Музыка

Если бы отцы всегда передавали свои таланты и умения детям, быть бы мне музыкантом или что-то около этого. Батька мой исправно в юности «пилил» скрипку, читал ноты с листа и вообще обещал реализоваться в области гармоничных звуков. Но не сложилось. И у него, и у меня. Как в «Рублеве» у Тарковского, «рецепт колокольной меди» батька забрал с собой. А я остался не то чтобы с медведем, наступившим на ухо, но с рядовой неграмотностью в музыкальном вопросе. Таким, в основном, и остаюсь. К сожалению. Хотя…

Было время: вел я авторскую передачу на радио. Можно было звать в студию интересных собеседников, что я и делал. Были со мной у микрофона переводчики, кинокритики, рок-музыканты, педагоги. И однажды был он. Назовем его Гена. Скрипач. С тех пор мы подружились.

Гена производил впечатление человека, находящегося под высоким напряжением. Ну, если бы мы все были куклами и питались от обычной батарейки, то Гена на общем фоне был бы похож на существо, запитанное от высоковольтного кабеля. Он все время то ли что-то слушал у себя в голове, то ли тяжко думал, то ли ворочал внутри души какие-то большие глыбы. Было очень интересно.

Первое, чем он меня поразил, было скептическое отношение к музыке как к средству улучшения внутреннего мира. Ну, знаете, как каждый кулик хвалит свое болото? Артисты и режиссеры, те изображают из себя таинственных служителей в храме искусства. Так и говорят: театр – храм искусства. А ученые свои институты называют «храм науки». Они, мол, жрецы в этом храме. Художники же и поэты силятся предстать в образе медиумов. И все они якобы допущены до высших сфер. И без всех них природа-мать наутро бы непременно засохла. И как вообще, – думается, слушая их, – можно жить, не разбираясь в тонкостях того или иного искусства? Так вот всего этого снобизма, пожаренного на масле самолюбования, в Гене совершенно не было.

– Музыка лучше человека не делает, – заявил он мне, не меняясь в лице и слушая что-то в своей голове или переворачивая очередную глыбу.

– Вот те на! – говорю. – А зачем тогда все? Разве не для внутреннего роста?

– Не знаю, – отвечает. – Может, и для роста. Только музыка человека лучше не делает.

И мы вспомнили Яновский концлагерь во Львове, где комендант был тонким эстетом. Из четырех евреев, игравших до войны то ли в опере, то ли в филармонии, этот эсэсовец сколотил квартет, и бедные узники играли регулярно некое «танго смерти», когда людей вели на уничтожение. Вспомнили фильм, где офицер играет за роялем Бетховена, пока запоротый шомполами солдат Митька помирает и «ухи просит». И еще много чего вспомнили.

– Так зачем она, музыка? – спрашиваю.

– Да низачем, – говорит. – Она – антропологическое свойство, как прямохождение и обладание словом. Без нее нельзя. Людей без нее нет. И она, конечно, от Бога. От кого же еще?! Как и способность человека к науке от Бога. Но и наука может быть сомнительной и людоедской, и музыка тоже. И вообще все, что есть в человеке, из-за греха стало двусмысленным.

Людей без музыки нет. И она, конечно, от Бога. Но… музыка лучше человека не делает

Еще он говорил, что музыка не развивалась от простого к сложному. Мол, сначала «Чижик-Пыжик», потом «Во саду ли, в огороде», а потом Моцарт. Нет. Музыка, говорит, изначально была сложная. Потому опять-таки, что она от Бога. И говорили еще о том, что в древнем Китае были чиновники, которые, разъезжая по провинциям, прислушивались к песням, которые поет народ. На основании этих песен делали умозаключения о настроениях в народе, о состоянии, так сказать, народного духа. И что за изменения устоявшегося музыкального лада в том же Китае казнили смертью. Потому что изменяющий привычные и древние мелодии колеблет мироздание. Не больше и не меньше: расшатывает вселенную.

Еще говорили, что словесная цензура всегда возможна, поскольку контролирует информацию, закодированную понятными словами, а музыкальной цензуры нет. Потому что музыку понимать и разумно считывать почти никто не умеет. Отсюда в нас бесконтрольно и ежедневно залетают самые злодейские, самые преступные звуки и созвучия, разрушающие внутренний мир, а мы и в ус не дуем, потому что не осознаём важности вопроса. Говорили еще, что «чайнику», стремящемуся к самообразованию, надо начинать с европейской музыки XVIII века. Именно XVIII-го. Потому что связи с христианской духовностью, с Духом Святым еще порваны не были, а техническое мастерство было на очень высоком уровне. Так среди не всуе помянутых Генделя и Мусоргского эфир и прошел.

Но скажите мне, мог ли я еще не встретиться с таким собеседником? Конечно, не мог. Тут годами можно жить, как рыба, ни с кем толком не разговаривая, – и вдруг такой собеседник.

Мы подружились. Я был у Гены дома. И не раз. Конечно, говорили о доремифасоли, чудесным образом связанной с Живущим на небесах. Я не все помню. Просто базовых знаний нет, и информации внутри тебя не за что зацепиться. Но кое-что все-таки помню.

***

– Вот смотри. (Он взял в руки скрипку.) Это мелодия Гайдна. Она начинается с ноты «си».

Он провел смычком по струнам и извлек звук. Потом сделал еще несколько движений и сыграл небольшую музыкальную фразу.

– Слышишь?

– Ну да.

– А вот мелодия Бетховена. Она тоже начинается с ноты «си». Но это почему-то другая нота.

Он извлек из скрипки начальное «си», потом еще несколько звуков, образующих мелодичное начало. И, действительно, это была какая-то другая нота. Ну, как тот же человек, только лет на десять постаревший. Видишь, что это он, только волосы седые и в глазах грусть. Как-то так.

– Почему так, я не знаю. И таких фокусов в музыке на каждом шагу – тысячи. А вообще музыка, звук имеют исповедальный характер.

– ???

– Через звук мир и человек исповедуются, открывают свою внутреннюю тайну.

Через звук мир и человек исповедуются, открывают свою внутреннюю тайну

Ты постучал по дереву и слышишь определенный звук. Это дерево говорит: я дерево. Постучишь по стеклу, и стекло скажет звуком: я стекло. Так же и с камнем, и с кирпичом, и с человеком. Музыкант пишет музыку и сам до конца не понимает, что он этой музыкой сказал. Тонкий и умный критик всегда лучше автора знает, что именно через эту музыку сказано.

И он рассказал мне о том, как играл однажды сонату одного современного композитора. Несколько месяцев репетировал. В каждый аккорд вслушивался с мыслью: что автор здесь говорит, на что намекает? Потом был премьерный концерт, овации зала и благодарность автора. И вот после концерта, уже за бокалом шампанского Гена спрашивает автора музыки: «Зачем ты первую семью оставил?» Тот выпучивает молча глаза, а Генка еще раз спрашивает: «Почему ты ушел от первой жены и оставил ее с ребенком?» «А ты откуда знаешь?» – с обидой и гневом спрашивает композитор. «Так у тебя, – говорит Гена, – в музыке всё написано. Всё звучит очень ярко. Семейная драма, муки совести, самооправдание и всё такое». Они тогда поссорились. Крепко и, возможно, навсегда. Но вот такая она, музыка.

***

О чем мы еще говорили тогда и в следующие встречи? Не помню. Говорю же, базы у меня нет. Информация залетает в душу и, как голубь Ноя, которому некуда ноги поставить, улетает прочь. Воды Потопа еще не сошли. Обидно. Но музыку я стал с тех пор слушать. И стало меня временами «накрывать». Однажды порвал мне душу Бетховен. Точнее – некая часть из Седьмой симфонии, аллегретто, кажется. Я в машине слушал. И такое на меня нашло, что нужно было с трассы съехать, заглушить мотор и выплакаться. Иначе разбиться можно было. Если бы любой гаишник увидал меня тогда на обочине с мокрым лицом и откинутой на спинку кресла головой, подумал бы, что меня надо прав лишить или «Скорую» вызвать. Звоню Генке, взахлеб говорю ему о Бетховене, о Седьмой симфонии. А он спокойно и медленно (видимо, постоянно в голове глыбы переворачивает) говорит: «Это оно и есть. Это музыка, которая от Бога».

После меня еще подобным образом Рахманинов «накрывал», Второй концерт для фортепиано с оркестром. Даже Рахманинов больше Бетховена подействовал. Короче, внес Генка в мою жизнь нечаянные коррективы.

Да, вспомнил. Он еще говорил, что музыка никоим образом не существует для заполнения бытовой пустоты, для «красивости», для всяких невинных тра-ля-ля. Она также не существует для того, чтобы сделать жизнь человека эстетичнее и приятнее. Это, говорил он, просто ересь.

Хотите знать, для чего существует великая музыка и вообще великое искусство? Напрягитесь. Высокое искусство, согласно Генке, существует, чтобы страдать! СТРАДАТЬ! Подлинным, высоким и оправданным страданием.

Для чего существует великое искусство? Чтобы страдать!

Человек потерял Рай. Человек так или иначе страдает. Но если он по образу жизни – вьючное животное и не более, то страдать он будет только от крепкой палки в руке погонщика. Великое же искусство напоминает о Великой утрате и заставляет искать потерянное. Само по себе искусство потерянный Рай не возвращает, и поэтому деятелям искусства надувать щеки не надо. Они лишь будят спящую душу и заставляют «возвести очи в горы, откуда приидет помощь моя». «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 120: 1–2). Потому подлинному творцу так тяжко на земле. Потому его никто понять не может. Все у него с душой, как у Лермонтова:

И звуков небес заменить не могли
Ей скучные звуки земли.

***

Да, еще он говорил, что минорное и мажорное трезвучие – это как Троица в музыке. В мажорном трезвучии средняя нота возвышена. Это радость. Это Христос во славе. А в минорном средняя нота унижена. Это Сын Божий страдает: воплощается, смиряется, молится о Чаше, терпит Распятие.

Но я уже говорил, что многое понять до конца, а многое просто запомнить я не могу. Базы у меня нет. Секрет «колокольной меди» батька с собой унес, и я, как и многие, музыкой долго называл то, что ею не является.

Пока в моей жизни не появился Гена.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Для христиан любое время должно восприниматься как последнее» «Для христиан любое время должно восприниматься как последнее»
Владимир Мартынов
«Для христиан любое время должно восприниматься как последнее» Композитор Владимир Мартынов: «Для христиан любое время должно восприниматься как последнее»
«Мы как никогда близко подошли к определенной черте, которая отделяет нас от кончины мира».
Он был человеком, который стремился говорить правду Он был человеком, который стремился говорить правду
Памяти композитора Георгия Свиридова
Он был человеком, который стремился говорить правду Он был человеком, который стремился говорить правду
Памяти композитора Георгия Свиридова
«Он пытался найти смысл во всех тех муках и страданиях, которые перенес русский народ в XX веке»
Оптинские старцы о музыке, живописи, театре Оптинские старцы о музыке, живописи, театре Оптинские старцы о музыке, живописи, театре О музыке, живописи, театре
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Старец Варсонофий напоминал: душа наша ищет в произведениях искусства «выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух».
Комментарии
Георгий16 июня 2021, 13:16
для Маргариты Большаковой. Михаил Казинник здесь ни при чем, о. Андрей говорил о Германе Сафронове. В интернете можно найти очень интересные беседы о. Андрея с Германом Сафроновым.
Екатерина 26 апреля 2020, 00:58
Текст просто гениальный! Так легко и конкретно написано о сложных и спорных вещах, попадание в точку ... Человек, сам того не понимая, через искусство, музыку ищет потерянный рай ... У о. Андрея бесспорный талант, лёгким движением пера поднимает из глубины души чувства и эмоции, о которых мы можем даже не догадываться, и так же легко ставит на место тех, кто немного (или полностью?) затерялся в своём самоутверждении и себялюбии. Все гениальное - просто, уметь так писать - это истинный талант!
Алла10 апреля 2019, 17:28
Вадим К., ну а зачем же тогда Бог дал человеку талант к музыке, если музыка христианину не нужна? Если Бог дает такой талант, значит Он хочет, чтобы человек украшал жизнь своим творчеством.
Вадим К. Антону16 марта 2019, 19:33
Я думаю, что у кого Бог действительно и полно встал на первое место в его внутреннем человеке, тот не
станет возносить до небес музыку земную, она ему станет уже неинтересна. Да, Бог дает таланты, и не иной кто. Но Он же Самый предоставил человеку использовать их так, как тот хочет. Иначе как Он будет судить людей? Разве не то Он будет судить, как они данные от Него таланты употребили? На доброе ли дело, на злое или даже не на то и не на другое, а на пустое? Об этом есть в Евангелии. А человекобожие бывает не только грубое и всем ясное, но и скрытое, когда дело человеческое представляют делом Божиим, Его энергией и начинают ему воздавать неподобающие (нелепые по-церковносл.) почести.
Марија14 марта 2019, 20:49
Потрясающий текст! Особенно конец!С детства воодушевлялась класической музыкой, играла ее и чувствовала что музыка непостижимая красота и тайна. И вот сейчась, прочитав размышления о. Андрея, блестящий свет воссиял в мое сердце, и эта тайна стала раскрыватся для меня! Да, изза всего красивого и непонятного, стоит Он, Создатель. Красота каждого цветка, каждого звука, каждой краски, это Он. "Господь воцарися, в лепоту облечеся.!" Слава Тебе Боже за все, и за такого труждающегося священика! Храни Господи отца Андрея!
Антон13 марта 2019, 23:59
Уважаемый Вадим К. Дело вовсе не в том, чтобы ставить музыку на какое-то место. У кого Бог на первом месте, у того всё остальное стоит на своих местах. Но давайте представим себе, что все люди, которые занимались когда-либо искусством (музыкой, живописью, литературой, и.т.д.) вдруг сказали, что их творения – это дело их рук и души. «Всю эту красоту, всю эту любовь – Я сотворил!» Нет там никакой искры Божьей, нет там ничего от Бога – там всё от меня!!! Во-первых, все искусства станут невозможными из-за бесконечного повторения, ведь без Творца невозможно сотворить ничего нового. А во-вторых, это и будет претензия на человекобожие.
Алла13 марта 2019, 13:01
Вадим К., ну, к счастью, не только католики достигли высот в музыкальном искусстве, нам тоже есть, чем гордиться. А если для вас признаком духовности является примитивизм в музыке, то наверное папуасы, не поднявшиеся выше барабанов, самые духовные. Вообще же попытки смотреть на искусство свысока просто смешны, если не сказать больше. Шедевры искусства всегда будут выше обыденности, и всегда будут занимать особое место в сердцах людей. Как и их творцы.
Маргарита Большакова12 марта 2019, 11:21
Мир всем, люди добрые!
Гена = Михаил Казиник.
Низкий поклон до самой земли отцу Андрею и Михаилу Семеновичу от нашей семьи, Слава милостивому Господу, что даровал нам их. Отец Андрей это духовный иммунитет, Михаил Семенович - душевный ( музыкальная прививка), еще бы добавила Александра Николаевича Ужанкова ( литературная прививка). Помогай им Господи!
Желаю всем нам поработать Господу Великим Постом.



Дмитрий11 марта 2019, 21:22
Наверное, музыка музыке рознь. Ведь и молитва- это небесная музыка. И законы гармонии так же существуют, как и физические законы. Просто надо стремиться к высшей музыке. А по поводу молчания, как написал авва Дорофей- "Один молчит, потому что знает время, а другой- потому что нечего сказать".
Вадим К.11 марта 2019, 16:46
Дорогой Антоний! А я и выступал не против музыки как таковой, но против того, чтобы ее ставили на слишком для нее почетное место и человеческое произведение, дело пусть не рук, но его души объявляли делом прямо-таки божественным. Допускать такое - очень опасная ошибка и коварное заблуждение, в которое сперва впали язычники, в христианскую же эпоху католики. Неслучайно, что музыкальное искусство именно у них достигло весьма большого совершенства. Да, мы еще плотские и душевные люди и не знаем по-настоящему, что такое духовное. Так будем пока питаться своей пищей и не позволим себе обманываться в ее совершенстве. Не фуги Баха ведь будут звучать в Царствии Божием.
Александр11 марта 2019, 01:26
Пишите, о.Андрей, пишите! У Вас такие глубокие и проникновенные рассуждения о простом и в то же время о вечном. Сколько таких прекрасных, заставляющих задуматься и задевающих струнки души текстов, Вы уже написали...
Но прошу Вас, не давайте волю эмоциям в эфире, о Андрей. Иначе недруги обязательно этим будут пользоваться, чтобы свести на нет всё то разумное, доброе, вечное, что Вы даете нам, православным... Простите за мои суждения о. Андрей, помогай Вам Господь!
Катерина 11 марта 2019, 00:00
Духовная музыка возносит к Богу, а мирская, пусть даже это и чудный Моцарт, обслуживает падшую часть и хочешь не хочешь, а страстнАя она, эта музыка. Будит не всегда то, что надо.
Катерина 10 марта 2019, 23:57
Екатерина Бастеева 9 марта 2019, 22:04 -- да блатной шансон народ поет. Уже показатель душевного состояния.
Антон10 марта 2019, 23:22
Ну что вы, Вадим! Я не только против Баха в нашей церкви, но мне даже не нравится партесное пение, которое используется в наших службах. Мне больше нравится древний знаменный распев, и я стараюсь бывать в тех приходах, где используют древнее Русское и Византийское пение. Но в то же время я понимаю, что нам далеко до святости, и не могу себе представить страну без гимна, Великую Отечетственную войну без "Вставай страна огромная" и без 7-й симфонии Шостаковича, а свадьбу без весёлых песен, похороны без траурной музыки. Я же грешный не только до святости не дойду, но даже и до монашества. Молю только Господа помиловать, меня как он помиловал разбойника. Простите и Вы меня.
Вадим К.10 марта 2019, 13:52
Антон, ангелы не только поют, они еще и говорят, но делают то и другое совершенно иным образом, чем люди. У нас в Церкви тоже пение, и оно ближе к их славословию, потому что и составлялось частично из его слышания. Но пение пением, а музыка музыкой, разница есть. Вы хотите, чтобы у нас в храмах за богослужением исполняли даже Баха? Вот о чем я. Человеческое нехорошо называть божественным.
Наталия Ростова10 марта 2019, 09:19
Помню 24 августа 2000г....Закончились спасательные работы на затонувшей подводной лодке "Курск". Весь мир жил ожиданием чуда, но его не произошло...В новостях сообщили об этом и поставили музыку Фридриха Генделя "Sarabande" в минорном ладе. Стоит сказать, что тогда в силу глупости и молодости, классическую музыку я не слушала вообще. Но то, что произошло дальше, не иначе, как взрыв мозга не назовёшь...Сидела и рыдала взахлёб и не могла успокоиться. Сейчас очень люблю классическую музыку, особенно Р.Вагнера и Ф.Генделя.
Простите меня, читатели и комментаторы этого сайта, если кого-то обижала своими высказываниями...
Екатерина Бастеева 9 марта 2019, 22:04
Это замечательная идея - узнавать настроение народа по песням, которые он поет. Но поет ли сейчас народ? Уже давно не слышала. Отцу Андрею огромное спасибо за статью.
Антон 9 марта 2019, 19:38
Уважаемый, Вадим К.
Вот ещё мне вспомнилось песнопение на крестном ходе во время Пасхи:
«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити»
Ангелы поют на небеси и не могут не петь. Как лучи из солнца, как благоухание из крина (лилии), так песнь из уст Ангелов. Силы их существа находятся в совершенном согласии, подобно струнам благоустроенной Псалтири. Живя, они приводят их в движение и, живя, поют.
святитель Феофан Затворник
Ангелы поют – сказано недвусмысленно. Наверное от такой музыки не отвернулся бы ни один, самый великий святой!
Вадим К. 9 марта 2019, 12:27
Антон, правда, богослужение в ветхозаветное время велось под аккомпанемент музыкальных орудий. Но там были и кровавые жертвоприношения, чистые и нечистые животные и многое другое, что было тем, о чем ап. Павел сказал, что тот закон ничего не довел до совершенства, а был детоводителем для еще не знавшего Христа человечества. Но пришли времена и сроки, и все это стало ненужным. Вот и пример преп. Лаврентия о чем еще говорит, как не о том, что когда человек вкусит настоящей духовной пищи, от другой он уже отворачивается как зрелый муж от жидкой кашицы младенца. Но всему свое время, и если кому-то светская музыка действительно помогает прийти ко Христу, пусть ею занимается, но "без фанатизма".
Галина 8 марта 2019, 18:29
Очень редкий по глубине и искренности текст на просторах интернета. Всем рекомендую, в нем(тексте) так много сердца(вопиющего к небу), теплоты, жизни, искренности, настоящего света и истины. Просто пища для души.

Антон 8 марта 2019, 18:01
Хочется ответить на замечание:"Святые не имеют потребности в музыке".
Это смотря о каких святых идёт речь. Для начала давайте вспомним Псалтирь. Прочтите ещё раз 150 псалом: "3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. 4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. 5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных." Это слова святого и пророка Царя Давида.
Если взять более близких к нам русских святых, то хочется вспомнить св. Лаврентия Черниговского. В своей мирской жизни он был скрипачом, а уже в сане долго был регентом. В его доме-музее в Чернигове до сих пор стоит фисгармония, которой он пользовался.


Владимир 8 марта 2019, 14:44
Очень хорошо написано! Дерзаю предположить, что Гена - это Германн Сафронов,,известный музыкант.Его чудные аудиолекции о музыке Баха, других композиторов и христианстве можно найти на сайте о.Андрея.Поста всем благоприятного!
Ирина 8 марта 2019, 13:57
Люди как бриллианты... Да, именно по юности мир представал некоей тонко звенящей и прекрасной драгоценностью, дорогие сердцу друзья были благословением Божьим. А потом как-то стало практичным и глухим сердце моё, а потом всё больше в себе ковыряться стало, действительно ерунда какая-то... Спасибо, дорогой батюшка, примите моё сердечное признание, хотя не во всём и не всегда бываю с Вами согласна. Здоровья Вам и радости. Людей, любящих Вас, много больше, чем недоброжелателей.)
Наталия Васильковая Русь 8 марта 2019, 13:27
Мир всем! Милый мой Батюшка, Вашей статьей "накрыло" меня!!! Благодарю Вас, что заставляете своим словом ЗАДУМЫВАТЬСЯ, после чего, встаешь новым человеком! С Постом Вас и всех нас! С Любовью к Вам из Беларуси!
Вадим К. 8 марта 2019, 13:04
Елена, хочу уточнить, что я против не музыки как какого-то отрицательного явления в человеческой жизни, а против того, чтобы ей давали слишком высокий статус. Душевный человек не может быть без душевного, потому что духовное для него еще твердая и неудобоваримая пища, ему несвойственная. Но очень плохо, когда мы начинаем считать, что наше душевное - это духовное и даже божественное. Если порассуждать еще, то мелодия есть и в Православии, но она непохожа на светскую мелодию даже классической музыки, как и икона иное в сравнении с шедеврами ренессанса. Правда, эта разница все уменьшается и уменьшается.
Ирина 8 марта 2019, 12:21
Немного продолжу.
Умные люди, наверное, смогли бы проанализировать. У меня только идея. Как очень много говорит о человеке выбор - Толстой или Достоевский, Гребенщиков или Макаревич, так наверняка схожи люди, которые любят определенного композитора, вплоть до произведения.

Спаси Господи, отец Андрей! Сил Вам, мудрости, терпения, через Вас идёт свет и сила,

P.S. 2 концерт Рахманинова the best. Для меня нет ничего лучше, Накрывает и уносит. Как говорят «Бог действует со властию» и тут со властью - забирает из этого измерения и уносит.
8 марта 2019, 12:18
согласен со Светлана 8 марта 2019, 00:20
Ирина 8 марта 2019, 12:03
Отец Андрей, наверное потому что 8 марта, скажу так. Как же женщине приятно чувствовать себя защищённой, когда мужчина умнее, выше, глубже, яснее чем она. Как будто Книги читает с полки, до которой женщина не дотянется.
Начало «моё», прошу прощения за личный пример, мои родители музыканты с дипломами консерватории, и десятилетия вопросов к себе до боли. Что это было рядом?
Мой ответ пришёл с окончанием дочкой музыкальной школы.
Остаётся абсолютный музыкальный слух и даже передаётся дальше и не «забирается рецепт с собой». Без музыкальной азбуки и знания языка не можешь «перевести» для близких, что ты слышишь. Но сам слышишь и понимаешь больше, сам достаёшь с более высокой полки.
Jelena Svintsova 8 марта 2019, 11:46
Очень рада за автора эссе, что он открыл для себя мир настоящей талантливой музыки. Жаль, что не указана фамилия и отчество Геннадия.
Андрей Горбачев 8 марта 2019, 10:42
Статья, безусловно, очень интересная и талантливая, но чтобы не уйти в многословие, хочу напомнить одну простую вещь: Антихрист будет очень похож на Христа. С уважением...
Вера 8 марта 2019, 08:44
Спаси Господи! Как всегда слова о.Андрея прямо в душу...Вот уже почти неделю слезы наворачиваются не с того ни с сего, идешь по улице и внезапно охота зарыдать, странное настроение такое...Смотришь в небо и такая боль охватывает. Теперь вот после прочтения этой статьи мне стало понятно - это боль о утраченном рае, и конечно за грехи. И как человеку занимающемуся пением статья ну просто в сердце и в душу легла!!! Спаси Бог!!!
Наталья Богданова 8 марта 2019, 07:24
В литературе художественной классической те же мысли: у Пушкина в "Пора, мой друг, пора": Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; у Гоголя в "Портрете": Искусство - это отблеск рая, память души о рае, тоска по нему, поэтому цель высокого искусства - примирять человека и обращать его к Богу.
Светлана 8 марта 2019, 00:20
Прости меня,Господи прости!!! Слава Тебе,Боже наш слава Тебе!!!!
Елена 7 марта 2019, 23:41
Согласна с Вадимом К. Это все душевное. 7 симфония как причина "разгорячения крови", по свт. Игнатию. Все эти эмоции паразитируют на нашем падшем естестве, затрагивая его страстные струны. Святые не имеют потребности в музыке, для них музыкой является молитва, даже псалмопение возможно до определенного уровня духовного развития за которым наступает тишина как тайна будущего века.
НН 7 марта 2019, 23:03

Спасибо, о.Андрей. Да,не все композиторы пишут Музыку. Великих "поцеловал Бог". Ну кто лучше Г.Свиридова рассказал о России и русских? Его"Вальс" и "Романс" из "Метели"- сама Россия и душа русского народа.
"Я русский человек! И дело с концом. Что еще можно сказать? Я не россиянин.Потому что россиянином может быть и папуас. И прекрасно он может жить в России. Hа здоровье,пусть живет. Hо русский человек—это русский человек.Во мне течет русская кровь.Я не считаю,что я лучше других,более замечательный.Hо вот я такой,как есть—русский человек. И этим горжусь. Я призываю вас с высоты своего возраста(и не сердитесь на меня,что я так говорю):надо гордиться,что мы—русские люди!"
Георгий Свиридов
Елена 7 марта 2019, 22:38
А Гена жив?
Анатолий Волин 7 марта 2019, 18:30
Алегретто из 7-й у Алдашина в "Рождестве".
Александр 7 марта 2019, 17:18
Вот и то, что говорил Свиридов: Россия - страна минора, страна Христа.

Что же тогда в музыке отказ от традиционного мажора и минора? От тональности? Отказ от Троицы. Атеизм, ну или какая-нибудь ересь.
Адексей 7 марта 2019, 16:00
Умно, тонко, верно.

Спаси Господи, отец Андрей!
Галина Б. 7 марта 2019, 15:30
А я подумала не о музыке (ничего не понимаю), с первых слов статьи - о человеке. Какой бриллиант - этот Гена. Как душа радуется - писать о таком Гене, делиться этой радостью. И как повезло о.Андрею встретиться с ним. Повезло - не то слово, у тех кто с Богом, случайностей не бывает. И как радостно читать об этом, быть почти соучастником таких размышлений.
Ксения 7 марта 2019, 15:00
Вот это статья! Слов нет.....
Анна G. 7 марта 2019, 14:25
" Тут годами можно жить, как рыба, ни с кем толком не разговаривая, – и вдруг такой собеседник." Блеск. Поговорить не с кем, это правда. Человека не имам. Я думала, что это только со мной так, а у отца Андрея так же, оказывается. Хорошо. Видно, это Господь так специально устроил, чтобы ценили слова, мысли и собеседников от Бога. Хорошо.
Вадим К. 7 марта 2019, 14:20
И потом, страдать высоким страданием дано вовсе не только людям с возвышенным чувством к высокому искусству, но всякой душе человеческой, познавшей Христа. Ведь то, что высоко бывает у людей, бывает часто низким у Бога. Как и наоборот.
Вадим К. 7 марта 2019, 14:15
"Музыка от Бога" и "чтобы страдать". О многом можно сказать, что оно от Бога, но у каждого из этого многого свой статус и свое поле. Уровень первого и пространность второго следует с осторожностью блюсти от человеческого произвола. Музыка, о которой речь в статье, все же человеческая, как и страдания, потому исцелить человека они не в состоянии. В Православии получила развитие не она, а псалмопение. В католичестве же - музыка, и это не просто так случилось, но потому, что в нем не были разделены божеское от человеческого и статусы их оказались смешаны. Так, то, что человеческое, там было названным божественным и получило статус святого. Но эта дорога неверная и ведет к человекобожию.
Ирина Ш. 7 марта 2019, 13:23
Высший класс! Дай Бог здоровья отцу Андрею.
7 марта 2019, 13:16
да, как точно! Д Смирнов говорил, что в Лувре,Эрмитаже и пр.,где много необыкновенных картин , люди долго смотрят,восхищаются этим Божиим гением человеческого мастерства,Божиим духом красоты,Божией силой Духа.А иначе чем же...? и музыкой так же.
Екатерина 7 марта 2019, 11:14
Потрясающая статья, растрогана до слез, куча незаданных, но давно зреющих в голове мыслей и сомнений выведены на новый уровень. Отдельно благодарю за то, что делитесь своими эмоциональными переживаниями, сразу понимаешь, что эта статья не плод работы мозга, а пережита сердцем....
Екатерина 7 марта 2019, 11:04
Спасибо! Поэтично!
наталия 7 марта 2019, 10:04
Какой блестящий текст, сколько открытий. Слава Богу! Вот говорил мой любимый дирижёр Юрий Темирканов, что музыку понять или не понять невозможно, это не математика, это - выше. И правда, что музыка дана нам для страдания. Поэтому сейчас почти не могу её слушать.
Но вот слушаю Свиридова, понимаю, что это гений, который открыл душу народа. Впрочем, это относится ко многим русским композиторам. Правда, большинство из великих композиторов мира открывают свою душу. Это мельче, но слушая её страдаешь больше. Как о себе плачешь. А в нашей музыке есть великая высота, и страдание здесь очищающее. Жаль только, что Свиридова, например, почти не исполняют.
Спаси Господь отца Андрея!
Светлана 7 марта 2019, 09:59
Спасибо! Статья о том, что мне нужно было услышать именно сейчас! В этом году начала заниматься композицией и эта двойственность, о которой вы пишите, меня изнутри разрывала, мучила. Низкий поклон за статью! И Гене спасибо. Его рассуждения внесли осмысление того, что неосмысленно жило внутри меня.
Может у Гены есть статьи в интернете, или не в интернете? Очень бы хотелось почитать.
Андрей 7 марта 2019, 08:55
Ну и что, что вьючное животное, не способно голову поднять. Да, таким вот способом, наверное, хочет Бог мне что-то показать на земле, а не на небе чистом, и не в музыке, и не в стихах. Хорошо, что Крепкий есть Погонщик – Он мне вьючному дал это написать.
валентина 7 марта 2019, 08:47
Ну, отец Андрей, опять удивили своим поворотом мысли под таким углом понимания
мироздания, мысли о котором и в голову никогда не приходили.
Ваши статьи - это не только ликбез, но и просто радость какая-то, связанная
с открытием нового мира.
Дай Бог Вам здоровья и многия лета!
Галина 7 марта 2019, 08:20
Все так и есть. Минор-это страдание и печаль. Я тоже недавное стала слушать классику, после того, как сын стал пианистом. Музыка меня и лечит, и ,,опускает на землю,, и вдохновляет, и радует. Слушайте классику: Бах, Гайдн, Гендель, Бетховен, Моцарт, ну а без Рахманинова никак.
Послушайте вторую часть вот этого произведения, если Вас это задело, значит в Вашей жизни не все потеряно-душа есть.
Александр 7 марта 2019, 07:34
Все верно. Музыка - исповедь души. Что музыкант играет - то и исповедует
Алексей Адыканов 7 марта 2019, 07:33
Очень благодарен Вам, о. Андрей за эти слова. Ощущения такие: Солнечный день на океанском берегу. Сел на корабль и далеко удалился от берега. Залез в батискаф и стал погружаться в глубину. И чем глубже, тем чаще стали встречаться удивительные существа, издающие свет и звуки, передающиеся даже через толстенные стенки батискафа: как очень ужасные, так и непередаваемо прекрасные.
Но вот вдруг всё осветилось очень ярким светом и зазвучала удивительная музыка Небес. Неописуемое множество высоких благозвучным прекрасных голосов запели в едином хоре хвалу Господу. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе за всё.
Анна Резе 7 марта 2019, 05:12
Очень хорошо. Спасибо. Музыка души - нрав, характер, образ жизни... сущность человека.
Victoria Dobrova 7 марта 2019, 02:15
Почему-то вспомнился альтист Данилов...
Спаси Бог, отец Андрей!
Мария 7 марта 2019, 01:05
Спасибо! Очень интересное рассуждения о музыке. Вы, батюшка, как всегда, глубоко и актуально раскрываете тему, мимо которой мы ходим, смотрим - и не видим, слушаем. - и не слышим. Спасибо, что помогли задуматься и, может, даже попробовать подумать над затронутой Вами темой. И как точно: музыкой называл то, что музыкой не является. Спасибо! Храни Вас Бог! Поклон Вам, батюшка из города Богородицка.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×