В нескольких километрах от Приштины есть городок Косово Поле. Понятно по названию, что находится он рядом с историческим и духовным центром края – тем самым полем, где святой князь Лазарь вместе с соратниками сделал тяжелый, но светлый и спасительный выбор: лучше погибнуть за Христа и жить с Ним в вечности, чем спасти жизнь сейчас и потом вечно стыдиться. Потерпев в земной битве поражение из-за предательства части войска, косовские мученики победили в битве духовной. Помнят ли об этом их потомки? Как они живут в Косово? Да и можно ли назвать это жизнью? Оказывается, как считает и показывает собственным примером отец Никола Драгичевич, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины в Косовом Поле, не просто можно – настоящая-то жизнь только так и начинается, если ты ставишь Христа во главу своего существования. Об этом – наш с ним разговор сегодня.
«Колючка» как повод вспомнить о Христе
– Отец Никола, большой ли приход у вашего храма? Скольких прихожан он объединяет? Где они живут?
– Нас сейчас 50 человек, я имею в виду постоянных прихожан, тех, кто часто приходят на службы в храм. Живут они в четырех сербских деревнях рядом с Приштиной: Косово Поле, Кузьмин, Угляре и Батусе.
– Как часто совершаются богослужения в храме?
– По воскресным дням и великим праздникам. Ежедневно совершать литургию пока (надеюсь – пока!) затруднительно.
– Не понаслышке знаю, что сербы не чувствуют себя на своей духовной родине, в Косово и Метохии, в безопасности. Количество сербских семей здесь, судя по статистике даже последних, относительно мирных, лет, резко сокращается. Часты и т.н. бытовые провокации – сам видел, когда был в Косовском Поморавье. А как дело обстоит в центральной части Косово? Могут ли православные спокойно прийти на службу в свой храм?
Ты едешь в храм из села, которое обнесено колючей проволокой
– Сложный вопрос. Прежде всего, сербы приходят в храм с верой в Бога – это и есть, наверное, главное условие безопасного передвижения. Существенных трудностей для человека, желающего приехать в нашу церковь, сейчас нет – транспорт работает неплохо. Другое дело, что ты едешь или идешь в храм из села, которое обнесено колючей проволокой. Вот это чувство выхода из анклава, преодоления «колючки», оно, знаете, хоть и сильное, но не из самых радостных, уверяю. Чувствуешь себя узником, живя в таких условиях. Впрочем, мы привыкли. Вера – главное в нашем деле.
«Нечеловеческие силы – молиться кротко за врагов»
– Приходят только сербы или албанцы тоже? Слыхал о таких случаях в Косово: в обители, пусть тайком, но приходят и албанцы, становятся православными.
– Это в монастырях Метохии. Да, есть такие радостные случаи, позволяющие надеяться на сохранение православного сердца Косово и Метохии. Здесь же, в обычном храме рядом с Приштиной, где все на виду, – нет, пока такого не было. Но это не значит, что мы не молимся о наших соседях, о просвещении их светом Христовой веры.
– Какова главная проблема для православных в Косово и Метохии сегодня?
– Жизнь за колючей проволокой, ощущение того, будто ты в тюрьме – это, наверное, главное. Ну, и то, что со всем этим связано: невозможность свободно передвигаться по Косово и окрестностям, свободно говорить на родном языке в родном крае, нападения на сербов в отдаленных и старых деревнях, провокации. Веселая у нас жизнь, если честно. С другой стороны, здесь лучше чувствуешь присутствие Бога, чем в тепличных условиях. Того стоит. А то Бога мы забываем часто – вот и приходится Ему напоминать о Себе, пусть и такими малоприятными для забывчивого православного средствами. Вы-то, русские, это хорошо знаете: вам весь ХХ век Бог о Себе напоминал. Столько мучеников и исповедников дала нам Русская Церковь, начиная со святого царя Николая!
Чего здесь нет, так это скуки
Мы не за «комфортом» сюда приехали. Нам Христос нужен
– Все-таки, батюшка, почему вы согласились с семьей жить и служить в Косово и Метохии, если можно более-менее спокойно жить в «большой Сербии»? Тамошние реалии уж точно больше способствуют «комфортной жизни».
– А мы не за «комфортом» сюда приехали. Нам Христос нужен. Мой отец, он тоже священник, служил в Великой Хоче, это наш анклав на юге Метохии, в течение 50 лет. И я пошел по его стопам: закончил богословскую семинарию в Призрене. Наверное, настолько впитал в себя тот «призренский дух», что без Косово и Метохии мне невозможно представить свою жизнь. Так что я все еще служу в Косово, куда я привез свою жену и детей. Это было 13 лет назад. Несмотря на все трудности, ни слова ропота я не слышал – вот какая хорошая у меня матушка! Зорица ее зовут, прошу молитв о ней и о детях – Филиппе и Анне.
– Есть ли у ваших детей возможность получить в Косово хорошее школьное образование?
– Образование здесь сейчас очень плохое: преподавание слабое, внеклассных занятий для детей не существует. С Божьей помощью, мы привыкли жить и работать в трудных условиях. Много занимаемся дома: читаем, делаем уроки и т.д. Не скучно ничуть.
– Храм, где вы служите, находится в Косовом Поле. Место историческое, трагическое и святое. Чувствуется, что оно особое?
– Разумеется. Тут не только головой, но и духом, и даже физически ощущаешь мученический подвиг героев Косовской битвы, чувствуешь молитвы и заступничество святого князя Лазаря, для которого духовная свобода стала важнее телесного рабства, к чему, я уверен, он призывает сербский народ и сегодня. Свобода с Христом сильнее любого земного рабства.
Свобода с Христом сильнее любого земного рабства
– Есть ли при храме воскресная школа? Дети приходят на службы?
– В нашем храме пока нет, но в сербских школах Косово, в Призренской церкви проводятся занятия по, как это у нас называется, «Веронауке».
Когда можно забыть про Косово
– Можно ли сказать, что для сербов, которые живут в Косово, несмотря ни на что, храм – это родной дом?
– Можно так сказать. Потому что именно Церковь сохранила людей, общины, чтобы выжить и остаться в Косово. Вокруг храмов сербы здесь и объединены – если объединяться вокруг чего-то или кого-то другого, а не вокруг Христа, ничего не получится. Как только мы ставим на место Бога что-то другое – политику, экономику, деньги, еще что-нибудь, – всё: можно забыть про сербское Косово. Не то нам завещал святой князь Лазарь.
– Приезжают ли паломники в Екатерининскую церковь?
– Сюда – очень мало. Но большой поток паломников из Сербии, других православных, и не только, стран мы видим в древние монастыри и церкви: в Печский монастырь, Высокие Дечаны, Грачаницу (это совсем рядом), Драганац и другие.
И почему Косово не забывается
– Как протекает обычный день обычного православного священника в Косово и Метохии?
– Как у обычного православного священника: служение в храме, поездки по селам и деревням, входящим в нашу общину, беседы с прихожанами, духовное окормление – это ежедневно. Звонят: «Батюшка, ты бы приехал на пару часов – тут кое-что обсудить надо» – срываюсь и еду. Это логично, я думаю: людям нужен священник, который живет их заботами, может разделить их боль и радость. Кстати, радости у нас хватает – не думайте, что кругом здесь сплошной мрак! Вот и пытаюсь быть таким священником. Что еще… Привычные дела настоятеля: там стену церкви почистить, тут подмести, с запасом дров разобраться, за коммуналку заплатить, кусты высадить, цветы полить, с детьми дома позаниматься – всё знакомо, в общем.
– Пожелаете ли что-нибудь православным братьям с севера?
– Пусть приезжают! И как можно больше! Вы увидите, что Косово и Метохия – это не только, даже не столько география или геополитика, а наша духовная родина – здесь Христос и правда ближе. Здесь, в сербском Иерусалиме, вас ждут братья и сестры по вере и крови. Мы понимаем друг друга без переводчика, ведь правда? Кстати, правда, что ли, что «вредан» по-русски – «прилежный, трудолюбивый»?
– Ну, если брать ваше стремление хранить Православие в Косово, то вы, сербы, – очень вредные люди.
– Божьего благословения всей братской России. Добро пожаловать к нам и нашей семье. Жду вас для молитвы в нашем храме.
Подскажите, пожалуйста, как связаться с батюшкой?
Хочу поехать летом к ним с детьми!
Подскажите, а можно ли помочь самому батюшке Николе с семьей? Может, можно для них сбор организовать?