Валентина и Людмила Рогозянские
Вот и подошел к концу школьный марафон. Старшие дочери Валентина и Людмила – выпускницы. Они обучались на семейной форме образования. Тем приятнее для нас, родителей, видеть завершение большого этапа и достигнутые ими отличные результаты.
Не секрет, что по поводу семейного образования существуют противоречивые мнения. Мамы и папы сомневаются, удастся ли в домашних условиях, самостоятельно организовать учебу. Школьные учителя с недоверием относятся к деятельности непрофессионалов. Переход на семейное образование нередко оказывается «экстренным выходом» – решением, которое принимают на фоне конфликта, когда отношения с учителями и классом накалены. В этой публикации я хочу рассказать, каким образом выглядит положительное взаимодействие со школой и как школьные педагоги, имеющие опыт работы с «семейниками», оценивают их способности и уровень подготовки.
К идее семейного образования мы в нашей семье пришли заранее, до вступления детей в школьный возраст. Руководствовались педагогическими соображениями: хотелось быть ближе к своим детям и избежать негативного сценария, общего для многих современных молодых людей и подростков: взгляд, уставившийся в экран смартфона, ограниченный кругозор и речь, пересыпанная мусорными словечками. Большую роль в выборе сыграли христианские убеждения. Во-вторых, еще дошкольницами дочери увлеклись музыкой (инструментальное исполнительство: флейта, фортепиано). Постоянные занятия, поездки на мероприятия и конкурсы требовали времени и сил, больших, чем те, которые остаются у ребенка, отсидевшего в классе ежедневные 5–6 уроков. Само по себе возникло решение: изучать школьные предметы самостоятельно, в индивидуальном, удобном распорядке и в ускоренном темпе.
В России учить детей самостоятельно родителям разрешено Законом об образовании 1991 года. Несмотря на это, «семейники» в российской системе образования по-прежнему – редкость. Каждый случай становится своего рода открытием, экспериментом для семьи и работников системы образования, отвечающих за оценку результатов домашней учебы.
Сестры Рогозянские с выпускниками школы
Нам в свою очередь также пришлось пройти через непонимание и отсутствие опыта. На время начала обучения дочерей «семейники» не имели необходимой организационной и методической поддержки и действовали на собственный страх и риск. Так обстояло дело в Москве и Петербурге, а тем более в провинции. Для местной школы и на районном уровне наш случай стал первым, когда бы родители сами, добровольно решались на СО. Никто не представлял, что из этого выйдет и как дети справятся с полным курсом. И в самом деле, школьный период казался вечностью! Сегодня с трудом верится в то, что этот путь – класс за классом – позади. Но вот они – итоговые контрольные работы, волнение накануне тестирований. Получаем аттестат, и теперь курс – на поступление! Продолжать образование Валентина и Людмила намереваются в Костромском музыкальном колледже, подготовительное отделение которого также только что окончили.
Отмечу роль школы: ООШ п. Россолово Галичского района Костромской области. Школа в нашей семье никогда не воспринималась в формальном либо негативном ключе – как давящая или карающая инстанция. Дочкам нравилось ездить к педагогам, и педколлективу импонировали детские интерес и прилежание. В регулярных консультациях и ответах учителям, написании проверочных тематических работ сложился наш образовательный распорядок, напоминающий чем-то студенческие зачеты и сессии. Этим поощрялась детская самостоятельность, и мы, как родители, постепенно смогли сократить свое участие в обучении.
Поощрялась детская самостоятельность, и мы, родители, постепенно смогли сократить свое участие в обучении
Контакты с учителями, решение большинства учебных вопросов с 5–6-го класса стали переходить в ведение девочек.
Нечего говорить, каким это было большим облегчением! Главные усилия от нас понадобились на начальном этапе. После того как «мотор» детского познавательного интереса и самодисциплины заработал, всё стало происходить проще, как бы само собой. Вообще, мне кажется, правильней называть данный подход самообразованием ребенка, а не домашним или семейным образованием. Родители не столько учат, сколько предоставляют возможности детям обрести умения и знания в контакте с учителями, педагогами дополнительного образования, с другими компетентными старшими.
За весь срок обучения мы не прибегали к репетиторам. Благодаря поддержке и вниманию учителей все аттестации, включая итоговую, прошли ровно и без чрезмерных волнений. Результаты ОГЭ у обоих высокие. Обучаясь в одном условном «классе», Валюша и Люся – погодки с разницей в возрасте в 1 год и 5 месяцев – отлично поддерживали друг друга. Нормальные отношения у девочек сложились со сверстниками из класса. Кое-кто из них наверняка, конечно, был не прочь учиться без обязательного постоянного посещения уроков.
Известно, что родители-«семейники» часто избегают отношений со школьной системой. Но пренебрегать школой не нужно.
Пренебрегать школой родителям-семейникам не стоит. Важно построить правильные взаимоотношения со школой
Умение найти общий язык, наладить контакт, соблюсти требования, представить стороннему лицу результаты своей учебной деятельности, прислушаться к замечаниям, оперативно скорректировать недочеты – таковы немаловажные составляющие опыта развития и взросления детей. Это, по существу, первая их всамделишняя задача и дополнительный важный урок и экзамен. Именно из таких задач будет впоследствии состоять взрослая жизнь.
Послушаем отзывы педагогов о полученном опыте работы с «семейниками».
Елена Анатольевна Яковлева Яковлева Елена Анатольевна, учитель истории и географии высшей категории, в профессии 26 лет, удостоена звания «Лучший учитель Российской Федерации»:
– Девочек помню с 1-го класса, так как работала заместителем директора школы. Проверяла у них технику чтения и сразу обратила внимание на хорошую память и на то, что дети рассуждают, полным ответом отвечают на вопрос.
Когда мы с ними встретились после начальной ступени, в 5-м классе, заметен был высокий уровень самостоятельности. Не просто «как написали, так и написали», но желание ничего не упустить и сделать как можно лучше. В письменных работах обе показывали умение работать с источниками, аргументировать, сравнивать, делать выводы, находить общее и различное. На мой взгляд, всё это также связано с хорошим развитием устной речи.
Работать с девочками было всегда легко, трудностей я лично не замечала. На семейной форме образования Валя и Люся у нас были первыми, поэтому было довольно интересно. Когда ученик любит учиться, учителю всегда интересно.
Анализируя, что я могу сказать о том, почему достигнуты такие высокие результаты? Наверное, всё же изначально способности неплохие. Немного не умещались в отведенные временные рамки, ведь дома нет четкого начала и конца занятия по звонку, но к выпуску сумели справиться с этим. Свой индивидуальный темп работы у девочек объясняется тем, что они хотели сделать как можно лучше. Разбирались, вспоминали, подбирали слова. Не так: что первое пришло на память, то и написали. А обдумывали – на это, естественно, требуется время. Редко дети проявляют себя таким образом.
Я думаю, у них всё впереди и им несложно будет продолжать учиться, находить общий язык. Всё у них сложится, пусть идут к своей цели. Будем их вспоминать как своих выпускников и ждать в гости.
Людмила Сергеевна Транчукова Транчукова Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, в профессии 28 лет, из них 8 лет директорского опыта, имеет звание «Почетный работник образования»:
– Выделялись тем, что читали. По сочинениям это можно было заметить. Проблем, связанных с семейной формой обучения, я лично не помню. В первую очередь семейная форма – это дело родителя и родительская ответственность. В нашем случае всё получилось очень и очень неплохо.
Обстановка в семье должна способствовать образованию. Когда такая обстановка есть, я лично против семейного образования ничего не имею. Тем более что наши девочки одновременно занимались еще и музыкой. Данный подход я считаю вполне оправданным.
Год от года дети меняются. Раньше на уроке я всегда видела глаза учеников, теперь они или норовят уткнуться в смартфон, или смотрят в окно. У Валентины с Людмилой желание учиться большое. Ничего удивительного, что обе в итоге оказались сильней остальных наших учеников.
Семейная форма обучения – это родительская ответственность: обстановка в семье должна способствовать образованию
Кроме того, мне хотелось предоставить девочкам дополнительные возможности. Кроме школьной программы мы участвовали в предметных олимпиадах, специально готовились к этому. Также я, как директор, просила их чаще играть на школьных мероприятиях и праздниках. Каждый раз дети и учителя с удовольствием слушали выступления девочек. Поэтому при желании «семейники» тоже могут вносить свою лепту в жизнь школы.
Описанная история – это история, как разные формы образования могут плодотворно сотрудничать вместе. Эстафету самообразования в нашей семье продолжает младшая дочь Маша. Она окончила курс начальной школы и, не дожидаясь начала нового учебного года, принялась за программу следующего, 5-го класса. Учиться на семейном образовании, двигаясь по пути, проторенному ее старшими сестрами, совсем не сложно. С нетерпением ждет она встречи с наставниками – учителями следующей ступени.
Гораздо полезнее было бы, если бы кто-то поделился успешным опытом воспитания православного ребенка в условиях агрессивной школьной среды.