Почему дети воцерковленных родителей уходят из Церкви?

Беседа с протоиереем Георгием Тарабаном, священником Виталием Шатохиным и иеромонахом Макарием (Маркишем)

У одного моего знакомого есть взрослый сын, недавно поступивший в институт. С самого детства он регулярно ходил в храм, ездил в паломнические поездки, занимал призовые места на олимпиадах по ОПК. А став студентом, совсем отошел от веры, в храм даже просто зайти не хочет. Так почему же дети верующих родителей уходят из Церкви? Размышляют об этом протоиерей Георгий Тарабан – секретарь Сумской епархии Украинской Православной Церкви, педагог, священник Виталий Шатохин – преподаватель Калужской духовной семинарии и иеромонах Макарий (Маркиш) – руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии.

– Так в чем же причина того, что дети из воцерковленных семей, вырастая, уходят из Церкви?

Священник Георгий Тарабан
Священник Георгий Тарабан
Священник Георгий Тарабан: Вопрос весьма актуальный для всех родителей, в том числе и для меня: у меня дети-подростки. Рассуждая на данную тему, хорошо бы быть максимально честным с собой. Для начала нужно самому себе ответить: а что означает «быть воцерковленным»? Если под этим кроется формирование весьма распространенных мифов, которые оправдывают и легитимизируют собственный эгоизм, то желание убежать от такой церковности является проявлением инстинкта самосохранения.

Главная причина, на мой взгляд, – это отсутствие действительной любви. Любовь должна быть не только к своим детям, но ко всем людям, которые встречаются на жизненном пути. Если любви на самом деле нет, а на ее месте – непрерывное наставление, как в ней преуспеть, – это начало конца. Маленькие дети это еще будут терпеть, но в их голове будет зреть и укрепляться желание освободиться от такой «любви». И когда мы видим результаты «усиленного воцерковления» уже после 20 лет, то понимаем, что человеку нужен новый жизненный опыт, который бы опроверг ложное понимание духовной жизни, некогда ставшее причиной мировоззренческого кризиса.

Я не хочу приуменьшать силу антицерковного влияния современного мира (даже не столько «антицерковного», сколько «антирелигиозного»). Современное общество формирует такое мировоззрение, в котором нет места духовным ценностям. И это правда. Духовное трактуется как лично-интимное, не имеющее права на внешнее проявление. Кроме того, взрослеющему ребенку еще предстоит завоевать право исповедовать свою веру в среде сверстников. Это взрослому хорошо: он уже имеет какой-то социальный статус, в конце концов многие вопросы социализации уже решены. А ребенку надо одновременно вписаться в среду одноклассников, друзей, оставаясь при этом верующим. Это очень непросто! А если его еще и дома не понимают самые близкие люди, добиваясь ложного «духовного совершенства», то результат будет очевиден.

Так что если повзрослевшие дети уходят из Церкви, то во многом это «заслуга» школы фарисейства, которая была пройдена в детстве, но на самом деле не являлась приобщением к духовной жизни.

Священник Виталий Шатохин
Священник Виталий Шатохин
Священник Виталий Шатохин: А мне кажется, здесь не одна причина, их множество. Во-первых, многое зависит от того, когда сами родители воцерковились. Они с самого детства росли в верующих семьях или пришли ко Христу в зрелом возрасте? Это совершенно разные вещи. Если человек вырос уже в христианской семье, то он с младенчества естественно перенял христианский уклад жизни. Ведь наша вера должна проявляться не только в храме. Если человек приобрел этот опыт сохранения веры и жизни с Богом, ежедневной и ежеминутной, то он сможет передать это и своим детям.

Думаю, в большинстве случаев из Церкви уходят дети тех родителей, которые сами пришли к вере не так давно. Оно и понятно: 1990-е годы, массовый приход людей в храм, ко Христу. Теперь они пытаются своих детей воцерковлять. А то, как они это делают, – большой вопрос. Обычно, конечно, стараются водить малышей в Церковь, записать их в воскресную школу. Но, собственно, этим подчас все и ограничивается. А нужно, если говорить простым языком, дружить с детьми. Нужно постоянно находиться с ними в тесном личном общении. И если родитель – авторитет для ребенка, и если взрослый является большим старшим другом и наставником для него, то он сможет передать своему чаду любовь к Богу и Его Церкви.

Большая проблема – это переходный возраст. Известно, что после 12–13 лет многие дети перестают ходить в храм. Как правило, детей в воскресных школах мы видим от 7 до 13 лет. Если есть 14–16-летние прихожане, то это достижение воскресной школы, что смогли удержать подростков в переходном возрасте. По опыту работы духовником в воскресной школе нашего храма твердо могу сказать, что остаются те дети, у которых родители, действительно, давно и серьезно воцерковлены. Именно эти дети остаются в воскресной школе. Почему? Потому что они вместе с мамой и папой исповедуются, вместе с ними причащаются, встречают праздники, ездят в паломнические поездки. Для них это естественная, нормальная жизнь, а не какая-то неожиданность: мама вдруг привела дите в храм: мол, давай, исповедуйся, тебе это надо и полезно.

Ну и, во-вторых, очень важна среда. Родители должны заботиться о том, чтобы окружить ребенка, особенно подростка, его верующими сверстниками, а желательно даже – серьезными, хорошими ребятами чуть и постарше. Ведь что такое переходный возраст? Ребенок переходит из детского состояния во взрослое. И он начинает искать авторитетов для себя вне своего семейного круга. Для него становится авторитетом кто-то с улицы, из класса, какие-то знакомые, преподаватели. И здесь умный родитель должен позаботиться о том, чтобы ребенок приобрел себе в качестве авторитета верующего человека, на него ориентировался, с него копировал поведение. То есть запоминал его слова, принимал его упреки, старался удержать в памяти его поучения как что-то важное для себя. Для этого, повторюсь, родителям необходимо приложить максимум усилий. А там уже на все воля Божия. Конечно, куда-то занести может любого человека, в том числе и воцерковленного взрослого. А уж ребенка, познающего мир и увлекающегося в переходном возрасте, и подавно. Если вдруг подросток встретит интересного неверующего человека, который станет для него авторитетом, то велика опасность, что ребенок уйдет из Церкви. Родители для повзрослевших детей именно в этом возрасте перестают быть авторитетом, и их слова уже не имеют прежней силы.

– Говорят, что есть два пика ухода из Церкви: подростковый и студенческий.

Священник Виталий Шатохин: Студенчество – это время, когда человек становится личностью, созревает для ответа на принципиальные вопросы: зачем он живет, чем он хочет заниматься в жизни, что в жизни для него самое главное и т.д. Но, как правило, дозревает он до этих мыслей в обстановке общежития, в обстановке какой-то уличной жизни, просто неформальной андерграунд-среды. И это не всегда способствует обретению Истины. На основании собственного опыта могу сказать: обычно у молодых людей в этом возрасте есть очень большое желание узнать мир религиозный, мистический. Но в это же время часто молодой человек или девушка впадают порой в тяжкие или даже смертные грехи, которые будут мешать им гармонично войти в церковную жизнь. Если на волне поиска чего-то мистического, когда молодая душа стремится познать мир духовного и религиозного, человеку встретится думающий христианин или хорошая православная книга, то велик шанс, что он придет в храм. Но чаще всего церковная среда, незнакомая и непонятная для современного подростка, отталкивает его, а если он уже был до этого воцерковлен, то часто ему мешают просто тяжкие грехи. Допустим, блуд или увлечение ложной мистикой. К тому же, молодой человек, особенно в 20 лет, хочет быть современным. Конечно, если в семье в нем воспитали стояние на своих принципах, независимо от духа мира сего, то он это испытание выдержит. Если же нет, то желание быть современным вынесет его из храма: здесь все ему чуждо, все ориентировано на какую-то древность, архаичность, здесь бабушки, мало молодых людей. Тут призывают следовать устаревшим представлениям, здесь к тому же просто непонятный язык. Здесь как бы все из истории, а молодому человеку требуется что-то ультрасовременное. Но Православие никогда не будет ультрасовременным, если под «современностью» понимать нынешнюю моду, дух времени, потворство страстям.

– Некоторые священники говорят, что примерно 75% воцерковленных подростков перестают ходить в храм. Мне, когда я осознал эти страшные цифры: из десяти подростков восемь уходят, стало как-то не по себе. По вашему мнению, эта статистика соответствует действительности?

Священник Георгий Тарабан: Я бы осторожнее относился к такому соотношению – 8 из 10. Не знаю, так ли это. Но даже если эти данные и меньше, то все равно есть о чем беспокоиться. Мне кажется, что в золотое время младенчества ребенку никто так и не объяснил, что впереди другой жизненный этап. Иногда годами ребенка регулярно причащают, даже не объясняя, в чем именно он участвует (я сейчас не о грудных младенцах, а о детках с 3–4 лет, которым вполне уместно хотя бы сказать, что в чаше – святые дары, а причастие – это праздник, его ждут и радуются люди, которые в праздничной одежде приходят в храм, чтобы тоже причащаться). Литургическое богословие будет потом (и, скорее всего, в виде ответов на задаваемые ребенком вопросы). Важно дать доступное понимание (а скорее, переживание) всей важности и величия происходящего в храме. Иначе ребенок, не получая понимания, воспринимает все как некий ритуал, обязательный к исполнению ради мамы или бабушки или кого-то еще, кого не хочется расстраивать. А в исполнении ритуала возможны и маленькие хитрости, усвоив которые легко скатиться до обычного цинизма.
Застыв в состоянии вечного «младенца», послушно идущего за руку в храм, ребенок не получает духовной основы своего взросления.

Иногда и взрослые, приходя в Церковь, не всегда знают, как это – быть христианином не только в храме, но и дома, на работе, в той среде, где действуют другие правила. А ребенку каково? Кто-то из питерских психологов как-то писал про социальное сиротство. Так что если из церковной среды и уходят, то чаще всего это ставшие сиротами (не духовными, а социальными) дети, которые не услышали, что Господь знает их тревоги и любит больше самых близких людей.

Что делать? Полагаю, что ответ находится в ответе на первый вопрос. Научиться любить детей – это самое главное и самое большое, что необходимо сделать. Во всяком случае, об этом следует неустанно молиться, чтобы Господь открыл и направил каждого из нас на этот путь. Все остальное – это детали. Основное препятствие – это личный эгоизм, произрастающий из секулярного мировоззрения. Вот главный враг, отнимающий наших детей у нас самих и у Христа.

– Сейчас при храмах создают спортивные секции, кружки, клубы, чтобы удержать молодежь. Как вы думаете, это поможет?

Священник Георгий Тарабан: Что касается кружковой работы, то этим я занимался на заре моей трудовой биографии. Могу сказать, что, по моему глубокому убеждению, это весьма перспективное направление. Вне учебного процесса, который и так весьма насыщен, очень трудно побудить детей снова садиться за парту и изучать закон Божий в классическом виде. Мнение специалистов, которые глубоко в теме, таково: надо искать такие методы, которые бы влагали духовно-нравственную суть в различные виды активности современного человека (и детей в том числе). И попытки есть. Степень успеха зависит от того, насколько интересна и целостна личность педагога (это не всегда священник) и насколько искренне все это делается. Дети готовы прощать случайные промахи, но «отбывание номера» не пройдет – никто ходить не будет. Вот и вопрос: а все ли способны к такой постановке задачи? Если нет – не надо и затевать, лучше поискать в себе иные таланты. А кто способен – Бог в помощь!

Священник Виталий Шатохин: Нужна приходская жизнь – богатая и разносторонняя. Необходимо организовать какое-то общее дело. К примеру, можно пойти почистить местные пруды или устроить «субботник»; организовать диспут с протестантами, с иеговистами; пойти ветеранов поздравить, навести порядок в их квартирах; сделать какие-нибудь поделки, которые можно будет отнести в детский дом. А можно просто вместе ходить в походы. В общем, приходская жизнь должна быть живая и как можно более разнообразная; главное – чтобы не было скучно.

Любое дело как-то может пригодиться в жизни человеку. Немножко соли православного миропонимания туда добавить, и это будет приемлемо для ребенка, чтобы он остался в Церкви. А если там живая молодежная атмосфера и он найдет там друзей, то шансы удержать молодого человека в лоне Церкви достаточно велики. К слову сказать, я и сам пришел к Богу в подростковом возрасте.

И еще. Для меня показатель – когда ребенок сам приходит на службу, без мамы. Приходит не для того, чтобы ему денежку заплатили за пономарство, и не потому, что завтра экзамен, а просто приходит помолиться, понимая, что ему нужно очистить свою совесть. Таких детей мало, но те, кто так поступают, уже не уходят из Церкви. А остальные… Пока ребенок не может противиться родительской воле, его тащат в храм, но как только у него появляется возможность отказаться от церковной «повинности», он скажет: «Не хочу», – и больше в храме не появится. Можно ли в таком случае будет сказать, что это был церковный ребенок, если он приходил на службу только с мамой? Большие сомнения…

Иеромонах Макарий (Маркиш)
Иеромонах Макарий (Маркиш)
Иеромонах Макарий (Маркиш): Не все идет от родителей, поскольку человек, в том числе и юный, обладает автономной свободной волей. А у нас принято об этом забывать и говорить о подростках как о неких механизмах, в лучшем случае как о домашних животных, с тем или иным успехом поддающихся дрессировке… Это ужасно, и расплата очевидна.

«Подростков вообще» не существует, существуют личности, все разные. Первое различие – между полами, и любой священник (и педагог, и милиционер, и следователь по уголовным
делам) подтвердит, что с юношами «проблем», бед и скорбей куда больше, чем с девушками. Почему – вопрос отдельный, а пока просто признаем, что именно юноши требуют особой заботы и внимания, причем в тем большей степени, в коей у них проявляются чисто мужские качества.

Отсюда вывод: да, военно-патриотические клубы, спортивные секции (бокс и борьба, а не художественная гимнастика), группы патрулирования улиц, народные дружины – наиболее перспективные формы приходской молодежной работы.

– Многие священники говорят, что у нас общинно-приходской жизни нет, поэтому подростки и уходят из Церкви. Как восстановить общину?

Священник Виталий Шатохин: Общинная жизнь начинается с готовности священника все свободное время проводить с прихожанами. Если у него есть решимость восстановить общину, то он будет оставаться с людьми, предлагать попить чаю вместе, обсудить сегодняшнее Евангелие или решить какую-то проблему: к примеру, у бабушки Мани сгорела дача, давайте поможем построить, и тому подобное. То есть из каких-то вполне обычных действий и складывается жизнь приходской общины, если, повторюсь, священник готов этим заниматься. Как правило, священнику просто этого не очень хочется. Но бывает еще и другая причина: у священника обычно большая загруженность. Священники могут быть задействованы на пяти-шести послушаниях: больница, казачество, семинария, вечерняя школа, средняя школа, воскресная школа… Но ведь работа с людьми не терпит какой-то халатности. Если на человеке висит сразу много дел, то, естественно, он будет делать их небрежно. А для того чтобы качественно работать с людьми, заниматься нужно чем-то одним. Идеально, когда в обязанности священника входит только богослужение и приход. Вот тогда батюшка может много сил отдавать своему приходу и действительно учить людей духовной жизни, помогая им решать насущные проблемы.

– От некоторых священников слышал, что подросткам изучать Священное Писание не очень интересно. А вы что думаете по этому поводу? К примеру, если подросткам предложить собираться за чаепитием, чтобы изучать и разбирать Писание со священником, им это будет интересно?

Священник Георгий Тарабан: Это хорошо, что батюшки стали замечать, что не всегда их стереотипы актуальны. Ведь существует наука педагогика, в ней много ответвлений (общая, возрастная, сравнительная педагогика, теория и методика преподавания, методика воспитательной работы, педагогическое мастерство и др.), которые, к сожалению, не преподаются на должном уровне в духовных школах. Вот батюшки и пользуются воспоминаниями своего далекого школьного прошлого. А ведь сейчас еще интереснее: становится доступным опыт зарубежный. Я как-то наблюдал, как проводят иностранцы-педагоги урок: задействованы все органы чувств на общем положительном эмоциональном фоне. Такое впечатление, что они просто шаг за шагом делали то, что написано в наших старых учебниках по педагогике. Так что не про чаепития нужно думать, а всерьез садиться за изучение педагогики и психологии.

Чаепития же не воспринимаю как метод обучения или воспитания категорически. Это мое личное мнение. Неорганизованное в педагогическом отношении времяпрепровождение всегда неконструктивно. В церковной среде чаепития рано или поздно трансформируются в перемывание костей священноначалия, передачу сплетен и небылиц. Если не ставится никакая дидактическая или воспитательная задача, то наши греховные навыки и немощи быстро заполняют этот пробел.

Если же беседа за чашкой чая – это грамотно подготовленный педагогический прием, который ставит конкретные задачи. Например, батюшка или кто-то из уважаемых взрослых лично разносит угощение, подавая пример готовности послужить даже самому маленькому, – это производит глубокое воспитательное впечатление; главное, чтобы это было искренне. В такой атмосфере легче говорить о том, как Спаситель омыл ноги Своим ученикам. И, поверьте, ни о какой скуке никто и не вспомнит.

Чаепитие само по себе не панацея, но при умелой организации может стать хорошим способом усвоения важных вещей. А может и не стать.

Мне кажется, главное – быть рядом с ребенком во всех видах его жизненной активности и научить его выживать как христианина во всех обстоятельствах современного мира. Ведь современные дети не только чай пьют. И нужно, чтобы кто-то из взрослых помог подростку разобраться, как ему действовать, где грань, пересекать которую без последствий нельзя, как создать и сохранить целостность своей души.

Иеромонах Макарий (Маркиш): Считаю, что такая форма изучения Священного Писания, как чаепитие, не будет полезна ни подросткам, ни взрослым. Сегодня есть гораздо более эффективные и разумные пути изучения Священного Писания, открытые для всех желающих. Литература в избытке, звукозаписи лекций и бесед тоже, не говорю уж об Интернете.

Но регулярное чаепитие со священником, застольные беседы – это, безусловно, замечательная форма приходской работы; ее надо стимулировать, рекламировать и правильно организовывать. Как правильно – зависит от целевой аудитории. Коль скоро мы говорим о подростках, надо добиваться того, чтобы именно для подростков они были интересны и привлекательны. Можно совмещать их с демонстрацией и обсуждением каких-либо материалов, предложенных ими самими, или
заранее просить кого-либо из них рассказать о чем-то интересном и волнующем.

Священник Виталий Шатохин: Полгода назад я начал со старшей группой воскресной школы – с 13 до 17 лет – разбирать Священное Писание, причем разбирать серьезно, глубоко: пять занятий мы рассматривали одну главу из Евангелия от Матфея. Им нравилось. Конечно, если подходить к этому формально и воссоздавать ту же бездушную и безрадостную атмосферу, которая знакома детям по общеобразовательной школе, только с молитвой перед началом занятий, то, конечно, так они долго не выдержат. А если это неформально: устали – давайте чайку попьем, интересный фильм или даже мультик интересный посмотрим, то, думаю, эффект будет совсем другой. То есть все должно быть просто и по-дружески. Причем именно в подростковом возрасте необходимо, чтобы преподаватель был старшим другом для ребят. Если он не смог завязать с ними нормальные, дружеские отношения, а просто пришел, лекцию прочитал и ушел, то, конечно, это никакого впечатления не произведет. Молодых людей надо заинтересовать, а сделать это можно, только создав на занятиях теплую и дружескую атмосферу. Если у подростка будет два-три друга или подруги в воскресной школе, то он будет туда ходить. И неважно, что он будет там делать: рисовать, изучать Евангелие или учиться пению.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Полина29 августа 2011, 01:03
Вот вижу, как новоначальные христиане воспитывают своих деток: мультики не смотрим, конфет не едим, сказок не читаем - там про колдовство, театр - ни к чему, и т. Д. Это не вера, это какой-то лагерь строгого режима. Чего в итоге ждем?
Ребенок, никак не социализированный (кружки, спортивные секции, на худой конец садик) приходит в школу, вот ему 12 лет, вот все читают фэнтэзи, да просто сказочные повести, смотрят кино, ничинают музыкой в 14 лет интересоваться новой, да там полный список идет, чем дальше, тем больше. Как ребенку освоиться, если ему все, чем интересуются сверстники - нельзя?
А ведь в христианском русле так просто ребенку объяснить, где черное, где белое, такие нам даны критерии ясные, и все - отпустите немного вожжи, и ребенок сам разберется, сам спросит, и сам повернет куда надо ( если не прессовать, и не заставлять быть таким, каким хотят видеть родители).
Мария Орлова 4 мая 2011, 17:37
Отличная форма преподнесения христианских ценностей, любви, "нескучного" православия - скаутинг.

В таких организациях, как ОРЮР подростки как раз в игровой, походной, интересной форме впитывают дух православия.
Ирина18 декабря 2010, 01:07
Дорогие Братья и сестры! Нередко приходится наблюдать за тем, как трудно выдержать ребенку литургию, как маются они, не понимая, что происходит и зачем их туда привели. Я уж не говорю о Всенощном бдении, на котором детишки просто засыпают. Многие капризничают, мешают и священнику, и прихожанам, и родителям. Да, Иисус сказал; «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...», слышите, ПУСТИТЕ, т.е. не препятствуйте движению к Богу. Он же не сказал, тащите их ко Мне на аркане, чего бы вам это ни стоило. Я сужу по своим детям, у детей вера совсем иная, чем у взрослых, более чистая и непосредственная. Их души еще не так омрачены грехом, молитвочки их коротенькие и носят очень приземленный характер. О духовной жизни они имеют очень смутное представление, поэтому, посещение храма должно приносить ребенку радость, а не страдание. Всему свое время. Я иногда задумываюсь, почему бы священнику не выделить немного времени специально для причащения только детей, что бы их не тютешкали перед самым носом у батюшки, пока совершается таинство Евхаристии. А вот в посещении воскресных школ, бесед со священником, знакомство с обстановкой в храме, проведение детских праздников при храмах считаю очень полезными в воспитательных целях. Душа ребенка должна чувствовать любовь не слепую, а разумную. На все воля Божья. Главное, что бы, став взрослыми, у наших детей не ожесточились и не окаменели сердца, тогда и в храм придут, и своих малышей будут любить, как дар Божий.
Анастасия29 ноября 2010, 20:48
Ирина, постарайтесь узнать:есть ли при Вашем храме или приходе молодежная организация. Если Вы живете в Москве или области, то, скорее всего, есть. У меня самой были проблемы с друзьями, пока ее не организовали. Только там нашлись близкие мне по духу люди. Что касается игр-может, ему попробовать лучше заняться программированием?
Ирина26 ноября 2010, 12:14
Здравствуйте,нужен совет.Воцерковились,когда сыну было 13 лет.Ходили дружно в храм,были свои трудности,прошло 10 лет.Сын стал ходить в храм чрез неделю,потом через две.Сейчас уволился с работы и перестал совсем,хотя времени очень много.Говорит,что все беды у него от Православия,друзей и девушек православных нет.Сидит в компъютерных играх.Думаете ,я опустила рукм, нет.Но могу только молить Богородицу о его вразумлении и спасении,понимаю,что это и моя вина.
Ирина27 октября 2010, 16:31
Я пришла в храм и приняла крещение лет в 36-38, чисто формально, душой пришла в храм уже после 45. Сейчас у меня маленькая внучка, ей 2,7 лет. И эта проблема меня очень волнует. Я ее вожу в храм на причастие, как только это для меня возможно. Своих детей я не воспитала как должно, не дала им знаний и навыков, какие получают дети в православной семье. Я только уповаю на Господа, чтоб он услышал мою молитву, и привел мою семью в храм хотя бы через моих внуков.
Cергей10 октября 2010, 13:46
Надо разобраться с понятиями "духовное" и "душевное", которые очень часто пытаются подменить.
ДУХОВНОЕ - всегда только действие СВ. Духа, Которым мы "живем, движемся и существуем".
ДУШЕВНОЕ - действие человека, твари.

МОЛИТВА, ПОСТ, СТОЯНИЕ НА ЛИТУРГИИ, ЧТЕНИЕ СВ. ПИСАНИЯ И ЛЮБОЙ ДРУГОЙ КНИГИ, РАБОТА, МИЛОСЕРДИЕ, МОЛИТВА, СОЗДАНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО САЙТА, ПОСЛУШАНИЕ СТАРЦУ, ИСПОВЕДАНИЕ ГРЕХОВ, СОСТРАДАНИЕ, ЛЮБОВЬ И ВСЁ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК - душевное.

ДЕЙСТВИЯ СВ. ДУХА, ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ: пророчество через Старца, исцеление, касание молящейся души, прощение грехов на исповеди, Евхаристия и всё, что делает Лично Бог - ДУХОВНОЕ.

Если же человек считает ДУХОВНЫМ своё чтение Акафиста - он впадает в полу-прелесть, всё окружающее ему "по барабану".

Если он считает ДУХОВНЫМИ свои чувства (не действия СВ. ДУХА) - он впадает в грубую прелесть.

Если человек считает ДУХОВНОЙ свою формальную воцерковленность, то это просто гордыня.

Итак, ДУХОВНОСТЬ - действие Бога, в.т.ч. через тварь - Ангела, Старца, чудотворную икону и.т.п.

ДУШЕВНОСТЬ - действие твари без явного действия Бога, как-то: молитва Старца, молитва любого человека, милосердие к страждущим, рубка дров и.т.п.

Ангелы ничего душевного не делают, ибо чрез них всегда действует Бог.

Действия демонов - демоничны.

Химические, механические и электрические процессы - материальны.
Ирина 9 октября 2010, 12:23
"свадебные мероприятие справляли в Страстную пятницу"... Ого! Бедная ваша дочь, как ей не страшно-то было. Даже если просто читать об этом становится не по себе.
Анастасия30 сентября 2010, 17:10
Но Бывают и другие причины. Допустим, моя одноклассница не верит в Бога, потому что родители с раннего детства таскали её по церквям. А я поверила только недавно, в 12 лет, полгода назад. Верую рьяно, хотя мои родственники изначально были против меня, забирали мои молитвенники, запрещали общаться с верующей бабушкой и т.д. Но я осталась непоколебимой. Сейчас вроде бы всё улеглось.
Анастасия30 сентября 2010, 17:09
Но Бывают и другие причины. Допустим, моя одноклассница не верит в Бога, потому что родители с раннего детства таскали её по церквям. А я поверила только недавно, в 12 лет, полгода назад. Верую рьяно, хотя мои родственники изначально были против меня, забирали мои молитвенники, запрещали общаться с верующей бабушкой и т.д. Но я осталась непоколебимой. Сейчас вроде бы всё улеглось.
Марина25 сентября 2010, 19:08
Согласна с Еленой, что все происходит с детьми промыслительно. Господь нам дал свободную волю, и прийдет ли ребенок к вере, не всегда зависит от родителей. Ребенок это личность и во время своего взросления у него складывается свое отношение к Церкви. Мы, родители, лишь можем горячо молиться за них. По моему личному опыту, только молитва помогла мне в этой проблеме. Сыну 18 лет и, как крепка его вера покажет время. Хочу так же заступится за наших мужчин, в том числе и за батюшек. Я никогда не критикую мужчин, даже своего бывшего мужа. Мне кажется Господь подарил, нам, женщинам, столько терпения, мягкости и любви, как раз для того, чтобы мы были милосердными и всепрощающими к нашим дорогим отцам, братьям, сыновьям, сослуживцам и конечно к батюшкам, им гораздо трудней чем нам! Наша задача их постоянно поддерживать!
марыся24 сентября 2010, 11:24
Абсолютно согласна с А.Рогозянским, оставившим комментарий к статье. Подписываюсь под каждым словом.
У меня шестеро детей, и мы с мужем не отдавали их ни в детские сады, ни в школы. Они, безусловно, посещают всякие учреждения - кружки, секции, театральную студию, хор, музыкальную школу, поют на клиросе, прислуживают в алтаре и т.д. Но на первом месте у них семья, с молитвой, со своим уставом. Я не работаю, естественно, или подрабатываю только на дому. Отец-музыкант забросил гастроли, перешел на домашнюю работу. Живем бедно, но дружно, у нас много друзей - потому что у нас есть семья. То, чего у многих из них не было, и нет.
Это величайшее чудо - большая верующая семья. Я не устаю благодарить за это Бога каждый день! Хотя временами - это невероятная душевная мука и тяжелый физический труд. В минуту отчаяния я прочитала (по-моему, у кого-то из Оптинских старцев, хотя не ручаюсь) утешительное слово: что подвиг матери, воспитавшей верующих детей можно приравнять к подвигу мучеников. С тех пор - почти не унываю!)
Женщине, выросшей в советское, или постсоветское время - конечно трудно научиться быть матерью, женой, педагогом. Ведь для этого самой надо перестроить подчас всю свою жизнь, а главное - часто отказаться от "личного" пространства, если детей много. Но это, к сожалению, на мой взгляд, - единственный путь, чтобы дети были с Богом. Да и не только дети, чтобы и самим не охладеть. Чтобы вера была Верой. Потому что без Бога - этот труд не потянуть)
Павел23 сентября 2010, 22:08
У меня пока маленькие дети, но данная тема и меня волнует. Очень много полезного и интересного сказано, однако нельзя забывать, что каждый человек делает свой выбор сам. Мне кажется, что основная задача родителей - показать ребенку, что есть выбор, раскрыть, что есть другая жизнь помимо той, что пропагандируется по ТВ, а также, по возможности, помочь ему сохранить себя до момента, когда он будет в возрасте делать выбор. Но выбор ребенок (уже не ребенок на тот момент) будет делать сам. Мы можем сделать все возможное и невозможное для его воспитания, а он возмет и выберет не Истину. И ничего с этим не поделать...
Алексий23 сентября 2010, 18:57
СПАСИБО!
С ПРАЗДНИКОМ!!!!
АЛЕКСИЙ.
Ольга22 сентября 2010, 12:24
Я думала, только у меня эта боль, потому что пришла к вере, когда дети уже выросли, и я ничем не могу им помочь. Я утешаю себя тем, что до поры до времени сама была далека от храма, хотя крестили меня тоже в детстве. Из верующих рядом была одна бабушка, которая не ходила в церковь, придерживаясь старой веры. Но пришла болезнь, и через молитву я справилась. И храм стал родным, хотя и не получается стать усердной прихожанкой. Если снова со мной рядом будет маленький человечек, я шаг за шагом прочту с ним Священное Писание. Постараюсь вложить в это душу. Как когда-то, опережая школьную программу, прочла с сыном классику. Он из двоечника стал любимцем учителя литературы. Нельзя уповать только на воскресную школу. Только у меня у самой много вопросов. Спасибо вашему сайту, здесь можно многое узнать. Очень хотелось бы, чтобы появился проект наподобие Православной Википедии. Это тоже путь к нашим детям. Я верю, что нашими молитвами с помощью Божией все исправится.
Ольга22 сентября 2010, 11:58
Согласна с Людмилой. В речи батюшек везде - мамы, бабушки.... А где папы и дедушки? Когда будут воспитывать мужчин? Не только маленьких. А то виноваты во всем женщины...
Михаил21 сентября 2010, 11:12
Когда говорят про воцерковление детей, я почему-то вспоминаю примус. Кто разжигал примус, знает. Наливают бензин в чашечку, и поджигают при закрытом фитиле. И горящий бензин нагревает примус. Только когда он прогорит, открывают фитиль и подносят спичку. Если все сделано правильно и вовремя, бензиновые пары вспыхивают, и примус работает нормально. А если не правильно, то ... не работает. И приходится все начинать сначала. Вот также и детское воцерковление. Сначала ребенок живет в тепле родительской Веры. А потом, у него должна вспыхнуть своя собственная. И она вспыхнет, если все сделано правильно. Вот только что значит "правильно". Я отвечу на этот вопрос, когда мои дети подрастут и захотят воцерковить своих детей (моих внуков). Вот если это произойдет на 100% - то, может быть, я имею к этому какое-то отношение. Хотя, кто может сказать это точно?
Валерий20 сентября 2010, 11:13
Вера, совесть и воцерковленность - не одно и тоже!Понятия далеко не тождественные. Есть у человека внутренний стержень, который дается ему Свыше при рождении. Затем в течении жизни он (духовный стержень) развивается и укрепляется. Это и есть скелет духовной жизни человека. Все остальное - форма и ритуал. С этой точки зрения совершенно понятны доводы множества людей, которые говорят - "Бог у меня в душе"! Такие люди в весьма частых случаях творят непрестанную внутреннюю молитву, оставаясь мирянами и находясь в гуще мирской суеты. И я далек от мысли, что они более "худшие" христиане. Стоянием в храме не определяется степень духовного совершенства!
ольга19 сентября 2010, 10:00
дети наши по мере взросления отходят от храма -это верно.я сама выросла в семье верующих и старалась научить этому моих детей.по себе знаю я тоже отходила но не на долго.не возможно жить без Бога без храма молитв...вот так и мои дети они возвращаются.но разница есть в том что младший сын учился в школе где педагог была верующим человеком она научила детей верить не смотря ни на что выживать и молиться а у старшего этого не было.он ходит в храм но чаще всего нет ребят его возраста.ему 24 года.ему труднее найти свое окружение ребят таких же как он.поэтому я думаю нужны при храмах кружки спортивные секции клубы.потому что много таких ребят которые нуждаются в помощи найти свое окружение
Димитрий19 сентября 2010, 02:47
Воцерковление это процесс когда верующий человек постепенно входит в стихию церковной жизни...
В каждом из нас есть ветхий человек, языческий и новый человек(стремление к добру, хорошему и тд)Мы, люди, полагаемся на внешний религиозный культ,и думаем, когда человек ходит в церковь, причащаемся и тд. воцерковляется, забывая о самом главном- воспитания ума, души и тела. Молодые люди привыкают к храму, привыкают к святыне, теряют благоговение, а если они ещё видят какие нибудь слабости священнослужителей, то это действует очень разрушающе. Большей частью мы ведём себя по отношению к Богу потребительски. Мы верим не в Бога Любовь, не в красоту и Истину, не в Бога как цель жизни, не в богоподобие,которое дает человеку свойства Божии, а верим лишь в средства от Бога для сиюминутной жизни. Следуя этим путём с нашей помощью, дети теряют благоговение, и уходят становясь атеистами.Для них Бога уже не существует. Алтарь и храм превращается в проходной двор. Религия для них является внешней атрибутикой храма. Они не только внутренне не способны пережить Бога в самих себе, но даже познать его умом. И это основная причина, по которой дети уходят из храма.
марыся18 сентября 2010, 10:44
Мы часто заменяем словом Храм - слово Церковь. А душевным заменяем духовное. И прочая. Мы просто живем в мире бесконечных подмен. И прелестей.
Нужно и вправду уповать на Бога не больше, чем на себя, а просто - уповать Только на Бога, а для этого упования ведь, как известно, надо очищать свое сердце ежесекундно, а для этого надо Трудиться. Трудиться физически прежде всего.
Мы просто не хотим жить по Божьи - отсюда все наши проблемы.
От неверия вобщем-то. Когда приходит настоящая вера - приходит и понимание того - Что нужно делать.
Молитесь, родные батюшки, чтобы вера пришла в наши сердца! Дети сразу видят молитвенного человека и тянутся к нему, во всяком случае - если ребенок такого человека встретит - он его уже никогда не забудет. И этот "образ Христа" приведет его обратно в храм Божий.
Уходят люди из храма от безверия, а не из-за отсутствия чаепитий. Хотя чаепития нужны - утешают подчас весьма)))
Все нужно: и пруды чистить, и в походы ходить, и дружить, и разговоры разговаривать. Нужно все - в чем человек ощущает нужду, необходимость. Только это все с рассуждением необходимо делать, с духовным. Это самое трудное, пожалуй. Любовь. Где ж ее взять, как говорится.
Вот потому и молиться надо прежде всего, а остальное - приложиться) Господь он откликается на любую нашу просьбу. Надо только попросить)
вениамин17 сентября 2010, 22:07
Сыны Ноя Cим Хам Иафет. Это у Ноя то !!! великого праведника сын Хам. Ной что не любил сына Хама. Да он не мог не любить.
У Адама, который был в Боге и после падения – он же всё понимал что произошло и был единственным примером для сыновей. Он же один знал две разные жизни. Сын – Каин. Каин который мог общаться с Богом прямо и слышать его стал каином.
А. Рогозянский17 сентября 2010, 21:56
В педагогике действует закон перехода количества в качество. Проблему отхода ребёнка от Церкви можно рассмотреть и в виде разрыва в преемственности. Родители долго ищут и делают свой трудный выбор, ребёнок же отвергает родительские, через силу добытые результаты и уходит в страну далече. Так вот, если родители хотят, чтобы дети унаследовали их убеждения, они должны оставаться самой близкой и крупной фигурой в общении. Семья обязана оставаться на 1-м месте во всё продолжение взросления, только затем следуют педагогически упорядоченная коммуникация в учебных коллективах, на приходах или с др. семьями. Сейчас объемы социальной коммуникации для детей, начиная с младшего школьного возраста, постоянно растут; семейной же - столь же стремительно убывают. В результате, нам нечего удивляться, если ментально к 14-16 годам перед нами оказываются уже как бы не наши дети, а "дети полка": телевизора, одновозрастной среды и т. д. Закон перехода количества в качество однозначно срабатывает. Только срабатывает против родителей, поскольку количество - не на их стороне.
Впоследствии можно, сколько угодно, изображать покаянную рефлексию. Мол, "такая церковность", как наша, - на что она годна и т. д. Детей своих мы элементарно проворонили. Никогда не было и не будет такой педагогики, чтобы у непонятного "дяди со стороны" имелся доступ к ребёнку, предположим, в 30 минут против одной или двух минут родительских. И родитель при этом успешно превозмогал это непонятное влияние.
Елена17 сентября 2010, 14:53
Дети наши по мере взросления отходят от храма... По-моему в большинстве случаев это происходит ПРОМЫСЛИТЕЛЬНО. Царствие Божие НУДИТСЯ, а не дается на тарелочке с голубой каемочкой. Страшен эффект привыкания, формального псещения служб и участия в таинствах. Бог хочет, чтобы наши дети пришли в ХРАМ осознанно, чтобы они искали встречи с ЖИВЫМ БОГОМ. А это возможно чаще всего через испытания...
Я за руку водила своих сыновей в храм, пока они были маленькие... Сейчас повзрослев, они идут в ХРАМ сами, шаг за шагом взрослея в вере, осознанно... Это главное! Родителям не нужно оставлять молитвы, больше уповать на БОГА.
Если дети перестали ходить на службу - это не повод, чтобы ставить диагнозы, типа: родители не были воцерковлены, священники не пьют чай с молодежью, на приходе нет соц. работника и т.п.
Александр17 сентября 2010, 10:53
Батюшка говорит: "Главная причина, на мой взгляд, – это отсутствие действительной любви."
В этом суть. Но не вся. Воцерковленность - это и есть действительная, действенная, неложная любовь. Поэтому если дети такого человека уходят из Церкви, значит, этот человек еще не воцерковлен, не освящен еще Благодатным Духом Любви в той мере, которая бы согрела сердца его чад, "отлепив" их от их кумиров.
Людмила16 сентября 2010, 21:45
моя дочь с детства ходила в храм и что важно это нам позволило миновать проблемы переходного возраста. Всё началось значительно позднее - после её замужества. Её муж считает себя как бы православным, но в храме ни разу не был. К сожалению, сегодня именно мужчины хотят, чтобы их жёны соответствовали стандартам рекламируемым в журналах и на телевидении, как следствие востребована неприличная одежда, свободная любовь и пр. . Новая семья стала по сегодняшним меркам "современной" а хуже сказать тусовочной. Храм забыт, свадебные мероприятие справляли в Страстную пятницу.
Жаль, что наши батюшки мало уделяют внимания юношам и мужчинам. В храмах по-прежнему женщины, да и наставления, запреты наших батюшек тоже более касаются женщин. Конечно мы, жёны, уважаем своих мужей, слушаемся их и даже содержим за счет своей работы, и поэтому имеем в доме вместо ребенка своего мужа, поскольку двух человек просто прокормить не можем. Вот та проблема которая сейчас наверное стала второй после алкоголизма, а может быть и первой. Вот и в статье батюшки обсуждают серьёзную проблему, и снова "стреляют из пушки по воробьям" Милые батюшки! пожалуйста, молите Господа, чтобы наконец наши мужчины повернулись от телевизора к храму. Простите, если кого обидела - наболело.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×