К вопросу об автокефалии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата

Сторонники и противники автокефалии

Собор русских святых Собор русских святых
Перефразируя известное выражение, можно сказать так: если мы не будем касаться темы автокефалии, автокефалия коснется нас. Коснется как результат деятельности тех людей, которые прилагают свои усилия в направлении «совершенствования канонического статуса Украинской Православной Церкви».

Попробуем очертить в общих чертах круг активных сторонников автокефалии. Прежде всего, это ряд архиереев и клириков УПЦ, имеющих непосредственное влияние на события церковной жизни. Многие из них не скрывают своих чаяний и уже сейчас активно проводят в церковную жизнь изменения, соответствующие, по их мнению, статусу Украинской Церкви и одновременно подготавливающие ее автокефалию. Среди таких нововведений особенно выделяются следующие.

Во-первых, прибавление к титулу Блаженнейшего слов «и отца нашего». В течение семи лет употребление этих слов насаждалось почти во всех епархиях в устной форме, без каких-либо письменных указаний. Когда же в результате этих усилий сформировался как бы обычай такого поминовения, эта формула в мае 2007 года была предписана решением Синода УПЦ.

Во-вторых, практикуется и оправдывается непоминовение Святейшего Патриарха за богослужением в ряде епархий. Из этой же серии нововведений, только еще более тяготеющее к каноническому нарушению – отсутствие имени Патриарха Московского на некоторых антиминсах, изготовленных в Киевской митрополии и даже уже кое-где употребляющихся в богослужении.

К активным сторонникам автокефалии можно отнести также некоторых архиереев и клириков Константинопольского Патриархата украинского происхождения, отличившихся весной 2005 года скандальными заявлениями о том, что территория Украины является канонической территорией Константинополя.

Президент Украины, чиновники разных рангов и некоторые депутаты активно лоббируют идею автокефалии. При этом на Украине, в отличие от России, нет такой проблемы, как необходимость преодоления в общественном сознании атеистических установок, унаследованных от советского прошлого. В России же эта проблема есть, и поэтому здесь уже не один год идет настоящая борьба за преподавание в школах предмета, рассказывающего о христианстве, о Православии. На Украине все было гораздо проще: президент подписал указ, парламент поддержал, и в итоге в программу начальных классов общеобразовательных школ введен обязательный предмет – «Христианская этика». Это вроде бы неплохо. Но неравнодушие политиков к церковным проблемам приводит к попыткам вмешательства во внутренние дела Церкви, что порой ставит иерархов в очень трудное положение, вынуждает принимать специальные постановления, обращенные к правительству[1]. Можно упомянуть и о совместных межконфессиональных молениях, устраиваемых на высшем государственном уровне, о создании депутатской группы «За единую Поместную Церковь» в украинском парламенте – Верховной Раде, о неоднократных контактах правительства с Константинопольской Патриархией и многое другое.

Помимо активных сторонников автокефалии в УПЦ немало и таких, кто особенно не дорожит своей принадлежностью к Московской Патриархии, и хотя и не предпринимает каких-либо активных действий, но при первой же представившейся возможности безболезненно покинет юрисдикцию Русской Церкви. Это пассивные сторонники автокефалии. Если первые – идеологи, то вторые – конъюнктурщики.

Что же питает сторонников автокефалии? Прежде всего – украинский национализм. Чтобы понять, что же такое украинский национализм, достаточно просто пожить в нынешней Украине: пообщаться с людьми, полистать школьные и вузовские учебники, посмотреть телевизор и почитать газеты. Например, однажды утром весь Донецк оказался обклеен большими цветными плакатами: в центре – профиль А.С. Пушкина, перечеркнутый красными линиями, и внизу подпись: «Сбережемо рiдну мову». Это и есть сущность украинского национализма – самоутверждение, основанное на отрицании всего русского.

Национализм – это идеология активных автокефалистов, а ее пассивным сторонникам, тем, кого мы назвали «конъюнктурщиками», более свойствен иной тип мировоззрения – космополитизм.

Ущербность национализма, в общем-то, очевидна. Самоутверждение, самопревозношение – все это ложные посылки, которые ведут в никуда. Они противоречат основным христианским нормам. Космополиты же более склонны к христианской риторике. Мол, Отец у нас один – Небесный, и отечество у нас одно – Небесное. Все остальное не имеет никакого значения. Какая разница, русская Церковь, украинская или английская? Главное, что Церковь. Один мой знакомый священник говорил о себе: «Чем дольше я служу священником, тем менее я патриот, потому что понимаю, что моя родина – всё творение Божие».

Определенная логика в подобного рода рассуждениях присутствует, но уж больно она мертвящая, сектантская, упраздняющая в человеке человеческое. Духовно мы рождаемся от Бога в таинстве крещения, но по плоти-то мы не на небе рождаемся, а в земном отечестве нашем. И то, что есть у нас Отец Небесный, не значит же, что мы должны забыть своих земных отцов! Праведный Иоанн Кронштадтский называл земное отечество образом, иконой отечества Небесного.

Церковь – это богочеловеческий организм. И через человеческий элемент Церковь неизбежно укоренена в какой-либо традиции, в какой-либо культуре. Это не значит, конечно, что бытие Церкви исчерпывается какими-то культурными явлениями, но, воплощаясь в определенной культуре, Церковь свидетельствует о Божественном, освящает и преображает человеческое.

Русская Православная Церковь укоренена в тысячелетней русской культуре. И автокефалисты, отрекаясь от Русской Церкви, отрекаются, по существу, не только от русской культуры, но и от своей же истории, отрекаются от отечества и от своих отцов. Для большей части населения Украины, которая определенно осознает себя принадлежащей к русской культуре, это равносильно отречению от самих себя.

А теперь обратимся к тем, для кого такое отречение невозможно, кто осознанно или неосознанно является противником автокефалии, для кого неприемлемой является мысль об отделении от Русской Церкви.

Есть принципиальные противники автокефалии среди архиереев и клириков УПЦ. По некоторым данным, голоса архиереев УПЦ, выступающих за и против автокефалии, разделяются сегодня примерно поровну. Очевидно, что в русскоязычных областях число противников автокефалии намного превышает ее сторонников.

Конечно, среди политиков, чиновников разного ранга также есть много противников церковного разделения, но далеко не все из них открыто выражают свои взгляды.

И вот что еще характерно. Если сторонники автокефалии объединены по большей части в политические организации (различные ОУНы, та же депутатская группа «За единую Поместную Церковь» в Верховной Раде и т.п.), то сторонники единства с Русской Церковью объединяются преимущественно в братствах – традиционных для Украины организациях православных мирян.

Особый вес позиции сторонников единства Русской Церкви придает то обстоятельство, что они могут опереться на мнение людей, обладающих непререкаемым авторитетом и особой властью над сердцами и умами – людей святых. Я назову только два имени.

Прп. Лаврентий Черниговский Прп. Лаврентий Черниговский
Во-первых, это прославленный в лике святых старец Лаврентий Черниговский († 1950; память 29 декабря / 11 января), почти что наш современник, бывший очевидцем первой (в 1920-е годы) и второй (в 1940-е) волн автокефальных движений на Украине. Преподобный Лаврентий говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа – это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе – Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать русских городов».

Имя второго подвижника – схиархимандрит Зосима (Сокур). Он почил в 2002 году и вынес на своих плечах борьбу за единство Русской Церкви в недавние 1990-е годы. Его подвиг засвидетельствован тысячами духовных чад. Вокруг него выросло два монастыря. Его память чтут Блаженнейший митрополит Владимир, многие архиереи, клирики и миряне на Украине, в России и в других странах. Отец Зосима оставил своим чадам такое духовное завещание.

Схиархимандрит Зосима (Сокур) Схиархимандрит Зосима (Сокур)
«Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Васильевского мужского и Успенского Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю.

И по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия – беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским.

Из существующих монастырей тогда образовать Дом милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви.

В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор.

Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала XX столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность…

Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви – в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители – братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения…

Сие завещание прошу прочесть у моего гроба перед последним целованием и раздать всем.

Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, мир, любовь и благословение Божие.

Схиархимандрит Зосима».

Внешний фактор автокефального движения

Помимо стремящихся к автокефалии сил внутри УПЦ, существует еще и так называемый внешний фактор.

Ни для кого не секрет, что в последние годы на Украине чрезвычайно обострились межконфессиональные отношения, и прежде всего отношения между православными и католиками. Кроме того, появилось множество раскольничьих объединений, именующих себя «православными церквами». Православная Церковь оказалась в очень непростых условиях.

Можно говорить об открытой экспансии униатов – католиков восточного обряда.

Так, в Украинской Католической Церкви, подчиненной Ватикану, несколько лет назад создано новое структурное подразделение – Одесский экзархат во главе с архиепископом Василем Ивасюком.

Деятельность новообразованной церковной администрации распространяется на пять областей юго-запада Украины, где в общей сложности проживает всего 70 тысяч греко-католиков.

70 тысяч прихожан-униатов – это менее 1 % населения пяти юго-западных областей Украины, где проживает более 8 миллионов 700 тысяч человек. Экзархат в Украинской Католической Церкви – это аналог митрополии в Православии, то есть для Одессы установлен очень высокий уровень представительства в иерархии Украинской Католической Церкви, что явно не соответствует числу прихожан. Например, вся Галичина, где проживает несколько миллионов униатов, своего экзархата не имеет.

Совершенно очевидно, что подлинная причина создания экзархата в Одессе – это стремление греко-католиков к экспансии на исконно православных землях Украины, где сейчас униаты лишены какого-либо влияния.

Столь же очевидно, что создание нового экзархата – это проявление тенденции усиления экспансии Ватикана на Восток, четко обозначившейся после визита папы Римского в Киев. Мало кто тогда обратил внимание на выразительный символ: Иоанн Павел II провел литургию с помоста в виде корабля под парусами с крестом – эмблема миссионеров и крестоносцев. Именно на таких кораблях испанцы отправлялись в Америку приобщать к вере «истинной» аборигенов. Уже вскоре после визита папы в Киев резиденция главы Украинской Католической Церкви кардинала Любачевского была перенесена из Львова в столицу, где униатов тоже довольно мало. В столице Украины даже построили по этому случаю кафедральный греко-католический собор святого Василия.

И вот теперь создан экзархат в Одессе. Идея подчинения Православия на протяжении столетий была одной из главных внешнеполитических целей Ватикана. Еще Александр Невский на льду Чудского озера остановил благословленный тогдашним папой крестовый поход, политической целью которого было установление на Руси господства Ватикана.

Ставка на Украине сейчас делается именно на униатов. Здесь их могут принять за «своих». Униатов от православных отличает только признание подчиненности Ватикану, обрядность у них такая же, как у православных. И униатские храмы, и священников невозможно по внешнему виду отличить от православных, что вполне закономерно, ибо униатскую Церковь создали отрекшиеся от Православия священники.

В XVII веке унию огнем и мечом насаждала на Украине польская шляхта. Кровавые польско-казачьи войны остановили тогда экспансию Ватикана. После распада Советского Союза греко-католики в прямом смысле слова захватили более трех тысяч храмов Русской Православной Церкви на Галичине, а спровоцированный националистами в рясах, путающих Божие и кесарево, раскол Православия на Украине создал еще более благоприятные условия для тихой экспансии Ватикана, чем он и не преминул воспользоваться[2].

Даже при поверхностном знакомстве с историей Русской Церкви от ее основания в 988 до разделения в 1458 году[3], а после – с историей Московской Церкви и Киевской митрополии до их воссоединения в 1686 году, не остается сомнений, что это разделение не принесло блага Южно-Русской Церкви. Хотя Киевская митрополия не являлась автокефальной, она пользовалась большой самостоятельностью и независимостью в управлении, находясь в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Общеизвестна печальная история деградации епископата Киевской митрополии, что привело к соблазну унии, навязанной католиками в 1596 году. На протяжении двух веков разделения Русской Церкви много раз поднимался вопрос о полной автокефалии Киевской митрополии, и неизменно инициаторами и активными деятелями здесь являлись папские агенты. Сегодня в этом уже ни для кого нет никакой тайны, и их секретная переписка доступна историкам для изучения[4]. Еще тогда впервые появилась идея так называемой «универсальной унии», то есть унии между православными и униатами. Понятно, что ее удобнее было бы осуществить, если бы Православная Церковь на Украине была автокефальной. Конечно, с дозволения папы Римского был бы на Украине и свой «патриарх» Киевский, который бы возглавил объединенную такой универсальной унией Церковь. Естественно, вся эта Церковь, а вернее сказать – лже-Церковь, подчинялась бы в итоге папе Римскому.

Эта идея «универсальной унии» продолжает жить и сейчас. Более того, национализм, возведенный в ранг государственной идеологии современной независимой Украины, в религиозном плане питается именно идеей «единой Поместной Церкви» и «универсальной унии». Об этом нам говорит хотя бы содержание рекомендованных Академией наук Украины учебников для высших учебных заведений по предмету «История религии в Украине»[5].

Итак, на протяжении всей истории Киевской митрополии как в составе Константинопольского Патриархата (с 1458 года), так и потом – в составе Московского Патриархата, с разной интенсивностью и напряженностью поднимался вопрос о ее полной автокефалии. Неизменной заинтересованной стороной в этом вопросе выступал папский Рим. Именно польза Римской Католической, а не благо святой единой соборной и апостольской Православной Церкви лежит в основе автокефального движения на Украине.

Еще одним внешним для Православной Церкви фактором автокефалии является наличие и активные действие на территории Украины и за ее пределами (в США, Канаде и других странах) разного рода раскольнических сообществ, именующих себя «украинскими автокефальными православными Церквями».

Среди определенных кругов активных сторонников автокефалии весьма существенным является мотив присоединения к Православию целого ряда таких раскольнических сообществ. Тем более что сами раскольники зачастую подают повод к такого рода надеждам. Мотив этот не нов. Это был один из главных мотивов, на который ссылался, будучи митрополитом Киевским, ныне отлученный от Церкви М.А. Денисенко. Теперь Денисенко сам возглавляет наиболее многочисленное раскольническое сообщество – «Киевский патриархат». И если прочие, более мелкие раскольнические организации (идейные автокефалисты), может, и присоединятся через покаяние к вновь образованной автокефальной УПЦ, то меньше всего можно ожидать этого от Денисенко, который вряд ли уже откажется от своего лже-патриаршества.

Угрожает ли единству Русской Церкви грядущий Собор УПЦ?

14 ноября 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви на своем очередном заседании принял решение о созыве Собора епископов УПЦ 21 декабря 2007 года и на следующий день, 22 декабря, Собора УПЦ в составе архиереев, клириков и мирян. Одновременно был назначен новый глава синодальной богословской комиссии, которая занималась подготовкой изменений в Уставе УПЦ.

Данное известие сразу же породило ряд законных вопросов.

Во-первых, чем же вызвана необходимость созыва Собора УПЦ, который не созывался в течение более чем 15 лет? Во-вторых, очень смущали сроки для такого неординарного мероприятия – всего месяц подготовки. Наконец, усугубило неясность наименование данного Собора «Поместным Собором УПЦ» на официальном сайте УПЦ, что явно противоречило действующему Уставу и невольно намекало на грядущее изменение статуса УПЦ.

Все это в совокупности мгновенно вызвало бурную противодействующую реакцию со стороны православной общественности. Уже через неделю после решения о созыве Собора – 21 ноября 2007 года – к Блаженнейшему митрополиту Владимиру обратились участники крестного хода в городе Киеве с просьбой отменить Собор.

После многочисленных обращений различных православных общественных организаций к Блаженнейшему митрополиту Владимиру глава богословской комиссии УПЦ епископ Бориспольский Антоний отметил по этому поводу: «Создается впечатление, что кто-то специально нагнетает атмосферу и сознательно политизирует чисто богословские и канонические положения Православной Церкви»[6].

Однако статус УПЦ и Устав, определяющий этот статус, трудно назвать чисто «богословскими и каноническими положениями», не имеющими отношения к политике. Тем более что определенные политические силы внутри Украины и, прежде всего, ее президент, активно пытаются изменить существующий статус УПЦ. В данном контексте заявление владыки Антония выглядело, по меньшей мере, странно. Поэтому мало кто поверил и уверениям епископа Антония относительно того, что кардинальных изменений в Уставе не будет.

Известный миссионер и православный публицист диакон Андрей Кураев заявил, что он ничего хорошего от грядущего Собора не ждет. Еще ранее отец Андрей так высказывался публично на тему автокефалии: «Нельзя не заметить, что годы нашего раздельного существования приносят свои печальные плоды. По моим наблюдениям, в епископате Украинской Православной Церкви настроения скорее в пользу отделения»[7].

Тем временем с разницей в две недели в адрес грядущего Собора УПЦ принимаются два близких по смыслу обращения двух наиболее многочисленных раскольнических объединений – УАПЦ и УПЦ КП. В обоих обращениях содержится призыв принять автокефалию и обещание присоединиться к вновь образованной автокефальной УПЦ.

И когда до Собора оставалось уже меньше двух недель, по-прежнему никто не видел проекта будущего Устава. Самое же удивительное, что в епархиях не были проведены епархиальные собрания, на которых по Уставу должны были избрать делегатов из клириков и мирян на будущий Собор!

Наконец за неделю до запланированного открытия Собора на очередном заседании Священного Синода 14 декабря 2007 года было принято решение перенести Собор УПЦ на 2008 год. В оправдание данного решения приводятся вполне резонные доводы: нужно хорошо подготовить Собор, провести собрания в епархиях, изучить предложения по изменениям в Уставе, да и вообще логично проведение такого Собора в рамках празднования 1020-летия Крещения Руси. Это все, безусловно, правильно. Но чем же было вызвано предыдущее решение Синода о созыве Собора 22 декабря – некомпетентностью секретариата или чем-то другим?

Между тем в Киево-Печерской лавре 21 декабря прошел Архиерейский Собор УПЦ МП. Самым важным его решением, пожалуй, является принятие новой редакции Устава об управлении УПЦ. При этом члены Собора специально подчеркнули, что внесенные в Устав поправки «не касаются статуса Украинской Православной Церкви как автономной составляющей исторической Русской Православной Церкви». Новая редакция Устава опубликована на официальном сайте Украинской Православной Церкви[8].

Что же, все разговоры о скорой автокефалии лишь «напрасные страхи», как поспешил обобщить ситуацию один из авторов интернет-публикаций?[9]

Собор епископов УПЦ ознакомился с вышеупомянутыми обращениями схизматических групп УПЦ КП и УАПЦ. Обращения были переданы для изучения в богословскую комиссию.

Данный факт, а также то, что раскольнические объединения и их лидеры на официальном сайте УПЦ[10] последнее время именуются соответственно Церквами и епископами без обозначения их раскольнической принадлежности и без кавычек, так что, порой и не отличишь раскольника от канонического епископа, заставляет задуматься о перспективах скорейшего «воссоединения».

Непременным условием такого «воссоединения» остается автокефалия.

«Какой способ получения канонической автокефалии вы поддерживаете?» – проводят опрос администраторы сайта «Православие в Украине».

Для большинства же противников автокефалии неприемлема даже сама мысль об отделении от Русской Церкви, поэтому все поползновения к отделению от Московского Патриархата, которых было немало за последнее время, воспринимаются ими очень болезненно и с горечью. А поползновения эти заходят очень далеко и касаются ныне уже и литургической жизни Церкви. Например, в календаре, издаваемом Киевской митрополией, не печатают имена русских новомучеников.

Особенно контрастируют автокефалистские настроения украинских националистов на фоне возвращения под омофор Святейшего Патриарха Московского русского рассеяния – Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Так хочется верить, что и на Украине здравый смысл и действительная забота о благе Церкви восторжествуют в конце концов над личными и политическими амбициями и что Украинская Церковь останется до скончания века под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в составе единой Поместной Русской Православной Церкви[11].

Иеромонах Тихон (Васильев)

26 декабря 2007 г.

[1] Как, например, «Обращение Священного Синода Украинской Православной Церкви к президенту Украины В.Ющенко, голове Верховной Рады Украины О.Морозу и народным депутатам Украины, премьер-министру Украины В.Януковичу и правительству Украины, ко всем гражданам Украины, кому не безразлична судьба Украинского Православия – неотъемлемой сокровищницы нашей самобытности и основного исторического фактора устроения государства Украины», принятое на заседании Священного Синода УПЦ 22.11.2006 г.

[2] Синельников В. Уния на Украине: ползучее миссионерство: http://www.radiomayak.ru 29.07.2003.

[3] Тогда при святом митрополите Московском Ионе были незаконно отторгнуты от Русской Церкви несколько епархий, находившихся на территории Польского королевства. Из них была образована Киевская митрополия, а митрополитом был поставлен униат Григорий Болгарин (вернувшийся позднее в Православие и признанный Константинопольским Патриархатом).

[4] О роли католиков в продвижении идеи «Киевского патриархата» и литературу по этому вопросу см.: Боровой Виталий, протопресвитер. Церковь Христова, ее природа: Автокефальные Поместные Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 11. С. 27–34.

[5] См., например: Iсторiя релiгi? в Укра?нi: Навчальний посiбник / За ред. А.Н. Колодного, П.Л. Яроцького. К.: Т-во «Знання», 1999.

[6] См.: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=21722.

[7] См.: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&type=forum&id=58961.

[8] См.: http://orthodox.org.ua/ru/tserkov_i_gosudarstvo/zakonodatelstvo_o_religii/dokumenty_ukrainskoy_0.

[9] См.: http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=105093.

[10] См.: http://orthodoxy.org.ua.

[11] См.: п. 1.5 действующего Устава УПЦ.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей28 апреля 2017, 13:39
Какой величайший грех взяли на себя правители нынешней Украины.. Страшно даже подумать!!!
Стахий, Украина30 апреля 2011, 18:49
Статья неплохая, но чувствуется предвзятое отношение к украинцам. Украина никому ничего не обязана, не надо прещений, архиереи УПЦ сами разберутся. УПЦ имеет права, которые шире тех, которые имеет автокефальная Элладская Церковь. Я люблю Украину, мне не нравится политика России как государства. Но я - против какой-либо автокефалии УПЦ. Русь крестили единую и Церковь должна быть единой - Русской (не Российской). Во главе ее - патриарх Московский и всея Руси!!!! УПЦ должна быть автономией с составе РПЦ! И не более! Пробелема и России, и Украины в том, что путают национальные интересы и религию. Церковь - не марионетка и она вне политики и любые попытки ее политизировать должны пресекаться. К сожалению, этого не понимают ни в России, ни в Украине. У нас - общие истоки, общие корни, но история разделила Русь на 3 государства. От Руси Святой осталась лишь единая Русская Церковь. Украинцы, россияне, беларусы имеют свои языки, государства и единую Церковь. 3 языка берут начало из старославянского и между собою равноправны. Но опять же все путают шовинисты. Если воссоздавать Русь как государство - то на паритетной основе - все 3 государства должны быть равны, а это вряд ли получится. Поэтому пусть каждый народ живет своей жизнью, но Церковь будет одна как символ общих истоков и единства восточных славян. И НИКОГДА не путать национальные интересы и религию! Никогда! Русь Святая, храни Веру Православную!!!
Ксения29 июня 2010, 02:57
М-да, прочитала комментарии. Со статьей согласились дальновидные и понимающие великороссы и малороссы, а вот против были, что нетрудно догадаться, некоторые украинцы, у которых снова национальное самосознание разыгралось, из разряда - какое унижение подчиняться "москалям"!!! При этом уверяя, что никакой политики здесь нет, а только национальный патриотический интерес! Хотя как раз она самая и есть! Из разделения Церквей ничего хорошего не будет, так же как и при объединении с различными видами христианства и прочими ересями по принципу экуменизма. Я сама на треть русская, на треть украинка и на треть белоруска! Никогда не пойму и не приму украинской необузданной и отвратительной русофобии, да еще и настолько, чтобы делить то, что должно быть неделимым - Церковь.
Татьяна20 февраля 2009, 17:40
Статья угрожающе искренна.Тяжело и немыслимо отделение от МП.У Вас все верно сказано,но вот что нужно еще осознать:самые простые(подчеркиваю) люди,говорящие на русском,смотрящие русские ТВ, посещающие время от времени (примечательно!)собор и причисляющие себя просто к слабо верующим -эти люди не читают,а потому и не знают подводных течений современного религиозного раскола на Украине.Поэтому вряд ли будут искренними сторонниками Вашей и моей и не только согласной позиции.Не знаю, обратили ли Вы внимание, что и епископы и архиепископы в большей степени,а в принципе и митрополит Владимир -выходцы из Западной Украины,корни их становления и человеческие и религиозные там и это нельзя не учитывать.Отец Евмений, выпускавший некогда в Киево-Печерской лавре совершенно прекрасное по содержанию издание "Свет Печерский", много лет тому назад все предвидел и ушел в никуда,в странствие,страдал долго...Теперь,слава Господу,он востребован и несет достойно свою миссию.И еще. Подвижников Веры и среди священства мало,поэтому никто ВСЛУХ не ведет никакой разъяснительной работы с прихожанами.Если священник читает проповедь с листа...о чем он может говорить, когда еще и перед высшим духовным нальством дрожит, словно осиновый лист и местом (хлебным) дорожит...о чем он будет думать, как считаете-о вере православной или о детях своих личных? Таких стоиков и пламенеющих ВЕРОЙ святых- Иоаннов Кронштадских, Лаврентиев Черниговских нынче нет,может, и есть, но времена смутные и мудрые молитвенники живут в затворе и сами монахи таких людей достойных оберегают.А что же в миру? То, что сказано выше. И далеко не у всех есть возможность купить комп,подключиться к инету, а в инете еще и разобраться нужно, чтобы попасть туда,куда тебе надо, как я,например...Хотя при религиозном горении души можно было бы в каждой епархии от Молск. Патриархата издавать не одну, несколько газет и журналов. как это делает многоуважаемый епископ Ириней и чего не делает архиепископ Ефрем -все в Днепропетровской обл. Но Вы уважаемый отец Тихон, также как и я выписались на инете и все.А ДАЛЬШЕ,КАК БЫТЬ? ЖДАТЬ ВЕДЬ НЕЛЬЗЯ.я это всеми фибрами души чую.. Храни Вас Господь!
Р.Б. Наталия20 февраля 2009, 17:40
Правослaвному нужно одно - спасение, а это возможно с матерью Святой Церковью. Если наши архипастыри готовы к принятию автокефалии то в чем различие их с Филаретом ? Господи помилуй нас грешных, убереги нас от раскола, вразуми нас.
петухов дмитрий20 февраля 2009, 17:40
как хочется чтоб сединились россия украина и белорусия ведь мы одно целое один народ одна история что нам делить? одна вера проваславная надо объеденятся и быть одним целым одним великим государством
Валерий20 февраля 2009, 17:40
Сегодня позиция каждого православного христианина дожна быть конкретной. У нас есть Символ веры. Расколы -это не от Бога. Останемся же верными чадами нашей церкви. Господь нас не оставит!
р.Б.Игорь20 февраля 2009, 17:40
Полностью согласен с автором статьи. Разделяться нельзя. Имя разделяющего всем известно, а наша сила только в единении. у УПЦ и так свободы и полномочий "выше крыши", а т. н. автокефалия - это лишь один из способов политической игры, направленной на ослабление и устранение позиций Церкви в обществе и дальнейший вывод Украины из тела славянского единства с целью присоединения к Европе, а смысл всего - уничтожение Великой Руси, которая ныне есть суть триединство Великой,Руси, Малой Руси и Белой Руси. А объединяющее начало - Православная Церковь. Раздроби ее и властвуй...
Сергей20 февраля 2009, 17:40
Мне представляется, что во всех спорах вокруг взаимоотношений украинских православных церквей с РПЦ на самом деле определяющими являются два обстоятельства. Во-первых, это смешение отношения между церквами и нациями. А во-вторых, смешение понятий единства Церкви как Тела Христова, которое осуществляется во Христе полнотою Духа Святого, и понятия взаимоподчинения церковных структур, церковных властей, а значит - денег, влияний и т.д.
Человеческое, слишком человеческое!..
Сергей, г.Каменец-Подольский, Украина20 февраля 2009, 17:40
Позвольте выразить свою точку зрения, и, думаю, ее разделят многие граждане Украины. Во-первых: ничего не имею против национализма. По определению национализм основан на патриотизме. Но обязательно нужно отличать национализм от шовинизма и национальной нетерпимости, что с настоящим национализмом не имеет ничего общего. Во-вторых: кто действительно приходит в церковь как храм Божий, целью коего является спасение своей грешной души, кто произносит молитвы на церковнославянском языке, меньше всего желает какого либо отделения и автокефалии. Люди понимают, что нельзя оправдывать автокефалию политической целесообразностью. В-третьих: очень горько, что люди, находящиеся сейчас у власти в Киеве, не понимают, что перед лицом угроз, нависших над Православием в глобальном масштабе, разобщенность будет способствовать духовному оскудению.
Александр20 февраля 2009, 17:40
Автокефалия-безумие.Враг сначала разделяет, затем властвует.
Господи, вразуми нас,избави нас от врага рода человеческого.
Гордий20 февраля 2009, 17:40
Большое спасибо за статью, отче Тихоне!
Но только вот что хочеться знать: чувствует ли народ, православные Украины, какую-то потребность в отделении и автокефалии этой? Неужели нет на Украине больше понимание нашего кровного, а главное, духовного единства? Единому народу - единая Церковь. Конечно, в русской, белорусской и украинской службе, вероятно, есть свои различия, и есть они, видимо, уже давно, и ничего в этом страшного нет. Никто ведь не требует в украинских или белорусских приходах не молиться об отечестве, о "властех и воинстве", наоборот! Под "Богохранимой российской страной" на ектении подразумевается все три Руси - и Белая, и Малая и Великая, не знаю этого точно, но уверен в этом. Так что русский человек молиться в храме сперва о себе и всех своих братьях кровных,т.е. о всей Святой Руси, а потом уже и о всех братьях во Христе. Не могу поверить, что братья-украинцы так желают отречения от родной Матери-Церкви, ради трех сынов своих из века в век претерпевающей муки и гонения. Нет, не вериться... Впрочем, пусть все и всегда свершается по воле Божьей, которая и есть единственная правда.
Дмитро20 февраля 2009, 17:40
Доброго здравия.Мой слог не так богат и прекрасен,как у тех ,кто писал статью выше,словесность моя ,скажу не яркая.За что люблю и уважаю священников ,так за глубину мысли и умение стройно излагать тему.Я крещен по православному обряду и слава Богу.Живу в России ,гражданин ,и то не плохо.Фамилия у меня ,вот только ,на О заканчивается.И охохо,чего я только в свой адрес тут не выслушал....И в свой,да и в общем в адрес "коварных" украинских изменников.И работу мы тут забрали,если работаем дешево то виноваты ,что цены сбиваем,если дорого -то значит "хохляцкий "корыстолюбец.Не люблю я большевиков и шайку их называю прямо бандой мафиозной и развратными уголовниками ,так за это легко в "бендеровцы" попасть.Купил жилье-виноват,значит у руских перехватил.Не куриш ,мало пьеш ,голову высоко держиш -тоже не понравишся.Ну проститутки в москве ,конечно,только украинки.Случайно по украински что-то сказал -взгляд из подлобья.Ну всего да и не упомниш,самое смешное ,конечно насчет ,того что дескать ,салом обжираешся.Спокойным разсудком я ,конечно, проанализировал личности тех,кто мне нервы треплет.И сделал вывод ,что подобные высказывания принадлежат четко трем категориям людей.А точнее ,1)-это люди не равнодушные к водке;2)имеющие членство в коммунистических организациях в прошлом ,либо увлекающиеся подобными утопиями сейчас;3)да и евреи ,надо заметить.Те кто потрезвей,пообразованней,если и не любят южного брата ,то в силу культуры(хоть какой-то)гасят страсти в себе.Надо заметить ,не бывает худа без добра.Я из-за своей"инаковости
", немного замкнулся в себе,стал меньше с кем-то общатся,а так как выход эмоциям должен быть,почитал немного Иоанна Златоуста,пробежался по толкования Евангелие авторами 4-5 веков,да и так другово по немногу....Отважился ,выдержал около4-5 дней пост,и пошел до церквы каятысь.Первый раз за 32 года жизни.Надо заметить ,пожалуй,реветь только сильно хотелось,прям неудобно сопли прилюдно взрослому человеку по лицу размазывать.Ну я потом прочел,что рев мой "неправильный",потому-что это от жалости к себе,а не от искреннего раскаяния.Я протоиерею изложил по списку много всяких гадостей своих,а вот про то ,что грешен злостью на "братьев" не сказал.Забылось как-то.....Хотя ,впрочем,с высоты мной прочтенного ,могу смело вышеуказанных три категории людей назвать слугами падшего ангела.И еще,замечу,радикальное (ортодоксальное)православие больно смахивает на исламский фундаментализм и идеологию шулхан-аруха.Я не против твердости в вере и убеждениях,но как-то побаиваюсь богоизбранности,крестовых походов,обьявления врагами отдельных народов ,сословий,религий.Ведь было все это,история, она ведь по спирали крутится. Все у вас на бумаге мудро,а житейская реалия немного другая.Вот вы мудрость вековую и примените ,что-бы таких трех категорий поменьше стало,хотя этим людям нет ни какого дела ни до Христа,ни до Магомада,ни до Будды.(и вразумлять их трудно)Всетаки сложное понятие,вера человеческая Историографически на вашем сайте стройно все изложено:тут тебе и изменники вряд,и темные силы определены,и враг почти ясен......Но есть такой юмор:абсолютная ясность,-это разновидность полной туманности.Неосторожным словом людей легко разсорить.Проповедь занятие не простое,ответственное точнее. А в храм я ни как не наберусь отваги пойти,ну стесьняюсь я реветь при людях!(городок то не большой)Певчие как затянут,-Господи помилуй,я и в слезы............
Соло20 февраля 2009, 17:40
А если греко-католики выйдут из подчинения папы римского и войдут в состав украинской автокефалии?
р.Б. Андрей20 февраля 2009, 17:40
Печально, что Церковь занимает позицию "пропагандиста и агитатора" государственных идей Российской Федерации. Отрицать сказанное я не берусь, со многим согласен, автокефалию не признаю, но разве можно что либо изменить без Воли Господней на то.
Сам я прихожанин церкви Московского Патриархата, УПЦ КП не признаю, но ведь меня туда никто и не тянет. Главный принцип "принцип доброй воли" в выборе своего пути человеком соблюден.
И если будет попущение Господа на автокефалию УПЦ, то не кажется ли Вам, что это будет очередное испытание верных.

И еще. Раньше, при Союзе, у меня было достаточно информации о событиях происходящих в других республиках СССР и я мог как-то о них судить, сегодня я не пытаюсь оценивать события происходящие, например, в России, потому что мало знаю о них. Я не говорю хорошо это или плохо, но меня позиция этого сайта немного обескуражила.

Простите меня за дерзновение мое спорить с Вами.

Димитрий20 февраля 2009, 17:40
Хочу напомнить сторонникам атокефалии то, что они старательно бояться замечать. Пусть внимательно посмотрят в глаза Михаила Денисенко - т. н. новоявленного "киевского патриарха". Несмотря на то, что он получил очень многое из того, о чем жаждал в плане властных амбиций, - в его глазах постоянно, всегда, плещется СТРАХ, а если его неожиданно окликают, - то страх переходит в ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС. С чего бы это так бояться человеку, если, как говорят,:"его дело правое",!?( так, к слову, утверждали многие до него, и в разных, прошу заметить, ситуациях). Пусть сторонники раскола крепко задумаются над этим. А вдруг их осенит???
С почтением, раб Божий Димитрий.
Димитрий20 февраля 2009, 17:40
ПО данному вопросу нет необходимости долго дискутировать и ...растекши мыслию по древу.... Давно сказано: кому Церковь не мать - тому Бог не Отец. Вода не бывает сухой, а черное - белым. Поэтому, если отбросить всякую демагогию, в которой, если не ошибаюсь, наиболее силен... да, враг рода человеческого, то всякому человеку ясно, что сторонники автокефалии и незалежности Церкви по мирскому аналогу, - есть раскольники, предатели веры Православной и противники Господа.
С почтением, раб Божий Димитрий.
Виктор20 февраля 2009, 17:40
Прискорбно смотреть,а еще больней испытывать на себе!Я живу в Донецкой области,здесь подавляющее большинство за единую Церковь,и не хочется этой безсмысленной автокефалии.Да и Церковь пока единственное , что нас с Россией объединяет...
Думаю,что в Церкви не будет нового раскола,а там как Бог даст!
Артем20 февраля 2009, 17:40
Церковный раскол в Украине отражается и в политике. Или наоборот. Янукович поддерживает УПЦ МП, бывает на праздничных службах, проводимых только митрополитом Владимиром. В одном из интервью Янукович рассказал, что пришел к вере благодаря схиархимандриту Зосиме и ,как я понял, является его духовным чадом. Большинство его избирателей говорят на русском, проживают на востоке, юго-востоке, и поддерживают УПЦ МП, в вопросах внешней политике - за более тесные отношения с Россией.
Ющенко, Тимошенко опираются на другой "электорат" : западные области, украиномовни, большинство - "адепты" УАПЦ, УПЦ КП.
Такое мнение сложилось лично у меня. Конечно, не все так однозначно, но общая тенденция просматривается и иеромонах Тихон в своей статье прав.
Обидно за наших политиков, которые превратили дело государственного строительства в трагикомическое шоу. Обидно за народ, которому это дают хавать. Свобода слова пока что нам не идет на пользу.
Шустера из России выгнали не зря. Зато у нас он приобрел популярность и имеет большой вес. Перед ним начинают лебезить государственные мужи, чтоб он им дал слово в передаче. А он и рад скандалам, рейтинг-то растет. Сами виноваты, смотрим же раскрыв рты! Народ заслуживает своих правителей? Или мы растем на пути к гражданскому обществу?:)
Еще одна тенденция: молодежь больше поддерживает европейский выбор. Который предлагает БЮТ и НУНС. В Европе не ждут православных христиан с предстоятелем патриархом Алексием.
Еще осмелюсь заметить, что история Украины сложней , чем России. В плане самоопределения. Быть патриотом России проще, чем патриотом Украины. Более определеннее. Быть русским, православным Истинной Церкви, в которой спасение. У русских единство. И в Церкви, и в государстве. Возрадуйтесь, братья!
А у нас раскол. И соблазн его преодоления путем единения с униатами очень велик.


Валентин-Давид20 февраля 2009, 17:40
Ввиду того,что в начале 90-х годов УПЦ получила автономность от Святейшего Патриарха Алексия второго -- о самостоятельности Украинской Православной Церкви не приходится даже задумываться.Зачем всё это было надо?Да,в канонах Великих Соборов сказано,что границы церковных епархий могут определяться государственными границами,но насколько я знаю это отнюдь не обязательно.
Лично я считаю,что единение не должно быть только молитвенным,но также и территориальным.Тем более,что в Церкви Христовой не должно быть ни рассовой,ни национальной принадлежности.На пример я по национальности еврей,а по крещению и исповеданию стараюсь быть православным христианином -- разве я не такой же христианин,как грек,румын или грузин?
Русь должна быть единой!От разделения и происходят все напасти на Церковь нашу.
С уважением житель Израиля,Валентин-Давид.
Алена20 февраля 2009, 17:40
А у нас в г.Вишневое Киевской обл. не говорят слово "московский", просто:"...Патриарха Всея Руси". Знаете, такие все сейчас накаленные, возбужденные, ведь со всех экранов сеют вражду, это ведь все не от любви к своей стране, а просто, чтобы кто-то был виноват, что мы плохо живем. Тут время такое страшное, сомкнуть ряды, сплотиться нужно, а мы... Все виноватых ищем.
vasya20 февраля 2009, 17:40
Стаття тратить тим, що містить багато фактичних помилок (щодо "уніатів")і тим, що автор критикує один націоналізм (український) логікою іншого (російського). Вже впадає в очі. що Схиархимандрит Зосима мало журився церковністю, а більше політичним єдинством України і Росії.
Татьяна 20 февраля 2009, 17:40
Спаси Господи о.Тихона за статью, которая открывает глаза на правду. Не зная всей угрозы автокефалии, трудно понять насколько глубока эта проблема.
Павел20 февраля 2009, 17:40
Уважаемые люди, причастные к украинскому вопросу! То, что вы все говорите - очень верно! Невооруженным глазом видны хищные устремления антирусских сил за автокефальную украинскую церковь. Но ведь проблема сложнее. Не всякое отделение от Московской патриархии может быть еретическим. Для этого в первую очередь нужно договариваться с самим Святейшим Патриархом. В конце концев, мы сами когда-то отделились от Константинополя. А можно ведь и так: "Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Украины, Белоруссии ...". Скажете, а приходы РПЦ во многих-многих странах за рубежом? Но если честно, складывается впечатление, что в дальнем зарубежье прихожане наших храмов ощущают себя именно русскими. Поэтому, мне кажется, не будет никаких возражений типа: добавьте еще "... и всея Германии, Франции, Италии" и т.д. Церковь, возможно, именовать "Православная Церковь Святой Руси". То есть, не только Русская, но всего исторического пространства наших братских народов, без претензий на независимость их государств. Такие изменения в названиях вполне могут удовлетворить тех, кто просто радеет о свободе и независимости украинского народа, а не идейный русофоб и прозападник. В любом случае, кажется, нужен совместный диалог (может даже с референдумом на приходах). Спаси Господи!
Виталий 20 февраля 2009, 17:40
Добрый день Ваше Боголюбие. Пишет вам Виталий из Киева.Трудно конечно многогрешному мирянну вступать в полемику с иеромонахом. Так что зарание простите.Согласен что благодать можно стяжать только в Православной церкви.И такая церковь в Украине (в а не на Украине, Украина не островное государство) конечно УПЦМП.Ваши доводы против автокефалии верные и убедительные.Если не учитывать лицемерного подхода к украинцам.Прочитав много патриотических и право
славных сайтов России я пришёл к выводу,что хохлы это такие парнокопытные,которые разбежались из стойла и при этом притендуют на самооприделение как личности.А когда речь идёт об своей церкви, то тут же мы любимые словянские братья.э
Нациолизм в современной России это конечно православный патриотизм,а украинский национализм это примитивное движение итд. Таких примеров братской любви можно привести десятки. И каким же надо обладать смирением, чтобы оставаться сторонником Единой Церкви с россиянами. Как вы сами пишете его уже не хватает и у многих священников в Украине.
А отец А Кураев стал больше похож на кремлёвского ПР менеджера по церковным вопросам.Много ещё есть чего написать,но не буду давать разгуляться своей гордыни.Простите и спаси вас Господи
Екатерина20 февраля 2009, 17:40
Я - гражданка Украины, проживающая в г. Краматорске Донецкой области.
В существуюшем в настоящее время образце украинского паспорта нет графы о национальности, но , если бы она была, то в моем паспорте там было бы зафиксировано - русская. Я - русская по истории своей семьи, русская по духу, и ассоциирую себя исключительно с русской культурой и русским этносом. А мой муж - уроженец Черниговской области - украинец. Но, как это не звучит странно, он, как и многие другие украинцы, также ассоциирует себя исключительно с русской культурой. Это же относится и к нашим уже взрослым детям.Причина этого понятна любому здравомыслящему человеку, хорошо знающему историю.Колыбель у русских и украинцев одна - Киевская Русь, и культура одна, и делить ее нет никакого смысла.Тем более, дележка Церкви вообще неуместна и даже кощунственна.Недавно один мой знакомый батюшка в аудитории уверял, опустив при этом глаза, что никогда на западе украины не признают "москальскую" церковь, что никогда молодой киевлянин, разговаривающий на украинском, не согласится с засильем русского языка и русских "попов". А мы, думающие иначе, должны смириться с их мнением ради какого-то совершенно непонятного нам единства.Дай нам, Бог, выстоять в этих сложных условиях, остаться в единстве русского православия.Будьте с нами, наши дорогие братья и сестры.
Игорь20 февраля 2009, 17:40
Русь Святая- без единства Русской Церкви существовать не может. Кто против единства - тот пртив Земли нашей. В последнее время усилилось движение Церкви на Украине в сторону укрепления "самостийности". Мнение народа Божия не принимается во внимание, молодые архииереи, которым едва 30 лет, единолично принимают решения, не имея ввиду соборный голос Церкви. Пора бы вмешаться в дело Священному Синоду и Святейшему Патриарху. Не то дело далеко зайдет. Как бы поздно не было.Граница возможного - раскол. Народ на Украине, народ который в Церковь ходит - против.Русские люди молитесь о страждущих христианах на Украйне.
Александр20 февраля 2009, 17:40
Конечно, слова Спасителя, что по втором пришествии на землю он вряд-ли обрящет веру, затрагивают всех людей. Явно, что отпавшие от лозы ветви засохнут, т.е. количество спасающихся в лоне Православия людей уменьшится. Однако, надо бороться за каждую душу, а тем более за целую митрополию. По моему мнению, необходимо, с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, выработать стратегию и тактику для противодействия сторонникам автокефалии УПЦ. Мне непонятно, почему нет ни одного случая обращения в Страсбургский суд по правам человека со стороны истинно верующих, у которых отнимают храмы, лишая возможности участвовать в богослужении, навязывая то вероисповедание, которое для данных людей неприемлемо?
Иван20 февраля 2009, 17:40
По моему есть простое решение-вернуться к истокам,а именно-столицу Русской Православной Церкви перенести из Москвы в Киев
Свящ.Константин20 февраля 2009, 17:40
Схиархм.Зосима, его слова завещания, вызвали у меня некую настороженность, а именно: " какая бы ни была автокефалия – беззаконная или «законная», " - на мой взгляд это призыв к неповиновению иерархии. Если законно, решением собора например, будет дарована автокифалия УПЦ?! - прислушать, создать новый раскол?!... А РПЦ?! - получили мы свою независимость... не особо советуясь с греческой Церковью... Может всетаки нужно это для сохранения мира в УПЦ. Только решить основные вопросы, главные...вместе?!!!
игумен Гавриил20 февраля 2009, 17:40
Сколько же еще лет имперская рука Москвы будет держать на коленях Киевскую - Русскую Церковь?
Когда наконец-то Московская Патриархия назовет правильно себя -Российской Церковью?
Владимир Григорьевич20 февраля 2009, 17:40
Нужно применять к таким архиереям и клирикам УПЦ канонические прещения, и вобще держать УПЦ в "ежовых рукавицах". Могу сказать, что мой знакомый иеромонах, бывая периодически в паломнических поездках на Украине, имел возможность убедиться в правоте того, о чём пишет здесь автор статьи.
И очень прескорбно от таких перспектив.
Виталий20 февраля 2009, 17:40
Всякий народ имеет свою помесную церьковью. Присоединение через покаяние к лону канонической церкви раскольников есть большое благо.
Мне кажется поместая церьков в украине это не избено,и дело не в политиках и националестических группах,а в народе украины,в его самсознании себя как нации.Ведь большенство украинцев за помесную церьковь.
Я думаю, что в любых обстоятельствах у
наших народов сохранится взаимная любовь и сопереживание.
Спаси Господи.
Григорий20 февраля 2009, 17:40
Позвольте тогда задать вопрос.
В случае получения автокефалии УПЦ, будете ли Вы повиноваться решениям архипастырей?
vI20 февраля 2009, 17:40
Статья очень уж однобока при кажущемся объективном заходе. Простите, что говорию об этом почти без аргументов, не очень хочется тратить время на обсуждение этой темы. Автора легко поймать на противоречиях, некоторые тезисы сомнительны, а некоторые акценты, выглядящие в статье главными, таковыми не являются.

Мертвящей и сектансткой называет автор логику людей, которые говорят "моя родина – всё творение Божие» и отказываются от патриотизма. Автор пишет: "Духовно мы рождаемся от Бога в таинстве крещения, но по плоти-то мы не на небе рождаемся, а в земном отечестве нашем". Охотно согласимся. Но автор не допускает в статье мысли, что земное отечество для жителя Украины может быть собственно Украина, а не Россия. Странно? Но факт. С термином "Русь" и другими смежными вопросами можно долго провозится, здесь пропустим.

По факту для многих существует более-менее четкая оппозиция Россия - Украина. Это реальная оппозиция - терминологическая, и далее - национальная, государственная, для мнногих - этническая. И именно этим, а не происками Ватикана, следует объяснять в первую очередь стремление к автокефалии. И далеко не всегда эта любовь к украинскому отечеству носит, как утверждает автор, антирусский характер.
Виктор20 февраля 2009, 17:40
А почему РПЦ так боится автокефалии УПЦ? Ведь в случае отделения УПЦ от Московского Патриархата будет нанесён сокрушительный удар по Филаретову "Киевскому Патриархату", который одним из весомых аргументов своего появления и существования наводит то, что в независимом государстве должна быть независимая церковь. Если УПЦ станет этой независимой церковью то Филарету придётся или присоединиться через покаяние, или "Киевский Патриархат" сделает это без него.
В Украине очень устали от постоянного противостояния все ветви разделённого православья, поэтому не удивительно что часть священнослужителей УПЦ хотят статус автокефалии. На мой взгляд эта часть с каждым годом будет увеличиваться и руководство РПЦ не остановит этот процес.
На мой взгляд проще всё же даровать Украинской Православной Церкви статус автокефальной. По крайней мере это сбережёт молитвенное единение и хорошие отношения между РПЦ и УПЦ.
Александр20 февраля 2009, 17:40
Трудно поверить, что старец Зосима мог написать такое. Призыв к расколу исключительно на основании частного мнения (причем своего собственного), а не из-за нарушения канонических Правил (законная автокефалия)- тут уж даже Денисенко отдыхает. Если его сторонники прочтут сие и поверят написанному - то в чем они могут упрекнуть Денисенко?
Сергей Николаевич20 февраля 2009, 17:40
Статья не понравилась.

"…на Украине, в отличие от России, нет такой проблемы, как необходимость преодоления в общественном сознании атеистических установок, унаследованных от советского прошлого."

Ничего себе «нет проблемы»! 70 лет насаждения атеизма, руссификации пошли бесследно ?

"…профиль А.С. Пушкина, перечеркнутый красными линиями, и внизу подпись: «Сбережемо рiдну мову»."

Вот Вам первая проблема.

"Один мой знакомый священник говорил о себе: «Чем дольше я служу священником, тем менее я патриот, потому что понимаю, что моя родина – всё творение Божие».
Определенная логика в подобного рода рассуждениях присутствует, но уж больно она мертвящая, сектантская, упраздняющая в человеке человеческое."

Да логика присутствует, но заклеймённая автором как нечеловеческая, мертвящая и преданна анафеме как сектантская. А как с аргументацией ?

"Духовно мы рождаемся от Бога в таинстве крещения, но по плоти-то мы не на небе рождаемся, а в земном отечестве нашем. И то, что есть у нас Отец Небесный, не значит же, что мы должны забыть своих земных отцов! Праведный Иоанн Кронштадтский называл земное отечество образом, иконой отечества Небесного."

Ну и ?.. Украина украинцу может быть «земным отечеством - иконой отечества Небесного»?

"Русская Православная Церковь укоренена в тысячелетней русской культуре. И автокефалисты, отрекаясь от Русской Церкви, отрекаются, по существу, не только от русской культуры, но и от своей же истории, отрекаются от отечества и от своих отцов."

Подлинную историю (как и культуру) своего отечества мы все знаем плохо. А из того, что знаем, не всё достойно восхищения. И от плохого надо отрекаться без сожаления.

"Для большей части населения Украины, которая определенно осознает себя принадлежащей к русской культуре, это равносильно отречению от самих себя."

Не надо говорить за большинство.

«Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Васильевского мужского и Успенского Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю."

Слышал, что «своя воля» для монаха – это объект личной борьбы. Но чтобы навязывать её остальным…

"Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия – беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским."

А законной автокефалии (без кавычек) «своя воля» не допускает ?

"Из существующих монастырей тогда образовать Дом милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.
В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление…"

А Патриарху, Синоду, Собору хоть что-то можно признать каноничным и решить ? Или «своя воля» сама всё решает ?

Православные! Давайте, почитая заповеди святых, не будем забывать о заповедях Божиих.
Георгий20 февраля 2009, 17:40
Как верный Русской Православной Церкви (так как УПЦ является составной частью РПЦ)и гражданин Украины я полностью разделяю мнение Иеромонаха Тихона (Васильева), озабоченность диакона о. Андрея Кураева и многих православных людей о имеющейся тенденции современного священства УПЦ тяготеть к автокефалии. Причины, я думаю, прежде всего, политические.
Ну образовалось независимое государство Украина 16 лет назад. А кто даст гарантию, что через 20, 30, 100 лет не будет каких -либо новых государственных образований, учитывая социально-политический раскол современной Украины после "оранжевых событий"? Думаю никто. так что Церковь должна приспосабливаться каждый раз под новые условия? Думаю что нет, должно быть хоть что-то постоянное.
На мой вопрос к сторонникам автокефалии на сайте "Православие в Украине": а что нам принесет автокефалия УПЦ для нашего спасения, или таинства РПЦ недостаточно благоданы, так и не получил ответа. Я его и нет. Потому что не стоит путать грешное с праведным. Убежден, что только в Единстве с РПЦ украинское православие имеет перспективу, иначе - путь к фактической унии.
Прошу всех молиться о единстве нашей Православной Церкви. Аминь
Елисей20 февраля 2009, 17:40
Действительно, хочется верить, что в УПЦ здравый смысл возобладает и в ближайшем будущем мы будем иметь свою автокефальную УПЦ. Уважаемый автор как впрочем, и подавляющее большинство россиян абсолютно не понимают нас и имеют неверное представление как о ситуации в УПЦ, так и смысле и каноничности автокефалии. Мы с вами слишком разные, для того чтобы столько много лет терпеть насаждаемую РПЦ в УПЦ идеологию, имеющую политические и не имеющие отношения к Церкви мотивы. Мы хотим чтобы у нас была Церковь, а не плацдарм для реализации политических интересов определенных пророссийских кругов и националистической великорусской идеологии. И не надо слишком много внимания уделять оранжевым политиканам, поверьте, они оказывают меньшее давление сейчас на УПЦ чем в сое время президент Кучма, так как заняты междуусобной войной. Знаете ли вы, что бывшие украинские "автокефалы" в Америке пришли в юрисдикцию Константинополя через покаяние? Вас устроит ситуация, когда Константинопольский патриархат сможет принять покаявшиеся раскольничьи "церкви" УПЦ-КП или УАПЦ в Украине в свою юрисдикцию и большая часть верных из нынешней УПЦ со спокойной совестью сможет уйти в ту каноническую церковь, где ей не будут навязывать в Церкви то, от чего уже просто физически тошнит? Наверное, устроит. Вам бы любой ценой хотелось сохранить как можно большую часть УПЦ в сфере своего влияния. Но знаете, какая категория верующих останется с вами: ИННщики, почитатели сомнительно канонизированных русских царей и распутиных, разных сомнительных старцев, т.е. паства с определенно правыми раскольничьими настроениями.
Михаил20 февраля 2009, 17:40
Ой, какая злая статья.
Все так перемешано и запутано.
Только непонятно, что плохого в том, что Украинская Православная Церковь стремится к канонической автокефалии?
Это происходило в истории Православия и раньше - получала автокефалию какая-то часть Православной Церкви, имя ее предстоятеля просто добвляли в диптих и все. Она ведь остается ПРАВОСЛАВНОЙ, а не становиться еретической.
При чтении данной работы создается впечатление, что автор воспринимает известное высказывание "Вне Церкви нет спасения", как "Вне Московского Патриархата нет спасения".
Печально.
Влад20 февраля 2009, 17:40
Разве РПЦ существует с 988 года? Когда появилось это название? Почему во всех казацких летописях говорится :"грецька церква, грецька віра".
Лавру и Софию основали греки. Первые метрополиты киевские были греки. Когда не было Московского Патриархата, какой был патриархат на теретори современной Украины и Белоруси? Почему МП сам провозгласил автокефалию и отошел от Константинополя?
Владимир20 февраля 2009, 17:40
Пусть будет так,как Богу угодно.Спаси нас,Боже,от объеденения с раскольниками,сектантами и другими неправославными церквами.
Иларион20 февраля 2009, 17:40
Хочется верить, что на Украине здравый смысл и действительная забота о благе Церкви восторжествуют в конце концов над личными и политическими амбициями и что Украинская Церковь останется до скончания века под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в составе единой Поместной Русской Православной Церкви!
---------------------------------------------------------------

Украина, Луганская епархия.
Никифор20 февраля 2009, 17:40
Все так!
Artemij20 февраля 2009, 17:40
Приветствую Братьев и Сестёр во Христе!

Спасибо за статью.

Д-а-а... Стыдно было читать. И это на официальном сайте!..

Как же нам потом жить в Украине?.. Как же нам потом утверждать, что Церковь не занимается политком?..

На мой взгляд, здесь, чистая политика. Возможно, вызванная слепотой или непониманием, или не желанием...

Как можно быть таким косным? Как можно загонять дело спасительной миссии Церкви, в мертвящие рамки прошлого и светского?!?

Прошу убрать это с офицального сайта!

Не губите братские и равные отношение между Россией и Украиной. Дайте Украине и её епископам самим опредилиться, кому им лучше и полезнее для их миссионерского служения подчиняться...

Да восторжествует здравый смысл! Да восторжествует дело и польза Церкви Хртстовой!

Священник Артемий Бондаренко. РПЦ.
Вера20 февраля 2009, 17:40
Господи! Раздирание церквей утиши!
Валерий20 февраля 2009, 17:40
Слава Богу!
Легко Вам, батюшка, рассуждать о вещах далеко происходящих. Видать Вы и вправду на бывали у нас на Украине. Тяжело нам сейчас, ох как тяжело - пресса вовсю вымывает здравый смысл в людях. И если раньше все были мысли о возвращении раскольников в Церковь, то теперь - о том чтобы Церковь нашу не начали физически уничтожать.
Вот вы красиво так и гневно обрисовали мнимый "уклон" УПЦ от Патриарха... а вот расскажите как вы, духовенство в России (будучи не притесняемыми властями, и даже наоборот) боретесь с означенным "уклоном"? Не слышно слов в защиту Православия на Украине от вас, только одна критика да осуждения, как будто граница Церкви совпадает с границей между странами. А ведь ваши решительные выступления в прессе (и не только) о нарушении прав верующих у нас звучали бы совсем по иному, а придание им международного звучания вообще отбило бы охоту некоторым политиканам ломать Тело Христово. Но, будучи, одной церковью с одним Патриархом, фактически ваше плечо мы не чувствуем, а слышим лишь (прости Господи) ворчание о сползании в раскол. Обидно и больно смотреть на наших иереев и архиереев, как они страдают от того неимоверного прессинга властей (о котором Вы наверное уже и забыли), который вдвойне страшней советского, так как исходит от властей именующих себя "православными"... Кто не одурманен глупыми и лживими идеями западников, тот, конечно, о раское и думать не будет, но ведь к расколу толкаете и Вы, статьями подобного рода. Ведь как на нее (статью) отреагирует не в меру политизированный прихожанин нашей Церкви? Его ведь годами уже натравливают на все русское, а тут - раз! русский священник (да еще монах!) осуждает почти уход в раскол всей православной Украины. Знаете что он сделает когда его спросят об отношении к автокефалии? И таких - много.
Если уж не можете помогать хоть словом, лучше не пишите подобного - мы и сами все это видим да как следует оцениваем, а рассказывая о "новом расколе" как о почти состоявшемся вы, сами того не желая, очень многих наших соотечественников подталкиваете согласиться с придуманной вами химерой (пусть и вполне возможной).

Возможно высказался и резко, но, будучи читателем ресурса pravoslavie.ru много лет, было больно услышать здесь что мы (украинцы) уже одной ногой в расколе, чего на самом деле нет (и даст Бог - не будет).

Спаси Вас Господи!
Алексей, Киев20 февраля 2009, 17:40
Батюшка, хорошая статья, любо!
Урусова Наталия20 февраля 2009, 17:40
Здравствуйте.
Я украинка, живу в Москве уже давно, с 1981 года. Мой муж русский. Никогда между нами не возникало никаких противоречий по национальному признаку.
Аксиома, высказанная прп. Лаврентием Черниговским, о том, что Белоруссия, Украина и Россия неразделимы как Святая Троица, давно живут в моей душе. Считаю, что те кто допустил это разделение и сейчас усугубляет его - преступники.
Сердце обливается кровью, когда слышишь в адрес России всевозможные гадости от украинского руководства. Невозможно смотреть как Украину и Россию разделяет все большая пропасть непонимания, обид. Нестроения в церковной жизни также не приносят хоть какого-то примирения. Не понимаю, куда делась та доброта, ласка, милосердие замечательного украинского народа, которые я помню с детства.
Нельзя допустить отделения Украинской православной церкви. Плохо прийдется, прежде всего, украинцам. Нужно помнить историю и черпать из нее уроки. С уважением, Наталия.
nAZAROVICH20 февраля 2009, 17:40
Dorogoy I.Tihon!
Ya so Lvovskoy Oblasti.ya poshol v shkolu posle raspada Soveckoho Souza i do 11 klasa ne ychil sovsem ruskiy yasik toka is sa televidenuya i pravoslavnih knig nemnoshka viychil ruskiy yasik! ya prosto hochu roskasat vam realnuu istoriu shto proishodit sdes na sapadnoy ykraine.Esli ya poydu v cekrov Ykra.P.cerkvi Mosko,patriarhata to menya nasivaut ludi "moskalyom" ili predatelem v pryamom smisle! Pochemu ? potomushto i sa bohoslushebnoho yasika.Vse prochie roskolnicheskie grupi slushat na ponyatnom ykrainskom yasike a mi toka slushim na cerkovno-slovyanskom( no v ruskoy versii) no sdes sdavna slushilos na cerkovno-slovyanskoy ykrainskoy versii( eto proisnoshenie po rasnomu slov,Ne Gospodi a Hospodi!) i sa etoho mnogie hovoryat shto ona ne est ykrainskaya cerkov potomushot ne posvolyaet slushit na ykrainskom yasike!!
Sdes Moskovskiy patriarhat ne moshet privesti realnih faktov shtobi pokasat shto eta cerkov est nacionalnaya kak ne slushaet naroda kotoriy hoshet vse na ykrainskom.Eto toka vladiki hotyat po slovyanski a narod net i vot paradoks! I vse vidyat edistveniy vihod eto viyti s Moskovskoho patriarhata shtobi slushit na ih ponyatnom yasike a ne slushat Moskvi kotoraya ne ponimaet ih.Esli bi Patriarh posvolil slushit na ykrainskom cheres mass media shtob vse slishali i snali tohda moshet narod esho dershalsya Moskovskoho patriarhata.A to snakomie raskasivali shto Bili na sobraniya v Vladiki i on raskasal im shto oni slushili na hrecheskom yasike Liturgiu..Vse podumali ras na hrecheskom (nikomu ne ponyatnom yasike) slushili nachat i na ykraiskom moshna budet slushit a vladika hovorit net! i vse.Vot realniy istoriya..moshete sami proverit ili poehat na Zapadnuu Ykrainu i pogovorit ne toka s Vladikami ili svyashenikami a snarodom! tohda dumau budete bolee efectivno deystvovat a ne toka pisat shto esli aftokefaliya budet to vse.net..Esli narod shochet to Episkopi dolshni podershat.Sdes nikaoy politiki.Hotya moshet imeet mesto.No eto ne hreh imet svou cerkov kak ruskaya stala aftokefalnoy ot konstaninoposkoho ,,sama sosvala sobor i vibrala kandidata i kostantinopol ne mog soprotivlyatsya! eto bil narodniy vibor a ne toka episkopov ili carya hotya podershka ot nih nushnaa!
Nu pishite!!esli est viprosi!
Сергей Висленев20 февраля 2009, 17:40
При безупречной сути вопроса, изложенной в статье, форма ее настолько неудачна, что любой украинец, прочитавший ее, тотчас же если не станет сторонником афтокефалии, то задумается. Как можно призывать людей к единству и одновременно так презирать их культуру, их язык, вообще их национальное достоинство? Ведь действительно, отечество - образ Царства Небесного, и для украинцев это отечество - Украина, а вовсе не Россия. Так зачем вообще аппелировать к национальному вопросу и защищать единство, презирая тех, с кем мы пока еще (да и после возможной автокефалии - да не будет! - едины)
Олег20 февраля 2009, 17:40
Чтобы понимать события, которые происходят НА Украине, нужно здесь жить. Выросло целое поколение, которое не изучало и не знает русский язык и литературу, при том, что в городах основным языком общения все еще остается русский (люди умеют разговаривать, но не умеют писать!). Это поколение с экранов телевизоров постоянно получает установки на свою исключительность и "просвещается" о злодеяниях русских в "ридний нэнци" (родной матери). К злодеяниям относятся, как установление РУССКИМИ (больше употребляется слово "МОСКАЛИ") большевистского режима в "самостийний" Украине, так и организация РУССКИМИ Голодоморов в 1932-1933 и в 1947 годах. Кроме того, сегодня в Украине любая политическая сила, не исповедующая "европейские ценности", "европейский" путь развития, "европейскую" принадлежность народа Украины обречена на оглушительный провал. Т.е. в Украине отсутствует сколько-нибудь серьезная партия, ориентированная на процессы интеграции с Россией (максимум - взаимовыгодное сотрудничество). Основной слоган, внедренный в массы: мы - полноценный народ, а не младший брат. Это, вкратце, относительно умонастроений значительной части народонаселения центральной, северной и юго-восточной частей Украины. Западные регионы, как правило, исповедуют звериную ненависть ко всему русскому. Эта же ненависть культивируется и среди остальной части народонаселения страны, пичкаемой сказками о "сладком" "эвропэйському жытти" и дикой монголоидной азиатчине москалей. Таковы реалии. Заметьте, что с образованием независимой Украины государство Россия оставила русских в Украине на произвол судьбы. Получить российское гражданство русскому человеку, ставшему вдруг гражданином Украины, сегодня практически невозможно - нужно выезжать за пределы страны. Что мешает сегодня государству Россия объявить о возможности получения гражданства России тем гражданам Украины, которые являются этническими русскими, проживали, работали, родились в СССР/РСФСР? Нам бы тогда сегодня было проще даже не бороться за свои права, а диктовать власти свои условия. Мы же не можем оспорить нигде решение конституционного суда Украины о том, что на территории Украины запрещается трансляция фильмов иностранного (читай и российского) производства без перевода на "дэржавну мову". Прекратилось (практически абсолютно) обучение граждан Украины в духовных семинариях - академиях России. Что мешало оставить в Московской духовной академии определенную квоту для украинцев, которые бы в Украину и возвращались бы? Возвращались бы к пастве, неся русское слово, готовя очередных учащихся русских семинарий - академий! Что мешает сегодня объявить о возможности обучения в российских духовных академиях определенного количества украинцев? Именно то, что приводит к отделению (расколу) УПЦ от РПЦ. Мы варимся в собственном соку, практически лишенные доступа как к государству Россия, так и к Русской Православной церкви. И этот сок обильно "разбавляется" идеями, чуждыми не только православию, но и христианству. Говорить о том, что половина иереев церкви за отделение УПЦ - обманывать самих себя. Сегодня практически нет священников, которые бы не понимали, что при нынешнем положении вещей отделение УПЦ неминуемо. Еще лет 5-10-15, и в Украине, не будет жизнеспособна идеология, не направленная против России.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×