«Надо ехать в Вифанию – Господь сохранит»

Беседа с архимандритом Романом (Красовским), начальником Русской духовной миссии на Святой Земле (Русская Зарубежная Церковь)

Архимандрит Роман (Красовский)
Архимандрит Роман (Красовский)
В этом году православную Вифанию под Иерусалимом постигли серьезные испытания: прямо на церковных землях палестинские исламские организации начали нелегальное строительство. Сначала на территории греческого монастыря, а затем на русском участке, где находится подворье Гефсиманского монастыря с монашеской общиной, школой и детским приютом.

Вмешательство Иерусалимского патриарха Феофила ни к чему не привело: первый этаж коммерческого центра, воздвигнутого на греческой монастырской земле, уже работает. Власти Палестинской автономии не находят возможным это строительство остановить, хотя формальное решение об этом принято. Организаторы строительства предупредили: кто первый начнет демонтаж здания, живым не уйдет. Подобные угрозы в мусульманском мире не остаются лишь на словах. Отношение к христианству в Палестинской автономии определенное: переход в ислам приветствуется и хорошо одаривается, а за переход в христианство – убивают.

Поскольку Палестинская автономия пока еще не является независимым исламским государством, христиан здесь не убивают целыми семьями, как в Сирии или Египте, но беззаконное отношение к иностранному христианскому имуществу – греческому или русскому – является опасным признаком. Так явно это проявилось лишь в этом году, фактически в пригороде Иерусалима. Вслед за исламистами, начавшими строить на земле греческого монастыря, русский участок стали обстраивать трое его соседей, один из них строит прямо на русской монастырской земле. Одновременно у всех появилась не только смелость, но и средства.

Не вызывает сомнений, что на крыше одного из этих новых домов, окруживших русский участок, скоро появится минарет. Вероятнее всего на том, который стоит на самой земле русской Вифанской общины. В нем уже четыре этажа. Стремление ставить мечети рядом с храмом – многовековая традиция. Это мы видим и у самой гробницы праведного Лазаря в Вифании: там мечеть стоит к гробнице ближе, чем церковь, православная или католическая. Мечеть изначально средневековая, однако постоянно обновляемая. Паломники видят подобное и в Лидде вблизи храма Георгия Победоносца, и в Абу-Гоше вблизи бенедиктинского монастыря с византийскими фресками XII столетия. Везде надо было поставить мечети, чтобы у местных христиан все-таки появлялась мысль: а не пойти ли лучше в мечеть?

В качестве ответа на захват православной земли в Вифании Русская духовная миссия Зарубежной Церкви и архиепископ Марк Берлинский, наблюдающий за делами миссии со стороны зарубежного Синода, приняли решение о строительстве нового школьного корпуса рядом с незаконным мусульманским домом – иначе находящаяся вблизи него земля тоже будет вот-вот застроена и, соответственно, потеряна для русской Вифанской общины и Русской духовной миссии. Постепенно появляются средства для начала работ.

Предлагаем интервью начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (Русская Зарубежная Церковь) архимандрита Романа (Красовского). С отцом Романом беседовал диакон Александр Занемонец, преподаватель византийской истории и истории Церкви в различных университетах Святой Земли, координатор Русского института в Иерусалиме. (Для дальнейших справок можно пользоваться электронным адресом диакона Александра Занемонца: zanemonets@yahoo.com).

***

– Отец Роман, чем для христиан в первую очередь важна Вифания?

– Евангельская Вифания – это место, где жил друг Христов Лазарь. Господь здесь часто бывал, беседовал со Своим другом, останавливался у него в доме. Говорил Господь также с сестрами Лазаря – Марфой и Марией. Их беседа перед воскрешением Лазаря сохранилась в Евангелии: она происходила как раз на месте нынешней «русской Вифании». Где-то недалеко был дом Лазаря. Сюда пришел Господь, когда Лазарь умер, и здесь Он его воскресил, «общее воскресение уверяя». Вот в этом для нас смысл этого места. Интересно, что даже для арабов-мусульман Вифания сегодня называется Лазария – от имени праведного Лазаря. То, что с ним здесь связано, – самое важное, что когда-либо происходило в этом селении.

Гефсиманское подворье в Вифании.
Гефсиманское подворье в Вифании.
– В настоящее время Вифания кажется полностью мусульманской. Есть ли здесь христианское присутствие?

– Есть, но, к сожалению, оно уменьшается. Христиан здесь преследуют, и в последние десятилетия они отсюда уезжают. Из-за тяжести жизни, из-за трудностей с местными мусульманами, из-за трудностей с Израилем: через несколько кварталов отсюда строится стена, отделяющая Палестинскую автономию от Израиля, – так местные христиане оказываются полностью в мусульманском окружении. Исламисты преследуют христиан и в Вифлееме, и по всей Палестинской автономии. К сожалению, многие христиане становятся мусульманами или убегают. Если есть средства – они убегают в Америку и другие христианские страны. Если средств нет – в Сирию или Иорданию. Хотя в Сирии сейчас ужасно: там христиан убивают ежедневно.

Греческий монастырь в Вифании.
Греческий монастырь в Вифании.
– Но в Вифании есть и местные христиане, и приехавшие сюда монахи?

– Да, есть греческий монастырь, совсем рядом с нашим монастырем. Есть католический храм около гробницы Лазаря.

– Русское присутствие здесь тоже есть. Какова, в двух словах, его история?

– Сам участок был приобретен для Русской духовной миссии в начале XX столетия. Сперва здесь была просто гостиница для паломников. Монашеская жизнь началась в 1930-е годы с двух англиканских монахинь, ставших православными. Они устроили общину, похожую на Марфо-Мариинскую обитель Елисаветы Феодоровны в Москве. При общине были открыты школа – существующая до сего дня – и больница, со временем ставшая муниципальной больницей Вифании. Когда сестер стало много, большая их часть переселилась в Гефсиманию, где стоит замечательный храм Марии Магдалины. Школе в прошлом году исполнилось 75 лет. Есть также приют для девочек-христианок, они живут вместе с сестрами. Школой и приютом занимаются сестры, которые относятся к Гефсиманскому монастырю. Сестра Марфа там старшая. Сейчас в школе более 400 детей, из них 15 живет в приюте вместе с сестрами. К сожалению, большинство учениц сегодня мусульманки, а до 1970-х годов брали девочек только из христианских семей. Потом христиан стало настолько мало, что было решено принимать мусульман.

Здание, строящееся на территории греческого монастыря.
Здание, строящееся на территории греческого монастыря.
– Какой смысл учить в монастырской школе мусульманских детей?

– Школа считается очень хорошей. И если христиане помогают воспитывать мусульманскую молодежь, то из этого может получиться что-то доброе. И на будущей их жизни это как-то скажется. При этом речь о миссии в привычном смысле слова здесь не идет: в Палестинской автономии за обращение в христианство убивают сами же родственники. Если люди уезжают жить в христианские страны или в Израиль, тогда другое дело.

В школе становится все больше и больше детей, так что сейчас просто не хватает места. Старое здание уже не вмещает всех желающих. Но даже если в школе 15 христианок, то все равно стоит это продолжать хотя бы ради 15 христианок. Дай Бог, чтобы они благополучно выросли, хотя кругом условия – ужасные, очень трудные. Это касается и их семей. Христианские семьи испытывают здесь большие трудности. И в основном ученицы школы – это дети из неблагополучных семей.

– Многие слышали, что в последнее время в Вифании обостряются отношения между христианскими монастырями и мусульманами.

Вход в новое мусульманское здание на монастырской земле.
Вход в новое мусульманское здание на монастырской земле.
– Лазария – так Вифания называется по-арабски – является сегодня местом, где процветает преступность. Положение очень плачевное, падшее. Здесь много наркоманов, много убийств. Нравственный уровень, к сожалению, низкий. Люди здесь грубые, и именно они чувствуют себя хозяевами. Здесь, можно сказать, почти нет закона. Так, эти люди нагло забирают земли христианских общин и начинают строить прямо на них. Начали с греческого монастыря. Кстати – самого большого женского греческого монастыря на Святой Земле. Там замечательные сестры. В XX столетии обитель дала настоящих подвижниц.

– Была ли какая-то реакция палестинских властей на эти беззакония?

– Греческий Патриархат довел дело до судебного разбирательства, но, несмотря на то, что власти велели прекратить строительство, строить продолжали. Их останавливать должна была полиция. Однажды так и сделали, но через полчаса пришла новая бригада рабочих, чтобы продолжать работу. А через два месяца – работа завершена, и уже открываются там магазины, салоны и т.п. И это на законной территории монастыря!

Пока не застроенное место на русском участке.
Пока не застроенное место на русском участке.
Мусульмане чувствуют себя у власти. И наши соседи тоже вдруг начали строить, нелегально строить, без всяких разрешений, в одном метре от дома наших сестер и детей.

Также достраивается дом, который несколько лет назад начали строить просто на русской монастырской территории, захватив ее. Сейчас возводятся его третий и четвертый этажи. Несколько лет назад хозяин этого дома забрал нашу землю. Когда мы пришли в муниципалитет, то он сказал чиновникам, что они могут не беспокоиться – он им всем заплатит (он-то думал, что мы не понимаем по-арабски). Сейчас он грозит сестрам, что если они подадут в суд, то он заберет еще другую часть монастырского участка вблизи его дома. И чтобы не потерять эту землю, архиепископ Марк Берлинский, синодальный смотритель, благословил на этом месте строить новое школьное здание. Слава Богу, Господь посылает жертвователей, и мы начнем строить, хотя наш сосед будет угрожать.

Наклейка на воротах русской школы.
Наклейка на воротах русской школы.
В Вифании царит беззаконие, все делают, что хотят. Так что здесь опасность для христианских участков наиболее явная. В Восточном Иерусалиме есть свои проблемы, но там так не сделать. Правда, и на Елеоне мусульмане, жившие чуть ниже монастыря. забрали часть нашей земли. Они подкопали часть горы, в итоге она обрушилась, и у них образовалась новая площадка. Слава Богу, их дети отбежали за пять минут до того, как гора рухнула.

– И как в такой ситуации относиться к мусульманам?

– По-христиански! Не отвечать на обиды, оскорбления, оплевывания… Но при этом мы здесь обязаны отстаивать наши земли, ведь они не просто наши, но русские православные. Мы должны их отстаивать, но отстаивать легально, всеми законными способами. Конечно, в Палестинской автономии с судами тоже все не просто: это же не Израиль, где еврейская юриспруденция стоит на высоком уровне, где стараются поступать честно. Так было во время исторического суда отца Антония (Граббе), когда Израиль признал свою неправоту. Так дела ведутся и сейчас. Хотя когда входишь в судебные дела – словно входишь в какое-то болото.

Дом, строящийся мусульманами на русском участке.
Дом, строящийся мусульманами на русском участке.
К тому же везде разные законодательства. Иерусалим Западный – это одно, в Восточном – уже другое: там вроде бы закон иорданский, но реализовывать его должен Израиль. Где у нас Фаранская лавра – там действуют военные законы. Здесь, в Вифании, – закон палестинский…

– А ехать ли паломникам в такой ситуации в Вифанию или подождать?

– Ехать! Всегда, когда едешь в паломничество ради Господа, ради спасения своей души, Господь сохранит. В русскую Вифанию стоит заезжать обязательно, а ведь даже не все паломники о ней знают. Надо ехать по святым местам, ходить по стопам Спасителя и получать благодать.

– Отличаются ли сегодня группы из России/Украины и из Русского зарубежья?

– Большинство паломников из Зарубежья – это те, кто поколениями держались своей веры; как правило, они более воцерковленные. Из России в основном те, кто совсем недавно пришли к вере – и это радостно, это замечательно, – но они еще не всегда воцерковленные, они мало что знают о храме, им бы побольше набрать святынек. Но и те, и другие получают пользу… Мы здесь находимся, чтобы служить паломникам.

– А вы сами здесь бывали как паломник?

– Да, один раз – в 1984 году. Я тогда только кончил семинарию и поехал в паломничество в группе вместе с архиепископом Лавром, будущим митрополитом. Тогда мы три недели провели на Святой Земле и потом три недели на Афоне. В те годы паломничества на Святую Землю были редки: из России вообще никого, а из Зарубежья – две-три группы в год. Тогда это было особо и для монастырей, и для сестер. К сожалению, в те времена были трудности между Московской и Зарубежной Русской Церковью, так что тогда мы не ходили ни в Троицкий собор, ни в Горненский монастырь. Сейчас, слава Богу, я там служу. Тогда мы не понимали друг друга, а сейчас сослужим вместе, и это всегда радостно.

– А как живут монашествующие в Иерусалиме? Они ведь оказываются в гуще мира…

– Человек уходит в монастырь, чтобы спасать свою душу. Самое подходящее – спасаться вне мира, уходить от мира, чтобы избегать искушений мира, которые удерживают человека от духовной жизни. А как это делается? Человек отдает свою волю Господу и живет послушанием. Каким бы ни было это послушание, если он его выдерживает с чистой совестью, то спасется. Вот здесь, в Иерусалиме, наше послушание – служить паломникам, служить детям в Вифанской школе. Это очень трудно. Это не то же самое, что жить в пустыне. Но здесь монастыри существуют ради миссии, ради паломников, ради Святой Земли. Вот поговорите со старшими сестрами в Вифании – сестрой Марфой, директором школы, сестрой Макриной, иконописцем и реставратором, – они же подлинно монахини, хотя все время среди людей. Мы должны принимать всех странников, как это делал Авраам. Он принимал странников, и Господь его благословил. Наше дело – помогать людям побыть, помолиться в святых местах.

– Отец Роман, в чем заключается русская духовная миссия на Святой Земле сегодня?

– Господь сохранил эти места, несмотря на все трудности XX столетия. И мы находимся на местах, которые Господь сохранил. Почему Он так сделал? Значит, мы должны тут быть. Последние 20 лет

Гефсиманская игуменья Елизавета
Гефсиманская игуменья Елизавета
начинается, только начинается, возрождение. Слава Богу, что люди имеют возможность приехать в «русскую Палестину». Мы должны здесь помогать русскому народу возрождать свою веру и свое государство.

– А в чем значение русской миссии для здесь живущих?

– Мы здесь для иноверцев камень преткновения. Что вы делаете на нашей земле? – так иноверцы смотрят здесь на христиан: И это всегда во все времена провоцировало их к преследованиям. Но если мы будем настоящими христианами, тогда они смогут увидеть, что христиане – особый народ. Может быть, это тронет чье-нибудь сердце.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Венец всего – любовь». Ч. 1 «Венец всего – любовь». Ч. 1
Беседа с архим. Хризостомом
«Венец всего – любовь». Ч. 1 «Венец всего – любовь». Часть 1
Беседа с архимандритом Хризостомом (Тавулареасом), игуменом монастыря святого Герасима Иорданского
Александра Никифорова
Первые 12 лет я жил совершенно один. Сам изготавливал свечи. Вода была дождевая. Потом появился источник: я вижу в этом чудо святого Герасима.
«Лампадка зажглась!» «Лампадка зажглась!»
Из рассказов Елеонской игумении Моисеи
«Лампадка зажглась!» «Лампадка зажглась!»
Из рассказов Елеонской игумении Моисеи
И вдруг я подумала: «Действительно, а что там, в миру? Работать, чтобы кушать и спать?» И на третий день уже решила: «Поступаю в монастырь. Мне здесь все нравится».
«Арабка с русскою душою» «Арабка с русскою душою»
Беседа с монахиней Вероникой (Рахеб)
«Арабка с русскою душою» «Арабка с русскою душою»
Беседа с монахиней Вероникой (Рахеб),насельницей Вознесенского монастыря на горе Елеон
Я несмышленая была и все торопила, чтобы меня в 10 лет уже одели по-монашески. Игумения Тамара, настоятельница Елеонской обители, подарила мне большую куклу, и я для нее втайне от всех сшила полное монашеское облачение. Показала ей и так жалобно произнесла: «Вот, уже даже куклу Татиану постригли, а меня еще нет…» Матушка Тамара посмотрела на куклу в черном, улыбнулась…
«Люди, окружавшие меня в детстве, были увлечены Россией…» «Люди, окружавшие меня в детстве, были увлечены Россией…»
Беседа с игуменией монастыря в Гефсимании Елисаветой (Шмельц)
«Говори по-русски, говори по-русски, перестань говорить по-английски», – эти слова я слышала постоянно. Ходили в церковь. Мама нам читала закон Божий, а по вечерам вместо сказок – Библию. Молились каждое утро до того, как в школу уходили. На колени – и молились.
Архимандрит Антонин (Капустин) — создатель Русской Палестины. Ч. 1 Архимандрит Антонин (Капустин) — создатель Русской Палестины. Ч. 1
Архимандрит Киприан (Керн)
Историко-археологическая работа отца Антонина в Палестине, которой он отдал без малого тридцать лет своей жизни, явилась естественным продолжением той же его деятельности в Афинах и Константинополе. Но если труд его там остался достоянием сравнительно узкого круга специалистов, то как деятель Православия на Востоке, как русский ученый в Святой Земле, как начальник нашей там Духовной миссии он сделался известен даже самым широким слоям русского богомольного люда, ежегодно до войны в числе нескольких тысяч посещавшего Иерусалим, чтобы видеть и осязать памятники его деятельности.
Комментарии
Vladimir Rusak23 апреля 2016, 07:08
Спасибо, отец Роман. Взгляд на ситуацию с неожиданной (для меня, во всяком случае) стороны. Помоги Господь в Ваших трудах.
Никита13 августа 2013, 22:42
Сердце наполняется негодованием...
Николай21 июля 2013, 17:39
А сколько беззакония в России было в 20-м веке. Сколько храмов и монастырей обобрано,порушено вчерашними христианами было. И тоже при формальном равноправии и свободе совести... Большинство везде примерно одинаково и нуждается в управлении и наставлении,о чем и говорил свт. Иоанн. Что-бы злоумышленники не похитили ключ разумения,заявив,что при таком благочестии не важно какая вера,все хотят одного и того-же,поэтому держите ислам или коммунизм или либеральную демократию...
Георгий19 июля 2013, 20:45
Ислам всё более проявляет свою небожественную, самостную суть. Там, где нет христианских понятий, начинается беззаконие и разбой. Бог им судья.
А нам ВСЁ на пользу. Только бы это вполне осознать.
Олег14 июля 2013, 20:43
Фактически все земли лавры Феодосия Великого подвергнуты самозахвату палестинцами ещё 10-15 лет назад, братия со скорбью и смирением приняли это. Местные "власти" нетолько не принимали этот вопрос к рассмотрению, но даже не принимают заявления по каждому факту захвата чужой собственности. Это исламские палестинцы. Чего вы от них ждёте?
Людмила12 июля 2013, 17:46
На все Божия воля...
прот. Илья Лимбергер (Штутгарт)11 июля 2013, 16:16
Братья и сестры!
Кто может - давайте деньги на Вифанию! Положение там - все время на краю пропасти. Это я знаю из собственного многолетнего опыта - посещений и дружбы с с. Марфой!
Андрей11 июля 2013, 14:01
Отец Роман, благословите!
Очень хотим приехать с Кипра на Святую Землю помолиться. Предложений по Святой Земле много, но к сожалению только простые экскурсии.
Подскажите, как можно связаться с миссией для возможности решения нашего вопроса.
Спаси Господи!
юрий11 июля 2013, 12:15
Что же касается тех православных, которые боятся очередных гонений, то хочу напомнить слова Иоанна Златоуста: «Худшее гонение для Церкви — это отсутствие всяких гонений»
Александр11 июля 2013, 09:10
Тяжело нынче нам...Усиленная антихристианская пропаганда дает свои плоды. Сейчас как: делай все, что хочешь, лишь бы отринул от себя крест. Молодежь ведется на это как мышь на мышеловку. Спаси, Господи.
ВЛАДИМИР10 июля 2013, 19:30
СПАСИ ГОСПОДИ И СОХРАНИ РУССКУЮ ДУХОВНУЮ МИССИЮ!МОЛИТЕСЬ БРАТИЯ И СЕСТРЫ ВМЕСТЕ ЗА НАШУ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ!
lyudmila toll10 июля 2013, 03:09
Помогай вам Господь отец Роман.
Если будет на то воля Божия приедем паломниками
а пока-- это всей нашей с мужем жизни--
главное желание !
Было грустно читать но и отрадно ---сколько мудрости в ваших словах сколько святости и доброты!
Истинно -- Богом посланы вы служить в самом критическом месте .
Все Святые Чудотворцы помогите выстоять всем Святым Православным Храмам
во Святой Вифании и Ерусалиме.
мнение 9 июля 2013, 22:25
Надо не страшиться нападающих - беззаконники обычно трусы, у них только напускное торпедное нападение - авось получится протолкнуть свое темное дело в угоду темным силам и закрепиться на уч-астке. -- Мы должны поступать так, как учит нас святитель Иоанн Златоуст: «Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, - именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди... Пусть узнают и иудеи, и эллины, что христиане - хранители, защитники, правители и учители города (как и русские - хозяева на своей земле - прим.авт.); и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил».
р.б. Александр 9 июля 2013, 19:18
Судя по тому, что написали, очень сложная ситуация с застройкой.

Традиционно возле православных храмов, помимо колоколен, ставили колокола на перекладинах с очепным звоном.

Можно на местах, прилегающих к границам территории храмов, монастырей ставить такие звонницы для обозначения времени служб (часов), совместным звоном с колокольней перед началом вечерней службы, на Честнейшую, перед Литургией. Такие звонницы можно и нужно ставить в особо красивых местах, на которые покушаются застройкой, обоснованно доказывая, что они не только способствуют украшению местности, но и дают значительный вклад в понимание о времени суток для местного населения. В свою очередь, выполняя для паствы важную функцию оповещения, четыре колокола вокруг по территории по своему 1/4 части суточного круга.

При этом желательно вывести места очепного звона на камеры внутреннего наблюдения, для своевременного фиксирования нарушений, с дальнейшим опротестованием их, при необходимости в гражданских судах, как покушение на собственность граждан Палестины.

При необходимости можно выводить их на дистанционный педальный звон, или звон электроприводом по нажатию соответствующей клавиши на пульте управления.
Ирина 9 июля 2013, 17:15
Дай Господь вам помощи в возрождении и хранении русской веры и Святых мест нашего Господа!
А у меня после прочтения статьи возникло грустное чувство... - мусульмане теснят нашу веру. Почему так происходит в Вифании? Как больно... ведь это же одно из любимых мест Иисуса Христа.
Возможно, потому что мы, христиане, НЕДОСТАТОЧНО крепки в вере, по сравнению с ними, мусульманами?
Как же тяжело, когда отсутствует уважение к ценностям иной веры...
Спасибо вам за слова, что не надо бояться приезжать в Вифанию. Храни вас Господь!
Ирина 9 июля 2013, 15:39
Спасибо за статью.

Храни вас Господь на Святой Земле!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×