Любить свое Отечество нужно не только во дни славных побед, нужно уметь делить с ним и горечь поражений. Стремиться забыть о поражениях – значит не уметь извлекать из них уроки, а делать вид, что вся наша история состоит из одних побед, по меньшей мере, смешно. Любовь к Отечеству доказывается верностью ему в тяжелые времена. Верность – это и уважение, и почтение, и восстановление памяти о минувших скорбных для России временах.
В Вологде работает военно-историческое общество, собирающее сведения об участниках двух войн, в которых участвовала Россия в XX веке: Великой Отечественной и Первой мировой, 100-летие с начала которой отмечается в этом году.
Что мы скажем о человеке, который будет убеждать нас в том, что участие нашей страны в Великой Отечественной войне было для нее позорным, что нужно было эту войну превратить в гражданскую, что наши солдаты правильно делали, когда дезертировали, а генерал Власов – это национальный герой? Что мы скажем о кинематографе, который, рассказывая о Великой Отечественной, будет штамповать глумливые издевательские фильмы-комедии, в которых наши солдаты – трусы и идиоты, а полководцы и офицеры – мерзавцы и похотливые воришки? Думаю, реакция наша вполне предсказуема: даже если этот человек физически и окажется сильнее нас, пощечины (как минимум) он не избежит. Только безумец или откровенный изменник может отважиться на такое. Все-таки, помня и зная, чем являлась для нашей страны Великая Отечественная война, мы даже на уровне подсознания не можем позволить издеваться над нашим народом. Значит, историческая память у нас все-таки работает.
В отношении Второй мировой – да, работает. Но тогда почему мы так забывчивы в отношении Первой мировой войны? Ведь участие нашей страны в ней тоже было закономерным. Откуда же вдруг такая забывчивость? Ведь все выше сказанное – и издевки, и ложь, и предательство – существует и в отношении участия России в Первой мировой. Не потому ли, что мы до сих пор пользуемся интерпретацией нашей истории людьми, мягко говоря, не считающими Россию своей родиной? Почему мы с легкостью позволяем руководить нашей исторической памятью учебникам, в которых слова «превратить империалистическую войну в гражданскую» подавались не как предательство Родины, а как признак заботы о ней? Подумаем, что получила Россия, приняв такое превращение? Кровавую диктатуру, миллионы жертв и беженцев, отторжение от государства огромных территорий, потерю самого имени «Россия», в конце концов. О таком поражении великой страны ее враги могли только мечтать. Лишь после победоносной Великой Отечественной наша Родина вновь стала уважаемым в мире государством, «без которого ни одна пушка не стреляла».
А та война так и остается забытой и поруганной. Как будто чужие люди на ней воевали – под чужими знаменами, за чужие интересы. Не знаем, не помним, и знать не хотим? А как же быть с теми (редкими уже) фотографиями, с которых смотрят на нас наши прадеды – и лица у них достойные и светлые? Что, их не было, наших прадедов? А письмо моего прадеда, присланное из германского плена (тогда еще Красный Крест работал в России), в котором он просит жену прислать «русских сухариков, белых, которые ты, дорогая, так хорошо умеешь делать»? А шпага второго прадеда – генерала медицинской службы, которая для меня, тогда еще пацана совсем, была самым дорогим, что вообще может быть на свете? Ее, эту шпагу, потом украл какой-то человек, как и фотографии – оказалось, сдал в антикварную лавку. На бутылку не хватало… Вот это наше беспамятство и нежелание знать историю – не похоже ли оно на сдачу шпаги антиквару в обмен на пол-литра?
Мы постоянно говорим о том, что «надо знать свои корни». Но если мы, имея все возможности к приобретению этого знания, отказываемся от него, то где логика? Где последовательность?
К счастью, не все мы так забывчивы. Память о предках жива: сохранялась она и благодаря нашим бабушкам, сумевшим, несмотря на всякие запреты, хранить дорогие сердцу фотографии и письма, с любовью и болью рассказывавшим нам, своим внукам, о том, «что было давно». Сохранилось в людях и стремление к справедливости: русские своих не бросают.
Недавно в Вологодской областной библиотеке состоялась встреча с участниками Вологодского военно-исторического общества, посвященная памяти вологжан-участников Первой мировой войны. Это общество возглавляют Алексей Минаев и Павел Полетаев. Одно из главных направлений деятельности общества – работа по составлению базы данных вологжан-участников Второй Отечественной войны (именно так называлась эта война, потому что для России она была второй после Отечественной войны 1812 года). К этому специалистов подтолкнуло изучение истории вологодского 198-го Александро-Невского пехотного полка. Вот как они сами говорят об этом: «В Вологде есть воинский храм во имя святого князя Александра Невского. Мы хотели больше узнать об этом храме – так нашли и 198-й полк». Начали узнавать, искать и оказалось, что у многих людей сохранились какие-то материалы, фотографии, сведения о своих предках. Молодые люди стали создавать базу всех участников той войны, которые проживали в пределах бывшей Вологодской губернии и нынешней Вологодской области.
Активно помогают членам общества в их поисках и в составлении базы данных сотрудники Вологодской областной библиотеки Наталья Фарутина и Елена Демидова. Так, Елена Леонидовна уже 5 лет занимается составлением списка вологжан, удостоенных главной солдатской награды – Георгиевского креста. Сейчас в ее списке 800 фамилий, из них 50 человек – полные георгиевские кавалеры.
Еще одно направление деятельности Вологодского военно-исторического общества – восстановление могил участников Первой мировой войны. Для этого Алексей и Павел с группой энтузиастов работают на старых вологодских кладбищах, поднимают и ремонтируют надгробные памятники. По их словам, «состояние, в котором находятся воинские захоронения, просто ужасающее: многие могилы осквернены, разрушены. Разбиты надгробия. Стыдно перед предками и больно за потомков!» Сейчас восстановлены уже четыре могилы, две последние – могила георгиевского кавалера, прапорщика Федора Варакина на Введенском кладбище Вологды и могила поручика 9-го Финляндского полка Виктора Федоровича Волохова в деревне Спас Вологодского района. Средства на восстановление могил и надгробий пожертвовали участники клуба «Белое дело» из Санкт-Петербурга, которые занимаются похожей деятельностью в своем городе.
Многие из вологжан, принявших участие в презентации базы данных участников Первой мировой воцйны, принесли на встречу фотографии, письма и документы своих дедов, прадедов и прапрадедов, воевавших за веру, царя и Отечество. Судя по тому, с каким уважением и благодарностью общались жители Вологды, пришедшие на встречу, с активистами общества, у достойной инициативы Павла Полетаева и Алексея Минаева хорошая поддержка, а, следовательно, и хорошее будущее. Надеемся, что благодаря их усилиям мы будем больше знать о том трагическом, но и героическом для Отечества времени.
Алексей Леонидович рассказал гостям о вкладе жителей Вологодчины в сопротивление России германскому агрессору. Не только воины храбро сражались против врага, примером любви к Отечеству может служить и поведение тех, кто остался в глубоком тылу. Организация медицинской помощи фронту, госпиталей, лазаретов, движение «Сестер милосердия», сбор средств для фронта – всем этим славилась Вологодчина. А. Л. Минаев прочитал участникам встречи несколько заметок из вологодской прессы тех лет о том, как на территории Вологодской губернии с поездов десятками снимались «бегунки» – гимназисты, стремившиеся попасть на фронт. (Сейчас «бегунками» называются люди с обратным стремлением – изменились времена, однако).
Что же касается воинов, то, как сказал Минаев, о героизме наших земляков свидетельствует, например, такой факт: только полных Георгиевских кавалеров у нас на Вологодчине известно 50 человек. «Георгия» в то время давали за действительный подвиг, а тут – полные кавалеры…
…Все мы знаем о подвиге защитников Брестской крепости. А многие ли знают, что раньше, во время Первой мировой, русские солдаты уже показали пример для Бреста? Крепость Осовец – всем ли знакомо это название? Алексей Минаев рассказал об Осовце, об «атаке мертвецов», о том, где впервые прозвучали слова: «Русские не сдаются!»
В 1915 году мир с восхищением взирал на оборону Осовца, небольшой русской крепости в 23-х километрах от тогдашней Восточной Пруссии. Основной задачей крепости было, как писал участник обороны Осовца С. Хмельков, «преградить противнику ближайший и удобнейший путь на Белосток… заставить противника потерять время или на ведение длительной осады, или на поиски обходных путей». Белосток – транспортный узел, взятие которого открывало дорогу на Вильно, Гродно, Минск и Брест. Так что для немцев через Осовец лежал кратчайший путь в Россию. Первый натиск немцы предприняли в сентябре 1914-го, а осада Осовца началась в январе 1915-го и продолжалась 190 дней.
Немцы применили против крепости все новейшие военные достижения. Доставили знаменитые «Большие Берты» – осадные орудия 420-милллиметрового калибра, снаряды которой, каждый весом по 900 килограмм, проламывали двухметровые стальные и бетонные перекрытия. Воронка от такого взрыва была 5 метров глубиной и 15 метров в диаметре.
Немцы подсчитали, что для принуждения к сдаче крепости с гарнизоном в 1000 человек достаточно двух таких орудий и 24-х часов методичной бомбардировки: 360 снарядов, каждые 4 минуты – залп. Под Осовец привезли 4 «Большие Берты» и 64 других мощных осадных орудия, всего 17 батарей.
Самый жуткий обстрел был в начале осады. «Противник 25 февраля открыл огонь по крепости, довел его 27 и 28 февраля до ураганного и так продолжал громить крепость до 3 марта», – вспоминал С. Хмельков. По его подсчетам, за эту неделю ужасающего обстрела по крепости было выпущено 200-250 тысяч только тяжелых снарядов. А всего за время осады – до 400 тысяч. «Страшен был вид крепости, вся крепость была окутана дымом, сквозь который то в одном, то в другом месте вырывались огромные огненные языки от взрыва снарядов; столбы земли, воды и целые деревья летели вверх; земля дрожала, и казалось, что ничто не может выдержать такого ураганного огня. Впечатление было таково, что ни один человек не выйдет целым из этого урагана огня и железа», – так писали зарубежные корреспонденты.
Командование, полагая, что требует почти невозможного, просило защитников крепости продержаться хотя бы 48 часов. Крепость стояла еще полгода…
6 августа 1915-го для уничтожения гарнизона немцы применили отравляющие газы. «Все живое на открытом воздухе на плацдарме крепости было отравлено насмерть, – вспоминал участник обороны. – Вся зелень в крепости и в ближайшем районе по пути движения газов была уничтожена, листья на деревьях пожелтели, свернулись и опали, трава почернела и легла на землю, лепестки цветов облетели. Все медные предметы на плацдарме крепости – части орудий и снарядов, умывальники, баки и прочее – покрылись толстым зеленым слоем окиси хлора; предметы продовольствия, хранящиеся без герметической укупорки – мясо, масло, сало, овощи, оказались отравленными и непригодными для употребления». Другой автор добавляет: «Полуотравленные брели назад и, томимые жаждой, нагибались к источникам воды, но тут, на низких местах, газы задерживались, и вторичное отравление вело к смерти».
Германская артиллерия вновь открыла массированный огонь, вслед за огневым валом и газовым облаком на штурм русских передовых позиций двинулись 14 батальонов ландвера – а это не менее семи тысяч пехотинцев. На передовой после газовой атаки в живых оставалось едва ли больше сотни защитников. Обреченная крепость, казалось, уже была в немецких руках. Но когда германские цепи приблизились к окопам, из густо-зеленого хлорного тумана на них обрушилась... контратакующая русская пехота. Зрелище было ужасающим: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Это были остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка. Их было чуть больше 60 человек, но они ввергли противника в такой ужас, что германские пехотинцы, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на собственных проволочных заграждениях. И по ним с окутанных хлорными клубами русских батарей стала бить, казалось, уже погибшая артиллерия. Несколько десятков полуживых русских бойцов обратили в бегство три германских пехотных полка! Ничего подобного мировое военное искусство не знало. Это сражение вошло в историю как «атака мертвецов».
Примеров героизма солдат русской армии, по словам Алексея Леонидовича, много. И унизительно для потомков не только не знать о своих героических предках, но даже и не хотеть о них знать. А именно такое чувство возникает, говорит Минаев, когда беседуешь с некоторыми «людьми у власти» по поводу увековечения памяти героев той войны: «Если старшее поколение, люди «советской закалки» по привычке считают, что той войны как бы и не было, а если и была, то она какая-то «ненастоящая», к нашей стране отношения не имеющая, то молодые начальники смотрят на тебя откровенно пустыми глазами – эти люди просто ничего не знают о стране, в которой живут, и о людях, благодаря которым живут». Историк призвал и взрослых, и школьников изучать историю Отечества тщательно. Кроме того, заверил Алексей Минаев, наверняка почти в каждой вологодской семье найдутся предки, воевавшие на той войне. Познакомить с ними и с их подвигом людей – достойная задача.
Участники встречи – и взрослые, и дети – с большим интересом слушали выступление Алексея Леонидовича, задавали вопросы. С радостью и даже некоторым воодушевлением, а то и почтением примеряли старую военную форму тех лет. Ребята обещали поспрашивать родных о своих – далеких уже – предках, обещали относиться к истории Отечества более внимательно. Надеемся, это им удастся. На наш взгляд, главная задача состоявшейся в встречи была выполнена: все гости согласились с тем, что любить Россию нужно не только во время побед, но и во время поражений. Иначе какая же это любовь к Отечеству?
Вячеслав.Копейск.