К 90-летию со дня смерти ученого
Николай Афанасьевич Скабаланович |
В 1875 году выходит статья Скабалановича «Западноевропейские гильдии и западнорусские братства», а 1878 году он публикует в журнале «Христианское чтение» ряд статей, тесно перекликающихся с текущими событиями – русско-турецкой войной 1877–1878 годов («Религиозный характер борьбы османских турок с греко-славянским миром до взятия Константинополя в 1453 году»; «Политика турецкого правительства по отношению к христианским подданным и их религии»). Хотя работы касались событий далекого прошлого, их обличительный характер легко проецировался на современность. В этих статьях наиболее ярко проявился блестящий писательский талант и высокое научное дарование автора.
В эти же годы молодой историк издает оригинальную работу «Галилей перед судом Римской курии», обличающую такие сомнительно христианские структуры Католической Церкви, как инквизиция и орден иезуитов. Скабалановичу удалось убедительно показать, что не противоречие между научным познанием и религиозно-догматическими концепциями были истинными причинами гонений на Галилея, а личные интересы иезуитов, почувствовавших опасность потери своего единоличного влияния на общество. «Сочувственное потомство перешло на сторону Галилея, и народная фантазия сделала его героем и мучеником», – отмечает в своей статье автор.
К 1884 году Николай Афанасьевич Скабаланович завершает свой основной труд – «Византийское государство и Церковь в XI веке, от смерти Василия II Болгароборца до воцарения Алексея I Комнина», за который он был удостоен степени доктора богословия, а 4 октября 1884 года возведен в звание экстраординарного профессора. Известный византолог А.П. Каждан отмечает, что «это первая византиноведческая работа со столь широким охватом исследуемых проблем; хотя отдельные стороны общественной жизни Византии в ней рассматриваются изолированно, вне какой-либо системы, эта книга, насыщенная конкретным фактическим материалом, не утратила значения и поныне». Действительно, автор в десяти главах охватил не только исторические события, но отдельно рассмотрел византийскую администрацию, суд, армию, провинциальное управление, Церковь, монашество. Многие современники отмечали, что Скабалановичем был выбран наименее разработанный в то время период истории Византии, что сделало его работу особенно ценной.
Углубляя церковную тему своей докторской диссертации, Николай Афанасьевич останавливается на важнейшем событии в христианском мире, произошедшем в XI веке – разделении Церквей. В 1885 году он публикует отдельную статью «Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии». Как и во всех его других работах, подход профессора Скабалановича к теме носит многосторонний научный характер, а глубокий анализ позволил автору выявить истинные движущие силы, приведшие к разделению Церквей. С самого начала автор говорит о необходимости рассмотрения разделения Церквей «как неизбежного последствия целой совокупности обстоятельств, слагавшихся веками», поэтому он анализирует и первые разногласия догматического характера, и церковно-обрядовые и дисциплинарные, возникшие на Соборе 691–692 годов, и споры при патриархе Фотии в IX веке. Вопрос об евхаристийном хлебе (об опресноках) тогда не поднимался не только из-за отсутствия этого расхождения (на Западе появление обычая использовать опресноки относится к концу VIII и началу IX веков), но и из-за незнания греками этого расхождения с Западной Церковью. Действительно, этот вопрос был впервые поднят в XI веке патриархом Михаилом Керулларием, но, как справедливо отмечает Скабаланович, патриарх «был далек от мысли придавать опреснокам решающее значение в вопросе об отношениях между Церквами… Он далеко уступал, без сомнения, в образовании Фотию, но не настолько был невежествен в богословской науке, чтобы не понимать различия между догматом и обрядом». Автор отвергает обвинения католиков и протестантов в адрес патриарха Керуллария, считающих, что Керулларий, вызвав ссору между Церквами, довел ее до рокового конца. Отвергает он и мнение некоторых православных византологов, которые хотя и оправдывают патриарха, но не снимают с него вины за разделение. Так, например, профессор А.П. Лебедев в одной из своих работ отмечал, что «Михаил Керулларий сделал первый шаг к враждебному наступлению на Западную Церковь отчасти вследствие ревности status quo Восточной Церкви, отчасти в видах желания оградить ее от влияния латинских обычаев, отчасти вследствие личной запальчивости и беспокойного характера». «Запальчивость, страстность не принадлежали к свойствам характера Керуллария; скорее, он был бесстрастный теоретик, человек твердый и непоколебимый, но вместе с тем хладнокровный», – полемизирует Скабаланович. Многосторонний подход, опирающийся на исторические документы, строгая логика делают аргументы автора убедительными, превосходящими другие точки зрения. Н.А. Скабаланович показал, что имя папы Римского перестало возноситься Константинопольской Церковью, как и другими Православными Церквами, до патриарха Михаила Керуллария. Причиной этого было не обрядовые различия, а введение Римом в чин литургии искаженного символа веры.
К тому же во времена патриарха Михаила Римская Церковь, возглавляемая Львом IX, особенно заботилась о возвращении областей, некогда находившихся в сфере влияния Рима, а позже оказавшихся в ведении Константинопольской кафедры. Конфликт между Церквами был следствием политических страстей и интриг в стремлении Рима к расширению подвластных себе областей. Как для времени написания статьи, так и для нашего работа профессора Скабалановича «Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии» чрезвычайно актуальна для правильного понимания сложной цепочки обстоятельств, предшествующих и способствующих разделению.
С 1886 по 1892 год профессор Скабаланович состоял редактором «Церковного вестника», в котором позднее вел отдел, посвященный изложению и критической оценке отзывов печати о текущих вопросах церковно-общественной жизни.
Занимая должность сначала экстраординарного, а затем ординарного профессора, Скабаланович большое внимание уделял преподавательской деятельности, постоянно корректируя и усовершенствуя свои лекции по новой общей гражданской истории. Конспекты его лекций неоднократно издавались, и, думается, найдут своего издателя и сегодня.
Многолетний труд Николая Афанасьевича Скабалановича как историка, педагога и публициста был отмечен многими наградами: в 1886 году он был награжден орденом святого Станислава 2-й степени, в 1890 году – орденом святой Анны 2-й степени, в 1903 году – орденом святого Владимира 3-й степени, а также рядом медалей. В 1898 году в связи с 50-летним юбилеем и 25-летием службы в Санкт-Петербургской духовной академии он был произведен в действительные статские советники.
В 1903 году в день 30-летия своей службы профессор Скабаланович ходатайствовал об увольнении в отставку, и 13 сентября он был уволен с пожеланием продолжать чтение лекций в академии экстраординарным (сверхштатным) профессором.
Профессор Санкт-Петербургского университета Г.Е. Лебедева, пытавшаяся пополнить скромные биографические сведения о Н.А. Скабалановиче, установила, что до 1916 года он продолжал жить в Санкт-Петербурге, а с 1917 года переселился в Гродно.
После переворота 1917 года для многих служащих, находившихся на государственном обеспечении, наступили тяжелые времена. Особенно трудно было пожилым людям, жившим на государственную пенсию: они фактически остались без средств к существованию. Тяжелейшая картина описана в дневнике профессора Московской духовной академии А.Д. Беляева[1]: преподаватели академии постепенно умирали от истощения, чего не избежал и сам автор дневника.
Думается, это было одной из причин, которая побудила профессора Скабалановича покинуть Санкт-Петербург и в свои преклонные года, переехав в родной город, устроиться скромным преподавателем в гродненской гимназии. Но силы его покидали, и 10 ноября 1918 года он скончался. Бурные события, происходящие в России, затронули все слои общества, привели к краху почти всех государственных структур. Это время характеризовалось и закрытием очень многих изданий журналов и газет, особенно церковного и духовного направления, поэтому не удивительно, что смерть профессора Н.А. Скабалановича не была отмечена ни одним некрологом.
Патриот, глубоко верующий, скромный и необыкновенно талантливый человек, уйдя из жизни 90 лет назад, оставил потомкам свои замечательные труды, которые и сейчас остаются и современными, и актуальными, и глубокими в понимании истории.
[1] См.: Богословский сборник. 2000. № 6.