Митрополит Владимир (Мороз) – епископ Украинской Православной Церкви, митрополит Почаевский, викарий Киевской епархии, наместник Свято-Успенской Почаевской лавры. 15 августа с. г. владыка отметил свое 60-летие.
– Владыка, в последнем вашем интервью для портала «Православие.Ru» речь шла о противоправных действиях власти в отношении наших великих святынь, таких, как Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская лавры, ряда других древних обителей, которые с легкой руки бывшего гаранта Конституции Украины должны были быть переданы новым раскольничьим структурам. А еще раньше Тернопольская облрада инициировала передачу Почаевской лавры музею, чтобы она стала, по их определению, «общедоступным духовным центром» и для греко-католиков, и для псевдоправославных формирований всех мастей. Сегодня политический слоган «Мова, армія, віра» растворился в небытии вместе с ушедшим президентом Порошенко. Скажите, как братия обители перенесла эти испытания?
– Как и положено монахам, слава Богу, – мужественно, можно сказать даже – героически. Потому что у нас такой девиз, как говорит апостол: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1, 21). Раз взялись за рало, оглядываться нельзя (ср. Лк. 9, 62). Пережив испытания последних пяти лет, сделали выводы, что это еще цветочки в сравнении с терниями, которые вынесли наши предшественники и наставники, жившие в лавре в годы хрущевских гонений 1950–60-х годов. Вот Господь и нам попустил, чтобы каждый из нас испытал свою веру: насколько ревностно он подвизается в Боге, как исполняет монашеские обеты.
– Какова ситуация и настроение сегодня?
– Как видим, сегодня ситуация несколько изменилась, наши недоброжелатели, как говорится, пар выпустили, и наступило некоторое затишье. Но что будет дальше – Бог весть, на Него наша надежда. Думаем о худшем, надеемся на лучшее и за все благодарим Господа…
Церковь Христову никогда в покое не оставят, потому что она свидетельствует о том, что мир во зле лежит
Мы понимали, что если бы бывший лидер страны прошел на вторую каденцию, он бы с нами расправился. Но молитвы и воздыхания людей были услышаны Господом. И Он дает возможность, чтобы мы ценили то, что имеем. Касательно нового руководства страны и его отношения к канонической Церкви ничего определенного сказать пока нельзя. Сам новый гарант Конституции заявлял о недопустимости вмешательства в жизнь Церкви, однако его помощники выражают совершенно противоположное мнение: например, заявляют о необходимости смены названия Украинской Православной Церкви, снова достают из старых портфелей политические ярлыки…
Знаете, Церковь Христову никогда в покое не оставят, потому что она свидетельствует о том, что мир во зле лежит. И падший мир не может этого стерпеть. По слову Святого Писания: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе». (1 Ин. 5, 19–20).
Свято-Успенская Почаевская лавра
– Владыка, на многочисленных лаврских службах звучат сугубые молитвы о мире на Украине, даже после трапезы братия опять-таки молится о мире. Известно, что к стенам лавры еще в начале года приезжали автобусы с рейдерами, были и представители униатов, жаждущие захватить Почаевскую лавру. Но будто какая-то сила их не пускала сюда, все эти «инициативы» провалились…
– Действительно, молитва – великая сила. Об этом пишут святые отцы, и мы убеждаемся в этом. Ведь в лавре она не прекращается ни на минуту. Звучит Неусыпаемая Псалтирь (каждый брат поочередно обязан один час ночью молиться), беспрерывно читаются акафисты, братия молится келейно уже после завершения вечерних служб и бдений, поздним вечером, ближе к полночи, крестный ход с иконами, Крестом Господним, обходит обитель… Небесные силы хранят нас. Ведь история помнит, как в часы гонений являлся сам преподобный Иов Почаевский, как на глазах хрущёвских гонителей фрески Троицкого собора, который они пытались закрыть, вдруг обновились и засияли…
Подобные листовки «Правого сектора» вывешивались на стенах Почаевской лавры и по всей Украине у храмов канонической Церкви – Да, об этом нам, журналистам, в свое время рассказывали лаврские старожилы…
– В начале ХХ века Церковь была обречена на уничтожение. Вспомните из истории эти страшные «безбожные пятилетки» и репрессии, когда Церковь должна была быть стёрта с лица земли. И что произошло? Началась война 1941–1945 гг. И Сталин впервые обратился к народу со словами: «Братья и сестры», а не «товарищи». Храмы стали открываться, священники и архиереи, миряне – возвращаться из тюрем и лагерей. Ведь гонители не с нами воюют, мы хотя и монахи, верующие, но просто люди, немощные, и уничтожить нас не составляет труда. Но воевать против Бога и Его Церкви – значит собирать угли на свою голову. И мы видим, как бесславно закончили жизнь гонители всех веков, начиная с римского Нерона и кончая винтиками репрессивной машины безбожного ХХ века. Ибо Господь и в силе, и в правде. И молитвенное воздыхание народа Божьего не остается без Его внимания. Мы благодарим Бога за испытания, видим, что Господь нас слышит и дает еще время для покаяния, для того, чтобы мы осуществляли то, к чему призваны. Каждая минута, прожитая правильно, для нас радостна, потому что она пережита в покаянии… Потому что она нас обновляет, очищает и готовит к Вечности.
Воевать против Бога и Его Церкви – значит собирать угли на свою голову
Когда на востоке страны возникли боевые действия, националисты-радикалы стали развешивать листовки с призывами отбирать храмы у «церкви-агрессора». Дошло до того, что в кафедральном соборе в г. Сумы СБУ обыскивало подвалы в поисках боевых патронов в ящиках. Кому-то померещилось, что в коробках хранятся патроны. На самом деле это были огарки свечей. В лавру то и дело приходили какие-то подозрительные личности, что-то высматривали. Потом оказалось, что провокаторы пытались подбросить нам оружие, гранаты, чтобы «доказать» причастность монахов к войне и затем организовать захват лавры. Слава Богу, удалось вовремя обнаружить провокацию, вызвать сотрудников милиции и СБУ. Затем мы выставили охрану вокруг лавры, чтобы не допустить подобных провокаций. Господь отвёл врагов Церкви и защитил нас, захватчики были посрамлены. Можно констатировать, что с 2014-го по 2019 год Украинская Православная Церковь пережила настоящее гонение.
– Непроизвольно возникает аналогия из истории Почаевской лавры, когда в 1675-м году 50-тысячный отряд турок в страхе бежал, когда пущенные в лавру стрелы обратились против них…
– Вы знаете, этот исторический факт имеет реальное подтверждение. Ведь в Почаеве до сих пор живут потомки тех турецких воинов, которые, увидев это чудо, приняли христианство и остались здесь жить. А все эти явления современные, с ярыми нападками на Церковь Божию, с лукавыми «томосами», верующих не удивляют. Ведь все знают слова апостола о том, что диавол ходит, как лев рыкающий, ища, кого погубити (ср. 1 Пет. 5, 8). Ему не нужны материальные ценности и богатства, ему нужно напасть на Церковь, на каноническое её устройство, разрушить правильный союз человека с Богом.
Чудесное избавление Почаевской лавры от нашествия турок 5 августа 1675 г. Литография ХІХ века
В Патерике читаем, как один преподобный шёл и увидел беса, который сидел на жердочке и беспечно махал лапами, и на вопрос преподобного о том, чего он так праздно сидит, тот ответил, что уже настроил врагов против обители Божией и теперь отдыхает. Так и у нас было: наши враги хотели разорвать союз человека с Богом, навредить Церкви, в первую очередь в таких монастырях, как Киево-Печерская, Святогорская, Почаевская лавры, других обителях Украины. А у нас их, слава Богу, более 200… Вот, против обителей и храмов УПЦ и были устрояемы всевозможные нападки.
– У раскольников монастыри практически отсутствуют. Номинально числятся, но проживают в них по два-три человека, в лучшем случае. Почему так, владыка?
– Потому что человек, решивший посвятить себя монашескому подвигу, не поддастся на уловки раскольников. Он сердцем чувствует, где благодать и Правда Божия, а где ее нет. У раскольников ее нет. И практически полное отсутствие монашества тому свидетельство…
Поэтому отдельные и хорошо известные политики, понимая это, искали пути «доказательств» в обратном. Полагая, мол, заберем монастыри и докажем: «правда на нашей стороне». И через министерство культуры, через попытки отменить наши договора с государством на аренду земли и имущества, через районные администрации пытались нас обезоружить. Но Господь нас спас. И, как вы правильно заметили, стрелы нападавших на лавру обернулись против них самих. Политическая карьера недругов Церкви Божией с позором провалилась.
– Владыка, мы видим, как новый раскол набирает силу. Видим, как политический фактор внедряется и во взаимоотношения Поместных Церквей. Чего стоит одно признание «ПЦУ» двумя Патриархатами…
– Скажу сразу, что эти заявления вовсе не выражают общую позицию этих Церквей. В личном контакте, в переписке, в заявлениях целого ряда греческих архиереев, многих афонских насельников звучит диаметрально противоположное мнение.
Давайте вспомним Деяния апостолов, когда апостолы были арестованы, а уважаемый в народе законоучитель Гамалиил в синедрионе сказал: отстаньте от этих людей, «ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится» (Деян. 5, 38). Или вспомним события столетней давности. Большевики способствовали утверждению раскольнической «обновленческой церкви», а Константинопольский Патриархат не только признал эту лжецерковь, но и осудил Патриарха-исповедника Тихона как «вносящего смуту» в церковную жизнь. С обновленцами также сослужили представители Александрийского и Иерусалимского Патриархатов. Печальная страница, но это факт. И где сейчас «обновленцы»? Их дело было «от человеков», а не от Бога, и оно в несколько лет разрушилось. Так и сегодня. Верим: правда восторжествует.
– «СЦУшники» снова придумывают какие-то «исторические доказательства», тиражируют их в СМИ, а попросту занимаются элементарной фальсификацией.
– Если бы правда была на стороне раскольников, их дела, слова и поступки дышали бы любовью, они бы действовали по законам Божественной Правды, законам, прописанным Святым Духом, святыми апостолами. И в их среде царила бы любовь и взаимопонимание.
Прибытие Крестного хода из Каменец-Подольской епархии в Почаевскую лавру 25 августа 2019 года
Если бы правда была на стороне раскольников, их слова и поступки дышали бы любовью
Но мы видим обратное – агрессию, они снова раскалываются сами в себе. Ведь это же очевидно, поскольку происходит на глазах всего мира. Не думаю, что святители других Поместных Церквей этого не видят и не поймут. Трудно признавать ошибки, но придется. Светлой памяти Митрополит Владимир (Сабодан) в одной из своих проповедей, по-моему, в слове в Неделю о Страшном Суде, говорил, что Церковь в конце времен станет предметом ненависти и разделений. Может быть, такие времена не за горами.
– Блаженнейший Митрополит Онуфрий призывает всех нас к единству, к стойкости в вере, к личной ответственности каждого христианина за судьбу Церкви, чтобы достойно пройти испытания времени.
– Совершенно верно. Нужно понимать, что всякое испытание – это своеобразный экзамен на хранение нашей веры. И этот экзамен каждый христианин обязан сдать и получить соответствующую оценку. Станет понятно, были ли мы верны Христу, были ли с Ним, или поколебались, испугались, пошли на поводу мирских бурь и штормов. Но Господь с нами, как Кормчий этого корабля – Церкви Христовой. И нам надлежит оставаться верными Церкви, её Кормчему и всему народу Божьему. И пусть Господь поможет в этом. Ибо, кто потрудится для Духа, тот пожнет Жизнь Вечную (ср. Гал. 6, 8).