Рожденные расколом

Об исторических особенностях возникновения «УПЦ в Канаде»

Константинопольский Патриарх Варфоломей делегировал на Украину архиепископа Даниила и епископа Илариона «для уврачевания раскола» и предоставления томоса некоей, пока никому не известной «Единой Православной Церкви Украины». Оба этих архиерея представляют две некогда раскольнические украинские группировки в США и Канаде, которые были приняты под омофор Константинопольского Патриархата в 1990-м и 1995-м гг.

Об исторических особенностях рожденных в расколе украинских церквей за океаном – наш разговор с епископом Иовом (Смакоузом), 13 лет несшим послушание управляющего Патриаршими приходами РПЦ в Канаде, временно управлявшим Патриаршими приходами в США (2009–2010 гг.) и в сентябре с.г. прибывшего на Украину для дальнейшего архипастырского служения.

Собор раскольников-самосвятов 14 октября 1921 г. в Киеве Собор раскольников-самосвятов 14 октября 1921 г. в Киеве

– Владыка, как свидетельствует история, православные эмигранты из западнорусских земель, ныне входящих в состав Украины, пребывали под омофором Русской Православной Церкви. Возникшая трудами монахов Валаамского монастыря епархия с 1872 года имела свой центр в Сан-Франциско. В 1905-м году этот центр был перемещён архиепископом Тихоном (Белавиным), будущим св. Патриархом всея Руси, в новый Нью-Йоркский Николаевский собор. Откуда же взялась УПЦ в Канаде?

– Действительно, с 1907 года единственная православная епархия Американского континента именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской. Она охватывала всю территорию США и Канады и насчитывала около сотни приходов и десятки тысяч верующих.

К большому сожалению, после переворота 1917 года в Петрограде и кратковременного возникновения в Киеве Украинской Народной Республики дух национализма и революционного радикализма постепенно стал проникать и в среду православных украинцев Канады.

В августе 1918 года состоялась конференция православных украинцев канадских провинций Манитобы, Саскачевана и Альберты, большинство из которых вынуждено было посещать униатские приходы. На ней было создано Украинское Православное братство с целью организации Украинской Православной Церкви в Канаде.

– Как же оно действовало?

– Это братство, понимая, что Церковь не может существовать без епископа, обратилось к епископу РПЦ Александру (Немоловскому)[1], родом из Волыни, с прошением стать во главе «Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде» (так они решили назвать свою церковную организацию). Епископ Александр сначала согласился помочь с организацией церковной жизни этих православных украинцев и председательствовать на предполагаемом Соборе, но затем, благодаря стойкости администратора и начальника Канадской миссии, настоятеля Свято-Троицкого храма в Виннипеге архимандрита Адама (Филипповского), уроженца Галиции и «строгого русина», твердого поборника единства Русской Православной Церкви и Прикарпатской Руси со всем русским народом, отказался. Несмотря на всю клевету на него, отсутствие поддержки своего архиерея, отцу Адаму, твердому стороннику нерушимого единства «Канадийской (Канадской) Руси» с Великой Русью, удалось добиться, что в 1918-м году епископ Александр не присутствовал на съезде украинских сепаратистов и не поддержал их. Национализм и нарушение церковных канонов и присяги в церковной жизни Галиции и канадских галичан он называл «австро-галицийским болотом».

– Но Собор таки состоялся?

Без благословения епископа это был не Собор, а самочинное сборище

– Без благословения епископа это был не Собор, а самочинное сборище, которое состоялось 28 декабря 1918 года. Так как на нем не было ни одного архиерея, то никаких решений о каноническом образовании церковной жизни украинцев не принималось. Зато были приняты решения об организации духовной семинарии в г. Саскатун. А вскоре состоялся второй «собор» – 27 ноября 1919 года, на котором присутствовал Антиохийский митрополит Герман, незаконно принявший под свое окормление украинские приходы в Канаде, как это он сделал ранее в США.

Очередное сборище, так называемый «Собор Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде» (УГПЦК) 16–17 июля 1924 года, так же, как и ранее сборище украинцев в США, принял решение пригласить Ивана Теодоровича[2] возглавить их церковь, которое он и принял.

По информации самих самосвятов, возглавлявший их митрополит Герман из Антиохийской Православной Церкви передал свои права самосвяту Ивану Теодоровичу. Какое право он имел их возглавлять, а затем передавать неканоническому беглому «артисту» в архиерейском облачении? Непонятно.

– Как эта «церковь» выражалась количественно?

– Самосвят Теодорович посещал канадские приходы только зимой, летом его замещал голова консистории Семен Савчук. Согласно сомнительным данным самих украинцев, в конце 1928 года неканоническая УГПЦК имела 64 тыс. членов, объединённых в 152 парафии, в которых служил на украинском языке 21 «пан-отец». В 1940-м году было уже 189 приходов. Кроме небольшого количества бывших униатов, их составляли «щирі» буковинцы и волынчане новой волны эмиграции из Польши 1930-х годов. Однако и в Канаде через некоторое время начались протесты против неканонической «хиротонии» киевского самосвята Теодоровича.

Митрополит Иларион (Огиенко) Митрополит Иларион (Огиенко)
– После Второй мировой войны ситуация изменилась?

– В 1951-м г. канадские раскольники-автокефалисты пригласили к себе бывшего митрополита Польской Православной Церкви Илариона (Огиенко; 1882–1972), бежавшего вместе с отступающими фашистами на Запад.

Он с 1951 до 1972 год был Первоиерархом так называемой Украинской Православной Церкви в Канаде с титулом митрополита Виннипегского. По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), «православный по вероисповеданию, Огиенко считал, однако, возможным причащаться у униатов». Благодаря трудам Илариона (Огиенко) – историка националистического направления, политического деятеля, филолога и переводчика Библии на украинский язык – УПЦК достигла вершины своего развития. Он был рукоположен митрополитом Варшавским и всея Польши Дионисием (Валендинским) в сан епископа Холмского в годы II мировой войны – в 1940-м году, но не для оккупированной немцами Украины, а для т.н. Генерал-губернаторства, то есть части Польши, вошедшей в состав Рейха.

– Митрополит Иларион (Огиенко) до прихода в Канаду был каноническим иерархом?

Есть все основания считать Американскую и Канадскую Украинские «церкви» безблагодатными

– Иларион мог бы быть признан архиереем вполне законным, если бы не ряд обстоятельств. Известно, что в 1944-м году в Варшаве он сослужил вместе с автокефалистами Сикорского. А возглавив Канадскую Украинскую «церковь», Иларион, подобно своему предшественнику Мстиславу (Скрипнику), вынужден был признать все те же самосвятские принципы ее устроения на основе «канонов» 1921 года. Никакого перерукоположения безблагодатных «священников» не последовало и на этот раз.

Впрочем, некоторые говорят, что Иларион маскировал перерукоположения самосвятов под видом награждения их «протоиерейством»: они становились на колени перед престолом, он читал молитвы на хиротонию, возглашал «аксиос» и вручал какую-то награду. Но можно ли такой фокус считать благодатным действом?

Как видим, есть все основания считать Американскую и Канадскую Украинские «церкви» одинаково пораженными метастазами самосвятства, а потому безблагодатными.

– И все же они были приняты Константинопольским Патриархатом в свое лоно?

– 1 апреля 1990 года Украинская Греко-Православная Церковь Канады была принята в юрисдикцию Вселенского Патриархата. Потеряв свою раскольническую незалежність, она обрела канонический статус несколько сомнительного характера. О полноте благодати говорить сложно, так как они не приносили покаяния в грехе раскола.

Освящение «пасок» в соборе св. Андрея УПЦ в Канаде. В храмовом помещении висит портрет Петлюры Освящение «пасок» в соборе св. Андрея УПЦ в Канаде. В храмовом помещении висит портрет Петлюры

– Затем дошла очередь и до американских украинцев?

Константинополем были подобраны две неканонические эмигрантские группировки

– Через 4 года и 11 месяцев, 12 марта 1995 года, Константинопольский Патриархат принимает в свою юрисдикцию другую украинскую североамериканскую группировку – «Украинскую Православную Церковь в США», иерархия которой до этого считалась в православном мире раскольнической. В 1996-м году к ней присоединились приходы украинской диаспоры Западной Европы и других континентов. Так Константинополем были подобраны две неканонические украинские эмигрантские группировки. Как видим сегодня, эта дуга замыкается в круг, когда дело «автокефальных томосов» дошло до Киева, и с Константинопольским Патриархатом прекращены всякие взаимоотношения...

Константинопольский Патриархат, поспешно принимая в свое общение бывших раскольников, не потребовал от них подписания Акта, в котором бы они однозначно осудили самосвятскую «автокефалию» 1921 г. Васыля (Липкивского), «автокефалию» 1942 г. Поликарпа (Сикорского) и все современные расколы на Украине, с указанием на то, что на Украине они признают лишь каноническую Украинскую Православную Церковь.

«100-летие Украинской Православной Церкви в США». Изображение с сайта uocofusa.org «100-летие Украинской Православной Церкви в США». Изображение с сайта uocofusa.org

Сегодня мы видим, чем это оборачивается для канонической Православной Церкви на Украине и всего мирового Православия.

Владыка, а какова была реакция Поместных Церквей на эти действия Константинополя?

– Прошло много времени… Не так легко и быстро можно вспомнить о тех событиях. Со стороны Православных Церквей, скорее всего, не было никакой реакции. Они сочли эти деяния Фанара внутренним делом Константинопольской, а также Русской Церквей… Не знаю, как информировал об этом своих собратий – Предстоятелей Поместных Церквей – Константинопольский Патриарх… Кажется, мы узнали об этих событиях спустя какое-то время, из новостных сообщений североамериканских украинцев. Позднее в Канаде была издана небольшая хронология тех событий. Наша Церковь вступила в переписку с Фанаром, пытаясь прояснить все обстоятельства и детали этого туманного дела. Это очень похоже на то, как ребенок нахамил родителям и побежал к бабушке, чтобы та пожалела его, скрыв от нее все обстоятельства своих проступков и хулиганства…

Константинопольский Синод нагло создал на территории Русской Церкви свои параллельные структуры

Это завершилось тем, что Русская Православная Церковь официально не вступила в евхаристическое общение с принятыми в состав Константинополя бывшими в расколе церковными украинскими структурами. Вскоре последовал еще худший Эстонский кризис, когда Константинопольский Синод нагло создал, в нарушение канонов, на канонической территории Русской Церкви свои параллельные структуры. Последовало прекращение с фанариотами евхаристического общения, с устремлением нашего Священноначалия уврачевать нанесенную не только нашей, но и Вселенской Православной Церкви тяжелую рану, так как страдание одного члена отражается на состоянии всего тела...

Есть также данные о том, что в 1995-м году Патриарх Константинопольский Варфоломей письменно дал обещание Патриарху Алексию, что принятые общины не будут «сотрудничать или иметь общение с иными украинскими раскольническими группировками». Как видим сегодня, это обещание было ложным.

Прием лжепатриархом Филаретом делегации УПЦ Канады во главе с митрополитом Юрием (Калищуком) в феврале 2015 г. Видимо, уже тогда рождались планы о получении раскольниками долгожданного томоса. Прием лжепатриархом Филаретом делегации УПЦ Канады во главе с митрополитом Юрием (Калищуком) в феврале 2015 г. Видимо, уже тогда рождались планы о получении раскольниками долгожданного томоса.

– Владыка, самозваные украинские православные «церкви» УПЦ КП и УАПЦ поддерживаются исключительно политическими, часто радикальными силами. А в Канаде?

– В жизни и деятельности УПЦ Канады большую роль играют не епископы, а консистория, в которой почти половина мирян, и также светские националистические организации типа СУК («Союз украинок Канады») и КУК («Конгресс украинцев Канады»), от которых архиереи и приходы во многом зависимы финансово. Правда, с уходом из жизни старой эмиграции прихожане украинских Церквей в Америке становятся все более англоговорящими и аполитичными по отношению к делам на Украине. Их дети, особенно состоящие в смешанных браках, считающие себя 100-процентными канадцами и говорящие только на английском языке, о далекой Украине и церковной жизни там не знают почти ничего. Правда, они могут знать несколько украинских слов, касающихся главным образом старой украинской кухни и праздников (поздравлений на «Українське Різдво та Паску»). К сожалению, в Канаде Украину чаще всего вспоминают в связи с различными политическими скандалами, драками в парламенте, перевыборами, коррупцией, Чернобылем. Новый всплеск интереса к Украине был вызван последней майданной революцией…

– Как же теперь относиться к УПЦ Канады и США, ведь формально они именуют себя каноническими?

Это аналог разбойничьей «ювенальной юстиции» в Христовой семье

– Как видим, какая-то странная получилась у них «каноничность неканоническим путем»: каноничность без любви, каноничность без истины, каноничность с узакониванием греха раскола и без покаяния! Это потворство расколу. И на повторение этих прецедентов очень надеется анафематствованный отец главного раскола на Украине, что принесет много проблем Греческой Патриархии во многих уголках мира. Многие из них уже испытывают эти проблемы, посеянные Константинопольским Патриархатом, на себе, и не только греки, но и все православные Северной Америки… Что ж, мы должны помнить, что блудный сын из известной евангельской притчи вернулся туда, откуда ушел – к родному отцу, а не к какому-то «добренькому» соседу, стремящемуся присвоить чужое. Это какой-то аналог разбойничьей «ювенальной юстиции» в церковном доме, в Христовой семье…

К этим церковным структурам следует относиться так, как постановил Синод нашей Церкви на своем последнем чрезвычайном заседании. Да и ранее мы относились к этим структурам таким же образом. Сейчас же подобное отношение распространено на весь Константинопольский Патриархат. И виновата в этом не наша Церковь, а политиканствующие фанариоты…

– Владыка, а если допустить, что православный верующий Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) окажется за рубежом, и там не будет других храмов, кроме фанарских, – как быть?

– Сегодня прервано молитвенное поминовение Предстоятеля и иерархов, виновных в антиканонических действиях, сослужение епископата, участие в общих мероприятиях. Но в случаях самой крайней необходимости миряне и простое духовенство, думаю, могут причащаться и молиться в украинских храмах Канады и США при поездках, паломничествах, родственных, семейных мероприятиях (бывают же смешанные семьи). Но в таких случаях лучше брать благословение своего архиерея или духовника. И оставаться верными своей Матери-Церкви, которая духовно родила нас в таинствах, матерински заботится о нашем духовном росте! И также молиться о вразумлении тех, кто против нас, против любви Христовой, кто, насильно захватив наши храмы в начале 1990-х годов, думает, что поступает «правильно». К этому призывает нас наша Церковь, а соглашаться с расколом, с беззаконием – значит становиться соучастниками греха и преступления. От всей этой пагубы да сохранит нас Господь Своею благодатию!

Епископ Иов (Смакоуз) Епископ Иов (Смакоуз)
– И все же, владыка, как, на ваш взгляд, верующим канонической Православной Церкви Украины относиться к происходящему?

– Я напомню лишь слова, сказанные нашим Предстоятелем – Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием: «Если человек опутан грехами по рукам и ногам, то никакой томос ему не поможет. Потому что спасается человек через покаяние, через личный подвиг, и никто за меня этого не может сделать». Нам всем следует, как призывает наш Первоиерарх, сосредоточиться на личном спасении, молиться и хранить чистоту веры, в этом и состоит наше священное задание. Не осуждая никого, мы должны идти по пути, который ведет человека прямо к Богу. Блаженнейший также сказал: «Святая Православная Церковь со своим народом пережила тяжёлые годы войн и лихолетий, гонений и голода. Православные украинцы засвидетельствовали твёрдость христианского духа. Пример наших земляков, предшественников, которые с достоинством перенесли испытания, вдохновляет нас быть мужественными и в нынешний час». И тут нечего добавить.

С епископом Иовом (Смакоузом)
беседовал Сергей Герук

20 сентября 2018 г.

[1] Александр (Немоловский; 1880–11 апреля 1960), с 6 июля 1916 года по 10 декабря 1918 года викарный епископ Алеутской и Североамериканской епархии с титулом Канадский (впоследствии митрополит Брюссельский и Бельгийский Московского Патриархата).

[2] Иван Теодорович родился 6 октября 1887 года около Почаева на Волыни, учился в Житомирской семинарии, из которой был исключен за революционное украинофильство, в 1915-м принял священный сан, в 1917–1920-м гг. - капеллан армии УНР. 26 октября 1921 года самосвятами лжемитрополитом Липкивским и лжеархиепископом Шараивским вдовый Теодорович «рукоположен» на Подольскую кафедру. В 1924-м году выехал в Северную Америку для возглавления мазепинцев.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Преследование канонической Церкви вызвано углублением раскола на Украине
На официальном сайте Сербской Православной Церкви размещено рождественское интервью епископа Бачского Иринея изданию «Печат» (Сербия) от 30 декабря 2022 года, в котором, в частности, затрагивается тема положения Украинской Православной Церкви, переживающей новую волну гонений.
Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал
12 мая 2022 года в столице Кипра Никосии состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом.
Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм
23 мая 2022 года «Синод» раскольнической структуры «ПЦУ» под руководством Епифания Думенко заявил о создании религиозной организации с названием «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь) Украинской Православной Церкви (Православной церкви Украины)», для которой хочет заполучить один из храмов Верхней части Лавры.
Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в работе Всероссийской научно-богословской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право».
В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников
Отдел по ересям и культам Пирейской митрополии Элладской Православной Церкви опубликовал в греческом издании «Вима Ортодоксия» статью «Что означает для Православия разрушение Христианства на Западе?».
Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине
Вышла в свет книга члена Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерея Андрея Новикова «Русская Церковь на страже Православия в XXI веке».
Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви
Коснувшись в интервью журналу «Международная жизнь» церковной ситуации на Украине, Святейший Патриарх Сербский Порфирий подчеркнул: «Мы не изменим нашу позицию. Оказываем и продолжим оказывать значительную поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви».
Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви
Вышла в свет книга «Украинский церковный вопрос», продолжающая серию книг, посвященных теме украинского раскола. Ее автор — митрополит Пирейский Серафим — один из наиболее авторитетных иерархов Элладской Православной Церкви, пламенный защитник интересов Церкви, ее чистоты исповедания и целостности ее канонического строя.
Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках
По своему жанру письмо представляет собой краткое историко-каноническое исследование, в котором деятельность Фанара всесторонне анализируется на основании документов о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату в 1686 г., канонических правил и томосов Константинопольского Патриархата.
Комментарии
Елена24 сентября 2018, 22:35
Причащаться у раскольников, конечно же, нельзя...
Ярослав23 сентября 2018, 00:00
Многие в комментариях смущаются как же это владыка то говорит, что УПЦ в США и УПЦ в Канаде "безблагодатные", то в случае крайней нужды там можно причащаться. Но ведь "свет клином не сошелся" на этих юрисдикциях, их приходы не единственные православные в США и Канаде. Там есть еще автокефальная Православная Церковь в Америке, приходы Русской Православной Церкви Зарубежом, есть даже канонические приходы Антиохийской, Сербской и тд поместных Церквей.
Максим М.22 сентября 2018, 23:36
Спаси Господи! Какая разница, что думают о себе раскольники, самочинные организации, это все равно. Церковь Христова - одна и единая, а все остальное, это придумки, недоразумения. Я тоже могу сказать, что я - "Царь Всея Руси", но от этого ничего не изменится. Я думаю Господь допускает расколы, чтобы извести из Тела инородные элементы, которым чужда идея единения, поэтому как ни странно расколы тоже нужны. Зато теперь видно, кто есть кто. Яркий пример этого недоразумения - обновленцы. Но люди не дураки - никто туда не ходил. И еще, как можно пойти на мученический подвиг ради этих псевдоцерквей. Наша Церковь доказала на крови Новомучеников, что Она и есть Истина.
Андрей22 сентября 2018, 13:20
Добрый день. Если это раскол, то причастие не причастие. А если причастие это причастие то, это не раскол. Впрочем это лишь мое мнение.
Катерина 22 сентября 2018, 11:55
Гедеван22 сентября 2018, 02:57 - если проследить историю всевозможных расколов, то хорошо видно, что в истоках всегда греховность человеческой природы: гордыня и затем автоматически следует уже и любоначалие. Военные действия вторичны. На сайте Машкова есть интереснеший анализ политических процессов на Украине. Только дойдя до конца этого анализа, я поняла, что анализ-то в 20х годах 20но века был написан. И при том белоэммигрантом. Ноль изменений национального сознания за сто лет. Ноль изменений человеческой природы даже вопреки урокам Второй Мировой. И как следствие ныняшняя ситуация, зеркально отражающая тогдашнюю. По делам своим приемлем эх.
Анна С.В.22 сентября 2018, 09:22
"Оба этих архиерея представляют две некогда раскольнические украинские группировки в США и Канаде, которые были приняты под омофор Константинопольского Патриархата в 1990-м и 1995-м гг." Константинопольский патриархат кто? Бог? Как можно без покаяния принимать раскольников? Они так и остались без благодати и быть на службах и причащаться у них нельзя.Ведь "соглашаться с расколом, с беззаконием – значит становиться соучастниками греха и преступления. "
Галина Костина22 сентября 2018, 08:56
Переживаю за наши Лавры. Особенно за Святогорскую, мы ее всем Донбассом поднимали из руин. Люди получали там благодать. Господи, спаси и сохрани Церковь нашу Православную от раскола.
Гедеван22 сентября 2018, 02:57
Очень радостно когда сам владыка с пониманием процессов не осуждает никого и тем более настоятельно рекомендует то же другим. Я даже думаю, что суть статьи именно в том. Если побольше людей рассуждало так, не осуждая, я думаю что события на востоке Украины вообще бы не состоялась. Исторический обзор, конечно, много всякой информации дал, но он не объясняет почему этот томос возникает именно сейчас. А военные действия, это сами по себе раскол высшего уровня. Вот он и перешёл на церковный уровень,а этого нельзя было допускать.
сергей22 сентября 2018, 01:07
Для вопрошающих. Владыка поясняет,поскольку они после раскола все же были приняты в лоно канонической Церкви, причастие было допустимо.
Димитрий, Белая Русь21 сентября 2018, 23:42
Символично: на фото с освящением "пасок" портрет Петлюры на месте иконы, а крест в руках неканоничный...
Елена21 сентября 2018, 16:33
Галина, это был риторический вопрос. У раскольников таинства недействительные и участие в них- измена Православной Церкви и предательство веры. Наташа, спасибо за комментарий.
Анна С.В.21 сентября 2018, 15:53
Какой крайний случай??! Перед смертью стать предателем своей веры, поверив в безблагодатное причастие раскольников, причаститься и стать их частью? что за ерунда? Зачем такое "причастие"?
Галина21 сентября 2018, 10:26
Елена, крайний случай,если Вы,не дай Бог,присмерти,а рядом нет наших храмов и батюшек,чтобы причаститься
наташа21 сентября 2018, 10:20
В случае крайней необходимости взять благословение у Архиерея и причаститься у раскольников думая, что поступаешь "правильно" и при этом думать, что сохраняешь "верность" Матери- Церкви. А для детей раскольничество станет уже нормой, как у тех Канадских детей. Для чего причащаться у раскольников если они безблагодатные? Это может спасти? Разве Господь о нас не заботится даже в наших самых крайних случаях. Молитвенно будем обращаться к Господу Иисусу Христу к Матушке Богородице, всем святым, ангелам. Вот Они спасут, но не безблагодатное раскольническое причастие которое и есть соглашение с расколом. Дай Бог чтобы все люди от раскола пришли к Истинной Православной Матери-Церкви.
Дмитрий21 сентября 2018, 00:42
Скажите, может, кто-нибудь знает: те православные украинцы канадских провинций, которые в начале прошлого века посещали униатские приходы, были крещены как православные именно в Русской Церкви или нет? Я из интервью не понял этот момент, а он мне кажется принципиальным.
Наталья20 сентября 2018, 23:02
Господи,сохрани нас и помилуй.Дай нам крепости веры и духа.Благослови нас Господи пережить это смутное время в благочестии.
Елена20 сентября 2018, 21:39
Ничего не поняла, первую часть статьи обьясняли что УПЦ Канады и Америки это самозваные организации, а в конце сказали в крайнем случае там можно причащаться.В каком крайнем случае у раскольников можно причащаться? Или я что-то не поняла. Извините.
Евгений20 сентября 2018, 17:37
Только то государство сильно и крепко, которое свято хранит заветы своего прошлого. Николай Второй
Вера20 сентября 2018, 16:59
Господи, спаси и сохрани Церковь нашу Православную от раскола, а Блаженнейшему Митрополиту, епископату и всем христианам Украины даруй силы противостоять этому и победить это зло. Мы молимся за Вас и Господь нас услышит.
Наталья20 сентября 2018, 08:40
Cпаси, Господи за обстоятельную историческую информацию!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×