Разговор с самарянкой

    

Из книги проповедей и бесед с Сербским Патриархом Павлом «Пешком в вечность. Избранные проповеди. Интервью», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

* * *

Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Ин. 4, 6–15

Помолились мы Богу, братья и сестры, сегодня, в воскресенье, в день недели, когда радуемся воскресению Сына Божиего.

В это воскресенье проповедь посвящается евангельской притче о том, как Господь пришел к колодцу Иакова и попросил у Самарянки напиться. Прежде всего нужно сказать, что Господь испытывал жажду по Своей человеческой природе. И еще тут говорится, что Он устал и сел возле колодца. И это произошло по Его человеческой природе, ибо Бог недоступен ни усталости, ни голоду, ни жажде.

Из этих и других писаний евангельских мы видим, братья и сестры, что еретики ошибочно учат, будто бы Господь имел только одну природу, Божественную, будто Божественная природа настолько огромна, что полностью подавила человеческую природу и что Он — только Бог. Они говорят: это было бы то же самое, как вылить воду из стакана в море или океан. Море или океан то малое количество воды затворили бы в себе, и оно исчезло бы совершенно. Но человеческая логика по отношению к Божественным вопросам слишком мелка, коротка и недостаточна. Если Господь говорит: «Я хочу пить», — как тогда мы, люди, можем сказать: «Нет, Господи, Ты не хочешь пить, потому что Ты — Бог». Мы знаем, что как Бог Он не жаждет, но как человек — жаждет. Когда евангелист говорит, что Он устал, неужели мы скажем евангелисту, что мы лучше, чем он, знаем, что Христос не устал? И так далее. И на кресте Он страдал и умер по Своей человеческой природе, но Он — одна личность, страдал Богочеловек. Страдал, конечно, Своей человеческой природой.

Еще, из этого разговора у колодца мы видим, что Господь говорит с женщиной и, как следует из разговора, грешницей. В те времена ни один учитель народа израильского, да и других народов, никогда не стал бы говорить с женщиной, тем более о таких высоких материях, о которых Господь говорил с Самарянкой: о том, что Бог — дух, и о том, что нужно молиться духом и истиной. И еще: что молиться Богу будут не только на горе этой и в Иерусалиме, но и по всему миру. В то время и на Востоке, и на Западе, как говорит святой Григорий Богослов, мужчины принимали и прописывали законы и присваивали себе то, что запрещали женщинам. Конечно, и сегодня мы видим требования феминизма и женского лобби, желающих, чтобы мы были не едины во Христе, а одинаковы. Вы видите и сами знаете, до чего это нас довело, какое страшное моральное падение и между женщинами, и между людьми вообще. Мы не признаём, как говорит святой Григорий Богослов, эту разницу в требованиях и во мнениях. То, что принес Господь, Он принес и мужчинам, и женщинам: Блаженны милостивые… (Мф. 5, 7). Не только мужчины, но и женщины. Блаженны чистые сердцем (Мф. 5, 8). Каждая заповедь Иисуса Христа относится и к мужчинам, и к женщинам. Конечно, есть различия, не только физические, но и психические, но они не таковы, чтобы сделать мужчин высшими, а женщин низшими, недостойными Царствия Небесного. Безусловно, по словам апостола и Библии, сначала создан Адам, а потом из его ребра Ева, но, по объяснению святых отцов, это потому, чтобы ни один из сотворенных не возгордился. Бог создал женщину от той же природы, какую имел Адам, чтобы они знали, что едины в Иисусе Христе. Тогда и любовь между ними будет такой, какой и должна быть в существах, созданных Богом: не стремлением к тому, что удаляет от Бога, — безответственному удовольствию, греху, прелюбодеянию, блуду и другим несчастьям греха, а стремлением к уважению личности одного в другом и к бережению образа души. Ни блудники, ни прелюбодеи, ни другие грешники Царства Божия не наследуют, сказано в Первом послании к Коринфянам (6, 9).

Пусть Господь, Который все это прозрел, как Бог видел, что та женщина имела пять мужей и тот, с которым она сейчас, [ей] не муж (Ин. 4, 18). Пусть Господь, Кто видит и мысли наши, и сердца наши, и дела, поможет нам, чтобы и ум, и сердце, и глаза наши, и руки были чистыми от греха на пути следования за Ним в Царствие Небесное. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). А Он — в Царствии Небесном, к которому и нам нужно идти своей верой, жизнью по этой вере в чести и святости.

Благослови вас Бог и даруй вам всяческое добро!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Записки бабушки-христианки, бывшей студентки МГИМО Записки бабушки-христианки, бывшей студентки МГИМО
Елена Прокофьева
В новой книге Е.П. Прокофьевой – юриста-международника, журналиста и писателя – собраны реальные истории, рассказы о паломничествах, храмах, монастырях и их обитателях, с которыми автора связывает многолетняя духовная дружба.
Игумения Варвара (Трофимова) Игумения Варвара (Трофимова)
Игумения Варвара – известная подвижница XX века – олицетворяет собой целую эпоху русского женского монашества. Ее по праву называли игуменией всея Руси. Более пятидесяти лет она подвизалась в монашеском чине, из них более сорока лет несла тяжелый крест игумении Пюхтицкого монастыря.
Отец Стефан и иже с ним Отец Стефан и иже с ним
Протоиерей Александр Авдюгин
Все сюжеты, живые и трогательные, веселые и грустные, взяты из жизни. Автор, талантливый, мудрый священник хочет, чтобы читатель увидел образ Божий в каждом человеке и утвердился в том, что миром правит доброта.
Сердцем моим страдаю о вас… Сердцем моим страдаю о вас…
Преподобный Серафим (Романцов)
Зиновий Чесноков, Николай Чесноков
В настоящем издании содержится не только рассказ о жизненном пути преподобного Серафима (Романцова); особенный интерес представляют выдержки из писем и советы старца, бережной с любовью собранные авторами в данной книге.
Повести и рассказы из духовного быта Повести и рассказы из духовного быта
Игнатий Николаевич Потапенко
Наиболее яркие произведения Игнатия Потапенко посвящены жизни приходского духовенства — жизни, знакомой писателю не понаслышке. Будучи сыном сельского священника, он сделался отличным бытописателем городков, деревень и местечек южнороссийских губерний, изобразителем мещанских нравов, чиновничьей психологии, беспросветного существования городских низов.
Таинственный маяк Таинственный маяк
В сборник вошли рассказы о разных периодах прошлого нашей страны. В разное время жили эти люди, но их объединяли вера, преданность своему делу, верность, любовь, преодолевающая все невзгоды.
Homo religiosus: на путях поиска истины Homo religiosus: на путях поиска истины
Протоиерей Олег Корытко
В основе издания лежит курс лекций по предмету «История религий», читаемых автором, протоиереем Олегом Корытко, в Сретенской духовной семинарии на протяжении более 15 лет.
Священная библейская история Священная библейская история
Митрополит Вениамин (Пушкарь)
«Читая Священную Библию, надо всегда помнить, что она не научный трактат и не философская доктрина, а книга, заключающая в себе богооткровенные истины о спасении человечества. Библия говорит нам не о том, как движутся небесные тела, а о том, как нам взойти на духовное небо. Она повествует нам, как и что сделал Господь по Своей любви для человечества при посредстве израильского народа, чтобы дать спасение всем народам и всем людям».
Иисус Христос. Жизнь и учение Иисус Христос. Жизнь и учение
Книга 6: Смерть и воскресение
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Что говорят нам евангелисты о последних днях, часах и минутах Его жизни? Как описывают Его воскресение? Почему жизнь Иисуса закончилась столь мучительной и позорной смертью? На все эти и многие другие вопросы призвана ответить настоящая книга
Комментарии
15 мая 2017, 14:53
Конечно, различия присутствуют, Святейший Патриарх Сербский однозначно прав - женщины оказываются менее склонны ко греху - в большинстве своем имееют к алкоголю отвращение и множество противопоказаний, блуд чреват нежелательной беременностью, материнский инстинкт зачастую препятствует совершению насильственных преступлений со стороны прекрасного слабого пола - примеров можно привести множество! Так и стоит ли ущемлять права столь замечательных созданий?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×