Русском Зарубежье было положено начало традиции - путем установки в православных храмах памятных киотов с иконами небесных покровителей увековечивать память русских военачальников, сложивших головы за Веру, Царя и Отечество. Жива эта традиция и в современной России.
|
Белград. Храм Святой Троицы |
Одним из наиболее известных и чтимых православных храмов Русского Зарубежья перед Второй мировой войной был Свято-Троицкий храм в Белграде, построенный в 1924–1925 гг. по проекту архитектора В.Сташевского. В этом храме-часовне, который долгое время почитался в Зарубежье своеобразным символом Русского Белого дела, пребывала чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная, хранились знамена полков Русской Императорской и Добровольческой армий. В храме по сей день находятся могила последнего Главнокомандующего белой Русской армии генерала Петра Николаевича Врангеля (†1929 г.) и памятный киот с иконой св. блгв. кн. Александра Невского, сооруженный в честь и память Верховного Правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака (1874–1920). Другим центром русской воинской славы в Зарубежье всегда почитался собор в честь св. блгв. кн. Александра Невского в Париже. Закладка собора была произведена в марте 1859 г. в день Торжества Православия и приурочена к дате трехлетней годовщины восшествия на престол Императора Александра II. Освящение собора состоялось 12 сентября 1861 г. в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского. В храме находится икона Вознесения Господня, написанная в память «чудесного спасения Императора Александра Николаевича» от покушения 25 мая 1867 г. в Булонском лесу. В 1955 г. Обществом сохранения Русских культурных ценностей в соборе был установлен киот с Казанской иконой Божией Матери. Надпись на киоте гласит: «Памяти Михаила Григорьевича Черняева и русских добровольцев в 1876 году на сербской земле за свободу славян живот свой положивших и полагавших». Под иконой находится шкафчик с мемориальной доской и именами русских добровольцев, погибших во время сербско-турецкой войны 1876 г. Малоизвестный сегодня на Родине генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Черняев (1828–1898) безусловно заслуживает большего внимания потомков. Русский военный и общественный деятель Черняев участвовал в Крымской и Кавказской войнах. В 1864–1865 гг., командуя особым Западно-Сибирским отрядом, взял на территории Кокандского ханства города Аулие-Ата, Чимкент и Ташкент, был назначен военным губернатором вновь образованной Туркестанской области. С 1873 г. вместе с военным публицистом Р.А.Фадеевым издавал в Петербурге газету «Русский мiр». В начале Герцеговинско-боснийского восстания (1875–1878 гг.) Черняев вопреки желанию правительства тайно уехал в Белград и был назначен командующим Сербской армией. В 1882–1884 гг. Черняев исполнял обязанности туркестанского генерал-губернатора. С 1886 г. в отставке... В соборе также хранится уникальная икона Николая Чудотворца ФОТОГРАФИЯ, написанная подполковником А.Л.Волковым в память одной из наиболее трагических фигур русской смуты – генерале Н.Н.Духонине. Генерал-лейтенант Николай Николаевич Духонин (1876–1917) в сентябре – ноябре 1917 г. был начальником штаба Ставки Верховного Главнокомандующего. В октябре по приказу Керенского пытался выслать в Петроград военные части на защиту Временного правительства, но боеспособных формирований в его распоряжении не нашлось. После прихода к власти большевиков 3 ноября решением Совнаркома он был объявлен Главнокомандующим. Однако подчиниться Совнаркому и вступить в мирные переговоры с немцами отказался. Духонин освободил Л.Г.Корнилова, С.Л.Маркова и других узников Быховской тюрьмы, сам же покинуть армию отказался. В тот же день при занятии Ставки в Могилеве отрядом большевиков во главе с назначенным ими Главнокомандующим - прапорщиком Крыленко - Духонин был зверски убит. Надпись под иконой гласит: «Сия икона сооружена иждивением зарубежной Руси в молитвенную память по убиенному большевиками 20 ноября 1917 года ст. ст. последнем Верховном Главнокомандующем Русской армией в войну 1914–1918 годов Генерального штаба генерал-лейтенанте Николае Николаевиче Духонине». В 1950 г. собору в Париже была передана икона Божией Матери «Скоропослушница» в киоте. Резной киот из венгерского ореха был сооружен иждивением чинов Русского Общевоинского Союза (РОВС) в честь 25-летия со дня его основания. РОВС, образованный 1 сентября 1924 г. приказом генерала П.Н.Врангеля, был основной организацией русской белой военной эмиграции и объединял всех чинов белых армий за рубежом, а также почти все остальные русские зарубежные воинские организации. Надпись на киоте гласит: «Вечная Память Вождям и Воинам Христолюбивого Российского Воинства Императорской и Добровольческой армий за честь и достоинство Отечества живот своих положивших и в рассеянии скончавшихся». Одной из наиболее известных реликвий, хранящихся в Александро-Невском соборе в Париже, стал киот с иконой святого архистратига Михаила. Этот резной киот из венгерского ореха был сооружен в 1960 г. по проекту А.Бенуа в память 33-летия Дроздовского похода. В нижней части киота находится Андреевский флаг – первое знамя дроздовцев (знамя 2-й Морской бригады, чины которой присоединились к дроздовцам во время похода Яссы – Дон). Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский (1881–1919) – один из хорошо известных нашим современникам белых офицеров, Георгиевский кавалер, участвовал в Русско-японской и Великой войнах, проявив себя на фронте с самой лучшей стороны. После прихода к власти большевиков и развала армии он по собственной инициативе сформировал на Румынском фронте отряд
|
Икона архистратига Михаила |
добровольцев для соединения с находившейся на Дону Добровольческой армией. Вопреки предостережением о невозможности похода и минуя все чинимые препятствия, отряд под командой Дроздовского совершил 1200-верстный переход, соединившись в итоге с Добровольческой армией. После гибели Михаила Гордеевича части, находившиеся ранее под его командованием, получили наименования «Дроздовских», пройдя через всю Гражданскую войну и унеся с собой в изгнание память о своем командире. Икона, размещенная в киоте, это полковой образ 1-го офицерского генерала Дроздовского стрелкового полка. На дарственной табличке написано: «Вечная Память доблестному военачальнику Михаилу Гордеевичу Дроздовскому и всем воинам офицерских имени генерала Дроздовского стрелковых и конных полков всех соединений Дроздовской дивизии, всех артиллерийских, броневых и инженерных его имени частей». В память русских воинов экспедиционного корпуса (принявшего в 1917 г. название Русского Легиона Чести), погибших на французском фронте в 1916–1918 гг., в соборе установлена икона святого великомученика Георгия Победоносца (художник – Соломко). На ней под стеклом размещен солдатский Георгиевский крест с бантом и французский крест Croix de Guerre rues 2 palmes. Надпись на дарственной дощечке гласит: «В память русских легионеров, павших на французском фронте, от общества попечения о Русском Легионе во Франции». Традиция увековечения памяти русских воинов была продолжена в современной России после восьмидесятипятилетнего вынужденного перерыва. В начале нового века, 13 октября 2002 г., памятный киот с иконой св. прп. Сергия Радонежского был установлен в Свято-Вознесенском кафедральном соборе г.Новочеркасск. Киот, преподнесенный Донскому казачеству военно-патриотическим движением «Белые Воины», был сооружен в память об одном из видных русских офицеров начала XX века – Сергее Леонидовиче Маркове (1878–1918). Генерал Марков был участником Русско-японской и Великой войн, преподавал в Академии Генерального штаба и других военно-учебных заведениях, являлся автором ряда военно-научных работ и учебников. В Великую войну блестяще проявил себя как на штабной работе, так и во главе знаменитого 13-го стрелкового полка 4-й «Железной» дивизии. После прихода к власти большевиков воевал против них в составе Добровольческой армии, был одним из организаторов и возглавителей добровольческого движения. Командуя Сводно-офицерским полком, принял участие в героическом 1-м Кубанском «Ледяном» походе. После гибели Маркова офицерские части бывшие под его командованием получили наименование «Марковских». Киот имеет религиозно-светское назначение и предуготовлен для определенного воинского ритуала. В центре киота – ростовая икона св. прп. Сергия Радонежского – небесного покровителя генерала Маркова и марковцев, чей полковой праздник отмечался 25 сентября по ст. ст. (8 октября по новому). Под иконой помещена дарственная табличка с надписью: «Вечная память доблестному военачальнику Сергею Леонидовичу Маркову и всем Христолюбивым воинам офицерских имени генерала Маркова полков и соединений, за честь и достоинство Отечества живот свой положивших». Под табличкой помещен черно-белый Андреевский флаг офицерского генерала Маркова полка. Слева и справа от главной иконы – резные столпы в шеломах, на которых помещены малые киоты с иконами воинов- иноков Осляби (Адриана) и Пересвета (Александра). Через их образы, по замыслу авторов киота, должна прослеживаться преемственность с белыми воинами и их ратным подвигом. Преподобный Сергий дал своим ученикам «вместо оружия тленного, нетленное – Крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шеломов золоченных возлагать его на себя». Поэтому в верхней части киота вырезан Голгофский Крест. В средней части столпов в квадратных клеймах помещены полковые знаки офицерского генерала Маркова полка – мальтийские кресты. Их связь с Голгофским Крестом осуществляется через терновый венец, а также цвета знаков, флага и формы марковцев: черного – «Смерти за Родину» и белого – «Воскресения Родины». Киот изготовлен из венгерского ореха и украшен серебряной басмой. 2 апреля 2005 г. - в 3-ю седмицу Великого Поста, в субботу поминовения усопших - в кафедральном соборе г.Чита был установлен памятный киот с иконой св. равноап. вел. князя Владимира - небесного покровителя русского генерала В.О.Каппеля. Генерал-лейтенант Владимир Оскарович Каппель (1883–1920) наиболее, пожалуй, известный белый военачальник Востока России. Выпускник Академии Генерального штаба, он участвовал в Великой войне. Несмотря на занятие главным образом штабных должностей, Каппель был удостоин ряда боевых наград. С началом Гражданской войны Каппель стал грозным командиром сначала частей Народной армии Комуча, а затем 3-го корпуса в составе одной из армий Верховного Правителя России адмирала Колчака. После катастрофы конца 1919 – начала 1920 гг., постигшей белых на Восточном фронте, а также после предательства союзниками, Каппель был назначен Колчаком Главнокомандующим всеми вооруженными силами Востока России. Именно под его руководством армия совершила драматический Сибирский «Ледяной» поход, избежав гибели и выйдя в Приморье. Сам же Каппель во время похода тяжело заболел. Имея возможность перейти на один из следовавших по железной дороге на восток России эшелонов, он отказался покинуть армию, разделив все тяготы похода со своими солдатами. Гроб с телом Каппеля в нечеловеческих условиях голодного зимнего перехода не был брошен чинами армии. Принявший мученическую кончину командир был вынесен из ледового плена на руках и предан земле в Чите. Позднее, спасая тело любимого генерала от возможного надругательства со стороны "красных", военные чины перевезли гроб с телом В.О.Каппеля в г.Харбин. Не даром чины всей Русской Дальневосточной армии носили неофициальное название «Каппелевцы»... В центре киота, преподнесенного в дар Забайкальскому казачеству от военно-патриотического движения «Белые воины», ростовая икона святого равноапостольного князя Владимира. Под ней помещена дарственная табличка с надписью: «Вечная память доблестному военачальнику Владимиру Оскаровичу Каппелю и всем Христолюбивым воинам офицерских имени генерала Каппеля полков и соединений, за честь и достоинство Отечества живот свой положивших». Здесь же указана и дата передачи киота в дар Забайкальскому казачеству: 30 марта 2005 г. – в день святого Алексия, человека Божия. Этот день является войсковым праздником Забайкальского казачьего войска. Справа и слева от главной иконы – резные столпы, на которых помещены малые киоты с иконами святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба – первых русских святых, положивших свой живот за други своя. Через их образы осуществляется, по замыслу воплотителей киота, связь и преемственность св. мчч. блгвв. князей Бориса и Глеба с генералом Каппелем, совершившим ратный подвиг. В верхней части киота икона Спаса Нерукотворного, лик Которого присутствовал на всех Великокняжеских хоругвиях. По обе стороны от центральной иконы предстоят св. блгв. князь Александр Невский и святая царица Елена Сербская – ангелы-хранители автора проекта киота и его супруги. Цветовая гамма Андреевского флага традиционно несет мощную смысловую нагрузку: «Смерть за Россию» – черный цвет, «Воскресение Родины» – цвет белый. Киот изготовлен из венгерского ореха и украшен серебряной басмой.
|
Икона князя Владимира |
В связи с торжественной установкой в кафедральном соборе г.Чита памятного киота в честь небесного покровителя генерала Каппеля - св. равноап. вел. князя Владимира, хотелось бы особо подчеркнуть следующее: Владимир Оскарович Каппель после своей мученической смерти оказался по воле обстоятельств погребенным не в родной земле, а в земле Китая, давшей в свое время приют, в том числе и последний, тысячам и тысячам русских людей. В настоящее время вступил в решающую стадию процесс организации переноса праха генерала Каппеля из Харбина на Родину. В этом непростом деле принимают живое сострадательное участие руководители министерства иностранных дел Российской Федерации, посольства и генерального консульства России в Китае, многие высокопоставленные государственные мужи российские, Священноначалие Русской Православной Церкви, руководители и энтузиасты военно-патриотического движения «Белые воины». Смиренно просим наших во Христе братьев и сестер почтить своими молитвами память раба Божия Владимира, на ратном поле живот свой за Веру, Царя и Отечество положившего, и молить Господа о ниспослании милости достойного - во славу Божию - завершения начатого дела.