Задумываясь о переводе ребенка на семейное образование, многие родители могут испытывать тревогу, сомневаясь, не ставят ли они под угрозу его образование и социализацию. Мы привыкли к тому, что школа – это серьезная и большая система, в которой работают профессиональные педагоги, психологи. А тут – только родители, и все. Это, наверное, самый сильный и губительный страх. Но избавиться от него можно, осознав, что, отдавая ребенка в школу, мы тоже идем навстречу неизвестности и ставим своего рода эксперимент. Среди наших опасений есть мнимые и реальные: давайте с ними разберемся.
Миф 1-й: «Дома учат только нездоровых детей»
Обучение в семье имеет давнюю традицию и существовало в России на протяжении нескольких столетий. До революции оно неизменно играло важную роль в образовательной жизни страны. Домашнее обучение подарило нашей родине таких прославленных людей, как поэты Михаил Юрьевич Лермонтов и Федор Иванович Тютчев, писатели Александр Николаевич Островский и Алексей Константинович Толстой, полководцы Александр Васильевич Суворов и Михаил Илларионович Кутузов, математик Софья Васильевна Ковалевская, химик и композитор Александр Порфирьевич Бородин и другие. После длительного перерыва домашнее обучение и его ценности вновь привлекают внимание родителей. Закон «Об образовании» рассматривает его как полноценную форму получения образования, наряду с традиционной школьной системой обучения. Статья 17 закона гласит: «Семейное образование – это форма обучения вне образовательной организации».
Сегодня во всем мире насчитывается около трех миллионов учащихся дома (т.н. «хоумскулеров»), прежде всего – в США и Канаде. В России таких детей уже более 100 тысяч. Большинство родителей выбрали эту форму отнюдь не из-за проблем со здоровьем: согласно исследованиям, которые проводило ЦПСО за последние 1,5 года, менее 7 процентов родителей указывают медицинские показания в качестве причины перехода на семейное образование.
Миф 2-й: «Мама – не педагог»
Многие родители всерьез сомневаются в том, что способны учить собственных детей. Но проведенные за последние 30 лет исследования не обнаружили связи между наличием педагогического образования у родителей и результатами обучения детей. Это значит, что любой родитель может быть педагогом для своего ребенка. Если вы любите своих детей и хотите помочь им полюбить учебу, то вы сможете приобрести и все необходимые для этого навыки и знания.
Подходы в семейном и школьном образовании сильно отличаются
Лишь немногие из родителей, продуктивно обучающих своих детей дома, имеют специальное педагогическое образование. Скорее наоборот: родители-педагоги свидетельствуют, что педагогическое образование и опыт работы в школе не помогал, а чаще мешал им, когда они начали налаживать обучение своих детей. Если в вашем представлении домашнее обучение выглядит так, что дети сидят за столами и слушают, как вы, стоя у доски, читаете им урок, поскорее выкиньте этот образ из головы. Ведь подходы в семейном и школьном образовании сильно отличаются! На домашнем обучении у ребенка очень много самостоятельной работы, и с каждым годом ее объем увеличивается, поэтому и роли родителя на семейной форме меняются год от года. Если в начальной школе родитель самостоятельно составляет учебный план и обучает ребенка, то в средней школе он, скорее, выступает в роль менеджера-управленца, который помогает ребенку самостоятельно спланировать свою деятельность и контролирует исполнение. В старших классах родитель выступает в роли ментора-консультанта, которого подросток привлекает, если у него появляются трудности.
Если вы научили ребёнка читать, то и научить его учиться самостоятельно вы тоже сможете. А как только вы научили ребёнка учиться самостоятельно, ваша задача сведётся к тому, чтобы способствовать этим занятиям: находить учебные материалы, устраивать экскурсии, подыскивать педагогов-наставников и т.п. – то есть делать всё, чтобы поддержать ребёнка в его учебных начинаниях.
Миф 3-й: «Без надзора и школы ребенок перестанет учиться»
Чаще всего родители находятся во власти иллюзий: ребенок ходит в школу – значит, учится. Но, забирая ребенка из школы, многие родители обнаруживают обескураживающий факт: реальных знаний нет. Получается, что в школу он просто ходит, а не получает знания.
Но даже больше, чем отсутствие базовых знаний по программе, родителей пугает мысленная картинка: ребенок, отпущенный в свободное плавание, целыми днями лежит и ничего не делает или сидит в телефоне. Однако проблема тут не в форме обучения, а в отсутствии мотивации. Получается, что семейная форма обнажает эту проблему, и наша задача – ее решить. А решать ее надо в любом случае.
Миф 4-й: «Социализация. А как же школа жизни?»
Самый распространенный вопрос о семейном обучении! У многих родителей складывается представление, что ребенок сидит один дома и все время учится. Что его общение сведено к минимуму, поэтому он не будет готов по окончанию школы к общественной жизни. Но стоит немного пообщаться с домашним учеником, как сразу становится понятно, что этой проблемы у хоумскулеров нет.
Обычно именно домашние ученики бывают более социализированы
Навыки социализации измеряются по таким критериям, как умение общаться со сверстниками, навыки работать сообща с другими, в том числе с людьми, отличающимися от него происхождением и убеждениями, представление о себе, качества лидера, стремление к участию в общественных делах, самооценка. И обычно именно домашние ученики бывают более социализированы. Они регулярно вовлечены в общественную и образовательную деятельность, осуществляющуюся вне семьи и без участия членов их семей. У них множество разнообразных дел: они с охотой ходят в спортивные секции и кружки, посещают экскурсии и т.д.. Исследования показывают, что взрослые, получившие семейное образование, чаще занимаются общественно полезной деятельностью и с большей готовностью посещают собрания по важным общественным вопросам, чем среднестатистические граждане. И даже семьи у них более крепкие!
Объяснение здесь довольно простое. Ребенок не закрыт в четырех стенах, а живет реальной жизнью в семье, где у него, помимо прав и свобод, есть обязанности и вызовы.
Миф 5-й: «Семейное образование – привилегия богатых»
Действительно, вложения потребуются. Но и в государственной, вроде бы бесплатной, школе мы зачастую тратим немало: оформление кабинетов, закупка штор и техники, школьные экскурсии, праздники, подарки учителям, оплата репетиторов, благотворительные сборы и другое. Важное отличие состоит в том, что на семейной форме именно вы занимаетесь управлением расходами на образование.
На семейной форме именно вы занимаетесь управлением расходами на образование
Деньги могут уходить на репетиторов, Интернет-школы, посещение обучающих групп. Конечно, придется покупать те учебные материалы, которые вам покажутся нужными и эффективными в учебе. Но многое можно найти и бесплатно. Учебники можно получить в школе, если вы прикрепились для аттестации. Или их можно скачать из Интернета, а также взять в городской библиотеке. Многие родители с радостью обмениваются книгами и пособиями. В Интернет-пространстве появилось много бесплатных уроков и других познавательных ресурсов для обучения дома. Можно найти группы для изучения того или иного предмета, которые организуют сами родители — платные и бесплатные. Можно и самому организовать семейный клуб, где родители предлагают свои навыки и знания: кто-то преподаёт математику, а кто-то – английский язык. В общем, обойтись небольшими финансовыми вложениями вполне возможно.
Миф 6-й: «У мамы не останется личного времени»
Один из распространенных страхов родителей – страх проводить много времени вместе с ребенком. Ребенок будет со мной 24 часа в сутки! Кошмар! Но это и так, и не совсем так.
Дело в том, что, обучаясь дома, ребенок много времени проводит без участия родителя. На семейной форме у детей больше самостоятельной работы. Также они активно посещают различные кружки и спортивные секции. С другой стороны, семейное образование – это труд и колоссальное терпение. Весь твой привычный уклад разрушается. Все-таки до этого большую часть времени каждый член семьи жил своими интересами, друзьями и заботами. И вдруг все меняется. Маме нужно реально что-то давать детям: знания, навыки труда, навыки элементарного общения, формировать круг общения, который будет влиять на ребенка и т.п. Адаптация при переходе на семейную форму будет обязательно. Желание вернуть свое личное пространство, усталость, раздражение – типичные мысли, которые будут посещать вас не раз. Если прежняя жизнь вас разобщала, то семейное образование усилит зависимость друг от друга. Но эта зависимость – шанс укрепить отношения, сблизиться, стать единым организмом, «одним телом». Это единство сделает вас и детей сильнее, менее зависимыми от влияния внешней среды и чужого мнения.
Сама среда становится общей, развивающей и мотивирующей к получению знаний
Самым большим открытием станет то, что учиться на домашней форме начинают все члены семьи. И семья начинает меняться: появляются общие ценности, общие интересы; сама среда становится общей, развивающей и мотивирующей к получению знаний. Недаром часто можно услышать фразу, что «семейное образование – это стиль жизни». Именно этот новый стиль приводит к тому, что мамы раскрываются. У многих обнаруживаются новые таланты, появляется смелость и уверенность в себе, желание реализовывать свои проекты. Они начинают работать дома, на фрилансе, или организовывать свои клубы. Но даже если они не стали работать, мамы видят, как изменились и дети, и отношения внутри семьи, и это становится огромным стимулом не останавливаться, а расти и развиваться дальше.
Не забываем про бонус: на семейном образовании вы не привязаны к месту и срокам. Вы можете в сентябре продолжать жить на даче, а учебную программу закончить к маю и уйти на заслуженные «каникулы».
Миф 7-й: «А как же физика и химия?»
Как ни странно, но именно этот вопрос заставляет многих родителей отказаться даже думать о семейном образовании. Они полагают, что сами не справятся, и придется нанимать репетиторов. Когда же спрашиваешь, что вы сами помните из школьной программы по этим дисциплинам, чаще всего можно услышать ответ: «Совсем ничего». В результате сомнения рождают страхи, и родители так и не решаются на семейную форму.
На самом деле эти тревоги основаны на простом стереотипе: родители по старинке думают, что в школе их дети освоят эти предметы, совершенно забывая о собственном разочаровывающем опыте. Но ведь как раз на семейном образовании можно вместе с ребёнком погрузиться в изучение устройства мира и понять, что школьная программа не так страшна, как кажется. Сегодня можно найти качественные книги и пособия, выбрать и прослушать лекции; можно обратиться к знакомым, которые лучше вас разбираются в химии или физике, задать вопросы, сходить в музей или записаться в лабораторию при ВУЗе. Но если к какому-то предмету душа не лежит, всегда остается возможность нанять репетитора или воспользоваться онлайн-уроками.
Миф 8-й: «А сможет ли он сдать ЕГЭ?»
Велик страх родителей перед ЕГЭ. Еще больше он становится в наших условиях, когда почти нет статистики или исследований о том, с какими результатами домашние ученики сдают итоговые экзамены. (Мы же помним, что в аттестате никакой особой пометки о том, что ребенок учился дома, нет). Могу сказать на примере своих детей, которые прошли ГИА, и на примере детей из знакомых мне семей, которые уже успешно учатся в ВУЗах: ЕГЭ все они воспринимали как вызов. Дело в том, что при прохождении любого экзамена домашние ученики чувствуют себя увереннее. Да и шансы на успешную учебу в ВУЗе у них выше, потому что навык самообразования, так необходимый в студенчестве, у домашних школьников развит сильнее, чем у школьников.
Большинство хоумскулеров, как и обычные школьники, целенаправленно занимаются подготовкой к ЕГЭ. Это необходимо не потому, что уровень их знаний ниже, а потому, что логика тестов требует специального объяснения. Ни для кого не секрет, что и школы весь последний год посвящают именно «натаскиванию на тесты ГИА».
Если мы обратимся к опыту стран, где движение хоумскулинга развито сильнее и уже более 30 лет проводятся целенаправленные исследования, то увидим очень позитивную и оптимистичную статистику. Данные показывают, что дети, находящиеся на семейной форме обучения, обычно получают высокие баллы (на 15–30% выше, чем ученики очных школ) за стандартизированные тесты успеваемости и, как правило, лучше среднего сдают тесты SAT и ACT (аналог нашего ЕГЭ). Многие университеты и колледжи целенаправленно занимаются привлечением детей, получивших семейное образование, так как справедливо полагают, что из таких детей получаются замечательные студенты.
Миф 9-й: «Близкие не поймут»
Несмотря на то, что семейное образование становится с каждым годом все более популярным, вы не защищены от недопонимания или откровенного осуждения со стороны родных и знакомых. Вам придется еще долго участвовать в дискуссиях и вступать в споры, объясняя, что семейная форма обучения — это не компромисс для детей с проблемами здоровья, а полноценная альтернативная форма обучения, при которой родители реально берут на себя ответственность за образование детей. Будьте готовы к тому, что особенно велико будет давление со стороны близких родственников и бабушек-дедушек. У них не укладывается в голове: как это – не ходить в школу?
Особенно велико будет давление со стороны близких родственников и бабушек-дедушек
Большинство из них не знает о существовании огромного количества обучающих ресурсов, они не в курсе, что всемирно известные вузы открыли доступ к своим лекциям для всех желающих, а издательства выпускают невероятные обучающие детские книги. Запаситесь терпением и рассказывайте им о новых возможностях. Некоторые бабушки поначалу так болезненно переживают уход внуков из школы, что их приходится успокаивать, демонстрируя справку о прикреплении к школе для прохождения аттестаций.
Но уже через короткое время родные и знакомые с удивлением замечают положительные изменения в культуре, языке и уровне образования детей, и их отношение резко меняется.
Миф 10-й: «Это не для многодетных семей»
И, наконец, позвольте разрушить еще один стереотип: семейное образование возможно только для семей с одним, максимум двумя детьми. Однако мы видим (например, в США и Канаде), что успешнее всего семейное образование практикуют как раз многодетные семьи, в которых может быть 5–10 детей! Более того, с точки зрения логики семейное обучения, многодетная семья – это еще один дополнительный ресурс для успешной учебы: во-первых, в многодетных семьях взрослые дети часто помогают родителям в обучении младших, а во-вторых, именно домашняя занятость мамы часто стимулирует детей активнее пользоваться предоставленными им возможностями для самостоятельного обучения.
Так что же? Стоит ли бояться семейного образования? Нужно ли обладать какими-то специальными знаниями или ресурсами, чтобы решиться на обучение детей дома? Ответ один – нет! Напротив, семейное образование – мощнейший стимул для гармоничной и успешной учебы и счастливой жизни семьи!
А что говорить о вере, ценности семьи, целомудрии...
Если бы школа, взяв все время ребёнка, ему все это давала взамен! Возможно, и споров бы не было о семейном или школьном.
Родители должны знать что у них есть выбор, есть законное право не отдавать детей в школу (или забрать оттуда - если они захотят).
И дело не только в законных правах родителей самим решать, как будут учиться их дети. Как можно больше людей должно узнать - что у них реально есть такая возможность.
Что многие семьи, в том числе многодетные, обучают детей на СО (можно довольно легко найти этих людей,увидеть результаты..); что можно это делать по школьной программе, а можно использовать другие программы.
Нашей многодетной семье СО "позволило" переехать из Москвы, и организовывать нашу жизнь так как мы считаем нужным и полезным для нас и наших детей.
Испытав все прелести школы со старшими искали альтернативу. Бог послал отца Дмитрия Смирнова и его передачи о семейном образовании. Решились, страшно было не то слово! Мозг кипел! Прошел год не представляю себе другого образования. Не верьте тем комментариям которые рассуждают о СО не попробовав что это такое! Всё равно, что жителю пустыни объяснять, что такое снег. Изучайте опыт тех, кто уже прошел определенный путь. СО подходит не всем! Трудно перестроить свои мозги и время! Точно не будет времени смотреть телевизор)
Но уважаемые родители, выбирающие СО. Не кажется ли вам, что горделиво и самонадеянно считать, будто вы сами справитесь с обучением лучше профессиональных педагогов?
Если у вас есть возможности приглашать домой специалистов, тогда-понятно. Вы всего лишь лишите своих детей, первого звонка, школьных друзей, умения выстраивать свои отношения в коллективе, вместе преодолевать трудности, радоваться общим победам и т.д. Если-нет, очевидно же, что качество обучения будет ниже..
Успешные люди с деньгами детей не просто в школы, а в школы и вузы заграницу отправляют, хотя у них бы были деньги и время на СО. Никогда не думали, почему?
Я лично не ходила в садик. И то ощущаю как мне не хватает того опыта! А если б я в школе не была? Выросла бы неадаптированным изгоем. Как можно добровольно своему ребёнку это желать?
Создается впечатление, что вы получили свое образование тоже дома. Мы все из общеобразовательной школы. То, о чем вы пишите, было в школах всегда и в советское время и настоящее. Да, в школах есть проблемы, но вы ратуете не за лучшее образование, а ужасаетесь и желаете оградить своих чад от плохишей. Похвально, конечно. Правда плохиши никуда не денутся и в послешкольной жизни. Вот как раз воспитать своего ребенка с иммунитетом от "пить, курить, заниматься сексом с 7-го класса" и есть задача родителей. Запретный плод всегда сладок - помните об этом, когда просто ограждаете детей от действительности. Мы, родители, должны выпустить во взрослую людей, понимающих что есть что
Зато сколько "социализированных" школьников я встречаю в спортсекции, пока жду своего младшего сына! Зайдите в любую раздевалку, послушайте и посмотрите как ведут себя ребята. А еще у нас школа во дворе.Слабонервным лучше держаться подальше
Тут вроде все православные верующие, соответственно понимают, что Бог дает родителям детей для воспитания и ОБРАЗования. И мы, родители, в ответе перед Богом, что мы вложили в наших детей. Или все реально считают, что после школы (даже православной гимназии) дети будут с православным мировоззрением??? Когда ему 11 лет втирают про теорию эволюции и "наших предков" обезьян? Ну-ну)))
А про школьную социализацию я вообще молчу. Пить, курить и заниматься сексом дети начинают класса с 7го (а то и раньше). Родители, которые говорят: мой ребенок не такой, скорее всего плохо знают своего ребенка...
И я считала, что у меня слишком много дел и так, чтобы добавлять к ним ко всем еще и администрирование учебного процесса , причем у всех детей сразу (старшему школьнику было 12 лет на тот момент).
Слава Богу, нас этот страх не остановил. Мы здраво проанализировали - а что мы теряем, попробовав перейти на семейную форму образования?
Собрали информацию, встречались с людьми, принимали взвешенное решение.
Сейчас жалеем только об одном - что не ушли на СО раньше.
Если родители, закончив школу, не способны передать своим детям полученные знания, то что это была за школа? Учителя предметники не являются обладателями тайных знаний, которые нельзя было бы не найти в книгах простому смертному.
Как не каждый пассажир такси может быть его водителем, так не каждый выпускник школы может быть учителем. Поинтересуйтесь программой педагогических ВУЗов и спросите себя, обладают ли родители всеми знаниями и навыками педагога. Я уж и не говорю про опыт преподавания, накапливаемый десятилетиями непрестанной борьбы с оболтусами и нарушителями классной дисциплины -- такой опыт ни в одном учебнике не найти, даже в заграничном.
Если Вы не разделяете эти убеждения, то высказаться можно. Но вести себя так по-хамски -то зачем?
Наши дети тоже учиться дома. Папа - доктор наук, активно помогает ребятам. Все, кто знаком с нами однозначно обращают внимание, что у детей хорошая речь и прекрасный багаж знаний. По некоторым предметам мы обгоняем школьную программу. Старший ребёнок успешно сдал ЕГЭ.
Мне кажется, что все эти негативные высказывания, связаны с отсутствием опыта СО. Помогай нам всем Господь на выбранном пути.
Пропагандировать домашнее обучение в нашей действительности неразумно.
Кому оно подходит, сами столкнутся с её необходимостью.
Кто вынужден сидеть на домашнем образовании, так тем просто деваться некуда.
Остальные после неудачных экспериментов вернутся в школу.
Как стоек миф о социализации! Когда сын был во втором классе на СО (сейчас уже в 7), знакомые меня уверяли, что он будет диким и не научится общаться. Спорили ровно до тех пор, пока не увидели его - обычный веселый общительный ребенок. Социализация - умение общаться с окружающими людьми, умение быть гибким и адекватным... помимо школы есть множество возможностей эти навыки тренировать. Да, родители должны организовать ребенку на СО общение, учить его жить в обществе, соблюдать нормы поведения и т.д. Кстати, неадекватные школьники - откуда они берутся?
Я за домашнее образование!Наша школа НИЧЕМУ (кроме плохого) не учит, и вся мерзость липнет к детям именно в школе) ну а начинается все с дет.садика)
В моем подъезде парень ушел из 5 класса школы на домашнее образование, отучился дома, не знаю как сдал ЕГЭ, но сейчас уже заканчивает Колледж и собирается в армию, ничего в его поведении и речи меня не насторажило, обычный парень, просто учился дома, минусов никаких, из плюсов что я заметила пока не курит, не пьет не наркоман, мата не слышала, волосы зелёнкой не красит, не хамло и нормально разговаривает со старшими!Сравнить есть с чем, кроме пользы более ничего не увидел
Сильно подозреваю, что те люди, которые пишут здесь негативные комментарии просто ничего не знают о семейном образовании, но на всякий случай считают нужным его обругать.
По российским законам образование детей лежит целиком в сфере ответственности родителей. Каждый выбирает для своих детей лучшее. Что тут спорить?
У меня ребенок в 5м классе на семейном обучении. Не понимаю вообще в чем может быть проблема обучать его дома. Занимались без репетиторов. Все аттестации сдал успешно. Кроме школьной программы успели огромную тучу всего другого. Считаю, что он прекрасно социализирован. Очень рада, что мы на СО. В семье еще трое детей.
Да, статистика говорит, что семейное образование на подъёме. Но о качестве такого образования статистика умалчивает. И о причинах тоже. И о последствиях.
Качество домашнего образования на Западе выигрывает по сравнению с гос.школами "для народа", в которых образования практически нет. В России пока нет такой сегрегации, поэтому и преимуществ тоже нет. Причина "хоумскуллинга" - школьный "буллинг" и пресловутая толерантность: не всем родителям нравится, когда мальчики приходят в школу в девчачьих платьицах и макияже, а девочек превращают в "томбоев". Результат "хоумскуллинга" - ребёнок-социопат, не умеющий встроиться в коллектив. На Западе это уже пандемия.