Как православный епископ Косово и Метохии я стою не только под крестом распятого Косово, но и сам я распят на этом кресте. Поэтому мне тяжело говорить об этом. И все же, я не могу молчать, ибо от меня ожидают, чтобы я говорил. Взять бы мне силу у грома, или трубу иерихонскую, и возвестить и засвидетельствовать о том, что происходит в Косово и Метохии в последние пять лет!
Косово и Метохия сегодня (причем это «сегодня» охватывает период с 1999 года года и все еще продолжается) больше всего напоминает римский Колизей первых веков христианства. В нем одновременно присутствуют мучители, мученики и звери. Это -кровавое зрелище, в котором звери терзают невинных христиан, а публика (то есть весь мир) следит за событиями через средства массовой информации и сама звереет от удовольствия. Этот кровавый пир как будто не имеет конца.
В этой трагедии сербскому народу в Косово и Метохии отведена роль жертвы. Я же, волею Божиею, имею честь быть духовным вождем этого народа. Поэтому о своим собственном страдании и страдании моего народа мне тяжело говорить языком холодным, научным, академическим. В Колизее кипят чувства. Разные чувства, разумеется. Вс, зависит от того, в какой роли ты появился здесь: в роли жертвы, зверя или веселящейся публики.
Но я постараюсь, по своим возможностям, отодвинуть чувства на второй план. Я даю слово фактам и цифрам. Пусть они сами говорят и свидетельствуют. Ведь факты неподкупны, и цифры неложны. Они говорят языком правдивым и искренним.
Косово! Что такое Косово для сербов и Сербии? Это то же, что Иерусалим для еврейского народа, что сердце в человеческом теле, что очаг в доме родном. Косово было и осталось колыбелью сербской государственности, сербской культуры, сербской духовности. Там - наши глубочайшие народные корни, там - наши величайшие православные святыни, там - заветное наследие святейшей династии Неманичей.
Поэтому Косово, после имени Божия, есть самое святое слово сербского языка. Оно означает не только территорию, не только греографическое понятие. Его значение гораздо шире и выше этих простых понятий. Это слово - символ духовных ценностей, вечных христианских ценностей, ради которых стоит жить, и ради которых стоит умереть. Такой духовный, мистический заряд слово Косово получило от знаменитой Косовской битвы, состоявшейся в далеком 1389 году. Это событие было переломным историческим моментом, разделившим историю сербского народа на период до Косовской битвы и период после Косовской битвы. Глубокий смысл, который Косовская битва приобрела в сознании сербского народа, вытекает из сознательного выбора святого князя Лазаря и всех его витязей, а тем самым и всего сербского народа. Надо было выбирать между царством земным и Царством Небесным. И они выбрали Царство Небесное, вечные христианские ценности и цели.
Святой князь Лазарь вступил на Косово Поле бороться с сильнейшим врагом, с тьмочисленными турецкими полчищами. Он не захватывал чужих земель, а защищал свою собственную, не пленял чужих народов, а защищал от плена свой собственный народ, не навязывал другому своей веры, а защищал свою веру. Это и есть косовский выбор и косовский завет. Это оплот истории сербского народа. С тех пор Косово стало синонимом любого страдания за истину, за правду, за веру, «за крест честной и свободу златую». Страданий же было много в нашей истории, от Косовской битвы вплоть до наших дней. Это 600 с лишним лет.
А что происходит сегодня ? Сегодня мы находимся на высшей точке этих страданий. Однако причины страданий не вчерашние. Их корни уходят в глубину веков. Понадобится много времени, чтобы обо всем этом хотя бы вкратце рассказать. Поэтому мы обратимся лишь к самым последним событиям, начиная с июня 1999 года, то есть с тех пор как в Косово и Метохии задействована международная миссия в лице вооруженных сил НАТО и КФОР, и штатского управления ООН и УНМИК.
Когда речь идет о страданиях Православной Церкви в Косово и Метохии, надо различать два вида этих страданий:
1. Страдание живой Церкви, то есть православного народа, и
2. Уничтожение христианских памятников - храмов и монастырей, культурного
наследия и кладбищ.
1. Столкновение двух экстремизмов - с одной стороны сецессионисткого стремления косовских албанцев, и с другой тоталитарного режима Слободана Милошевича - привело к трагическим столкновениям в Косово и Метохии, в которых пострадали невинные жертвы с обеих сторон (как у сербов, так и у албанцев), после чего началось трехмесячное бомбардирование альянсом НАТО Сербии, особенно Косово и Метохии. Был нанесен огромный материальный ущерб, и пострадали новые невинные жертвы среди мирных жителей Сербии. Нам постоянно грозила опасность стать частью «коллатерального ущерба» (так западные «гуманисты» называли невинные жертв). Все с нетерпением ждали прекращения бомб,жки, а мы в Косово и Метохии ждали еще и прибытия международных миротворческих сил. Мы были убеждены, что они действительно защитят мирных жителей от мщения диких террористов, которые действовали организованными группами или в одиночку, или же скрывались под именем пресловутой ОАК[1] (UСК).
Наконец, 10 июня 1999 года в Куманово был подписан Военно-технический договор о выводе подразделений югославской армии и сербской милиции с территории Косово и Метохии, чем официально была окончена война и прекращена бомбардировка НАТО. К сожалению, прибытие КФОР не принесло «мирную жизнь всем гражданам», как это предвиделось Резолюцией Совета Безопасности ООН. Мир и свобода были даны только косовским албанцам. Для всех остальных, особенно для сербов, начался новый период неслыханных страданий и неописуемых злодеяний, совершаемых над безоружным народом, которого некому было защищать.
Вместе с прибытием международных сил в Косово и Метохию перебрались и организованные группы ОАК (UСК), обучавшиеся в Албании, а также и многие другие группы и отдельные лица, никогда прежде не проживавшие в Косово, привлеченные возможностью неограниченного грабежа и мщения, убийств, гонений, изнасилований, похищений и истязаний сербов, цыган, мусульман, горанцев и других неалбанцев, которые до этого времени мирно проживали в Косово и Метохии.
В течение всего лишь одного месяца из Албании и Македонии в Косово и Метохию прибыло семьсот с лишним тысяч албанцев-беженцев. Многие из них стали «беженцами» по подстрекательству и требованию ОАК или своих политических лидеров, с целью создания в мировом сообществе как можно более сильного впечатления «гуманитарной катастрофы», чтобы тем самым вызвать и оправдать интервенцию НАТО в отношении Сербии.
Это была потрясающая картина. С одной стороны вхождение бесконечно длинных колонн торжествующих албанцев, ободренных сопровождающими их представителями КФОР, а с другой стороны такие же длинные колонны новых беженцев-изгнанников сербов и других неалбанцев, также в сопровождении КФОР. КФОР не защищал сербов от насилия, а только облегчал их уход из Косово и Метохии. Многие злодеяния, убийства и грабежи совершались на глазах солдат КФОР, но они ни разу не отреагировали, чтобы защитить страдающих. Сербов выгоняли из домов и квартир на улицу, КФОР же встречал их и помогал им покинуть Косово.
Эти первые три месяца, с июня по сентябрь 1999 года с территории Косово и Метохии изгнано 230 тыс. сербов и 50 тыс. других неалбанцев, большей частью цыган, ашаклий и бошняков. Этот процесс продолжается и по сей день, хотя и более замедленными темпами.
Таким образом под «защитой» КФОР и под управлением УНМИК совершилась этническая чистка всей территории Косово и Метохии, особенно городов, которые до этого и были в наибольшей степени мультиэтничными. Теперь уже совсем, или почти совсем остались без сербов все города, за исключением Косовской Митровицы, где сербы еще держатся, да и то только в ее северной части. Печ, Джаковица, Призрен, Урошевац, Србица, Вучитрн, Клина, Исток и другие города практически совсем остались без сербов. В Приштине в 1999 году проживало 40 тыс. сербов, а теперь едва ли осталось 200 человек, которые уже пять лет живут в абсолютной изоляции, не имея возможности даже выйти на улицу.
Ежедневно мы получали известия о гонениях, похищениях или убийствах сербов, причем со всей территории Косовского края. Потрясающими были эти свидетельства о злодеяниях, которые албанцы совершали над сербами, над их домами, имуществом, и над всем, что носило на себе сербские признаки. Больше 1300 сербов убито самым зверским образом, столько же сербов похищено и об их судьбе до сих пор мы ничего не знаем. Десятки тысяч домов сожжены или разрушены, сотни се и деревень снесены дотла.
Несмотря на все это, в Косово осталась одна треть сербского народа - около 135 тыс. человек. Все они разбросаны по мелким или крупным анклавам, которые часто напоминают гетто или лагеря. Это «Сербский архипелаг» в Косово и Метохии, островки которого со всех сторон окружены волнующимся морем албанцев. Эти сербы, которые несмотря на все страдания, скорби и притеснения, остались жить в Косово и Метохии, стали гражданами вне закона и лишены всех основных человеческих и национальных прав. Прежде всего мы лишены права на жизнь. Каждый мог, да и до сих пор может напасть на серба, убить или похитить его, где бы он ни появился. Мы лишены права на свободу передвижения, поскольку за пределами этих анклавов мы долгое время не могли сделать ни одного шагу без сопровождения КФОР или полиции УНМИК. Сербы лишены права на труд и жизнь собственным трудом. С возвращением албанцев сербы уволены со всех своих рабочих мест, выгнаны из своих предприятий, фирм, и вообще из всех учреждений. Они не могли даже обрабатывать свои нивы и огороды, поскольку и там они подвергались нападениям, и там их убивали или похищали албанские террористы. Сербы лишены адекватного здравоохранения, поскольку все больницы и клинические центры по всем городам захвачены албанцами и стали моноэтничными. В больницах больше нет ни одного врача-серба, и ни одного пациента-серба. Исключением является лишь больница в Северной Митровице, где сербы еще держатся. Система образования, все школы и учреждения также захвачены албанцами. Сербские дети чаще всего вынуждены учиться в частных домах или подвалах.
Такое состояние и такая жизнь сербов продолжается и по сей день. Правда, нападения и убийства стали менее интенсивными, но не потому, что степень безопасности повысилась, а за счет того, что во многих местах уже нет сербов, так что просто некого убивать. Но подобные тенденции и психоз все еще господствуют в Косово. Достаточно вспомнить насилия и злодеяния, которые были совершены над сербами в прошлом 2003 году.
В первые несколько месяцев 2003 года продолжались частые нападения на сербов и провокации по всей территории Косовского края. Предметом этих нападений были сербы оставшиеся в области города Обилич. Они же подвергались частым нападениям и в 2002 году (лишь в октябре совершено шесть нападений). 20 января 2003 года албанцы бросили две гранаты в дом Славиши Вукадиновича в деревне Янине Воде близ Обилича. В результате нападения никто не пострадал, но был нанесен большой материальный ущерб. Несколько дней спустя, 6 февраля, албанцы бросили гранату в дом Слободана Тодоровича в Обиличе, а 10 апреля подожгли дом серба Павла Милича.
Подобная обстановка была и в других местах. В Великую Пятницу, 25 апреля 2003 года албанские насильники жестоко избили сербку Смильку Анджелкович (66 лет) в ее доме в Липляне. Свою жену, которая во время нападения была в доме одна, ее супруг Любинко застал лежащей на кухне и истекающей кровью, с тяжелыми повреждениями черепа. Кровь была видна и на стуле, которым старуху били по голове.
В тот же день мы получили печальное известие из Гнилан. Там албанцы выбросили из городской библиотеки на мусорную свалку около тысячи книг на сербском языке. Между прочими выброшены в мусор и книги нобелевского лауреата Иво Андрича, Негоша и поэтессы Десанки Максимович. К сожалению, это варварское дело, напоминающее сожжение книг во времена нацизма в Германии, не единственное явление такого рода в Косово и Метохии. Сразу по окончании войны в 1999 году и по прибытии международной миссии КФОР и УНМИК по всей территории Косово и Метохии уничтожались многие тысячи сербских книг, которые албанцы в массовом порядке выбрасывали из библиотек. Таким же образом они поступали и с книгами из личных библиотек, которые их владельцы сербы не успели вовремя эвакуировать.
Всего несколько дней после Пасхи, 3 мая 2003 года имел место целый ряд инцидентов в селе Суви До, в области города Исток. Сербы Милан и Милорад Йефтич, жители этого села, получили повреждения, попав под колеса нарочно наехавшего на них албанского автобуса. Три дня спустя, шестого мая, албанцы забросали камнями автобус «Косметпревоза», перевозивший сербских школьников из Косовской Митровицы в Суви До. В тот же день албанцы напали на таксиста Деяна Йефтича из того же села и нанесли ему телесные повреждения, от которых ему пришлось долго поправляться в больнице в северной части Косовской Митровицы.
Следующая трагедия в Косово и Метохии произошла 17 мая в деревне Врбовац недалеко от Витины, когда албанцы коварно убили Зорана Марковича, преподавателя русского языка, когда он трудился на своей ниве вне деревни. Албанцы несколько раз выстрелили ему в грудь и в голову, а потом бросили его у близлежащей речки, где его и нашли солдаты КФОР. На следующий же день в соседней Витине албанцы избили девяностолетнего Славко Стаменковича в его родном доме. В те же дни они попытались похитить серба Станка Нисича из соседней деревни Клокот.
Уже вначале следующего месяца, ночью с 3 на 4 июня албанцы снова совершили страшное злодеяние в Обиличе. Самым жестоким образом были убиты трое сербов. Слободан Столич (74 года), серб из Обилича, вместе со своей женой Радмилой и сыном Любинко, убиты в собственном доме, ударами тупого предмета по голове. Это злодеяние, как и многие другие, лишь формально осудили представители УНМИК и некоторые албанские руководители, и на этом вс, кончилось. Злодеев никто так и не поймал, и это сильно ободряло террористов в продолжении их кровавого пира в Косово и Метохии.
Так, уже 6 июля 2003 года, в населенном пункте Девят Юговичей недалеко от Приштины, среди бела дня, около 17 часов, албанцы подожгли дом серба Небойши Стаменковича. Дом сгорел дотла, а Небойша чудом остался в живых. Таким образом албанцы хотят выгнать всех оставшихся сербов, поскольку КФОР и УНМИК ничего не предпринимают в плане их защиты, и тем самым ободряют албанцев на продолжение террактов против сербов, положение которых в Косово и Метохии изо дня в день становится все более тежелым и невыносимым.
Однако 13 августа в селе Гораждевац было совершено небывалое и неслыханное злодеяние, затмившее все предыдущие, когда албанские террористы расстреляли невинных сербских детей купавшихся в реке. Двое детей погибли, а пятеро получили тяж.лые ранениядак что некоторые из них до сих пор лечатся в больнице в Белграде. Это был тот самый день, когда новый шеф УНМИК господин Харри Холкери вступил на свою должность в Косово. Пораженный таким албанским «приветствием», Холкери обещал, что злодеев поймают и будут судить. Однако это обещание, как и все предыдущие, осталось лишь мертвой буквой.
Много времени и много бумаги понадобится, чтобы лишь упомянуть все случаи нападения на сербов. Но и то, что уже сказано, дает ясную картину апартеида, который господствует в Косово и Метохии, в присутствии и под управлением международного сообщества.
Все же, мы не можем не упомянуть недавний инцидент, произошедший с русской делегацией фонда Андрея Первозванного, побывавшей в Косово и Метохии на Рождество 2004 года. Несмотря на мощное сопровождение, состоящее из десяти броневиков и вертолда в воздухе, албанцы все-таки совершили организованное нападение на русскую делегацию и забросали ее камнями в селении Дечани. Члены делегации, среди которых был и депутат Сергей Щеблыгин, на собственном примере убедились, что в Косово и Метохии все еще продолжается война варваров против цивилизации. Священник Сергей Попов, один из группы, которую забросали камнями, заявил, что до конца своей жизни будет помнить это Рождество, которое он отпраздновал с сербами. Мы уверены, что сербская трагедия в Косово и Метохии, продолжающаяся вот уже пять лет, открыла глаза русской общественности, поскольку вс, то, что они делают нам, может быть, является только генеральной репетицией того, что Запад намеревается сделать России.
2. Что же касается страданий Сербской Православной Церкви, когда речь идет о ее православных храмах и православных кладбищах, то мы уже сказали, что албанские экстремисты стремятся уничтожить в Косово и Метохии все, что имеет какие бы то ни было сербские признаки. Главной и основной их мишенью являются наши храмы и монастыри. Точное число разрушенных и поврежденных святынь установить невозможно, поскольку мы не имеем свободного доступа ко всем местам, даже в сопровождении КФОР. Достоверно известно, что в течение первых трех месяцев (с июня по сентябрь) 1999 года было разрушено свыше 50 храмов, а до конца года это число увеличилось почти до 100. Сегодня мы знаем про 115 разрушенных и оскверненных церквей и монастырей, которые построены в период с XII по XX века. Многие из них устояли пятьсот лет под турецким игом, но не могли устоять всего лишь один год в состоянии международного мира. Это лучше всего показывает, какой мир получили мы - сербы - в Косово и Метохии.
Уничтожение сербских православных храмов и монастырей, снесение кладбищ и памятников культуры - это лишь часть обширной албанской стратегии, целью которой является изменение не только демографического, но и культурно-исторического идентитета Косовского края. В то же время новейшая албанская историография и система образования приписывают ложное происхождение и ложный идентитет некоторым нашим великим святыням, таким как Дечани и Печская Патриархия, Богородица Левишка и Грачаница. В этом процессе очень постыдную роль играют и некоторые римо-католические круги, прежде всего среди самих албанцев, которые открыто отстаивают теорию, согласно которой сербы якобы «оккупировали» албанские католические храмы. Римо-католический епископ в Призрене Марко Сопи, албанец по происхождению, в своем интервью, опубликованном Каритасом Виченца в книге о Косово, решительно оправдывает уничтожение сербских храмов после войны, называя их «политическими» храмами, хотя многие из них построены в XIII, XIV и XV веках.
Нападения на храмы Сербской Православной Церкви никогда не прекращались. Они продолжаются и по сей день. Последний случай - повреждение церкви в селении Горня Брница под Приштиной в самый канун Рождества. О том, что сербские церкви и монастыри, а также и сербские православные кладбища, все еще остаются предметом разрушительных стремлений албанских экстремистов, свидетельствуют и два недавних события. Во время первомайских праздников в 2003 году албанцы осквернили одиннадцать сербских могил в селе Житине недалеко от Витины. Из этого села сербы были изгнаны ещ, летом 1999 года. После этого разнузданные шиптары принялись разрушать сербское кладбище в самой Витине, где они вырвали и бросили надгробный деревянный крест только что похороненной сербки. Под вечер 10 мая албанские хулиганы забросали камнями сербский православный храм свт. Николая в Приштине и разбили все окна в нем. Они также забросали камнями дом священника отца Мирослава Попадича. Это повторялось много раз в течение минувшего года. Все наши протесты и призывы к КФОР и УНМИК защитить храм и священника были встречены невозмутимым молчанием.
Наряду с грубыми нападениями, минированием и разрушением наших храмов и монастырей, кладбищ и памятников, в последнее время албанские экстремисты пытаются довершить дело этнической чистки и захвата наших святынь посредством временных учреждений, благодаря тому, что УНМИК передает свои полномочия новым косовским (а это значит албанским) учреждениям. Таким образом, в январе 2003 года Министерство образования Косово выдвинуло в албанской общественности инициативу по снесению недостроенного православного храма Христа Спасителя в самом центре Приштины. Нашими протестами, направленными в УНМИК, и предъявлением соответствующих документов с разрешением на приобретение земельного участка и постройку храма, удалось оспорить эту инициативу. К сожалению, судя по всему, это только временный успех.
Храм Христа Спасителя своей монументальностью уже долгое время колет глаза албанским экстремистам. Поэтому в конце декабря того же 2003 года муниципалитет Приштины снова накинулся на имущество Сербской Православной Церкви и на храм Христа Спасителя, приняв решение о лишении права Сербской Православной Церкви па использование площади в центре города, на которой воздвигнут храм Христа Спасителя. И снова мы встали на защиту своих легитимных прав, обращаясь письмами и призывами ко всем, и снова УНМИК приостановил это беззаконное решение, но именно приостановил, а не полностью отменил, так что мы не знаем, что будет происходить в дальнейшем.
Эти новые злодеяния в Косово и Метохии в отношении сербского народу, особенно покушения на наши святыни, ясно показывают всем, кто имеет глаза, чтобы видеть, что обстановка в Косовском крае отнюдь не стала лучше, и что сербы и их святыни все еще подвергаются открытым гонениям и террактам, причем все это происходит в присутствии и под управлением международных сил ООН. После этого краткого обозрения очевидно, что перспектива выживания сербов в Косово и Метохии, особенно возвращения изгнанных, представляется довольно печнальной. О том, что в Косово и Метохии господствует настоящий хаос, ответственность за который несет УНМИК, недавно заявил Омбудеман по Косово Марек Антони Новицки в своем представленном в Приштине официальном докладе о состоянии человеческих и гражданских прав. По его словам Косово все еще представляет собой «черную дыру» Европы и всего мира в отношении соблюдения прав человека, причем УНМИК продолжает игнорировать факты, свидетельствующие об этом.
И в конце, завершим наше выступление данными, которые недавно сообщил Координационный Центр по Косово и Метохии. Согласно докладу этого Центра, «в течение четырд с половиной лет управления УНМИК в Косовском крае, от 10 июня 1999 года и до конца 2003 года, совершено 6392 нападения на сербов. Из этого числа 1197 сербов убито, 1305 сербов получили ранения, 1138 сербов похищено. Сегодня известно, что 155 похищенных убито, 13 похищенным удалось бежать, а 95 человек отпущено на свободу, тогда как судьба остальных 863 сербов все еще неизвестна».
Нам остается молиться и надеяться, терпеть и оставаться на нашем мученическом Косово и Метохии, рядом с нашими святынями, рядом с могилами наших предков, с уверенностью в том, что у Бога есть решение и этой проблемы.
Доклад прочитан 21 января 2004 года в Москве на открытии 14 ежегодной конференции Православного Свято-Тихоновского Богословского института.
[1] Освободительная армия Косово