«Я поворачиваюсь к зоне и кричу: “Ад! Где твоя победа?!”»

Беседа с христианским правозащитником Александром Огородниковым. Часть 5

Часть 1: «У меня была идеальная советская биография»
Часть 2: «Отец Иоанн принимал меня так, что я плакал как ребенок»
Часть 3: ««На допросе в КГБ я ощутимо понял: СССР идет к концу»
Часть 4: «И вдруг вся камера, как одно существо, произносит: ‟есть Бог!”»

Александр Огородников Александр Огородников

9 лет – с 1978 по 1987-й – в советских лагерях… За веру, за «не могу молчать»… Что помогло выстоять, не сломиться? Об этом – в продолжении беседы с богословом, диссидентом, правозащитником Александром Иоильевичем Огородниковым. А еще о «горячих» вопросах современности: почему Церковь теряет сегодня кредит доверия, был ли Сталин «защитником веры», и какой урок преподают нам исповедники и новомученики.

Пасха в карцере

– Александр, что помогало вам выдерживать все ужасы заключения?

– Расскажу вам об одной Пасхе. Власть преследовала меня за всякое религиозное высказывание. Например, если в зоне где-то у кого-то находили молитву «Отче наш», написанную от руки (а только от руки и могла быть она написана), автоматически мне давали 15 суток карцера. Потому что знали: это могло быть сделано только Огородниковым. И для меня была честь – за написанную молитву отсидеть 15 суток.

И тут надо объяснить, что такое карцер. Это бетонный мешок, где вы по диагонали можете сделать небольшой шаг. Где кормят по «пониженной норме» раз в день, а на второй день вам дают только 250 граммов хлеба и воду. И все. Потом, на следующий день – снова по «пониженной норме» и т.д. Надевают на вас карцерную робу, очень тонкую, и, конечно же, и речи нет ни о каких одеялах или телогрейках… А нары, на которых вы спите, – это специальный кусок железа. И смутный электрический свет, который и день, и ночь не отключается. И даже чтобы выйти в туалет, вам нужно очень долго стучаться, чтобы вам открыли воду (ее открывает надзиратель, чтобы слить воду). И такой сумрак, в котором вы как бы заживо погребены.

Если сильного и здорового человека посадить в карцер на 15 суток, нормального человека, то выйдет он оттуда «по стенке». Там даже и бетон словно высасывает из тебя все, понимаете? И сейчас поражаешься, как я все это прошел и не заболел!

– Совсем не болели?

– Нет, я заболевал. Но все это как-то чудом проходило. И я не сказал главного: я же много голодал. Во-первых, я тут же объявил голодовку за право иметь Библию. Потом, когда отец Димитрий Дудко «раскаялся», я как бы «взял его крест» на себя и объявил очень длительную голодовку, которую держал свыше ста дней.

– А как реагировали сотрудники режима на эти голодовки?

– Я вам сейчас объясню. В определенный момент, когда ты уже с трудом выдерживаешь, тебя начинают кормить принудительно. А что это такое? В нос тебе вставляется шланг, который достает специально до желудка, потом большим шприцем набирается горячий бульон (очень горячий, кипяток почти) и выжимается в этот шланг. При этом ты испытываешь дикую, страшную боль.

Ты объявляешь голодовку – тогда тебя начинают кормить принудительно: вливают через шланг обжигающий бульон. А это такая боль!

Представляете, если мы глотаем горячий чай, например, то во рту он охлаждается до температуры тела и в желудок поступает уже охлажденным. А тут напрямую – кипяток поступает в желудок! Такое ощущение, будто кошка рвет изнутри ваши внутренности! Очень болезненно, просто ужасно! Все сжигается, потому что кипяток идет напрямую… Причем – жирный кипяток, бульон же жирный. И вот такое испытание они проводят время от времени, чтобы вас «держать на определенном уровне жизни», скажем так (в таком полусомнамбулическом).

Но что же делать? Идешь на подобные голодовки. И я чего-то добился. Я стал первым в истории советским зэком, к которому допустили священника для исповеди и Причастия – и не один раз, а несколько. Это было немыслимое ЧП для режима, понимаете?

Я добился и многих послаблений для других зэков. Кроме того, мы спасли от смерти поэта Виктора Никипелова. Это был блестящий русский поэт, который впоследствии скончался в Париже. В камере он был болен, ему просто не оказывали помощи. И вот он был уже на грани смерти, написал заявление, чтобы меня допустили к нему в камеру для… исповеди. Потому что ко мне там относились как к священнику, хотя я всем говорил: «Я простой мирянин…» Но ко мне относились все равно как к священнику.

– И как же вышло с Виктором Никипеловым?

– Я уговорил всю зону пойти на голодовку, а потом заявить: «Если голодовка не сработает, будем вскрывать вены!» Я сказал: если кто боится, я тому вскрою сам! А вскрывать вену нужно уметь, иначе после вскрытия она затягивается.

И в итоге мы добились того, что к нему привезли врача и спасли ему жизнь. А ему всего-то и нужен был врач, нужно было лекарство (уже не помню, какое у него было заболевание). И таким образом мы спасли Виктора Никипелова.

– Александр, вы обещали рассказать об одной Пасхе…

– Да. На каждую Пасху меня сажали в карцер. Всегда – в карцер. Честно говоря, я даже понимал, что это неплохо. Во-первых, я оставался один, а так я был бы в большой камере или в бараке. А тут – один. Пускай в холоде, в голоде и т.д., но все-таки один.

А нужно сказать, что в камере идет очень сильная молитва.

На каждую Пасху меня сажали в карцер. И я был этому рад: тут я был – один. Пускай в холоде, в голоде, но все-таки один

И вот как-то однажды уже наступает суббота перед Пасхой, а меня почему-то не сажают в карцер. Но власти тут же это «исправили»: меня забирают из зоны, отводят в карцер, начальник тюрьмы Журавков зачитывает постановление о заключении меня в карцер и пр.

И тут я, как-то не подумав, ему говорю: «Знаете, майор, я поражаюсь вашей дерзости…» А он был атлетически сложенный, очень сильный человек. И когда он обычно шел по зоне, за ним шла целая свита – любовницы, другие (все, конечно, в форме), и если чуть что не так – следовал удар. Он бил даже своих. «Лейтенант, снимите очки…» Лейтенант снимает – и тут же он лейтенанта нокаутирует. Он, такой сильный, показывает всем, как нужно работать. И вот я говорю ему: «Знаете, я поражаюсь вашей дерзости…» – «А что?» – «Я, конечно, никто. Но понимаете: когда вы сажаете меня в карцер на Пасху, то совершенно очевидно, что сажаете вы меня как верующего в Иисуса Христа. Но подвергая меня такому наказанию и такому суровому испытанию, вы же оскорбляете Господа Бога, Которого я почитаю, Которому я молюсь и Который является смыслом моей жизни. Но сказано, что “Бог поругаем не бывает”. И я поражаюсь вашей дерзости». Он, конечно, кричит: «Огородников, опять ты свою пропаганду заводишь! Прекращай! В карцер!»

И вот сажают меня в карцер, у меня отлично проходит ночь: молюсь, все здорово, так благодатно. И такая радость – чувствуешь, что Господь не оставляет. Конечно, не оставляет! Такая радость сильная была, спать не хочу, воскресенье уже наступило…

Хожу я по камере, а поскольку я был самым плохим нарушителем, то часто оказывался один. Потому что карцер – это как тюрьма в тюрьме.

Прапорщик в одиночку не мог открывать дверь – рядом должен был быть кто-то еще. А тут прапорщик открывает дверь карцера и спрашивает: «Саш, а что ты сделал с нашим Журавковым?» – «А что такое?» – «Да после того, как тебя отвели, с ним стало плохо, отвезли домой. А потом вызвали вертолет и отправили его в Москву. Какая-то желчь у него пошла, что ли…»

И знаете, я продолжаю сидеть еще в карцере (мне же дали 15 суток), вдруг буквально дня через 3–4 слышу звуки оркестра, играющего траурный марш. И понимаю, что это начальника тюрьмы несут хоронить. Из Москвы привезли уже труп, несут хоронить под залпы автоматов (я слышал и залпы). Причем если бы я знал, что его ждет, я не стал бы ему говорить свою фразу, понимаете?

– Да уж. А что еще вспоминается?

– Другая Пасха, еще до этой, тоже была памятной. Я сидел в карцере, как всегда, а у нас к тому времени возникло что-то типа небольшой общины. Ребята собирались, что-то готовили, чтобы как-то отпраздновать Пасху (у кого-то повидло нашлось и т.д.). И вот когда они помолились и собрались за столом (никого постороннего не было), вдруг явились надзиратели и их разогнали. Разогнали жестко: кого-то посадили в карцер. И того, кто это организовывал, арестовал майор Никомаров (был такой майор, одевался всегда «под гэбиста» – ходил в штатском, хотя это и не разрешалось). А его жена как раз должна была родить, и буквально в этот же день она умерла в роддоме, и ребенок тоже погиб. И вот этот Никомаров явился ко мне в камеру, и я впервые понял, что человек все же всегда остается человеком.

Майор явился ко мне в карцер! Убитый горем. И я понял: человек все же всегда остается человеком

Вся эта «фанаберия» с него сразу как-то слетела, абсолютно все – и я увидел совершенно убитого горем человека. И мне стало его очень жалко (ведь ничего такого трагического я не хотел; я о том, что случилось, даже не знал!). Он пришел ко мне без дела – никакого дела у него не было, он просто пришел, потому что что-то понял. Он пришел, чтобы как бы сказать: «Вот видишь, я наказан за то, что я так поступил…» А он ведь мог бы просто «не заметить», сделать вид, что он не видит, и оставить ребят праздновать Пасху! И так-то у них ничего не было…

И подобных случаев было очень много. Причем, вы знаете, возникает такая связь с Богом, что трудно передать. Знаете, это как когда ребенок хочет обратить внимание отца. Он делает нечто такое, чтобы привлечь его внимание и, в свою очередь, получить от него знак внимания. И хотя я был большим взрослым человеком, я делал нечто подобное. И Господь всегда отвечал – буквально тут же! Тут же, мгновенно отвечал, понимаете? Такое было чудо! Но это было в тюрьме…

Свобода!

– Расскажите, как вы освободились.

– Наша зона была особенная – лесная, в тайге, в Хабаровском крае. Уже кончается девятый год моего сидения. Я был в полной изоляции, но услышал, что в стране вроде бы началась какая-то «перестройка». Но я был в полной изоляции – ни газет не было, ничего. Меня постоянно держали то в карцере, то в ПКТ (помещении карцерного типа), изолированном от зоны. А зона была обычной зоной, но жесткой: жесткая уголовная зона.

И мужики там захотели, чтобы я стал «держателем общака» (обычно на эту «должность» выбираются только воры в законе). Но они как бы хотели восстать против воров в законе: «Александр справедливый, православный, он должен быть «держателем общака», – потому что они ко мне очень хорошо относились.

Ну, меня изолировали в карцер, я сижу и чувствую, что в стране какие-то перемены происходят (а газет, повторяю, никаких нет, свиданий тоже нет). И вот как-то меня выводят в обычную камеру, а из камеры – в больницу, чего никогда не бывало! В больничку, надо же! И явно начинают меня подкармливать: явно, я это чувствую. Дают улучшенное питание – и не просто улучшенное, но и для больницы даже это улучшенное питание! Я же все это знаю, поэтому понял, что явно подкармливают!

Проходит какое-то время, меня подкормили, является стража: «Идем к начальнику колонии!» Меня ведут, вводят в кабинет начальника – и тут я чуть не ослеп от золота погон. Несколько генералов. Один из них делает шаг вперед и начинает читать указ Горбачева о моем освобождении!

– Персональный указ?

– Да. Вы знаете, я всегда себя в заключении вел нормально, то есть выдержанно. А тут, когда этот указ дочитывали, у меня вдруг отказали ноги! Но я же не могу им показать этого! И я охрипшим голосом спрашиваю: «Что это? Я не понял?!» Чтобы выиграть время и заставить текст заново полностью прочитать… Не помню, как он назывался – «Указ» или «Акт», даже не помню. Там было сказано о том, что меня освобождают и т.д. И только в это время я собрал все силы, чтобы выйти на своих ногах.

И вот выхожу я на своих ногах, но зона откуда-то мгновенно узнала о том, что меня освобождают! Я не знаю откуда. И меня ведут по тюрьме, а из камер слышны крики: «Александр, помни о нас!», «Мы объявляем забастовку, пока он не выйдет на свободу!», «Тюрьма бастует, пока он не выйдет из-за колючки и не сообщит нам о том, что он на свободе!», «Помни о нас»…

И не дают мне ни собрать ничего, ни подготовиться к освобождению, все собирают сами, чтобы меня скорее вывести. Иду я, а тюрьма гудит, гудит, гудит…

И когда уже вывели меня, я оставляю охрану, я уже на свободе – я поворачиваюсь к зоне, к тюрьме лицом и кричу: «Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа?!» И тюрьма каким-то многоголосым ревом мне отвечает: «Александр, помни о нас!»

Вот так я освободился.

– Какой это был год?

– 1987-й.

– А на будущий год мы совершали торжество Тысячелетия Крещения Руси…

– Почему-то я чувствовал, что должен встретить этот праздник на свободе, эта мысль меня постоянно согревала.

– И где вы его встретили?

– Я его встретил в Москве, я был уже здесь, вместе с моим братом иеромонахом Рафаилом, ревностным подвижником.

Кредит доверия

– Я попросил бы вас, Александр, ответить на несколько вопросов. Церковь в то время, о котором вы рассказываете, и Церковь сегодняшняя – ведь разные, не правда ли? Хотя сама Церковь, Небесная – она, конечно же, вне времени, вне мира.

– Конечно, Церковь Небесная – вне мира, но Церковь земная наша меня сегодня очень печалит. Очень печалит…

Ведь когда она стала свободной, она получила колоссальный кредит доверия. Колоссальный! Вы себе не представляете даже какой! Например, в одном округе Москвы идет напряженная предвыборная борьба. Баллотируются известные демократы и пр. И тут же – баллотируется никому не известный батюшка, он никогда ни в чем не участвовал… Но избирают именно его!

– Просто потому, что он священник?

– Просто поэтому! Только потому, что на нем крест, только!

Моя деревня, где я сейчас нахожусь, расположена неподалеку от города Кимры, а Кимры я считаю городом продвинутым в православном смысле, потому что там проходили конференции по местным новомученикам раз в год. И вот однажды меня обокрали, а я даже сам об этом не знал. Милиция наша задержала тех, кто украл, а то, что они выкрали, отобрала. Звонят мне по телефону (а я в то время был в Москве): «Приходите на опознание!» Я являюсь на опознание, но, как всегда, завожу разговор о Церкви.

И вдруг я чувствую среди оперативников жесткое неприятие Церкви. Я им говорю: «Ну как же так?! А где вы крестите детей?» – «Да есть у нас отдаленная деревня, там старенький священник, так мы к нему только ездим…» И продолжаем разговор.

И они мне говорят: «Есть у нас отдаленная деревня, там старенький священник, так мы к нему только ездим…»

И тут они рассказывают мне про пожилую женщину, сына которой, милиционера, убили в Чечне (в то время милиционеров отправляли в командировки в Чечню). И, говорят они мне далее, его в храме отказались отпевать, пока она не заплатит 700 рублей. А у нее пенсия – всего 3 тысячи… Причем она денно и нощно в храме, ее все знают, она все время молится и вообще храма не покидает. «Так как нам после этого относиться к Церкви?» – говорят они мне.

А вот другой случай. Город небольшой, все друг друга знают. Убили одного бандита, который «держал» весь рынок. И похоронили его как святого: впереди шли священники из собора с каждением! Хотя все люди знают, кто лежит в гробу, что это был за человек! И как после этого относиться к Церкви?..

– И что вы ответили?

– А мне нечего было сказать, понимаете?

– И никто из нас не может ничего сказать… Что произошло: мы предали? Или исчерпали кредит доверия? Или не воспользовались тем кредитом, который Господь нам дал?

– Вот еще случай. Есть команда художников, которые расписывают храмы, очень авторитетная, им делал заказы на иконы даже сам Патриарх Алексий II. И они мне рассказывали: после того как они отреставрируют церковь и получат деньги за работу, они вынуждены уезжать из города. И какие меры они принимают, чтобы выехать с деньгами, сохранить их при себе.

Потому что в том, чтобы отнять у них деньги, принимают участие и настоятель этой церкви, и ДПС, и бандиты. Втроем. В деталях… Причем это известные иконописцы, понимаете?

Они честно работали, выполнили работу честно, а в конце концов вынуждены думать о том, как эти заработанные деньги вывезти, чтобы их не отняли. Они рассказывают, на какие ухищрения сложнейшие они идут для этого, потому что блокируется всё. И эти деньги, по идее, обязательно отнимут.

– С другой стороны, в России все же произошли очень серьезные политические изменения с тех пор: позади остались «лихие 90-е» (как их называют), мы встали на путь мало-мальского, но развития. И некая стабильность жизни в России все же налицо. И тут я вспоминаю «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского). Некоторые историки говорят, что вроде бы мы именно тогда «уступили» и с этого все началось…

– Но ведь власти не добились же ничего от Патриарха Сергия…

Знаете, многие молчат об этом или даже не знают. А я все-таки общался с исповедниками и знал тех, кто сидел, многих из них застал… Я же сидел с начала 1970-х годов. И вот что мне одна матушка, монахиня, рассказывала. Служит священник, ее отец. Служит в храме… А она тогда была девочкой. Идут гонения, но все-таки никак не могут найти на него управу: как его посадить? Оказывается, очень просто. Приезжает уполномоченный НКВД, показывает ему «Декларацию»: «Подписываешь?» Если подписываешь – «пока живи». Пока! Потому что потом все равно уничтожат… «Не подписываешь?» Его тут же забрали. Тут же…

Не подписываешь «Декларацию» – тут же забирают. Это был метод убрать из Церкви наиболее достойных

Так что это был метод, чтобы убрать из Церкви наиболее достойных ее сынов. Власти тут же эту «Декларацию» использовали. И это было легко, иначе пришлось бы искать что-то антисоветское в высказываниях, в проповедях и т.д. А тут – просто: «Подписываешь? Пока оставайся!» Потом тебя тоже заберут, обязательно… Но они этим ничего не добились.

И вообще Патриарх Сергий (Страгородский) одно время был обновленцем, и это очень серьезный момент в его жизни. А ведь он был прекрасным, глубоким богословом, он сам прекрасно все понимал.

– Но он же покаялся…

– А когда он шел на это, неужели он не понимал, на что идет? Он же был богословом, крупным богословом! Еще можно ввести в заблуждение человека необразованного или малообразованного, но его-то!..

– Александр, еще вопрос – про нашу Победу в Великой Отечественной войне. Сталин для многих и сегодня символ Победы. Кроме того, как сейчас можно услышать, в том числе и от православных, «Сталин дал свободу Церкви». Он вызывал трех митрополитов, беседовал с ними и пр.

– Сказать, что Сталин – герой Победы, было бы неправдой, потому что первые 3,5 миллиона наших людей, взятых в плен, – это его «заслуга». Ведь о предполагаемом нападении Гитлера ему докладывали буквально все! Но всё зависело в нашей огромной стране от воли этого человека! Все данные у него были, все доклады, вся информация о том, что немецкие войска уже собраны и готовы к нападению… Было же понятно это и по иным причинам: люди просто знали, что война будет. И все, особенно в деревне, говорили так: «Мы повоюем!»

А то, что «Сталин дал свободу Церкви», – простите, это опять искажение правды. Он был вынужден принять трех митрополитов. Как только кончилась война, Сталин тут же опять поменял политику: начал закрывать храмы, прижимать верующих, поток людей хлынул в тюрьмы и лагеря…

– Складывается впечатление, что в настоящее время у нас нет нужды в Церкви мучеников, Церкви страдающей, Церкви исповедников. Наоборот, многим подавай Церковь воинствующую, торжествующую, с хорошей политической основой и в чем-то «государственную»…

– Вы себе не представляете, скольких людей скандалы вокруг Церкви сегодня отводят от храма! Это очень и очень печально сознавать.

– Александр, благодарю вас за откровенную беседу. Я тоже застал времена гонений на Церковь, видел людей, которые возвращались из тюрем и ссылок. Некоторые из них служили у нас в храмах Троице-Сергиевой Лавры. Это были старцы, которые своей молитвой, наверное, и созидали сегодняшнюю церковную свободу: я подчеркну, не политики, а вот эти тихие и незаметные молитвенники.

– Именно они и несли этот светлый Пасхальный призыв и Пасхальный дух. Потому что, как сказал один из них: «В тюрьме у нас уничтожили все, абсолютно все. Осталась одна только Радость!» Это Пасхальная Радость! Вспомните, как старец Павел (Груздев) описывает лагерную Литургию! Такое переживание Литургии, что после нее – хоть под расстрел! Понимаете? Они уже побывали на Небесах и снова хотят туда вернуться!

Наши исповедники несли и несут этот светлый Пасхальный призыв и Пасхальный дух. Это наше наследие!

И я их понимаю, потому что у самого было желание постоянное: быть расстрелянным. Эта мысль меня просто преследовала, я этого очень хотел, представлял наших новомучеников: я встаю в строй рядом с ними и получаю заветную пулю!..

Думаю, что то наследие старцев, которое мы имеем и которого не имеет никто, кроме православных (все-таки западное христианство находится в очень тяжелом состоянии) сохранит нашу Церковь.

С Александром Огородниковым
беседовал Николай Бульчук

10 декабря 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«И вдруг вся камера, как одно существо, произносит: ‟Есть Бог!”» «И вдруг вся камера, как одно существо, произносит: ‟Есть Бог!”»
Александр Огородников
«И вдруг вся камера, как одно существо, произносит: ‟Есть Бог!”» «И вдруг вся камера, как одно существо, произносит: ‟Есть Бог!”»
Беседа с христианским правозащитником Александром Огородниковым. Часть 4
Когда я закончил молитву и обернулся к сокамерникам, они стояли в полной тишине – и не просто в тишине, в благоговейной тишине!..
«На допросе в КГБ я ощутимо понял: СССР идет к концу» «На допросе в КГБ я ощутимо понял: СССР идет к концу»
Александр Огородников
«На допросе в КГБ я ощутимо понял: СССР идет к концу» «На допросе в КГБ я ощутимо понял: СССР идет к концу»
Беседа с христианским правозащитником Александром Огородниковым. Часть 3
С первых же строк мы всем показали, что мы – не абстрактные люди. Мы – христиане, а наш путь определен трагическим опытом Новомучеников.
«Отец Иоанн принимал меня так, что я плакал как ребенок» «Отец Иоанн принимал меня так, что я плакал как ребенок»
Александр Огородников
«Отец Иоанн принимал меня так, что я плакал как ребенок» «Отец Иоанн принимал меня так, что я плакал как ребенок»
Беседа с христианским правозащитником Александром Огородниковым. Часть 2
Я понимал, что надо идти дальше, что «Jesus people» – это все-таки не глубоко. И если первая встреча с Богом – это открытие Христа, то потом ведь должно быть Богопознание.
Комментарии
Татьяна14 января 2021, 06:20
Когда читаю воспоминания своих православных современников,задаю себе вопрос :Почему я не была тогда сними.Для чего тогда Господь не указал мне их путь? До сих пор не могу ответить на этот вопрос.Читать эти воспоминания предельно интересно.Очень много знакомых имен. Пишите еще и много.Пока живо наше поколение, будем читать с большим интересом и рассказывать детям и внукам.Кстати, недавно 12-нему внуку рассказала историю про ваш приход первый в камеру к зекам.Как вы заставили их поверить, что Бог есть( про папиросы).Он очень внимательно слушал.Храни вас Господь.
Ольга30 апреля 2020, 00:32
Потрясло до самых глубин.... невероятно! И многое расставило по местам в моем неофитском видении Мира и Церкви Христовой. Здоровья Александрмиу Иоильевичу и многая лета! Пожалуйста присоедините мой голос к тем кто просит его написать книгу своих воспоминаний - живые и ушедшие - невероятные люди - целая эпоха! Мы обязаны и имеем право знать о них - и наши потомки - это такое же наше национальное достояние - как Новомученики и Исповедники Российские
Галина И.25 апреля 2020, 12:25
Галина11 декабря 2019, 12:47"Потому, видимо, появилось это «И» в имени...да откуда вам знать в каких «тепличных» условиях сформировалось чье христианское мировоззрение?! Человек по ту сторону монитора остается загадочным, неизвестным, неузнанным. Что вы можете вообразить по поводу чьей-то «полной раскрепощённой»?/// Простите, только прочитала ваш комментарий. Насчет появления "И" в имени не поняла. На"И" начинается моя фамилия, вот и ник у меня такой, давно уже. Ну а нашу раскрепощенность в тепличных условиях Бог показал сейчас явно: сколько ропота, превозношения, яда льется с иных комментариев. И ваша "загадочность и неузнанность", как у блоковской героини,- совсем не для христиан.Это поза.
Андрей29 марта 2020, 13:26
Правду говорить легко и приятно...
Андрей30 января 2020, 04:17
Спасибо. Очень ждём продолжения публикаций. Примеры мужества,настоящей Веры... Само количество комментариев говорит само за себя (жаль, что не все понимают, что здесь каждое слово,-Правда)...
Андрей29 января 2020, 01:48
Спасибо. Продолжайте рассказывать. Где такое ещё прочитаешь. Примеры Веры и многое...Ждём новых статей.
Е.Вл21 декабря 2019, 03:54
Владимир20 декабря 2019, 13:36 ну вот и до свт. Николая добрались!послушайте,успокойтесь сами , и оставьте в покое житие нашего любимого святого!тем более в день его памяти и в таком контексте! и постарайтесь не выискивать нестыковки,как вам кажется, в житиях СВЯТЫХ, а БЛАГОГОВЕЙНО к ним относясь,брать пример для своей жизни! они для этого и написаны. Владимир, добрый день. Возможно Вячеслав имел ввиду следующие статьи, опубликованные здесь на сайте: https://pravoslavie.ru/58226.html ЗАГАДКИ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ https://pravoslavie.ru/43506.html СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ, АРХИЕПИСКОП МИР ЛИКИЙСКИХ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Иоанна_ 19 декабря 2019, 17:12
Владимир, чему вы удивляетесь? Сегодняшние "неокоммунисты" не только переплюнули своих предшественников по части толкования истории, но ещё и Церковь поучают. Гонители христианства, которые идут в Церковь БЕЗ ПОКАЯНИЯ.... Мы "далеко" продвинулись даже по сравнению с 90-ми...
Владимир19 декабря 2019, 13:48
Вячеславу19 декабря,вы не доверяете житиям святых и тем ФАКТАМ которые там изложены,более того намекаете на какое предательство?! они КАНОНИЗИРОВАНЫ Церковью !ну, а если для вас единственным источником истины является история кпсс,то как говорится... комментарии излишни... каждый делает свой выбор.
Вячеслав19 декабря 2019, 08:44
" Владимир17 декабря 2019, 15:32 а в житиях святых новомученников что можно найти? не пробовали их читать? или там про "доказательства преступлений сталинизма" тоже Геббельс писал?" Жития святых новомученников писали лица заинтересованные, чаще всего настроенные против существующего строя. Там нет объективной оценки. Потому что это житие, а не исследование причин и следствий процессов происходящих в обществе. Привожу пример: тут есть статья: "Мы нащли деда". С точки зрения родственников герой стать пострадавший невинно дед. С точки зрения закона: человек сотрудничавший с окуппационными властями.
НН18 декабря 2019, 16:16
Владимир, Любить - зачастую означает нести тяжкий крест, очень достойно, не напоминая и не усугубляя грехи матери или Родины. ДОСТОЙНО нести крест, понимаете? И даже врачуя! Уже всё давно признано и осуждено, а вы и др. с упорством, достойным лучшего примененмя, всю историю СССР сводите к ГУЛАГу и репрессиям. Это называется очернительством и искажением истории страны. Никакая власть не может запретить верить в Бога. И каяться тоже. Простите, но знаю это по себе, своим родственникам и знакомым. И сейчас знаю, что как тогда не верили и в храм не ходили - так и сейчас не верят и не ходят. Хотя карьера пострадать уже никак не может. Почаще вспоминайте и думайте о позитиве - легче жить будет.
Natalie18 декабря 2019, 00:08
Владимиру: Очень благодарна за Ваши комментарии! Лучше не скажешь. Божией помощи Вам! Вячеславу: Простите, что неправильно написала Ваше имя в предыдущем комментарии. Я сделала вывод, что лучше мне не писать комментарии на тему советского периода, т.к. очень трудно удержаться от осуждения и злости. Богоборческая власть принесла много горя людям, в том числе и нашей семье. Но Бог всем Судья!
Владимир17 декабря 2019, 17:10
НН16 декабря 2019, почему вы считаете, что если кто не любит сталинский режим тот не любит и Родину? Родина наша-не грубая и не уродина!как вы пишете, Она просто истерзана нашими грехами , обескровлена революциями, войнами,террором ,одурманена безбожием.Даже возможности покаяния наш народ был лишен в те времена уничтожением священства и храмов. Само Имя Божие, иногда в прямом смысле, выжигали из сознания людей. Для безбожника книга жизни человека закрывается последним днем земной его жизни, для христиан это, очень важное,но только предисловие!Безбожие и имеет своей главной целью закрыть от человека источник Жизни Вечной.Но и здесь враг рода человеческого посрамлен тысячами новомученников!
Владимир17 декабря 2019, 15:32
Вячеславу17 декабря 2019, вы пишете:"в архивах можно что угодно на данный момент найти" ,а в житиях святых новомученников что можно найти? не пробовали их читать? или там про "доказательства преступлений сталинизма" тоже Геббельс писал?
Natalie17 декабря 2019, 12:13
НН: Вы меня неправильно поняли. Спасибо за старания. Статья мне очень понравилась. Вот где пример Веры и Любви! Низкий поклон Александру. Бог нам всем Судья!
Вячеслав17 декабря 2019, 09:02
Natalie16 декабря 2019 Про архивы.Был Катынский расстрел.Расстреляли поляков фашисты, но в 1943 году сообщили всему миру, о "кровавом преступлении большевиков". Геббельсу конечно же все "поверили",зная кто это такой. После освобождения этой земли советская комиссия, во главе с врачом Бурденко,расследовала, привела доказательства преступления фашизма.Началась холодная война, и с американской стороны снова "нашлись" доказательства в пользу версии министерства Геббельса. Их тогда всерьёз не восприняли. Но грянула перестройка, советсккло плохое, ну и конечно же в архивах сразу обнаружили "доказательства преступлений сталинизма". Я это к тому, что в архивах можно что угодно на данный момент найти
Вячеслав17 декабря 2019, 08:16
Natalie16 декабря 2019, 13:06 Помимо изучения истории надо уметь делать правильные выводы. А глядя на современных "православных" историков выводы делаются только те которые почему-то осуждают и очерняют весь период существования Советского Союза, ну за редким проблеском. Про Ленина например муссируется байка эммиграции, что он был немецким шпионом,снимаются фильмы, публикуются интервью даже на православных сайтах, хотя никаких архивных документов ни в России ни (главное!) в Германии не обнаружено. Тут я вижу рассказывается ещё одна байка, про вен заболевание у Ленина. В архивах это информации тоже почему-то нет. Это я вам как пример привожу. И посоветую я вам не давать советов...
НН16 декабря 2019, 16:59
Natalie16 декабря 2019, СССР пишется большими буквами, как и США. Коллективных грехов не бывает, Вы в курсе? На Страшном Суде каждый будет отвечать ТОЛЬКО за свои грехи, а не за грехи предков. И потом, кто Вам сказал, что предки наши не покаялись и не искупили свои грехи? Вы знаете то, что другие не знают? А Родину свою, как и мать, надо любить такой, какова она была и есть. Вас другому научили? Где хорошо, там Родина? Мать грубая, уродина - любить не надо? Почитайте, что такое христианство и православие в частности, чему нас учит Иисус Христос. И ещё: "Выше закона- правда, выше правды- справедливость, выше справедливости- милосердие, выше милосердия- любовь!"- Так говорил Патриарх Алексий2.
Natalie16 декабря 2019, 13:06
Владимиру: Прекрасный комментарий! НН: Если это всё наше, это не значит, что мы должны это всё любить. Христиане должны ненавидеть свои грехи. Владиславу: Вам нужно историю страны серьёзно изучить из архивов, а не из учебниках ссср.
Вячеслав16 декабря 2019, 07:53
"Дмитрий13 декабря 2019, 16:45 Например вурдалак известный нам под псевдонимом "Ленин", призывавший "расстреливать побольше духовенства", умер от последствий запущенного сифилиса. " Начнем с того, что ни справки, ни медицинского заключения ни вы ни тот кто этот слух пускал не видели. То есть вы говорите неправду, то есть служите своими высказываниями совсем не Богу. Но с другой стороны хорошо, что не молчите, христианин увидит кто вы и с кем вы и сделает правильный выбор.
НН15 декабря 2019, 18:19
Наталия Ростова, соглашусь с Вами и добавлю, что оголтелое кликушесто по поводу СССР от некоторых коментаторов было бы смешно, коли не было бы так грустно... Не удивлюсь, если особо ретивые и последнюю резолюцию Европарламента одобрят... Слава Богу, что генерала Власова ещё боцом за свободу совести в СССР не объявили. Во всяком случае, пока. (Европейский парламент принял 19 сентября резолюцию, в которой Советско-германский договор о ненападении 1939 года объявлен причиной Второй мировой войны). Коментатор И, не только о плохом. Главное, чтоб хорошее не забывали и не обливали грязью весь советский период нашей истории. Что было - то было! ВСЁ наше. "У нас была Великая эпоха" - это главное!
наталья15 декабря 2019, 00:11
Огромное спасибо за честность!Восхищаюсь силой духа Александра в заключении,его безстрашием и в озвучивании "язв"современной церкви.Прекрасное интервью.
Галина И.14 декабря 2019, 16:35
Спасибо комментаторам, увидевшим в Александре воина Христова. А то я пала духом, читая злые и горделивые обвинения в его адрес.Как же так- ведь православный сайт.Иоанна, да, здесь соль. Ольга, ТК "Спас"- отличная идея. Марина - цитата не в бровь, а в глаз. И все другие христиане-я с вами. И все же: с нами Бог. А где Бог, там невозможное возможно, там перестает работать человеческая логика и действует логика Божественная. Логика Любви. А какие были великие чудотворцы -Моисей, Илия, Елисей и др. И наши, российские...А сколько подвигов простых людей за имя Христа! Сколько чудес! Сплошная экзальтация и фантастика для безбожников и язычников.
Владимир14 декабря 2019, 14:34
СЕРГЕЮ МАГАЛЕЦКОМУ,согласен с вами в случае если бы Александр был простой зэк,но я понимаю его так, что он рассказывает об этом и другом не в свою славу( что было бы просто глупо), а в Славу Божию! Он молился и Господь его защитил! Сколько в Псалтири об этом написано (33псалом и др.), есть примеры военных лет защиты от врагов, когда реально простых, совсем не святых людей,читающих 90псалом Господь делал невидимыми для фашистов! Почитайте о.Павла Груздева о чудесах бывших с ним на зоне.
NA14 декабря 2019, 00:15
Согласна с Дмитрием!
Марина14 декабря 2019, 00:05
О нашем времени: "Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще". (Отк. 22:11). В свободе выбора - суть человека. Благодарю Александра Иоильевича за творение правды до сего дня!
Ольга13 декабря 2019, 23:32
Больше таких статей! Сам факт, что ее в таком виде разместили, говорит уже о хорошем, что наверху начинают осознавать проблему и есть тенденция к очищению. Таких людей надо показывать на Спасе! Какие же есть злые комментарии. Хотелось бы посетить вечер встречи с А. Огородниковым в моем городе.
Наталия Ростова - Дмитрию13 декабря 2019, 18:17
Я люблю беседовать с людьми, которые умеют вести беседу...Это искусство отчасти. А тот человек, которые делает бестолковые выпады, мне не интересен...Научитесь, пожалуйста, слышать оппонента, или хотя бы внимательно читать. В моих комментариях без труда разберётся и толковый второклассник...Всех благ!
Дмитрий13 декабря 2019, 16:45
Наталия Ростова13 декабря 2019, 09:18 “Но, каким бы ни был правитель, тираном и деспотом, никто не имеет права приписывать ему грехи, которых он не совершал." А кого Вы имеет в виду? Какого тирана? Ленина? Гитлера? Какие грехи им приписывают "которых они не совершали"? Я думаю подобным людоедам, руки у которых по локоть в крови, и приписывать ничего не надо. Например вурдалак известный нам под псевдонимом "Ленин", призывавший "расстреливать побольше духовенства", умер от последствий запущенного сифилиса. Каких грехов у него не было, чтобы ему надо было что-то "приписывать"?
Наталия Ростова13 декабря 2019, 09:18
Позабавили меня некоторые комментаторы, озабоченные моим "тёмным, тюремным" прошлым :) Ну да, ладно. Каждому не влезешь под корку со своими мыслями. Но, каким бы ни был правитель, тираном и деспотом, никто не имеет права приписывать ему грехи, которых он не совершал. Я за честность. Так что останусь при своём мнении.
Дмитрий12 декабря 2019, 23:45
Кто-то служит Господу сокровенно, в пустыне и в глубине своего сердца. А кто-то "Глаголом жжет сердца людей" , приводя их к Богу и укрепляя, как Александр. И каждое служение имеет свои особенности, только бы было искренним и во славу Божию!
И.12 декабря 2019, 18:43
СЕРГЕЙ МАГАЛЕЦКИЙ11 декабря 2019, 13:16 "У меня товарищ служил конвоиром. Показал ему. Резюме: "Вранье!" Сильный аргумент)). "А мне Вася сказал что так не бывает...". Много чего в жизни бывает. "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам"
Владимир12 декабря 2019, 18:27
Дмитрию Собриевскому,просто поразительно!К хору суждений о человеке которого никогда не видели :экзальтированный фантазер, артист в прелести и проч добавилось еще одно суждение : одержимый недобрым духом!(сказать бесом язык не повернулся) уважаемые комментаторы, может, хотя бы воздержимся от осуждения!
И.12 декабря 2019, 15:41
НН11 декабря 2019, 20:44 "новое поколение уже не такие наивные,всё проверяют и оч.сожалеют о СССР." Сожалеют о том, что был такой страшный и кровавый период в истории нашего Отечества? Если так, то соглашусь. А сожалеть о том, что канули в лету времена, когда разрушали и оскверняли храмы, когда за веру в Бога расстреливали, может только очень недалёкий человек. Или абсолютно бессовестный. Тут совсем рядом опубликована статья о новомученниках, расстрелянных на Бутовском полигоне. В прекрасном СССР. Почитайте на досуге...
Дмитрий Собриевский12 декабря 2019, 14:32
"...но Церковь земная наша меня сегодня очень печалит". Вот что это за печаль? Она должна понуждать распространять на весь белый свет чернуху про Церковь? Ну хорошо, столкнулся лично, знаешь не со слов оперативников или бизнесменов. И что теперь, всем приходом вены вскрывать, так что бы не схлопнулись? К сожалению не могу различать духов и потому не могу утверждать, что дух диссидентства - злой. Ведь исповедуют одержимые им люди Христа и не понарошку! Но то, что он добрый - тоже не могу определить.
Даниил11 декабря 2019, 21:58
Текст явно не для теплохладных и маловерных... Мне приходилось лично общаться с Александром Иольевичем, и потому могу свидетельствовать: человек это не только огромной веры и решимости, но и большого смирения. Собственно благодаря которому и стало возможным всё здесь описанное чудесное без вреда для его души.
НН11 декабря 2019, 20:44
р.Б.Галина:/В основной массе народа вытравили даже память об этом, как будто и не с нами все это было.И вот уже потомки жертв оправдывают все и вся,почти обожествляют властителей и окрашивают мрачные времена в тона светлые-героические,романтические и т.д/-Тоько и делаем,что раздираем чуть заживающие раны и соль на них сыплем!Нам уже здорово в голову вбили,что предки наши только и делали,что убивали всех подряд,пол-страны в ГУЛАГ посадили и расстреляли,в Войне победили только чудом и вопреки Сталину и тд.Но рано радоваться врагам России,новое поколение уже не такие наивные,всё проверяют и оч.сожалеют о СССР.Тогда была Великая эпоха,и только на тех достижениях пока держимся.Надолго ли хватит?
Георгий11 декабря 2019, 19:00
ПКТ - это "помещение камерного (а не "карцерного") типа".
Владимир11 декабря 2019, 18:14
Статья очень полезная,подвигающая на жесткие вопросы к самому себе и на честные ответы, что особенно актуально в пост:" А я лично чем заплатил за свою веру?" "Во что лично мне встало мое христианство?" Но мы этого боимся и вешаем ярлыки :артист,фантазер и прочее. За нашего героя статьи можно не волноваться, а за нас? ну а насчет дерзости автора и его фантазий ... а что если все описанное автором полностью соответствует действительности( в чем я абсолютно уверен)... то кто получается настолько дерзок и смел, что не боится ответить в свое время и в известном месте за подобные суждения?
р.Б.Галина11 декабря 2019, 15:34
Если Господь дал тебе сполна силу Веры, то надо нести ее в тех обстоятельствах, куда поставил тебя Господь, что и совершил Александр. Дерзновение совсем не то, что дерзость. Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет (Лк. 8: 16). А мы, так наз. христиане, всегда ли хотя бы лоб перекрестим, проходя мимо храма Господня?
р.Б.Галина11 декабря 2019, 15:32
Согласна с Алексеем, в прелести находимся мы, так называемые христиане. Александр не побоялся отстаивать свою Христианскую Веру таким вот образом, открыто и бескомпромиссно. Выдержать столь длительные испытания без Божьей помощи и истинной Веры все-таки нереально. А эта истинная радость о Христе, особенно явно и остро ощущаемая в тяжелейших условиях! Многие ли из критиков испытали ее? А мученики первых веков христианской эры, ими тоже двигала гордость и прелесть?
р.Б.Галина11 декабря 2019, 15:30
Александр Огородников на деле доказал свою преданность Христу. Кто жил в советские времена, вспомните без лукавства - при всем том хорошем, что без сомнения было, какие были последствия не шагать “нога в ногу”, не быть как все, высказывать свое мнение, а тем более его отстаивать? Спокойней было не думать, забыть и вообще не знать о кошмарах, ужасах, трагедиях революции, гражданской войны, довоенного и военного периодов (в особенности). В основной массе народа вытравили даже память об этом, как будто и не с нами все это было. И вот уже потомки жертв оправдывают все и вся, почти обожествляют властителей и окрашивают мрачные времена в тона светлые -героические, романтические и т.д.
Галина И.11 декабря 2019, 15:05
Вячеслав11 декабря 2019, 11:24 Ув. Вячеслав, данное признание Ап. Павла надо понимать, конечно, не в прямом смысле- вскрывать себе вены, "чтобы что -то добиться от тюремного начальства", а в переносном. Действовать и проповедовать Евангелие согласно ситуации; применительно к условиям, характерам и соц.положению окружающих лиц.В Новом Завете много таких мест, которые ни в коем случае нельзя понимать буквально. Кто воспринимал так, много бед натворили. Н.,Иисус Христос советует: "..если соблазняет тебя твоя рука, отсеки ее;...и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его..." (Мк 9: 43-47). Также см. комментарий НН10 декабря 2019, 20:56. Вполне понятно объясняет. Мир вам.
Ира 11 декабря 2019, 14:05
Хочу напомнить слова отца Иоанна Крестьянкина о тюрьме. "А что касается тюремной истории отца Иоанна, то меня всегда поражало, как он отзывался о времени, проведенном в лагерях. Батюшка говорил, что это были самые счастливые годы его жизни. — Потому что Бог был рядом! — с восторгом объяснял батюшка. Хотя, без сомнения, отдавал себе отчет, что до конца мы понять его не сможем. — Почему-то не помню ничего плохого, — говорил он о лагере. — Только помню: небо отверсто и Ангелы поют в небесах! Сейчас такой молитвы у меня нет…*
И.11 декабря 2019, 13:27
К сожалению советской власти удалось таки вывести "людей новой формации", "хомо советикус". И многие комментарии это подтверждают. Невежество, озлобленность, агрессия, и фанатичная преданность "делу Ленина-Сталина". Печально. Но, как известно, и Моисею пришлось 40 лет водить народ по пустыне, дабы умерли все, кто помнил рабство. В нашем случае 40 лет ещё не прошло...
СЕРГЕЙ МАГАЛЕЦКИЙ11 декабря 2019, 13:16
Владимиру. Цитирую Огородникова: "Например, когда «столыпинский вагон» с заключенными приходит на станцию, его там отцепляют, высаживают всех зэков. Потом их жестко рассаживают в круг. Вокруг них стоят автоматчики с овчарками на поводке, а все заключенные обязаны сидеть на корточках, держа руки «замком» над головой. Это обязательное условие для всех зэков, кем бы они ни были: ворами в законе, паханами, авторитетами и т.д. Но я, например, никогда на корточки не садился, я оставался стоять". У меня товарищ служил конвоиром. Показал ему. Резюме: "Вранье!! Быстро получит прикладом по горбу или собаки порвут"! Человек, который врет в одном, врет и во всем остальном.
И.11 декабря 2019, 13:15
Наталия Ростова10 декабря 2019, 11:22 "А по поводу - "мужики хотели, чтобы я стал держателем общака", вообще неправдоподобно! За одну только мысль такую, уже можно было перо в бок получить." Наталия, стесняюсь спросить, вы сколько лет отсидели?
Галина11 декабря 2019, 12:48
»? Московская жизнь отличается от так называемой провинциальной, ох как отличается. Тот, кто родился и вырос вдали от московского асфальта, больше видел, чувствовал и знает, уж простите за самоуверенность. И вот ведь незадача: он может знать и кого-то из диссидентской среды. Лично. И, что еще хуже, может иметь свое мнение, может и субъективное, но оно личное и отличается от того, что пытаются навязать насильно. А, как говорит опыт, внедряемое насильственно не есть правильное. Под прикрытием возрождения православия разрушался русский мир. Вы никогда не задумывались над тем приемником чего-кого был Советский Союз? И что защищал железный занавес?
Галина11 декабря 2019, 12:47
Галина И.11 декабря 2019, 08:10 «….К сожалению,большинство из нас, современных православных, сформировались как "христиане" в тепличных условиях при полной раскрепощенности, поэтому мы скоры на самоуверенные амбициозные суждения и обвинения, имея отрывки знаний и следы мудрости». Из этого комментария следует: то, что написала, было внимательно прочитано. Потому, видимо, появилось это «И» в имени. Что же. Замечательно. Дорогая Галина И, да откуда вам знать в каких «тепличных» условиях сформировалось чье христианское мировоззрение?! Человек по ту сторону монитора остается загадочным, неизвестным, неузнанным. Что вы можете вообразить по поводу чьей-то «полной раскрепощённой»?
Вячеслав11 декабря 2019, 11:24
Галина И.11 декабря 2019, 08:10 Уважаема Галина! Прочитав Ваш комментарий, следом я конечно же прочитал Галина отрывок из послания Коринфянам, который Вы рекомендовали. Но не нашел там ничего насчет того, что надо резать себе вены, чтобы что-то добиться от тюремного начальства. А теперь давайте подумаем, а если бы кто ни будь порезал бы себе, и испустил дух какие были бы последствия для его души? Для души Огородникова? Знаете, это смахивает на сектанство.
Иоанна_ 11 декабря 2019, 11:08
Наша беда как истинных "советских читателей" - мы не воспринимаем живое слово, вообще! Нам надо так, как нас приучили: чтобы всё причёсано, приглажено, отшлифовано, чтобы при всём желании никто ни к чему не мог придраться. А ведь при этом теряется вся соль... Возникает вопрос: нужна ли нам эта самая "соль"? Видимо, нужна не всем, и даже, пожалуй, мало кому нужна. Но для этих "мало" такое повествование - настоящий подарок, и я благодарю за этот подарок и самого Александра, и тех, кто нам его устроил.
Наталия11 декабря 2019, 10:27
Александр, низкий поклон Вам за правдивое и пронзительное интервью, все перенесенные страдания и - благодарность Богу, укреплявшему Вас!
Галина11 декабря 2019, 09:09
Галина И.10 декабря 2019, 18:36 Вот-вот, дорогая Галина, именно "невероятно талантливого, яркого и артистичного человека". Артист и есть артист. В отличие от брата. Помните мультик про двух собак по кличке Пиратов. Дословно не приведу но фраза ".... а какая разница в судьбе!" моменту отвечает. Да, чуть не забыла: наивных на сайт заходит мало. Верующие еще читают, однако... ну дальше сами думайте.
Галина И.11 декабря 2019, 08:10
Простите. В целях полной ясности дополню свой комментарий. Статья в журнале называется "Огородников и другие:как это было". Автор Александр Щипков. К сожалению,большинство из нас, современных православных, сформировались как "христиане" в тепличных условиях при полной раскрепощенности, поэтому мы скоры на самоуверенные амбициозные суждения и обвинения, имея отрывки знаний и следы мудрости. О свт. Луке (Войно-Ясенецком)-отдельный разговор. По поводу "вскрытия вен" (Наталья Ростова) прочитайте, пож-та, заявление св. Ап. Павла в 1 Кор. 9:19-23. И все будет ясно. А нам всем:осторожней, христиане, со злыми словами. В тюрьмах не сидели, на крестах не висели. Бьем воздух, но Перед Богом отвечать.
Елена11 декабря 2019, 06:20
На примере жизни Александра видишь подтверждение слов: 1.Апостола Павла: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.(Евр.13:8)." Господь Иисус Христос и вчера и сегодня и во веки веков силен являть Божественное заступление, Свою Божественную силу всем нам."(митрополит Тихон (Шевкунов).2.Иисуса Христа:и будете ненавидимы всеми за имя Мое;претерпевший же до конца спасется. (Мф. 10:22) Фильм "Евангелие от Матфея"реж. Пазолини немедленно посмотрела.Шедевр. Об интервью.Круто.Познавательно.Поучительно.Спасибо огромное,в т.ч. редакции сайта.Божией всем благодати!
tatiana11 декабря 2019, 01:53
Spasi Gospodi i Aleksandra Ogorodnikova, i Nikolaia Bulchuka, i redaktorov..
Владимир11 декабря 2019, 00:59
У поклонников Сталина ещё хочется спросить : " а вы жития новомучеников и исповедников Российских читаете?" И если читаете ,как у вас все это в голове уживается?
Владимир11 декабря 2019, 00:36
Хотелось бы спросить у тех комментаторов кто считает автора экзальтированным фантазером, да ещё и находящимся в прелести: " кто из вас хотя бы один раз побывал в карцере за распространение молитвы? А Александру - поклон и большое спасибо порталу за публикацию.
Любовь Чадина10 декабря 2019, 21:59
для Наталии Ростовой. Напоминаю, что Владыка Лука Войно-Ясенецкий встретил войну, будучи в ссылке. Он написал письмо правительству, где просил разрешить работать в госпиталях, помогая таким образом фронту, а по окончании войны отбыть срок заключения до конца. И ему разрешили!!!! И после войны свт. Лука продолжал отбывать срок!!! И это тоже факт. Позорный факт. И про экзальтацию подумайте. Или у Вас есть тюремный опыт? Чтобы выжить в тюрьме и завоевать такое уважение у заключенных, надо быть очень неординарным человеком. Низкий поклон Александру Огородникову за его деятельность в помощи беженцам, за стойкость, за несгибаемость, за активную жизненную позицию, за любовь к Родине, людям и Богу
НН10 декабря 2019, 20:56
Наталия Ростова10 декабря 2019, 11:22, Про общак праводоподобно и очень логично. В ГУЛАГе священнослужителей практически всегда ставили ответственными за материальными ценностями, так как они не воровали и не обманывали. Здесь аналогично. И с угрозой вскрытия вен тоже в данной ситуации - нормально. А как такую публику мобилизовать на нужное дело? Только так, как они понимают, их методами и на их жаргоне. В старину говорили, что для достижения нужной благой цели можно и"беса оседлать". Антисоветчина зашкаливает, негоже уж до такой степени исторические факты извращать, они же проверяются. Может, это элементы самооправдания: Советскую власть ненавидел, но Родину не хотел гробить? Бог ему Судья.
Татьяна В.10 декабря 2019, 19:49
Радует, что большинство комментаторов способны отделить диссидентщину от подвижнической жизни христианской. Спасибо вам.
Галина И.10 декабря 2019, 18:36
Для того, чтобы нам иметь объективную точку зрения, нужно лучше знать событийные моменты православной жизни России и представлять их не по одному чьему- либо высказыванию или мнению, а в ракурсе истории. В журнале "Истина и жизнь" в № 8 за 1998г. на с.6-14 опубликовано интервью гл. ред. журнала с широко известным ныне Александром Щипковым, с которым нам с нашей скудной эрудицией и тощим христ.-м опытом не поспоришь. Так вот, А.Щипков очень высоко оценивает роль А. Огородникова в развитии религиозного движения в России и описывает его как "невероятно талантливого, яркого и артистичного человека". После прочтения статьи обвинения нек. комментаторов этого православного лидера в "ереси" отпадут.
Сергей10 декабря 2019, 16:22
Да, редакторам поаккуратней бы надо с материалом, чтобы не смутить тех, кого это может смутить, меня, например. Все-таки интервью - не художественное произведение. Описание чудесных случаев, даже если они и имели место, но несут некую двусмысленность - не всегда полезно. Поэтому присоединяюсь к скептическим комментариям, а Александру Иоильевичу - уважение за перенесённые тяготы, добрых трудов и спасения!
Елена О10 декабря 2019, 14:53
Героическое повествование... "Как закалялась сталь" напомнило.
Алексей10 декабря 2019, 13:04
Уважаемый Сергей, я боюсь что в прелести находимся мы, так называемые христиане. А тут человек на деле доказал свою преданность Христу.
Наталия Ростова10 декабря 2019, 12:52
Я не являюсь поклонницей Сталина. Но то что здесь написано, а именно - "как только кончилась война, Сталин тут же поменял политику: начал закрывать храмы, прижимать верующих, поток людей хлынул в тюрьмы и лагеря", не является правдой! Давайте быть честными. Историю уже итак исказили донельзя, но зачем идти против фактов, документально подтвержденных? Св.Лука(Войно-Ясенецкий) в проповеди перед прихожанами сказал: "Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину". И это сказал человек, которого предали собственные сыновья и который прошёл лагеря и ссылки...Теперь можете закидать меня тухлыми помидорами..
Елена Киев10 декабря 2019, 12:16
Согласна с Сергеем 10 декабря 2019, 05:32. "фантазер, к тому же находящийся в большой прелести. "
Наталия Ростова10 декабря 2019, 11:22
Экзальтация! Есть моменты, которым веришь в этом рассказе, но вот это - "я как бы взял его крест на себя", дерзновенно. А по поводу - "мужики хотели, чтобы я стал держателем общака", вообще неправдоподобно! За одну только мысль такую, уже можно было перо в бок получить. А это - "если голодовка не сработает, будем вскрывать вены!", что это вообще такое? Это православный христианин говорит или революционер? Не понимаю...
Павел К. 10 декабря 2019, 10:42
Благодарю Вас , Александр за то , что поделились воспоминаниями и размышлениями . Будем молить Бога , чтобы наши молодые батюшки окрылотели и пошли из силы в силу .Они ведь тоже понимают , что пороха еще не нюхали и благоговейно взирают на первопроходцев . Напоминать о опасностях машин , дач , золота , застолий, поклонниц для священнослужителей всех рангов необходимо ,ведь ЖИЗНЬ батюшки -его главная проповедь.
Вячеслав10 декабря 2019, 08:24
Мощно задвинул.Оставим расказки про его подвиги на его совести.А вот то что в каждой деревни знали от том что "повоюем", это откуда? Не из газет и радио ли? А кто проводил эвакуацию предприятий,мобилизацию,подготовку кадров?Я так понимаю вышел мифический народ и сам всё сделал, Петя уголя нарубил,Вася сам станок сделал и снаряды точил, а Ваня самолёт в огороде сделал.Всё сами без этих проклятых коммунистических руководителей.Идём дальше,утверждения что после войны опять стали священников сажать и церкви закрывать.Я часто это слышу от людей вообще далеких от знания истории.Сомневаюсь я в этом факте. Мниться мне,что за сотрудничество с окупационными властями сажали, а не за то что священник.
Сергий10 декабря 2019, 07:52
Спаси Господи за статью. Сам был в зоне, к сожалению по уголовной статье, но не когда не забуду ту радость в праздник светлой Христовой Пасхи.
Галина10 декабря 2019, 06:13
Слава Богу, потрясающе! Истинно святой наших дней!
Сергей10 декабря 2019, 05:32
Уважаемые редакторы, извините, но мне кажется, что герой статьи - фантазер, к тому же находящийся в большой прелести.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×