей и внуков. Этому много можно найти подтверждений в рассказах представителей старшего поколения. В рассказах о том, как в селах после войны не запирали двери в хатах и не знали, что такое замки, как заборы были лишь условным обозначением границ участков, а не «стоп-сигналом» для приходящего. Как все считали и чувствовали себя одной большой семьей, где все ответственны друг за друга и нет «чужих детей», «посторонних» тревог и радостей. Конечно, были проявления крайнего, «шкурного» индивидуализма, скажем так, но примечательно и общее, несколько презрительное отношение к таким людям, и старшее поколение не даст мне соврать. Ведь слова «куркуль», «хапуга», «рвач» – это слова из лексикона того времени. Сейчас такого отношения к наживе, накопительству нет, а жаль. Я не говорю о прибытке и достатке, о честном предпринимательстве, нет, но о самой жажде накопительства и ненасытного потребления, которая, конечно, постыдна, а никак не достохвальна, и об этом было ясное понятие в недавние времена «общей скудости». Да, мы жили в большинстве своем бедно и трудно, но дружно, хоть и не осознавали этого вполне. А осознали, когда утратили, растеряли то лучшее, что у нас было, и лихо обрядились в «нового человека», циничного потребителя, на все лады насмехающегося над своим Отечеством. Меня потрясли как-то слова Иосифа Бродского, которого спросили, что его больше всего поражает в новой России? Он сказал следующее: «В XX-м веке русскому человеку выпало такое, что не выпадало ни одному народу, населяющему северную часть Евразии. Мы увидели буквально голую основу жизни. Нас раздели и разули – и выставили на колоссальный экзистенциальный холод. И я думаю, что результатом этого не должна быть ирония. Результатом этого должно быть взаимное сострадание, и этого я не вижу ни в политической жизни, ни в культуре, что особенно горько потому, что главным персонажем в культуре становится не человек сострадающий, а человек остроумный и издевающийся»[1].

И в этом еще одна опасность «онлайн-существования» – раздробление общего на атомы

И вот одним из мощных проводников этой идеи саркастического обособления и бесконечного ерничанья стал как раз интернет. Больше того, «интернет-пространство» стало полем влияния сил, стремящихся объединить людей на «новой», разрушительной платформе сарказма и недовольства, переходящего в озлобленность и агрессию. И посредством этого злого единства достичь разрушения иного по отношению к Западному, Русского, мира. А остальных, не готовых к активному противостоянию, «чтобы не мешали» – оболванить и увлечь всякой бессмысленной ерундой, дешевыми побрякушками. И в этом еще одна опасность «онлайн-существования» – раздробление общего на атомы, каждый из которых носится со своей пестрой, но бессодержательной «вселенной», как дурак с писаной торбой. Это серьезные вызовы. И, кажется, нам всем надо пережить эту «болезнь роста», связанную с технологической революцией последней четверти века. Понять, что новые технологии таят в себе как новые возможности, от которых отказываться глупо, так и опасности, о которых надо знать, предупреждать и учить противодействию им. Информационные технологии должны стать в наших руках орудием благого созидания, а не разрушения, инструментом доброго единения, а не энтропии и разложения. Тем более что мы уже переживали этот горький опыт и знаем, что это такое.

1993. Фото: Геннадий Михеев 1993. Фото: Геннадий Михеев

Я имею в виду ужасное разобщение 90-х годов, когда рухнула разом идеология, сделалось рыхлым государство, и иссякла общая энергия жизни. Каждый выживал сам по себе, как мог. Помогали, конечно, близкие и родные друг другу, но в целом проявление общности в это время приобрело черты, скажем так, горькие и тягостные. С одной стороны, олигархическая прослойка «избранных», бандитизм, а с другой стороны – очереди за продуктами, спонтанное единение всевозможных «добытчиков пропитания», забастовки рабочих, шахтеров, учителей и врачей, но тут же и появление различных группировок националистической, оккультной и прочей «деструктивной» направленности. Словом, появилось множество примеров единения откровенно злого, озлобленного или смутного. Но вот доброе единодушие и единомыслие как-то поиссякло в гражданской, скажем так, жизни.

И во многом благодаря Церкви в последние годы мы с отрадой отмечаем возрождение общности

Зато Церковь – этот ярчайших пример духовного единомыслия и единодушия – именно в это время стала расти и множиться. Вероятно, потому что многие почувствовали пустоту, которую заполнить больше было нечем. И во многом благодаря Церкви в последние годы мы с отрадой отмечаем возрождение общности на добрых началах духовного и нравственного единения и единодушия, в основании которого лежит идея любви к своему Отечеству, к России, вера в ее добрый потенциал и возможность развития. Не думаю, что все люди, воодушевленные эти новым подъемом, глубоко и сознательно православные верующие, но дух, лежащий в основании этого единства, – несомненно, дух православный. Так что о тех, кто принимает этот дух и готов в согласии с ним работать и созидать добрую жизнь, можно сказать словами Спасителя: «Кто не против вас, тот за вас» (Лк.9.50).

Многие люди вполне уже убедились в растлевающем действии той «новой» силы, которая стала заполнять нашу жизнь, вливаясь в нее со всех сторон после открытия внешних границ. И люди, устав от развала и хаоса вседозволенности, стали все более, по-доброму, ополчаться против действия этих сил, помня и чувствуя, что у нас есть особенное основание для единства и единение, непохожее на все, что нам предлагают вливающиеся со всех сторон и влияющие на нашу жизнь иные «духи», чуждые нам. И слава Богу, что это осмысление, это противление злу добром начинает осуществляться в нашем Отечестве, и можно не сомневаться, что движение это будет становиться все более мощным и будет объединять все большее количество людей. Можно сказать, что Дух Святой объединяет нас и созидает «Русь новую, по старому образцу», по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского[2]. И у каждого из нас есть прекрасная возможность принять участие в этом общем, добром созидании. В меру нашей немощи, но и с верою в помощь Божию, с решимостью и неленностно.

Восстановительные работы в часовне деревни Пияла Восстановительные работы в часовне деревни Пияла

Священник Димитрий Шишкин

14 декабря 2016 г.

[1] Иосиф Бродский. Возвращение. Беседы с поэтом Евгением Рейном // https://www.youtube.com/watch?v=KwPrfr8PriE

[2]Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Я предвижу восстановление мощной России / Сост., предисл., примеч., именной словарь А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2012. – 640 с.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Такие разные общины: радостные, борющиеся и убитые Такие разные общины: радостные, борющиеся и убитые
Петр Давыдов
Такие разные общины: радостные, борющиеся и убитые Такие разные общины: радостные, борющиеся и убитые
Разговоры «за жизнь» у костра
Петр Давыдов
Три истории о том, как по-разному складываются отношения в общине между «бедными» и «богатыми» прихожанами, что может сплотить приход в христианскую семью и, наоборот, разделить на «касты».
Община – дело общее Община – дело общее
Андрей Зайцев
Община – дело общее Община – дело общее
Андрей Зайцев
Мы все ждем, когда же Бог, Патриарх, правящий архиерей или отец настоятель создадут нам общину и превратят приходской храм в место, куда нам будет приятно ходить.
Приходская община: чтоб не пропасть поодиночке Приходская община: чтоб не пропасть поодиночке
Маргарита Коваленко
Приходская община: чтоб не пропасть поодиночке Приходская община: чтоб не пропасть поодиночке
Маргарита Коваленко
Нам, рожденным в СССР или на постсоветском пространстве, нужно где-то учиться быть матерями и отцами, мужьями и женами, бабушками и дедушками…
Комментарии
Наталья18 февраля 2019, 20:44
Искала картину, на которой изображен Коптевский рынок, а нашла прекрасную статью и еще много картин.
Спасибо.
Надежда Рябова28 января 2017, 19:19
БЛАГО-ДАРЮ, батюшка Димитрий, за замечательн. глубокую статью, где подлинно звучит причина наших бед - разобщён. наших жизней, душ - в едином устремлен. к вере, добру, СОЗИДАН. МИРА И УТВЕРЖДЕН. ЛЮБВИ и СВЕТА в нём. И слова И.Бродского в точку - только в со-переживан., со-чувствии, со-страдан. может
Иулиания18 декабря 2016, 03:41
Виртуальные соцсети с сотнями, а у кого-то и тысячами "друзей", - еще один суррогат наших дней. Большинству из них нет до тебя дела, до того, чем и как ты живешь. И хорошо, если есть хотя бы один человек в твоей жизни, кому по-настоящему ты интересен.
Илья17 декабря 2016, 20:27
Краткость сестра таланта. Сильно растянуто. Ностальгия по детсву она всегда есть.
Наталия, Васильковая Русь17 декабря 2016, 00:18
Разберемся во всем, что видели,/Что случилось, что стало в стране./И простим,где нас горько обидели,/По чужой и по нашей вине. (С.Есенин). СпасиБо, отец Дмитрий, за возвращение в страну детства, за щемящее сердце чувство прикосновения СВЕТА! Как же мы должны ЛЮБИТЬ ДРУГ ДРУГА!!!
Ольга16 декабря 2016, 22:05
Иллюстрации к статье более чем красноречивые!Хочу добавить,что сейчас гулять с детьми целая проблема:школьники не хотят играть с малышами,матерятся даже при взросл а раньше старшие учили играм младших,да еще и нянчили,если маме вдруг надо отойти.Мамы,кстати,были общительнее и дружелюбнее чем теперь.
Ольга16 декабря 2016, 21:55
Огромное спасибо за статью! Хотя мое детство пришлось на начало 90-х, но мы еще застали жизнь двора городских многоэтажек. Как много детей тогда гуляли, причем в любую погоду, всех соседей знали по именам, на праздники ходили друг ко другу в гости! Правда,двери уже закрывали на замок...
Екатерина15 декабря 2016, 23:55
И у меня были такие дворы в детстве! Я родилась в 1972году в Нижнем Новгороде. Но каждое лето приезжала в Ногинск Моск.обл к родным. Дворовая жизнь с концертами , как в статье, и горками, казаками -разбойниками была везде.Не было своих и чужих детей... И взрослые и дети всех возрастов были едины!
Светлана15 декабря 2016, 23:06
natalja, ну почему же "не будет никогда"? Что нам мешает? Просто надо не ждать, когда что-то свалится на голову, а самим - шаг за шагом, в нужном направлении... посадить цветы, помочь соседу, улыбнуться )))
Алексей Адыканов15 декабря 2016, 22:14
Люди с теплом вспоминают свои юные дружные годы и сетуют на то, что такого уже не. Не правда! И фото этому документальное подтверждение! Сколько людей разных социальных слоев, достатка, образования, становятся по-настоящему братьями и сестрами, учавствуя в строительстве Храма Божия. Слава Тебе Боже!
Кирилл15 декабря 2016, 21:38
Искреннее единство и доброта в народной жизни середины 20-го века, конечно, - не следствие отсутствия информационных технологий, а, как верно заметил автор статьи, - следствие великих потрясений 20-го века. Об этом нужно вспомнить накануне 100-летней годовщины революции, говоря о её причинах.
Иулиания15 декабря 2016, 18:04
Спасибо!) Солнечное детство и юность прошли без интернета, да. И со двора нас было не загнать домой. Сегодняшние дети вряд ли знают те игры, в которые играли на улице мы. И еще многие из нас жили в родных городах и в своих квартирах. СВОИХ. А теперь многие в Москве или Петербурге мыкаются по съемным
Марина15 декабря 2016, 14:23
Согласна с автором и Тамарой: вспоминаются строчки из песни А.Варум! Хочется вернуться в городок, в дом своего детства, вспомнить соседей, общие игры детей! Сегодня во дворах детей не видно. С одной стороны, небезопасно для детей, в другой - легче и удобнее "дружить" через соцсети.
Марина15 декабря 2016, 09:30
Спасибо отец Димитрий за статью. Все очень верно. И у меня в сердце живут теплые воспоминания. как в середине 60-х мы переехали в нашу новую пятиэтажку. родители дружно взялись озеленять двор, а мы, малышня и ребята постарше помогали им. А зимой заливался каток, строилась и заливалась снежная горка.
Олег15 декабря 2016, 09:03
Что имеем не храним, потерявши плачем. К великой радости мы ещё не все утратили. Посмотрите каждый на себя, как много в нас сохранилось доброго и прекрасного. Непонятно, почему мы стали это прятать? Стали стыдиться своей малой порочности? Неужели только массовая гибель близких может трезвить наш ум?
Илия14 декабря 2016, 23:09
СпасиБо о. Димитрию! Дай нам, Господи, восстать духом, восстать за веру и за правду, единым сердцем единой душою ЕДИНЫМ РУССКИМ НАРОДОМ! ...не по заслугам нашим, не по дерзновению нашему, но единою милостью Божиею, заступничеством Пресвятой Богородицы и русских святых
natalja14 декабря 2016, 22:22
Часто вспоминаю наши дворы и мы также жили , как описано в статье. Ну такого уже не будет никогда , и очень жаль!
Ирина14 декабря 2016, 14:15
Спасибо автору за нопоминание и воспоминания!А фотография в конце статьи просто чудесно напоминает сказку о репке, которая ведь тоже говорит о том же, о чём автор говорит в своей статье. Хотя написана была сказка ещё до советских времён. Помоги нам Господи!
ТаняСем14 декабря 2016, 14:11
Как тепло от таких воспоминаний!!!Спасибо сердечное о.Димитрию!!!Так и всплывают сразу строчки из песни А.Варум"Ах как хочется вернуться,ах как хочется ворваться в городок"...Светлое время и светлые люди!!!Дай Бог нам вернуться в единодушие!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×