Если бы отцы всегда передавали свои таланты и умения детям, быть бы мне музыкантом или что-то около этого. Батька мой исправно в юности «пилил» скрипку, читал ноты с листа и вообще обещал реализоваться в области гармоничных звуков. Но не сложилось. И у него, и у меня. Как в «Рублеве» у Тарковского, «рецепт колокольной меди» батька забрал с собой. А я остался не то чтобы с медведем, наступившим на ухо, но с рядовой неграмотностью в музыкальном вопросе. Таким, в основном, и остаюсь. К сожалению. Хотя…
Было время: вел я авторскую передачу на радио. Можно было звать в студию интересных собеседников, что я и делал. Были со мной у микрофона переводчики, кинокритики, рок-музыканты, педагоги. И однажды был он. Назовем его Гена. Скрипач. С тех пор мы подружились.
Гена производил впечатление человека, находящегося под высоким напряжением. Ну, если бы мы все были куклами и питались от обычной батарейки, то Гена на общем фоне был бы похож на существо, запитанное от высоковольтного кабеля. Он все время то ли что-то слушал у себя в голове, то ли тяжко думал, то ли ворочал внутри души какие-то большие глыбы. Было очень интересно.
Первое, чем он меня поразил, было скептическое отношение к музыке как к средству улучшения внутреннего мира. Ну, знаете, как каждый кулик хвалит свое болото? Артисты и режиссеры, те изображают из себя таинственных служителей в храме искусства. Так и говорят: театр – храм искусства. А ученые свои институты называют «храм науки». Они, мол, жрецы в этом храме. Художники же и поэты силятся предстать в образе медиумов. И все они якобы допущены до высших сфер. И без всех них природа-мать наутро бы непременно засохла. И как вообще, – думается, слушая их, – можно жить, не разбираясь в тонкостях того или иного искусства? Так вот всего этого снобизма, пожаренного на масле самолюбования, в Гене совершенно не было.
– Музыка лучше человека не делает, – заявил он мне, не меняясь в лице и слушая что-то в своей голове или переворачивая очередную глыбу.
– Вот те на! – говорю. – А зачем тогда все? Разве не для внутреннего роста?
– Не знаю, – отвечает. – Может, и для роста. Только музыка человека лучше не делает.
И мы вспомнили Яновский концлагерь во Львове, где комендант был тонким эстетом. Из четырех евреев, игравших до войны то ли в опере, то ли в филармонии, этот эсэсовец сколотил квартет, и бедные узники играли регулярно некое «танго смерти», когда людей вели на уничтожение. Вспомнили фильм, где офицер играет за роялем Бетховена, пока запоротый шомполами солдат Митька помирает и «ухи просит». И еще много чего вспомнили.
– Так зачем она, музыка? – спрашиваю.
– Да низачем, – говорит. – Она – антропологическое свойство, как прямохождение и обладание словом. Без нее нельзя. Людей без нее нет. И она, конечно, от Бога. От кого же еще?! Как и способность человека к науке от Бога. Но и наука может быть сомнительной и людоедской, и музыка тоже. И вообще все, что есть в человеке, из-за греха стало двусмысленным.
Людей без музыки нет. И она, конечно, от Бога. Но… музыка лучше человека не делает
Еще он говорил, что музыка не развивалась от простого к сложному. Мол, сначала «Чижик-Пыжик», потом «Во саду ли, в огороде», а потом Моцарт. Нет. Музыка, говорит, изначально была сложная. Потому опять-таки, что она от Бога. И говорили еще о том, что в древнем Китае были чиновники, которые, разъезжая по провинциям, прислушивались к песням, которые поет народ. На основании этих песен делали умозаключения о настроениях в народе, о состоянии, так сказать, народного духа. И что за изменения устоявшегося музыкального лада в том же Китае казнили смертью. Потому что изменяющий привычные и древние мелодии колеблет мироздание. Не больше и не меньше: расшатывает вселенную.
Еще говорили, что словесная цензура всегда возможна, поскольку контролирует информацию, закодированную понятными словами, а музыкальной цензуры нет. Потому что музыку понимать и разумно считывать почти никто не умеет. Отсюда в нас бесконтрольно и ежедневно залетают самые злодейские, самые преступные звуки и созвучия, разрушающие внутренний мир, а мы и в ус не дуем, потому что не осознаём важности вопроса. Говорили еще, что «чайнику», стремящемуся к самообразованию, надо начинать с европейской музыки XVIII века. Именно XVIII-го. Потому что связи с христианской духовностью, с Духом Святым еще порваны не были, а техническое мастерство было на очень высоком уровне. Так среди не всуе помянутых Генделя и Мусоргского эфир и прошел.
Но скажите мне, мог ли я еще не встретиться с таким собеседником? Конечно, не мог. Тут годами можно жить, как рыба, ни с кем толком не разговаривая, – и вдруг такой собеседник.
Мы подружились. Я был у Гены дома. И не раз. Конечно, говорили о доремифасоли, чудесным образом связанной с Живущим на небесах. Я не все помню. Просто базовых знаний нет, и информации внутри тебя не за что зацепиться. Но кое-что все-таки помню.
***
– Вот смотри. (Он взял в руки скрипку.) Это мелодия Гайдна. Она начинается с ноты «си».
Он провел смычком по струнам и извлек звук. Потом сделал еще несколько движений и сыграл небольшую музыкальную фразу.
– Слышишь?
– Ну да.
– А вот мелодия Бетховена. Она тоже начинается с ноты «си». Но это почему-то другая нота.
Он извлек из скрипки начальное «си», потом еще несколько звуков, образующих мелодичное начало. И, действительно, это была какая-то другая нота. Ну, как тот же человек, только лет на десять постаревший. Видишь, что это он, только волосы седые и в глазах грусть. Как-то так.
– Почему так, я не знаю. И таких фокусов в музыке на каждом шагу – тысячи. А вообще музыка, звук имеют исповедальный характер.
– ???
– Через звук мир и человек исповедуются, открывают свою внутреннюю тайну.
Через звук мир и человек исповедуются, открывают свою внутреннюю тайну
Ты постучал по дереву и слышишь определенный звук. Это дерево говорит: я дерево. Постучишь по стеклу, и стекло скажет звуком: я стекло. Так же и с камнем, и с кирпичом, и с человеком. Музыкант пишет музыку и сам до конца не понимает, что он этой музыкой сказал. Тонкий и умный критик всегда лучше автора знает, что именно через эту музыку сказано.
И он рассказал мне о том, как играл однажды сонату одного современного композитора. Несколько месяцев репетировал. В каждый аккорд вслушивался с мыслью: что автор здесь говорит, на что намекает? Потом был премьерный концерт, овации зала и благодарность автора. И вот после концерта, уже за бокалом шампанского Гена спрашивает автора музыки: «Зачем ты первую семью оставил?» Тот выпучивает молча глаза, а Генка еще раз спрашивает: «Почему ты ушел от первой жены и оставил ее с ребенком?» «А ты откуда знаешь?» – с обидой и гневом спрашивает композитор. «Так у тебя, – говорит Гена, – в музыке всё написано. Всё звучит очень ярко. Семейная драма, муки совести, самооправдание и всё такое». Они тогда поссорились. Крепко и, возможно, навсегда. Но вот такая она, музыка.
***
О чем мы еще говорили тогда и в следующие встречи? Не помню. Говорю же, базы у меня нет. Информация залетает в душу и, как голубь Ноя, которому некуда ноги поставить, улетает прочь. Воды Потопа еще не сошли. Обидно. Но музыку я стал с тех пор слушать. И стало меня временами «накрывать». Однажды порвал мне душу Бетховен. Точнее – некая часть из Седьмой симфонии, аллегретто, кажется. Я в машине слушал. И такое на меня нашло, что нужно было с трассы съехать, заглушить мотор и выплакаться. Иначе разбиться можно было. Если бы любой гаишник увидал меня тогда на обочине с мокрым лицом и откинутой на спинку кресла головой, подумал бы, что меня надо прав лишить или «Скорую» вызвать. Звоню Генке, взахлеб говорю ему о Бетховене, о Седьмой симфонии. А он спокойно и медленно (видимо, постоянно в голове глыбы переворачивает) говорит: «Это оно и есть. Это музыка, которая от Бога».
После меня еще подобным образом Рахманинов «накрывал», Второй концерт для фортепиано с оркестром. Даже Рахманинов больше Бетховена подействовал. Короче, внес Генка в мою жизнь нечаянные коррективы.
Да, вспомнил. Он еще говорил, что музыка никоим образом не существует для заполнения бытовой пустоты, для «красивости», для всяких невинных тра-ля-ля. Она также не существует для того, чтобы сделать жизнь человека эстетичнее и приятнее. Это, говорил он, просто ересь.
Хотите знать, для чего существует великая музыка и вообще великое искусство? Напрягитесь. Высокое искусство, согласно Генке, существует, чтобы страдать! СТРАДАТЬ! Подлинным, высоким и оправданным страданием.
Для чего существует великое искусство? Чтобы страдать!
Человек потерял Рай. Человек так или иначе страдает. Но если он по образу жизни – вьючное животное и не более, то страдать он будет только от крепкой палки в руке погонщика. Великое же искусство напоминает о Великой утрате и заставляет искать потерянное. Само по себе искусство потерянный Рай не возвращает, и поэтому деятелям искусства надувать щеки не надо. Они лишь будят спящую душу и заставляют «возвести очи в горы, откуда приидет помощь моя». «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 120: 1–2). Потому подлинному творцу так тяжко на земле. Потому его никто понять не может. Все у него с душой, как у Лермонтова:
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные звуки земли.
***
Да, еще он говорил, что минорное и мажорное трезвучие – это как Троица в музыке. В мажорном трезвучии средняя нота возвышена. Это радость. Это Христос во славе. А в минорном средняя нота унижена. Это Сын Божий страдает: воплощается, смиряется, молится о Чаше, терпит Распятие.
Но я уже говорил, что многое понять до конца, а многое просто запомнить я не могу. Базы у меня нет. Секрет «колокольной меди» батька с собой унес, и я, как и многие, музыкой долго называл то, что ею не является.
Пока в моей жизни не появился Гена.
станет возносить до небес музыку земную, она ему станет уже неинтересна. Да, Бог дает таланты, и не иной кто. Но Он же Самый предоставил человеку использовать их так, как тот хочет. Иначе как Он будет судить людей? Разве не то Он будет судить, как они данные от Него таланты употребили? На доброе ли дело, на злое или даже не на то и не на другое, а на пустое? Об этом есть в Евангелии. А человекобожие бывает не только грубое и всем ясное, но и скрытое, когда дело человеческое представляют делом Божиим, Его энергией и начинают ему воздавать неподобающие (нелепые по-церковносл.) почести.
Гена = Михаил Казиник.
Низкий поклон до самой земли отцу Андрею и Михаилу Семеновичу от нашей семьи, Слава милостивому Господу, что даровал нам их. Отец Андрей это духовный иммунитет, Михаил Семенович - душевный ( музыкальная прививка), еще бы добавила Александра Николаевича Ужанкова ( литературная прививка). Помогай им Господи!
Желаю всем нам поработать Господу Великим Постом.
Но прошу Вас, не давайте волю эмоциям в эфире, о Андрей. Иначе недруги обязательно этим будут пользоваться, чтобы свести на нет всё то разумное, доброе, вечное, что Вы даете нам, православным... Простите за мои суждения о. Андрей, помогай Вам Господь!
Простите меня, читатели и комментаторы этого сайта, если кого-то обижала своими высказываниями...
Вот ещё мне вспомнилось песнопение на крестном ходе во время Пасхи:
«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити»
Ангелы поют на небеси и не могут не петь. Как лучи из солнца, как благоухание из крина (лилии), так песнь из уст Ангелов. Силы их существа находятся в совершенном согласии, подобно струнам благоустроенной Псалтири. Живя, они приводят их в движение и, живя, поют.
святитель Феофан Затворник
Ангелы поют – сказано недвусмысленно. Наверное от такой музыки не отвернулся бы ни один, самый великий святой!
Это смотря о каких святых идёт речь. Для начала давайте вспомним Псалтирь. Прочтите ещё раз 150 псалом: "3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. 4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. 5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных." Это слова святого и пророка Царя Давида.
Если взять более близких к нам русских святых, то хочется вспомнить св. Лаврентия Черниговского. В своей мирской жизни он был скрипачом, а уже в сане долго был регентом. В его доме-музее в Чернигове до сих пор стоит фисгармония, которой он пользовался.
Умные люди, наверное, смогли бы проанализировать. У меня только идея. Как очень много говорит о человеке выбор - Толстой или Достоевский, Гребенщиков или Макаревич, так наверняка схожи люди, которые любят определенного композитора, вплоть до произведения.
Спаси Господи, отец Андрей! Сил Вам, мудрости, терпения, через Вас идёт свет и сила,
P.S. 2 концерт Рахманинова the best. Для меня нет ничего лучше, Накрывает и уносит. Как говорят «Бог действует со властию» и тут со властью - забирает из этого измерения и уносит.
Начало «моё», прошу прощения за личный пример, мои родители музыканты с дипломами консерватории, и десятилетия вопросов к себе до боли. Что это было рядом?
Мой ответ пришёл с окончанием дочкой музыкальной школы.
Остаётся абсолютный музыкальный слух и даже передаётся дальше и не «забирается рецепт с собой». Без музыкальной азбуки и знания языка не можешь «перевести» для близких, что ты слышишь. Но сам слышишь и понимаешь больше, сам достаёшь с более высокой полки.
Спасибо, о.Андрей. Да,не все композиторы пишут Музыку. Великих "поцеловал Бог". Ну кто лучше Г.Свиридова рассказал о России и русских? Его"Вальс" и "Романс" из "Метели"- сама Россия и душа русского народа.
"Я русский человек! И дело с концом. Что еще можно сказать? Я не россиянин.Потому что россиянином может быть и папуас. И прекрасно он может жить в России. Hа здоровье,пусть живет. Hо русский человек—это русский человек.Во мне течет русская кровь.Я не считаю,что я лучше других,более замечательный.Hо вот я такой,как есть—русский человек. И этим горжусь. Я призываю вас с высоты своего возраста(и не сердитесь на меня,что я так говорю):надо гордиться,что мы—русские люди!"
Георгий Свиридов
Что же тогда в музыке отказ от традиционного мажора и минора? От тональности? Отказ от Троицы. Атеизм, ну или какая-нибудь ересь.
Спаси Господи, отец Андрей!
Но вот слушаю Свиридова, понимаю, что это гений, который открыл душу народа. Впрочем, это относится ко многим русским композиторам. Правда, большинство из великих композиторов мира открывают свою душу. Это мельче, но слушая её страдаешь больше. Как о себе плачешь. А в нашей музыке есть великая высота, и страдание здесь очищающее. Жаль только, что Свиридова, например, почти не исполняют.
Спаси Господь отца Андрея!
Может у Гены есть статьи в интернете, или не в интернете? Очень бы хотелось почитать.
мироздания, мысли о котором и в голову никогда не приходили.
Ваши статьи - это не только ликбез, но и просто радость какая-то, связанная
с открытием нового мира.
Дай Бог Вам здоровья и многия лета!
Послушайте вторую часть вот этого произведения, если Вас это задело, значит в Вашей жизни не все потеряно-душа есть.
Но вот вдруг всё осветилось очень ярким светом и зазвучала удивительная музыка Небес. Неописуемое множество высоких благозвучным прекрасных голосов запели в едином хоре хвалу Господу. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе за всё.
Спаси Бог, отец Андрей!