Корреспондент сайта «Православие.ру»: Александр Петрович, расскажите, пожалуйста, как начиналось борьба против пьянства в вашей области?
А.П. Моисеев: Начнем с того, что
пьянство и алкоголизм – проблема постоянная,
которая никогда не кончалась. И эта проблема всегда
была в поле зрения власти, в поле зрения общественных
структур. Но она время от времени обостряется.
Концептуальный подход к решению этого вопроса и все
наши последующие действия начались после того, как
было принято решение о структурном образовании
Церковно-общественного совета по защите от
алкогольной угрозы. И, соответственно, деятельность
этого совета начала распространяться на все регионы
Российской Федерации.
Александр Петрович Моисеев, заместитель председателя Правительства Иркутской области. <br>XVIII Рождественские Чтения. <br>Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Корр.: И у вас было кому подхватить это начинание…
Моисеев: Да, мы были к этому готовы. Но, конечно, хорошим побудительным мотивом было появление у нас в области архимандрита Тихона (Шевкунова), который приехал с предложениями начать активную работу против спаивания населения. Мы с соратниками как бы взяли его эстафетную палочку и перенесли акцент деятельности с всероссийского на наш региональный уровень. С этого момента и началась вся наша работа.
Корр.: А с каких конкретных шагов она начиналась?
Моисеев: Мы начали с создания собственной структуры, с помощью которой планируем организовать и дальнейшую работу. Создали рабочую группу, которую я возглавляю, сформировали региональный церковно-общественный совет, который возглавили наш губернатор и наш архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим, и занялись, прежде всего, просветительской деятельностью.
Корр.: А как откликнулось на ваши инициативы население области, общественность?
Моисеев: Отклик был сразу! Дело в том, что архимандрит Тихон с первой же лекцией выступил в нашем главном театре. И там же был показан фильм «Гибель Византии, или Византийский урок». Это был серьезный урок для всех нас. Тема гибели огромного, некогда мощного государства, потерявшего свою духовную и нравственную составляющую, оказалась близка и понятна всем присутствовавшим. Увиденные кадры помогли нам осознать всю опасность возможной деградации нашего народа. Казалось бы, мы все это знали и раньше, но знали теоретически, не понимая, в каком обличье предстает перед нами конкретное зло.
Затем были встречи со студентами, с учащимися средних учебных заведений… Встречался и отец Тихон, встречались и мы – члены регионального совета. Восприятие тех проблем, о которых мы говорили, было на редкость серьезное. Они всколыхнули наше общество. Первое время многие люди только об этом и говорили, рассуждали… И у нас появилось достаточно много союзников в городе и области.
Корр.: У вас получилось удивительное совпадение в осознании государственных задач и основных болезней, которыми болеет общество.
Моисеев: Да. Но вот одна маленькая деталь. Все знают: надо что-то делать, что-то предпринимать. Но все ждут: когда и кто начнет?
Корр.: Дескать, мы готовы отозваться, дайте только повод, пример и направление. Так?
Моисеев: Возьмите любую семью. Редко где алкоголик или закоренелый пьяница скажет: «Ну да, я пью! И не мешайте мне пить». А спросите членов нормальной семьи: «Вы не против алкоголизма?» Да вам глаза выцарапают и волосы повыдергивают за такой вопрос! Народ ждет инициативы, народ хочет уйти от этой проблемы. Но он не знает, куда идти и как. В большинстве своем наш народ всегда был настроен против пьянства. Но вот государственно-общественная связь прервалась, власть как бы дистанцировалась от общины, от народа. Мне кажется, отсюда идут многие проблемы, в том числе и пьянство. Слава Богу, что Русская Православная Церковь снова смогла взять на себя заботу о духовном и нравственном возрождении народа. Надеюсь, скоро мы увидим и конкретные результаты этой работы.
Корр.: То есть вы довольно оптимистично настроены на будущее и на победу «Общего дела»?
Моисеев: Перспективы этого дела не гипотетические – они реальные. А нам, со своей стороны, надо оправдать веру и надежду людей на то, что всем миром мы сможем с этим злом и, в частности, пьянством, справиться.
Корр.: А представляется ли вам удачным соработничество Церкви и государства по таким сложным социальным вопросам, как борьба с алкогольной угрозой?
Моисеев: Излишний вопрос! Русская Православная Церковь много раз спасала государство. Почему чтят Александра Невского? Потому что он спас православную веру, не дал заменить ее другой верой. В Смутное время во главе сопротивления иноземцам была Русская Православная Церковь. В гражданскую войну народ, хоть уже и не весь поголовно, шел в церковь. Так было даже и в советское время, несмотря на все репрессии и запреты. Потому и выжили.
Сегодня Церковь взялась за решение проблемы пьянства. И это придает уверенность, что проблема будет решена.
Почему провалилась последняя антиалкогольная кампания в советское время? Тогда ведь положение тоже стало угрожающим, и 18 литров алкоголя на душу населения не сегодня только стало употребляться. Но тогда не было духовной поддержки!
Сегодня Церковь встала как бы на передовые позиции. И в борьбе против алкогольной угрозы тоже. И я очень надеюсь, что с помощью этого духовного фактора мы сможем добиться позитивных результатов, что народ, в конце концов, изменит свое терпимое ныне отношение к пьянству: он станет воспринимать его как безусловное зло.
Ныне Церковь – это связующее звено между властью и обществом. Представьте себе своеобразные весы, на которых перевешивает то власть, то общество. А Церковь изменяет ситуацию, координирует, выравнивает положение. Поэтому нам нужно правильно понимать роль Церкви. Без этого сегодня нельзя. И я очень рад, что во главе Церкви стоит такой человек, как Святейший Патриарх Кирилл, который своим колоссальным интеллектом может поднять авторитет и роль Церкви.
uam000:
"Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что
выходит из уст, оскверняет человека."
Совершенно верно! Вот когда алкоголь входит в человека, то из него выходит - смард(та самая вонь которой награждается пьющий), сквернословие, блудодеяние, безумие, гордыня, высокомерие, и другие пороки. Вот это-то и выходит из человека, по своей воли лишающего себя своего разума. Дай, БОГ Всем нам разума сохратить свой разум, а не растворить его в алкоголе.
выходит из уст, оскверняет человека."
СпасиБо