Неизвестный Иван Грозный

Часть 1. «Царской же власти позволено действовать страхом»

Споры вокруг личности Ивана Васильевича IV Грозного ведутся вот уже четыре с лишним столетия и не утихают до сих пор. Для одних он – кровавый тиран, одержимый манией преследования, убийца тысяч своих подданных, для других – праведный царь, каравший изменников, державший на себе Русь, вполне достойный канонизации. Когда сталкиваешься с такими полярными точками зрения, возникает соблазн найти нечто среднее, но это – ловушка: среднего арифметического в таких случаях не бывает.

Без гнева и пристрастия

Существует несколько историографических традиций. Первая – дворянская, либеральная, представленная именами Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова и др., – однозначно рисует Грозного тираном-параноиком, загубившим во вторую половину царствования все блестящие результаты его первой половины. Вторая, возникшая в сталинскую эпоху и представленная именами С.В. Бахрушина, И.И. Смирнова, Р.Ю. Виппера, отчасти И.Я. Фроянова, видит в Иоанне Грозном сильного государя, расширившего пределы России, покорившего Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, даровавшего России земское самоуправление и т.д. и выкорчевывавшего боярскую измену.

Однако такие видные ученые, как Д.Н. Альшиц, В.В. Шапошник, Б.Н. Флоря, не спешат с приговором относительно деятельности Грозного, но стремятся к объективному, многомерному и всестороннему рассмотрению его деятельности.

Для того, чтобы «без гнева и пристрастия» явить подлинный облик грозного царя, на наш взгляд, надлежит исходить из следующих принципов:

1. следование источникам и отбор наиболее беспристрастных; подчеркнем: абсолютно беспристрастные источники найти для такого времени очень трудно, подчас невозможно;

2. нравственная оценка героя должна исходить из нравственных критериев его среды и эпохи, и по возможности следует реконструировать его собственную нравственную самооценку;

3. в историософской перспективе для оценки героя мы обязаны считаться с реальными фактами, реальными следствиями его деятельности, а не с групповыми и тем более «партийными» взглядами тех или иных историков.

Что касается базы источников, то с ней исследователи испытывают серьезные проблемы. Самый известный источник «История о великом князе Московском»[1], который оказал на историков и публицистов наибольшее влияние, в том числе эмоциональное, не может считаться беспристрастным и правдивым, поскольку он принадлежит перу князя-изменника и изгоя Андрея Михайловича Курбского, Юрьевского воеводы, бежавшего в 1564 году к литовцам. После бегства Курбский воевал против своих соотечественников и единоверцев, и не только мечом, но и пером. Очевидцем событий в России после 1564 года он быть не мог, писал по сообщениям и слухам. Гиперболизм и недобросовестность Курбского зачастую очевидны: десятки тысяч жертв, погибших в Новгороде от рук опричников, – плод его вымысла. В достаточной мере пристрастны и необъективны и показания опричников Таубе, Крузе и Штадена, служивших у Грозного, а затем перешедших в стан его врагов. О правдивости и точности свидетельств Джерома Горсея говорит хотя бы тот факт, что численность погибших во время Новгородского дела он оценивает… в 700 000 человек, а в Новгороде 60-х годов XVI века жило всего-то 30 000.

Не лучше обстоит дело и с русскими источниками. Официальное летописание прекращается с 1568 года. Неофициальные летописи вроде «Псковского летописца» также не составляют полной и объективной картины. Хуже всего с документальной базой: царский архив Грозного был утрачен частично в результате событий Смутного времени, частично в результате пожара 1626 года. Один из главных документальных источников – Синодик опальных, составленный, вероятно, по донесениям опричников, является реконструктом, сделанным на основании разных рукописей ΧVII века[2].

«Тогда натерпелись мы лишений»

Тем не менее, в общих чертах картину царствования Грозного составить все же возможно. Какова она?

Во-первых, не будем забывать, что Иван Васильевич Грозный был сиротой. Его отец, Василий III Иванович, умер, когда Ивану было три года. Отметим, что сама эта кончина была весьма странной, если не сказать более: пустячный нарыв, несмотря на лечение лучшего врача, переходит в обширный сепсис, при этом лекарь всерьез не борется за жизнь пациента, а торжественно объявляет, что болезнь смертельна. Такой видный российский историк, как И.Я. Фроянов, считает, что смерть Василия ΙΙΙ могла быть связана или с отравлением, или со злонамеренно неправильным лечением[3]. Мать Иоанна Грозного, Елену Глинскую, согласно общему мнению, опоили ядом бояре.

Малолетний Иван во всей силе познал горечь сиротства. У него на глазах бояре Шуйские узурпировали власть и расхищали казну. «И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца, и воевод перебили! Дворы, и села, и имущества наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча палками, а остальное разделили», – писал позднее Грозный Курбскому[4]. За наружным уважением к царскому сану очевидными были презрение и кичливая спесь бояр-временщиков: «Нас же с единородным братом моим, святопочившим в Боге Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не взглянет – ни как родитель, ни как опекун и уж совсем ни как раб на господ».

В активе воспоминаний Грозного были и убийства его верных слуг Бельских, и расхищение родительской казны, и мятеж удельного князя Андрея Старицкого в 1537 году, и кровавое Московское восстание 1547 года, невозможное без подстрекательства бояр, когда погиб ближайший родственник царя – его дядя Юрий Глинский.

А одновременно с этим Ивану Грозному внушались высокие понятия о его царской власти, о том, что, сообразно словам диакона Агапита, царь по природе, конечно, человек, но властию подобен Христу, Сыну Божию. Высоту его призвания подчеркивало и венчание на царство, свершенное в 1547 году. Однако формальное самодержавие царя ограничивалось на каждом шагу – и традициями, и вмешательством Церкви, и многочисленными советниками типа священника Сильвестра и Алексея Адашева. Сам Грозный горестно резюмирует эти ограничения в Первом послании к Курбскому: «…и так вместо духовных стали обсуждать мирские дела, мало-помалу стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучали вас прекословить нам и в чести вас почти что равняли с нами… Потом же окружили себя друзьями и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало, – все решения и установления принимали по своей воле и желаниям своих советников. Если мы предлагали даже что-либо хорошее, им это было неугодно, а их даже негодные, даже плохие и скверные советы считались хорошими»[5].

За фасадом успехов

Возможно, в словах Грозного было и сильное преувеличение, однако, действительно, так называемая «Избранная Рада» – Адашев, Сильвестр, Курлятев и другие – реально правила страной.

Историки считают 50-е годы ΧVI века – время «Избранной Рады» – самым блестящим периодом правления Грозного. Действительно, в это время присоединяется Казанское ханство, Астраханское ханство; проходит Стоглавый Собор; вводится земское самоуправление; принимается новая редакция Судебника; удачно – взятием Нарвы – начинается Ливонская война.

Тем не менее, было бы недолжным преувеличением считать эти победы исключительным достижением кружка Сильвестра и Адашева. В целом ряде событий мы видим руку молодого царя. Именно его решимость и энергия удержали русское войско под Казанью в 1552 году, когда многие воеводы были склонны снять осаду и вернуться домой. Грозному принадлежало решающее слово в принятии плана штурма Казани в октябре 1552 года, он же деятельно участвовал в определении мест, где были установлены русские орудия, сыгравшие решающую роль во взятии города. Такое деяние, как Стоглавый Собор, на целое столетие определивший жизнь Русской Церкви, было немыслимо без активного участия царя, который и созвал Собор, и ставил вопросы пред отцами Собора, и умело, но ненавязчиво вел его ход. Влияние государя Ивана Васильевича ощущалось и в новой редакции Судебника, и в земской реформе, которая оформила и развила и городское, и сельское самоуправление. Наконец, война с Ливонией является исключительно инициативой царя, вызвавшей его трения даже с ближайшим окружением. Как показывают новейшие исследования (А.И. Филюшкин и др.)[6], война за Ливонию связана не столько со стремлением «открыть окно в Европу» – для этого достаточно было бы основать порт в устье Невы, что и сделал впоследствии Петр, – сколько с необходимостью увеличить земельный фонд для служилого дворянства, а равно раз и навсегда покончить с опасностью для северо-западных рубежей Руси.

Однако Грозный видел, что за всеми этими успехами скрываются так и не исправленные беззакония, неправосудие, рознь, неподчинение царю, а временами – измена и прямой саботаж боярства. Митрополит и его приближенные ходатайствовали за явных изменников, бежавших в Литву. Особенно болезненным был для Иоанна Грозного 1552 год, когда он заболел и его ближайшие приближенные отказались целовать крест в верности законному наследнику – малолетнему царевичу Дмитрию, а были готовы поддержать двоюродного брата царя – князя Владимира Андреевича, сына мятежника Андрея Старицкого. На следующий год при весьма странных обстоятельствах Дмитрий погиб: во время паломнического плавания почему-то под мамкой проломились сходни и почему-то царевич утонул. В 1560 году в расцвете лет неожиданно скончалась царица Анастасия – самый близкий царю Иоанну Васильевичу человек. В ее смерти Грозный прямо обвиняет бояр, преследовавших ее при жизни лютой ненавистью и в конце концов, по его словам, отравивших ее[7].

Васнецов А.М. Москва при Иване Грозном Васнецов А.М. Москва при Иване Грозном
    

Первая половина 1560-х годов ознаменовалась целым рядом отъездов в Литву и побегов: особенно болезненным было предательство Андрея Курбского, Юрьевского воеводы, который не только выдал литовцам все секреты и планы русского военного руководства, но и лично предводительствовал отрядом против своих же соотечественников и единоверцев. Грозный справедливо сравнивает Курбского с Иудой-предателем и с Иродом: «Представь же себе, как во время военного нашествия конские копыта попирают и давят нежные тела младенцев! Когда же зима наступает, еще больше жестокостей совершается. И разве твой злобесный собачий умысел изменить не похож на злое неистовство Ирода, явившегося убийцей младенцев?»[8]. В этой обстановке, как считал Грозный, необходимо решительно действовать. Но как?

В поисках образца правления

Вынужденный досуг царя Ивана Васильевича в отрочестве и юности способствовал глубокому знакомству с обширным кругом книг и прежде всего со Священным Писанием. Острый и наблюдательный ум царя подсказывал ему, что все прежние политические образцы для нынешней Руси не годятся: Византийская, или, лучше сказать, Восточно-Римская империя, и другие православные государства пали в силу того, что ее цари и правители, по мнению Грозного, слишком сильно зависели от вельмож и Церкви, государство разорялось, частные лица богатели, воинская сила слабела, и дело кончилось турецким нашествием и погибелью. «Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны. Это ли и нам посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление иноплеменникам?» – пишет он Курбскому. О русском удельном порядке и говорить нечего: он привел к междоусобице и кошмару татарщины: «Ты сам своими бесчестными очами видел, какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители, и потому можешь понять, что это такое»[9].

«И в том ли благочестие, чтобы… злодеев не держать в узде и отдаться на разграбление иноплеменникам?»

Что до польских и литовских порядков, которые были вожделенны для части русского боярства в силу вольности польских магнатов, то Иван Грозный прозорливо видел гнилость и бесперспективность этого строя: «Поэтому ты и нашел себе такого государя, который – как и следует по твоему злобесному собачьему желанию – ничем сам не управляет, но хуже последнего раба – от всех получает приказания, а сам никем не повелевает. Но ты не найдешь себе там утешения, ибо там каждый о себе заботится. Кто оградит тебя от насилий или защитит от обидчиков, если даже сиротам и вдовицам не внемлет суд. Что вы, желающие для христианства бед, творите!» Грозный как в воду глядел: в Литве Курбского ограбили, и он так и не нашел управы на своих оскорбителей.

В поисках иных образцов Грозный обращается к Востоку. Весьма популярным на Руси было сочинение Ивана Пересветова «Сказание о Магмет-салтане»[10], где в образе Магмет-салтана выведен идеальный правитель, жесткий, временами жестокий, но мудрый и правосудный. Иван Пересветов провозгласил: «Правда выше веры». В его словах – тоска по правосудию и правде многих русских людей, например знаменитого путешественника Афанасия Никитина, написавшего: «А русскую землю Господь сохранит, ибо нет земли подобной ей, а правды в ней мало»[11].

Но так ли это, неужели правда выше веры? У святителя Николая (Велимировича) есть проницательные слова: «Когда угасает любовь, люди ищут справедливости. На развалинах справедливости люди пытаются выстроить равенство. Когда и это не удается, погибает все». Искони и русское общество, и русское государство утверждались на идеалах любви и братолюбия. Вот как обращается к своим боярам перед смертью победитель татар на Куликовом поле Димитрий Донской: «Подойдите ко мне, да поведаю вам, что совершил я в жизни своей. Старцы – что отцы мне были, средних лет мужи – словно братья, молодые же – как дети. Знаете привычки мои и нрав: при вас я родился, на глазах у вас вырос, с вами и царствовал и землю Русскую держал двадцать семь лет, а от рождения мне сорок лет. И воевал с вами против многих стран, и супротивным страшен был в бранях, и поганых попрал Божией помощью, врагов покорил, княжество укрепил, мир и тишину на земле водворил. Отчину свою, которую передал мне Бог и родители мои, с вами сберег, чтил вас и любил, под вашим правлением свои города держал и великие волости. И детей ваших любил, никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не разорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе переносил. Вы же назывались у меня не боярами, но князьями земли моей. Ныне же вспомните о словах своих, сказанных мне в свое время: “Должны мы, тебе служа и детям твоим, за вас головы свои сложить”. Скрепите их правдою, послужите княгине моей и детям моим от всего сердца своего, в часы радости повеселитесь с ними, а в горе не оставьте их. Пусть сменится скорбь ваша радостью. Да будет мир между вами»[12].

Новый Моисей?

Грозный, формально чтя своего предка – «достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агарянами», по сути дела отказывается от его духовного и государственного наследия и ищет иных образцов. Один из них – грозный пророк Моисей, который ради спасения народа не усомнился перебить 3 тысячи израильтян, поклонившихся золотому тельцу: «Вспомни, когда Бог избавил евреев от рабства, разве он поставил перед ними священника или многих управителей? Нет, он поставил владеть ими одного царя – Моисея, священствовать же приказал не ему, а брату его Аарону, но зато запретил заниматься мирскими делами; когда же Аарон занялся мирскими делами, то отвел людей от Бога». Не исключено, что когда Грозный шел в новгородский поход, где истребил около 2000 новгородцев (число, сравнимое с численностью евреев, убитых Моисеем) и уничтожил товары новгородских купцов, роптавших на него из-за упадка торговли, то уподоблял себя Моисею, который не только убивал идолопоклонников, но и стер в прах золотого тельца, смешал его с водою и дал пить его неверным израильтянам (см.: Исх. 32: 20).

Иван Грозный в Вологде Иван Грозный в Вологде
    

Еще одна параллель между Моисеем и Иваном Грозным: во время казни 1570 года в Москве он лично пронзает копьем одного из приговоренных. Тем самым он как бы уподобляется ревнителю Финеесу, который остановил языческое развращение израильтян, прилепившихся было к языческому богу Ваалу и вызвавших гнев Божий на Израиль: «Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину (мадианитянку. – д. В.В.) в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. (Чис. 25: 7–8).

Однако в приведенных выше словах царя значимо и другое: отказ от симфонии государства и Церкви, выражавшейся в праве патриарха или митрополита давать советы царю и печаловаться за опальных, отрицание всякой роли Церкви в государственной жизни и церковного законодательства для государственного: «Или скажешь мне, что там (то есть в Византии. – д. В.В.) повиновались святительским наставлениям? Хорошо это и полезно! Но одно дело – спасать свою душу, а другое дело – заботиться о телах и душах многих людей; одно дело – отшельничество, иное – монашество, иное – священническая власть, иное – царское правление. Отшельничество подобно агнцу, никому не противящемуся, или птице, которая не сеет, не жнет и не собирает в житницу; монахи же, хотя и отреклись от мира, но, однако, имеют уже обязанности, подчиняются уставам и заповедям – если они не будут всего этого соблюдать, то совместное житие их расстроится; священническая же власть требует строгих запретов словом за вину и зло, допускает славу, и почести, и украшения, и подчинение одного другому, чего инокам не подобает; царской же власти позволено действовать страхом, и запрещением, и обузданием и строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей. Так пойми же разницу между отшельничеством, монашеством, священничеством и царской властью. И разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Это самая совершенная заповедь. Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священникам это подобает. Уразумей поэтому разницу между царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира встретишь многие тяжелые наказания, хотя и не смертную казнь. Насколько суровее должна наказывать злодеев царская власть!»

«Даже у отрекшихся от мира встретишь тяжелые наказания. Насколько суровее должна наказывать злодеев царская власть!»

Иными словами, Грозный, в отличие от византийских императоров, не считал себя ответственным перед Церковью, тем более перед подданными, но только перед Богом. С другой стороны, ответственность перед Богом за врученный ему народ он воспринимал со жгучей серьезностью, осмысляя ее, как и всю человеческую жизнь, в перспективе Страшного суда. Вот с какими упреками он обращается к Курбскому: «Зачем ты, о князь, если мнишь себя благочестивым, отверг свою единородную душу? Чем ты заменишь ее в день Страшного суда?» При этом Курбский погубил не только свою душу, но и души предков. Вот и царь несет ответственность не только за настоящее и будущее русского народа и своей семьи, но и за прошлое и уподобляется Моисею, который, как мать, носил Израиль на своих руках. Тем более что Россия – Московское царство – является Третьим Римом и одновременно Новым Израилем, «станом святых и градом возлюбленных», со всех сторон окруженным еретиками, язычниками и врагами – предтечами антихриста. Это – святой воинский стан, подобный ветхозаветному, внутри которого нельзя допустить никакой скверны и никакой измены.

Все это достойно уважения, однако гиперответственность и эсхатологическое перенапряжение сыграли, на наш взгляд, с царем Иваном Васильевичем злую шутку. Деятельность его можно было бы определить двумя цитатами из русских классиков. Первая: «Одно правительство желает сопротивляться, но машет в темноте дубиной и бьет по своим» (Ф.М. Достоевский. Бесы). И вторая: «Каялись и грешили и под видом антихристов укокошили неантихристов» (Н.В. Гоголь. Мертвые души. Второй том). Результаты репрессий и опричнины оказались существенно отличными от поставленных целей.

(Окончание следует.)

Диакон Владимир Василик

17 октября 2016 г.

[1] См.: Сочинения князя Курбского / Изд. Г.З. Кунцевича // Русская историческая библиотека. Т. 31. СПб., 1914. С. 250–350; современное доступное издание – Андрей Михайлович Курбский. История о великом князе Московском // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. М., 2006. C. 200–305.

[2] Публикацию текста и исследования см.: Скрынников Р.Г. Синодик опальных царя Ивана Грозного как исторический источник // Вопросы истории СССР XVI–XVIII вв. Л., 1965.

[3] См.: Фроянов И.Я. Драма русской истории. СПб., 2011. С. 152.

[4] Первое послание Грозного Курбскому // Лихачев Д.С., Лурье Я.С. Послания Ивана Грозного. М.; Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1951. С. 402.

[5] Там же. С. 405.

[6] См.: Филюшкин А.И. Изобретая войну. Ливонская война в источниках. СПб., 2014.

[7] Фроянов И.Я. Драма русской истории. См. особенно с. 400–410.

[8] Первое послание Грозного Курбскому. С. 410.

[9] Там же. С. 412.

[10] См., например: Каравашкин А.В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский. М., 2000.

[11] Афанасий Никитин. Хожение за три моря // Лурье Я.С. Русский «чужеземец» в Индии XV века // Хожение за три моря Афанасия Никитина / Подгот. Я.С. Лурье и С. Семенов. Отв. ред. Я.С. Лурье. Л., 1986. С. 76–86.

[12] Слово о житии и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя рускаго // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. М., 2004. С. 204.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Выбор Ивана Грозного Выбор Ивана Грозного
Сабуровых-Годуновых на царство!
Выбор Ивана Грозного Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство!
Максим Емельянов-Лукьянчиков
Каким бы образом ни сложилась судьба царства, она была бы связана с потомками Захарии Чета. Грозный рассчитывал, что править будет его сын Иван вместе с Евдокией Сабуровой. Если этого не случится – тогда сын Федор вместе с Ириной Годуновой.
«Именует его Грозным… более в хвалу, нежели в укоризну» «Именует его Грозным… более в хвалу, нежели в укоризну»
Иеромонах Арсений (Писарев)
До сегодняшнего дня не умолкают споры о личности первого русского царя Иоанна Васильевича Грозного. Одни требуют от Церкви скорейшей его канонизации как святого и благоверного правителя, другие настаивают на безысходном помещении его в нижний круг ада и на вечном покаянии русского народа в том, что он терпел правление над собой маньяка-тирана и допустил построение ничем «не ограниченного» самодержавия. Кем же в действительности был Грозный?
Комментарии
р.Б. Ирина26 декабря 2018, 13:55
Сожалею, что ранее (5 ноября 2018) разместила здесь комментарий и , возможно, кого-то могла ввести в заблуждение. Дело в том, что человек не канонизирован и мнение Церкви в отношении возможности его канонизации ранее озвучил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Как христианка я следую за мнением Церкви, коей глава Господь наш Иисус Христос.
р.Б. Ирина 5 ноября 2018, 20:42
Судит Господь. Мы руководствуемся своими человеческими суждениями, "поисками правды и справедливости" (даже не зная человека лично, его окружения, реалий того времени и т.д. и т.п.!)Но даже если бы знали, это не дает нам права судить. Господь зрит в сердце и знает, каким помыслом (благим или нет) был движим человек в своем поступке. Господь знает, раскаялся ли человек и прощен ли он. Не забывайте о благоразумном разбойнике: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи». И еще...Огромная ответственность у царя, на многие человеческие жизни влияет...И только Бог знает: поступи он не так, а иначе (во времена смут и войн), каковы были бы последствия.
Светлана Краснова25 января 2018, 01:18
Всем тем, кто не понимает первого русского царя Иоанна IV Васильевича, очень рекомендую посмотреть о нем фильм "Имя ему Иоанн" или другую его версию "Начало Русского царства".Автор Андрей Петров (г.Санкт-Петербург). Но надо набраться терпения. Общее время 6 часов 20 минут о том, как благодаря этому государю скромное Московское княжество превратилось в Русское царство, по своим размерам превосходящее всю остальную Европу.Очень полезно посетить выставку "Рюриковичи" на ВДНХ, где популярно объяснено, как "просвещённая" Европа демонезировала праведного русского государя.
Виктор Лукьянов27 ноября 2016, 05:26
митрополит Иоанн Снычев... о царе Иоанне Грозном
Виктор Лукьянов27 ноября 2016, 05:25
ИВАН ГРОЗНЫЙ. Портрет Без Ретуши - Все 3 серии фильма
Петр, Брест31 октября 2016, 04:32
Андрею из Гомеля. Я вот тоже белорус. И считаю нас, русских и украинцев ОДНИМ НАРОДОМ. А посему идею о том что нам надо жить добрососедски но порознь считаю вредной и предательской. Нам надо жить ВМЕСТЕ. А по отдельности с нами конечно проще будет справиться и видно кому-то очень этого хочется...
Елена Киев26 октября 2016, 12:01
Андрей, Беларусь, Гомель: "Но я вижу то, что происходит в Украине - война и убийство людей, неважно каких убеждений. Те люди, которые хотят убивать, с обоих сторон, получили здесь такую возможность и до сих пор ею пользуются."
Андрей, я согласна с Вами. Тяжело и страшно.
Олег25 октября 2016, 00:15
После прочтения статьи создаётся впечатление, что цель оправдывает средства, что благие намерения оправдывают грех, совершаемый ради этих благих намерений.
Почему центральной мыслью этой статьи является не показание того, в чём заключается грех и в чём его нет, а оправдание греха благими намерениями?
И это я читаю на православном сайте!
Андрей24 октября 2016, 09:20
Когда уже мы русские научимся различать Добро и зло?
НН22 октября 2016, 15:05
Андрей, Беларусь, Гомель21 октября 2016, для справки: /После Второй мировой войны миграционные процессы продолжались. Так, согласно договоренности между СССР и Польской Народной Республикой последняя получила 17 районов Белостокской области (с 1921 по 1939г вместе с Брестом была Польшей) вместе с Белостоком и 3 района Брестской области, где проживали в основном белорусы. Наряду с этим происходил и обмен населением между СССР и Польшей. В 1944—1948 годах территорию Западной Беларуси покинули 274,2 тысячи поляков или тех, кто называл себя поляками..... за 1945—1946 годы в БССР переехало 37 тысяч человек. Послевоенный период характеризуется также усилением миграции в пределах СССР. Белорусы переселялись в Архангельскую, Калининградскую области, Карелию.../. То есть, в Польшу уехали в основном поляки. Родные моего мужа родились в Одренском монастыре(так в паспорте написано), их деды поделились так: 2брата и сестра ломанулись в Москву, а третий брат - в США. До смерти не общались, сейчас жива только сестра в преклонном возрасте. Сочувствую вашим страхам, и согласна с ЛЁНЕЙ. Времена Иоанна Грозного прошли, правители везде уже не те. Нам бы своё удержать. А вам вразумиться, глядя на Украину... Чтоб, как там, 0,2% буйных неучей во главе с предателями украинского народа, не погубили вашу страну. Простите! Мира вам, душевного спокойствия и помощи Божией. P.S. От темы отклонились, но глядя на истерию Литвы, Латвии и Польши, видимо и некоторая часть белорусов решила к ним присоединиться. Жаль!
Иоанна_22 октября 2016, 11:16
Андрей из Белоруссии: /В моих словах, как я уже говорил - страх... Я не хочу чтобы меня так освобождали.// Андрей, чтобы спокойно спать, вам нужно всего-навсего перестать смотреть украинские каналы. Приезжайте в Россию хоть ненадолго, посмотрите, сколько здесь белорусов и украинцев, все живут, работают, ездят с белорусскими и украинскими номерами и спокойно себя чувствуют. Может, тогда вы перестанете нести тот бред сивой кобылы, с помощью которого вы пытаетесь раскрутить нас на негативные эмоции.
Владимир21 октября 2016, 20:45
Не ожидал такого от отца Владимира. Честно - огорчен. На серьезное научное исследование сие "творение" не тянет никак. А вопрос по сути один. Можно ли бороться со злом, творя зло? Вспомните, что сказал св. равноап. кн. Владимир, когда к нему пришли с просьбой ввести смертную казнь.
Леня21 октября 2016, 17:05
Андрей, Беларусь, Гомель21 октября 2016, 10:00
"...И как вы братья-россияне собираетесь нас привлекать назад в свою империю чудесную?..."\\\ Никак.
Андрей, Беларусь, Гомель21 октября 2016, 16:28
Ответ Екатерине:
Прошу простить, меня Екатерина, если вы, или все остальные, разглядели в моих словах ненависть.
Я в самом деле ушел от темы. Я виноват. И здесь уже был мой ответ "на ответ" отцу-диакону и НН.
В моих словах, как я уже говорил - страх. От страха до ненависти и в самом деле не далеко. Но я вижу то, что происходит в Украине - война и убийство людей, неважно каких убеждений. Те люди, которые хотят убивать, с обоих сторон, получили здесь такую возможность и до сих пор ею пользуются. Уже сегодня не менее 10000 убитых людей. Я не хочу чтобы меня так освобождали. Хотелось бы жить в добрососедских отношениях и с Россией то же, в добрососедских.
Екатерина 21 октября 2016, 15:23
Уважаемый Андрей(Беларусь) Не совсем понятны ваши комментарии относительно Крыма и Донбасса, какое они имеют отношение к данной статье? Или вы на самом деле не из Белоруссии. ОЧЕНЬ многие люди,которые живут на Украине,мои родные, друзья, а так же их друзья и близкие не считают, что это была аннексия с Крымом, как вы называете это. И с ситуацией на Донбассе тоже самое. И не нужно говорить, что голосовать не допускали тех кто был против ПРИСОЕДИНЕНИЯ. Именно голосование за присоединение. Я лично встречала очень многих людей с Крыма,которые очень рады,что вернулись назад в Россию. Откуда столько ненависти? Православный сайт, такие интересные, познавательные статьи. Давайте не будем кому-то навязывать свою точку зрения и доказывать её. Давайте будем выше этого. Неужели нельзя хотя бы на православном сайте не обсуждать современную политику. Статья очень интересная,помогает нам лучше узнать о личности царя. Ведь очень много факторов повлияло на формирование его личности,мы понимаем как сложно ему было в то время. В каждом человеке есть и хорошее и плохое, он ведь и много хорошего сделал для всех нас. Спасибо за статью и ваш взгляд.
Андрей, Беларусь, Гомель21 октября 2016, 10:26
Ответ НН (кстати аббревиатура странно совпадает с аббревиатурой белоруской газеты "Наша Ніва"):
Частично я вам ответил в ответе отцу диакону.
Вы тут упомянули нас белорусов в прошлом веке. Подразумевая, надо полагать, 20 век и часть Беларуси занятую Польшей. Имея в виду, наверное, ущемление прав православных белорусов и украинцев во 2-ой Речи посполитой 1920-1939 гг. Что же, было ущемление. Только вот именно в более не менее правовом государстве Речь посполитая (а я НЕ считаю это государство своей родиной, моя родина - БЕЛАРУСЬ) у белорусов и украинцев появилось возможность гражданской самоорганизации - и они само-организовались в православных общинах. Между прочим количество этих общин в Беларуси и в Украине, оказалось таким, что именно они составили значительную массу в послевоенное время в Русской Церкви? Вы об этом забыли? Почему? Так удобнее?
А про ту часть которая осталась под властью советской империи и чудесного дяди Сталина лучше помолчать, хотя скажу: ни одного храма на территории БССР...
А вот после войны, когда сов.власти предоставили на минуточку возможность белорусам переехать в коммунистическую Польшу, в Белосточчину, вот тогда из Гродненщины те как ламонулись назад к панам-полякам. Почему, интересно?...
И сегодня именно благодаря православным белорусам и украинцам возникла Автокефальная Польская православная церковь.
Об этом есть немало литературы... Читайте...
Ваши эмоции не понятны...
Андрей, Беларусь, Гомель21 октября 2016, 10:01
На ответ отца-диакона Василия.
В чем-то я с вами согласен.
Я терпеть не могу нацистов. В первую очередь белорусских. Потому что для существования Беларуси, которая только совсем недавно стала независимой, именно свои нацисты представляют наибольшую угрозу. Точно также как и для Украины наибольшую угрозу, представляют, как мне кажется, украинские. И позволю себе предположить, что для нормальной жизни государства Россия, имперские российские нацисты, представляют немалую угрозу. Но из-за величины России, ее вооружения и твердой уверенности большей части не только россиян, но и всех наверное, людей в свое правоте, такие российские имперские нацисты представляют угрозу и Беларуси и Украине и всем вообще соседям.
Вот у меня, еще к вам вопрос? Может глупый, не знаю? Как вы думаете, украинские олигархи, которые и не уходили от власти в Украине (как и в России - российские, наверное) они позволили бы украинским нацистам захватить эту власть? Возможно... Вспомним Германию и все пронацистские режимы 1920-1970-х. И сегодня нацисты в Украине рулят по полной... Есть такое. Но как вы думаете, то что Россия аннексировала Крым (на российский референдум украинские представители не были допущены, он был проведен спешно и смешно) и руководит и участвует в войне в Донецкой и Луганской областях Украины, это как сказалось на настроениях украинцев? Это помогло нашему сближению? Хотя бы в едином более тесно интегрированном экономическом пространстве?
По поводу унии, я с вами соглашусь и здесь сильно ругаюсь не с вами, а со своими, белорусами-лацинниками, которые и тогда и сейчас тянут нас на дно, или как они говорят в "цивилизованную Европу" (понять, что это такое я и не пытаюсь, я просто живу в Европе). Тогда они погубили ВКЛ (но там был балцкий элемент, для значительной части которого Русь и православное христианство, так и не стали своими, почему? - вопрос не к ним, полагаю) и купили нашу знать золотыми вольностями, а нас сделали рабами (потому как большая часть нынешних граждан Беларуси - бывшие крестьяне). И потом этих рабов быстро и удобно сделали униатами. К концу XVIII в. только около 300000 белорусов оставались верными Православию. А остальные униаты и католики. И потом, почему то не бросились назад в Православие. Почему? Может быть, потому что их приучили быть рабами, и новые имперские хозяева не сделали свободными, а еще больше закабалили в крепости. Новым хозяевам оказалось очень удобно договориться с паном-католиком (и не только в XVIII в., но и во время "освободительного" кровавого потопа 1654-1667 гг. - тоже быстро договорились с панами).
Но как есть, так есть. Процентов 15 белорусов, сегодня причисляют себя к не православной христианской вере. Немалое количество крещенных в Православии белорусов относят себя культурно к западно-европейской культуре - процентов 30-35 - немало ведь?
Вопрос. И как вы братья-россияне собираетесь нас привлекать назад в свою империю чудесную? Такими же рецептами как и в Украине? А-ля Кисилевскими пропагандистскими атаками, аннексиями и "драг нах вестенами". Но это даст, как мне кажется только кратковременный результат, а в перспективе.
Ну что же, вы страшные... Я вас боюсь. Правда боюсь... Вы ведь можете убить. Согласен и свои нацики могут убить, и Америке и Европе на нас... постольку-поскольку... Им нужен наш выбор (а вам, интересно нужен выбор, или вы сами все уже решили)... и, Конечно в случае чего они нас подставят под ваше "освобождение", может быть, а может и нет (к сожалению, им понятнее всего наши лацинники, жаль).
Знаете поговорку: Что совой об пень, чтоб пнем об сову, сове все одно. Какая разница между вами братья, и нашими западными соседями?
Разве Православие (а мы тут, надеюсь, в пределе, в первую очередь об этом говорим, а не о национализмах российских, белоруских и др.) не диктует, не определяет, то какими путями к нему идти? Или цель оправдывает средства?
Впрочем, виноват, многословен... И, совсем забыли об Иоанне Васильевиче, мать которого была племянницей того самого Михала Глинского беглеца из Литвы...
Алексей21 октября 2016, 01:32
Зачем нужна эта статья? У царя не все было в порядке с головой. Он больше напоминает Саула, чем Моисея. Вот, что написано об убийстве игумена Псково-Печерского монастыря, преподобномученика Корнилия:
"когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа “Кровавым путем”.
Полагаю, России не нужны такие цари. Попытка оправдать его может вылиться в оправдание таких его поступков. Зачем это?
Владимир20 октября 2016, 16:06
Людмиле и прочим. А в чем необъективность? И кроме того, а где дифирамбы? Почитайте-ка вторую часть!
Алексей Залицаев20 октября 2016, 12:22
Сравнивать Моисея и Ивана Грозного - это заказ на канонизацию ? Но как же то что Моисей был праведным человеком, Иван Грозный многоженцем и убийцей своего сына Алексея. Моисей смог приблизиться к такой праведности, что смог принять закон от Бога (декалог), а "праведность" Ивана Грозного в убийстве иерарха Русской Церкви и других единоверных русских людей. Такое обеление личности очень опасает, учитывая тот факт, что не давно был поставлен памятник царю и освящал его духовник патриарха. Почему все делается в угоду партии, но правде Божией.
людмила20 октября 2016, 09:48
Странно видеть подобную статью на вашем сайте. Мне доводилось встречаться с почитателями Ивана Грозного, по-моему их суждений следует остерегаться. Тем более, что не объективность аргументов и выводов автора прямо бросается в глаза.
Петръ Пашковъ20 октября 2016, 08:33
Отец Диакон, Вы уже дважды меня зачем-то называете нехорошими словами, что для ученого коллеги по церковной науке странно, а для служителя алтаря Господня -- вовсе чуднό.

Напротив, я свидетельствую, что не считаю себя выше товарища Ивана Грозного. Я ниже, хотя и не совершал убийств пока что (хотя сердце мое хуже, чем у товарища Грозного, потому что я "разумом грешу, не неведением". Однако же мои грехи я и не пытаюсь оправдать, равно как их не оправдывают ученые, политики, пропагандисты и священнослужители. Мои грехи осуждаю я и осуждали бы все, поскольку грех, в отличие от грешника, можно и нужно осудить. А вот грехи товарища Ирода-Грозного, которого Иродом в своих богослужениях именует и Святая Церковь, насколько я помню, их оправдывает много людей.

То есть в случае с тов. Грозным выходит совершенно Достоевская "кровь по совести разрешенная", понимаете? Я не опраадываю свой грех. А гргх царя Ивана пытаются оправдать необходимостью государственного блага. И вот что-то и есть зло, против которого я восстаю. Это и есть оправдание дел иродовых.
Ольга Сарана20 октября 2016, 02:39
Ольга.
Г. Носовский и А. Фоменко. Математик и хронолог нашего времени иначе смотрят на ,действительно ,неизвестного Ивана Грозного и на всю историю и хронологию в целом. Интересно мнение автора по поводу их трудов. http://vipbook.info/nauka-i-ucheba/istory/21682-Gleb-Nosovskiy-i-Anatoliy-Fomenko-Sbornik-knig.html
Василий 19 октября 2016, 22:43
Не ожидал таких деферамбов в адрес этого неоднозначного царя.
Сергий19 октября 2016, 19:44
Ирине. Дай Бог нам с Вами увидеть, хоть в конце жизни, благие плоды сего окормления духовного народа православного!
Ирина (другая)19 октября 2016, 17:15
Ответ Ольге 19 октября 2016, 13:00 Полностью с вами согласна! Переход автора на личности участников форума вместо обсуждения личности царя (автор сам представил к обсуждению статью) - недостойный прием для полемики.
Ольга19 октября 2016, 13:18
Автору. Вы пишите Петру:"Между тем, Вы же заявили, что всяк, кто нарушает законы Царствия Небесного, даже ради благополучия земного Царствия, - Ирод. Косвенно признавшись, что законы Вы все же нарушали, Вы тем самым утверждаете, что сами Вы - Ирод. Значит, Ирод судит Ирода"? Автор вы хорошо понимаете о каких нарушениях законов Царствия Божьего идет речь в контексте Ивана Грозного. Речь идет об убийствах, в том числе убийствах детей. Именно эти жестокие деяния "роднят" Ивана Грозного и Ирода, который убил младенцев. Писать Петру, что он тоже Ирод, т.е. сравнявшийся по тяжести злодеяний с двумя царями. Это... даже не оскорбление. Это гораздо хуже. И страшнее.
Darina19 октября 2016, 12:09
Олег (18.10.16, 21:00): "Ирод тоже заботился о безопасности государства ... нравственная оценка героя ... примерить к тем, кто предавал и распинал..." // Ирод и Иван разных традиций. Ирод знал, что реченное через пророков сбывается. Он хоть и призывал толкователями старейшин, хоть и знал, что все сбудется, но, что называется, «как раненый зверь напоследок чудил», заботясь персонально о себе. А Иван, имея печальным примером Византию, советовался с самим собой, и заботился о целостности и укреплении России. // Оценка именно герою - Пилату, и оценка всесторонняя, уже дана.
НН19 октября 2016, 10:59
Андрей, Беларусь:.../Не московская Русь. Та которая является родиной для нас белорусов и украинцев. Она вам не нравится? А разве это не ваши проблемы? Подобная парадигма мышления убивает в белорусах и украинцах остатки русскости и заставляет нас, как и в 16 веке, искать спасения в Западной Европе. Тогда появился валах Стефан, нащелкавший войскам Ивана Васильевича. Сегодня Украина... Братья-россияне, вы только на языке войны и крови, умеете распространять свои убеждения и мнения, вроде "Третьего Рима" и т.п.?/ - Андрей, ну и где сейчас эта "не московская Русь"? И проблемы, увы, ваши. Мне очень жаль, но без московской Руси белорусы обречены на скотское к ним отношение, как уже это было продемонстрировано в прошлом веке. Не припомните? И именно Россия, может даже и ценой своего имиджа (на либеральный манер мышления) спасла тогда от уничтожения огромную часть белорусов и Православие в вашей стране...Никогда вы,белорусы (не либералы-демократы) не будете своими Европе, тем же полякам и немцам... Хотите попробовать, наступить на те же грабли? Ну-ну...А что Украина? Может, это её войска не сдали территорию Крыма (люди-то русские им задаром не нужны!)? Я имею в виду не народ Украины, а её теперешнюю власть. Пока ещё бОльшая часть народа этой несчастной страны думает по другому (помоги им, Господи!), послушайте "Эхо Украины". И вы знаете, Андрей, за свою ВЕРУ и убеждения люди погибают, отстаивая ИСТИНУ огнём и мечом. Ни разу не приходилось слышать? Ну ничего, Европа научит вас Родину любить! Простите! Отцу дьякону огромное спасибо за труды, очень хорошую, взвешенную статью! Полностью присоединяюсь к комментарию Наталия18 октября 2016, 17:00. Пора бы нам уже очухаться от либерально-демократического компрадорского дурмана... Даже такая взвешенная статья либеральный муравейник вон как растревожила. Печально.
Ирина19 октября 2016, 10:55
Сергею. Да вроде как и у нас нет дара рассуждения, к нам с Вами за советом пол России не едет. Аналитические способности есть, а дара - нет. А про ученых... Роль атеистов все играли, ученые - не исключения в этой области. Люди выживали. Вопрос наличия веры у ученых не так-то прост и не всегда остается неизменным в жизни человека, чтобы можно с легкостью поставить диагноз атеизма, а тем более незнакомому человеку.
Вадим Шустер19 октября 2016, 10:49
готовят почву к канонизации этого морального урода. давайте уж тогда деканонизируйте свт. Филиппа. сам факт почитания это нечеловека свидетельствует о том. что русский народ помнит, любит, уважает своих мучителей. и думает, что это якобы нормально... Можно заодно и Сталина канонизировать, он тоже "державник".. Я думал, что диакон Василик - адекватный, серъезный ученый...
диакон Владимир Василик19 октября 2016, 09:15
Петру.
Я не случайно задал Вам вопрос по поводу нарушений законов Царствия небесного. Ответ типа "Мне памятники не ставят" - отговорка. Вы взялись судить того, кому ставят памятники, значит Вы - выше его. Между тем, Вы же заявили, что всяк, кто нарушает законы Царствия Небесного, даже ради благополучия земного Царствия, - Ирод. Косвенно признавшись, что законы Вы все же нарушали, Вы тем самым утверждаете, что сами Вы - Ирод. Значит, Ирод судит Ирода? И критянин утверждает: "Все критяне лжецы"?
Диакон Владимир Василик19 октября 2016, 09:05
Андрею из Белоруссии.
Перечитайте внимательно историю Русской Церкви митр. Макария и увидите, что путь к унии начался гораздо раньше - с середины 15 в., если не с конца 14, если не с Ягайло. Союз с Польшей просто не давал шансов Западной Руси оставаться Русью Православной. То, что происходит сейчас - не поход Москвы против Украины. На Украине происходит смута, в которой малороссияне истребляют своих же соотечественников на Востоке. И виновники этой смуты - в Брюсселе и за океаном. Кто и зачем свергал Януковича, а потом издевался над русским именем, Русской Православной Церковью, Русским языком и провоцировал людей на восстание и кровь? От такой Украины, которая заживо сжигает своих защитников-беркутовцев, а затем и обычных людей, крымчане и дончане и побежали в Россию. А уж если вспоминать, то что делал в 1610-1615 году пан Лисовский и его казачки на севере нрической ответственности, давайте вспомним и об этом "Дранг нах Остен" Европы и его авангарда - Польши. Оз
Анаствсия19 октября 2016, 07:32
Понять и простить человека может только Господь.А мы можем потупив голову ,стоять с камнем и размышлять после слов Спасителя: "...брось ,кто безгрешен..".Личность не однозначная Царя.Сам он мучался от двойственности своего характера.Только Господь весть его сердце! Ну а клеймить мы горазды! Что из того,что памятник ему поставили? Разве до сих пор не стоят по всей Руси многострадальной памятники Ленину? Разве не Ленин обещал уничтожить 70% русского народа,лишь бы часть дошла до коммунизма! И ничего,лежит себе у стен Кремля,а мы молчим...трусливо.Как царь Иоан был несомненно велик в истории,а как христьянин....не нам судить.Не канонизацию обсуждаем.
Мария18 октября 2016, 22:29
Серьезный историк об Иване Грозном https://www.youtube.com/watch?v=gkZId0PhxAk
Ирина (другая)18 октября 2016, 22:22
Ответ диакону Владимиру Василику 17 октября 2016, 16:00 Вы пишете:"Ирод - всякий человек, который ради благополучия земного царства готов нарушить законы Царства Небесного. А Вам не случалось нарушать законы Царствия небесного, тем более ради личного благополучия?" Отвечу: случалось. Ну так мне и подобным мне памятники и не ставят, не так ли? И Ирод в истории остается Иродом - никто не пытается нарисовать его привлекательный образ: "был сиротой... во всей силе познал горечь сиротства... его решимость и энергия удержали русское войско под Казанью в 1552 году... Такое деяние, как Стоглавый Собор, ...было немыслимо без активного участия царя..." и проч.
Сергий18 октября 2016, 22:17
Евгению. Братский совет - не ссылайтесь на мнение старца по такому вопросу. И вот почему: по учению, изложенному многими святыми отцами, принятому в Церкви, духовные дары прозорливости и молитвенности НЕ ВСЕГДА сопутствуют дару рассуждения. И явно ошибочные мнения опытных старцев подаются публике за откровения свыше. О Илий (дай Бог ему здравия!) и про русских ученых-атеистов говорил, что они верующие были... Это недостатки нашего советского и постсоветского образования нас всех без конца подводят. Простите, ради Христа. Статья глубокая, интересная, спаси Бог.
Олег18 октября 2016, 21:55
Статья вредна для христианина не столько отношением к Ивану Грозному, сколько некоторыми высказываниями.
Например, одно из высказываний "нравственная оценка героя должна исходить из нравственных критериев его среды и эпохи, и по возможности следует реконструировать его собственную нравственную самооценку" хотелось бы примерить к тем, кто предавал и распинал Христа, к тем, кто казнил Ивана Предтечу и апостолов и умерщвлял младенцев.
Предлагаю давать не нравственную оценку, зависящую от нравственных критериев среды и эпохи, а духовную оценку.
Олег18 октября 2016, 21:14
Поясните мне, автор статьи, чем же царь Ирод хуже Ивана Грозного? Ирод тоже заботился о безопасности государства. Благими намерениями вымощена дорога в ад.
Что же Христианского и Государственного присутствует в кровожадности Грозного, в том что Грозный именно наслаждался истязанием людей? http://www.mk.ru/social/2016/10/16/pozor-i-neschaste-rossii.html
Эта статья вредна не только в образовательных целях, но, в первую очередь, в христианских целях.
Очень печально, что в православном издании появляются такие недалёкие и пристрастные статьи.
oigen amathuntus18 октября 2016, 21:07
Хотя в статье (как и в обществе) о канонизации речи пока не идет, все же не лишним будет напомнить слова Святейшего Патриарха Алексия: «В последнее время появилось довольно много, с позволения сказать, икон царя Иоанна Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей… Им составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей православия и самодержавия пытается самочинно, с «черного хода» канонизировать тиранов и авантюристов, приучить не очень осведомленных людей к их почитанию. Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет. Если признать святыми царя Иоанна Грозного и Григория Распутина, то, чтобы быть последовательными, надо деканонизировать, например, митрополита Московского Филиппа и преподобного Корнилия Псково-Печерского. Нельзя же поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?» (Журнал Московской Патриархии. № 1. 2002. С. 43)
Владимир Н.18 октября 2016, 18:37
Отец Владимир огромное спасибо за статью! В ней нашел новый взгляд на личность Ивана Грозного, с аргументацией. Везде разночтения: у Карамзина до 8 тома включительно Грозный является буквально идеалом образа царя, а с 9 тома просто злодей как будто его подменили. Одни писатели порой впадают в истерию как он зверствовал, а другие что он сильный государственник и об остальном не говорят. То есть не видно личности царя, а только эмоции, только черное или белое. Ваша статья позволила мне увидеть как формировалась личность царя, как он пытался построить модель правления и на что при этом опирался. Жду продолжения.
С уважением,
Владимир Н.
Татьяна Органова18 октября 2016, 18:22
Царь Иоанн Грозный - часть нашей великой истории и,конечно, заслуживает памятника.Спасибо, о. Владимир, за интересное исследование. Буду с нетерпением ждать продолжения
Наталия18 октября 2016, 17:18
Насколько известно, мощи царя Грозного покоятся в алтаре. Как понимаете, ничего случайного не бывает. А вообще само слово "тиран", которым так любят либералы определять деятельность Грозного, Сталина...по смыслу означает вождь, способный сохранить государство. Вот в этом роль тиранов и тирании. И сдаётся мне, что тирания с её ужасами, гораздо более христианское явление, чем демократия, потому что " не бойтесь, когда убивают тело, бойтесь, когда убивают душу". Вот душу сейчас и убивают, душу народа. И никакого Ивана Грозного. Вообще надо как-то постараться относиться к историческим деятелем нашей родины более уважительно и осторожно. А главное: читайте источники. И тогда не будете в той толпе слепых, которых ведут слепые. Как уже было в нашей истории и перед революцией 1917 г., и в предыдущие двадцать лет.
Евгений18 октября 2016, 15:39
А чем мы и о. Владимир сможем оппонировать вот этому: http://www.mk.ru/social/2016/10/16/pozor-i-neschaste-rossii.html
Дарья18 октября 2016, 15:04
Отец Владимир, есть еще книга профессора В.В. Калугина по переписке царя Ивана Грозного и А. Курбского. Калугин В.В. Андрей Курбский и Иван Грозный: Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя.-М., 1998. Может быть, Вы ее и читали. Просто в ссылках она не указана.
Евгений18 октября 2016, 14:57
"батюшка Илий был на открытии памятника" - братья и сестры это всё в корне меняет, где и кто мы в духовном состоянии и мышлении , а где старец схиархимандрит Илий... Как было бы здорово и полезно всем нам для осмысления слова батюшки Илия про это событие!!!
Елена18 октября 2016, 14:40
А главный грех перед Церковью - убийство митрополита Филиппа? Это в окончании будет?
Игорь18 октября 2016, 12:59
Видна рука лукавого в том,что вокруг имени государя Иоанна Грозного все так запутано.Зачем?
Darina18 октября 2016, 12:36
Дорогой отец Владимир, поздравляю Вас с замечательной публикацией! Мне кажется, в полемике по этой статье контрольный вопрос должен звучать так: «Согласны ли Вы с тем, что «Россия – Московское царство – является Третьим Римом и одновременно Новым Израилем» и всякому московскому правителю «ответственность … за врученный ему народ» следует воспринимать «со жгучей серьезностью, осмысляя ее, как и всю человеческую жизнь, в перспективе Страшного суда.» Если ответ комментатора неутвердительный, то хотелось бы еще раз привлечь его внимание к месту в статье об отшельничестве, монашестве, священстве и царской власти. Простите за крайность: если все взойдут на столпы, то некому будет подавать (на столпы) воду и хлеб, и выйдет грех – самоубийство.
Краснянский Максим18 октября 2016, 12:35
В всяком случае, о канонизации речи не идёт. Хотя, в житиях многих канонизированных правителей есть неоднозначные эпизоды, в частности, у Константина Великого или Александра Невского.
Кстати, как говорят, тело Петра Первого тоже, как ни странно, нетленно.
Ольга18 октября 2016, 12:35
Друзья, не поленитесь, послушайте протоиерея Андрея Ткачева по данному вопросу. Буквально десять минут - и всё понятно. Запись 2010 года, отцу Андрею задали вопрос относительно снятого Лунгиным фильма "Царь", и батюшка очень ёмко и ясно осветил не только тему фильма, но и отношение к личности Иоанна Грозного. И еще, немного грустно, что на православном портале появляются подобного рода статьи, как по заказу приуроченные к установке памятника царю Грозному в Орле. Я сама родом из Орла, и восторженных эмоций как у губернатора области В. Потомского по поводу установки данного монумента, мягко говоря, не испытываю. http://www.andreytkachev.com/putivnik-z-otcem-andriyem-34-ob-ioanne-groznom/
Виктор18 октября 2016, 12:21
Очень своевременная и правильная статья. Как превозносят и поют дифирамбы Петру 1 уже несколько десятилетий подряд и как обливают грязью имя Ивана Грозного...А не Петр ли так ненавидел все русское...и уничтожал все русское с ненавистью и злобой...насаждая огнем и мечем "европу"? ...и не Петр ли "великий" был предан анафеме церковью? А не Русь ли Святую защищал Иоанн? А не гроб ли с телом Иоанна Грозного стоит в алтарной части в Успенском храме в Кремле...до сих пор...уже несколько веков? Да, несдержан был в гневе и скор на расправу Иоанн...да ослепленный гневом и в припадке ярости убил он святого...но разве не он, опомнившись понес его тело на руках, скорбя и стеная в монастырь? В гневе убил он... но как раскаивался он после этого, коленопреклоненно не молился ли он сутками, без сна и отдыха...вымаливая прощение? А Давид псалмопевец не убил ли в гневе брата своего, после чего так раскаялся, что стал тем, кем стал? Не к праведникам пришел Господь...не надо забывать об этом.Сами то мы все ой как "праведны"...Некоторые коментарии читать не хочется...стыдитесь, православные! Как он каялся за содеянное... а каялся ли Петр ваш за содеянное...за уничтожение монастырей, церквей, за святотатства, за все свои "дела великие"? я не слышал ничего об этом... А не покаяние ли главное для прощения? так Вот с каких позиций надо судить об этом человеке - Иване Васильевиче... Сколько молитвенных трудов он совершил, сколько суток он провел на коленях в покаянных молитвах (не всякий инок способен та такое), сколько сочинил он молитвенных текстов и канонов, сколько сделал Иоанн Васильевич для укрепления веры и православия на Руси...Как мало мы знаем об этой части его жизни...
АлександрГ. 18 октября 2016, 11:25
Очень хорошая статья. Вот уж воистину: "Бог создал человека правым, а люди пустились во всякие помыслы". Перекрутишь, "сорвешь резьбу", дело закончится смутой. Недокрутишь, закончится все снова смутой, называемой революцией.
Андрей, Беларусь, Гомель18 октября 2016, 10:19
Интереснее всего, для чего все это написано. Давно известные сведения... Анализ источников... Повтор оценок и характеристик.
И все это на фоне войны России против Украины за восстановление империи.
И еще осторожное сравнение с ветхозаветнывм Израилем. И спотыкательные параллели в местах, где описаны примеры массового убийства. Вот только Моисей был пророком, к которому обратился Бог. Теперь остается только канонизировать Иоанна 4, и все. Чудесный пример для подражания. И можно устраивать джихад не только в Украине, не только в границах бывшей империи, но и везде.
Назад в Ветхий завет...
Только не удивляйтесь после, что от такой ветхозаветной России все, даже самые близкие, будут бежать куда видно.
Курбский убежал в Литву, в которой еще было много православных, в которой еще была сильна Русь. Другая Русь...
А детей, надо полагать, в том числе и православных, на территории белоруских земель ВКЛ, убивали и топтали, скорее московские войска.
Ливонская война сделала неизбежной Люблинскую, и последовавшею за ней Брестскую церковную, унию, уничтожившие остатки независимости Великого княжества Литовского в границах которого жила совсем другая Русь. Не московская Русь. Та которая является родиной для нас белорусов и украинцев. Она вам не нравится? А разве это не ваши проблемы? Подобная парадигма мышления убивает в белорусах и украинцах остатки русскости и заставляет нас, как и в 16 веке, искать спасения в Западной Европе. Тогда появился валах Стефан, нащелкавший войскам Ивана Васильевича.
Сегодня Украина... Братья-россияне, вы только на языке войны и крови, умеете распространять свои убеждения и мнения, вроде "Третьего Рима" и т.п.?
Ирина17 октября 2016, 21:51
Отец диакон, извините за критичный комментарий и спасибо за развернутый ответ!
olga17 октября 2016, 20:41
Разумеется, все люди весьма часто ошибаются по причине своего несовершенства, по грехопадении. Святой пророк Моисей не был царём. Даже если в каждом из своих многочисленных писем, царь Иоанн Васильевич ( Грозный ) называл бы его царём. Моисей, всё равно не является царём. Моисей пророк. Вопрос. Зачем, тиражировать явные болезненные проявления ? Мало ли, что царь думал и какие для себя всевозможные параллели проводил. Несомненно, нужна любовь к Отечеству, но не путем подтасовки и подмены. А если продолжать в этом духе, то можно и вовсе забыться. Грозный проводил параллель с Моисеем, Сталин с Грозным...Не забывайте, что мы - русский народ, являясь Святой Русью ,живём уже в четвёртой по счёту стране. Киевская Русь- Московское Царство, Великая Российская Империя, Советский Союз и Российская Федерация. Безусловно, нужны такт и деликатность, но не абсурдные оправдания всего и вся. Ревность не по разуму: это когда дубина в темноте кокошит своих не антихристов. Спасибо, за цитаты! Для того, чтобы следовать за Христом Богом, нужно уметь признавать свои ошибки для необходимого покаяния. В том и заключается, ум во Христе - созидать святое с любовью, решительно отвергая грешное. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Константин Белик17 октября 2016, 19:28
После слов связывающих некую "либеральную" линию с именем ультраконсерватора Карамзина, дальше можно не читать, ибо автор банально не компетентен.
Анастасия 17 октября 2016, 19:11
А мощи царя Иоанна, говорят, нетленны...
И постиг он принял перед смертью
Всё неоднозначно. Правду вряд-ли узнаем.
Но статья очень-очень интересная. Жду продолжения.
Спасибо, отец диакон!
Петръ Пашковъ17 октября 2016, 18:48
Отец диакон, дело не в том, нарушал ли я законы, а в том, что мне не ставят памятников. Мои грехи ради личной выгоды -- это мои частные грехи, в которых я приношу покаянием в таинстве Исповеди . А грехи человека, которого хотят сделать национальным героем -- это уже грехи, которые пытаются люди оправдать и прославить.

Что касается святого страстотерпца Николая, то он не убивал святых. Точка. Ошибка ошибкой, это бывает со всеми. А сознательно убить невинного -- дело Ирода. Иван Грозный сознательно убивал невинных. Случай с юродивым я недаром вспомнил.
Катя17 октября 2016, 17:57
Земной поклон за статью! Мы пока очень мало знаем свою истинную историю, в том числе из-за гос.переворота 1917 года много искажений. Просьба к автору: если будет возможно, поясните, пожалуйста, несколько моментов: 1. Почему в Кремле в Архангельском соборе царь Иван IV покоится в алтаре (в то время как, например, святой Дмитрий Донской - в храме, но не в алтаре), почему современники оказали ему такую исключительную почесть? 2. Был ли связан поход царя Ивана IV на Новгород с желанием его искоренить окончательно ересь жидовствующих? И в целом об этой теме во время его царствования. 3. Почему Ермак (из "разбойников") не побоялся поклониться царю Ивану IV Сибирью? (Если бы царь действительно был тираном, то ослушавшегося его приказа атамана (а изначально царь был против сибирского похода, но его распоряжение несколько опоздало (правда, следует отметить, что очень кстати опоздание было)), следовало бы казнить, а не награждать). Ермак либо не боялся (тогда царь - не тиран), либо ... возражение царя не случайно прибыло с опозданием. 4. В СМИ была информация о том, что по результатам современных исследований останков царя Ивана IV и членов его семьи было выявлено многократное превышение содержания ртути в их костных тканях. Что можно сказать по этому поводу сейчас? 5.Можно ли признать опричнину аналогом одного из рыцарских орденов, существовавших в Европе в то время? (Ряд авторов сравнивает опричников с воинами-монахами, даже прообразом спецслужб (то есть очень большое количество времени они уделяли молитве вместе с царем, были его единомышленниками и исполняли его указания по подавлению внутригосударственных мятежей)). Еще раз спасибо за труд! Ожидаю продолжения.
р.Б. Александр17 октября 2016, 17:35
В одной из своих статей историк Е. Анисимов описывает, как царь на глазах у всех вырезал ножом сердце у главы Боярской думы Ивана Федорова-Челяднина...

Кто так мог поступить, злодей или православный монарх?
Василий17 октября 2016, 17:29
Понятно зачем появилось "начало" и последует "окончание". В Орле установили памятник грозному царю, необходимо обосновать столь неоднозначный исторический факт. Ещё несколько лет назад мы боролись с сектой канонизаторов грозного царя, похоже, что всё перевернулось с ног на голову.
Елена17 октября 2016, 16:57
Мы, к сожалению, плохо знаем историю, тем более, что она переписывалась не раз из конъюнктурных соображений. И судить мы не вправе, т.к. судим из собственных человеческих представлений о добре и зле. Но есть Домостроительство Божие, понять которое мы не в силах, но можем только потом осознать, для чего оно было. Иоанн Грозный стал первым русским царем, т.е., Помазанником Божьим, и этим все сказано. Благодаря ему мы сохранились, как государство Российское, сохранили веру православную, несмотря на все испытания. Давайте спросим об этом духоносных старцев. Ведь не зря батюшка Николай Гурьянов почитал царя Иоанна Грозного, а батюшка Илий был на открытии памятника...
Иван17 октября 2016, 16:29
Довольно интересная статья. Личность царя Иоанна IV сложная и окружена многими мифами. Мне было интересно послушать историка Клима Александровича Жукова, когда он рассказывал о битве при Молодях и о правлении Грозного царя (см. соответствующие Разведопросы на Youtube). Человек был весьма суровый. В частности, если правильно помню, то карательный поход на Новгород был обусловлен желанием данного города (точнее новгородских бояр) перейти под власть католической Литвы. Действия в таком случае были жестокие, но необходимые. Хотя, конечно, странно видеть, когда сейчас его стараются представить святым. Могу заблуждаться, но для святого он многовато крови пролил.
Николай17 октября 2016, 16:19
Достаточно много уже перечитал и изучил мнений о Иоанне IV.И до сих пор к однозначному выводу его оценке я точно дать не могу.И тут играет важную роль его жизнь.Автор статьи это ясно показывает.Да он государь был очень образован,обладал пытливым умом и наверно искренне верующим.С другой стороны,мне кажется,другая сторона его жизни,а именно бремя царя не давали ему во многом вести так,как он может и хотел бы.Обстоятельства и ситуации вынуждали его прибегать к таким мерам,не стоит забывать и об том как рос царь Иоанн Васильевич.Считаю,что события его детства и юности сыграли решающее значение.Не стоит забывать,что и Церковь наша и государство в имперский период,далеко не однозначно оценивало его роль.Памятников ему не ставили!
И конечно,установка памятника в Орле более чем плохо обдуманный и расторопный шаг!Очень поразила речь губернатора,это уже напоминает театр абсурда!Когда господин губернатор,коммунист!,толкает пламенную речь о нашем православии и самодержавии.Я уже не понимаю порой в какой стране нахожусь?Их лидер г-н Зюганов пишет книги и говорит о неком совмещении христианства и идей Маркса-Ленина.Это что мы создаём?Кого? Как бы чудовища скоро не выросли.
диакон Владимир Василик17 октября 2016, 16:18
Если кто и великий царь, и с виду благочестивый, и державу сильную строил -- ну, просто идеал православного самодержца, но убил хоть одного невинного человека -- он уже Ирод. Ирод, православные,
Петру. Во время правления святого императора Николая Второго я знаю минимум один случай, когда был казнен человек невинный в том преступлении, которое ему приписывали. Это - полковник Мясоедов, ложно обвиненный в шпионаже. Осмелитесь ли Вы применить Ваши слова к святому страстотерпцу? А учитывая то, что в его правление было казнено не менее 3000 человек, даже при судебной ошибке в 1 процент...., или даже в 0,1%... Вы отдаете себе отчет, что следует из Ваших слов?


Ирод -- всякий человек, который ради благополучия земного царства готов нарушить законы Царства Небесного. А Вам не случалось нарушать законы Царствия небесного, тем более ради личного благополучия?
Димитрий17 октября 2016, 16:14
Отец диакон и все ,кому интересно,почитайте,думаю-не пожалеете:А. Л. Дворкин "Иван Грозный как религиозный тип. Статьи и материалы". — Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. Александра Невского, 2005.
диакон Владимир Василик17 октября 2016, 16:08
Ирине. Вот цитата из 1 послания Курбскому в тексте статьи, которую Вы не заметили:
«Вспомни, когда Бог избавил евреев от рабства, разве он поставил перед ними священника или многих управителей? Нет, он поставил владеть ими одного царя – Моисея, священствовать же приказал не ему, а брату его Аарону, но зато запретил заниматься мирскими делами; когда же Аарон занялся мирскими делами, то отвел людей от Бога». Итак, для Грозного Моисей - Царь. А значит - образец. И для Грозного лично его враги - не политические противники, а враги священного царства и враги Божии. Это для нас они политические противники, а субъективно для него это было не так. Но увы, очень часто царь в этом ошибался. И об этом - следующая часть. Ждите
Ирина17 октября 2016, 15:53
Интересно! Думается, не просто так в богослужебные тексты включены стихиры святителю Петру (глас 2, подобен "Киими похвальными венцы", составление которых приписывается Иоанну царю (Минея, 21 дек.)
Петръ Пашковъ17 октября 2016, 15:42
Порядок порядком, а святителя Филиппа-то зачем убивать?
Иоанна_17 октября 2016, 15:08
/Нравственная оценка героя должна исходить из нравственных критериев его среды и эпохи, и по возможности следует реконструировать его собственную нравственную самооценку.// Для людоеда племени лумба-юмба - может быть, это и правильно. А для христианина и государя православной державы? С такими критериями "объективности" и "беспристрастности", уважаемый автор, можно оправдать кого-угодно и в чём-угодно.
Владимир17 октября 2016, 14:08
Сколько раз можно наступать на одни и те же грабли? Сколько раз мы это уже проходили. Неужели русскому народу не хватило "великих" царей. Зачем подводить "величие" к праведности- это же совершенно разные вещи. Удивляет позиция автора статьи , а так же сайта, зачем публиковать заранее провокационную статью. Одобрение патриарха не обязательно означает правоту данного решения. Но если люди так хотят царя, то Бог пошлет царя, но не такого, что рисует воображение. Давайте трезвенно подходить к данному вопросу и называть вещи своими именами. Иван Грозный был злодей и убийца и это сказано уже несколько столетий назад Церковью.
Нина Егорова 17 октября 2016, 11:42
Спасибо . Очень интересно .Ждём продолжения .
Ирина17 октября 2016, 11:20
Я не понимаю, почему действия Ивана Грозного автор сравнивает с Моисеем и Фенеесом. Моисей и Фенеес боролись с язычниками, идолопоклонниками, а Иван Грозный - скорее со своими политическими противниками. Насколько обоснованы эти параллели? Автор пишет , что Иван Грозный уподобляет себя этим историческим фигурам, однако ссылок никаких нет по этому поводу. Значит ли это, что сам автор проводит подобные параллели и интересно, с какой целью?
Петр17 октября 2016, 09:17
Помилуй Бог,братья и сестры, как это грустно.

Поставили памятник, Святейший одобрил -- и вот уже пишется очередная апология Ивана Грозного, хотя и с претензией на объективность (мол,и плохо он тоже поступал).
И, конечно, Курбский -- подлец, источники необъективны, детство у царя несчастное было, а достижения его великие все равно. Конечно, все это так, но, братья и сестры, давайте иметь хоть немного честности. Если кто и великий царь, и с виду благочестивый, и державу сильную строил -- ну, просто идеал православного самодержца, но убил хоть одного невинного человека -- он уже Ирод.

Ирод, православные, Ирод -- всякий человек, который ради благополучия земного царства готов нарушить законы Царства Небесного. Недаром же святая Церковь называет Грозного в службе святителю Филиппу "новым иродом" и много говорит о его безумной ярости и злобе. Он был злодей, убийца минимум трех святых. Помните, что говорил ему новгородский юродивый? Как подносил царю сырое мясо, говоря, что он, царь, к такому привычен? Это не либеральный историк. Это Божий человек говорил.

Поймите, православные, что если кто великий,то он вовсе не обязательно прав! Не надо думать, что злодей и убийца не может быть великим правителем Русской державы. Может. Но мы христиане. Для нас главное не то, что сделал человек для страны, а то, насколько он шел за Христом.
раиса17 октября 2016, 07:49
Все мы готовы осудить царя за жестокость,но не знаем той реальности, в которой жило то общество. По прошествии несколько сотен лет можно ли узнать и понять царя, который несет ответственность перед Богом за всех людей и государство. Посмотрите на сегодняшних либералов, чтобы они сотворили со страной не будь сильной власти.А тогда, царь ребенок-сирота, что хотели то и делали: грабили, травили, предавали, вывозили, практически упразднили царскую власть. Как в такой ситуации должен был поступать царь? Без сильной власти не будет никогда порядка в стране.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×