Загадка Ипатьевского монастыря

+Аудио

14 / 27 ноября, в заговенье на Рождественский (Филиппов) пост, праздновалась память апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского – святых покровителей боярина Захарии Зерна-Чета, основателя Ипатьевского монастыря. Воздавая должное этому историческому лицу, основавшему столь значимую для истории России обитель, сайт «Православие.ру» публикует о боярине Захарии и его роде первую статью из серии «Потерянная династия».

Аудио. Часть 1

Аудио. Часть 2

Ипатьевский монастырь
Ипатьевский монастырь
Я давно хотел написать работу, посвященную исторической реабилитации государя Бориса Годунова. Но прежде чем рассказать о нем самом, нужно рассказать о его предках – иначе невозможно понять самого Бориса Федоровича.

Мы хорошо знаем, что великий князь Василий III развелся со своей супругой Соломонией Сабуровой (ок. 1490 – 1542), которая была пострижена в монахини и прославилась святой жизнью. Мы знаем ее как преподобную Софию Суздальскую. Но многие ли из нас знают о том, что прадед святой Софии и прапрадед Бориса Годунова были родными братьями? А о том, что родственница преподобной Софии была женой царевича Ивана – старшего сына Ивана Грозного? Сабуровы и Годуновы – родня от одного корня, и род этот настолько же велик, насколько и оболган в истории – это наша «потерянная царская династия».

В истории России правило четыре династии: Рюриковичи, Годуновы, Романовы и Романовы-Гольштейн-Готторп. Все они состояли между собой в родстве. Рюриковичи правили 800 лет, Годуновы – меньше 10 лет, Романовы – полтора века и Романовы-Гольштейн-Готторпы – полтора века.

Мы часто говорим о самодержавии, о царской власти, но у большинства из нас, после прославления царя Николая II и последней царской семьи, акцент чересчур смещен на Романовых. Они вроде как ближе и по времени, и по духу. Из Рюриковичей мы мало кого знаем. Это, прежде всего, первый русский царь Иван Грозный.

А что мы знаем про Годуновых? Про драму Пушкина все слышали, да не все читали. «Страшный властолюбец и убийца Борис Годунов» – вот что шепчет нам массовое сознание, глубоко ложное!

Золоченые двери Ипатьевского монастяря - фрагмент.
Золоченые двери Ипатьевского монастяря - фрагмент.
Дошло до того, что, приезжая в Костромской Ипатьевский монастырь, мы слышим, что это «колыбель дома Романовых», и нам даже в голову не приходит, что на самом деле это колыбель дома Годуновых! Ведь именно предок Годуновых и Сабуровых основал Ипатий, и они на протяжении 400 лет холили и лелеяли этот монастырь.

Сейчас либералы пытаются переписать нашу историю. До этого ее переписывали при советской власти, но мало кто говорит о том, что переписывание было и в XVIII–XIX веках. И еще какое! И одной из главных табуированных тем было наследие Сабуровых-Годуновых.

Может быть, подумаете вы, Сабуровы и Годуновы действительно оболганы, но все равно не особенно интересны? Нет, это не так. Здесь я скажу ключевую вещь: на протяжении всего XVI века Рюриковичи последовательно роднились с Сабуровыми и Годуновыми, мало того – готовили их для занятия престола – в случае если у самих Рюриковичей не останется потомства по мужской линии.

Для Ивана III, Василия III, Ивана Грозного и Федора Ивановича это была, так сказать, запасная династия.

Но начнем с самого начала – с предка Сабуровых и Годуновых, с основания Ипатьевского монастыря.

Если вы приедете в Кострому, экскурсоводы (и светские, и церковные), к сожалению, расскажут вам о том, что Ипатий – это вотчина Романовых и что Ипатьевский монастырь основал татарский мурза (то есть ордынский князь) по имени Чет. Он, мол, пришел служить на Русь в начале XIV века, и в Костроме ему явилась Божия Матерь с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. Он крестился под именем Захарии и основал монастырь, названный во имя Пресвятой Троицы и святого Ипатия.

Эта легенда «о выезде», или, как теперь говорят, развесистая клюква, появилась очень поздно – в XVII веке, в то время, когда в России стало модно представлять своих предков из немцев, татар – кого угодно, только не из русских. Историкам прекрасно известно, что подобным легендам не стоит доверять, но как часто мы сейчас читаем историков?

В это время, то есть в начале XIV века, никаких выездов татар из Орды не было по одной простой причине – это было время стабильности в Орде. Бегут, как известно, с тонущего корабля, а зачем убегать из цветущего государства?

До XVII века никому не приходило в голову называть основателя Ипатьевского монастыря татарином. Потом пришло. Это зафиксировал бдительный к слухам Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского». Его младший современник Пушкин прочитал и так впечатлился, что назвал Бориса Годунова, жившего через 300 лет после Захарии Чета, – татарином…

Кем же на самом деле был Захария Чет? С одной стороны, мы знаем, что он был исконно русским человеком, боярином, владевшим на костромской земле обширными землями[1]. С другой стороны, человек появился словно ниоткуда, и ему сразу дали во владение очень много земель, а когда его потомки переехали в Москву, их сразу же приблизили к великокняжескому двору. Откуда такая честь? Это долгое время оставалось загадкой!

Давайте разбираться.

Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету. Икона XVI века
Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету. Икона XVI века
Существует икона XVI века «Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету». Сразу обращает на себя внимание то, что хотя святые Филипп и Ипатий – почитаемые угодники Божии, но это малоизвестные святые, храмы которым на Руси практически не строили. Откуда же взялся такой образ?

Завесу тайны помогает приоткрыть церковный календарь. Только не всякий церковный, а именно старообрядческий.

Если открыть новообрядный календарь, вы увидите, что память апостола Филиппа приходится на 27 ноября, а священномученика Ипатия – на 29 ноября. Но по-старому не так: Филипп и Ипатий празднуются в один день – 27 ноября, в заговенье на Рожественский пост, который в народе традиционно именуется Филиппками.

Итак, дни памяти Филиппа и Ипатия празднуются в один день. Для того чтобы понять, что нам это дает, нужно вспомнить о том, как на Руси давали имя младенцу. Как правило, ребенку давали не одно, а два-три имени!

Одно имя давалось в честь того святого, в день которого ребенок родился или чья память приходилась на восьмой день его жизни.

Другое имя давали в честь умершего предка: предполагалось, что его традиции он должен продолжить.

Первые два имени были христианскими, из святцев, но третье могло быть простонародным. Его, как правило, давали от обратного, чтобы сбить с толку те силы, которые вредят людям. Так появлялись Некрасы (некрасивые), Нежданы (дети, которых якобы не ждали), Басурмане (то есть не христиане) и тому подобное. Иногда третье имя было числительным – Первой, Третьяк, Шестак, Семой и т.д.

Традиции имянаречения на Руси были очень богатыми. Так, все Рюриковичи имели два-три имени, а постригшиеся в монахи так и все четыре. Четыре имени было у Ивана Грозного – Иван, Тит, Смарагд и Иона.

Так вот, раз мы знаем, что Филипп и Ипатий празднуются в один день и святые эти – редкие, то есть все основания предположить, что это были второе и третье имена боярина Захарии Чета, а 27 ноября соответственно – день его рождения. И монастырь он основал в честь своих небесных покровителей.

Говорит ли это о том, что никакого явления Захарии Богоматери с Филиппом и Ипатием не было? Отнюдь! Мы знаем немало примеров того, как святые покровители конкретного человека являются ему. Если же Захарии явилась Сама Богоматерь, то это, конечно, явление исключительное, что говорит о благочестии боярина.

Как человек, пусть знатный и богатый, но все-таки человек, может увековечить память о явлении Богоматери и святых? Конечно, построив на этом месте храм или монастырь. Именно это Захария и сделал. Но самое интересное, что Захарий не ограничился постройкой одного монастыря.

Невдалеке от Ипатия, в Селище, стоит храм во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских, христианских подвижников начала IV века. Это еще более редкие святые, чем Филипп и Ипатий.

Раньше здесь был монастырь в их честь – Захария Чет построил его по случаю благополучного разрешения своей супруги двойней – мальчиком и девочкой[2]. По преданию, это произошло в дороге. Так как в этот день – 23 июня – празднуется память святых мучеников Александра и Антонины (брата и сестры), то младенцы и были названы в их честь. А на берегу Волги выстроен монастырь. Вот как люди умели благодарить Бога.

Важно выяснить год рождения самого Захарии. Мы точно знаем, что его сын Александр погиб насильственной смертью в 1304 году[3], причем он был уже человеком взрослым. Значит, Александру было никак не менее 20 лет. Но ведь и Захарии на момент рождения сына должно было быть примерно 20 лет. Итого от момента рождения Захарии до гибели его сына прошло не менее 40 лет. Вообще в генеалогии принято класть на одно поколение среднеарифметические 30 лет. Тогда возьмем промежуток в 40–60 лет и отсчитаем его назад от 1304 года. Получается, что Захария Чет родился в 40–60-е, а его дети Александр и Антонина – в 60–80-е годы XIII столетия. Таким образом, основание Ипатьевского монастыря можно отнести к последней четверти XIII века.

Но вернемся к иконе «Явление Богоматери Захарии Чету». Если рассматривать ее с искусствоведческой точки зрения, то на первый взгляд эта икона ставит нас в тупик. Дело в том, что такие изображения Богоматери – в полный рост, на троне, с Младенцем Иисусом на лоне, с предстоящими Ей в полный рост святыми (в данном случае Филиппом и Ипатием) не известны нигде, кроме как в Киеве!

Речь идет о Печерской иконе Божией Матери, утраченной ныне. Она находилась в алтаре Успенского собора Киево-Печерской лавры. Но ее ранние списки, такие как Свенская чудотворная икона (не позднее 1288 г.), известны. На образе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец, благословляющий обеими руками. Справа от трона стоит преподобный Феодосий Печерский, а слева – преподобный Антоний Печерский.

Где находится Киев, а где Кострома? Логично задаться вопросом: какая тут может быть связь?

Не будем пока отвечать на этот вопрос. Удивимся и пойдем дальше – разбираться с «фамилией» Захарии – «Чет». Какая-то странная «фамилия».

Чтобы разобраться в этом, вначале вспомним о том, что родовые прозвания (которые мы называем сейчас «фамилией») сформировались в России только в XV–XVII веках. А у крестьян и того позже – в XIX–XX веках.

Долгое время прозвище или отчество каждого конкретного человека так и оставалось только за ним, то есть фактически у каждого нового потомка была своя фамилия. Иногда отчества превращались в дедичества (это когда внук именуется по деду), а потом дедичества превращались в фамилии.

Кроме того, известно такое явление, как чередование фамилий, то есть, условно, у деда фамилия «Петров», у сына «Антонов», а у внука опять «Петров». Или так: старший сын носил фамилию отца, а потомки младших сыновей носили другие фамилии – у каждого своя. Как видите, разобраться в отечественных родословных подчас нелегко.

К чему я все это? К тому, что теперь будет проще понять: в XIII–XV веках предки и потомки Захарии чередовали две фамилии: «Чет» и «Зерно» (или «Зерновы»). Затем, когда у правнука Захарии Чета Ивана родились дети – Федор, прозванный Сабур, и Иван, прозванный Годун, – от них пошли фамилии Сабуровых и Годуновых.

Со словом «Зерно» все ясно. Такое прозвище могло означать все что угодно – от плодовитости и зажиточности до рябого (как бы зернистого) лица конкретного представителя семьи. Но в любом случае это исконное русское слово, понятное и близкое.

Свенская-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими
Свенская-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими
А что такое «Чет»? В русском языке нет такого слова. Как только исследователи ни мудровали, чтобы объяснить его. Например, придумали, будто бы при написании потеряли букву «р», и у Захарии было прозвище «Черт». Такие прозвища на Руси действительно давались, но объяснение потерянной буквой, на мой взгляд, не выдерживает критики.

Оказалось, что просто нужно хорошо посидеть над картами, и тогда станет ясно, где бытует имя «Чет».

Как известно, чуть ли не половина населенных пунктов в России, и не только в России, производится от имени собственного – кто село или город основал, в честь того и названо. Кто им владел, в честь того и переименовали.

И где же, вы думаете, можно найти населенные пункты с названием «Четово»? Во-первых, на границе Рязанской области с Мордовией – их целых три: Старое Четово, Новое Четово и просто Четово. Кстати, рядом расположено озеро Зерново (!). И, во-вторых, на Украине – на границе с Венгрией.

Что общего между этими землями? Село Четово сплошь населено венграми. Оно получило свое имя от имени помещика Чета, который владел им около 1260 года.

А Четово на границе с Рязанской областью заселено мордвой и названо по имени прежнего владельца по имени «Чет». Так вот, и мордва, и венгры – финно-угорского происхождения. У них общие корни, схожие языки и культура. Поэтому имя Чет знакомо обоим народам.

Но что это нам дает? Почему Захария получил это прозвище?

Конечно, не потому, что он был венгр или мордвин. Не будем повторять ошибки наших предшественников, представивших его татарином. Русские очень лояльно относятся к разным народам и нередко носят иноязычные прозвища.

Важно здесь для нас другое: венгерское село Четово – это земли Галицко-Волынского княжества, соседа Киева. Опять Киев!

Сразу в нескольких источниках, в которых говорится о происхождении Захарии Чета, упоминается святой митрополит Киевский Петр[4]. Как-то эти современники были связаны.

Что мы знаем о святителе? Однажды князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Царьград для посвящения; но именно в это время умер митрополит киевский Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а митрополиты Киевские, то есть всея Руси. Но так как Киев к этому времени все больше подвергался давлению Запада и татар, Петр сначала переехал во Владимир, а в 1325 году – в Москву, куда перенес и митрополичью кафедру. Вскоре, а именно в 1328 году, из Костромы в Москву приехал внук Захарии Чета Дмитрий Зернов. Это было время возвышения Москвы, которая стала великим княжением во главе с великим князем Иваном Калитой.

Обратим внимание на то, что митрополит Петр был родом именно из Галицко-Волынской земли.

Потомки Захарии Чета постоянно общались и с другими выходцами из Галиции – Квашниными. Дед основателя рода Квашниных был родом из Галича Волынского. Так, например, в Ростовской летописи есть запись, что великий князь Иван Калита послал воевать Литву воевод своих Родиона Нестеровича (его потомки носили родовое прозвание «Квашнины») и Александра Зерна, а с ними рать[5].

В Никоновской летописи и в «Сказании о Мамаевом побоище» упоминается об участии праправнука Захарии Чета Федора Сабура в Куликовской битве. Тогда он спас жизнь самого великого князя Дмитрия Донского. Федор Сабур воевал в полку у воеводы Ивана Квашни[6].

Таким образом, потомки Захарии и Квашнины очень тесно общались.

Я уже несколько раз упомянул Киев и его соседей – Галицко-Волынское княжество. Сейчас это Западная Украина, а раньше это были исконно русские земли, земли, где прославился князь Даниил Галицкий, многие годы успешно лавировавший между Западом и Ордой.

История этих земель нам известна из Галицко-Волынской летописи, которая является составной частью Ипатьевской летописи, точнее – летописного свода. Другими составными частями свода являются Киевская летопись и знаменитая «Повесть временных лет». А «Повесть временных лет» – это самая древняя русская летопись, которая была составлена в Киеве. В ней рассказывается история от Сотворения мира до 1117 года. В Ипатьевской летописи сохранилась самая древняя история Руси, там говорится о том, «откуда есть пошла Русская земля».

Ипатьевская летопись
Ипатьевская летопись
Как известно, Ипатьевская летопись была найдена в XIX веке. И уже давно исследователи пытаются ответить на вопрос, как эта уникальная летопись попала на северо-восток Руси, где она стала частью летописного свода, получившего название «Ипатьевский»?

Я думаю, что ответ очевиден: туда ее привез основатель монастыря Захария Чет. Ирония судьбы заключается в том, что Ипатьевскую летопись обнаружил в Библиотеке Академии наук именно Н.М. Карамзин – один из творцов анти-годуновского «черного пиара». Тем не менее, к выводу о принесении этой летописи в Кострому нас приводят следующие факты:

1. костромская Ипатьевская икона «Явление Богоматери боярину Захарии» имеет только одну аналогию – киевскую,

2. прозвище Захарии Чета имеет аналогию в галицко-волынских землях,

3. биография Захарии Чета тесно связана с выходцем из Галицко-волынской земли митрополитом Петром,

4. потомки Захарии активно общались с родом Квашниных, которые также вышли из Галича Волынского,

5. и, наконец, Ипатьевская летопись описывает историю Киевских и Галицко-Волынских земель.

Вывод о том, что история Ипатьевской летописи связана с выездом Захарии Чета в Кострому дает нам возможность еще более точно установить время этой миграции. Вернее, стоит говорить об «Ипатьевском списке Ипатьевской летописи», так как существует несколько редакций летописи, и текст, который был найден в монастыре, является списком начала XV века. То есть изначально существовал единый летописный свод, включавший в себя «Повесть временных лет», Киевскую летопись и Галицко-Волынскую летопись. Он не сохранился, но был неоднократно переписан в XV, XVI, XVII и XVIII веках (Ипатьевский, Хлебниковский, Погодинский, Краковский, Ермолаевский и др. списки). Ипатьевский список описывает события вплоть до 1292 года; значит, можно говорить о том, что принесение Захарией летописи в Кострому произошло между 1292 (год, когда закончилась фиксация событий галицко-волынской жизни) и 1304 (год гибели его сына в Костроме) годами.

Нельзя не отметить тот факт, что Ермолаевский список принадлежал князю Дмитрию Михайловичу Голицыну[7], который был внуком… Евфимии Юрьевны Пильемовой-Сабуровой. Ее отец Юрий Григорьевич – праправнук Федора Сабура – который, в свою очередь, был праправнуком Захария Чета. Бабка Евфимии Юрьевны – троюродная сестра преподобной Софии Суздальской. Прадед Евфимии и дед царя Бориса Годунова – также троюродные братья. Два списка летописи, таким образом, тесно связаны с одним и тем же родом, что косвенным образом говорит в пользу «зерновского» происхождения Ипатьевского списка.

В пользу выезда Захарии Чета из Галицко-волынской земли говорит и то, что нам известен другой пример миграции выходца с юго-запада в город на Волге, который также принес с собой список Печерской иконы Божией Матери и который также имел отношение к летописанию! Речь о монахе Киево-Печерской лавры Дионисии, который около 1328 года покинул Киев и пришел в Нижний Новгород. Так же, как и Захария Чет, он основал обитель – Печерский Вознесенский монастырь, впоследствии стал митрополитом Киевским и всея Руси и канонизирован Русской Православной Церковью[8]. По его благословению в стенах монастыря была создана Лаврентьевская летопись.

Интересно, что инок основанного галичанином Дионисием нижегородского монастыря Павел Высокий был учителем княгини Евдокии Суздальской – будущей супруги Дмитрия Донского и матери Василия I. А ведь Евдокия (канонизированная как преподобная Евфросиния Московская) была прапраправнучкой князя Даниила Галицкого!

С другой стороны, правнук галичанина Захарии Чета боярин Федор Сабур спас жизнь великому князю Дмитрию Донскому, а его дяди – бояре Иван Дмитриевич, Константин Шея – подписали духовное завещание сына Дмитрия Донского – Василия I, потомка галицких князей.

Можно сказать, что «прапрапра…» – это очень далекое родство, чтобы делать какие-то определенные выводы. Но ведь Борис Годунов был еще более отдаленным предком Захарии Чета, когда Годуновы заказали образ «Явления Богоматери» их пращуру Захарии. Это – подлинная родовая память, подзабытая в эпоху «Иванов, не помнящих родства».

Все это позволяет утверждать, что Захария Чет был выходцем из галицко-волынских земель. Под давлением Запада и татар во второй половине XIII – начале XIV века все больше представителей галицкой знати и простых русских людей уходили в Северо-Восточную Русь – служить Владимиру и Москве. В этом массовом движении видную роль играли митрополит Киевский Петр, предки Сабуровых, Годуновых и Квашниных.

Осталось найти подтверждение этой гипотезе в источниках.

А за ним далеко ходить не нужно. Мы находим его в самой Ипатьевской летописи. Под 1208 годом там есть такая запись: «После этого Роман вышел из города, чтобы просить помощи у русских князей. Когда он был на мосту в Шумске, его захватили Зерно и Чухома, и приведен он был в стан к князю Даниилу и ко всем князьям и воеводам угорским».

Описываемые здесь события происходили в Галиче Волынском и рассказывают о том, как воеводы галицкого князя Даниила Романовича взяли в плен другого князя – Романа. Речь идет о знаменитом князе Данииле Галицком (1201–1264), который вместе с угорскими (то есть венгерскими) войсками решал свои внутри- и внешнеполитические задачи. Одного из воевод князя Даниила звали «Зерно». То есть мы встречаем здесь одну из «фамилий» Захарии Зерна-Чета. Речь, по-видимому, идет о его деде. Учитывая, что в 1208 году князю Даниилу не было еще и 10 лет, то можно предположить, что Зерно служил еще его отцу – великому князю Киевскому Роману Мстиславичу Великому (ок. 1150 – 1205).

Однако после величественного правления князя Даниила Галицко-Волынское княжество стало слабеть под давлением внешних сил, и его жители стали уходить на северо-восток. Среди них был и боярин Захария.

Теперь мы можем ответить на вопрос, откуда в конце XIII века в Костроме появился Захария Чет и почему его потомки были приближены ко двору. Это был древний боярский род, служивший галицкому князю Даниилу. Они сохранили для нас древнейшую русскую летопись, а сам Захария Чет был известен своим благочестием. Поэтому неудивительно быстрое возвышение рода и то, что потомки Захарии Чета дали России двух царей – Бориса и Федора Годуновых, царицу Ирину Годунову, великую княгиню Соломонию Сабурову и царевну Евдокию Сабурову.

Максим Емельянов-Лукьянчиков,
кандидат исторических наук

27 ноября 2012 г.

[1] Это блестяще доказал выдающийся русский историк Степан Борисович Веселовский. См.: Веселовский С.Б. Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы) // Исторические записки Академии Наук СССР. Т. 18. М., 1946. С. 56–91.

[2] Зонтиков Н. Церковь святых Александра и Антонины в Селище в Костроме. Кострома, 2010. С. 368.

[3] Веселовский С.Б. Из истории древнерусского землевладения. С. 59–60.

[4] Там же. С. 56.

[5] Там же. С. 60. Безусловно, Александр Зерно к тому времени уже погиб, речь идет либо о его тезке, либо другом лице из рода Зерновых.

[6] Там же. С. 58, 81.

[7] Дмитрий Михайлович Голицын был двоюродным братом князя Василия Васильевича Голицына – фаворита царевны Софьи Романовой – и двоюродным братом князя Бориса Алексеевича Голицына – воспитателя императора Петра I.

[8] Лавров Д. Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. СПб., 1892. С. 3–4.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Русские монастыри в Смутное время Русские монастыри в Смутное время
Олег Стародубцев
В период Смуты русские монастыри регулярно оказывали государству денежную помощь. Так, Соловецкая обитель дважды пересылала в Москву денежные средства, общая сумма которых превысила 17 тысяч рублей. Спасо-Прилуцким монастырем была пожертвована вся казна, а Троице-Сергиев монастырь в разное время внес в государственную казну более 65 тысяч рублей. Но не только деньгами помогали монастыри государству в это тяжелое время.
Философия и богословие власти в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Часть 2 Философия и богословие власти в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Часть 2
Диакон Владимир Василик
Борьба Бориса со своей совестью – одна из коллизий трагедии. Суть драматического конфликта в том, что у Бориса есть чувство вины, которое не может перерасти в действенное покаяние. Более того, всякий раз, когда возникает ситуация, подталкивающая царя к покаянию, он как будто не видит и не слышит этой «подсказки». И даже на смертном одре ему «душу некогда очистить покаяньем».
Философия и богословие власти в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Часть 1 Философия и богословие власти в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Часть 1
Диакон Владимир Василик
Размышляя о природе и сути власти и ее связи с Божественным Промыслом, А.С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов» представил пять типов властителей: «разумный самодержец» (Иоанн III), «кающийся грешник» (Иоанн Грозный), «царь-молитвенник» (Феодор), «легитимный макиавеллист» (Борис Годунов) и «нелегитимный макиавеллист, революционер» (Самозванец).
Мифы о Годуновых Мифы о Годуновых
Максим Емельянов-Лукьянчиков
И спустя 400 лет понимание того, что убийство царевича Димитрия как будто бы по приказу Бориса Годунова было делом рук тех, кому нужно было похитить для самозванца имя Рюриковича, чрезвычайно редко встречается в историографии и публицистике. Возникает вопрос: когда же наконец Годуновы займут в русском национальном сознании подобающее им место?
Комментарии
Светлана 27 ноября 2018, 15:03
Здравствуйте! Скажите, где можно узнать поточнее историю своей фамилии. Я происхожу из рода Зерниных. Может мой предок и есть Зернин - сын Зерна?
12 августа 2017, 20:34
"это наша «потерянная царская династия»" - наша!!! - это самое главное! у кого нет прошлого - у того не будет настоящего, а будущего ему не видать! спасибо Вам огромное! Можно положиться на Вас при воссоздании исторической справедливости на их родине в Сабурово! Там должен быть памятник этим царицам! Но сначала надо заложить мемориальные плиты - начало движения к справедливости!
Ольга24 октября 2015, 16:15
Здравствуйте! Где можно найти информацию о женах Д.И.Годунова, и темы, касающейся вышивальных мастерских этого периода?
Максим Емельянов-Лукьянчиков 5 августа 2015, 12:04
Здравствуйте, Елена!
Да, Платон и Апполон как мудрецы эллинского мира беседуют о смертности человеческого бытия. Они изображены в духе той мысли, что выдающиеся мудрецы-язычники также внесли свою лепту в создание атмосферы ожидания Спасителя.
По этим воротам ест одна редкая брошюра, где подробно разбираются все сюжеты, кажется так и называется: "Золотые ворота Ипатьевского монастыря"
Елена Карпенко 4 августа 2015, 19:38
Заинтересовал фрагмент "Золоченые двери Ипатьевского монастяря " подскажите кто на нем изображен, что за имена платон и аполлон?это философ и греческий бог?
Максим Емельянов-Лукьянчиков 7 февраля 2015, 20:37
Раиса, а Вам благодарность за внимание!
Раиса Бактеева 3 ноября 2014, 10:07
Спасибо вам огромное Максим ! С большим удовольствием прочитала об истории Ипатьевского монастыря.
Сергей Паукер-Бравин24 октября 2014, 20:31
Спасибо большое, Максим, за удивительные исследования, касающиеся Сабуровых-Годуновых! Но я хотел бы задать Вам вопрос о связи Сабуровых и Соловцовых. Известно ли Вам что-нибудь об этом?
Дело в том, что в своем духовном завещании Иван Голова Соловцов в 1594 году поручил своих младших детей "своему двоюродному брату Михайле Богдановичу Сабурову", а это, как Вам известно, родной брат Евдокии Богдановны и племянник Соломонии Юрьевны Сабуровых. Есть ли у Вас сведения об этой связи?

С уважением и признательностью, Сергей Паукер-Бравин.
Максим Емельянов-Лукьянчиков16 января 2013, 14:04
Здравствуйте, Наталья!
Благодарю Вас за душевный отзыв!
"Если вам не трудно, опубликуйте сведения о них в конце 1-й главы по теме".
Сделать здесь ссылки на все части "Потерянной династии", к сожалению, не в моих силах.
Я могу только сделать так:
1. Загадка Ипатьевского монастыря.
2. Как Сабуровы спасли вл.кн. Дмитрия Донского и породнились с византийскими императорами.
3. Правда об атамане Кудеяре или Как Соломония Сабурова спасла Россию от Смуты.
4. Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство!
5. 40 000 на Царьград или полтора миллиона в казну или Как на Москве Патриарха ставили.
4 и 5. части редакция обещала опубликовать в январе.
Продолжение я сейчас пишу, если у редакции будет интерес - предоставлю.

"есть ли печатные публикации на эту тему, и какие?"
Есть, конечно. Свою давнюю статью "Мифы о Годуновых" я публиковал в журналах "Москва", "Русский дом" http://russdom.ru/node/4849 "Виноград" http://www.vinograd.su/education/detail.php?id=42300 и др.

Сейчас я готовлю к печати книгу о потомках Захарии Чета.

"И есть ли у вас авторский сайт?"
Да, есть citropiki.ru
Хотя он на рекострукции, опубликованные там материалы Вы можете прочитать и прокомментировать.

"А еще я люблю читать о русской старине, поэтому такие интересные открытия, как ваши, мне кажется, должны быть доступны простым русским людям, любящим историю России".

Дорогая Наталья, благодарю Вас. Я стараюсь доносить до людей правду о русской истории всеми доступными мне способами.
Наталья Русская11 января 2013, 17:10
У меня просьба к автору, Максиму Емельянову-Лукьянчикову: сделайте, пожалуйста,ссылки на части темы "Потерянная царская династия" (о Борисе Годунове и его предках). И еще вопрос: есть ли печатные публикации на эту тему, и какие ? И есть ли у вас авторский сайт? Если вам не трудно, опубликуйте сведения о них в конце 1-й главы по теме. А еще я люблю читать о русской старине, поэтому такие интересные открытия, как ваши, мне кажется, должны быть доступны простым русским людям, любящим историю России.
Максим Емельянов-Лукьянчиков 3 января 2013, 14:11
Здравствуйте, Дмитрий (Внуков).
1. Сейчас мы с Вами обсуждаем 1 часть цикла.
Вот 2 часть http://pravoslavie.ru/arhiv/58026.htm
3 часть http://pravoslavie.ru/arhiv/58468.htm

2. Оказалось, что государь Симеон Гордый был женат не дважды, а трижды. Евпраксия была второй женой.
"...каким образом второй брак Евпраксии мог вообще иметь место?"
Сложно сказать, в чем там вообще было дело. Может быть как с третьим браком Ивана Грозного: "не разрешил девства".

3. "Рождественский пост в просторечии получил наименование "Филипповки", а не, скажем, "Ипатьевки".
Долгое время его вообще называли иначе: "Карачун".

4. "...именно созвучие пары "чет - четово" Вы использовали как основание для географической "привязки".
Это созвучие - только один из аргументов. Я рассматриваю все пункты в совокупности, это позволяет говорить уже не о случайности, а о закономерности, о галицко-волынском происхождении Захарии Чета. Во 2 части цикла есть еще очень яркий и важный аргумент - почитайте про через.

5. "... смысловая связь между "четом" и "зерном" налицо..."
"...не вижу".
Зерно - это один из основных предметов, при помощи которых играли в "чет-нечет". Известны упоминания этой игры не только под названием "чет", но и под названием "игры в зерно". Теперь понимаете, о чем я говорю?

6. Я уважаю труд Фасмера. Говорю о другом: жизнь, и в том числе историческое исследование, - слишком сложное явление, чтобы можно было судить о ней на основании одного труда, пусть даже самого значительного.
Максим Емельянов-Лукьянчиков 1 января 2013, 14:42
Здравствуйте, Дмитрий (Внуков).
1. Сейчас мы с Вами обсуждаем 1 часть цикла.
Вот 2 часть http://pravoslavie.ru/arhiv/58026.htm
3 часть http://pravoslavie.ru/arhiv/58468.htm

2. Оказалось, что государь Симеон Гордый был женат не дважды, а трижды. Евпраксия была второй женой.
"...каким образом второй брак Евпраксии мог вообще иметь место?"
Сложно сказать, в чем там вообще было дело. Может быть как с третьим браком Ивана Грозного: "не разрешил девства".

3. "Рождественский пост в просторечии получил наименование "Филипповки", а не, скажем, "Ипатьевки".
Долгое время его вообще называли иначе: "Карачун".

4. "...именно созвучие пары "чет - четово" Вы использовали как основание для географической "привязки".
Это созвучие - только один из аргументов. Я рассматриваю все пункты в совокупности, это позволяет говорить уже не о случайности, а о закономерности, о галицко-волынском происхождении Захарии Чета. Во 2 части цикла есть еще очень яркий и важный аргумент - почитайте про через.

5. "... смысловая связь между "четом" и "зерном" налицо..."
"...не вижу".
Зерно - это один из основных предметов, при помощи которых играли в "чет-нечет". Известны упоминания этой игры не только под названием "чет", но и под названием "игры в зерно". Теперь понимаете, о чем я говорю?

6. Я уважаю труд Фасмера. Говорю о другом: жизнь, и в том числе историческое исследование, - слишком сложное явление, чтобы можно было судить о ней на основании одного труда, пусть даже самого значительного.
Дмитрий (другой)24 декабря 2012, 00:13
Максиму Емельянову-Лукьянчикову (часть 3)

"Что касается этимологии слов "чет" и "зерно". Я не думаю, что представления о ней могут исчерпываться одним словарем..."

К сожалению, Вы слишком низко оцениваете труд Макса Фасмера.
Позволю себе привести небольшой фрагмент из отзыва академика РАН О.Н. Трубачёва: "Русский этимологический словарь" Фасмера — крупнейший по объему этимологический словарь русского языка. этот словарь по своему объему превосходит также все существующие этимологические словари славянских языков и может считаться одним из крупнейших этимологических словарей вообще. Автор вправе рассчитывать на благодарность читателей и ученых, которым предстоит работать, имея этот словарь под рукой".

"... носит ли один из Дмитриев, моих собеседников, фамилию "В-н"?"

Я - нет.
С уважением, Дмитрий Внуков.
Дмитрий (другой)24 декабря 2012, 00:12
Максиму Емельянову-Лукьянчикову (часть 2)

"... Одно дело выяснить географическое происхождение человека, а другое дело дать объяснение его родовых прозваний..."

В общем случае - так. Но данный случай, с моей точки зрения, сюда не подходит. Ведь именно созвучие пары "чет - четово" Вы использовали как основание для географической "привязки". А созвучие - вещь весьма коварная. Скажем, польское "урод" имеет значение "красавец".

"... если видеть у этих слов славянское происхождение..."

Я подразумевал именно славянские семантику и этимологию слов "чет" и "зерно".
Кстати сказать, Фасмер - славист. Большинство его исследований посвящены славянским языкам. В частности - языковым контактам славян и финно-угров.

"... смысловая связь между "четом" и "зерном" налицо..."

Не примите, пожалуйста, за придирку (и простите мне весьма возможную недалёкость), но я этой связи не вижу.
Дмитрий (другой)24 декабря 2012, 00:11
Максиму Емельянову-Лукьянчикову (часть 1)
Здравствуйте, Максим! Благодарю за ответы.

"... Я предлагаю Вам ознакомиться с моими последующими статьями, которые должны быть опубликованы в период с 29 декабря по 20 января."

Если буду иметь такую возможность, то постараюсь ознакомиться.

"... поя дщерь его Епраксею, и жил с нею два года, и не бе има чад, и отосла ее, и даде ея за князя Федора Красного..."

Любопытно, каким образом второй брак Евпраксии мог вообще иметь место? Ведь прямым прещением против него звучат слова Христа: "... женившийся на разведённой прелюбодействует" (Мф. XIX, 9).

"... святой Ипатий был не менее известен и популярен, чем апостол Филипп. Если не более. В пользу этого говорит факт большого распространения "Ипатиева мучения"..."

Могу предложить "контраргумент": Рождественский пост в просторечии получил наименование "Филипповки", а не, скажем, "Ипатьевки".
Максим Емельянов-Лукьянчиков21 декабря 2012, 13:12
Дмитрию (другому).

Часть 3.

4. Что касается этимологии слов "чет" и "зерно". Я не думаю, что представления о ней могут исчерпываться одним словарем. И я вовсе не настаиваю на значениях "счастье" или "удача".
Одно дело выяснить географическое происхождение человека, а другое дело дать объяснение его родовых прозваний.
Я считаю, что ни один исследователь не смог сделать ни того, ни другого в отношении Захарии Зерна-Чета, его предков и потомков.
Я дал объяснение его происхождению из Галичско-волынской земли, но если за словом "чет" усматривать финноугорские корни, то дать объяснение его родовому прозванию я не могу.
Однако если видеть у этих слов славянское происхождение, то смысловая связь между "четом" и "зерном" налицо.
Ровно об этом я Вам и говорю.

p.s. Мне было бы очень интересно узнать: носит ли один из Дмитриев, моих собеседников, фамилию "В-н"?
Максим Емельянов-Лукьянчиков21 декабря 2012, 13:12
Дмитрию (другому).

Часть 2.

3. "Дело не в загадочности, а в причине явного предпочтения одного из имён. Апостол Филипп, неоднократно упоминаемый в Евангелии, не мог быть менее известным, чем священномученик Ипатий. Служба апостолу - полиелейная, священномученику - рядовая. Стало быть, для предпочтения имени святого Ипатия в названии монастыря должна быть веская причина"

Вы подняли интересную тему. Надо думать. Отмечу только, что святой Ипатий был не менее известен и популярен, чем апостол Филипп. Если не более. В пользу этого говорит факт большого распространения "Ипатиева мучения". Дело в том, что святой Ипатий, наряду со святыми Георгием Победоносцем и Феодором Тироном был укротителем змиев, это очень близкая русскому народу тема.

Максим Емельянов-Лукьянчиков21 декабря 2012, 13:10
Дорогой Дмитрий (другой).
Часть 1.

1. Вы писали:
"... Тема разводов в царской семье отдельная, но безусловно связана с проблемами рождения наследника..."
В случае Василия и Соломонии - безусловно. Но в случае Ивана Ивановича и Евдокии - почти невероятно. Василий ждал наследника от брака с Соломонией 20 лет. Ребёнка от брака царевича Ивана и Феодосии Соловой ждали 4 года. А тут - года не прошло, как уже признали царевну бездетной и постригли".

Принято считать, что развод Василия Третьего был первым разводом великого князя. Это не так. И предыдущий пример говорит нам о том, что другой князь ждал именно год (из "Русского временника"):
"В лето 6853 князь великий Симеон Иванович женился у князя Феодора Смоленского: поя дщерь его Епраксею, и жил с нею два года, и не бе има чад, и отосла ее, и даде ея за князя Федора Красного..." (На Руси годы считали не как мы сейчас: например, один год и один день это уже 2 года).

2. "Вы порицали Карамзина за "бдительность к слухам"..."

"Зачем же тогда был нужен "смотр невест"..?

"...факт назначения Иваном Грозным Ирины Мстиславской как супруги Феодора в возможном втором браке".

Я предлагаю Вам ознакомиться с моими последующими статьями, которые должны быть опубликованы в период с 29 декабря по 20 января.

Дмитрий (другой)19 декабря 2012, 00:55
Максиму Емельянову-Лукьянчикову (часть 3)

"... В древней игре в "чет-нечет" отгадывающий пытался угадать именно количество зерен в руке товарища по игре..."
Насколько мне известно, это могли быть и горошины, и орешки.

"Слова "чет" и "зерно" несут в русском языке схожую смысловую нагрузку Поэтому за прозвищами "Чет" и "Зерно" можно усмотреть такой смысл: "счастливый, удачливый человек, мастер отгадывать загадки судьбы".
Подобная общность с большой вероятностью должна бы была проявиться в этимологии этих слов. А уж указанный смысл - обязательно. Однако обращение к этимологическому словарю Фасмера даёт совсем иной результат.
Слово "чёт" в нём связывается родством с понятием "чета" (сочетать, соединять, отряд, община и т.д.) и числительным "четыре".
Слово "зерно" - со словами "горошина", "косточка", "ядро". Но самое интересное в данной ситуации то, что смысл слова "зерно" возводится к древнеиндийскому "растёртый, трухлявый, сморщенный, старый".
Как видите, ни в том, ни в другом случае не наблюдается ничего похожего на понятия "счастье" или "удача".
Дмитрий (другой)19 декабря 2012, 00:54
Максиму Емельянову-Лукьянчикову (часть 2)

"А что тут загадочного? Довольно много храмов и монастырей, которые основаны в честь нескольких святых, но называются по одному имени."
Дело не в загадочности, а в причине явного предпочтения одного из имён. В таких случаях "на первый план" выходит имя более известного или почему-либо более чтимого в данной местности (и/или в данный исторический период) святого (события).
Апостол Филипп, неоднократно упоминаемый в Евангелии, не мог быть менее известным, чем священномученик Ипатий. Служба апостолу - полиелейная, священномученику - рядовая. Стало быть, для предпочтения имени святого Ипатия в названии монастыря должна быть веская причина. Например, Захария Чет мог получить имя только в честь священномученика Ипатия.
Впрочем, в силу отсутствия документальных упоминаний других имён у боярина Захарии, решение этого вопроса, скорее всего, не является принципиальным.
Дмитрий (другой)19 декабря 2012, 00:53
Максиму Емельянову-Лукьянчикову (часть 1)
Здравствуйте, Максим! Благодарю за ответы. Однако, честно говоря, вопросов они не убавили.

"... в отношении женитьбы Василия Третьего существует предание..."
В публикации Вы порицали Карамзина за "бдительность к слухам". Упомянутое предание чем-то лучше слухов? Есть основания рассматривать его как достоверное свидетельство?

"... что Соломония была выбрана заранее..."
Зачем же тогда был нужен "смотр невест"?

"... Евдокию прочили в царицы..."
Разумеется, прочили, но ведь для продления рода Рюриковичей (московской ветви), а не для подготовки Сабуровых к возможному замещению Рюриковичей.
Особенно красноречивым, думается, здесь становится уже упомянутый факт назначения Иваном Грозным Ирины Мстиславской как супруги Феодора в возможном втором браке.

"... Тема разводов в царской семье отдельная, но безусловно связана с проблемами рождения наследника..."
В случае Василия и Соломонии - безусловно. Но в случае Ивана Ивановича и Евдокии - почти невероятно. Василий ждал наследника от брака с Соломонией 20 лет. Ребёнка от брака царевича Ивана и Феодосии Соловой ждали 4 года. А тут - года не прошло, как уже признали царевну бездетной и постригли.
Максим Емельянов-Лукьянчиков16 декабря 2012, 19:37
Здравствуйте, Дмитрий (второй).
Благодарю Вас за вопросы.

1. и 2. "... на протяжении всего XVI века Рюриковичи последовательно роднились с Сабуровыми и Годуновыми..."

"... мало того – готовили их для занятия престола – в случае, если у самих Рюриковичей не останется потомства по мужской линии..."
Этим вопросам посвящены 3,4 и 5 части цикла статей "Потерянная династия". В особенности четвертая. Редакция сайта планирует опубликовать их в декабре и январе.
Здесь могу заметить: в отношении женитьбы Василия Третьего существует предание, что Соломония была выбрана заранее.
Что касается первой жены царевича Ивана Ивановича, нужно учитывать, что именно он был наследник престола, а значит Евдокию прочили в царицы. Тема разводов в царской семье отдельная, но безусловно связана с проблемами рождения наследника.

3. "Существует ли хотя бы одно документальное упоминание Захарии под одним из этих имён?"
Нет, такие упоминания мне не известны.

4. "Куда делось имя апостола Филиппа?"
А что тут загадочного? Довольно много храмов и монастырей, которые основаны в честь нескольких святых, но называются по одному имени.

5. "... что такое "Чет"?"
Слова «чет» и «зерно» несут в русском языке схожую смысловую нагрузку. В древней игре в «чет-нечет» отгадывающий пытался угадать именно количество зерен в руке товарища по игре. Поэтому за прозвищами «Чет» и «Зерно» можно усмотреть такой смысл: «счастливый, удачливый человек, мастер отгадывать загадки судьбы».
Дмитрий (другой)16 декабря 2012, 02:08
Максиму Емельянову-Лукьянчикову (часть 2)
"... раз мы знаем, что Филипп и Ипатий празднуются в один день и святые эти – редкие, то есть все основания предположить, что это были второе и третье имена боярина Захарии Чета..."
Существует ли хотя бы одно документальное упоминание Захарии под одним из этих имён?

Упоминаемые в тексте храм и монастырь в честь мучеников Александра и Антонины Римских требует обратить внимание ещё на одну деталь. Монастырь, основанный в честь явления Богородицы, именуется только Ипатьевским. Куда делось имя апостола Филиппа?

"... что такое "Чет"?"
Ответа на этот вопрос в тексте исследования так и не прозвучало. А он представляется принципиально важным для доказательства происхождения Захарии из Галицко-Волынской земли.
Вы, вероятно, понимаете всю опасность для историка в ориентации лишь на созвучие слов (в данном случае - фамильного прозвища и топонимов) "чет", "четово" (мордовское), "четово" (венгерское). Явно требуется не только выяснить смысл обсуждаемого прозвища, но доказать что и оно, и упомянутые топонимы - слова однокоренные, следовательно, этнологически родственные.
В противном случае получается излюбленный приём господина Фоменко: Сарай = Сараево, Тир = Тирана = Тирасполь.
Простой пример: слова "хотеть" и "охота" (в смысле желание) однокоренные, но они не являются однокоренными слову "охота" (в смысле промысел дичи).
Дмитрий (другой)16 декабря 2012, 02:06
Максиму Емельянову-Лукьянчикову (часть 1)
Здравствуйте, Максим!
Хотелось бы задать Вам несколько вопросов по некоторым положениям опубликованного исследования.

"... на протяжении всего XVI века Рюриковичи последовательно роднились с Сабуровыми и Годуновыми..."
Породнились двое из четверых, живших (и правивших) в этот период: Василий III и Феодор. Положим, Ивана III можно не учитывать, т.к. в XVI в. он не прожил и пяти лет (да и шёл ему уже седьмой десяток). Остаются трое.
Василий выбирал себе будущую жену из нескольких сотен девушек. Выбрал Соломонию, но мог ведь и не выбрать. Разве есть какие-либо основания полагать причиной выбора именно принадлежность к роду Сабуровых?
Иван IV Евдокию Сабурову не выбрал для себя. Можно, впрочем, сказать, что выбрал для своего наследника Ивана. Но вновь вопрос - причиной выбора являлся именно её род? К тому же этот брак не просуществовал и года по воле того же Ивана IV.
Остаётся один лишь Феодор. Но и ему Иван IV в завещании назначает жену из рода Мстиславских в случае бездетности Ирины Годуновой.
Я, например, не вижу здесь никакой особой "последовательности". А Вы в чём именно её видите?

"... мало того – готовили их для занятия престола – в случае, если у самих Рюриковичей не останется потомства по мужской линии..."
На чём основано это утверждение?
Максим Емельянов-Лукьянчиков10 декабря 2012, 13:22
Здравствуйте, Дмитрий.
Я бы рекомендовал Вам не судить от лица всех людей, это как минимум нескромно.
Я честно говоря устал искать логику в Ваших умозаключениях, простите.
Предлагаю прекратить эту беседу.
С уважением
Максим
Дмитрий 8 декабря 2012, 20:38
Здравствуйте,Максим.
1.Обязательно буду пользоваться.Только вот не видно отправленных сообщений.
2.Только о том,что вы знакомы.Далее следует причисление всех Пешковых к потомкам Захария Чета.Видимо,по-свойски.
3.Вы единственный кто так считает.
4.Ни о чём.Попадание "Слова о полку Игореве"в Ярославль,говорит о том,что участник похода Игоря Северского основал Преображенский м-рь?Находка "Радзивилловской летописи" в Кёнигсберге-повод для научной сенсации?
5.Как Вас может убеждать фраза Веселовского о галицком происхождении Захарии-загадка.Не исследует он его происхождение за неимением источников.Он не из тех кто строит предположения на песке.
6.Никаких примеров выезда документально не прослеживается.
7.Тут вообще комментарии излишни.Правда Карамзин свои предположения подкреплял источниками.
С уважением Дмитрий
Максим Емельянов-Лукьянчиков 5 декабря 2012, 16:05
Дмитрию, ЧАСТЬ 2
5. "Веселовский только представляет "вполне возможным" считать Александра Зерна сыном Захария Чета и отцом Дмитрия Зерна.("Исследования по истории класса служилых землевладельцев" М.1969 г. с.167),но не вдаваясь в догадки за неименеем источников".

Это словесная эквилибристика.
Исследование Веселовского вполне убеждает не только меня: Захария Чет - предок Сабуровых и Годуновых.

6. "Да и выезд из Галича,тогда сильного и процветающего(это не Киев откуда выехал митрополит Максим или Черниговщина для Бяконтов),в далёкую,только что опустошённую усобицей Сев.-Вост. Русь представляется моловероятным,хотя и предположительным(Квашнины,правда точно неизвестно,откуда они приехали,кроме родословных никаких источников об месте их обитания до выезда нет)".

Отнюдь. Галицко-Волынская Русь это не только Галич. Да и Галич не был в конце 13 века сильным и процветающим:)
А примеров выезда с юго-запада на северо-восток в это время немало.

7. "Да и с Карамзиным как-то нехорошо получилось)Видите,выводы делаются уже о его недобросовестности,как историка.Хотя,я уверен,что Вы так не считаете"
Карамзин - непростая личность. И то, что он ориентировался на Романых и цензуру - неоспоримый факт.
Максим Емельянов-Лукьянчиков 5 декабря 2012, 16:04
Здравствуйте, Дмитрий.

ЧАСТЬ 1
1. Вы уже второй раз дублируете ваши сообщения.
попробуйте воспользоваться кнопкой f5

2. А вы не обратили внимание, что мой собеседник подписался, просто "Пешков", а я обратился к нему Игорь? Вам это ни о чем не говорит?

3. "Ваш последний абзац в этой статье это не гипотеза-это утверждение,что Годуновы потомки галицких бояр.Ни намёка на гипотетичность Ваших утверждений".

Я считаю свою гипотезу доказанной.

4. "Одно из Ваших доказательств строится на находке Ипатьевской летописи(вернее одного из многочисленных,но утраченных её списков).Этакое историческое хулиганство"

Не вижу логики в Ваших словах.
Попадание Галицко-Волынской летописи в Кострому до сих пор необъяснено.
Изначальный текст не сохранился, есть несколько списков.
Я предполагаю, что самый ранний сохранившийся список был сделан в 15 веке в Ипатии потому, что протограф находился именно там. Все понятно и логично.

Дмитрий 1 декабря 2012, 16:15
Здравствуйте,Максим.
Спасибо за развёрнутый ответ.Действительно,во многом согласен с Вами.Почти во всём)Кроме.1.Действительно,в черноземье существовало множество крестьян и казаков выходцев из служилых сословий.Но вот так вот прямо отвечать уважаемому Игорю,о том,что все Пешковы одного рода))как-то неправильно.2.Ваш последний абзац в этой статье это не гипотеза-это утверждение,что Годуновы потомки галицких бояр.Ни намёка на гипотетичность Ваших утверждений.3.Интересно,всё же.Одно из Ваших доказательств строится на находке Ипатьевской летописи(вернее одного из многочисленных,но утраченных её списков).Этакое историческое хулиганство))Ну а Веселовский только представляет "вполне возможным"считать Александра Зерна сыном Захария Чета и отцом Дмитрия Зерна.("Исследования по истории класса служилых землевладельцев" М.1969 г. с.167),но не вдаваясь в догадки за неименеем источников.Да и выезд из Галича,тогда сильного и процветающего(это не Киев откуда выехал митрополит Максим или Черниговщина для Бяконтов),в далёкую,только что опустошённую усобицей Сев.-Вост. Русь представляется моловероятным,хотя и предположительным(Квашнины,правда точно неизвестно,откуда они приехали,кроме родословных никаких источников об месте их обитания до выезда нет).Да и с Карамзиным как-то нехорошо получилось)Видите,выводы делаются уже о его недобросовестности,как историка.Хотя,я уверен,что Вы так не считаете.С уважением Дмитрий.
Максим Емельянов-Лукьянчиков28 ноября 2012, 22:19
Дмитрию (часть 2)
4. "Странно и поддерживать предположения о едином происхождении крестьян,казаков и детей боярских от единого предка, как представителей одной фамилии".
Вы передергиваете. Безусловно существует множество однофамильцев. Но во многих других случаях наличествует именно происхождение от аристократических или просто служилых родов многочисленных потомков, перешедших в крестьянство, казачество, и т.д. Это общепрниятая историческая истина. Все Черноземье заселено потомками не только детей боярских, но и отпрысками княжеских родов. А ведь большинство из них в 19 веке были государственными крестьянами, а то и крепостными.
5. "Это очень напоминает передачу "Искатели"
Зачем же так огульно чернить эту уважаемую передачу:)
Да, у них сейчас налицо "пожелтение", но тем не менее эта команда сделала немало добротных (конечно популярных) исторических расследований.
Если Вам претит этот жанр Вы можете смотреть прекрасный "Час истины" на Первом историческом канале, эта программа безусловно научна.
Так что, увы, но "натянутость" и "скоропалительность" это, вероятно, характеристики Вашего отзыва.
Максим Емельянов-Лукьянчиков28 ноября 2012, 22:19
Дмитрию (часть 1)
Я так понимаю, что ваши слова: "извините за некоторую резкость" относятся к следующему пассажу: "С.Б.Веселовский, как добросовестный историк,не делал таких скоропалительных выводов,как Вы".
Из него следует намек, что я - не совсем добросовестный историк. Что ж, я не знаю, какой Вы историк, но как мои труды, так и отзывы о них общедоступны, и если Вы зададитесь такой целью, то сможете составить себе действительно добросовестное представление обо мне.
Теперь по сути:
1. "У нас нет достаточных сведений для отождествления предков Зерновых с именами бояр князя Даниила".
Это не так. Веселовский отчетливо доказал это.
Другое дело, что как Вы прекрасно понимаете, исследования по русской истории столь отдаленного времени по необходимости весьма часто носят характер гипотез, предположений, логических умозаключений и исторических расследований.
2. "Слово "чет" имеет тоже обширную этимологию,причём именно западнославянскую,близкую к Галицкому княжеству".
Совершенно верно, именно об этом я и говорю.
3. "Выводить Зерновых из Галицкой Руси на основании находки в Ипатьевском монастыре СПИСКА Ипатьевской летописи-странно".
Вы понимаете разницу между общим и частным? Между совокупностью доказательств и одним вырванным из контекста доказательством? Вы приводите именно одно, вырванное из контекста.
Дмитрий28 ноября 2012, 15:02
Здравствуйте,Максим.
Простите,но за неименеем возможности дать полную рецензию Вашей статьи(небольшой формат для сообщений)ограничусь следующим.
Конечно всё это интересно,но это не более чем гипотеза,причём основанная иногда на натянутых предположениях.С.Б.Веселовский,как добросовестный историк,не делал таких скоропалительных выводов,как Вы.У нас нет достаточных сведений для отождествления предков Зерновых с именами бояр князя Даниила.Вероятно,что не один человек на Руси ХIII века носил имя или прозвище Чет или Зерно.Про слово 2зерно" и говорить не имеет смысла,а вот слово "чет" имеет тоже обширную этимологию,причём именно западнославянскую,близкую к Галицкому княжеству.http://enc-dic.com/fasmer/Chet-15550.html.
Выводить Зерновых из Галицкой Руси на основании находки в Ипатьевском монастыре СПИСКА Ипатьевской летописи-странно.
Странно и поддерживать предположения о едином происхождении крестьян,казаков и детей боярских от единого предка,как представителей одной фамилии.
Это очень напоминает передачу "Искатели".Извините за некоторую резкость.С уважением,Дмитрий.
Максим Емельянов-Лукьянчиков28 ноября 2012, 12:23
Игорю Пешкову
Игорь, здравствуйте.
Я думаю, что надо пояснить читателям, что Пешковы являются потомками Сабуровых.
В этой статье они не упоминаются, но в дальнейших будут не раз.
Этот род прославил себя многими славными делами.

Кстати, у меня давно еть уверенность в том, что талантливый и неоднозначный А.М. Пешков (Горький) - также потомок Захарии Чета. Сам я его генеалогией специально не занимался, но меня все время не покидает удивление: почему никому не приходит в голову взяться за это?!
Максим Емельянов-Лукьянчиков28 ноября 2012, 12:20
"...Успехов людям ищущих признания на исторической родине"

Ольга, вы это о чем? Или о ком?
Ольга28 ноября 2012, 10:06
Спаси Господи! было очень интересно читать!
Пешков28 ноября 2012, 05:16
Максим большое спасибо! В Забайкалье встречаю по документам XVII начало XVIII века Пешковых, родственников.
Интересно что никто иной как казак Василий Пешков рассказывает Спафарию о Камчатке, Сахалинеи и Амуре. Вооружает знаниями о уже освоенной земле первого посла Российского государства.
Встречаю казака, а затем сына нерчинского боярского I статьи Федора Пешкова. Федор выполняет задачи разведки и контразведки. В 1689 году, во время заключения Нерчинского договора с китайцами, в царском полку Федора Головина - Пешков Федор - пятидесятник посольского полка.
В 1725 году из Разрядного стола уволен с пенсией Пешков Семен.
Пешковы отмечают большое количество старинных икон, которые до раскулачивания находились у Пешковых.
Максим Емельянов-Лукьянчиков27 ноября 2012, 21:07
Хочу обратить внимание читателей на то, что уважаемая редакция сайта "Православие.Ру" приняла к публикации целый ряд моих работ, посвященных как Захарии Зерну-Чету, так и его потомкам.
Это не только статьи с иллюстрациями, но и аудио и видео.

К одной из статей планируется выложить телепередачу "Час истины", посвященную государю Борису Годунову.

А аудио, которое вы видите, - это передачи, которые были подготовлены мной на радио "Радонеж".

Внимание: текст статей и текст аудио далеко не всегда идентичен, Так как задумывались они как два разных проекта!

Буду весьма рад отзывам как на тексты статей, так и на радиопередачи.
Максим Емельянов-Лукьянчиков27 ноября 2012, 21:05
Татьяна, Нина.
Во славу Божию!

Зоя.
Я не могу отвечать за всех историков, но что касается меня лично, то я стараюсь основывать свои выводы именно на источниках, а не на слухах и художественных произведениях. Пусть даже таких талантливых, как "Борис Годунов" Пушкина.

Что касается "убийства" царевича Ивана Ивановича, то этой темы я специально коснусь в одной из следующих своих статей.
В связи с тем, что царевич был женат первым браком на Евдокии Сабуровой - правнучке Захарии Чета.

ольга27 ноября 2012, 16:14
сейчас очень мало людей знающих историю русской православной церкви я рада что посетила вас сайт и в дальнейшем желаю процветания монастыря и успехов людям ищущих признания на исторической родине
Татьяна27 ноября 2012, 15:37
Спаси, Господи!
Нина27 ноября 2012, 14:37
Спвси Господи!!очень интересно.
Зоя27 ноября 2012, 13:12
Спасибо! Очень интересно. И замечание о Карамзине, как о недобросовестном историке встречала уже в связи с историей "убийства" Иоанном Грозном своего сына! Оказалось, что это ложь... Да, мало наши историки работают с историческими документами. С первоисточниками. Грустно. Сколько тайн хранит наша история,работать и работать. Был бы интерес!













Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×