Продолжаем публикацию статей из цикла «Потерянная династия», посвященных истории царской династии Годуновых, боярского рода Сабуровых и других потомков основателя костромского Ипатьевского монастыря боярина Захарии Чета.
Царь Иван Васильевич Грозный |
Для меня лично правление этого государя памятно следующими великими делами: первое в русской истории венчание великого князя Московского на царство, Стоглавый Собор, «Домострой», Макарьевские Соборы 1547–1549 годов, во время которых к 22 русским святым было добавлено 39, составление Степенной книги и Лицевого летописного свода, Великих Миней Четьих, кодификация церковных правовых норм в Сводной Кормчей, государственных норм – в Судебнике 1550 года, реформы Избранной рады: упорядочение местничества, создание единой приказной системы, начало земских соборов, судебная, финансовая, таможенная и военная реформы – все это темы, о которых можно и нужно говорить отдельно.
Великий князь Иван Васильевич – первый русский правитель, который официально стал именоваться царем: в грамоте Вселенского патриарха Иоасафа, утвердившей его на царстве, к нему было применено титулование, которое было присуще византийским василевсам: «Се же сия наша благочестная грамота непоколебимо и твердо дана, еже благочестивому, боговенчанному и христолюбивому царю нашему господину Ивану»[1].
В числе дел, которые были призваны упорядочить и систематизировать русскую жизнь, – составление в 1550 году Тысячной книги, куда были включены лучшие люди страны (чуть более 1000 человек).
Иногда бывает так, что история твоего рода оказывается тесно связана с историей того исторического предмета, который исследуешь. Такое было со мной не раз. Сегодня я приведу вам два примера того, как, изучая русскую историю, я выходил на следы собственных предков.
Дело в том, что в Тысячную книгу «лутчих людей» попали не только 24 человека из потомков Захарии Чета – Сабуровы, Пешковы, Мусины, Вислоуховы, Пильемовы, Папины, Годуновы и Вельяминовы, но и мой прямой предок – Сила-Савин Захарович-Федорович Лукьянчиков, новгородский помещик Оксотского погоста Деревской пятины[2]. Как тысячник, он получил поместье в Московском уезде – это стало началом 200-летнего пути Лукьянчиковых на юг, вслед за отступающим Диким полем.
Родовое прозвание Лукьянчиковых пошло от деда Силы Захаровича – Лукьяна Яковлевича, который жил во второй половине XV века. Лукьяна часто называли «Лукьянчиком» – но, несмотря на то, что в аналогичном случае князья Васильчиковы полагают, будто их родоначальник был маленького роста[3], я не могу прийти к такому же выводу – внешность мужских представителей рода Лукьянчиковых на протяжении по крайней мере четырех веков отличается значительным ростом. Вот, например, как выглядел другой мой предок, родившийся в 1679 году: «Приметами он – росту большого, волосом черен… лицем малопродолговат, нос остр, глаза светло-серые»[4].
У Лукьяна Яковлевича была жена Федосья-Федотья и два сына – Федор-Захария по прозвищу «Заря» и Иван-Злоба. У последнего было три сына – Василий, Михаил-Басурман и Иван-Третьяк, а у Федора-Захарии, в свою очередь, было два сына – Яков и Сила-Савин, тысячник.
Лукьян Яковлев был наделен землями в Деревской пятине великим князем Иваном III – после того как Великий Новгород был присоединен к Москве. В Новгородской области сохранилось село Теребуново, в котором великий князь останавливался в 1475 году. Суммарная величина земельных наделов вдовы и сыновей Лукьяна Яковлевича составляла порядка 24 новгородских сох. Соха – очень сложная единица площади. Поэтому, для того чтобы представить себе размеры владения, я нашел на карте те села и деревни Деревской пятины, которые в конце XV – середине XVI века принадлежали Лукьянчиковым: они располагались между современными Малой Вишерой, Любытиным, Боровичами и Крестцами. Так вот, размеры этих владений сравнимы с территорией, которую сейчас занимает Окуловский район современной Новгородской области.
Новгородская земля делилась на пять пятин, далее на станы, а станы – на погосты. В более мелких селах, чем погосты, храмы были очень редко. Для их постройки нужно было иметь не только определенный душевный склад, но и немалые средства. Если же храм удавалось построить, то священник был, как правило, приходящий. Если даже священник все-таки был, то свой причт отсутствовал.
Но в селе Подгорье, где жили сначала Захар Лукьянчиков с женой, а потом его дети Сила и Яков со своими семьями и слугами, к середине XVI века ими было построено целых два храма – холодная (неотапливаемая) церковь Покрова Пресвятой Богородицы и теплая церковь Живоначальной Троицы. При этом Лукьянчиковы содержали своего священника – Мартиана, церковного дьяка Матвея, проскурницу Соломониду и церковного сторожа Олешу.
Как выглядели эти храмы, неизвестно, так как они не сохранились. Но неподалеку – в селе Передки Бежецкой пятины – в 1531 году была выстроена церковь Рождества Богородицы, которая сохранилась и перенесена в Новгородский музей деревянного зодчества «Витославицы». Можно предположить, что построенные Лукьянчиковым храмы выглядели схожим образом.
Но вернемся к потомкам Захарии Чета, вместе с которыми Сила Лукьянчиков был внесен в число 1000 лучших людей Московского царства.
Положение во гроб - Агриппины Годуновой 1570-1580-е гг. |
Для того чтобы понять, какое место они занимали в то время и каков был их круг общения, обратимся к духовному завещанию окольничьего, воеводы и тысячника Семена Дмитриевича Пешкова-Сабурова, который в 1560 году постригся в монахи Троице-Сергиевой лавры с именем Сергий, перед этим и составив завещание. Кто же упоминается в этом завещании в числе лиц, с которыми Семен Пешков имел какие-то отношения?
Это Гаврила Андреевич Тыртов, который в 1543 году был русским послом в Крыму.
Это Андрей Иванович Берсенев-Беклемишев – сын того самого Ивана Никитича Берсеня, крупного государственного деятеля эпохи Василия III, в честь которого назван район Москвы – Берсеневка.
Это Михаил Андреевич и Петр Иванович Карповы, происходившие из князей Фоминских, Рюриковичи. Брат Петра Ивановича окольничий Федор Иванович – крупный политический деятель и писатель, дипломат. Он играл ведущую роль в руководстве внешней политикой Русского государства в 1530-е годы, переписывался с митрополитом Даниилом, преподобным Максимом Греком, в своих сочинениях цитировал Овидия и Аристотеля.
Святитель Иоанн Златоуст; мученик Феодор Стратилат; апостол Тимофей и мученик Василиск - мастерская Агрипины Годуновой - 1560-70-е годы. |
Это Иван Елизарьевич Цыплятев, из князей Смоленских, ближний думный дьяк Ивана Грозного, один из составителей «Государева родословца».
Это князь Иван Андреевич Друцкий-Соколинский и его сын Богдан – из галицко-волынских князей. Напомню, что Захария Чет приехал в Кострому именно из Галицко-Волынской земли, и, как мы видим, его потомки продолжали общаться с земляками спустя 250 лет.
Это многочисленные родственники Пешковых по мужской и женской линиям – Сабуровы, Годуновы, Вельяминовы, князья Мезецкие, князья Палецкие, князья Сисеевы, Жулебины, Нагие, Шатковы, Карамышевы.
Приказчиками по завещанию Семена Пешкова были его родственники: Андреян Микулич Ангелов – келарь Троице-Сергиевой лавры, потомок византийских императоров, и князь Григорий Андреевич Булгаков, известный не только своими государственными делами, но и своими мастерскими, в которых создавались удивительные произведения золотого лицевого шитья.
Свою духовную Семен Пешков вместе с князем Булгаковым и келарем Ангеловым отнес лично святому митрополиту Макарию, который ее прочитал и заверил. Как видите, круг общения Сабуровых-Пешковых в первой половине XVI был очень значительным. Это была элита Русского царства. Что неудивительно: старшая ветвь потомков Захарии Чета уже третье столетие служила Рюриковичам. А в середине столетия выдвинулась на видные позиции и младшая ветвь – Годуновы. Причем выдвинулась очень быстро и целым родовым коллективом.
Все ключевые лица, которые играли ведущую роль в русской истории второй половины XVI века – начала XVII века, стали известны именно благодаря царю Ивану Грозному. В том числе святой патриарх Иов (Ланяев), Дмитрий Годунов, Борис Годунов, его сестра Ирина Годунова – будущая жена последнего Рюриковича, святого царя Феодора Иоанновича.
В свою очередь, выдвижение на первый план Годуновых произошло благодаря двоюродному брату будущего царя Бориса Годунова – Дмитрию Ивановичу Годунову (родился не позднее 1545 года – умер в 1606 году). Его обычно считают дядей Бориса Федоровича, но это не так – он был именно братом и после ранней смерти родителей Бориса и Ирины стал их опекать.
В предыдущей статье я уже упоминал о том, что младший брат Ивана Грозного Юрий Васильевич († 1563) получил свое имя в честь рано умершего сына Соломонии Сабуровой. Думается, не случаен тот факт, что свою службу Дмитрий Годунов начал именно при его дворе: напомню, что при переходе имени с одного человека на другого было принято считать, что вместе с именем переходят и права этого человека. Поэтому раз князь Юрий Васильевич Молодой наследовал права на престол сына Соломонии Сабуровой (Юрия Старшего), вполне логично было придать ему в услужение ее родича – Дмитрия Годунова.
Нужно отметить еще два знаменательных факта. Брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич был женат на княгине Ульяне Дмитриевне Палецкой (местночтимая вологодская святая); а ее двоюродными братьям были князья Палецкие, которые упоминаются в духовной грамоте Семена Пешкова Сабурова. Связи Рюриковичей и Сабуровых были очень тесными.
Во-вторых, после смерти князя Юрия Васильевича многие Годуновы перешли на службу к царевичу Федору Ивановичу – младшему сыну Ивана Грозного. До смерти своего старшего брата Ивана Ивановича он не был наследником престола, и ему был выделен земельный удел. Если раньше младшим братьям правящего Рюриковича в удел выделялся Углич, то Федору был выделен Суздаль – город, где родился сын Соломонии Сабуровой. Все это говорит о том, что отношение к Сабуровым и возвышение Годуновых непосредственно связывалось царем Иваном Грозным с памятью о первом браке его отца Василия III.
Ипатьевский монастырь. |
Поражает широта его натуры: он был государственным деятелем, энциклопедически образованным человеком, тонким знатоком, ценителем и заказчиком произведений искусства.
У многих потомков Захарии Чета хранились родовые архивы и библиотеки. Так, Семен Дмитриевич Пешков Сабуров упоминает в своем завещании документы, которые лежат «на Москве на Троецком дворе в городе в казне… в сундуке малом в ларьчеке в железном». У Дмитрия Ивановича Годунова была обширная библиотека. У Бориса Годунова был каллиграфический почерк. А ведь царь Иван Грозный очень уважал и приближал к себе образованных людей. Не случайно то, что многие потомки Захарии Чета принимали участие в описании и картографировании русских земель.
Сергий Радонежский - Ирина Годунова - 1570-80 гг. |
Сохранилась «Переписная книга Ипатьевского монастыря» 1595 года, из которой мы узнаем, что над гробницами стояла икона пророка Захарии Серповидца – это, безусловно, святой покровитель Захарии Чета.
Троицкий собор был взорван в 1649 году – при царе Алексее Михайловиче Романове. В следующем 1650 году произошел пожар в другом сабурово-годуновском монастыре – Суздальском Покровском. В 1756 году, при его внучке – императрице Елизавете Петровне, были «упразднены» усыпальницы потомков Захарии Чета в Ипатии. Таким образом, в правление Романовых, а затем и при советской власти методично уничтожалось наследие Сабуровых и Годуновых. Кому и зачем это понадобилось, мы обсудим в одной из следующих статей.
С именем Дмитрия Ивановича Годунова связано множество произведений лицевого шитья, иконописи, ювелирного искусства.
Так, на рубеже 60–70 годов XVI столетия из мастерской Агриппины (в иночестве Александры) Годуновой, жены Дмитрия, вышла пелена «Иоанн Златоуст, мученик Федор Стратилат, апостол Тимофей, мученик Василиск», вышитая по именам святых покровителей отца Дмитрия – Ивана Чермного, его братьев – Федора и Василия и его сына – Тимофея.
На рубеже 70–80 годов из ее же мастерской вышла пелена «Положение во гроб», которая была отдана в Костромской Богоявленский Анастасиевский монастырь, основанный преподобным Никитой Серпуховским. Именно в этом монастыре хранилась чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Это не единственный пример почитания этой иконы среди потомков Захарии Чета – в этот же храм подавал за упокой самого себя Семен Дмитриевич Пешков Сабуров (в завещании было принято писать, где должны поминать завещателя после его смерти).
В правление государя Ивана Грозного Дмитрий Годунов был не единственным представителем рода, из мастерских которого выходили прекрасные произведения лицевого шитья. В 1567 году Иван Михайлович Асанов Годунов вложил в Ипатьевский монастырь за упокой своей матери Прасковьи (в иночестве Марфы) икону «Успение Пресвятой Богородицы» прекрасного письма. А в 1584 году жена боярина Бориса Годунова положила пелену на гроб преподобного Александра Свирского.
Отношения Грозного царя с потомками Захарии Чета складывались очень интересно.
В первый раз он посетил Суздальский монастырь (место, где провела остаток жизни первая жена его отца – инокиня София) в 1552 году, перед походом на Казань. После ее взятия он сделал вклад в монастырь, а царица Анастасия Романова положила на гробницу преподобной Софии пелену.
В 1563 году вторая жена Ивана Грозного царица и великая княгиня Мария Темрюковна и царевич Иван Иванович ездили молиться в Суздальский Покровский монастырь, а на следующий год сам царь Иван посетил его.
Но уже в следующем 1564 году попал в опалу Богдан-Феофан Юрьевич Вислоухов Сабуров, отец которого был троюродным братом Соломонии, а он сам был отцом Евдокии – будущей жены царевича Ивана Ивановича. В том же году был казнен сын другого троюродного брата Соломонии – Григорий Степанович Пильемов Сабуров. Причина этих событий нам не известна.
Через год, в 1566-м, царь Иван внимательно ознакомился с архивным делом Соломонии Сабуровой, и в том же году Федор Михайлович Мигун Годунов был приглашен послухом (то есть свидетелем) при обмене царя с князем Владимиром Андреевичем Старицким (они менялись землями). Отец Федора Мигуна приходился троюродным братом отцу Бориса Годунова, а дед – троюродным братом отцу Соломонии Сабуровой.
Выдающийся историк Степан Борисович Веселовский справедливо отмечал, что в судьбе ближайших родственников великой княгини Соломонии «было что-то роковое»: ее дядя Борис Константинович утонул в молодости, другой дядя, Иван Константинович, был убит в 1548 году в Казанском походе, третий дядя, Тимофей Константинович, погиб под Оршей в 1514 году – во время Смоленского похода, а его сын Федор был убит под Казанью в 1530 году.
В 1570 году царь Иван обвинил Великий Новгород в измене (документально подтвердить или опровергнуть справедливость этого обвинения сейчас не представляется возможным), ходил на него войной и казнил немало людей. В Новгороде (и частично уже в Москве) была казнена семья Третьяка Пешкова – сына боярского Новгородского архиепископа: он сам, жена Варвара, два сына – Алексей и Степан-Дружина, а также его родственник Бажен с двумя сыновьями. В 1571 году был «посажен в Волхов», то есть утоплен в реке, по царскому приказу целый ряд представителей Сабуровых. Среди них был родной племянник Соломонии Сабуровой – видный воевода Тимофей Иванович Замятня Кривой Сабуров с сыном.
Здесь нужно отметить, что казнь на реке (или в реке) была одной из самых распространенных. Так, в 1497 году, когда вторая жена Ивана III Софья Палеолог была уличена в приглашении «баб с зелием», они были утоплены в Москве-реке, а в следующем году, когда Иваном III был раскрыт новый заговор Софьи и ее сына Василия Ивановича (будущего Василия III), рядовые заговорщики были казнены на льду Москвы-реки. В 1570 и 1571 годах новгородские изменники казнились не только в новгородском Волхове, но и в московской «Поганой луже» – эта местность идентифицируется либо в районе Чистых прудов (которые раньше именовались Погаными), либо в районе современной Театральной площади (местечко Поганый брод). В XVII–XVIII веках изменники казнились в Москве на «Козьем болоте» – здесь был четвертован Степан Разин и казнен Емельян Пугачев.
Успение - Иван Михайлович Годунов сей образ придал по матери своей по инокине Марфе - вложена в Ипатий в 1567. |
Однако в том же 1571 году Иван Грозный женил своего сына Ивана на Евдокии Сабуровой! Ее отец Богдан и родной брат казненных Семена и Никиты – Василий Борисович – после свадьбы были пожалованы в бояре.
Здесь мы имеем второй случай, когда потомки Захарии Чета и мои непосредственные предки служили вместе. Дело в том, что казненный Третьяк Пешков и Иван-Третьяк Иванов-Злобин сын Лукьянчиков, мой родственник, не только оба были дворянами Новгородского архиепископа, но и писали в 1562 году одну и ту же писцовую книгу. Они вместе объехали, осмотрели и описали Сермажскую волость и Олонецкий погост (ныне – республика Карелия): пашни, рыбные ловли, помещичьи и крестьянские дворы.
Третьяк Лукьянчиков – это двоюродный брат того самого Силы Лукьянчикова, который был включен в Тысячную книгу и который вместе со своим братом Яковом построил в родовом селе Подгорье два храма. В 1540–1560 годы он собирал налоги с храмов Новгородской архиепископии: «Из Двинского присуда за Егорьевского священника, за Иева со Влодмы архиепископлю десятиннику Третьяку Иванову сыну Лукьянчикову да подьячему Лобану Денисьеву Архангелской игумен Феодосей з Двины платил подъезд и десятину по книгам. А отпись писал Лобан Денисьев лета 7050 втораго. Третьяк руку приложил». В этом документе говорится о получении десятины с храма великомученика Георгия в селе Лодьма (неподалеку от Архангельска). Представляете себе расстояние от Новгорода до Архангельска? Больше 1000 километров. Вот такая была служба…
При этом Лукьянчиков служил дому Святой Софии как минимум при четырех архиепископах, двое из которых канонизированы. В 1526–1542 годах владыкой Новгородским был будущий митрополит Московский и всея Руси Макарий – лицо выдающееся, ближайший сподвижник реформ молодого Ивана Грозного. Его преемником стал Феодосий II Косой (1542–1551), который известен своей начитанностью и эпистолярной плодовитостью. В 1551–1552 годах архиепископом был Серапион (Курцов) – крестный отец дочери Ивана Грозного и Анастасии Романовой Анны (умерла в младенчестве) и родич государственного казначея. Его сменил святитель Пимен Черный (1552–1571), который был активным помощником царя, но затем попал в опалу. Последний архиепископ известен своим эстетическим вкусом – при нем дом Святой Софии украсился многими памятниками русского искусства.
Сотоварищ Третьяка Лукьянчикова писец Третьяк Пешков был женат на Варваре Пешковой, которую я упоминал в предыдущих статьях: она вышила пелену «Преподобный Александр Свирский в молении перед Богоматерью». Оба Третьяка жили рядом с Александро-Свирским монастырем. Они вполне могли быть лично знакомы с преподобным Александром (упокоился в 1533 году).
Третьяк Лукьянчиков имел большой двор в Великом Новгороде, а в Обонежской пятине – в селе Люговичи – владел землей и крестьянами, рыбными ловлями на реке Оять. Пешков и Лукьянчиков жили неподалеку от того места, где в конце XIV века явилась Тихвинская икона Божией Матери (Имоченицы), от того места, где появились на свет и жили родители преподобного Александра – преподобные Варвара и Сергий (Мандеры), а в XIX веке эти места стали родовой усадьбой художника Василия Поленова, который запечатлел их во многих картинах (Окулова гора).
После того как были казнены Пешковы, земли Обонежской пятины отошли в опричнину; были конфискованы и земли Третьяка Лукьянчикова. Они не были возвращены ему с ликвидацией опричнины. Об этом говорит тот факт, что, согласно «Книге копий и жалованных грамот Новгородского Софийского собора 1574–1624 годов», поместье Лукьянчикова в Люговичах оказывается отданным архиепископскому казенному дьяку Бакаке Павлову сыну Литвинову[5]. Точно так же и в Дозорной книге Софийской стороны Великого Новгорода дозора князя Василия Кропоткина 1586 года мы встречаем «место пустое нетяглое Третьяковское Лукьянчикова» с огородом и яблонями[6].
Интересно, что, несмотря на казнь целого ряда представителей рода Пешковых, их ближайших родственников, живущих в Обонежской пятине, опала не коснулась. В соседнем с Люговичами Тервеничском погосте на Хмелеозере жил праправнук Федора Сабура Петр Михайлович Мусин Пешков. Он был тысячником и при наделе землей в Московском уезде получил одинаковый с Силой Лукьянчиковым надел – 100 четвертей. Кроме того, он владел землями в современной Ивановской области, где ему принадлежал родовой монастырь Пешковых – «святой Егорий» в селе Астафьевском.
В духовной его двоюродного дяди Семена Дмитриевича Пешкова Сабурова упоминается, что в Москве был «в тое казне Троецкой сундук болшой с платьем, да коробья большая лубяная с тягиляи, да две коробьи лубяные с доспехом, да коробья Петрова племянника моего Пешкова с платьишком и с доспехом». Отсюда видно, что Петр Пешков был воин, имевший хорошее обмундирование. Он погиб в Ливонскую войну, в 1573 году, под Коловерью (совр. Эстония), но его вдова и два сына продолжали владеть поместьем в Тервеничах. В XX веке это место прославилось явлением чудотворной иконы Божией Матери Тервенической, и теперь здесь расположен самый молодой монастырь России (с 1991 года).
В 1571 году был казнен псковский наместник Новгородского архиепископа Неудача Цыплятев – родственник Ивана Елизарьевича Цыплятева, также упоминаемого в духовной Семена Дмитриевича Пешкова. Как мы видим, окольничий Семен Пешков был тесно связан с людьми, которые жили в Новгородской земле, – ведь его дед Семен Пешек Сабуров еще в 1477 году возглавил полк во время похода Ивана III на Новгород. Вероятно, служба Пешковых Новгородским архиереям также состоялась благодаря новгородским связям Пешковых. Не забудем также, что Семен Дмитриевич был хорошо знаком с предстоятелем Русской Церкви митрополитом Макарием, который до 1542 года возглавлял Новгородскую кафедру.
Александр Свирский - Ирина Годунова - 1582 г. |
Все мы знаем о Михаиле Илларионовиче Голенищеве-Кутузове – русском полководце. Род Кутузовых славен и другими значительными историческими лицами. А знаете ли вы о том, что в основе рода лежала кровь потомков Захарии Чета? Дело в том, что правнук Захарии Чета Константин Шея имел дочь, которая стала женой Федора Кутуза – основателя рода Кутузовых. А только что упомянутый Петр Михайлович Пешков (его отец – праправнук брата Шеи Ивана Красного) спустя 100 с лишним лет женился на другой представительнице рода – Марфе Ивановне Кутузовой, от которой имел двух сыновей – Семена и Андрея.
Я уже говорил о казнях, произведенных Иваном Грозным. Необходимо подчеркнуть: они имели место, но количество их сильно преувеличено. Согласно Синодику опальных, который царь сам составил в 1583 году, для того чтобы поминать за упокой казненных, в опричнину Грозный казнил около 4000 человек. При этом надо отметить, что за последние семь лет своего правления он практически никого не казнил.
Конечно, 4000 человек – это больше, чем было казнено в правление предыдущих великих князей. Однако до Ивана Грозного никто из его предшественников так долго не правил и не провел таких реформ. Наконец, для сравнения с Европой: в одну Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года во Франции было уничтожено в 10 раз больше, чем за 8 лет опричнины, – 40 000 протестантов…
Еще один поразительный факт: в Кормовой книге Ростовского Борисоглебского монастыря сохранилась информация о том, что царь приказал поминать Никиту Курцова «с товарищи» 28 ноября и 29 декабря. Никита Афанасьевич Фуников Курцов (потомок знаменитого Ратши) был казначеем и хранителем государственной печати, ближним человеком Ивана Грозного, родственником Новгородского архиепископа. Он был казнен в 1570 году по делу о новгородской измене.
Но ведь на 28 ноября (память преподобномученика Стефана Нового) приходится родовой праздник Пешковых-Сабуровых! В Кормовой книге Троице-Сергиевой лавры род Пешковых-Сабуровых поминается именно под этим числом: «Род Пешковых. Поминати Димитрия (Семеновича, двоюродного брата отца Соломонии. – М.Е.-Л.), Семиона, Акилины, Иоанна, Никифора (трое последних мужчин – троюродные братья Соломонии. – М.Е.-Л.), Доминики, Димитриа, инока Сергия, инока Андреяна (Ангелова; старца, келаря Троице-Сергиева монастыря. – М.Е.-Л.). Дачи их [на помин души] вотчина в Коломенском уезде на Москве реке село Сабурово»[7]. Это говорит о том, что царь Иван Грозный выделил среди поминаемых именно семейство Пешковых, также казненных по новгородскому делу.
Это был совершенно рациональный выбор царя. А вот вам пример иррационального «совпадения»: этот самый Никита Курцов приобрел свои земли в Сосенском стане Подмосковья у Кудеяра Ивановича Маркова – одного из прототипов атамана Кудеяра, в образе которого отразилось и народное представление о сыне Соломонии Сабуровой – князе Юрии Васильевиче[8]! Поистине – тесна история…
То, что некоторые представители родов Сабуровых, Пешковых, Годуновых и Вельяминовых, были казнены, не только не повлияло на судьбу других членов этого рода, но напротив – царь Иван Грозный последовательно их возвышал.
При этом нужно отметить характерную особенность: при самом царе Иване Васильевиче и его старшем сыне наследнике престола Иване Ивановиче служили в основном Сабуровы и старшие представители рода Годуновых, а при младшем сыне царя Федоре Ивановиче – младшие представители рода Годуновых, в том числе Борис Годунов. Все было очень логично и закономерно.
Василий Поленов. Река Оять. |
Борису Годунову и его сестре Ирине будет посвящена отдельная статья. А в этой остановимся на том периоде их жизни, что приходится на правление Ивана Грозного. Но прежде нам придется вспомнить о женах Ивана Грозного. Анастасия Романова, Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Анна Колтовская, Анна Васильчикова, Василиса Мелентьева, Мария Нагая. Итого – семь.
С первой женой царь прожил 13 лет, и она была, вероятно, отравлена. У них было два сына, которые выжили, – Иван и Федор. По те временам – мало, так как часто дети не доживали до отроческого возраста. А выживание наследников – вопрос государственной важности, вспомним дело Соломонии Сабуровой.
Вторую законную жену, Марью, после 8 лет супружества тоже отравили, наследника не осталось.
Третья законная, Марфа, умерла девственницей через две недели после свадьбы (также отравлена[9]). После ее смерти царь обратился к отцам Освященного Собора, который был собран по случаю выбора нового митрополита: «В глубокой старости хотел было облечься в иноческий образ, но, видя бедствия государства и еще несовершеннолетний возраст моих детей, дерзнул приобщиться четвертому браку. И ныне умиленно прошу Святительский Собор простить меня и разрешить жениться и молиться о моем грехе». Старцы (среди которых был и игумен Ипатьевского монастыря, будущий архиепископ Вассиан) разрешили царю жениться, но наложили три года епитимьи – царю предписывалось в первый год не входить в собор до Пасхи (то есть как минимум полгода), во второй год стоять с оглашенными и покидать храм с началом литургии верных, на третий – уже с верными, но без Причастия. Царь добросовестно выполнял епитимью несколько месяцев. Но потом ее с него сняли, так как он пошел войной на татар, и это было условием возможного снятия епитимьи.
Детей от четвертой жены, Анны, у царя не было. Потом были пятая и шестая, уже незаконные жены, Анна и Василиса. Выживших детей от них также не было.
Седьмая незаконная жена – Мария Нагая – родила сына Дмитрия, который, как мы знаем, погиб в Угличе и впоследствии был канонизирован. Как он погиб: от несчастного ли случая или был убит – отдельный вопрос, к которому мы еще вернемся.
Как видим, за исключением брака с Анастасией Романовой, семейная жизнь царя была несчастной.
В первый незаконный брак (в пятый по счету, а по сути – четвертый) царь вступил в 1575 году, когда Ивану и Федору было уже больше 20 лет, но, по-видимому, царь полагал, что это не является гарантией продолжения династии. И был прав, так как мы знаем, что через шесть лет царевич Иван умер.
С другой стороны, все дети, которые могли бы родиться от трех последних браков, априори были незаконнорожденными. Это прекрасно понимали современники: царь Федор Иванович запретил поминать Дмитрия Ивановича как царевича, и царь Борис Годунов, когда писал в Речь Посполитую по поводу появления там самозванца Григория Отрепьева, также говорил о том, что Дмитрий не имел прав на русский престол, так как был сыном от седьмой жены.
Для чего же царь Иван Васильевич женился в пятый, шестой и седьмой раз? Вероятно, это можно понять так: хотя наследники от этих браков были нелегитимны, все-таки они кровь и плоть государя, а значит, была надежда, что дети царя поддержат своих братьев от первого брака отца в их политике.
Обратимся теперь к жизни Бориса Годунова при Грозном.
Он родился, вероятно, в 1552 году, под Вязьмой. Его отца (он был правнуком Ивана Годуна) звали Федор Иванович, а мать – Стефанида Ивановна. Отец рано умер, и Бориса вместе со старшим братом Василием (умер в моровое поветрие 1571 года) и сестрой Ириной воспитывал их блистательный брат Дмитрий Годунов.
Уже в 15 лет Борис попал на царский двор – он стал стряпчим (в его ведении погреба, гардероб, приемы). Но это можно объяснить не только ролью Дмитрия Годунова, но также и тем фактом, что троюродный брат Бориса, Григорий Васильевич Годунов, был дядькой (то есть воспитателем) царевича Федора Ивановича, младшего сына Грозного.
Сравнение двух икон |
В итоге в следующем 1571 году Борис удостоился великой чести быть дружкой невесты на свадьбе царя с Марфой Собакиной и «в мыльне с царем мылся» (то есть в бане). Кто и что делает во время свадьбы царя, расписывалось очень подробно. При этом дружкой царя был родственник Бориса – Иван Сабуров.
Через неделю состоялась свадьба старшего сына Ивана Грозного Ивана Ивановича, в которой Борис Годунов также принимал участие – но уже не только как приближенный Грозного, а еще и как родственник невесты. Ведь невестой была Евдокия Сабурова. Это был триумф рода Сабуровых – если царевич Иван был наследником престола, значит, Евдокию Сабурову прочили в царицы Руси!
Царевич Иван был интересным человеком. Он был близко знаком с преподобным Антонием Сийским и после его преставления написал ему канон, переработал его житие. Он был знающим и думающим человеком – известны его пометки на книгах. В одной из них он писал, что имя русского народа произошло от названия реки Рось. Это неверно, но уже сам интерес царевича к теме происхождения русского народа говорит о многом.
Сохранилась икона, которой Новгородский архиепископ Леонид благословил царевича Ивана и Евдокию на брак – она повторяет иконографию той самой иконы «Явление Богоматери с предстоящими Захарии Чету», о котором мы говорили как о родовой святыне этого рода. Только эта икона является как бы «мужским вариантом» того образа: если на той иконе изображена сидящая на престоле Богоматерь, и Ей предстоят Филипп и Ипатий, то на иконе царевича Ивана и Евдокии Сабуровой – на престоле восседает Христос и Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Заметим, что через полвека дочь царя Бориса Ксения Годунова вышила точно такой же покров, с тем же самым образом, были только добавлены припадающие Сергий и Никон Радонежские.
То, что Новгородский архиепископ благословил молодых этим образом, свидетельствует: наследие потомков Захарии Чета вышло на общероссийский уровень – их родовые символы становились общенациональными[10].
Участники этой свадьбы 1571 года прекрасно помнили, что 64 года назад отец нынешнего царя женился на другой представительнице рода Сабуровых – Соломонии. Несомненно, тема ее судьбы обсуждалась, и именно тогда немец Гейденсталь услышал из уст одной боярской дочери подтверждение того, что у Соломонии все-таки родился сын – князь Юрий Васильевич. На смотре невест и свадьбах Ивана Грозного и его сына Ивана присутствовало множество представителей Сабуровых и Годуновых; вероятно, они и были источником этой информации.
Но брак царевича Ивана был несчастным – уже через год Евдокия Сабурова была пострижена в монастырь, затем царевич женился еще два раза, но умер в 1581 году, так и не оставив потомства.
Что касается мифа об убийстве царевича Иваном Грозным, то его впервые озвучил иезуит Антоний Поссевино, который перед этим в пух и прах проиграл спор о вере Ивану Грозному. А художник Репин упрочил этот миф своей картиной, увенчав себя сомнительными «лаврами» другого любителя вешать ярлыки историческим деятелям – Пушкина.
После смерти царевича в родовой монастырь его первой жены – Костромской Ипатьевский – были вложены Евангелие, сочинения святителя Иоанна Златоустого, образ святителя Николы Чудотворца с деяниями и складни – «Живоначальная Троица» и «Воплощение Богоматери».
Вернемся к Борису и Ирине Годуновым.
С учреждением опричнины Борис вошел в состав опричного войска (как и некоторые другие Годуновы и Сабуровы)[11], но про них неизвестно, чтобы они принимали какое-то участие в тех самых казнях, за которые опричников не любил народ.
Его сестра Ирина Годунова родилась примерно в 1557 году и уже в 7 лет была принята на воспитание в Кремль, где росла вместе с Федором-царевичем – своим одногодком. Федор-царевич женился на Ирине примерно в возрасте 15 лет.
Точная дата свадьбы Федора-царевича и Ирины Годуновой неизвестна, принято считать, что это произошло не позднее 1575 года. Вполне вероятно, что она состоялась в 1572 году – вслед за свадьбой старшего сына Грозного. Именно в этом году братья Дмитрий Иванович и Борис Федорович Годуновы сделали первый земельный вклад в Ипатьевский монастырь – село Прискоково, что неподалеку от Плеса (ныне – Ивановская область).
Храм села Передки Бежецкой пятины - 1531 год. |
Еще при жизни Грозного его невестка прославилась своими мастерскими. В 1572–1582 годах она и ее помощницы вышили следующие пелены: «Положение во гроб» для Ипатьевского монастыря, «Преподобный Сергий Радонежский» для Троице-Сергиева, «Преподобный Варлаам Хутынский» для Хутынского, «Преподобный Александр Свирский» для Свирского монастыря.
В 1575 году царь Иван Грозный женился на Анне Васильчиковой – и Борис Годунов вновь был дружкой – только уже самого царя – и вновь вместе с ним «в мыльне мылся».
В 1577 году во время военного похода по пути из Новгорода в Псков царь изволил ехать на аргамаке, то есть на коне, Бориса Годунова. Это была большая честь. И в том же году Борис был пожалован чином кравчего. Кравчие следили за тем, чтобы царь случайно не отравился и не был специально отравлен во время еды и питья. Таким образом, Иван Грозный доверил Борису Годунову свою жизнь, точно так же, как его отец Василий III доверил свою жизнь брату Соломонии Сабуровой – кравчему Ивану Юрьевичу.
В 1580 году на последней свадьбе Грозного – с Марией Нагой – Борис Годунов был дружкой невесты. Это было не понижением чести, а данью родству, так как Нагие –родственники Годуновых – через Пешковых-Сабуровых. На этой свадьбе присутствовало много Годуновых: боярин Дмитрий Иванович, а также Василий Осипович Асанов с женой Ефимьей, Андрей Никитович, Карп-Константин Михайлович, Яков Михайлович, Никита Васильевич Годуновы.
Еще в правление Ивана Грозного Борис женился на дочери верного слуги царя – Малюты Скуратова Бельского – Марии. При этом одна ее сестра была замужем за князем Иваном Глинским, двоюродным братом царя, а другая – за князем Дмитрием Ивановичем Шуйским – братом будущего царя Василия Шуйского. Таким образом, через этот брак Борис Федорович стал родственником видных и влиятельных родов.
В 1581 году царь сделал 30-летнего Бориса боярином, а на следующий год у Бориса и Марии родилась дочь Ксения. В 1584 году, незадолго до своей смерти, Иван Грозный сделал Бориса конюшим – этот чин давался только особо доверенным и уважаемым боярам. В том году Годунову исполнилось всего 32 года.
Как видим, на судьбе потомков Захарии Чета ярко отразилась политика Грозного царя, заключавшаяся в «переборе людишек», – он умел казнить и миловать. Царь казнил немало Сабуровых и Пешковых, но он же женил своего старшего сына на Евдокии Сабуровой, младшего сына – на Ирине Годуновой, устроил блистательную карьеру для многих Сабуровых и Годуновых, в том числе для Дмитрия Годунова и Бориса Годунова – будущего русского царя.
Представьте себе царя Ивана Васильевича в 1572 году. Ему перевалило за 40 лет. Позади три брака, 21 год семейной жизни, но все три жены мертвы. Наследников только двое. Страна окружена религиозными и государственными врагами. Хватает проблем и внутри: бояре уже не раз показали свою гордыню – они и внутри собственных родов часто договориться не могут…
В этой ситуации выбор Ивана Грозного в пользу Сабуровых-Годуновых был единственно верным: они к тому времени уже 250 лет верой и правдой служили престолу и проявили себя выдающимся образом.
Как видим, царь Иван Васильевич создал уникальную ситуацию на русском престоле: каким бы образом ни сложилась судьба царства, она была бы связана с потомками Захарии Чета. Грозный рассчитывал, что править будет его сын Иван вместе с Евдокией Сабуровой. Если этого не случится – тогда сын Федор вместе с Ириной Годуновой. Если же династия пресечется, Грозный сделал все для того, чтобы самые видные места занимали такие претенденты на трон, как Дмитрий, Григорий и Борис Годуновы.
В правление Ивана Грозного потомки Захарии Чета продолжали оставаться творцами блестящих произведений искусства и играли выдающуюся роль в оформлении русской цивилизации.
kostromka.ru/kostroma/land/06/zontikov/7.php
http://kostromka.ru/kostroma/land/06/
КОСТРОМСКАЯ ЗЕМЛЯ. Краеведческий альманах. Приложение к серии «Костромская библиотека». — Вып. 6. — Кострома, 2006. — 624 с.: ил.
Очень жаль, что со своей стороны Вы прекратили нашу интересную беседу.
Я бы с удовольствием продолжил ее.
"А житийная справка, составленная свт. Димитрием, митр. Ростовским, о сщмч. Филиппе, митр. Московском, и совершаемая Церковью служба в честь сщмч. Филиппа - это лжесвидетельства?"
Безусловно, Жития Святых святого Димитрия Ростовского давно требуют пересмотра и редакции авторитетной комиссии, в которую должны войти как лица духовные, так и ученые.
В житиях, которые составлены в 17-18 веках нередки исторические и даже духовные ошибки, которые приводят к таким вопросам как ваш: мол, если в Житии написано, значит так и было?
Конкретизируя, могу указать как минимум на нездоровую антистарообрядческую направленность этих житий, и тиражирование мифа об убийстве святого царевича Дмитрия Угличского государем Борисом Годуновым.
И то и другое - искаженная история.
Давно назрела необходимость полного издания Миней-Четьих святого Макария, митрополита Московского, - это совсем другого уровня произведение.
"резковатость ведь не является случайностью. Вы же намеренно придали своему тексту соответствующую эмоциональную окраску. Зачем же трудитесь извиняться?"
Поверьте, я ничем не хотел вас задеть или обидеть. Я только радею за истину, и иногда бываю черезчур эмоционален.
"...речь именно об Иване IV, то могу сказать, что не рисую его "портрет" только одной краской (будь она белая или чёрная)"
Совершенно с Вами согласен - я точно также стараюсь относится к любому человеку. Будь то лицо историческое или наш современник.
"УРАНО-патриотизм" - это учение покойного священника Даниила Сысоева.
В Инете много текстов и сторонников и противников этого учения.
Отец Даниил проводил очень провокационную "миссионерскую" политику по отношению к мусульманам и по отношению к старообрядцам. Мусульман он, пусть невольно, провоцировал, обострял их отношения с православными.
Даже если он в чем то был прав догматически, та форма, в которой он это делал, была архи-неразумной.
Что касается староверов, то его познания в этой области отдавали дилетантизмом, предвзятостью, и были бы смешны, если бы в свою очередь не приводили к обострению отношений между православными новообрядцами и православными старообрядцами. Эта его деятельность была нарушением постановлений Поместных соборов Русской Православной церкви Московского патриархата 1918, 1971, 1988 годов.
Закономерным образом, такие взгляды отца Даниила привели к формированию учения уранопатриотизма, которое в условиях низкого и ущербного самосознания русского народа и все растущего давления глобализации было не просто ошибкой, было большим грехом, зловредным учением.
Именно из-за понимания этих реалий я в такой форме отреагировал на ваш вопрос. Возможно я ошибся, и вы не имели в виду ничего подобного.
"Вы обошли вниманием мои последние комментарии к предыдущей статье цикла, адресованные лично Вам".
Я не обошел их вниманием, я их отметил для себя. Просто у меня нет возможности отвечать регулярно. К сожалению.
Сегодня я Вам ответил на все Ваши комментарии.
"Какова связь между сводом православной догматики (который, собственно, и определяет суть православного вероисповедания) и отношением к личности и деятельности одного из русских монархов?"
Эта связь прямая и ясная. Мне кажется, я сказал об этом в своих предыдущих комментариях.
6. "... то это ... может стать поводом для дополнительного похода на исповедь. Понимаете? Лжесвидетельство называется..."
А житийная справка, составленная свт. Димитрием, митр. Ростовским, о сщмч. Филиппе, митр. Московском, и совершаемая Церковью служба в честь сщмч. Филиппа - это лжесвидетельства?
7. "... простите, если резковато"
Эта резковатость ведь не является случайностью. Вы же намеренно придали своему тексту соответствующую эмоциональную окраску. Зачем же трудитесь извиняться?
3. "... сквозит этакий богомерзкий УРАНО-патриотизм, поправьте меня, если я ошибаюсь..."
Как Вы, оказывается, скоры на суждения. Вот уж и каким-то богомерзким "сквозняком" от моих слов "повеяло". Кстати, что такое "УРАНО-патриотизм"? Это ошибочно написанное выражение "ура-патриотизм" или что-то самостоятельное?
4. "... детей Вы своих чему учите?.."
Если это не просто риторическая формула, но идёт речь именно об Иване IV, то могу сказать, что не рисую его "портрет" только одной краской (будь она белая или чёрная). Добавлю, что для меня любой человек - носитель Образа Творца. Именно такой взгляд на людей (неважно - живых или умерших) я и пытаюсь в первую очередь сформировать у своих детей.
5. "... Ну и где Вы потом будете искать свой авторитет..."
Во-первых, непонятно причём здесь авторитет. Во-вторых, я, например, вовсе не стремлюсь показаться своим детям этаким гигантом эрудиции, образцом объективности, вершиной культуры, генератором творческой мысли и т.п. Наконец, я не "ищу" авторитета. Мы в кругу своей семьи просто любим друг друга. А там, где у детей есть любовь к родителям, есть и родительский авторитет.
Здравствуйте, Максим!
1. "... возьму на себя смелость ответить на Ваш вопрос..."
Мне кажется, Вы сделали это напрасно. Вопрос был задан конкретному участнику обсуждения.
У меня (да, думается, и у Вас тоже) нет какого-либо основания полагать, что Сергей П. дал бы на мой вопрос ответ, по сути своей сходный с Вашим (разве только Вы с ним лично знакомы и/или знаете его точку зрения).
При этом Вы обошли вниманием мои последние комментарии к предыдущей статье цикла, адресованные лично Вам.
2. "... То есть, как связана наша православная вера и отношение к русским государям? Из контекста Вашего вопроса..."
Мой вопрос надо понимать буквально. В нём нет какого-либо скрытого смысла. "Контекст" вопроса целиком и полностью заключается в самом вопросе. Изложу его в иной форме. Какова связь между сводом православной догматики (который, собственно, и определяет суть православного вероисповедания) и отношением к личности и деятельности одного из русских монархов?
"Какие-то 2 крайности: одни оправдывают Иоанна Грозного, а другие его осуждают, а каким он был на самом деле никто сказать не хочет"
Если Ваше обобщение относится и ко мне, то оно неверно.
Это видно и из моей статьи, и из моих ответов на комментарии.
Уж увольте, я как раз за непредвзятое отношение к любому человеку, за гармничность и соборность мышления и рассуждения.
"Иоанн Грозный сыграл отрицательную роль в истории России: сама по себе опричнина создана по образу римо-католического ордена доминиканцев-инквизиторов. Свержение, а возможно и убийство митрополита Филиппа, бессмысленные казни неповинных, создали врагов как самому Иоанну Грозному, так и последующим: Борису Годунову и Василию Шуйскому и самому самодержавию, а потом привели к анархии и безвремению".
На счет образца для опричнины - это не доказано.
С казнями тоже не все так просто.
Даже в современных "рыночных" реформах есть смысл, тем более он был в деяниях того государя, который вставал в 4 часа утра, два раза в день посещал богослужение, писал духовные тексты, читал архивы, вел государственные дела и переписку, и т.д.
Опричниной не исчерпывается правление Ивана Грозного. Вот Вы вроде бы к гармонии призываете, а сами рубите с плеча...
До опричнины была симфония, после нее было деятельное покаяние. И самое главное - после Грозного, в правление Федора Ивановича и Бориса Годунова в России наблюдался расцвет во всех смыслах этого слова!
Ну и что же тогда не понятно?
Русский православный человек может конечно не знать своей истории, и не иметь в силу этого никакого мнения по поводу государя Ивана Грозного. Причем если он делает свое дело в системе цивилизационных связей - пашет, строит, рожает и т.д., то такое отстуствие знания никак его не унижает. Хотя и самые простые русские крестьяне слышали-таки сказки, былины, пели исторические песни.
Однако если мы с вами позиционируем себя как русских православных людей и обладаем хоть какой-то толикой образования, то мы же имеем какое-то представление о Грозном?
Если мы с вами будем судить об этом русском государе по слухам и недоказанным версиям, то это будет не только лакмусовой бумажкой уровня нашей внутренней культуры, но и может стать поводом для дополнительного похода на исповедь. Понимаете? Лжесвидетельство называется.
Или еще проще: детей Вы своих чему учите? Либералы считают Грозного гадом, а некоторые патриоты святым, а я, твой тятя, в вопросе не разобрался, так что ли? Ну и где Вы потом будете искать свой авторитет, если у вас нет собственного культурного фундамента? Как то так, простите, если резковато.
Поскольку Сергей не смог Вам ответить, возьму на себя смелость ответить на Ваш вопрос: "Каким образом связано православное вероисповедание и отношение к личности и государственной деятельности Ивана IV?"
То есть, как связана наша православная вера и отношение к русским государям?
Из контекста Вашего вопроса сквозит этакий богомерзкий УРАНО-патриотизм, поправьте меня, если я ошибаюсь.
Человек состоит из духа, души и тела, любая цивилизация состоит из религии, государства и культуры.
Как человек не может жить без тела, так Россия не может быть без государства. Надеюсь это понятно?
"Для начала можно почитать труды митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна".
Приснопамятный владыка, положа руку на сердце, судил о русской истории на основании довольно ограниченного числа источников и исследований. Но парадоксальным для неверующего человека образом, делал на основе этого скудного материала очень верные выводы - и о Грозном и о Годунове и о других государях. Для меня здесь все понятно: это проявление молитвенного духа и прозорливости благочестивого иерарха. Поэтому для тех читателей, для кого авторитетны наши владыки, его "Самодержавие духа" безусловно можно рекомендовать.
Если же все-таки хочется исторических исследований, то здесь пожалуй нужно обратиться к таким современникам как Сергей Перевезенцев. Можно и мою "Иерархи радуги" почитать...
"А касательно логики обоснованности обвинения (что Господь уготовил, странно, что мы приписываем себе это знание), то интересно, что бы можно было сказать по этой логике про святого императора Николая II, зная чем закончилась история его правления".
Очень верно. Я в своем сегодняшнем ответе Владимиру об этом же говорю. Арнольд Тойнби, с которым никто не может сравниться по широте охвата (в изучении истории мировых цивилизаций), очень хорошо сказал, что за расцветом всегда следует надлом, то есть падение. Это и психологически очень понятно, если мы вглядимся в собственную душу...
"смута – рок над готовыми служить по образцу заложенному. Значит не такой видел Господь Русь – отправил в путь очищения от плевел".
Владимир, вот не в обиду, а истины для: не знаете Вы истории! Как правило все самые большие падения в истории цивилизации происходили сразу после расцвета! Далеко ходить не нужно: подтверждением тому и история Израиля и история России: 16 век для нас расцвет (хотя я и соглашусь, что с провалом в период опричнины, что не принижает заслуг раннего и позднего Грозного), и Смута последовала сразу за расцветом русской веры, культуры и государственности!
Уж простите, как говорит наша молодежь: "пора учить матчасть":)
(продолжение цитаты из моей книги)
"...В череде этих (иностранных, о Грозном) свидетельств каким-то «проколом» звучит рассказ одного англичанина того времени, который писал о царе, что «ему не доставляет особого удовольствия ни соколиная охота, ни травля зверей, ни любая иная забава, ни искусное музицирование; но все удовольствие свое он полагает в двух вещах: во-первых, в отправлении богослужения, ибо он, без сомнения, весьма привержен своей религии, и во-вторых, в завоевании и подчинении своих врагов». В чем состоит этот «прокол», становится понятно, если исходить из того, что англичанин просто не понял «странные» увлечения царя, возможно даже осудил его, тогда как для современной ему Европы все более характерными занятиями монархов становятся именно псовая охота, «музицирование» и общение с куртизанками, а не молитва и походы.
Вряд ли стоит говорить о том, что все подобные свидетельства надо «поделить надвое», а то и вчетверо, прежде чем делать на их основе какие-либо выводы".
Хотя в свое время мне пришлось это сделать в книге "Иерархия радуги" (М., 2008). Даже если Вы не по Дворкину с Лунгиным судите о Грозном, я приведу для Вас цитату из своей книги:
"…Грозного, хотелось бы отметить явную политизированность его образа, и абстрагироваться как от демонизации грозного царя, так и от его идеализации. Нельзя не отметить, что обе историографические крайности основаны на произведениях иностранного авторства о России: в первом случае исследователи верят им на слово, а во втором категорически отвергают все ими сказанное. Можно сказать, что историография царствования Ивана IV, вслед за работами, посвященными Ивану III и, — в еще большей мере, — правлениям последнего Рюриковича и двух Годуновых, иногда «проштампована» сколь распространенными, столь же и не выдерживающими критики оценками.
Итак, если верить иностранным авторам, личность царя Ивана сводится к западничеству. Таков характер свидетельств итальянца Фоскарини («войско свое он устроил по примеру французов»), англичанина Флетчера (царь якобы говорил: «предки мои — германцы»), лютеранского пастора ливонца Одеборна (московский царь и московиты подражают немцам), саксонца Шлитте и немцев Таубе и Крузе (опричнина — рыцарский орден на европейский манер), и других.
Боюсь, что вы меня по-прежнему не поймете. Но считаю за долг ответить Вам.
"Цезарепапизм – вот трагедия и политическое кредо правления Ивана IV".
Это не так. До опричнины правление государя Ивана Васильевича представляет собой самый яркий в истории России образец симфонии Церкви и Царства. Во время и после опричнины тоже не все так просто. И потом применение западных реалий как правило не плодотворно для русской истории. Кто-то ищет у нас Возрождение, кто-то Реформацию - ущербный и бессмысленный это путь. Ни цезарепапизма, ни папоцезаризма в России никогда не было.
"первого западника земли русской"
"тиранию".
"безумству царя" = "с разумом помраченным"
Все это не так.
Вы не А.Л. Дворкина начитались, случаем? Александр Леонидович в свое время многое сделал для борьбы с сектами, честь ему за это и хвала. Но то, что он написал в своей диссертации о Грозном и положил потом в основу фильма "Царь" даже невозможно всерьез рассматривать.
Здравствуйте, Сергей!
Скажите, пожалуйста, каким образом связано православное вероисповедание и отношение к личности и государственной деятельности Ивана IV?
А касательно логики обоснованности обвинения (что Господь уготовил, странно, что мы приписываем себе это знание), то интересно, что бы можно было сказать по этой логике про святого императора Николая II, зная чем закончилась история его правления.
С уважением к личному мнению автора статьи.
"Повторюсь,жду с нетерпением Ваш цикл статей царевич Дмитрий-Борис Годунов-Лжедмитрий-Романовы. Думаю,эта тема крайне интересует многих. Где можно будет ознакомиться? На этом сайте?
То,что прочла,понравилось,красивый язык,хороший стиль"
Благодарю Вас!
Да, я надеюсь, что интересует многих, ведь это ключевая эпоха в нашей истории.
Редакция сайта готова публиковать следующие статьи здесь, это будет первая публикация.
Ну а все статьи вместе, в расширенном и исправленном виде, планируется издать отдельной книгой. Сейчас обсуждаю с издательствами условия.
"И о Пушкине вполне справедливо. Недаром он стал "нашим всем", когда всё остальное было сметено и оболгано.
Исследования подобные приведённому позволяет переступить узость Пушкиных и Карамзиных".
Все верно. Владимир Иванович Мартынов, тонкий знаток допетровской России очень хорошо ответил мне недавно в этой связи. Я ему: "Многие наши современники считают допетровскую Россию дикой, или уж по крайней мере хуже Имперской и Советской". Он мне (удивленно): "Дикой?! А я вот считаю, что диким был 19 век!"
Все так, собственную Россию как Древний Шумер раскапывали и дивились: "ух ты что у нас оказывается было!" БЫЛО.
"Излагая через предков, мы обретаем "материальность" истории, мы видим быт того времени, ощущаем дыхание эпохи. А этого одного достаточно, чтобы снять большую часть "поклёпов" на наших предков".
Лучше не скажешь, готов подписаться под каждым словом. Один из комментаторов "постебался", что я, мол, 400 лет спал летаргическим сном, намекая, что я - человек из тех времен, которые описываю. Хотел бы я им быть, это был подлинный русский расцвет...
И я думаю, что Вы меня поймете: наша вера и знание своей родословной, знание русской хронологии и календаря (по которому мы сейчас, кстати, живем в 2021 году), русского языка (в том числе умение читать скоропись 16-17 веков - к сожалению, это "китайская грамота" для большинства наших соотечественников), обращение к первоисточникам, а не к искаженным иностранным, либеральным и социалистическим историческим трудам (что не отрицает и множества прекрасных работ 18 -20 веков) - все это в совокупности и дает возможность почуствовать себя частью своей Родины, своей нации и своей цивилизации.
И пусть дальше "стебаются" ни на что более не способные "комментаторы", но мы с Вами понимаем, что эта опора и этот пафос - единственное, что способно сохранить нас.
Благодарю Вас. И не только потому, что это касается лично меня, а еще и потому, что, зло всегда найдет себе выход, а добру нужна поддержка, - именно как добро я расцениваю ту цель, которую ставлю перед собой. Эта цель - ориентированный на традиционные русские ценности взгляд на нашу с Вами историю, без предвзятости и приукрашиваний.
"Ваши поклонники"
Я не "звезда шоу-бизнеса", чтобы у меня были поклонники.
Есть люди, которым интересно то, что я делаю. Согласные с моими выводами и нет. Если Вы внимательно почитаете, то Вы поймете, что здесь есть немало людей не только имеющих свое мнение, но и способных донести его до собеседника. И я с удовольствием общаюсь со своими критиками, они мне очень помогают. Только не нужно путать критику с базаром.
"Вы, что же себя в уровень с Пушкиным изволите ставить?"
Помилуйте, что ж это за канонизация такая поэта и писателя, умершего 200 лет назад? С какой же это стати мне, профессиональному историку, не указать на то, что зияет галактической бездной в трудах сего историка-любителя - на доверчивость по отношению к Карамзину, импульсивность в восприятии русской истории и т.д.? "Не сотвори себе кумира" - это про Вас!
Если вы в состоянии отвлечься от своего пафоса, очень советую почитать такие работы инока Климента (Константина Николаевича Леонтьева) как "О всемирной любви", "Страх Божий и любовь к человечеству" и др. Кто знает, может быть тогда за Пушкиным, Толстым и Достоевским (гениальными писателями поздней, европейской, России) вы увидите подлинную, традиционную, русскую Россию...
"Совок" просто прет"
О, я смотрю Вы удивительно учтивый и воспитанный собеседник.
"кто бы ни были Ваши предки, как уже указано выше, пользы Вам от этого ну никакой..."
Ну, это уж не Вам судить, Анатолий.
"Вы же себя считаете высокостоЯщим? или высокостОящим?"
"...отповедь оппоненту в духе "Сам дурак"
"похвальбе предками"
"много позерства"
"Cвой снисходительный тон оставьте при себе"
С чего Вы все это взяли и где Вы это видели?
Может быть не стоит вешать ярлыки лично не знакомым Вам людям?
Я любого своего оппонента уважаю, по крайней мере пока он сам уважает себя.
Все, что Вы написали - откровенная ложь и вызывает сомнения в том, насколько вы уважаете своих собеседников да и самого себя.
"Дорастите хотя бы пока до того, чтобы достойно воспринимать критику"
Я прекрасно воспринимаю критику. Рассказать Вам, что такое критика? Это мнение, логически обоснованное и структурно выверенное. А то, что я услышал, это не критика, это эмоции, причем некрасивые и дурно пахнущие. Это, кстати, и к Вам относится...
Повторюсь,жду с нетерпением Ваш цикл статей царевич Дмитрий-Борис Годунов-Лжедмитрий-Романовы. Думаю,эта тема крайне интересует многих. Где можно будет ознакомиться? На этом сайте?
То,что прочла,понравилось,красивый язык,хороший стиль.
"Неплохой цикл статей получается, чего уж".
Благодарю Вас.
"Хотя пока ничего принципиально нового для себя не узнал"
Ну, каждый читатель ждет или ищет чего-то своего.
Я впервые написал о:
галицко-волынском происхождении Захарии Чета,
том что Давид Серпуховской был духовным отцом преподобной Софии,
и немало другого, о чем до меня не писали.
"Ожидаю с интересом о "царевиче Димитрии" и царе Шуйском".
Шуйский, кстати, фигура интереснейшая! И достойная очень и вызывающая сожаление...
"Кстати, не заметил никакой "саморекламы" автора".
Благодарю покорно. Я тоже не заметил. Тут уж, по русской пословице: "без меня меня женили".
Кстати, не заметил никакой "саморекламы" автора.
И о Пушкине вполне справедливо. Недаром он стал "нашим всем", когда всё остальное было сметено и оболгано.
Исследования подобные приведённому позволяет переступить узость Пушкиных и Карамзиных. Собственную историю необходимо переосмыслить, а не повторять западные бредни.
Пушкина защищаете, а меня критикуете. Но ведь он своих предков описывал в том же "Борисе" с большой охотой (с)
Как сказал бы проф. Преображенский:"Просто великолепно". Вы, что же себя в уровень с Пушкиным изволите ставить? тут даже Ваши поклонники должны были бы почувствовать себя неудобно.
"Да будь твой отец хоть Апостол Павел" (Свт. Иоанн Златоуст)
Это о похвальбе предками. так, на всякий случай. Вы выглядели бы достойно, если бы упомянули о них вскользь. А так: Вы жили и воспитывались где? В СССР? О чем тогда речь?? Меня тоже отвратила такая подача материала. Насколько уместна была бы скромность в данной ситуации. Опять же: отповедь оппоненту в духе "Сам дурак" говорит сама за себя. "Совок" просто прет и кто бы ни были Ваши предки, как уже указано выше, пользы Вам от этого ну никакой!
P.S. Cвой снисходительный тон оставьте при себе: вдруг Вам пишет комментарий академик или потомок французских королей?
сейчас готовы 5 и 6 части - про царствование Федора Ивановича, которое современниками (и русскими и приезжими) почитались как расвет русского Царства.
Хотя смерть царевича Димитрия произошла при нем, я планирую выделить это событие в отдельную статью.
Причем видимо придется объединить тему царевича с заговором Романовых против государя Бориса Годунова и с историей первого Лжедмитрия.
Именно от ответа на эти три вопроса-загадки (о смерти царевича, о природе романовского заговора и о происхождении первого названного Дмитрия) зависит во многом наше с Вами понимание последующей русской истории и отношение к династиям Рюриковичей, Годуновых и Романовых.
Все эти последующие части (включая царствование Бориса Федоровича и Смуту, начавшуюся после убийства Царской семьи), Бог даст, последуют блоком в несколько статей - уже не ранее чем через несколько месяцев.
Но хочу обратить Ваше внимание на то, что этой статье ("Выбор Ивана Грозного") предшествует еще три, уже опубликованных, без ознакомления с которыми сложно понять отношения Рюриковичей и Сабуровых-Годуновых и последующие события.
1 и 3 статьи активно комментируются читателями, а вот 2 пока никем не прокомментирована. У вас есть возможность открыть эту традицию:)
По теме: Вы сначала узнайте, что такое "титул", а потом будете рассуждать на эту тему.
Всего доброго
Ольга, держитесь!
Чем именно Вам не понравилась моя статья, Вы можете обосновать?
"меня, маленького"
Вот-вот, Вас "маленького"... Сейчас каждый ученик в хорошей школе слышал, что изучение своей родословной есть первейшее средство заинтересоваться историей родной страны и глубоко ее изучить.
Так что никакого самопрославления и саморекламы у меня нет, я своими предками не кичусь, они разные были.
А вот до какого века Вы знаете своих предков, боюсь спросить:)? То-то. Бороться надо с такими нехорошими эмоциями.
"автор больше 400 лет спал летаргическим сном, а сейчас вот проснулся" "учит нас, неразумных, правде исторической, которую своими глазами наблюдал"
Ну это уж просто словоблудие. Вам не научить тому, о чем я могу рассказать, даже через 1000 лет летаргического сна.
"самопрославления через своих предков (в общем контексте звучит вроде "наши предки Рим спасли")" "самореклама предками - крайне неуместно, потому что абсолютно ничего повествованию о царях не прибавляет"
"очень круто о Пушкине"
Эка Вас ломает:) Может в храм сходить, исповедаться?
Что касается Пушкина А.С., то при всей гениальности художественной человек насадил в нашем народе массу оскорбительных мифов, пытаясь быть историком... Часть вины, конечно, на Карамзине, уж очень Пушкин доверял "бедной Лизе" русской историографии.
Далеко ходить не нужно: пушкинский "Борис Годунов" - собрание лживых мифов.
И потом, как то нелогично, - Пушкина защищаете, а меня критикуете. Но ведь он своих предков описывал в том же "Борисе" с большой охотой. Какие-то двойные у вас стандарты.
Если не помните, напомню: Гаврила Пушкин - один из основных творцов Смутного времени (в отличие от Гоударя Бориса Годунова, который всячески старался Смуты не допустить) - он поддержал Лжедмитрия и многое сделал для его возвышения.
Что касается Вашего тезиса, что мои упоминания о моих же предках ничего не дают для понимания темы... Ну что ж, тогда Вы разом отвергаете генеалогический в русской науке, и ее творцов - всех разом - и С.Б. Веселовского и С.Д. Шереметева и других.