Коронавирус: «Церковь должна быть готова к масштабным катастрофам»

Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым)

Сегодня всё информационное поле пестрит темой коронавируса. Как показали последние недели, эта проблема явилась дискуссионной и для церковной среды. На эту непростую тему сегодня наша беседа с архиепископом Боярским Феодосием (Снигирёвым) – викарием Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, управляющим Северным викариатством столицы Украины, доцентом Киевской духовной академии и главой Церковного суда Киевской епархии.

– Владыка, в церковной среде жаркая полемика – следует ли применять санитарные требования светских властей к Церкви? Передается ли вирус через Причастие? Что делать, если от нас потребуют закрыть храмы? Что вы скажете по всем этим поводам?

Церкви всегда нужно быть готовой к внешним вызовам и опасностям

– То, что тема коронавируса стала толчком к церковной дискуссии, – это очень хорошо. Церкви всегда нужно быть готовой к внешним вызовам и опасностям, а спокойное время расслабляет. Коронавирус – хороший повод для нашей Православной Церкви доктринально подготовиться к эсхатологическому времени. Подготовиться богословски, канонически, литургически. Пока то, что озвучивается на эту тему, – по большей части концептуально сыро и недальновидно.

– Что вы имеете в виду?

– Озвучиваются в основном две противоположные позиции, каждая из которых является крайностью. Неразумной крайностью, как мне кажется. Первая – давайте беспрекословно слушать все эпидемические предписания местных властей, закроем храмы, отменим на время Причастие и другие таинства, пока не закончится пандемия. Некоторые Поместные Церкви уже пошли по этому пути, приняли соответствующие решения. А вторая крайность такая: верующим ничего повредить не может, давайте не обращать внимания на эти страшилки, чаще ходим в храм, причащаемся, и всё будет хорошо. Ну, а если и заразимся, то такая наша судьба. Считаю, что обе эти крайности богословски несовершенны и могут быть очень опасны для Церкви, если не сейчас, то в будущем.

Видите ли, князь века сего, противостоящий в лице светского мира Христовой Церкви, всё время проверяет нас на прочность, ищет слабые места, где можно пробить брешь в жизни Церкви. Сейчас, с этим коронавирусом, он тоже пробует нас «на зуб». Может быть, через пару месяцев мы будем с улыбкой вспоминать об этой страшилке, как вспоминаем сейчас о «птичьем» или «свином» гриппе. Но то, что будет сказано и принято Церковью сейчас, будет иметь последствия в богословском, каноническом и литургическом смысле ещё очень долго, а может быть, и всегда. Не вдаваясь в рассуждения, что такое коронавирус – технология влияния или реальная пандемия, скажем лишь, что та доктрина, которая в связи с этой ситуацией будет выработана сегодня Церковью, станет в будущем либо иммунитетом и защитой от более сильных и изощренных ударов по Церкви, либо станет брешью в церковном корабле.

– Как это может произойти, в чем слабость позиций, которые высказываются сегодня верующими?

– Начну со второй крайности – «нам ничего не повредит!» Это как минимум звучит очень самоуверенно и попахивает духовной прелестью. Такая самоуверенность рождается от неофитства выразителей этой позиции, от их незнания церковной истории, православной аскетики, от непонимания на опыте своей немощи, в том числе немощи своей личной веры. Они уверены, что евангельские слова «змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16, 18) сказаны лично о них, об их нынешнем духовном состоянии. Не вдаваясь в детали этой дискуссии, лишь замечу, что священнослужители старшего поколения, а также миряне из коренных православных семей, впитавшие церковность от своих дедов и прадедов, не имеют этого комсомольского запала – «нам ничего не повредит!» Хотя старшему поколению, в силу их веры и смирения, наверное, действительно ничего не повредит. И где грань между «повредит» и «не повредит»? Евхаристическая Чаша – святая вода – чудотворная икона – простая икона – храм – запивка – благословение священника – свечка, просфорка? Как определить грань, где можно заразиться, а где нет? А если при этом помнить заявление Священного Синода о необходимости дезинфекции храмов и использования для запивки одноразовой посуды, значит, можно всё-таки где-то заразиться? А есть ли здесь место чуду? И где же грань между чудом и обыденностью? Лично я думаю, что место чуду, безусловно, есть. Но и грань при этом существует. Только эта грань не может быть так примитивно определена, как нам того хотелось бы и как нам бы удобно было с практической точки зрения: вот, от Чаши нельзя заразиться, а от запивки можно, потому и стаканчики одноразовые. Тут всё намного сложнее, и это поле для работы Синодальных комиссий и мудрых духовников. Но сейчас речь не об этом.

Уверенных в своем праве на чудо людей, отвергающих Божественный дар рассуждения, врагу очень легко сломить – и духовно, и телесно

Если бы гипотетически такая прелестная гипотеза – «нам ничего не повредит!» – без всяких оговорок была бы сегодня принята в качестве общецерковной доктрины, то это могло бы стать в будущем мощным инструментом в руках дьявола для борьбы с Церковью. Ведь уверенных в своей праведности и в своем праве на чудо людей, отвергающих Божественный дар рассуждения, врагу очень легко сломить – и духовно, и телесно. Гордецов посрамляет Сам Бог, а смиренным даёт благодать. Думаю, читатели сами без труда смоделируют возможные ситуации, как противники Церкви смогут отравить/заразить/осквернить целые сообщества таких верующих гордецов. Если, конечно, Господь не умилосердится над Своими глуповатыми и самоуверенными чадами и не пошлёт им на выручку нового великомученика Феодора Тирона...

– А какой может быть вред, если наша Церковь примет за правило полностью следовать предписаниям эпидемиологов, как это уже сделали в ряде Церквей?

– В таком случае мы просто попадём в капкан, который за нами захлопнется. Земная Церковь в любом случае когда-то, ко времени антихриста, окажется в подобном капкане, когда нас лишат свободы в совершении литургии и во многом другом. Но зачем же приближать эти проблемы самостоятельно? Если Церковью будет принята доктрина реагирования на социальные проблемы – «всё, что скажут – исполняем!», то в скором будущем власти в разных странах смогут закрывать наши храмы и лишать верных литургии под любыми гуманитарными предлогами: пандемия, опасность ядерной войны, изменение климата и т.д. Верующие Украины, а сейчас и Черногории, в последнее время очень хорошо поняли, как современная политика, не меняя гуманного выражения лица, может пытаться разорить и уничтожить многомиллионные церковные сообщества, пользуясь своими рычагами управления. Оптимизма это не прибавляет. И нам нужно уже сегодня быть готовыми к существованию Церкви в подобных условиях. Слепо идти на поводу у власти – попасть в расставленные сети.

Слепо идти на поводу у власти – попасть в расставленные сети

– И какой же видится выход? Какие богословские и канонические основания Церкви необходимо заложить сегодня в решение подобных гуманитарных вопросов, чтобы защититься от проблем в будущем?

– Наша Церковь уже начала это делать. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с эпидемией, а также местные епархиальные Циркуляры иерархов нашей Церкви в связи с коронавирусом – твердо и однозначно уводят паству от однобокого понимания, а значит, и однобокого решения возникшей проблемы. Думаю, что над этим ещё должны очень хорошо и оперативно поработать профильные церковные комиссии, чтобы найти нужные механизмы для защиты Церкви и нужные слова для объяснения этих механизмов верующим. Озвучу свою точку зрения, которая, возможно, в какой-то части может оказаться несовершенной или ошибочной, – после окончательных церковных определений это станет понятно. Мне кажется, что, с одной стороны, надо разработать внутрецерковную концепцию информационной защиты паствы от всяких лжевирусов, как технологий современной геополитики. При этом нужно учесть неопределенность реальной эпидемической ситуации, когда в будущем будут использоваться такие технологии, а значит, и фактическая санитарная защита верующих при посещении храмов должна быть «быстрого развертывания».

А с другой стороны – надо всегда быть готовыми к исполнению Евангелия:

«Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней» (Мф. 24; 6–8).

А значит, нужно разработать и иметь литургическую концепцию жизни Церкви, если вдруг на самом деле общество накроет настоящая смертельно опасная инфекция, или заражение территорий ядами, или радиацией без возможности эвакуации. Это не фантазии и не чьи-то страшилки. Сейчас это апокалиптическая реальность будущего. Когда Церковь столкнётся с этой реальностью, не знает никто, кроме Бога. Но её отголоски, так скажем, «репетиции», случаются уже сейчас. Вот, например, коронавирус. И Церковь уже сегодня должна быть готова к возможным масштабным катастрофам и реальным пандемиям.

Какая альтернатива общественному богослужению? Где мера допустимости дезинфекции (дезактивации и т.д.) святыни? Есть ли в условиях тотальной эпидемии альтернатива храмовому Причащению? Может быть, в таких исключительных ситуациях к запасным Дарам позволить прикасаться мирянам и причащаться им на дому, как это было в древней Церкви? В этом случае надо определить, кто настоящий «мирянин», а кто нет. Фиксированные списки прихожан? Одноразовые сжигаемые сосуды для запасных Даров? Дистанционная Исповедь? Всё это вопросы, которые, я уверен, рано или поздно встанут перед нашей Святой Православной Церковью. Дай Господь, чтобы как можно позже. Но готовиться к их решению нужно уже сейчас.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
В церковных социальных проектах помогают бороться с последствиями пандемии. Информационная сводка от 15 апреля 2021 года В церковных социальных проектах помогают бороться с последствиями пандемии. Информационная сводка от 15 апреля 2021 года В церковных социальных проектах помогают бороться с последствиями пандемии. Информационная сводка от 15 апреля 2021 года В церковных социальных проектах помогают бороться с последствиями пандемии. Информационная сводка от 15 апреля 2021 года
Все больше церковных проектов и акций связано с медицинской помощью.
Святейший Патриарх Кирилл: Мы ни в коем случае не подвергаем сомнению целительную силу Святых Христовых Таин! Святейший Патриарх Кирилл: Мы ни в коем случае не подвергаем сомнению целительную силу Святых Христовых Таин!
Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Синода со вступительным словом, в котором рассказал о жизни и деятельности Русской Православной Церкви в период эпидемии коронавирусной инфекции.
Члены Священного Синода почтили память приснопамятного Патриарха Сербского Иринея и почивших архипастырей Русской Православной Церкви Члены Священного Синода почтили память приснопамятного Патриарха Сербского Иринея и почивших архипастырей Русской Православной Церкви Члены Священного Синода почтили память приснопамятного Патриарха Сербского Иринея и почивших архипастырей Русской Православной Церкви Члены Священного Синода почтили память приснопамятного Патриарха Сербского Иринея и почивших архипастырей Русской Православной Церкви
За богослужением, которое было совершено в домовом храме Всех святых, в Церкви Русской просиявших, молились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и члены Священного Синода.
Управляющий делами Украинской Православной Церкви: Мы надеемся встретить Пасху и услышать самые главные слова «Христос воскресе!» в храмах Управляющий делами Украинской Православной Церкви: Мы надеемся встретить Пасху и услышать самые главные слова «Христос воскресе!» в храмах Управляющий делами Украинской Православной Церкви: Мы надеемся встретить Пасху и услышать самые главные слова «Христос воскресе!» в храмах Управляющий делами Украинской Православной Церкви: Мы надеемся встретить Пасху и услышать самые главные слова «Христос воскресе!» в храмах
8 апреля 2021 года управляющий делами Украинской Православной Церквимитрополит Бориспольский и Броварской Антоний ответил на вопросы журналистов о праздновании Пасхи в условиях карантина.
В Церкви проводят новые благотворительные акции. Информационная сводка от 1 апреля 2021 года В Церкви проводят новые благотворительные акции. Информационная сводка от 1 апреля 2021 года В Церкви проводят новые благотворительные акции. Информационная сводка от 1 апреля 2021 года В Церкви проводят новые благотворительные акции. Информационная сводка от 1 апреля 2021 года
В Церкви организовывают новые акции помощи нуждающимся семьям и бездомным, поддерживают семей с детьми с инвалидностью.
Все больше церковных проектов возвращаются к докарантинной активности. Информационная сводка от 23 марта 2021 года Все больше церковных проектов возвращаются к докарантинной активности. Информационная сводка от 23 марта 2021 года Все больше церковных проектов возвращаются к докарантинной активности. Информационная сводка от 23 марта 2021 года Все больше церковных проектов возвращаются к докарантинной активности. Информационная сводка от 23 марта 2021 года
Во многих епархиях прошли многочисленные масленичные благотворительные мероприятия, запускаются новые великопостные акции. Активная помощь по-прежнему оказывается медицинским учреждениям.
В московской больнице святителя Алексия начали использовать искусственный интеллект для диагностики COVID-19 В московской больнице святителя Алексия начали использовать искусственный интеллект для диагностики COVID-19 В московской больнице святителя Алексия начали использовать искусственный интеллект для диагностики COVID-19 В московской больнице святителя Алексия начали использовать искусственный интеллект для диагностики COVID-19
С конца 2020 года в Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского, при проведении компьютерной томографии легких стали использовать нейросетевой алгоритм по распознаванию коронавирусной пневмонии — технологии искусственного интеллекта.
Традиционный крестный ход в праздник Торжества Православия в Киеве отменен в связи с карантинными ограничениями Традиционный крестный ход в праздник Торжества Православия в Киеве отменен в связи с карантинными ограничениями Традиционный крестный ход в праздник Торжества Православия в Киеве отменен в связи с карантинными ограничениями Традиционный крестный ход в праздник Торжества Православия в Киеве отменен в связи с карантинными ограничениями
Крестный ход, запланированный в Киеве на праздник Торжества Православия 21 марта, отменен из-за новых ограничений, связанных с пандемией коронавируса, заявил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
Фотография священника, посещающего прихожанку во время пандемии, признана лучшей на международном конкурсе Фотография священника, посещающего прихожанку во время пандемии, признана лучшей на международном конкурсе Фотография священника, посещающего прихожанку во время пандемии, признана лучшей на международном конкурсе Фотография священника, посещающего прихожанку во время пандемии, признана лучшей на международном конкурсе
11 марта 2021 года, в годовщину объявления пандемии Всемирной организацией здравоохранения, назвали победителей международного фотоконкурса News Photo Awards. Overcoming COVID.
Комментарии
И.В.17 апреля 2020, 15:57
Виктория27 марта 2020, 20:02 "Вопрос же не о закрытии именно храмов, закрывают всё, на период пандемии." Это не соответствует истине. Метро, магазины, транспорт как работали, так и работают. А это самые массовые скопления людей. Получается что в двухчасовой толкучке на входе в метро (как 15 апреля) заразиться нельзя, а в Церкви - можно? Всё это заставляет задуматься...
ольга17 апреля 2020, 01:18
добрый вечер, сегодня великая пятница, храмы уже закрыли, но что это значит,это отлучили от причастия мирян, от исповеди, от отпевания и крещения, и освящения брака. священники будут ходить по домам? нет не будут, откажут, пробовала, все думают что скоро все закончится месяц два, а почему ни кто не думает, что так может быть полгода - год? и мне бы хотелось услышать слова нашего пастыря - Патриарха, а не мнение частное. ничего не имею против на ютуб канале миссионеров, но я им задавала эти вопросы, ответов не последовало, думаю они сами в расстерености и не знают, что отвечать в данном случае. постоянные миряне обратятся к своему батюшке и может он выполнит таинства, а если покаяться захочет
ОЛЬГА31 марта 2020, 11:00
Спасибо огромное Владимиру за эти слова "Дело вот в чем. Либо в чаше КРОВЬ и ТЕЛО самого БОГА, ТВОРЦА всего и вся, либо вино и хлеб. Вот и настал момент истины. Иконы же - творение рук человеческих, хоть и освящены. И их не грех протирать, а можно и не прикладываться к ним. Это уж кто и как хочет. Но причастие не может нести вред. Иначе мы зря веруем. Осторожность и мудрость нужна всегда, но границы не надо переходить. Причастие - это основа всей жизни человека, основа веры. Если сегодня усомнимся в силе КРОВИ ГОСПОДА, то завтра не зачем идти в храм." Абсолютно согласна!!!
Виктория27 марта 2020, 20:02
Вопрос же не о закрытии именно храмов, закрывают всё, на период пандемии. Помимо нахождения в храме, Причастия, пожилые люди едут через весь город в храмы. Пренебрегая в том числе чувствами людей, которые находятся с ними рядом и живут в одном доме. 2 недели пересидеть, конечно, никак невозможно.
Ольга25 марта 2020, 00:41
«На Русь Черная Смерть пришла в 1352 году. Первым на ее пути оказался Псков, где число умерших было так велико, что в один гроб клали по 3-5 трупов. Обезумевшее от ужаса население послало за новгородским архиепископом Василием Каликой, чтобы своей молитвой тот отвел от их города гнев божий. Василий приехал, обошел город с крестным ходом, помолился над болящими – и сам умер от чумы на обратной дороге. Новгородцы устроили ему пышное погребение, выставивтело в Софийском соборе, после чего в Новгороде вспыхнула эпидемия» Я понимаю что короновирус - не чума, но история нас ничему не учит. И дело не в чаше, дело в скоплении людей
Анна24 марта 2020, 20:27
Храмы будут закрывать? Это делать нельзя
Иулиания23 марта 2020, 15:28
Читательнице из Подмосковья: Евангелие лучше применять для себя, а не других.)
Ирина23 марта 2020, 15:02
Братья и сёстры, надо понимать, что дело не в вирусе, а во взаимоотношениях Церкви и власти. Да, когда, Церковь не была отделена от государства, были и крестные ходы, и совместные молитвы. А сейчас, на фоне массовых нестроений, ещё не хватало, чтобы народ, боящийся коронавируса, ополчился против Церкви, которая не принимает никаких мер "внешней", мирской безопасности, и храмы закрыли бы, как в Европе. Нас же не от Тела и Крови Христовых отлучают, а просят пользоваться индивидуальными стаканчиками для запивки и промокать губы салфеткой, а не платом. Можно поступиться малым ради большего.
Читательница (Подмосковье)23 марта 2020, 12:28
Иулиания23 марта 2020, 07:16, «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5).
Иулиания23 марта 2020, 07:16
Наталье: и слава Богу, что такие, как вы, будут сидеть дома. Сидите дальше - тем и спасетесь. А мне вчера радостно было видеть в храме в центре Москвы, как люди причащались. Все как обычно - целыми семьями. Бог не любит боязливых.
Вадим22 марта 2020, 22:19
Наталья, вот-вот, читая тут некоторые комменты, начинаешь думать, что может и правы те государства, которые закрывают храмы на время эпидемии. Кое-кто может быть даже верит, что может войти в огонь и не сгореть, но у меня такой силы веры нет, поэтому меня в пламя бросать не нужно.
Алла22 марта 2020, 19:36
Анна Р., власть не будет спрашивать согласия, закроет храмы и всё.
Валентин-8322 марта 2020, 18:10
Да, такие страхи и переживания уже наблюдались в православном народе когда ИНН государство вводило в нашу жизнь. Приняли, ничего все живём, спасаемся. Сан. нормы при Богослужении пока на наше спасение не влияют, а вот закрытие храмов, это уже заставляет задуматься. Отлучать от Св. Чаши даже на время, это же большая ответственность для священноначалия. Слава Богу у нас всё нормально.
Дмитрий22 марта 2020, 17:20
Таки позиция не понятна. В Храм ходят разные люди - кто нездоров, кто только освободился... Ещё месяц назад считалось истиной что на Причастии заразиться нельзя. Вот власти обьявили "эпидемию" (сколько там больных на всю Россию ?) - и вот мы уже начинаем говорить иначе... Я не осуждаю, я реально не понимаю. Если это чтобы власти успокоить - тогда понятно хотя и неприятно говорить не совсем правду. А если мы "передумали" - то в чём причина ? Второй вопрос - так может и церемонию схождения огня отменят ? Там же много людей собирается...
Катерина 22 марта 2020, 11:06
Игорь, Киев21 марта 2020, 21:40 - конечно! И в революцию так было. Внешние обстоятельства меняются, но смысл тот же: умереть причастившись или не причастившись.
Наталья22 марта 2020, 11:04
Иулиании: Именно из-за таких как Вы "В храмы ходила и буду ходить. К иконам прикладываюсь. Повязки не покупаю. На все воля Божья", лично я в храм не пойду и буду молиться дома. Вы не осознаёте и не хотите осознавать, что Вы можете заразиться сами и заразить других. Если Вы, лично Вы, готовы уйти в мир иной прямо сейчас - это Ваше личное дело. Но подвергать опасности других, прежде всего пожилых людей, для которых эта инфекция в силу возраста смертельна - преступление. Прежде всего против заповеди "возлюби ближнего своего" и предписания Патриархии. Не поцелуи Ваши Господу нужны, а молитва и забота о ближнем.
Катерина 22 марта 2020, 10:51
А у нас радость. Нам разрешили причащаться индивидуально. Ликую.
Катерина 22 марта 2020, 10:46
Читательница (Подмосковье), а чего многословить? Вы сами можете найти эту статью о работе православных греческих миссий на этом сайте. В Африке отнюдь не одна эбола, как Вы возможно по неинформированности думаете. Много поучительного в этих отчетах. Коронавирус в цифрах. Италия (62 миллиона населения) на 22 000 заболевших: 1500 скончавшихся. Германия (80 миллионов) 22 000 заболевших: 78 скончавшихся. В Италии 3,6 койки на 1000 населения, в соседней крошечной Австрии (8 миллионов):7,6 койки на 1000 населения. Смертность в Италии до вируса была уже высоковата: 1 800 в день. Так что мне кажется, итальянцам пора подумать о национальном грехе мшелоимства и последствиях этого греха для их нации.
Владимир22 марта 2020, 07:40
Дело вот в чем. Либо в чаше КРОВЬ и ТЕЛО самого БОГА, ТВОРЦА всего и вся, либо вино и хлеб. Вот и настал момент истины. Иконы же - творение рук человеческих, хоть и освящены. И их не грех протирать, а можно и не прикладываться к ним. Это уж кто и как хочет. Но причастие не может нести вред. Иначе мы зря веруем. Осторожность и мудрость нужна всегда, но границы не надо переходить. Причастие - это основа всей жизни человека, основа веры. Если сегодня усомнимся в силе КРОВИ ГОСПОДА, то завтра не зачем идти в храм.
Анна Р.22 марта 2020, 01:29
Алле. Власти могут запретить, а Церковь имеет право не согласиться. Да, это будет конфликт. Но лучше так, чем отказываться от веры.
Алла22 марта 2020, 00:58
Анна, потому что сейчас эпидемия, поэтому и задумалась. Это же очевидно. Я не хочу заразиться опасным вирусом, и потом стать самой источником угрозы для окружающих. У человека должны быть здравый смысл и ответственность. А если бы вирус косил, как бубонная чума, вы бы тоже бесстрашно шли целовать иконы, рискуя жизнями своей и всей своей семьи?
Читательница (Подмосковье)21 марта 2020, 23:35
Катерина (21 марта 2020, 16:42), у вируса эболы другие пути заражения. Коронавирус быстрее распространяется благодаря воздушно-капельному пути передачи и живучести на предметах . Кроме того, он коварен из-за возможного отсутствия симптомов, особенно у детей. И много ли прихожан бывало на службах в православной миссии в Африке во время эпидемии эболы? 3-5 человек своих, проверенных?
Елена21 марта 2020, 22:51
Дорогие друзья!! ИЖЕ С НАМИ БОГ!!
Игорь, Киев21 марта 2020, 21:40
На тот Свет никто идти не хочет.Вот и размышляют христиане о земном.Боимся..все.
НН21 марта 2020, 21:35
Анна Р.21 марта, С чего Вы это взяли? Где у меня подобное написано? Власти можно и нужно противиться тогда, когда она своими распоряжениями, указами и тд. требует верующих нарушить Закон Божий. Сейчас есть такое требование? Нет. Могут быть и другие подобные случаи, и тогда надо будет отдавать кесарю кесарево. Или уходить в леса. Это тоже позиция. Но не надо своим ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫМ упрямством создавать о себе действительно неблагоприятное впечатление, что, мол, верующим лишь бы быть против, неважно чего, лишь бы против. Вот когда по-настоящему прижмут - тогда и надо будет упереться и насмерть стоять. Не надо размениваться и оскорбляться не по-делу, наживать себе репутацию недалёких неучей.
Алла21 марта 2020, 20:52
Анна Р., власть имеет все возможности полностью запретить богослужения. И они это сделают, если мы будем бравировать своей неуязвимостью. Вы этого хотите добиться?
Анна Р.21 марта 2020, 19:21
Алле. Когда молишься перед иконой, неужели думаешь, кто (здоровый или больной) к ней подходил до тебя? Почему Вы об этом задумались сейчас? Потому, что охватила паника? Или Вы и до этого боялись заразиться от святынь?.. Католики веками причащаются так, как одобрили бы сегодняшние наши санэпидемстанции. Без лжицы. Индивидуально. Но вот парадокс! Всё равно умирают. "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне." (Евангелие от Матфея)
Анна Р.21 марта 2020, 19:14
Для НН. Сегодня власти и санэпидем требуют одно, завтра другое. Так может нам от веры отказаться, чтобы им угодить? Пришёл микроб - и всё? Богослужебные сосуды перестали быть освященными, а Крест нуждается в дезинфекции?..
Иулиания21 марта 2020, 17:04
У меня, наверное, уже просто нет ни моральных сил, ни физических чего-то бояться и паниковать. Работу потеряла. А тут еще СМИ постарались раздуть истерию на весь мир, что рынок труда просто просел. В храмы ходила и буду ходить. К иконам прикладываюсь. Повязки не покупаю. На все воля Божья.
Катерина 21 марта 2020, 16:42
Эбола. Мучительная кончина. Смерть 30% заболевших. Т.е. каждый третий. И тем не менее в статье о работе православной миссии в эпицентре той болезни, опубликованной на сайте, я читала тогда, что причащались в том центре в храме, и пока Бог миловал. Никто из приюта для пожилых и инвалидов не заболел. Хотелось бы, чтоб Мать-Церковь использовала бы этот реальный опыт православных братьев в действительно тяжелейших условиях эпидемии по-настящему убийственной болезни в тех странах, где санитарные условия отсутствуют вообще. Да и какие-либо другие условия тоже отсутствуют.
Мария Р21 марта 2020, 15:25
Здравствуйте, ничего не утверждаю, скорее размышляю. Не согласна, что те, кто верят в невозможность заразиться от святыни, гордецы. По вере вашей да будет вам. У нас в храме (Мельбурн, Данденонг) сегодня была родительская панихида, хрм открыт, будет литургия как всегда. Было 2 крестин. Отец Михаил, настоятель, популярно объяснил, что лжица опускается в Тело и Кровь Христовы, следовательно, все попаляется огнем Святого Причастия. А вот к иконам выставили антибактериальные салфетки, запивка из одноразовой посуды. Видимо идут царским путем. Как видно тут же из комментариев, многие боятся микробов и тех кто рядом дышит и чихает. Может и прав НН,нужно и кесарю отдать, и от Бога не отпасть.
Алла21 марта 2020, 14:25
Анна Р., а вы что, всерьез думаете, что если икону поцелует больной, а следом здоровый, то он гарантированно не заразится? Не искушай Господа твоего, слыхали такое? "А ведь они веками причащают по всем нормам санэпидема..." Откуда нормы санэпидема "веками"?
НН21 марта 2020, 14:22
АннаР:/Речь сейчас о том, веруем мы или не веруем в то, что через Святое Причастие, богослужебные предметы и Святыни можно заразиться/ - На этот вопрос каждый отвечает для себя сам, в меру своих сил. Ап. Петр тоже по воде с верой пошел, но стоило лишь самую капельку усомниться...Может, лучше не искушать Господа по вопросам, никак не ставящим под сомнение само Причастие? В эпидемии короновируса, как говорят даже медики, больше политики и экономиеи, чем медицины. На мой взгляд маловерки(я отдаю себе отчет в степени своей веры, так как видела людей, на кого надо ровняться)и человека, сталкивающегося с госструктурами, не нужно "травить гусей". Лавры, монастыри- другое дело, а приходы оч.уязвимы.
Читательница (Подмосковье)21 марта 2020, 13:41
Дорогая Аля!Бог вездесущ.Он не оставляет чел-ка,где бы тот ни находился:в отшельническом скиту,в одиночных кругосветных плаваниях,в тюремной камере...Когда мы чувствуем себя одиноко,это значит,мы испытываем потребность общения с людьми.С Богом наедине человек не может быть одинок.Только мы не хотим впускать Его в свою душу.Кто из нас,стоя в храме на богослужении,не отвлекался на стоящих рядом людей и не уходил своими мыслями за стены храма?!Кто из нас не раздражался на толкнувшего нас чел-ка или разговаривающих во время службы?!А сейчас,волей Божией,каждому из нас предоставлена возм-сть богообщения без отвлечения на внешние факторы.Не нужно делать из этого временного «одиночества» трагедии.
Катерина 21 марта 2020, 13:38
"Христос сказал, что Он среди нас если двое или трое собрались во Имя Его"-- а ещё: " Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Тогда Он сказал им: где вера ваша?" Нам. Нам это Он говорит.
Анна Р.21 марта 2020, 13:19
НН, при чём тут "ревнители" и ответственность? У нас многодетные священники десятилетиями ходят по тубдиспансерам и инфекционным больницам, навещая больных, и никто об ответственности не говорил. Речь сейчас о том, веруем мы или не веруем в то, что через Святое Причастие, богослужебные предметы и Святыни можно заразиться. Санэпидемстанции не верят. Так что теперь, в каждую эпидемию вируса в угоду им закрывать обители, а Чашу кипятком, кипятком (ну, для надежности)? Католики закрыли своим храмы. Пасхи лишились. И всё равно каждый день умирают сотни итальянцев (если это правда), так же умерло 27 священников, более 100 в больницах. А ведь они веками причащают по всем нормам санэпидема...
Владислав21 марта 2020, 12:13
Всех сотрудников отправил на дистанционку. А кого нельзя в виду специфики должности, того в отпуск. Сами засели семьей в загородном доме, не выходим даже за продуктами - заказываем онлайн. Домработницу отпустили в отпуск тоже, во избежание. Со мной живут мои старые родители, так что считаю "панику" оправданной. На богослужения не хожу и им запретил. Пойдем только на Пасху, если ситуация не улучшится. Впрочем, может и на Пасху не пойдем, если все будет плохо. Береженого Бог бережет - вот мой девиз в таких ситуациях.
Ирина21 марта 2020, 11:53
Абсолютно согласна с комментарием НН. Хочу лишь добавить - не забывайте в Украине церковь должна хорошо просчитывать каждый свой шаг, чтобы ситуацией с карантином не воспользовались для достижения других целей. А что касается Крестных Ходов, то сейчас во многих городах Украины священники с иконами объезжают Крестным Ходом город и окропляют его со всех сторон Святой Водой, прихожане берут благословение на общую молитву в определенное время суток и одновременно возносят молитву, находясь каждый у себя дома. Божьей помощи всем нам!
Александр21 марта 2020, 10:39
Принимая журнал №30 нужно было параллельно ввести горячую линию Патриархии для вопросов о том что делать если настоятель или архиерей не поддерживает инструкцию и велит делать по старинке подвергая неоправданному риску прихожан и священников. Обратиться то в Москву они не могут при действующей системе...Никаких санкций за несоблюдение нет. Отсюда вывод - можно и не исполнять. Хотелось бы большей дальновидности. Если это требование обязательное должен быть контроль и санкции за неисполнение. А всем "истинно верующим" и не боящимся ничего совет - друзья если у вас такая крепкая вера, то почему бы не поехать добровольцами в эпицентр заболевания и оказывать заболевшим помощь?
Аля21 марта 2020, 02:30
Живу в Европе. Богослужения запретили 17 марта. Объявлено на сайте храма, что священник будет служить без прихожан. Вот просто так и объявлено. По требованию властей под угрозой штрафа. И похоже это надолго. Очень тяжело осознавать, что Причастие недоступно. Храмы закрыты по всей стране. Границы тоже закрыты. Нас утешают онлайн проповедями о том, что благодать изливается на нас даже несмотря на то что мы не в храме. Все очень странно. Христос сказал, что Он среди нас если двое или трое собрались во Имя Его. Ну так вот мы сейчас сидим дома по одиночке.
Наталья20 марта 2020, 22:16
Прочитала и статью и комментарии. Мудрый и рассудительный батюшка верно сказал про духовную прелесть гипотезы "нам ничего не повредит!". От чумы в 14-м веке по разным оценкам погибло от 30 до 60 % населения Европы. Вдумайтесь! Храмы были открыты, службы служились, люди массово молились и каялись. Вспомните 19-й век - "испанку". Умерло от 50 до 100 млн. человек или 2,7—5,3 % населения Земли. Не стоит впадать в панику, но и недооценивать опасность не стоит.
НН20 марта 2020, 21:12
Виктор: /Автор как то подзабыл о многовековом опыте церкви, борьбы с разными эпидемии/- Это вряд ли.Просто автор ответственен не только за себя,а за паству.Автор прекрасно видит все подводные камни,возможные претензии как "ревнителей", так и"соглашателей".Только если вера наша не на столько крепка и кто-то всё же заболеет- все "ревнители" останутся в стороне,а ответ держать перед Богом и кесарем+санэпидемстанция будет владыка и всё священноначалие.Не дай Бог,храмы могут закрыть,опечатать и стражу поставить- виноват кто будет? Не"ревнители", нет. Они опять крик поднимут,что неправильно всё сделали.Хорошо советы давать как крепко в вере стоять,когда сам ни за что и не за кого не отвечаешь.
Валентин20 марта 2020, 17:50
Почему Церковь отменила Соборование в этот Великий Пост? Именно во время эпидемий и важно совершать такое Таинство. «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Мф.18,20. Разве присутствие Иисуса Христа может привести к заражению вирусом? Неужели лжица, которая погружается в потир со Святой Кровью и Телом Спасителя может быть источником инфекции и гибели людей?! Никак! Нельзя менять Истину на тихую жизнь. «…должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Деян. 5,29. «Боязливых же и неверных… участь в озере, горящем огнем и серою». Откр. 21,8.
Иоанна, Болгария20 марта 2020, 17:07
В Горненском русском монастыре в Эйн-Кареме (окрестности Иерусалима) дважды останавливали эпидемию холеры при помощи литийного шествия с Казанской иконой Божией Матери. И таких случаев в истории Русской Церкви много.
Анна G. 20 марта 2020, 15:07
А может, по очереди на Литургию ходить мирянам? Ведь расстояние друг от друга - это тоже профилактика. Можно же это организовать. В расчете воздушного кубов и площади зала на 1-го человека. Есть ведь гигиенические нормативы, которые, понятно, в "мирное время" не соблюдаются - а отсюда повсюдные духота, давка в храмах и обмороки с прочими нервными болезнями. Но в наше "военное" время можно про них и вспомнить. Ведь как война сейчас. Соотв-но, вспоминаем очень эффективные военные санпропускники. Стариков старше 60 надо изолировать, детей. А ещё пост: ведь лишаемся белка, а это основа иммунитета, иммуноглобулинов. И вообще сопротивляемости. Да, надо думать. Согласна с Владыкой.
Виктор20 марта 2020, 11:47
Действительно , я согласен с читателями . Пройти крёстным ходом от храма Христа Спасителя до лавры преподобного Сергия и обратно и этой заразы не будет.. Почему этого не сделать ? Автор как то подзабыл о многовековом опыте церкви , борьбы с разными эпидемии . Когда вымирали целые города ... А тут заразилась несколько сотен а мы уже все лапки к верху , я считаю надо встряхнуться и быть решительнее
Виктор20 марта 2020, 10:33
Эти ограничения большая ошибка
Катерина 20 марта 2020, 10:19
Просто нам всем, у кого нет сейчас возможности ходить в храм, надо исправиться и показать наконец Господу свое рвение не в виде корзинок с едой для освящения и бегания по храму со свечами во время службы, а в виде поста и молитв.
Катерина 20 марта 2020, 10:17
Геннадий 19 марта 2020, 21:28 - открываю (невольно!) вчера сообщение под заголовком: ЕЩЕ ОДНА смерть от коронавируса. Хватаюсь за сердце... но читаю дальше: 94 года почившей! Царствие Небесное этой бабушке. А всем бы нам хотя б до 75 дожить. "Доверяй только той статистике, которую подделал сам." У. Черчиль.
Павел К.20 марта 2020, 10:12
В 19 веке не было современных лекарств и холера была гораздо опасней гриппа . Митрополит Филарет во время РЕАЛЬНОЙ эпидемии вместо закрытия церквей (что предлагалось ) сам возглавляет крестные ходы в Москве ! А царь Николай , вдохновленный его примером , лично посещает холерные бараки .
Катерина 19 марта 2020, 22:47
До моего воцерковления заболевала грипом до 4 раз с октября по март. Была даже в отчаянии от этого. Неаозможно было работать. Когда начала воцерковляться - с тех пор один раз может всего грипом, или лёгкая простуда пару раз за зиму по своей же вине и всё. Всё-таки и вправду "по вера вашей..". Конечно, чихая и кашляя на окружающих нехорошо стоять в храме, да ещё с температурой. Но верю, что невинный в этом безобразии не заболеет.
Геннадий 19 марта 2020, 21:28
Да решение Священноначалия очень неоднозначно и влечет многие изменения в переосмысливании обрядов и почитания икон. Призывы к конфронтации власти, и даже крестным ходам вроде бы уместны и согласуются с Писанием. Однако все-таки необходимо осознать какая цена в человеческих жизнях будет заплачена за такую позицию, наверное, очень большая - если уж нет и уголка земного, где не введен режим карантина.
Читательница (Подмосковье)19 марта 2020, 21:23
Пимен,Литургия–это не только Причастие.Когда рядом с вами два часа чихают/кашляют,не прикрывая носа/рта,–кто от бескультурья,кто подчеркнуто наплевательски,утопая в своей гордыни,–тут спасет только иммунитет,а он у всех разный.С болезнями,представляющими угрозу для окружающих,нужно сидеть дома.При желании причаст-ся,можно пригласить к себе священника,не нарушая евангельской заповеди «возлюби ближнего твоего,как самого себя».Меры, кот. принимает Патриархия,оправданы и не должны восприниматься как нарушение интересов верующих,а вот излишняя ревность в нынешней ситуации вряд ли богоугодна.А Литургию никто отменять не собирается,по кр. мере,священноначалие ее будет служить при любых обстоят-вах
Алексей19 марта 2020, 21:23
Где масштабная катастрофа? Вы о чем вообще? К масштабным страхам может быть имеете в виду? Да, должна, наверное по мере сил, следуя словам, что боязливые Царствия Небесного не наследуют.
Андрей Юрьевич19 марта 2020, 20:43
Дай вам Бог терпения, украинские братья и сестры!
Елена19 марта 2020, 20:31
Русь святая, храни веру православную! И никакой вирус тогда не одолеет! Живу в Израиле, в Бэер-Шеве ( Юг Израиля). У нас прихожанам запретили посещать православный храм под видом эпидемии коронавируса, священик и дьякон сдужат в храме литургии вдвоем без мирян, просто настоящая репетиция к приходу антихриста. Просим Ваших молитв о православных христианах Святой Земли!
Олег19 марта 2020, 19:39
Если для кого-то "пришло время", нужно "идти". Но идти подготовленным, с покаянием, для этого есть спасительные Таинства Церкви - это наш главный "иммунитет". А после уже маски, лекарства и т.д. А то что появляется страх заразиться в храме - это маловерие, точнее помыслы слева. Гоните бесовский шепот прочь.
Пимен19 марта 2020, 16:52
Ведь в чаше не просто вино и хлеб, а реальное Тело и Кровь Христовы, которое есть Божественный огнь. Никакой вирус не пройдет в чашу, все опалит. Кто сильнее Бог или вирус? Ответ однозначен.
Елена Киев19 марта 2020, 16:38
Согласна с Елена19 марта 2020, 11:20 . Никогда, ни одного раза не задумывалась о здоровье впереди стоящих ко Причастию людей.
Юлия19 марта 2020, 15:55
Первым умирает всегда тот, кто поддаётся панике. Во время стресса имунитет перестаёт работать.
Р.Б. Наталья19 марта 2020, 15:25
Живу в Европе, храмы закрыли... Границы с Россией закрыты.. Сказать , что стресс , это не сказать не чего! Но до этого в храме сделали одноразовые стаканы и ложечки, прихожанам все равно как ходили так ходят! Так нет им мало! Закрыли, успокоились! Не дай Бог россияне вам это пережить, когда в храм не пускают! Не идите не у кого на поводу! И ещё обвинили прихожан , что мы эгоисты и думаем только о себе, когда во всем мире эпидемия! Может быть я что то не понимаю, но у нас в городе 0 заболевших, это эпидемия! А если в Италии умирают люди , и действительно эпидемия , паре Римскому спасибо пусть скажут , и ещё гей парады организуют! Какая то большая игра! Не отменяйте службы в пост!
Юлия19 марта 2020, 14:39
Можно продолжить, в общественной бане можно подхватить лишай, если делать макияж в салоне красоты-можно подхватить и герпис и много, что ещё, в примерочной магазина- кожное заболевание. А можно ещё вспомнить профессиональные болезни. Понятно, что надо все общественные места хорошо дезинфицировать, в любое время, не только время эпидепии. И мыть руки перед едой надо всегда. Но невозможно каждую минуту вокруг себя аэрозоли распылять,-это уже болезнь, паранойя. Не известно, что хуже
наталия19 марта 2020, 14:30
Один вопрос не даёт покоя: почему мы, православные, не делаем самого простого и необходимого: Крестные ходы, сугубые молитвы, молебны? Почему? Почему трусим?
Елена19 марта 2020, 14:15
Спаси Господь за вразумление! Были смущения и смятение, но, действительно, что я знаю? Я исторически безграмотна и богословской тоже. Господи, помоги и помилуй! Эта статья помогла довериться Патриарху. Он знает, что делает. А мне и моей семьей нужно учиться больше доверять Патриарху и быть гордецами и самознайками. Все верно. Благодарю от всего сердца и владыку Феодосия и диакона Сергия за актуально и очень полезную статью. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй моя грешного!
Иоанна, Болгария19 марта 2020, 13:34
Да, похоже на "репетицию", тестирование новой технологии. Да, возникает множество вопросов (и искушений!), но главный - где "средний путь", золотая середина. Без крайностей - паники или шапкозакидательства. Да, нужно готовиться. Спасибо за интервью.
Анна Р.19 марта 2020, 12:51
Удивительно, но архиепископ сомневается в том, можно ли заразиться от Евхаристической Чаши. Может и в то, что в ней Христос тоже есть сомнения? .. Лжица - освященный предмет. Это азы Православия и нашей веры.
Юлия19 марта 2020, 12:30
Все сообщения о вирусах появились после "мусорного апокалипсиса" прошлогоднего. Загрязнили всю окружающую среду, грунтовые воды, а теперь все болеют. А главное, никто не видит первоисточника всей заразы, никто и не думает об экологии, о переработке мусора.
Валентин-8319 марта 2020, 12:21
Выгодна кому-то эта шумиха, не выгодна, нам спасаемым должно быть до лампочки, то что это доставляет неудобства плохо конечно, но это знак времени в котором мы живем. И ни чему не надо удивляться или ужасаться и "держать чресла подпоясанными" и быть готовыми к переменам, читать Св. Писание и на себя больше смотреть. Сейчас пост, невидимая брань усилилась на всех фронтах и против Церкви конечно, да и ладно, Господь сильнее всех врагов видимых и не видимых.
Юлия19 марта 2020, 12:12
Все зависит от имунитета каждого конкретного человека, и от сопротивляемости конкретного организма к вирусной атаке. Люди, находящиеся в одном помещении могут болеть разными разновидности гриппа.
Юлия19 марта 2020, 12:06
Церковь прекрасно знает, что делать или нет, но другое дело - давление сверху. Тут большая мудрость нужна. Пусть сами думают, как в этой ситуации быть. Очень быстро всех заставили под шумок перейти на "электронную жизнь" У на каждом углу делают татуировки и никто не боится СПИД или гепатит подхватить, а женщины пилят ногти везде, и не факт, что инструменты хорошо дезинфицируют. У зубного врача гепатит можно подхватить сейчас. А в общепите в Москве вообще не известно кто работает, с какими болячками. Люди сегодня спят с первым встречным и ничего не боятся.
Ирина19 марта 2020, 11:42
Владыко Феодосий не просто прав. Он рассуждает как мудрый человек. На все воля Божья, но "...не искушай Господа Бога Твоего." В народе говорят- береженого Бог бережет. Службы в церкви должны проходить. Приобщаться к ним в наш век высоких технологий не проблема. Обеспечить онлайн трансляции обязательно. Тогда уменьшится число присутствующих в храме. Как провести безопасно Исповедь и Причастие - задача каждого прихода. Нужно позаботится о безопасности людей максимально. Но , что более важно, не дать светским властям повода к действиям против церкви. Церковь нужно сохранить во что бы-то ни стало.
Елена19 марта 2020, 11:20
Не горжусь, а верю, что Святые Дары в Чаше - святы! Верю, что лжица всегда чиста, и вчера, и сегодня и во все времена!Никогда, ни одного раза не задумывалась о здоровье впереди стоящих ко Причастию людей, нельзя и мысли допускать, что причащаясь Святых Таин мы можем заразиться. По вере вашей, да будет вам. Сотнику Лонгину тоже предлагали солгать...
Катерина 19 марта 2020, 10:48
Живу в Европе. Храмы закрыты для мирян. Продолжает приноситься Бескровная Жертва, служатся соответствующие великопостные службы в кругу священников пусть и без доступа мирян и совместная общественная молитва по договоренности. Никакой растерянности не ощущаю. По Воле Его.. се раба Господня.
Павел К.19 марта 2020, 10:18
Согласен , что в мире существует много опасных инфекций (и применение биологического оружия мальтузианцами возможно) и ПОТЕНЦИАЛЬНО они все опасны .У нас нет заболевших! Если следовать логике организаторов виртуальной эпидемии - меры применяемые сейчас (когда все в порядке) должны стать постоянными . Школьников распускают на 3 недели ??? Но через три недели ничего не изменится ! Главными локомотивами пропаганды выступили президенты Содомоевропы и США . С дьяволом мира не купишь ! Мы должны не подыгрывать в антихристовом спектакле , а сразу решительно пресекать любые попытки поставить под контроль Церковь ! Потом будет поздно ! После драки руками не машут .
Наталия Ростова19 марта 2020, 09:53
Если я считаю, что всё это массовая истерия, выгодная кому-то ( людям, не бесам ), то получается, я гордец?
Антоний19 марта 2020, 08:34
Благодарю отца диакона Сергия и владыку Феодосия за беседу! Мир пережил немало эпидемий: чума, оспа, холера, испанский грипп... И человечество, и Церковь существовали в этих условиях, приспосабливаясь к ним, находя пути борьбы с инфекциями. Сегодняшняя реальность - коронавирус 2019-nCoV. И все мы вдруг оказались в условиях, когда заражение не исключено: болезнь в инкубационном периоде заразна, но симптомами себя не проявляет и термометром не обнаруживается; некоторые после прилёта из неблагополучных стран вышли на работу, ничего не зная о самоизоляции; были побеги из больниц. Риск заразиться есть, увы. И Церковь должна гибко и рационально реагировать на эту постоянно меняющуюся реальность.
Женя19 марта 2020, 01:54
Через причастие нет конечно, но ложка, чаша и т.п. все таки не кровь Христова.
М.19 марта 2020, 00:54
Живу в Европе. Церкви закрыли раньше ресторанов. И встал вопрос о дистанционной исповеди. Все в растерянности...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×