Кто сплавлялся по рекам на плотах, тот знает, как непросто бывает выбраться из улова, особенно при сильном течении. Улово – это место, где река расширяется и основной поток уходит на глубину, в то время как поверхностное течение движется по кругу. Чтобы выбраться из улова, нужно дождаться, когда плот достигнет нижнего края круговорота, и тогда сильно грести вниз по реке. Для этого необходимо всему экипажу работать очень слаженно. Кто-то из наиболее опытных сплавщиков (обыкновенно – рулевой) в этот короткий промежуток времени и пространства очень активно руководит экипажем («Левая греби – правая табань; левая табань – правая греби; навались!»). Если же случится, что приложенные усилия недостаточны или руководство неудачно, то плот сносит дальше по кругу, и всем можно расслабиться в ожидании, когда их плавательное средство вновь достигнет места возможного выхода из ситуации. Так длится до тех пор, пока усилия группы не увенчаются успехом и плот продолжит свое путешествие к намеченной цели.
Случай, описанный выше, хоть и неприятный, но не смертельный. Гораздо печальней, когда в некое подобие улова попадает целое общество. И есть опасения, что наш народ попал именно в такую циклическую ловушку, но не физическую, а идейную, мировоззренческую.
100-летие Ленинского комсомола – весьма спорный праздник – отмечали и в школах
Яркой иллюстрацией этого стало недавнее празднование 100-летней годовщины основания Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи. Коммунистическая партия у нас не запрещена, и ее адепты вольны праздновать свои юбилеи как им угодно, но в этом году их торжество вырвалось далеко за внутрипартийные рамки. Этот весьма спорный праздник отмечали на всех государственных уровнях – от общероссийского до муниципального. Властям на местах этого показалось мало, и во многих регионах указом сверху 100-летие Ленинского комсомола праздновали в школах. Дети ставили инсценировки, читали стихи, связанные с датой, распевали комсомольские и большевистские песни. Некоторые школы упростили свои задачи и просто послали небольшие группы школьников для участия в партийных мероприятиях, которые торжественно проходили в местных дворцах культуры.
Но самое удивительное даже не это. Самое удивительное, что это беззаконное, по сути, узкопартийное празднование в государственных учреждениях не встретило практически никакого сопротивления. Ни со стороны органов управления, которые являлись активными организаторами и участниками этих мероприятий; ни со стороны родителей, которые остались или в неведении, или вполне равнодушными к участию своих детей в комсомольском празднике; ни со стороны педагогов, привыкших к беспрекословному выполнению приказов начальства.
Но наиболее наглядно абсурдность ситуации высветилась в поведении православных педагогов. Приведем несколько примеров.
М. М. – преподаватель основ православной культуры. Она женщина верующая, активная, регулярно посещающая церковное богослужение и участвующая в таинствах Исповеди и Причастия, любительница паломнических поездок по православным монастырям, носительница неизгладимых впечатлений от посещения Святой Земли, руководительница детских исследовательских проектов по истории местных храмов и жизни российских новомучеников.
Песню о Ленине пели на фоне красиво оформленного стенда, рассказывающего о Царственных страстотерпцах
Но вот, как говорится, «партия сказала: надо! – комсомол ответил: есть!» Несколько слов «сверху», и цвет православной педагогики к комсомольскому празднику воодушевленно разучивает со своими учениками песню: «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди!» Парадокс ситуации усугубляется тем, что всё это происходит в классе, где наш педагог рассказывает детям о православной культуре, а на красиво оформленном стенде среди православной литературы красуются книги и альбомы, посвященные Царственным страстотерпцам и другим новомученикам и исповедникам Российским.
Получается, что один и тот же человек рассказывает школьникам о новомучениках и здесь же распевает с детишками песни людей, которые участвовали в гонениях на тех самых исповедников веры, о которых учащимся рассказывалось совсем недавно, в кощунствах, глумлениях над верой, святотатствах, издевательствах и убийствах.
Кстати говоря, в комсомольской песне, строки из которой процитированы выше, есть и такие слова: «С неба милостей не жди, жизнь для правды не щади». И налицо просто пугающее раздвоение личности: человек ходит в храм, молится о прощении грехов, исповедуется, причащается и при этом призывает детей не ждать милостей «с неба». Вряд ли эту фразу допустимо толковать в метеорологическом смысле.
Если кто-то надеется, что описанная ситуация единична, то мы вынуждены его разочаровать.
О. М. – школьный учитель музыки, около 20 лет преподает в воскресной школе. На вопрос: «А вы тоже готовитесь к юбилею комсомола?» – она отвечает: «Нет, я только разучиваю с ребятами песню “Уходили комсомольцы на гражданскую войну”».
А. С. долгое время работала методистом в РОНО. По большей части именно благодаря ее стараниям много лет около 80% школьников района изучали основы православной культуры. Но открыв номер районной газеты, освещающей празднование 100-летия ВЛКСМ, на центральном фото узнаём А. С. среди тех, кто награжден «за верность комсомольским традициям, уважение к славной истории Ленинского комсомола и искреннее отношение к комсомольскому братству».
Главный редактор упомянутой газеты тоже человек верующий. Он соблюдает посты, исповедуется, причащается, издает «Приходской листок», ставит поклонные кресты и т.д. и т.п. В газете целая страница регулярно отводится статьям православной тематики, в том числе кратким житиям новомучеников и исповедников российских. При этом несколько номеров газеты наполняются материалами, содержащими прославление комсомола и комсомольцев.
Отмеченное явление очень напоминает ситуацию, сложившуюся в Российском государстве в начале XX века, чему прекрасной иллюстрацией является случай, описанный в статье архимандрита, в будущем архиепископа и священномученика, Илариона (Троицкого) «Лев Толстой и Воскресение Христово»:
«В прошлом году перед Пасхой пришлось мне быть в одном посадском кустарном складе. Как и всегда перед Пасхой, склад был наполнен богатым выбором изящных резных и разрисованных пасхальных яиц. С удивлением и недоумением вижу целую массу яиц с портретами Льва Толстого. Обращаюсь к хозяину:
– Послушайте! Сознавали ли вы, что делали, приготовляя пасхальные яйца с изображением еретика и богоотступника?
– А что?
На одной стороне – «Христос воскресе!», а на другой – Лев Толстой, который эту истину отвергал
– Да как что? Ведь Толстой учил, что никакого воскресения Христова не было, что это всего лишь позднейшая выдумка. У вас на одной стороне яйца “X.В.” – “Христос воскресе!”, а на другой – Лев Толстой, который эту истину отвергал. С одной стороны яйца написано: “Христос воскресе!”, а с другой – “Христос не воскресал”. И это все на одном и том же пасхальном яйце!
Собеседник смутился и, как бы оправдываясь, сказал:
– Да ведь наше дело коммерческое. Требуют – мы и готовим.
– И много у вас таких яиц требуют?
– Очень много. И в Москву, и в Петербург. Несколько тысяч в этом году подобных яиц продали»[1].
Можно не сомневаться в том, что если кто-то попытается повторить и несколько расширить опыт вековой давности и к портрету Льва Толстого на пасхальных яйцах добавит изображения Ленина и Сталина, то коммерческий успех этому предприятию в нашей стране будет обеспечен. Но при этом не следует забывать, чем закончилось столетие назад раздвоение сознания русского народа.
Надеемся, что в свете сказанного предложенная выше параллель с уловом не выглядит искусственной, и каждый может попытаться самостоятельно разрешить для себя вопрос: в какой части идейно-исторического улова наш народ находится в настоящий момент?
Сложный случай. Успокоить может лишь понимание, что наша современная РФ остается правопреемницей нашего бывшего СССР. И публичное отречение от "темного прошлого" своего народа не является обязательным для благочестивого христианина.
А празднование ДР комсомола и т.п. - это, безусловно, плевок с нашей стороны на могилы умученных...
"Андрею Горбачеву. Нет, я не аскетичная, а просто, простите,уже не молодая, кое-что повидавшая женщина из семьи репрессированных".
Галина, простите если Вас обидел. Но Вы сама понимаете, что проблема есть. И комментарии к "Улову" - очередное тому свидетельство. С уважением...
И когда уже Андрей Юрьевич поймет, что "счастливой" была его юность. Без эпитета "комсомольская". Если именно "комсомольская" - пусть перечислит тогда свои собственные именно "комсомольские достижения". Не "песни пел", а что-то дельное, что он тут так долго отстаивает.
И если есть что перечислить - хотелось бы понять: всё это он не сделал бы без ВЛКСМ?..
Не дерзну гадать, каков дух Ваших помышлений при осуждении других христиан, бывших комсомольцами в годы своей счастливой юности. Но утверждение о том, что комсомол был "богоборческой организацией" при Брежневе, - лишь Ваш голословный домысел, не подтвержденный никакими реальными доказательствами, кроме личных "ощущений".
А убитые в Великую Отечественную умерли не за "коммунизм". В нашем роду есть паренек, убит в 1941. Он не за Сталина умер, он не "комсомолец". Он человек, сын, брат, друг.
Жутко видеть в комментариях тех, кто ненавидит жертв и оправдывает убийц. Преподобного Амфилохия Почаевского уже при Хрущеве в психушку закрывали. При нем же количество приходов сократилось вдвое. Свят. Лука в 1958 г. писал: "«… как трудно мне было плыть против бурного течения антирелигиозной пропаганды и сколько страданий причинила она мне и доныне причиняет»
Нет, я не аскетичная, а просто, простите,уже не молодая, кое-что повидавшая женщина из семьи репрессированных. И сидельны, и расстрельцы, и невозвращенцы - все это кровно знакомо, не из книжек. От детей в семье ничего не скрывали, ни от кого не отрекались - ни от белых, ни от красных. И галстук красный носила, и билет комсомольский был (с записями дата рождения ноябрь 1962, дата вступления в комсомол - октябрь 1962 - как вам? не родилась, а уже комсомолка) Из всех моих знакомых-ровесников был только один, который принципиально не вступил в комсомол, но он был...мусульманин и зовут его Заур Калсынов. Остальные, подчистую комсюки.
Так вот почему мы все оказались втянуты в бессмысленный спор. Разделились на два враждебных лагеря, спорим о том, чего никогда не видели. Начинаем собачиться. И всё потому, что для автора чужой праздник стал личной трагедией. Учителя заставили детей петь советские песни! Веская причина взбудоражить общественное мнение, обвинить ни за что всех бывших комсомольцев... Если бы меня в брежневские времена принуждали петь, то, что не нравится, нашел бы способ не участвовать. Без истерик и без серьезных последствий. Комсомольцы, получается, чувствовали себя свободнее нынешних... родителей
Рядом идет имя Царя Николая Второго, имеющего к созданию Мурманска прямое отношение. До конца ноября можно бы попытаться разъяснить людям, что Папанин - это не только полярник. Да и почитателей святого Царя можно бы подвигнуть к действию. Проголосовать ведь нетрудно. Голосовать можно лишь за одно имя и только в отношении одного аэропорта, независимо от места жительства.
Т.е. замученные большевиками русские люди, сколько бы их ни было, для вас чужие?
Петр, а как быть с русскими людьми, замученными противниками большевиков ? Не говоря о типах вроде Унгерн-Штернберга с его садистскими наклонностями, те же колчаковцы зверствовали и проводили массовые расстрелы мирных жителей по подозрению в сочувствии красным. Жертвы колчаковцев для Вас чужие ? Или может их, пардон, было недостаточно много ?
2. Комсомол действительно атеистическая организация. В уставе комсомола была ясно сказано, комсомолец должен быть атеистом, то есть отречься от Бога, а иначе никак.
3. Я состояла в комсомоле и вот мой опыт - с нами никто никакой работой не занимался, мы только платили членские взносы, выглядело это так- приезжала обычно женщина собирала деньги (членские взносы) и уезжала. Мы были в недоумении, что с нами делают, но возмущаться запрещалось. Всем рулила коммунистическая партия.
Слышал звон, да не знает, где он. Уместная пословица для развернувшейся дискуссии.
Уважаемый, фашистская идеология признана преступной международным судом. Наш отечественный ВЛКСМ, кстати, как и главенствовавшая над комсомольцами КПСС ни одной правомочной судебной инстанцией не обвинялась и не запрещалась. Более того, на XX съезде политбюро советских коммунистов раскаялось в своем репрессивном прошлом. Точка. Никакого греха в праздновании 100-летия комсомола нет. Грехом является лишь нарушение Божиих Заповедей. При чтении этой статьи вспоминается: "Не судите..." и "Не лжесвидетельствуй".
Ну вот на память: "Ленин и теперь живее всех живых"/ марксизм-коммунизм-ленинизм/ Про мумию, спрятанную в гранитной пирамиде наподобие фараоновских, эти пионерские значки с его же изображением ... что это, как не обожествление.
Катя, сейчас на каждом втором россиянине американский флажок где-нибудь пришпилен -- что это, как не обожествление ? А память Вас подводит, "марксизм-ленинизм" и "коммунизм" были отдельно.
А что касается "мумии", то в одном из лондонских колледжей в шкафу с 1830-х годов на всеобщем обозрении сидит мумия Джереми Бэнтама (Jeremy Bentham), у неё на голове даже установили вебкамеру. И называется это - его автоикона (auto-icon).
"Даже если в ВЛКСМ состояли какие-то убийцы, это не означает, что все...". Андрей Юрьевич, в фашистской Германии молодежь состояла в такой организации как гитлерьюгенд. И точно так же вовсе не сплошь все члены этой организации были злодеями и негодяями. Членом гитлерьюенда был такой замечательный писатель как Гюнтер Грасс, лауреат Нобелевской премии. Следует ли из этого, что сию организацию следует романтизировать и с умилением отмечать столетие её создания? Ведь для миллионов нынешних немецких старичков это так же было время молодости, когда и трава была зеленее и солнце ярче...
Вы сами показали своей талантливой статьей, что очень даже можно. Потому, что убивает не организация, а люди.
Даже если в ВЛКСМ состояли какие-то убийцы, это не означает, что все мы остальные - комсомольцы в прошлом - тоже такие. В уставе этой организации никогда не было призывов к насилию над христианами! Нет ни одного судебного решения, признающего ее преступной. Понимаю, что автор апеллирует к совести. Но ведь и совесть должна быть ясной, как разум. Если следовать Вашей логике, то после еврейских погромов кучкой мерзавцев в далеком прошлом нашу РПЦ называли бы антисемитской.
Ну вот на память: "Ленин и теперь живее всех живых"/ марксизм-коммунизм-ленинизм/ Про мумию, спрятанную в гранитной пирамиде наподобие фараоновских, эти пионерские значки с его же изображением то взрослым лысеватым, то детским блондином, профили и памятники, натыканные во всех подходящих местах? тоже стоит подумать, что это, как не обожествление. Позор для атеистов конечно.
Мы, христиане, должны быть не от мира сего ... под какими знаменами проходила эта романтика? Под знаменами идеологии безбожия. В основе коммунизма и как следствие комсомола был атеизм и вера в "бога" и кумира Ленина. Нам сотворили кумира, а мы его боготворили. Это ли не грех?
Наталия, христианину грех говорить неправду. В основе коммунизма не могла быть вера в "кумира" Ленина по определению -- коммунистическая идеология появилась ДО Ленина.
Никто в СССР не "боготворил" Ленина так, как теперь в России боготворят "общечеловеческие ценности
А как же "возлюби ближнего своего"? Идеологию невозможно любить или не любить, нельзя любить "вообще" какую-то группу людей. Любить можно только конкретного человека. И это не банальный пиар. Это, Заповедь.
А отдельно взятые комсомольцы, коммунисты вполне достойны христианской любви. Среди нынешних, оказывается, есть даже воцерковленные православные. Партийная идеология видимо, не предполагает обязательный атеизм. А их программа, на мой взгляд, гораздо человечней всех остальных, а, значит, более христианская. Они предлагают государству любить всех граждан персонально, а не избранные группы и привилегированные сословия.
Спаси, Господи, Наталью!
Похоже надо заканчивать этот разговор слепого с глухим, такие дискуссии с атеистами бесполезны. У них свой бог - Ленин.
Уважаемая Наталья, позволю Вам напомнить, что "мирское" для православных означает всё то, что находится за стенами монастыря. Зачем мечтать сделать всех монахами? Каждый православный выбирает свой путь - акривию или икономию. И что стОят цитаты из Евангелия, если в человеке осуждение заменяет любовь?
Разве это православие? Типичный комсомольский подход.
Анатолий, вы упираете на то, что иные комсомольцы имеют больше любви, чем православные. У вас статистика на руках, что ли? Или вам в жизни кто-то из комсомольцев чем-то помог? Это хорошо, но это только ваш личный опыт.
И не надо передергивать, что "так можно дойти до запрещения советских писателей и фильмов": в статье речь о праздновании годовщины Комсомола в школах. И о православных с "двоящимися мыслями".
Если же освежите в памяти "моральный кодекс строителей коммунизма" - и тут только неверующий человек увидит подобие "заповедей". Вы просто повторяете слова Зюганова. Кстати, этот кодекс принят был только в 1961 (!) году.
Все страдали!Все хлебнули! И стар и млад!И коммунист и безпартийный!Так что не надо тут из комсомольцев святых делать!
Когда ты смотришь на своих православных братьев, а они все грешны (в царебожии, социализме, модернизме, обрядоверии), не то что ты, то ты - в прелести.
И агитация в коменнтариях против (нужное выбрать) тут никак не поможет. Только покаяние поможет.
Спаси нас Господи!
Что же касается пионеров и комсомольцев поздне-советского периода, то они разные. Есть такие, которые, узнав Православие, отвергли марксистско-ленинскую ересь. А есть и такие, для которых Православие -- это "культурная традиция", политический проект, но не полнота Истины.
"Многие люди говорят, что нужно в Советском периоде искать что-то хорошее. Но мы не будем его искать, а скажем так: «Слава Богу Всемогущему, который правит миром, который навел на нас огонь гнева Своего, но который через это прославил наших новомучеников». И когда нам будут говорить, что можно оправдать советский террор тем, что была выиграна война или построены многие заводы, то нужно ответить так: «Это скажите новомученикам, которые погибли от террора!» Здесь нет никакого оправдания, кровь не смывается заводами и ядерными бомбами. И убийство, и злодейство и есть убийство и злодейство, и те, кто совершал его, так и будут убийцами и злодеями."
На Украине, возможно, отрабатывается сценарий замены православия на анти...Господи, Ты все можешь, даруй победу сейчас православным!
Вспомните это учение Господа Иисуса Христа: "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою."
Осудить легко.
Очевидно, что бозбожное государство развалилось спустя 70 лет.
Сложнее найти ответ на вопрос почему 300 летнее православное государство прекратило свое существование...
Вы думаете что это коммунистическая идеология сделала героев героями?
Душа разрывается от того, как ведут себя люди, что говорят.
Как были комунистами, так ими и остались.
Националисты, кстати тоже, такие же комунисты, только перекрасились.
Одесса.
P.S. "Юные безбожники" - удачная иллюстрация к статье.
У людей, особенно проживших большую часть жизни в СССР, в голове комсомольско- советская ложь неистребима ничем!
Почему продержался СССР 70 лет- одно поколение? Потому что вначале строили союз люди, воспитанные в царской России, о которой сейчас большинство забыло, будто в нашей стране был ильеог период советской истории и нынешней. Так вот, СССР держался на людях, воспитанных на ценностях царской России, они ещё смогли как то воспитать своих детей в христианских традициях, а вот те, которые были рождены в СССР, воспитанные советской идеологией- те воспитали современных людей.
И разложение Советского Союза стало закономерным.
Мне кажется -- это сбывается слово Христа, о том как в последние времена люди перестанут отличать добро от зла.
Время такое было. Было и прошло. Поэтому не следовало бы сейчас с комсомольским задором выявлять тех, кто помнит комсомол с его хорошей стороны. Это не добавляет любви в обществе, а Бог есть любовь.