Литераторские мостки

(В канун Лазаревой субботы)

Литераторские мостки. Могила Георгия Плеханова. За ним - могилы Вассириона Белинского и Николая Добролюбова Литераторские мостки. Могила Георгия Плеханова. За ним - могилы Вассириона Белинского и Николая Добролюбова

Совершенно естественно, будучи в Питере, заглянуть в одно из тех мест, где спят на земляном ложе, укрывшись каменным одеялом, петербуржцы прежних времен. На кладбище заглянуть всегда естественно. Хотя бы на Литераторские мостки. Там имена, слышанные в школе, совпадают с надписями на черном граните. Менделеев, Мамин-Сибиряк, Миклухо-Маклай. Радищев, Блок, Лесков, Тургенев… И так далее. А снег раскис, и на дорожках лужи. И все точно так, как у Саврасова на том холсте, где «грачи прилетели».

В советские годы это кладбище должно было играть роль грустной каменной мелодии, звучащей день и ночь под открытым небом в честь различных писак и мыслителей, приближавших (как им казалось) всемирное счастье. Там есть целый уголок, специально заселенный спящими телами, принадлежавшими отчаянным атеистам с тревожной совестью. К ним можно прийти, минуя огромный памятник физиологу Павлову, оставляя слева от себя печальную могилу Александра Блока и проходя мимо мемориала родственникам Ленина. Точнее – матери и двум сестрам.

Атеисты-социалисты и богоборцы-теоретики лежат тесно, кучкой, как привыкли и при жизни кучковаться в комнатах питерских съемных квартир. Там они спорили до хрипоты, размахивали руками, задыхались от праведного гнева. Теперь лежат молча, предоставив продолжение идейного шума книгам, которые написали.

Белинский в этом ряду первый. Вашу, Виссарион Григорьевич, переписку с Гоголем нас заставляли учить близко к тексту. Причем только ваши слова. Без гоголевских ответов. Про кнут и цепи, про то, что довольно с России молитв и проповедей. Нужны, мол, рационализм и законность. Еще вы говорили, что попросите положить вам в могилу под голову номер «Отечественных записок». Не знаю, положили или нет. Думаю, что вряд ли. Это было «красное словцо», не более. Как и многое другое. В конце недолгой жизни (всего 36 лет) вас, Виссарион Григорьевич, утешал вид строительства нового вокзала. Не знаю, радостно ли будет вам узнать, что вашим именем назвали кратер на Меркурии. Так прямо и назвали: кратер Белинского. Похоже на слабую компенсацию за полный провал ваших мечтаний о Земле. Всемирное счастье ведь, доложу вам, так и не построено, в отличие от вокзалов, которых не счесть. И жаль огня, которого так много было в вашем сердце. Мир вашему праху, вне зависимости от того, лежит у вас под голым черепом истлевший номер «Отечественных записок» или не лежит.

Да что «Записки»! Рядом с Белинским лежит тот, кто больше записок! Добролюбов. Сын священника и выпускник Нижегородской семинарии, этот тихий юноша сломался после смерти матери. Детская вера, покачнувшись, упала, а зрелая вера, закаленная болью и слезами, не родилась. Родился плохой поэт и тенденциозный литературный критик. Это с его легкой руки утопившаяся Катерина стала почему-то «лучом света в темном царстве». Добролюбов (такие фамилии давали только в семинариях и только успешным ученикам!) умер, как и Белинский, от чахотки, только прожил на 9 лет меньше – 25. И когда сыра земля на Волковском кладбище приняла соседствующий прах этих двух молодых людей, тогда, собственно, и возникли «Литераторские мостки».

Повернем голову направо. В этой стороне от Добролюбова найдем могилу его идейного продолжателя – Писарева. Тоже литературный критик – более бойкий и более злой. Ленин его любил, видимо, по сходству темпераментов. Писарев окончил университетский курс. Писал работу по Аполлонию Тианскому. Выбор темы вряд ли случаен. Этого позднеантичного мистика, фокусника и проповедника образованные эллины противопоставляли Христу. Дескать, у евреев был свой целитель и мудрец, а у нас – свой. Писарев был последовательный антихристианин. Следовательно, и антимонархист. Тогда эти вещи были прочно связаны. За письменные призывы к упразднению династии Романовых Писарев познакомился с казематами Петропавловской крепости. Вышел. Ополчился на эстетику. Дышал какой-то странной ненавистью к Пушкину. Его и Гоголя считал пройденным этапом и чем-то ненужным в будущем. Все, конечно, от великой практичности ума и жаркой любви к простому человеку. Пережил Добролюбова года на два, но умер не от чахотки. Утонул в холодных волнах залива. О нем хорошо отзывался «отец русского марксизма» Плеханов. Плеханов лег неподалеку.

Этот «отец русского марксизма» изображен на памятнике с книгой Маркса в руках. Сбоку на памятнике написано из английской поэзии: «Он слился с природой». Как бы не так! Великим утешением было бы для грешника просто «слиться с природой» и Христу в глаза не смотреть. О лопухе, выросшем из могилы, как о последней посмертной форме жизни, рассуждал тургеневский Базаров. (Тургенев, кстати, тоже тут прилег неподалеку.) Но, очевидно, дело обстоит сложней и неприятней. Христу глянуть в глаза придется.

Все внезапно озарится, что казалося темно,
Встрепенется, пробудится совесть, спавшая давно,
И тогда она укажет на земное бытие.
Что он скажет? Что он скажет в оправдание свое?

Это Апухтин написал. Страшно сказать, но Апухтин тоже здесь лежит. Только поближе к выходу, поближе к Блоку.

Так вот, подумалось мне на этом раскисшем снегу, под синим небом и среди черных стволов деревьев: атеисты ведь никуда не исчезли. Их число крайне велико по причине крайнего бесчувствия или неумения думать. Они нафаршированы чужими мыслями и не дают себе труда их переварить. А что если бы явились к ныне здравствующим атеистам эти, уже отжившие свое! Явились бы, пахнущие дымом и пламенем, и сказали: «Не верьте нам! Мы не знали ничего и обманули себя и вас! Земной рай – это мираж, зато вечная жизнь – это реальность. Не слушайте нас там, где мы отрицаем Бога. И простите нас».

И скажут почившие атеисты здравствующим: «Мы обманули себя и вас. Вечная жизнь – это реальность»

Это могла бы сказать Вера Засулич, стрелявшая в генерала Трепова и тем не менее оправданная судом присяжных. Это мог бы сказать Салтыков-Щедрин, напившийся, как говорит Розанов, русской крови и отваливший в могилу. Незадолго до смерти верующая жена Щедрина звала к больному мужу отца Иоанна Кронштадтского. Думала, молитва праведника растопит лед в душе мужа. Щедрин, скрепя сердце, дал согласие, но так и остался при своем неверии. Это мог бы сказать Лесков, от Христа не отказавшийся, но ушедший из Церкви в штунду и громко хлопнувший дверью. Все они здесь – на Литераторских мостках. Все они шумной толпой могли бы явиться для вразумления к кому-нибудь из сочетавших безбожие с образованностью, ибо и они эти два пункта в себе сочетали.

Впрочем, Евангелие говорит: «имеют закон и пророков». А если Писанию не верят, то и мертвецу ожившему не поверят. Истинная правда. Но жалость остается.

Вот был же поэт, угрюмый, усатый, в бараньей шапке. Славе Гоголя завидовал, жил под лестницей в Академии художеств. Первоначально был похоронен на Смоленском, а потом в Канев его свезли. Он всю Украину отравил на столетия вперед вздором обиженного человека. Напичкал незрелые головы безжизненными и опасными мечтами. И его портреты в хатах до сих пор рушниками увешивают, а по правде сказать, он – слепой поводырь слепого стада. И ведет своих почитателей туда, где сам находится, – в темное и страшное место, откуда не выйдешь. Ему бы явиться во сне ко всем своим почитателям и сказать: «Не хвалите меня и не верьте мне».

Эх, жаль не явится и никого не вразумит.

И вы не явитесь, Гаршин, Михайловский, Надсон и далее по списку. Бог лишил нас легких путей и быстрых озарений. Хочет, чтобы мы потрудились и было видно как на ладони, кого казнить, а кого миловать.

И если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Вот мы и пришли к вам – побродить между могил, попрыгать через лужи, вспомнить то, что в школе нужно было выучить из ваших текстов, чтобы получить отметку.

На кладбище служится Святая служба «о всех и за вся» – в отраду останкам, не болеющим, в отличие от мозга, атеизмом

Здесь на кладбище храм живет и колокол звонит регулярно. Служится Святая служба «о всех и за вся». И это – несомненная отрада вашим костям, которые, в отличие от засоренного мозга, не болеют атеизмом. Кости хотят ожить, процвести, скрепиться жилами и одеться кожей. Кости соединиться хотят друг ко другу в последний День, как нарисовано в анатомическом атласе и как Иезекииль в 37-й главе описывает. Кости трубного гласа и воскресения мертвых ждут, пока книжки, написанные хозяевами костей, продолжают дерзко проповедовать безбожие.

Вот ведь до чего странное существо – человек! Он и мал, как вошь; и необъятен, как Вселенная. И глуп, как пень; и велик, как царь видимого мира. И дерзок, как падший дух; и любим все-таки Богом. Любим по-настоящему, до тернового венка и позорного распятия.

Завтра уже суббота Лазарева. До Пасхи чуть больше недели.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Чеховский герой Чеховский герой
Свящ. Димитрий Шишкин
Чеховский герой Чеховский герой
Священник Димитрий Шишкин
И подумалось мне: если не святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – земский, «мужицкий» доктор, человек долга и чести, – если не он чеховский герой, то кто?
Страх атеиста: а вдруг Бог есть? Страх атеиста: а вдруг Бог есть?
Екатерина Иванова
Страх атеиста: а вдруг Бог есть? Страх атеиста: а вдруг Бог есть?
Размышления о книгах Владимира Тендрякова
Екатерина Иванова
Мистику атеизма писатель понял и честно рассказал о том, что увидел на самом дне религиозного отрицания: ужас, страх, восторг, отчаяние… Отчаяние человека, которому открылось, что Бог есть, но именно поэтому он будет выкинут из привычной ему жизни.
Историческое доказательство бытия Бога (+ВИДЕО) Историческое доказательство бытия Бога (+ВИДЕО)
Виктор Лега
Историческое доказательство бытия Бога (+ВИДЕО) Историческое доказательство бытия Бога (+ВИДЕО)
Цикл «Защита веры». Беседа 4-я
Виктор Лега
К каким выводам приходят современные ученые, исследуя религиозность «примитивных» народов Африки, Австралии и Южной Америки? Как Цицерон «спорит» с марксистами? Что такое прамонотеизм?
Комментарии
Евгения 1 мая 2019, 17:23
Дорогой отец Андрей, очень хочется Вас поддержать. Пишите, прошу Вас, есть много людей думающих, ищущих. Ханжи всегда громко шипят, но прошу Вас, не поддавайтесь. Вы настоящий служитель божий, глаголом жгущий сердца людей, Вы настоящий человек.
АлександрГ.24 апреля 2019, 21:39
Вот ведь судьба-злодейка. Они же хотели как лучше, а получилось как всегда. Вообще-то друзья мои, евангельское "дерево узнается по плоду своему" еще никто не отменял. И не важно чего они хотели, важно чего из всего этого выросло.
Наталья Богоявленская24 апреля 2019, 16:35
Уважаемые критики отца Андрея! Перечитайте, пожалуйста, статью, особенно последние три абзаца. Кого он осуждает? Где передёргивает? Он призывает к размышлению (как и всегда). А размышлять и осуждать -- разные вещи. И не надо надумывать невесть что. И передёргивать тоже.
Алла24 апреля 2019, 02:46
В любом случае, ни про кого нельзя писать, что они пахнут дымом и пламенем - мы не знаем посмертные судьбы людей, их знает только Бог!
Владимир Архангелогородский23 апреля 2019, 22:59
Упрощено в статье многое. Господь оставил нам память имЁн этих безкорыстных пламенных гуманистов не зря. И многие из них были не против Христа, а против защиты рабства и безправия нищего народа именем Христа с амвона послушно-бездушной церковной администрации, ради комфортной жизни обслуживающей господ века сего… Это слишком хорошо известно любителям отечественной истории. О.Андрей в данном случае передёргивает факты, то ли по незнанию, то ли по коньюнктуре дня сегодняшнего, - очень схожего с чиновно-чванливой фарисейской Россией самодержавной, пришедшей в итоге к революции...
Наталия Ростова23 апреля 2019, 20:02
Наталье Богоявленской.
Я не оправдываю этих, как Вы говорите "безвинных овечек".
Мне тоже с детства внушали, что Бога нет. Однако же я верила, что Он есть. И что мешало другим людям тоже верить в Бога, а не слушать этих атеистов? Что мешало им встать в другой ряд? А теперь, конечно же, есть на кого свалить все свои грехи, упёртость, неверие.
За собой надо следить, за своими грехами, а этих несчастных, неизвестно где сейчас находящихся, оставить на Суд Божий. А то у нас какое-то удобное христианство получается - хочу соблюдаю заповеди Божии, хочу найду оправдание себе, хочу найду виноватых в том, что я согрешил. А одна из главных заповедей - НЕ СУДИ, вообще получается у нас невыполнимой...
Наталья Богоявленская23 апреля 2019, 16:24
Дорогая Наташа Ростова, выбор есть у каждого. Один, окончив духовную семинарию, призывает народ к топору, а другой бросает военную карьеру и принимает монашеский постриг. Так что не надо оправдывать этих безвинных овечек. Лестница очевидна: декабристы, разбудившие Герцена, -- народовольцы -- революционеры -- сталинские застенки. И Ленин с Троцким великолепно вписываются в этот ряд. А то по-вашему получается, что они, бедные, призывали, но те, кто их слушал, -- они-то и виновны, а сами призыватели ни при чём.
Игорь, Киев23 апреля 2019, 12:49
Все верно. Особенно о "бараньей шапке".На своем горбу ее чувствуем.
Наталия Ростова23 апреля 2019, 10:40
Анониму (22апр.22:46) и Наталье Богоявленской.
В статье показаны примеры действительно заблудших людей. Тут очень уместна поговорка- "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Это дети своей эпохи, как правильно здесь уже написали. С другой стороны, те к кому были обращены их воззвания, ведь не роботы бесчувственные, не безвольные люди, которым насильно можно вбить в голову всю эту чушь? У них ведь был выбор? Идти за этими ораторами или развернуться и бежать от них? Был. Поэтому валить всё на этих уже умерших людей, не совсем честно. Тут нужно рассуждение.
А Гитлер,Ленин,Троцкий - СОЗНАТЕЛЬНО были против Бога и христианства. Они - абсолютное зло. Это 100%-е слуги сатаны. Им нет оправдания.
Иоанна_ 23 апреля 2019, 08:54
Наталья Богоявленская, НЕЛЬЗЯ вот так просто брать и рвать на куски одного человека, другого, третьего... К тому же Великим постом. Примечательно, что в других своих публикациях отец Андрей ищет - и находит! оправдание другим, гораздо более одиозным личностям нашей истории.
22 апреля 2019, 22:46
Удивляет, как все, упрекающие о. Андрея за осуждение тех, кто внес свою лепту в "расхристианивание"русского народа, осуждают батюшку.
Наталья Богоявленская22 апреля 2019, 20:17
Уважаемый аноним (21 апреля 2019, 23:12). Надеюсь, вы молитесь обо всех этих людях. Иначе ваш комментарий просто не имеет смысла. Кстати, и Гитлер, и Ленин, и Троцкий тоже, наверное, были людьми, которые "заблуждались искренне, от всего сердца". Как думаете?
Екатерина22 апреля 2019, 18:08
Прочитала об отношении Лескова к Православию. Ничего не нашла о его уходе к протестантам
Ника22 апреля 2019, 14:22
Валерiй, Блок был похоронен в августе 1921 г. на Смоленском кладбище Ленинграда. В 1944 г. со Смоленского кладбища прах Блока перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища. Смоленское кладбище в те годы было в ужасающем состоянии. Там жили беспризорники, были акты вандализма над могилами. Чтобы сохранить могилу Блока, его останки и перенесли на Литераторские мостки. А на Смоленском кладбище скромный «холмик» с крестом – первоначальная могила поэта.
Иван22 апреля 2019, 09:03
Зачем же так пинать старые кости? Как оно по-православному: Господи благодарю Тебя, что я не как этот неверующий литератор.
светлана22 апреля 2019, 07:19
А мне понравилось! Особенно про Шевченко! В нашем городишке всего один ВУЗ,и носит он имя именно Тараса Григорьевича!К сожалению! И вот моё одарённое чадо, уже второй год подряд, по разным причинам,вынуждена бросать учёбу...Может всё дело в этом треклятом имени? Может Самому Господу не угодно, чтобы православная христианка училась в заведении, где буквально поклоняются автору "Заповiта"?
Валерiй21 апреля 2019, 23:52
Вообще-то могила А.Блока на Смоленском кладбище - в одном ряду с могилами блажж. Анны и Ирины.

Такое ощущение, что автору не хватает кавалерийской шпаги...
21 апреля 2019, 23:12
Статья страшная. С таким издевательством о мертвых. Это были люди, которые искренне заблуждались, от всего сердца. Они не заслуживают таких слов. Хорошо, что суды Божии не наши суды.
Максим М.21 апреля 2019, 21:10
Спаси Господи! Беда всех "просвещенных" людей в отсутствии живого опыта общения с Богом, эта основная трагедия. Но что удивительно, людей которых эти мыслители считали темными, как раз этот опыт имели и не сомневались в бытии Божием. Вот такой парадокс. Гордому бессердечному уму непонятно, как может Творец Вселенной быть кротким и тихим, воплощенной Любовью. Именно тихим и кротким людям Он открывается, а гордым противится. Безусловно, ум должен быть, все должно быть осмысленно, но в то же время это должно быть с сердцем и с любовью как учит нас Христос и наша Святая Церковь.
Иван21 апреля 2019, 19:34
Прекрасно. Спасибо, о. Андрей!
АлександрГ.21 апреля 2019, 19:21
Алла20 апреля 2019, 13:16 "АлександрГ, эта фраза вообще абсурдна по своей сути". ..........

Соглашусь с Вами. Дело в том, что люди с удивительным упорством повторяют чужие мысли, зачастую даже не задаваясь вопросом насколько эта мысль верна. Мы даже не утруждаем себя сверить эту мысль с Библией. Открываем Ветхий Завет, читаем Книги Царств, Книгу Судей. И что там нет ничего о грешниках? Конечно же есть, есть персона и есть деяния, которые ему вменяются в грех. И это зафиксировано. А здесь надо же, ни-ни-ни "об этом человеке мы должны говорить только хорошее, либо вообще ничего". И вообще, до эпохи "исторического материализма" были "все красавцы, все гусары, все поэты". Но это же не так.
Эвели21 апреля 2019, 17:28
Друзья мои, отец Андрей выразил СВОЙ взгляд на этих людей. Он священник, и вот у него такой взгляд, потому не могу понять претензий. Я с ним согласна, но, опять же, это мой личный взгляд. Все эти белинские-чернышевские-добролюбовы действительно подготовили идейно, морально, тот ужас, что случился в 1917 году... И расстрел священников, и кулаков, и дворян... Отец Андрей еще мягко все написал.
Елена21 апреля 2019, 16:32
Спартак Хачатурян. Правду знает только Господь. Не нам судить, а тем более иронизировать. Если не нравится деятельность этих людей,обсуждайте их на каких'нибудь литературных вечерах. Смейтесь, критикуйте,ругайте, иронизируйте. А кладбище - это не место для иронии.
Алла20 апреля 2019, 23:25
Вячеслав, но эти романы не про достижения, а про души человеческие. И про отношения между людьми. И отношения Татьяны и Онегина для меня были не менее интересными, чем, например, Джейн Эйр и Рочестера.
Сергий20 апреля 2019, 18:28
Разве Лесков ушел в штунду? В своем произведении Некрещенный поп он наоборот плохо отзывается о штунде.
Алла20 апреля 2019, 13:16
АлександрГ, эта фраза вообще абсурдна по своей сути. Как говорится, учебник истории превратился бы в панегирик, если следовать такому правилу. Но речь о том, что эту фразу постоянно искажают в "благих" целях. А я очень не люблю фейки и безграмотность.
Алла20 апреля 2019, 13:14
Простите, скопировала фразу не полностью. "De mortuis aut bene, aut nihil".
20 апреля 2019, 11:56
удивительно. в школе ("застойное" время) нам не говорили, что белинский и добролюбов по возрасту - молодые люди. и еще вопрос к знатокам по поводу "Салтыков-Щедрин, напившийся, как говорит Розанов, русской крови и отваливший в могилу." поясните, что имеется ввиду? спасибо
Юрий Кузнецов20 апреля 2019, 11:42
Спаси, Господи, отец Андрей! Супер!!!
Евгений20 апреля 2019, 09:46
Здравствуйте. А вот тут я не совсем согласен с дорогим батюшкой. Не согласен с определением по усопшим, "пахнущих дымом и пламенем". Только Богу это известно.
Розанов тоже не является общепризнанным авторитетом (это о наевшемся крови Салтыкове-Щедрине).
С уважением и ожиданием новых статей и книг от отца Андрея.
Елена20 апреля 2019, 09:45
Спасибо, отец Андрей! Низкий поклон! Заставляет задуматься
20 апреля 2019, 09:45
Очень хорошо сказано. Всю жизнь читала классику в поисках Любви.Теперь с высоты прожитых лет, по милости Божией, пришла в церковь и воцерковляюсь 20 лет.Любовь Господа встретила, купив "Закон Божий" в начале 90-х. Прочитала в восторге раз и еще-раз.Потом сын привез Библию из Германии и теперь каждый день ( за редким исключением) читаю главы из Ветхого, Нового Завета, псалом, Апостол...Слава Богу за все!
АлександрГ.20 апреля 2019, 09:07
"О мёртвых или хорошо, или ничего". А об Иуде можно? В соответствии с пословицей нельзя, а по факту вот уже две тысячи лет, как мы помним и упоминаем Иудин грех. Значит можно? Наверное можно, если дела мертвых живы и кто-то до сих пор приводит нам в качестве примера их путь, выдавая при этом то плохое, что они совершили за хорошее.
Вячеслав20 апреля 2019, 08:44

Алла19 апреля 2019, 22:04
Вячеслав, сюжет Онегина пусть и прост, но интересен. Я в школе очень переживала за героев. Мышкин не привлекателен, а Алеша Карамазов весьма. Хотя его брат Иван может и больше цепляет, но это из-за сложности характера и образа. Противоречивые герои всегда интересны. Ставрогин, Раскольников - противоречивы, потому и нравятся.

А по моему они натянуты... Никем из них мне быть не хотелось. Скорее Александр Матросов более христианин чем эти... возвышенно страдающие и мучаюшиеся от собственной бестолковости. Так же и Онегин, за свою жизнь не сделавший ничего. "Страшно далеки они от народа"
Галина И.20 апреля 2019, 07:19
Рус. литература всегда была отражением событий религиозной жизни России. Есть неизменный закон сеяния и жатвы, и плоды богоотступления еще долго будут видны в нашем обществе,в т.ч. и в нас самих. Не нам судить и не нам превозноситься."Кто думает, что он стоит,берегись, чтобы не упасть" (1Кор 10,12). Время идет, но человек со своими страстями и раздумьями остается тот же. Русские писатели велики своим худож.-м талантом и богоисканием, но не своими ошибочными идеями. Пусть ни для кого не будет закрыто нами НЕБО. Даже изломанные личности и разоренная земля не уничтожат Божьей награды человеку- его богоподобия."Могучая евангельская старость и тот горчайший гефсиманский вздох" (А. Ахматова).
Алла20 апреля 2019, 02:42
Спартак Хачатурян, вы бы лучше проверяли, прежде, чем фейки постить. "Aut bene, aut nihil" - "О мёртвых или хорошо, или ничего". И ещё: "Mortuo non maledicendum" - "О мертвых не злословь". Ничего ни о какой "правде".
Евгения20 апреля 2019, 01:25
Спаси Господи,отец Андрей!Сильная статья.Я еще не до конца могу понять чувства,вызванные ею.Мне кажется,что она о страшной "силе" бездуховности,которую нам пытались привить,но Слава Богу не смогли.Наверно,мне повезло с учителями.Несмотря на то,что мы изучали Добролюбова,Писарева "по программе",наш учитель литературы приучил нас оппонировать этим авторам,всегда выражать свое мнение,а не то,что написано в хрестоматии.Еще он тогда сказал очень интересную фразу:"Нельзя одновременно любить Толстого и Достоевского".Тогда,в свои 15 лет,я не могла понять всей ее глубины.Теперь,40 лет спустя, я готова под ней подписаться.
Алла19 апреля 2019, 22:04
Вячеслав, сюжет Онегина пусть и прост, но интересен. Я в школе очень переживала за героев. Мышкин не привлекателен, а Алеша Карамазов весьма. Хотя его брат Иван может и больше цепляет, но это из-за сложности характера и образа. Противоречивые герои всегда интересны. Ставрогин, Раскольников - противоречивы, потому и нравятся.
Спартак Хачатурян19 апреля 2019, 20:25
Для Елены-" о мертвых или хорошо или ничего, кроме правды" Поговорка полная так звучит...
раба Божия Тамара19 апреля 2019, 20:16
Вячеслав19 апреля 2019, 10:17 =Много написано ... и о Пушкине, а они создали образ христианина, ...? == Пушкин СОЗДАЛ -Если Вы внимательно прочитаете Евгения Онегина, то здесь - для меня уж точно - героиня - Татьяна, хоть и учили в школе :-"..предала любовь..", но она:- " но я другому отдана и буду век ему верна.."Так же и в Дубровском:-"...поздно, мы венчаны." Верность Богу, его Заветам.(Это вам не Анна Каренина-павшая в блуд, предавшая клятву пред Богом, бросившая сына и мужа.)Не буду разбирать всех - вот только эти два примера - показывают верность Пушкина христианским заповедям. Спаси Господи нас, грешных!! Хорошая статья о. Андрея, правильная! Слава Богу за все!!! С Лазаревой Субботой!!
Ангелина19 апреля 2019, 20:11
Вы пишете: "...чтобы получить отметку". Более 10 лет до начала 2014г в Украине школьники и абитуриенты ставили "крест" в тесте на вопрос "Назовите национального героя Украины" с прав. ответом "Бандера". Чтобы получить отметку. Чтобы аттестат получить и поступить в вуз. Во всяком времени есть жесткие экзамены на зрелость и смелость. См. Учебник 9-го класса, рекомендован Минобразования и науки Украины. Історія України. Авторы: Ф.Г.Турченко, В.М.Мороко, Київ,Генеза,2009. Всього 338 сторінок. Цитата: 1. стор.71. “Після придушення повстання царизм почав рішуче викорінювати польський вплив на Правобережній Україні”. Слово "придушити, придушило, придушили" применено 12 раз в учебнике с картинками.
Олег Мариуполь19 апреля 2019, 19:24
Для Натальи Ростовой.Отец Андрей лично пострадал в Киеве от ихних последователей.И он еще очень мягко о них отзывается.Простите.
Елена19 апреля 2019, 18:31
Согласна с Наталией Ростовой. Мы действительно ничего не знаем. Разбойник на кресте покаялся в самый последний момент и получил прощение. Недаром есть такой обычай - о мертвых или хорошо говорить или ничего.
Наталья19 апреля 2019, 16:43
А мне очень понравилась статья. Спасибо, отец Андрей! А язвительная она немного не для тех, кто уже лежит в могилах, а для нас, ещё живых, ещё имеющих время на покаяние. Ведь уже завтра Лазарева суббота...
Елена19 апреля 2019, 16:01
Спасибо, батюшка!!!
Елена19 апреля 2019, 14:23
Согласна с Натальей. Мне не понравилась эта "прогулка" по кладбищу. В любом случае эти люди уже прошли свою встречу со смертью и частный суд. Не нам их судить... Нас ещё все это ждёт. Рассуждать о том что лежит под истлевшей головой.. это на любителя. Про их произведения, о их деятельность говорить можно и нужно. Но они дети своей эпохи. Автор уверен, что не был бы на их стороне в то время, и при тех обстоятельствах?? Видя горячий нрав о. Андрея, ой-ой, не знаю каким бы он был тогда. Не обличал бы "порок на троне"и не жаждал бы обновления церковной жизни.
Виктор19 апреля 2019, 12:10
Шедевр прекрасен
в пику всей литературе,
читал два раза
с восхищением в натуре!
Вячеслав19 апреля 2019, 11:43
"Это могла бы сказать Вера Засулич, стрелявшая в генерала Трепова и тем не менее оправданная судом присяжных." А что ещё она могла сказать?
Давайте попредполагаем. Наверное могла бы она сказать, что не знала как воспротивиться беззаконию, но так хотелось, чтобы оно не осталось безнаказаным.
А что скажет восставший из могилы генерал Трепов, выпоровший беззаконно заключенного не поклонившегося ему? А что скажут например офицеры Семеновского полка, расстрелявшие совсем непричастных в начале 20 века во время карательной экспедиции? А что скажет барин бравших к себе в сожительницы крепостных девок? А что скажет писатель видивший это и не написавший про это?
григорий19 апреля 2019, 10:26
Золотые слова, отец Андрей! Сам не раз думал о том, что вот были такие Белинский, Писарев, Добролюбов... Писали и учили "борьбе с режимом". Сеяли зубы драконов. И по сути сеют их и поныне. Зачем они сейчас в учебниках для школы? Студент-литературовед знать их должен, но не школьник... Ну и западных их аналог вспомним. Вольтера, Руссо... Тех, кто де-факто подготовил времена торжества гильотины и массовых расстрелов. И ведь тоже "во имя разума". И "свободы". Очень грустная это тема...
Вячеслав19 апреля 2019, 10:17
христиан. Много написано и о Достоевском и о Пушкине, а они создали образ христианина, чтобы людям хотелось быть таким же? А церковные писатели тех времен? Создали? Критикуемый Лесков, "хлопнувший дверью", создал. В одном рассказе, когда молодой старообрядец за иконой по тросу над Днепром пошел. И мне он понятней, чем слегка недалекий не имеющий нужды князь Мышкин. И от Евгения Онегина веет скукой смертной, поел, выпил, подрался на дуэли, уехал в турпоездку, получил отказ.
Вячеслав19 апреля 2019, 10:01
Так и хочется спросить как в фильме: "Какие фаши докасательстфа". А доказательств нет. Только предположения "как будет" и критика критиков.Вот Писарева взять, прошелся он по Пушкину слегка, не понял человек, чем была замечательна жизнь Евгения Онегина и уже "странная ненависть к Пушкину". Да и молод был Писарев, 28 лет всего прожил... Простим может ему 22 летнему его горячность насчёт монархии и самодержавия, в 22 года обычно у людей головы нет. А давайте немного опечалимся о том, что люди Церкви не смогла зажечь сердца талантливых людей и подумаем чего не хватало, как надо было сделать чтобы молодые Писаревы не отмечали пустую жизнь героев Пушкина, а восхищались подвигом современных им
р.Б. Евгений19 апреля 2019, 09:14
"Мутить воду" мировые революционеры начали ещё в 18 веке. Вспоминается, написанная позднее, картина Ильи Ефимовича Репина "Арест пропагандиста". Жандармы, арестованный молодчик-пропагандист и, почти незаметная, темная фигура священника. Как символ отстраненности Церкви от борьбы с революционной ересью! Которая сохранилась и по сию пору: преподают в школах Атеизм, ввиде Теории Дарвина, а мы молчим. Вот и домолчались до украинского Раскола...
Наталия Ростова19 апреля 2019, 09:07
Люблю читать статьи о.Андрея. Но вот сейчас, при данном прочтении, какие-то противоречивые чувства. Не складывается у меня в голове приличная картинка. Есть какое-то своё превосходство батюшки над этими несчастными уже умершими людьми...Да, дел они наворотили немало...Возможно и поспособствовали неокрепшим душам свалиться в бездну или подтолкнули к падению...Но. Один Господь знает, ЧТО у них было на сердце в момент встречи со смертью...
Мне один старенький батюшка как-то сказал - " Не суди. Господь милостивый, даже за одно СЛОВО может спасти от ада. " Может и было какое нужное Богу слово, а мы этого не знаем и уже делаем свои выводы...Мы ничего не знаем...
Игорь19 апреля 2019, 08:54
Спасибо отец Андрей.
Роман19 апреля 2019, 08:37
Про угрюмого и усатого поэта очень правильно сказано!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×