Такие разные общины: радостные, борющиеся и убитые

Разговоры «за жизнь» у костра

Во время отпуска встретились в одном северном монастыре три паломника из разных епархий. Мирно беседовали, рассказывали друг другу о жизни своих общин – Россия большая, везде всё по-разному, интересно узнать, как живут братья и сестры по вере. Монастырь небольшой, очень уютный. Можно даже костерок развести на берегу озера, поговорить после службы – небо огромное, комаров уже нет. Теплый ветер, вдали лес шумит, искры летят в бездонное небо – спокойствие. Кто-то, вздохнув, пожаловался, что «скоро всё это умиротворение кончится, и придется возвращаться туда, в мир, на приход».

– Что ж плохого в том, что на приход возвращаешься? Это же, наверное, единственное, что в «том мире» не от мира сего и есть – хоть какой-то островок христианской неотмирности! – удивился один из собеседников.

Еще один тяжелый вздох:

– Хорошо тебе так говорить. Сразу видно: не из нашей ты общины.

– Так ведь община – она община и есть. Что тут может быть плохого? Расскажу вам, как недавно мы ребят в школу собирали. Община наша очень небогатая, можно даже сказать – бедная. Есть у нас несколько семей, которые живут – не поверите – из расчета 100 (сто) рублей в день. В одной семье два ребенка, в другой четыре, в третьей три – в общем, трудно людям. В школу детей собрать – та еще история, сами понимаете. Все друг друга знают, друг за друга переживают, и жутко нам стало неудобно, что некоторые из наших не просто в бедности, а в нищете живут. Бедность-то не порок, тут ничего страшного. А вот нищета – это уже совсем грустно.

Короче, мы как-то собрались, поговорили и решили всей общиной скинуться на помощь нашим семьям. С миру по нитке – школьнику рюкзак. Тут проблема возникла: кто-то из наших многодетных прослышал про это дело и запротестовал: мол, не можем мы, хоть и бедные, деньги брать, и нечего тут!

«Если вы, имея богатство денежное, не послужили им Богу, то как Бог доверит вам истинное благодатное богатство?»

Настоятель выручил: сначала наедине поговорил с «протестантом» о том, что нечего мешать людям доброе дело делать, твоя задача – молиться о них и, принимая помощь, помнить о смирении и благодарности. А потом обратился ко всем нам с проповедью о приобретении друзей богатством неправедным, припомнив притчу о неверном домоправителе. Привел слова митрополита Антония (Храповицкого): «Если вы, имея жалкое (неправедное) богатство денежное, не послужили им Богу, то как Бог доверит вам истинное благодатное богатство – силу исцелений и видений?» Подобное пишет и апостол Павел Тимофею: «Богатых в настоящем веке (апостол противопоставляет их богачам духовным, то есть святым людям) увещевай, чтобы они… уповали не на богатство неверное (неправедное)… но чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами (истинным богатством)» (1 Тим. 6: 17–18).

Ну, нам до силы исцелений и видений далековато – нам бы детей в школу собрать. Слушайте, получилось – и здорово получилось: народ у нас отзывчивый – не только на рюкзаки-учебники насобирали, но и еще на много чего хватило. Даже на поездку всем приходом на озеро хватило – туда и наши многодетные, понятное дело, поехали. В волейбол играли, уху варили, смеялись, купались до посинения. Настоятелю воланом в бадминтоне чуть глаз не выбили, но ничего. Эта поездка и закончила все неудобства и недоумения: поняли, что все мы – нормальная совершенно христианская семья и помогать друг другу просто-напросто обязаны. Точка. И никакого унижения, никакого превозношения. Нам это дело так понравилось, что стали пытаться использовать каждый повод для того, чтобы помочь кому-нибудь из прихода. Бабушки болеть начали вдруг со страшной силой – почему бы не купить необходимые лекарства? Молодежь рожать принялась вовсю – даешь «памперсы», детские кроватки и всё такое в подарок! А тут еще друзья в Косово появились – несколько наших туда съездили, посмотрели, что там происходит: «Давайте, – говорят, – сербам поможем хоть немножко!» О чем речь! Сербы, кстати, несколько раз приезжали, были на службах у нас – все потом сдружились окончательно, слезы лили, конечно, но радостные.

Смотрю на ваши лица, вижу угрюмое недоверие. Но я не сказки рассказываю: это всё действительно так. Мне больше всего нравится, что люди сами начали действовать, без какой-то там сверху спущенной благочестивой «указивки». По правде говоря, нам эти «указивочки» поперек горла: ни искренности в них, ни любви – официоз сплошной. Кстати, владыка, когда узнал, что прихожане так живут, приехал и свои деньги положил на очередную нашу инициативу. Только просил не очень-то об этом говорить. А у вас как в общинах?

Третий тяжелый вздох:

– Если кратко, то скажу так: община убита. Вчистую.

– Это как?!

– Не считайте меня паникером-алармистом или кем там еще. Я говорю так, как есть. С чего начать… Помните, был такой журнал «Вечное»? Который издавался во Франции долгое время, в годы советской смуты его с огромным риском переправляли в СССР, распространяли из-под полы, знакомили православных с Православием, с проповедями святителей, с основами веры? От руки его переписывали на кухнях, в деревнях, при свете свечей. Когда началось «Второе крещение Руси», стали открываться храмы, мы сделали в приходской библиотеке даже выставку из таких от руки переписанных номеров журнала, а были и оригиналы: со следами воска (может быть, и слез), засаленные, зачитанные. Ни дать ни взять – «журналы-исповедники». В руки брали со страхом, с почтением. В трапезной, помню, часто разговаривали с теми, кто застал то время – сталинское, хрущевское. О, воспоминаний и слез было – не пересказать. Трапезная, кстати, не закрывалась даже в позднеперестроечное время, ну, когда всё по талонам – с нынешним кризисом и не сравнить. Да, тоже бедно жили, но община была тогда одной семьей, как и ваша сегодня.

– Ну а сейчас?

– Да чего тут говорить… Кто-то даже в мрачной иронии предложил составить брошюру: «Несколько шагов к разрушению православной общины». Всё просто:

  1. Назначить чужого, высокомерного, не знающего и не желающего знать ничего о месте, куда он приехал в составе «благочестивого десанта», неграмотного юношу на должность настоятеля, предварительно рукоположив его в сан.
  2. Заявить, что до появления этого счастья Православия на вашей земле не было и вы ничего не знаете.
  3. Уволить, убрать, устранить всех тех, кто посмел в силу привычки доверительных отношений со священноначалием высказать свое мнение касательно происходящих перемен. Демонстративно хамить священникам «старой школы», уважаемым прихожанами.
  4. Постоянно требовать деньги, руководствуясь лозунгом: «Настоящий православный – богатый православный».
  5. Писать отчеты о семимильном распространении Православия на вверенном участке.

Список можно варьировать и продолжать, конечно, но я думаю, вы и так понимаете, что получилось из когда-то сильного прихода: уничтожена библиотека; все номера журнала «Вечное» сожжены («Зачем эта ваша рухлядь?»); закрыта трапезная (слишком много денег уходит на ее содержание); воскресная школа используется для поставки счастливых деток для участия в концертах, на которых присутствует начальство; в приходе – «захожане», а не прихожане; сам приход существует только для того, чтобы в очередной раз порадовать конвертиком отнюдь не нищую многодетную семью. Назвать такое положение «приходской жизнью» я не могу. Многие с тоской проходят мимо храма, который восстанавливали из руин своими руками. Парадокс получается: вроде и церковь из руин восстановили, а вместо материальной разрухи получили духовную. Интересное какое «распространение Православия»… В общем, прихода больше нет. Есть заход и есть доход. Ну, а у вас как?

Использовать нахождение в алтаре как своего рода «бонус» опасно для духовного здоровья

– Что-то среднее между первым чудом и второй катастрофой. Община есть, но она разделена на «алтарь», «ящик» и «народ». К «алтарю» относятся, увы, далеко не только священнослужители: сюда вхожи и считают это совершенно нормальным так называемые «спонсоры». То есть если помогает человек деньгами, то непременное его место во время богослужения – в алтаре. Что там забыли миряне, спрашивается? Кроме того, в алтарь чуть не за уши тянут мальчиков: мол, пусть узнают богослужение лучше, в стихаре походят. За десять лет ни разу пользы от этого я не видел. Видел только, как люди, вхожие в алтарь, становились изолированной от «народа» заиконостасной группой – со своей лексикой, смешками, чувством собственной значимости и «близости к телу». Помнится, когда игумен Никон (Воробьев) стал служить в Гжатске, первым делом он удалил из алтаря «мужичков», которые там почему-то завелись… Изучать богослужение можно и нужно, осознанно присутствуя на нем, а использовать нахождение в алтаре как своего рода «бонус» – это, на мой взгляд, опасно для духовного здоровья и благочестия.

Почему богатые прихожане должны быть какими-то обособленными, я не знаю. Еще мы с тревогой видим, что они, богатые, диктуют свои условия всему приходу. Была дивная икона Богородицы – краски так и сияли, все с радостью смотрели на нее. Потом кто-то из «алтарной группы» закрыл образ дорогим, но совершенно безвкусным и ненужным окладом – «богословие в красках» исчезло. Подошли было к настоятелю: мол, батюшка, верните иконе прежний вид, а то смотреть страшно. «Нет, – говорит, – благотворитель обидится». Ну-ну.

Разве «узнаешь Православие изнутри», гремя монетами, шурша купюрами и перебирая свечки за Литургией?!

Про «ящик» и говорить нечего: это тоже закрытая группа, тоже со своей лексикой, слухами, скандальчиками, борьбой за близость к дорогому настоятелю. Почему-то сюда пытаются затащить девочек. И тоже – для того, «чтобы узнать Православие изнутри». Как это можно сделать, гремя монетами, шурша купюрами и перебирая свечки за Литургией, я не представляю. И это меня тревожит, да и не только меня.

Ну и наконец – «народ». Народ, похоже, пока держится: помогает друг другу, как и у вас там, в благословенном приходе. Только уже без настоятеля – тот занят своими делами. Кто-то поделится заботой – стараемся вместе решить эту трудность. Недавно стали восстанавливать старую церковь, тамошний священник попросил о помощи – так люди воспряли, с радостью стали помогать. Говорят: «Снова почувствовали себя в христианской общине. Все равны, никто условий не диктует – рай, да и только, хоть и в “шалаше”». Так и живем. И скорби есть, и радости. Обидно только, что радости с прежним приходом почти никак не связаны.

– Что же получается? Мы радуемся, с одной стороны, за настоящий православный приход, добрую христианскую общину, где все друг друга знают, любят и поддерживают. С другой стороны, с горечью и ужасом мы видим, как в течение короткого времени буквально растоптана другая община. Бог Судья «топтунам», которые, видимо, просто не понимают, что творят. С третьей же стороны, мы наблюдаем, как пытается сохраниться община, столкнувшаяся с вызовами, наверное, не только нашего времени. Дай Бог сил этой общине, скромности богатым прихожанам и смелости настоятелю. Так получается?

…Костер догорал, искры летели в бездонное ночное небо. Скоро возвращаться туда, «в мир», на свои приходы. Такие разные приходы…

Петр Давыдов

17 августа 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей Адыканов15 декабря 2016, 22:36
https://azbyka.ru/33-prichiny-ne-xodit-v-xram
о. Николай Булгаков
33 причины не ходить в церковь

"Прием двадцать пятый: «Есть и недостойные священники. А вдруг к такому попадешь?»

Есть. Да, это горькая правда. Про одного из них могу точно сказать — это пишущий эти строки. Уж очень высокое у нас служение. Очень трудно быть его достойным. Помолитесь за нас. И лучше всего — в церкви.
Но то, что мы недостойны, не значит, что лучше в церковь не ходить. Без Церкви не спасешься.
Все священники, архиереи, даже сам Патриарх — люди грешные. И даже святые, которым мы молимся, были людьми грешными. Мы знаем из их житий, что некоторые великие святые когда-то совершили тяжкие, смертные грехи. Но Господь принял их покаянную жизнь. Один Господь только без греха.
Для того Господь и основал на земле Свою Церковь, чтобы мы, люди грешные, с Божьей помощью, благодатью Святого Духа, которая изливается на нас в церкви, очищались от грехов и спасались.
В бане могут быть и не очень благочестивые банщики. Но что же нам, не мыться?
Даже и через недостойного священника на нас изливается благодать Божия.
Кто еще, кроме священника, отпустит нам грехи? Именно священнику дана от Бога такая власть. А с грехами, без покаяния, как нам, грешным людям, спастись?
Священнику еще дана от Бога власть причащать верующих; крестить; помазывать святым миром; венчать супругов; соборовать больных; освящать воду, иконы, нательные кресты, жилища, автомобили, самолеты; служить молебны, панихиды, отпевать умерших…
«Священство есть спасение для мира», — говорят святые отцы.
Поэтому неудивительно, что враг рода человеческого ненавидит духовенство — и на батюшек нападает в первую очередь. И еще пускает в ход свое любимое оружие — клевету. В том числе и через средства массовой информации. Цель простая — чтобы ты решил: «В церковь не пойду».
Дьявол — отец лжи (Ин. 8:44), по слову Господню. Он все время старается нас обмануть. А поскольку мы грешные, ленивые, то мы и можем принимать менее «хлопотные» для нас вражьи мысли о том, что мы за хороших батюшек, а не за тех, которых Господь поставил служить сегодня (а где Он найдет других? Каких воспитало общество, такие и есть). Что мы за веру, но не за Церковь. И сами можем не заметить того, что мы уже не за, а против Христа.
Не дай Бог!"
Алексей Адыканов15 декабря 2016, 22:31
Весьма актуальна старинная народная поговорка: "Каков поп - таков и приход"
Людмила25 августа 2016, 12:17
Свой ответ мне хочется адресовать всем, кто критикует своих со-молитвенников прихожан. Вот как точно об отношениях внутри прихода пишет Сергей 17.08.17:00."Приходская жизнь крайне искусительна и приближаться к ней надо с большой осторожностью. Приближаясь, вы узнаете, что настоятель и клир не являются ангелами. Любая человеческая структура крайне несовершенна, а Церковь земная - это человеческая структура. Есть очень простой и надёжный тест. Попробуйте помолиться после получения негативной информации. Если молитва не идёт, кипит "праведный гнев" - удаляйтесь от источника этой информации. Вы не готовы к её восприятию. А если вы начинаете плакать о людях, чьи несовершенства и пороки вам открылись, то у вас уже другая мера и духовный возраст. Вам знание негатива не повредит." Спасибо еще раз Сергею за этот и другие его мудрые комментарии. Почему пишу ответы на обличения, сквозящие в некоторых комментариях, да потому, что, как однажды сказал о.Дмитрий Смирнов: "Если бы нам Господь открыл всю глубину нашего падения, мы бы не выдержали"... И вот находясь в таком плачевном состоянии, мы дерзаем судить ближних, да еще и братьев по вере. Прости нас, Милосердный Господи! Простите и меня, грешную, братья и сестры!
Любовь25 августа 2016, 10:35
К сожалению, православные забывают зачем пришли в храм. Несут все свои страсти.Вместо того чтобы их изживать начинают их культивировать. Грустно.
Надежда Ф.25 августа 2016, 09:43
В приходской жизни, как и в личной, любовь и милосердие лучше, чем корысть и равнодушие, но как немного среди ныне живущих христиан святых, так же мало (или вовсе нет) идеальных приходских общин. О целях и путях христианской жизни написаны многочисленные книги, а какие заповеди для прихода в целом? В рассказе о первой общине денежно-вещевой вопрос людей объединяет, а во втором случае денежная проблема общину «убивает». И даже «многие с тоской ПРОХОДЯТ МИМО ХРАМА». Настоятель изменил прежние порядки, но в первом-то случае прихожане сами начали действовать , а этот приход не прошел «проверку на прочность»? Автор пишет о церковных документах : «указивочки» поперек горла: ни искренности в них, ни любви – официоз сплошной». Но если бы исполнялся «официоз» - Устав прихода, если бы на Приходском собрании реально обсуждались проблемы общины, не дошло бы дело до «убийства». В описании третьего прихода камнем преткновения становятся «группировки» - «алтарники», «ящик», «хоровики»… Но эти люди – постоянные сотрудники, которые работают в храме вместе и общаются «по месту работы», и лексикон у них профессиональный. Что же в этом «криминального»?
Не забывать бы нам, что в первую очередь храм – дом Божий, и единение у Чаши не отменит настоятель, если он не раскольник. А в остальном – не ждать от других, начинать с себя.
Людмиле.25 августа 2016, 00:20
Да.Я неправильно выразился.Смысл в том,что осваивая христианство,нужно выстраивать отношения не только:я-Бог,но дать место и для ближних.Ведь,даже приступая а таинствам исповеди и причастия,встают вопросы:всем ли простил,со вмеми ли примирился?Христос говорил:если не понимаете,когда Я говорю о земном,как поймете,если скажу о Небесном.Если не любим брата,которого видим...А любовь имеет разные степени.Сначала:не навреди,потом:не воздавай злом за зло,не осуждай,сострадай и до любите врагов.Не пройдя низшие степени(с Божией помощью),невозможно взойти на верх добродетелей.Почему святые уделяли такое значение отошеним с ближними?Потому,что знали, что это либо поможет,либо помешает нашим отношениям с Богом.Сколько Паисий Святогорец говорит о безразличном поколении,приводит в пример молодого человека,которому в тягость сотворить малое доброе дело:сбегать-отнести зонт старику.Или хвалит детей бедуинов,которые не зная заповедей делились тем,что им давали.Мальчика-турка-помогшего спастись не знакомому человеку(Паисию).Без этого рассуждать о духовном мало принесет пользы.
Людмила24 августа 2016, 15:36
Р.Б.Сергию 24.08.00:00 Формат сжатого комментария не всегда позволяет точно сформулировать мысль. Но обратите внимание на точность формулировки схиигумена Саввы: стань Человеком, а потом Святым. В Вашей интерпретации: стань порядочным, а потом христианином эта мысль очень сильно искажена. Ведь слово порядочность включает в себя очень многое, в том числе и скромность, и незлобие, и доброжелательность и т.д. Получается, если человек считает себя недостаточно скромным или раздражительным, ему и в храм нельзя, пока не станет порядочным, а уж потом пусть становится христианином. Во всяком случае так прозвучала Ваша мысль. Насчет того, можем ли мы делать замечания, ну, когда станем святыми, наверное да, ведь святость - это еще и дар рассуждения: что и кому сказать для пользы души.
р.Б.Сергий24 августа 2016, 00:07
Людмиле.21.08. 21.00 Уважаемая сестра,согласен с Вами про фарисейство,кого осудил,то каюсь.У схигумена Саввы прочтал интересную мысль:сначала надо стать человеком,а потом святым.Становиься порядочными-исполнять заповеди.Без этого стать христианином невозможно.Все мы нуждаемся во Враче,но без нас и Сам Бог не исцелит нас.Про то,что подсказать людям-можно.Но слишком часто придется говорить,а многие люди воспримут с обидой.Попробуйте сказать кому-нибудь замечание на службе не разговаривать во время чтения Евангелия...Мне было интересно,а как современные святые себя вели?Всем подряд кланяются и говорят:я хуже всех?Святой Паисий Святогорец некоторым своим посетителям строго выговаривал,некоторых даже выгонял.Для своих посетителей старц(имея грыжу) выносил пеньки в качестве стульев и заметил,что после никто не уносил их обратно,он тоже осуждал?
К23 августа 2016, 13:06
Иван. Пока на Руси не исчезнет штамп "бедный-хороший, богатый плохой" или наоборот "богатый-хороший, бедный - плохой" (что в сущности одно и то же - свой-чужой), ничего не измениться. Кушать друг друга не перестанут. Начинается это ещё в 1-2 классе - дети учатся дружить друг против друга (а чаще против кого-нибудь инакого). А "город разделившийся сам в себе - падет". Уж не знаю, как там в первом приходе получилось, как описано - не похоже на правду жизни. Литературное произведение однако.
Татьяна23 августа 2016, 07:31
Да, конечно, от настоятеля зависит очень многое, но настоятель это еще не все, от прихожан тоже очень многое зависит. Есть разные люди. Например на нашем приходе был молодой священник, как мог старался собрать общину, но были такие тетеньки и бабушки, которые хотели только по-своему, только властвовать, в церковь зайти нельзя одни от них наставления, выжили этого неплохого молодого священика. Пришел другой, постарше, по-опытнее, этих бабушек и тетенек немного в сторону отодвинул, люди по-тихоньку в храм ходить стали, стали чаепития с беседами устраивать, вокруг територию облагораживать, хор образовался, так им опять не нравится и сами ничего не делают, и постоянно какие-то интриги устраивают. Не нравится им наш дружный коллектив. А когда говоришь: пойдем немного поработаем, потом чай попье, в ответ слышишь презрительное - я не уборщица.Кто им спрашивается мешает жить дружно? Или они не знают, что прихожане, это не только те, кто на богослужении стоит, но и те , кто помогают в богослужениях, обслуживать храм. У нас сельский приход и нет возможности платить за уборку. Так чтоне только священники бывают младостарцами, но и некторые церковные тетеньки иногда мнят себя старицами. Все по-разному бывает.
Людмила22 августа 2016, 10:24
Спасибо Сергию за мудрые и точные мысли о жизни прихода и по теме статьи. К сожалению, в некоторых комментариях сквозит просто осуждение ближних: к иконам не так прикладываются, свечки не так ставят, не так кланяются , не так стоят в очереди и т.п. Да, мы все люди, у нас у всех свои недостатки, мы все кого-то раздражаем. А если внимательно почитать жизнеописания святых, то с удивлением обнаруживаешь, что и их осуждали, и на них клеветали! На св.Савву Освященного его же братия ходила жаловаться аж Патриарху, ну и так далее вплоть до наших дней. Но ГЛАВНАЯ ТЕМА СТАТЬИ, ЭТО ЖИЗНЬ ПРИХОДА! А вот и тест на сплоченность и жизнеспособность прихода: на Украине филаретовцы с легкостью захватывают храмы, где не было сплоченной общины, и наоборот, там, где уважаемый и любимый ревностный пастырь и сильный сплоченный приход, храмы стоят неколебимо. Об этом говорилось и на страницах сайта Православие.ru
Людмила21 августа 2016, 21:42
р.Б.Сергию 21 августа 00:00 //Нам бы сначала просто стать порядочными людьми,а уж потом осваивать христианство.// Сергий, простите, Вы меня искренне удивили своим комментарием... Не сказал ли Господь: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные"(Матф.9:12). Именно в активном процессе осваивания христианства у людей появляется возможность стать более порядочными, "Без Меня не можете творити ничесоже"(Ин.15:5)говорит Спаситель, а Вы предлагаете сначала без Христа стать христианами(в смысле порядочными), а потом осваивать христианство. Господь спасал и разбойников и блудниц, а мы часто поступаем по фарисейский: ну я же не такой, как этот мытарь(или человек из очереди и т.п.). Что же касается проблемы отсутствия воспитания у части прихожан, то это конечно же задача пастыря воспитывать пасомых и в проповеди и на исповеди. Если Ваши прихожане за годы хождения в храм не знают друг друга, то в таком приходе нет общины в самом прямом смысле этого слова. Нет общения, нет единения, нет духовной семьи. Именно эти проблемы и затронуты в статье. Вы просите(избави, Господи, от осуждения) и тут же осуждаете прихожан. А ситуацию с открытой дверью Вы сами могли очень просто разрешить, тактично объяснив людям, как удобнее разместиться в очереди. Простите.
Сергей21 августа 2016, 18:50
Петр.В.19 августа 2016, 07:00. Брат ничего умного не скажу, только из личного опыта. Был свидетелем и участником организации и прихода и монастыря, обратил внимание, что дело спорилось тогда, когда помогали-молились бедные, неизвестные, простые, но истинно верующие люди , и сейчас твердо могу заявить, что дело восстановление Храма не зависит от богатых спонсоров, на которых уповают многие священники. Господь источник всякого богатства. Смешно, когда думают, что помогая материально церкви, они помогают Богу. Очевидно, что по молитвам бедных неизвестных бабушек, Господь Бог Сам устраивает восстановление храма. Господь дает по Вере. На первое место надо всегда ставить тех людей, чьи молитвы Господь слышит и отзывается. Не открою секрета, что Веру сохранили и хранят наши бабушки и женщины. Вот на них. простых прихожан, священнику и нужно всегда опираться. Умные батюшки, именно так и делают, примеров предостаточно. Глас народа глас Божий и если бы в приходе на первое место ставили мнение этих людей, польза была бы очевидна.
Лариса21 августа 2016, 17:25
Ни в коем случае не хочу осуждать священников, но желание у прихожан быть приближенными на голом месте не возникает. А в идеале-то мы все равны, мы все свои перед Богом. И в разных храмах эта градация очень заметна. Увы.
Петр.В.21 августа 2016, 10:08
ОТВЕТ НА р.Б.Сергий21 августа 2016, 00:00

Совершенно верно,дорогой Сергий!
И я об этом же! Каждый думает лишь о себе,да и не думает даже - не дает себе труд подумать! Вообще! Оттого и устроение такое,рабское, и рабство все больше от того,что скажут СМИ,да кто угодно! Оттого и верит человек лжи, лень мешает ему правду искать, да о чем я говорю...
А вот еще картина - свечи на подсвечник все(!!!) ставят по краю так, что поставить другому человеку свечу невозможно, не обжигаясь - ну почему так? Ну почему ты думаешь только о себе?
Ведь сзади стоит человек,ему тоже надо свечу поставить - и все, искушение,настроение изменено, а впереди еще служба - очень трудно настроиться.
Вот если бы мы думали хоть немного(!) о других - мы были бы совсем другими людьми,и страна была бы другой, и приходы,общины были бы исправнее.
р.Б.Сергий21 августа 2016, 00:39
Прежде,чем замечать за батюшками (избави Господи от осуждения),давайте посмотрим:а с кем они имеют дело?Разговлры во время службы.Зимой стоит очередь в свечную лавку,дверь открыта и часть очереди стоит на морозе.А те,кто зашел-прямиком к прилавку.Но если сделать очередь извилистой,то все бы поместились и не нужно было бы мерзнуть людям в очереди и свечничам при открытой двери.Так для этого нужно хотя бы на пол оборота голову повернуть и подумать,а каково тому,кто за мной?Выходя из храма,ясное дело,нужно перекреститься.И вот,человек становится в дверях и начинает крестится и класть поклон.В сторонке это разве нельзя сделать?А может,кто-то спешит и не может выйти,пока ему заслоняют выход.Люди годами ходят в один храм и даже не кивнут друг другу головой в знак приветствия-обычное дело.Разве обязательно батюшки должны говорить об этом.Нам бы сначала просто стать порядочными людьми,а уж потом осваивать христианство.
Гость20 августа 2016, 20:53
До боли знакомая тема. Ситуация на приходах зависит только от настоятеля ! Рыба гниет с головы! Безграничную власть ,не радение о церковном служении заевшихся настоятелей могут ограничивать приходские советы и приходсткие собрания . Где то они существуют? Любовь пастырская к людям достигается не в одночасье. Это дар Господа, который заслужить нужно годами добросовестного служения Истине! И еще: Как можно ставить младопастыря после окончания семинарии на исповедь ? духовником воскресной школы? Если выгоняют семинариста из одной семинарии,как можно в другую его втолкнуть "через свои каналы"? Кодекс "чести во Христе и совести пастыря" должен быть гланым ориентиром для священника. Тогда и церковные общины (приходы) будут соорентированны на соборное, христианское служение. И последнее. Жаль,что из за нерадивых священников тень падает на всех честных и искренне любящих свою паству Батюшек.
алевтина р Божия20 августа 2016, 15:00
Братия и сестры с праздником ПРЕОБРАЖЕНИЯ!Хорошая и нужная тема и все очень точно...Еще покойный патриарх Алексий писал с болью и горечью, что на приходах развелось младостарчество и что ето такая болезнь..,но главное сколько губится душ такими младостарцами..СПАСИ иСОХРАНИ ГОСПОДИ.
Андрей20 августа 2016, 10:37
Но ведь главное в жизни общины - Богослужение. Насколько благоговейная обстановка за литургией, сильно ли сокращают службы, как говорятся проповеди. Вот об этом в рассказе почему-то практически ничего. А может быть, как раз во втором храме службы самые молитвенные.
Мне могут возразить, что такого не бывает: там, где общая обстановка хромает, там и молитва не идёт. Да, но о Богослужении всё равно надо было сказать.
Сергей 20 августа 2016, 10:27
Согласен и Иваном начинать надо с себя. Содержание, ремонт и строительство очень дорого, но как правило начинается ремонт, нет денег помоги с уборкой, приготовь еду строителям (продукты дают) и т.д. И того не допросишся а спонсоров осуждать легко.
Лариса19 августа 2016, 22:12
Мне кажется, третий вариант самый распространенный. Даже хочется спросить: А нужна ли вообще община? Свои-чужие... Не приятно.
Людмила19 августа 2016, 12:42
Дорогие посетители сайта, сердечно поздравляю всех с Праздником Преображения Господня! Дай Боже, чтобы и наши души преобразились и сердца просветлели! А статья действительно затронула очень болезненные проблемы приходской жизни. И тема денег здесь не главная, хотя, конечно, очень существенная. Главный вопрос статьи: приход - это семья, или что...?
Петр.В.19 августа 2016, 07:56
Сергею18 августа 2016, 17:00 : Добровольно отказываться от богатства сегодня могут единицы - как же жить всей России? Чего же мы,христиане,хотим?
Казалось бы,вопрос излишний - главное, свободу вероисповедания,мы сегодня имеем, Церковь и Веру сегодня никто явно не гонит, значит, осталось обрести малость - удобное ко спасению общество - социализм,сильное социальное и суверенное Государство.Это - во-первых,надежный фильтр для западных "ценностей" во всех сферах и всеобщий ,хоть и скромный,достаток. Воздух должен в стране поменяться - тогда и в обществе и на приходах будет совершенно иная картина. А соблазнов в этом мiре нам и без этого капитализма и богатых прихожан хватит.
Надежда19 августа 2016, 00:27
Замечательная статья!!! Прямо списано с нашего прихода...Тоже молодой настоятель пришел...и такое началось...У нас таких храмов и приходов,в которых возьмут твою записку без оплаты попросту нет, а стоимость свечей зашкаливает...В начале 90 начали из руин храм наш восстанавливался (чудом Божьем не успели снести,вернее,взорвать останки храма)...Настоятель,наш дорогой батюшка Серафим,в то сложное время,когда каждый цент был важен для восстановления,требовал от свечниц чтобы на видном месте лежали бесплатные свечи...Я Вам,Гость, просто завидую,что можете бывать в таких храмах...
Иван19 августа 2016, 00:20
раиса18 августа 2016, 09:00 "Искушения в церкви на каждом шагу, у каждой иконы ящик, у распятия- ящик". Раиса, Вы наверное сильно удивитесь, но чтобы церковь просто стояла, что бы её не закрыли и в ней можно было служить Литургию нужны деньги. Нужно платить за свет, за отопление, нужно делать ремонт, нужно покупать лампадное масло, вино, нужно печь просфоры, нужно... много чего ещё. Далее. Как ни странно содержание воскресной школы тоже требует денег и не малых. Вопрос ОТКУДА??? Ведь большинство именно так и рассуждает: "а, попы и так не бедствуют, так что уж лучше пусть кто другой в церковную кружку деньги положит, а у меня лишних денег нет". Как любит говорить одна моя сотрудница "пусть богатые платят". К сожалению у нас нет традиции благотворительности, добрых дел, как например в Америке (сейчас полетят в меня тапки от "квасных" патриотов). Там каждая религиозная община реально содержит свою церковь и своих пасторов. Дети пекут печенье, продают на благотворительных продажах, а выручку в пользу бедных. У нас такого нет. У нас каждый думает как бы ему не опростоволоситься, как бы не отдать лишнего. Вот поэтому вместо пожертвований у нас "рекомендуемая сумма пожертвования" (так теперь стыдливо прикрывают торговлю). К сожалению всё это так. Стыдно. Плохо. Но кто в этом виноват? Может быть мы сами?
Иван18 августа 2016, 23:47
Сергей17 августа 2016, 15:00 "А народ русский всегда уважал и любил своих пастырей и многое им прощал и прощает!" А может не стоит идеализировать народ? Про пастырей распятых этим самым народом на царских вратах забыли? А про пастырей заколотых красноармейскими штыками, забитых палками, утопленных в прорубях? А ведь всё это тот самый благочестивый народ делал. Да и сейчас самое распространенное в народе выражение при упоминании о священнике это завистливое: "жирный поп на мерседесе". Знаю одного сельского священника-бессребреника, настоящего подвижника, от голода иногда еле ноги носит, исповедовать на велосипеде по соседним деревням ездит. Но даже его умудряются добрые наши люди за глаза "жирным попом" называть. А чему удивляться? Этим все газеты и весь интернет пропитаны. Историями про "попов на мерседесах". Если теперь ещё и сами православные к этому подключаться... даже не знаю, чего от таких вот статей больше - пользы или вреда...
Екатерина18 августа 2016, 23:11
Сергею спасибо за комментарий. Для себя считаю его очень полезным.
Николай18 августа 2016, 21:02
"За десять лет ни разу пользы от этого я не видел. Видел только, как люди, вхожие в алтарь, становились изолированной от «народа» заиконостасной группой – со своей лексикой, смешками, чувством собственной значимости и «близости к телу»"...
Что тут скажешь?! Вероятно так и есть. Однако никто не знает, что будет потом. Жизнь ведь не ограничивается приходом и возможно это та "закваска", которая необходима человеку, хоть и в таком "сыром" виде. Ну а кто где находится - "...не вы Меня избрали, а Я избрал вас...". Так, что ходить надо к Богу. Если не устраивает приход - лучше поменять, чем во время службы заниматься анализом действий других прихожан. Это мое мнение
Галина И.18 августа 2016, 19:21
Сергею,17 августа 2016, 15:00. "Большая проблема современных священников(особенно молодых)-не умеют,не хотят любить народ,хотят получить все и сразу,не употребив ни какого усилия!Один старый и опытный священник сказал молодому: " Отцом станешь,когда прослужишь на приходе 30 лет".И молодые, и старые (опытные) бывают разные. Состояние сердца часто не зависит от количества прожитых лет, но жизненный, духовный опыт играет немаловажную роль в деле служения.Но когда нет любви к людям, ничего не поможет, и стаж работы тоже. Если обратиться к Библии, то можно привести примеры, когда молодые были избираемы Богом на служение, правление в Израиле (Иудее) и пользовались в обществе большим авторитетом. В Новом Завете- это Тимофей. И наоборот. А что касается православных общин, не все так плохо и мрачно. У нас в городе два храма, один большой, другой маленький. В большом проблемы с общиной идентичны поднятым, а в маленьком, после назначения туда настоятелем бывшего диакона,молодого священника (тогда еще заочного семинариста) стало уютно и тепло. Отец Николай не стал грубо "переламывать палку" своим настоятельским правом, рубить с плеча. Уважительное, искреннее, а главное- любовное, заботливое отношение к людям, ответственность в служении и мудрость не по годам позволили ему в довольно короткий срок создать дружную общину со своими традициями, провести значительные, позитивные изменения внутри самого храма и вокруг него.Чего мы боялись- это того, что он изменится, "зазнается", станет заносчивым и неприступным, как это бывало с рядом молодых священников. Тяжела ноша священника, еще тяжелее и искусительнее, когда все вокруг тебе ручку целуют. Тогда можно и возомнить себя " старым" (в смысле старцем) и требовать к себе угодливого, трепетного отношения, с соблюдением значительной дистанции. Однако в таком случае утверждается чин такого иерарха, но он сам гибнет как "добрый пастырь".К счастью, с отцом Николаем этого не произошло. Дай Бог всем священникам, настоятелям храмов быть здравомыслящими отцами, , любящими свою паству,пребывать в евангельском свете, со Христом,- не в ложном нимбе своей значительности и известности. И прихожане будут иметь в Ваших лицах и друзей, и наставников, и учителей. В общем, добрых пастырей. А иерархия никуда не денется, не волнуйтесь.Бог Сам будет управлять.
Сергей18 августа 2016, 17:00
Хорошо бы обратится к истории церкви. Как складывались первые христианские общины ? В условиях гонений, уверовавшие во Иисуса Христа, христиане добровольно отрекались от богатства, продавали имущество, а вырученные деньги сдавали в общую кассу, разделяя между членам общины по надобности: заботились о старых, вдовах, инвалидах, бедных и нищих. Со временем эти функции перешли к государству, а функции церкви сократились до совершения богослужений и треб. Беда в том, что государство не должным образом исполняет свои функции, а современная церковь сосредоточилось на восстановление церковных зданий, совершенно справедливо рассуждая, что будут службы и будет меняться к лучшему сознание людей. но мне кажется настало время позаботится и о рядовых членах общины. Бог не в рукотворных храмах обитает, а в сердцах человеческих. Настало время менять вектор церковной политики, воссоздать авторитет общины, дать ей больше прав, и всем от этого будет лучше. Община сама будет заниматься миссионерством и привлечением средств. Поверьте исхожу из своего жизненного опыты и истории. Верующие своего Батюшку в обиду не дадут. Священник должен служить Богу и народу , а не быть прорабом и заниматься поиском средств для ремонта храма. Инициатива должна идти снизу. Костяк общины, как правило трезвые и умудренные жизнью люди - настоящие христиане, они не подведут, это и будет основа настоящей народной соборности.
Эля Шахбазова18 августа 2016, 15:34
Сергею:
" Современного молодого священника нужно направлять на 10 лет на послушание к опытному священнику,на бедный приход, чтоб полюбил Литургию, храм и народ, который его кормит..."
Очень дельное предложение. Вот бы взяли его на практику, и тогда не стоял бы наш храм, без служб, без священника, как " нерентабельный" (с)... И вообще, комментарии Ваши разумны и в самую точку, что называется " со знанием дела". СпасиБо.
Петр В.18 августа 2016, 15:23
ОТВЕТ НА:
Елена18 августа 2016, 09:00
Добрый день Всем! Очень не понравилась статья, не понятно с какой целью мы ходим в Храм.

Цель одна,уважаемая Елена, и не одна одновременно.
Главная цель - мы чада матери-Церкви,которую Христос создал,и вне которой нет спасения, ибо в Церкви - Таинства - Евхаристия и Исповедь.
Но мы и в Церкви не только части Тела Христова, но и части нашего общества, и если хотите - Государства.
Вот и подумайте, какие мы "части" общества,каковы мы сами,и откуда возьмется и доброе общество,государство и приход,если мы несем в тот же приход "не всегда" добро, и это касается всех.
Однако ,на мой взгляд, мы упускаем тут одну важнейшую мысль.
Мы думаем о покаянии, читаем Жития,стараемся быть внимательными к себе и чаще исповедоваться - а вот о том, что мы должны быть также и умными,думающими,стремиться к свободе не только от греха но и от диктата пропаганды, мы забываем.
Сейчас принято очернять и демонизировать советское время, тогда как нынешнее всячески предпочитается тому. А ведь проблема богатых,озвученная в статье(мельком,вскользь), она в обществе наипервейшая,потому и проникает за церковную ограду. Чудовищный этот "капитализм" если не будет сломан - не будет в первую очередь Государства - ну а что тогда будет на приходах... вот интересно, что должно такое произойти,чтобы человек наш задумался - а что мне каждый день все СМИ,ТВ,радио такое говорят? О чем это они? Вот вопрос...
Гость18 августа 2016, 14:08
Раисе: не везде так, как Вы описали. Есть приходы, где всё действительно за пожертвование. А нет денег, так и не надо, пиши бесплатно свою записку, обязательно помолятся и за тебя и за твоих ближних. Свечки лежат так, что может взять любой, сколько надо. Крестят бесплатно. Там деньги не главное. А главное - людей любят. Есть такие приходы, слава Богу. Один из настоятелей такого прихода - известный московский протоиерей. Это только один из примеров. Кстати, любимый наш Сретенский монастырь тоже относится к таким приходам. Ничего не знаю про общину монастыря и может ли она вообще быть в монастыре, но отцы, служащие в монастыре, очень хорошие. И не создается впечатление того, что "клир отдельно, прихожане отдельно". Просто нужно искать, и обязательно найдешь.
Михаил18 августа 2016, 14:03
Есть ещё один показатель (я считаю его основным), что настоятель не научает, не приводит к Богу свою паству - это не "освещение, очищение, причащение" через Евангелие нашего бытия на земле: прихожане при встрече разговаривают как-будто они не в Храме - не о Боге, ни через Бога, ни с Богом.
Петр В.18 августа 2016, 12:41
ОТВЕТ НА
нина17 августа 2016, 08:00

Помогай Господь,матушка.
Знаю о ситуации на Украине не понаслышке.
Очень много народу в храмах,молодежи,детей.
Это радостно,умиляет другой раз до слез. И есть надежда,что Господь нас соединит,не допустит разделения,раскола и вернет Украину "домой", в Русь Святую.
Петр В.18 августа 2016, 12:36
Замечательная статья!
И темы озвучены серьезнейшие.
Ведь что такое приход? Это отражение общества нашего в большой мере; на приходе люди,которые дышат одним воздухом со всей страной,так сказать.И если отдельные проблемы - случаи исключительные (как с молодым священником-"всезнайкой"), то в основном вся приходская жизнь тесно связана с остальным мiром.
И от того,каким будет наше Государство,зависит состояние сознания каждого человека.Верующий приходской человек отнюдь не изолирован, как некоторые могут подумать.
Вот подумать тут как раз есть о чем.
Елена18 августа 2016, 09:29
Добрый день Всем! Очень не понравилась статья, не понятно с какой целью мы ходим в Храм.
раиса18 августа 2016, 09:16
К великому сожалению такая ситуация складывается на всех приходах. Эта болезнь присуща в основном священству, когда на первом месте доходы прихода, требы, да подороже, службы скороговоркой, цены на молебны, соборование, панихиды и т.д. неподъемные,к церковной лавке мы пенсионеры дорогу уже забыли, с нашими пенсиями там делать нечего. Эти серьезные вопросы должны незамедлительно решаться честно, не замалчивая, на Поместном соборе, так как приходы уже превратились в коммерченские организации. Менять приход бесполезно, так как на всех приходах порядок один и тот же. Искушения в церкви на каждом шагу, у каждой иконы ящик, у распятия- ящик, да еще какие, из оргстекла, прозрачные, чтобы каждый мог увидеть сколько же ты туда бросаешь. Результат всего этого понятен.Священники сами по себе, прихожане сами по себе. Одни зарабатывают,другие пытаются спасаться, закрывая глаза на все это, смиряясь и понимая, что лучше уже не будет.
Станислав18 августа 2016, 02:59
1 Коринфянам 13:4-7
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Ищите свой путь, главный.
Margarita Minenkova17 августа 2016, 20:51
Все хорошо!Надо молиться
Владимир Владимиров17 августа 2016, 20:26
Все мы читаем жития и душеполезные истории о силе веры и чудесах молитвенной помощи, а вот объединиться в молитве за таких батюшек у нас не выходит. Думаю, Господь призрел бы на такие дела братской любви.
Марина17 августа 2016, 19:00
Может быть это элементарное бескультурье?
Александр17 августа 2016, 17:58
Я, честно говоря потрясён статьёй: последний вариант как будто с нашего прихода списан!....И - "Алтарники", и "Ящик" и ещё у нас "хоровики". Ну и наконец да, народ.
Сергей17 августа 2016, 17:38
Тема поднятая автором очень болезненна. Повторю свою мысль, высказанную на этих страницах ранее. Приходская жизнь крайне искусительна и приближаться к ней надо с большой осторожностью. Приближаясь, вы узнаете, что настоятель и клир не являются ангелами. Любая человеческая структура крайне несовершенна, а Церковь земная - это человеческая структура. Есть очень простой и надёжный тест. Попробуйте помолиться после получения негативной информации. Если молитва не идёт, кипит "праведный гнев" - удаляйтесь от источника этой информации. Вы не готовы к её восприятию. А если вы начинаете плакать о людях, чьи несовершенства и пороки вам открылись, то у вас уже другая мера и духовный возраст. Вам знание негатива не повредит. Совет Андрея Юрьевича, считаю шаблонной отпиской. Такие советы:" оставить ропот, не осуждать никого, смирять свою гордыню, прибегать к послушанию и самоукорению", часто звучат от людей, которые не понимают о чём говорят. Накидать в кучу высшие духовные добродетели и состояния, за которыми стоит титанический труд десятилетий монашеской жизни - это лукавство. Практический совет. Сменился настоятель, чувствуете негативный поток помыслов на службе - уходите в другой храм. Ни вы, ни настоятель в ближайшие десятилетия не изменитесь. Решитесь терпеть не по своим силам - можете ослабеть в вере.
Людмила17 августа 2016, 15:54
Оох! За больное задели!!! Помоги, Господи никого не осудить!!!
Сергей17 августа 2016, 15:32
Прекрасная статья!Спаси Господи автора за труд.Каков поп,такой приход!Священник с Божией помощию создает приход и именно ОН в ответе абсолютно за все,что на нем происходит.Большая проблема современных священников(особенно молодых)-не умеют,не хотят любить народ,хотят получить все и сразу,не употребив ни какого усилия!Один старый и опытный священник сказал молодому: " Отцом станешь,когда прослужишь на приходе 30 лет".Современного молодого священника не менее чем на 10 лет нужно отправлять на послушание к опытному пастырю,причем чем беднее и скромнее будет приход,тем лучше!Пусть учится любить Литургию,народ,который его кормит и храм,каким бы убогим он не был, видеть великое в малом ,а не ждать зарплату,требы и отпуск!А народ русский всегда уважал и любил своих пастырей и многое им прощал и прощает! Помоги Господи нашим Пастырям научиться любить народ свой.
Юля Самошкина-Шатохина17 августа 2016, 15:22
Бросается в глаза несоответствие жанра материала и его языка. Публицистика звучит из уст беседующих людей там, где очевидна разговорная речь. Для этого, конечно, нужен писательский талант. А если талант - журналистский, то формат материала видится статьей - рассуждением, а не "историей из жизни", где герои говорят как-будто читают по бумажке. О своем,насущном, приходском, том, что трогает - в жизни говорят совсем по-другому.....
Дмитрий17 августа 2016, 14:22
Истину гласит старая мудрость: Каков поп, таков и приход.У нас например заведено по воскресеньям поздравлять именинников и тех у кого на истекшей неделе был день рожденья.
Елена17 августа 2016, 13:31
А еще все службы скороговоркой, что-то понять нереально. Хорошо, что знаю многое наизусть, это спасает. А как быть тем, кто в Храме впервые? Простите, наболело.
Читатель17 августа 2016, 12:28
Знакомая ситуация. В нашей епархии и городе мало храмов. Но все-таки в одном из них была прекрасная община и прекрасный настоятель, который любил людей. К сожалению, всё изменилось, настоятеля убрали, поставили молодого священника не из местных. В итоге община развалилась, каждый в храме сам по себе, никакой общинной общей жизни нет, Чаша людей не объединяет. Грустная ситуация.
Андрей Юрьевич17 августа 2016, 11:40
На мой взгляд, прихожанам "умерших" приходов надо искать проблемы в себе самих: оставить ропот, не осуждать никого, смирять свою гордыню, прибегать к послушанию и самоукорению. Тогда приходы "воскреснут" и батюшка окажется достойным. Божьей помощи!
Эля Шахбазова17 августа 2016, 11:25
Сколько таких историй об убитых приходах, и не пересказать. В силу обстоятельств, знаю о многих таких историях. Рассказывать об этом, невозможно, иначе грехов не оберешься. Но, по многолетней практике общения со священниками и прихожанами, сказать можно только одно: "Какой поп, такой и приход". Даже хорошие, дружные приходы погибали, когда батюшку - "сеятеля" убирали, а присылали отца- "жателя". К сожалению, в последние годы, настоящих "сеятелей" на ниве Христовой, всё меньше и меньше.
Дмитрий17 августа 2016, 10:28
Наталии Р. 17 августа 2016, 06:00
Наталья,Вы знаете что такое воздушный поцелуй? Иногда нет возможности приложиться к иконе ,облобызать образ-или высоко висит,или не подойдёшь из-за подсвечников-и такое бывает.Что ж такого страшного и кощунственного Вы в том усмотрели? По поводу осуждения священства и непослушливости -ведь батюшка Вам сказал "можно"-не будем распространяться.
Послушайте ,лучше ,апостола Павла.
"Так [бывает] во всех церквах у святых. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор 14:33-35)".
Наталья17 августа 2016, 10:14
Я сама живу в Москве и ходила в разные храмы. По моим наблюдениям, в храмах, где сложилась достаточно закрытая община атмосфера хуже, чем в храмах, где приходит всякий народ. Поэтому хожу в Богоявленский собор в Елохове, в свою церковь Рождества Предтечи, хотя там очень тесно. Мы достаточно разобщены, но помогать другим можно и не зная тех, кто нуждается. Можно отдать детскую одежду и обувь в хорошем состоянии. Мы просто все подготовили, привезли и там семьи, кто нуждается забрали.
нина17 августа 2016, 08:36
Спасибо за статью.Живу в Украине 20 лет хожу в храм на другом конце города - час на маршрутке.Раньше люди ходили только по праздникам,сейчас каждое воскресение полный храм.В прошлом году в великий четверг причащалась одна ,а в этом году около 30 человек.Дай Бог здоровья отцу Варнаве!В мае ездила крестить внучку в Россию.Радовалась, что можно зайти в любой храм, не боясь, что угодишь к раскольникам, но местный батюшка, напуская на себя суровый вид отпугивает.Внучку решили крестить в монастыре так он не позволил крестному поехать под предлогом помощи в храме. Тяжко приходится особенно замужним женщинам с детьми. Пишу с их слов. Прочла на вашем сайте очень хорошую мысль только донести до молодежи её сложно - как мы будем себя вести в храме и по отношению к батюшке таким и станет батюшка. Может что не так понимаю или выражаю - простите! Только мне мой храм ближе и роднее, хоть и суров батюшка! Благослови Боже всех пишущих и читающих! Помолитесь о сохранении Православия на всей Руси и помяните нас грешных жителей Украины.
Галина Михайлова17 августа 2016, 08:12
Истории с борющимися и убитыми общинами про нашу епархию. Бог судья "топтунам", но кто и через какой период времени сможет превратить их в радостные? Ломать не строить. Спасибо автору за реальный взгляд на действительность.Красивые фотографии с Богослужений положение дел не показывают. и уже всем надоели.Кому нужны эти фотосессии? Хотелось бы знать. кто по ним судит о результатах служения. не в пустоту же эти тысячи и тысячи фотоотчетов о красивых одеяниях священослужителей?
Наталия Р.17 августа 2016, 06:19
«…Православия на вашей земле не было и вы ничего не знаете.» Как это знакомо… В нашем приходе появилась «инфекция»-целовать свои пальцы, прикладывать их к иконе и снова целовать их. Пытались объяснить, что руками можно прикасаться только слабовидящим к специальным иконам. Бесполезно. В ответ: «А батюшка сказал: «Можно». И если бы это делали только неофиты, ан-нет. Даже бабули, постаревшие в нашем храме, туда же. А священство как бы и не видит, что народ энергично передвигается, ставит свечи («лепит», как говорит отец Андрей Ткачев), своеобразно «прикладывается» к иконам во время Литургии. «Не судите, не судимы будете». Стараюсь не судить, да душа болит. И не у меня одной. Или я что-то не понимаю? Простите, может быть, мои переживания не в тему...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×