Фото с сайта "Православие в Украине" |
По великой милости Божией мы опять вступаем в период очистительного Великого Поста, который призван гармонизировать наши чувства, подготовить нас духовно и телесно ко встрече великого праздника Пасхи Христовой. Каждый раз пост побуждает нас к размышлениям над самими собой, над нашим внутренним состоянием, над тем, что происходит вокруг нас. Для того, чтобы пост принес нам пользу, нам необходимо дать правильную оценку нашему духовному состоянию и окружающей действительности. Наше человеческое естество должно обновиться, стать достойным любви Божией. Святой апостол Павел призывает христиан «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4: 22-24).
Мы благодарим Бога за Его безграничное терпение к нам, за то, что Он нам еще раз дает возможность обновиться духовно. В святые дни Великого Поста просим у Него милости и всесильной помощи для этого.
Священный Синод Украинской Православной Церкви, исходя из сегодняшних реалий, считает своей обязанностью обратиться к вам, братья и сестры, со словом архипастырского назидания.
В сегодняшнее непростое время, которое переживает наше Государство и Церковь – время, исполненное искушений и трудностей, напоминаем вам слова святого апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6: 11). Предостерегаем вас, братья и сестры, от поспешных и необдуманных решений, не взвешенных слов и поступков. Все свои действия сверяйте со Словом Божиим, Священным Преданием и с церковными канонами, пренебрежение которыми ведет к потере церковности, выводит их нарушителей за церковную ограду. Являясь членами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, мы должны беречь нашу Святую Православную Веру и пребывать в нерушимом церковном единстве, без которого, по православному вероучению, нет спасения.
События последнего времени, результатом которых стало обновление государственной власти в Украине, вызывали в обществе и Церкви много надежд. Народ Украины хочет достойной жизни и справедливого государственного строя. Хочет этого и наша святая каноническая Украинская Православная Церковь. С приходом новой власти Церковь надеется на долгожданное окончание периода вмешательства органов государственной власти в жизнь Церкви и политизации межконфессиональных отношений в Украине, результатом чего стали негативные проявления в церковной жизни во время президентских выборов 2004 года.
Вместе с тем, мы выражаем обеспокоенность активизацией деятельности раскольнических группировок, в частности, так называемого «Киевского Патриархата», руководство которого приняло популистское «Обращение к епископату, духовенству и верным УПЦ» от 23.02.05 г. В связи с этим считаем своим долгом заявить следующее.
Во Вселенском Православии не существует «УПЦ Киевского Патриархата». Эта организация была создана в
«Мы тоже хотим того, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей, но идем мы к этому каноническим путем, – говорится в обращении Священного Синода УПЦ от 27.07.93 г., – Поспешность или антиканоничность в действиях, связанных с получением автокефалии, всегда порождала, и будет порождать расколы, которые являются толчком и к нарушению гражданского мира в государстве». Таковой является наша позиция и сегодня.
Мы обращаемся к вам, наши братья и сестры, которые были соблазнены в раскол и лишены полноценной благодатной жизни и спасительных Христовых Таинств. Переборов собственный эгоизм и гордыню, а иногда и просто обычное неведение, вернитесь в лоно Матери Церкви. Двери наших сердец открыты навстречу вам. Будем помнить, что нет греха, которого бы не простил Господь, которого бы Церковь не покрыла своей любовью. Проповедью покаяния начал свое служение Предтеча Господень Иоанн. Его словами призываем и мы вас к урегулированию церковного нестроения в каноническом, Богом, святыми Апостолами и святыми Отцами установленном порядке. Чем быстрее это произойдет, тем быстрее мы вместе едиными устами и единым сердцем сможем воспевать Имя Господне.
Повторяя слова Юбилейного Архиерейского Собора УПЦ 2000 года, Священный Синод нашей Церкви еще раз подчеркивает: «Мы все устали от дрязг и вражды, которые мешают процессу нормальной церковной жизни».
Сегодня мы имеем реальный шанс начать свободный диалог между православными христианами Украины относительно достижения церковного единства на основе строгого соблюдения церковных правил. Только каноническое единство Украинского Православия может стать основой получения Украинской Православной Церковью должного канонического статуса. На этой официальной позиции стоят сегодня Константинопольский и Московский Патриархаты.
Вся полнота канонической Украинской Православной Церкви всегда глубоко печалилась по поводу расстройства церковной жизни и нарушения мира среди верующих, которые повлек за собой раскол Православия в Украине. Обеспокоенная таким ненормальным положением, которое противоречит евангельскому принципу “сохранять единство духа в союзе мира” (Еф. 4:3), Украинская Православная Церковь всегда стояла и стоит на позиции скорейшего исцеления раскола и ликвидации его последствий.
Еще 8 декабря в 1992 г. на заседании Священного Синода Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир выразил предложение о необходимости проведения богословского диалога между представителями УАПЦ и УПЦ КП с целью преодоления церковного раскола в Украине.
Священный Синод выразил надежду, что УАПЦ и УПЦ КП со своей стороны обнаружат добрую волю в этом благом намерении, поддержал это решение и счел возможным немедленное начало ведения такого диалога при следующих условиях:
1. Прекращение насилия со стороны сторонников «Украинской Православной Церкви — Киевский Патриархат» относительно Украинской Православной Церкви. (К сожалению, насилие сегодня возобновилось в Сумской, Херсонской, Харьковской, Тернопольской и проч. областях).
2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов, епархиальных центров, учебных заведений.
3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви.
4. Без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко), которого, по высказыванию Константинопольского Патриарха Варфоломея, «никто не признает как архиерея».
Эти четыре, необходимые для нормального ведения диалога, условия остаются базовыми и на сегодня.
Невмешательство государства и политических сил в диалог между православными даст надежду, что он будет строиться на настоящем краеугольном камне, которым является Христос, а также согласно с канонами и правилами Святой Православной Церкви. Тогда это будет здание, которому не навредит наводнение этого лукавого мира.
Обращаемся к нашим православным братьям и сестрам, которые находятся вне единства со Вселенским Православием, словами апостола Павла: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11: 16).
Вспомним вместе слова Священного Писания: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
А настоящая христианская «любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4-7).
Именно к нам обращается апостол Павел: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор.1: 10).
Потому что «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 5,6).
По всему миру православные христиане разными языками, но едиными устами, произнося Символ Веры, исповедуют свою веру во «Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь», а также учат, что Церковью Христовой является собрание народа Божьего во Христе, объединенное верой, таинствами и законной иерархией.
Если вы веруете так, как и мы, то почему мы не вместе? «Разве разделился Христос?» (1Кор. 1:13). Разделилась ли Церковь Христова, о которой Господь говорил: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)?
Дорогие братья и сестры, мы дети Единого Бога и единого народа Украины, и Святая Церковь ожидает возвращения своих чад к единству во Христе! Потому что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим. 8: 38,39).
Глубокоуважаемый Виктор Андреевич!
9 марта этого года состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, на котором было принято решение обратиться к Вам с этим Обращением.
События последнего времени, результатом которых стало обновление государственной власти в Украине, вызывали в обществе и Церкви, которая является его неотъемлемой частью, много надежд на улучшение политического, экономического и духовного климата в нашей стране. Свободолюбивый народ Украины, который чаял достойную жизнь в демократической стране со справедливым государственным строем, сегодня, надеемся, получил возможность строить свое будущее согласно со своими стремлениями. Хочет этого и наша святая каноническая Украинская Православная Церковь. Сегодня, всего за несколько месяцев работы всех реформированных ветвей власти, нам еще тяжело давать оценку тем государственно-церковным отношениям, которые сегодня складываются. Из разных регионов Украины поступает и разная информация. В одних случаях она утешает тем, что эти отношения налаживаются в русле демократии с «человеческим лицом»: Церковь получает свободную возможность реализации своих прав и обязанностей. Информация из других регионов огорчает нас, поскольку местное руководство проявляет средневековое видение своих взаимоотношений с Церковью: «Чья власть – того и вера».
С нынешней демократизацией общества мы надеемся на долгожданное окончание периода вмешательства органов государственной власти в жизнь Церкви и политизации межконфессиональных отношений в Украине, результатом чего, в частности, стали и негативные проявления в церковной жизни во время президентских выборов 2004 года. Такие, как агитация в храмах разных конфессий за того или иного кандидата под действием админресурса, в зависимости от региона страны и личных вкусов светского руководства.
Примером грубого вмешательства власти в церковные дела является кровоточивая рана на теле Христовой Церкви – раскол Православия в Украине. Ведь, как и создание при Л. Кравчуке в 1992 г., так и последующее развитие при Л. Кучме этой псевдоправославной организации сопровождалось попустительством власти, невзирая на обоснованные протесты Генеральной прокуратуры Украины.
Верим, что обратного пути в обновлении политической жизни не будет, и это была последняя страница нашей истории, которая написана людьми, воспитанными во времена тоталитарной советской системы. Как говорит Священное Писание, мы ели кислое, однако не хотим, чтобы у тех, кто будет после нас, была оскомина. (Иерем. 31: 29).
Еще один вопрос, который нас беспокоит, – это дальнейшее форсирование идеи искусственного создания Украинской Православной Поместной Церкви путем механического объединения Украинской Православной Церкви, которая сохранила свое каноническое достоинство, с раскольниками, которые в свое время отпали от нее и на сегодняшний день юридически оформились как «Православные Церкви», называя себя ветвями украинского Православия.
Считаем необходимым дать некоторые объяснения относительно этого вопроса. Украинская Православная Церковь, как и все Православные Церкви мира, живет по своеобразной конституции – канонам, то есть правилами уклада внутренней и внешней жизни, сформулированными святыми апостолами, Вселенскими Соборами и принятыми для всецерковного обязательного применения. При нарушении канонического уклада нарушается и церковная дисциплина, а это в свою очередь ведет к появлению расколов, ересей, деструктивных и тоталитарных сект, в результате чего страдают существенные свойства Церкви: единство, святость, каноничность, апостоличность (что и случилось в Украине).
Свое видение и механизмы преодоления этого негативного явления церковной жизни Украины мы изложили в «Обращении Священного Синода УПЦ к епископату, духовенству, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви, к братьям и сестрам, которые находятся вне церковного единства со Вселенским Православием», которое в приложении уважительно передаем Вам для ознакомления.
Глубокоуважаемый Виктор Андреевич!
Возлагаем надежду на то, что за годы Вашего президентства в Украине будет происходить становление взаимоотношений между Государством и Церковью на принципах взаимного уважения и общепринятых европейских норм государственно-церковных отношений, установление между Государством и Церковью равноправных партнерских отношений в гуманитарной сфере, где их интересы пересекаются. В частности, это касается таких направлений, как духовное просветительство, борьба с негативными явлениями сегодняшнего общества, таких как СПИД, наркомания, пьянство и распущенность, воспитание молодежи в духе патриотизма и любви к нашей родной Украине, помощь нищим и обездоленным. Определенная практика у Украинской Православной Церкви на этом поприще есть и она готова к активному сотрудничеству.
Примите наши искренние молитвенные пожелания успехов в Вашем высоком служении.