Несмотря на различия между светскими и приходскими обществами трезвости в устройстве и числе членов, их повседневная жизнь и деятельность были весьма схожи.
День открытия общества трезвости обычно назначался на время Великого поста, а точнее – в первое его воскресенье: «Был избран, как наиболее удобный для предназначенной цели, первый воскресный день Великого поста – неделя Православия»[3]. Некоторые общества открывались в Вербное воскресенье. Вот сообщение об открытии общества трезвости в селе Зуеве Богородского уезда Московской губернии: «Для борьбы же с пьянством и в Зуеве в конце минувшего Великого поста, с благословения преосвященного Тихона, епископа Можайского, было открыто общество трезвости. Нельзя не сказать, что для открытия этого общества в Зуеве избрано было самое благоприятное время – Великий пост… В Вербное воскресенье после литургии последовало открытие общества»[4]. Нередко днем основания общества назначали дату празднования храмового праздника[5].
В день открытия общества трезвости священник либо один, либо с приглашенными почетными гостями в сане служил Божественную литургию, на проповеди еще раз говорилось о вреде пьянства и о необходимости с ним бороться всеми силами. После литургии будущие трезвенники должны были давать обет, или, как его называли в народе, зарок, перед святым Евангелием и Крестом. Приведем пример обещания трезвенника общества трезвости при Рождественской церкви села Рождественна-Шарапова Московского уезда: «Я, раб Божий, искренно желаю с Божией помощью и по молитвам преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского Чудотворца, в течение обещанного времени воздерживаться от всего опьяняющего. В удостоверение обета сего целую святое Евангелие и Животворящий Крест Христов. Аминь»[8]. Естественно, пьяные до зарока не допускались, потому что на такое дело человек должен идти с ясным умом и твердой памятью. Отношение к зароку было очень благоговейное, люди понимали, что они совершат большой грех, если нарушат свое обещание перед Богом. Тем самым зарок являл собой некое подобие воли, которая должна была сдерживать человека от пагубного пьянства. Можно сказать, что люди пытались обуздать себя извне, чтобы за ними был строгий присмотр; религиозное обещание, страх перед Богом не давали им нарушать этом обет. «Все мы люди слабые и безвольные. Так душою-то и остановился бы и бросил водку – да нет сил. Ну, а дашь клятву перед святым Крестом и Евангелием, перед образом святого Сергия, Радонежского Чудотворца, – дело другое»[9]. Священник нахабинской церкви Покрова Богородицы отец Сергий Пермский, энтузиаст трезвенного движения, всегда перед молебном говорил о важности и серьезности даваемого зарока. Батюшка не хотел пугать народ, но предупреждал и сам был уверен, что за нарушение обещания не пить более придется испытать жестокое наказание. Вообще о том, как именно наказывает святой Сергий Радонежский тех, кто нарушил клятву, отец Сергий не говорил, но слухи об этом курсировали по всем близлежащим кабакам. Взять хотя бы трактир Воронова, о котором можно сказать, что его роль в развитии деятельности Нахабинского общества трезвости и росте его популярности было отнюдь не малой. Находясь на полпути и служа перевалочным пунктом, он являлся «сосредоточением всех тех слухов и рассказов об обществе, которые теперь циркулируют по Святой Руси, поднимая значение общества в глазах публики»[10]. И хотя многие из паломников (так называли тех, кто стремился попасть к отцу Сергию и дать зарок от пьянства), наслушавшись ужасов о том, как карает святой Сергий Радонежский клятвопреступников, нарушивших обет не пить спиртных напитков, и не чувствуя силы исполнить зарок, уходили обратно в Москву, но люди более решительные, понимая, на что идут, укреплялись в том, чтобы принести клятву.
После того, как все члены общества дадут обет трезвости, они должны выслушать молебен святому покровителю общества и получить иконки этого святого[11]. В основном распорядок дня устанавливался такой: 1. Молебен. Перед ним или после него священник произносит торжественную речь. 2. Речи о значении общества трезвости могут быть заменены чтением отрывков из книг и статей о вреде пьянства. 3. Чтение стихов, пение, музыка. 4. Чтение приветствий. 5. Общая трапеза (чаепитие)[12]. Во время трапезы и после нее происходила запись членов общества в книгу трезвенников. И все позднее вступившие в члены общества также вносились в эту книгу. Вот как описывает М.В. Шевляков запись в Нахабинское общество трезвости: «Операция эта производилась единолично самим отцом Сергием. В разграфленную на много столбцов книгу заносились имя, фамилия, звание, род занятий, семейное положение и наконец отмечалось, давно ли пьет»[13].
После молебна, зарока и записи в книгу членам-трезвенникам выдавался членский билет, который они должны были всегда иметь при себе, и в случае, если пьющие товарищи начинали принуждать трезвенника выпить, он должен был показать билет и объяснить, что он не имеет возможности пить, так как состоит членом общества трезвости. Билет был своего рода гарантией от приятельских уговоров и покушений. На билете Нахабинского общества трезвости кратко обозначалось: «Член Сергиево-Нахабинско-Баньковского общество трезвости такой-то. С 1890 года марта 7-го дня по 1890 год мая 7-го дня. Учредитель – священник Сергий Пермский»[17]. Некоторые общества выдавали своим членам еще и изображение своего небесного покровителя[18]. Обыкновенно образок был наклеен на картон, обратная сторона которого содержала тексты – молитвы или трезвенных изречений.
Первое собрание членов общества устраивалось обычно в день открытия. Из наличного числа членов, присутствовавших на собрании, по предложению старшего из учредителей или утвержденного руководителя, обычно священника или диакона, избирались председатель и секретарь данного собрания. Учредители представляли очерк своей работы по созданию общества и устава. «Иногда руководитель общества докладывал программу работ и проекты некоторых инструкций. Но это бывает редко»[19].
После дня открытия общество начинало жить своей уставной жизнью: теперь оно должно было двигаться к цели – бороться с пьянством среди населения. Общества трезвости проводили разные мероприятия, направленные на отвлечение народа от пьянства. Самыми распространенными были духовно-нравственные, религиозные и антиалкогольные чтения, которые проводились в воскресные дни после богослужений. Руководители обществ пытались создать для своих членов альтернативу походам в кабак в свободное время. Председатель Рогожского отделения 1-го Московского общества трезвости не раз в своих речах подчеркивал, что «главной причиной пагубной страсти во многих случаях является неимение возможности у простого рабочего человека употребить приятно, разумно и с пользою свой праздничный досуг. Духовная слепота неграмотных, отсутствие у грамотного простолюдина хорошей книги, невозможность пользоваться небогатому трудовому человеку разумными и полезными развлечениями, отсутствие нравственной поддержки умных, добросердечных людей – вот почва, на которой развивается пьянство»[20]. Так что в первую очередь общества стремились занять воскресный день трезвенников, обеспечить их полезным досугом.
Комитет Даниловского отделения в своем обществе основал и любительский хор трезвенников. Конечно, немногие занимались в хоре, но это был своего рода кружок, в котором хотя бы часть трезвенников могла проводить свое время.
В числе мер против пьянства общества трезвости намечали также совместные экскурсии членов для осмотра музеев, достопримечательностей, учреждений и прочего, имея в виду «большое воспитательное и просветительное значение этой меры для трезвенников»[25]. Есть сведения о посещении членами 1-го Московского общества трезвости Покровской общины сестер милосердия. Экскурсия была совершена 29 июня 1909 года по инициативе пожизненного члена этого общества трезвости диакона Федора Ивановича Соколова, впоследствии издавшего брошюру об этом. Естественно, такое времяпрепровождение принесло трезвенникам удовольствие, но «экскурсия эта, кроме удовольствия экскурсантам, имела также огромное научное значение»[26].
Научно-познавательный характер имели не только экскурсии и выходы в музеи. Этим же просветительским целям служила и библиотека-читальня при обществе. Библиотеки, впрочем, были почти во всех обществах трезвости. «Кроме бесед и чтений, в смежной с залом собраний комнате функционировала читальня для трезвенников, в которой, кроме книг религиозно-нравственного и противоалкогольного содержания, имелись выписанные на средства братства журналы: “В борьбе за трезвость”, “Вестник трезвости”, “Отдых христианина”, “Христианин”»[27]. Плата за пользование книгами с членов не взималась. Если общество не имело подходящего помещения, то оно просто выписывало газеты и журналы противоалкогольного и развлекательного характера[28]. Казанско-симоновское общество трезвости при Симоновом монастыре не имело своей библиотеки, но учредители договорились с монастырской библиотекой, и трезвенники могли не только там читать книги, но и брать их домой.
Библиотека Даниловского отделения 1-го Московского общества трезвости к 1909 году имела 3311 книг. Она была типичной для крупных и средних обществ трезвости. Маленькие общества и братства не могли себе позволить создать целую библиотеку, а зачастую у них просто не хватало средств на ее оборудование и приобретение достаточного числа книг. Такие общества ограничивались выпиской только периодических изданий. «Появился спрос на книги и газеты. Для удовлетворения этого спроса частными лицами для трезвенников выписаны: “Русское чтение”, “Трезвые всходы”, “Крестьянское дело”, а обществом – “Сельский вестник”»[29]. Очень часто библиотеку-читальню в обществе трезвости совмещали с дешевой, а иногда вовсе бесплатной чайной, где посетители могли не только перекусить и выпить чашечку чаю, но и пролистать свежие газеты и журналы. В Кожевническом отделении была своя библиотека, но организаторы решили, что в чайной тоже необходимо иметь журналы.
(Окончание следует.)