Клюнийская революция: Как одна Поместная Церковь стала «вселенской»

Рим и франки: на пороге больших изменений

Папа Николай I
Папа Николай I
С первых веков существования Церкви первенство чести Римской кафедры не оспаривалось практически никем. Наоборот, многие Св. Отцы (св. Ириней Лионский, св. Иоанн Златоуст, св. Максим Исповедник) хвалили ее за братолюбие и верность Православию. До середины VIII века Рим находился в орбите влияния Византии (Империи ромеев). В периоды активности еретических учений римские папы собирали соборы с участием епископов Италии или всех западных пределов и анафематствовали лжеучения. Однако стремление некоторых пап добиться административной власти Рима периодически наталкивалось на неприятие как Востока, так и Запада (в качестве примера можно вспомнить конфликт святителя папы Льва Великого с Галльской церковью).

С появлением в середине VIII века Папской области – светского государства пап в центре Италии – их деятельность стала приобретать всё более и более светские черты. Для защиты от арабов в середине IX в. были созданы папские армия и флот. Церковная власть теперь использовалась для достижения светских политических интересов. И всё же политика папы Николая I Великого (858-867) выделяется на фоне всей этой эпохи. Папа боролся с любой светской и духовной властью, встававшей на его пути – как с франками, так и с Константинополем. Это был первый в истории Рима папа, отлучивший восточных (константинопольского патриарха святителя Фотия) не за ересь, а за непризнание его прав в отношении Вселенской Церкви. Папа пытался утвердить свою юрисдикцию в отношении Болгарии. Похоже, что на Востоке даже не вполне поняли уровень его притязаний. В ответ на соборе 867 г. с участием 4 восточных патриархов и 1000 отцов папа Николай был отлучен за уже практиковавшееся на Западе Филиокве (стоит отметить, что эта самочинная вставка в Символ веры к тому времени уже утвердилось в Испании и у франков, но в самом Риме распространения еще не получила). Папа скончался через 2 месяца после этого собора, но заложенные им новые основы политики Рима оказались живучими. Впоследствии ее выразителем стал фаворит папы Николая епископ Формоз, ранее выполнявший папскую миссию в Болгарии. Именно этого Формоза в своем знаменитом послании о Третьем Риме псковский старец Филофей (начало XVI в.) обвинял в отпадении Римской церкви от Полноты Христианства.

Отношения Рима и Империи франков в IX веке простыми не были. Папский престол периодически получал военную поддержку, но его претензии господствовать над франкской церковью отвергались. Кроме того, Империя в соответствии с традицией старалась выдвигать на Римскую кафедру своих ставленников. Однако в конце IX века образованные на руинах Империи королевства полностью погрузились в междоусобную анархию. На их просторах свирепствовали норманнские дружины и венгерские орды. Вместе с государством в запустение пришла и Церковь. В этих обстоятельствах начинается укрепление местных аристократических кланов. Наибольший успех сопутствовал графу Вьеннскому и Лионскому Бозону. Он выделился при западнофранкском дворе благодаря своей сестре Ришильде, которая стала любовницей, а потом и женой короля Карла Лысого (843-877). В 872 году Бозон стал наместником Карла в Италии, но его планы были гораздо более амбициозными. После смерти Карла Бозон попытался при помощи папы Иоанна VIII стать королем Италии, а овдовевшая Ришильда повела борьбу за возведение Бозона на западнофранкский престол. Оба плана провалились, и тогда Бозон объявил себя королем в своей родной Бургундии (879-887). Столь дерзкий поступок для человека, не принадлежавшего к династии Каролингов, вызвал противодействие правившего рода, но в борьбе с ним Бозон устоял. Свой бургундский престол позднее он передал по наследству сыну Людовику (887-928).

После смерти папы Николая в Риме шла длительная борьба между сторонниками и противниками его политики. В 891 году на папский престол был избран Формоз, ориентировавшийся на местных аристократов Гвидонидов и бывший принципиальным противником Константинополя. Политическими союзниками Формоза стали глава франкской церкви архиепископ Реймсский Фульк (родственник Гвидонидов) и клан Бозона Вьеннского, в которого входил его сын Людовик и зять Гильом, граф Макона. Придя к власти благодаря Гвидонидам, папа затеял с ними борьбу, вследствие чего и скончался при неясных обстоятельствах. Тело Формоза вскоре было выкопано из могилы и предано суду. Печально известный «Трупный собор» (897 г.) положил начало кровавой борьбе за власть в Риме, после чего наступила эпоха «порнократии». Реальная власть в городе около 60 лет принадлежала клану Теофилакта. Папы менялись как перчатки: это были любовники и незаконнорожденные дети и внуки жены римского консула Теодоры и ее дочери Марозии. Авторитет и политическое значение Рима упали катастрофически.

Франкская знать поначалу активно вмешивалась в римские дела. Архиепископ Фульк смог добиться возведения на западнофранкский престол Карла III Простоватого (898-922). Опираясь на их поддержку, Людовик Бургундский повел борьбу за Италию. В 900 г. он был провозглашен королем Италии, а потом и императором Запада. Казалось, клану Бозона Вьеннского удалось достичь пика своего могущества. Однако уже в 905 году Людовик был свергнут и ослеплен. После этого франки на долгое время оставили Рим своей собственной судьбе, переполненной крови и разврата. 11 сентября 910 года родственник Людовика Гильом Маконский, уже ставший к тому времени герцогом Аквитании, основал в своих владениях в Бургундии обитель, посвященную св. апостолам Петру и Павлу. Это был монастырь Клюни.

Клюни: эмбрион нового папства

Клюнийский собор. Гравюра XVI в.
Клюнийский собор. Гравюра XVI в.
Клюни не было простым монастырем. Он изначально должен был стать образцом для духовного возрождения на Западе. Для этого он был взят под особую опеку. В акте о создании монастыря было записано, что он не подчиняется никакой власти, включая самого герцога, короля, местного епископа или даже папы Римского (Recueil des Chartes de Cluny. A. Bruel (ed.), Paris, 1876. Т. 1. Р. 126). В монастыре вводился устав св. Бенедикта. Настоятелем стал знатный бургундец Бернон, введший в монастыре жесточайшую дисциплину. Преемников аббаты Клюни назначали себе сами, причем это всегда были выходцы из франкской знати. В качестве такового Бернон избрал Одона (927-942).

Одон воспитывался при дворе герцога Гильома, учился у известного схоласта Ремигия Оксеррского и с юности мечтал о благочестивой монашеской жизни. До прихода в Клюни Одон исходил всю Францию в поисках монастыря, где бы соблюдался монашеский устав. Обстоятельства, в которых вырос Одон – развал Империи франков, норманнские и венгерские набеги, нравственное падение папского Рима – внушили ему мысль о скором Апокалипсисе. Спасение по мысли Одона было возможно только в монастыре, жизнь в браке была неизбежно греховной. Главным литературным произведением Одона стала эпическая поэма об Искуплении («Occupatio»). Образцом святости для Одона стал св. Мартин Турский – святой с мечом, воин-монах, у мощей которого Одон получил исцеление от кошмарных головных болей. Одон стал библиотекарем в Клюни, но вскоре его отправили в монастырь Орильяк, который основал граф Орильякский Геральд (Жеро). Геральд отличался личным благочестием, не вступил в брак, но и из мира не уходил. Он остался графом, но стал одновременно аббатом своего монастыря и освободил его от власти местного епископа. Образ Геральда – первый в истории Запада образец истинного благочестивого рыцаря – был впоследствии увековечен в его житии, написанном Одоном. Необходимость тесной связи со светской властью и свободы от местной церковной власти – тот опыт, который унаследовал Одон от Гильома и Геральда. Однако сам Одон пошел гораздо дальше.

В монастыре Клюни царил образцовый порядок. От монахов требовалось соблюдение личной гигиены. Время для физического труда было максимально сокращено. Наоборот, увеличивалось время для совместного богослужения. Оно отличалось нарочитой торжественностью и даже помпезностью. Большое внимание уделялось эмоциональности. Возможно, именно Одон написал первый трактат, посвященный теоретическому обоснованию полифонической (многоголосной) музыки («Musica enchiriadis»). Клюнийские храмы были пышно убраны, именно в них в качестве самостоятельного элемента декора внутри и вне храма появились знаменитые химеры. Всё в храме должно было напоминать молящемуся о его безмерной личной вине и необходимости искупления рода человеческого. Именно абсолютизация искупительной доктрины и отсутствие учения об обожении человека привели в это время на Западе к практике использования опресноков на мессе – символа чистоты Тела Христова и его принципиального отличия от нашей природы.

Власть монастыря стала распространяться и в округе. Клюни сразу стал местным образовательным центром. При монастыре функционировала школа для детей знати, скрипторий и библиотека, из которой удалили все книги светского содержания. Хотя Одона и прозвали «могильщиком» за постоянно опущенные глаза, его планы не отличались скромностью. В 931 году (западнофранкским королем в это время был племянник Бозона Вьеннского Рауль I) на Западе начинается настоящая религиозная революция. Клюнийский монастырь получил (купил?) от папы Иоанна XI – 20-летнего юнца – право принимать в обитель братьев, недовольных порядками в собственных монастырях. Кроме этого, иные монастыри могли входить в подчинение Клюни, менять при его поддержке своих аббатов и не подчиняться власти местного епископа. Так началось создание Клюнийской конгрегации – первого на Западе монашеского ордена (бенедиктинцы, которые хвалились своим возникновением в VI в., настоящим орденом с централизованной структурой стали позднее). Недовольных епископов просто-напросто изгоняли с кафедр. Клюни начал чеканить собственную монету. Монастырский собор стал самым высоким храмом на Западе. Уже при Одоне влияние Клюни стало заметным во Франции и Италии. При преемниках Одона конгрегация росла стремительно: в начале XI в. она имела 30 монастырей, в конце XII – 2000 (по всему западу и центру Европы). С 1025 года она была освобождена от всех местных налогов и платила подати только Риму.

Папская революция

Император Генрих IV молит аббата Клюни и маркграфиню Матильду о заступничестве перед папой
Император Генрих IV молит аббата Клюни и маркграфиню Матильду о заступничестве перед папой
Клюнийский аббат Одилон (994-1048) сформулировал принципы большой политики Клюни. Основная ставка была сделана на Рим. В 1046 году Одилон добился от императора Генриха III низложения трех пап, боровшихся за власть, и утверждения папы Климента II. С этого времени влияние Клюни на Рим стало монопольным. Отныне Клюни превращалось в Рим, а Рим – в Клюни. Клюнийцы первыми начали активно использовать «Лже-исидоровы декреталии» - сборник из фальшивых документов, обосновавших церковную и светскую власть папы Римского. С 1059 года дела римской курии оказались под контролем клюнийца кардинала Гильдебранда. Клюнийцы полностью отвергли принцип влияния как народа, так и светской власти на избрание папы. В 1061 году состоялся первый конклав кардиналов, самостоятельно избравший нового папу Александра II (1061-1073). Он стал первым, кто призвал Запад к крестовому походу: папа обратился к норманнам выступить против арабов на Сицилии. Александр II также благословил герцога Нормандии Вильгельма Бастарда на завоевание Англии в 1066 году, после чего весь епископат ее церкви был изгнан и замещен норманнским. Впоследствии, в 1095 году клюниец папа Урбан II (1088-1099) провозгласил крестовый поход на Иерусалим.

Именно под клюнийским влиянием в Риме в начале XI века признано Филиокве. Развитого обоснования Филиокве еще не существовало, но сама эта вставка в Символ веры становилась знаменем духовного и политического подчинения. В 1054 году клюниец кардинал Гумберт попытался поставить Константинопольский патриархат на колени перед Римом и анафематствовал греков. Подчинение Англии и разрыв с греками оформлял новые рубежи Римской церкви, которая теперь провозглашала себя Вселенской. Клюниец кардинал Гильдебранд позднее стал знаменитым папой Григорием VII (1073-1085). Именно он сформулировал «Диктат папы» (этот документ так никогда и не приобрел официального характера, но хорошо отражает курс папы Григория).

Папа Григорий VII Гильдебранд
Папа Григорий VII Гильдебранд
Из «Диктата папы»:

«1. Только Римская церковь была основана Самим Господом.

2. Только Римский папа вправе называться вселенским [то есть универсальным, всемирным епископом].

3. Одному папе принадлежит право назначения и смещения епископов.

8. Один папа может носить императорские регалии.

10. Только имя папы упоминают в церквах.

12. Папа вправе низлагать императоров.

15. Тот, кого папа посвятил в сан, может быть главой любой церкви, на него не может быть возложено выполнение более низкой должности. Того, кого папа посвятил в сан, другой епископ не вправе рукоположить в более высокий сан.

16. Без распоряжения папы нельзя созывать Вселенский собор.

19. Никто не имеет права судить папу.

22. Римская церковь еще никогда не ошибалась, она, согласно свидетельству Писания, вечно будет непогрешимой.

23. Римский папа, если он был избран в соответствии с канонами, с учетом заслуг Святого Петра, несомненно, станет святым, как это подтвердил епископ Павии святой Эннодий, и с ним в этом были согласны многие Святые Отцы, это можно найти в декретах святого Симмаха.

25. Папа может смещать или возвращать на свою должность епископа без созыва собора.

26. Нельзя считать католиком [то есть принадлежащим к Христианской Церкви] того, у кого нет единства с Римской церковью».

Папе Григорию VII можно было бы напомнить слова из послания папы Григория I Двоеслова: «Я решительно утверждаю, что всякий, именующий себя вселенским епископом или желающий именоваться таковым, есть предтеча Антихриста, ибо в гордыне своей предпочитает себя другим» (Григорий Великий. Письма. VII, 33).

Опираясь на сформулированную идеологию, Григорий VII вступил в ожесточенную борьбу с германским императором Генрихом IV за инвеституру – право назначения на церковные должности. Под клюнийским влиянием в Западной церкви окончательно утвердился целибат. Церковь становилась единым военным лагерем, во главе которого стоял папа, имевший абсолютную власть и возглавлявший армии монашеских конгрегаций, безбрачных приходских священников и воинов-крестоносцев. Церковь учащая отделяла себя от Церкви учимой посредством введения причащения «под одним видом» и отлучения мирян от Крови Христовой. Второй норманнский архиепископ Кентерберийский Ансельм (1093-1109), клюниец по воспитанию, оформил западное учение о Филиокве, юридическое учение об искуплении, из которого потом будет сделаны выводы о существовании чистилища, сверхдолжных заслуг и об индульгенциях. Римская церковь, объявив себя Вселенской, вооружалась монопольным правом на политическую и духовную власть, богослужение и образование. Власть, создаваемая как бы для спасения мира, ставила спасение каждого человека в зависимость от признания самой этой власти. Власть становилась ключевым понятием в Римской церкви.

Федор Гайда

30 мая 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
сергий25 июня 2012, 15:44
папа римский - аферист 1000 лет назад и сейчас
Костин14 июня 2012, 16:56
Спасибо автору, очень подробный и краткий обзор о самом интересном!
прот. Петр Никольский 9 июня 2012, 22:56
Отличная статья, многое объясняет, дает картину исторического процесса и богословских предпосылок. И без лишних истерических обличений.
Сергей Холод 5 июня 2012, 21:55
Гумберт, конечно, субординацию нарушил. но… зачем было опресноки топтать?
Марина31 мая 2012, 09:19
Замечательная статья!Спасибо!
starik30 мая 2012, 21:08
Чистой воды сатанизм!
Дмитрий30 мая 2012, 16:22
Ивану:

Кто же их (запад) сделал такими? Не они ли сами выбирали раз за разом то что получили?
Дмитрий30 мая 2012, 16:20
Помилуй нас Господи, не дай нам дойти до такого.
Иван30 мая 2012, 13:26
Спасибо за статью. По моему скромному мнению, проблема заключалась в том, что даже здесь (в статье) прослеживается попытка навязывать друг другу правильную, со своей точки зрения, модель поведения. Если обратить внимание на тот факт, что Европа была по сути раздроблена, погрязла в феодализме,то естественно там нужна была сильная, крепкая власть. Авторитет. На Востоке так остро эта проблема не стояла. Потому что мононациональные государства (Греция, Сербия, Болгария)не нуждались в таком. Сила власти всегда характерна для империй. Та же Византия. Она смогла устоять в период распада Римской Империи, как экономически, так и политически. Ей оставалось лишь объединить все в идею "цезаропапизма", а вот Риму было сложно удержаться на фоне многообразия. И Римская Церковь пыталась своими стенами объединить германцев, испанцев, франков и проч.
Конечно. это политика. Она не должна смешиваться с церковью. Но Запад - не Византия. Риму не было с кем создавать цезаропапизм. Слишком много было королей, герцогов...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×