Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло

    

Наш постоянный автор Андрей Рогозянский, папа, обучающий своих детей дома, делится впечатлениями и выводами о возможностях, которые дает форма семейного образования. Это — частный опыт одной семьи. Мы понимаем, что тема семейного образования — предмет очень многих споров и обязательно продолжим ее в дальнейшем и уже сейчас с благодарностью прочтем мнения и рассказы о вашем опыте семейного обучения в комментариях под этой статьей.

Тема семейного образования для меня как родителя проста и привычна — из пятерых моих школьников только один ходил в класс на протяжении нескольких лет. Старшие сыновья давно отучились экстерном, получили аттестаты и поступили, продолжив свое образование (Санкт-Петербургские музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова и Университет кино и телевидения). Две дочери в скором времени станут выпускницами, младшая, обучаясь также на дому, нынешним летом перешла в 3-й класс.

Результаты, слава Богу, радуют, так что учителя, ранее не имевшие опыта работы с экстернами и поначалу искренне не понимавшие, что это за семейное образование такое, стали выражать одобрение и поддержку. Они потихоньку вздыхают, проводя параллели со сверстниками и размышляя о своей нелегкой учительской доле. Иметь дело с коллективом из современных подростков — и впрямь, требует от педагога недюжинного терпения и напряжения сил.

О том, как войти в реку

Что побуждает маму и папу начать учить детей вне школы? Семейное образование объединяет разных родителей. Дома обучают детей приверженцы свободного воспитания и те, кто убежден: школа размывает консервативные ценности. Семейное образование — это и творчество, и твердость устоев одновременно. К нему естественным образом приходит тот, кто с сомнением относится к общественному мейнстриму. Сбережение детства и незаформализованный подход к развитию ребенка — вот главные ориентиры и цели.

Как в эту реку вошел я лично? Вспоминаю середину 1990-х и единственный, исключительный на то время пример в Петербурге борьбы за право самостоятельно учить детей. Моя близкая знакомая Валентина Петрова, мать пятерых детей, поставила целью добиться от ближайшей школы и руководства департамента образования разрешения на семейное обучение. И добилась, заставив себя уважать и выучив всех своих ребятишек на «отлично»!

А знаете, что значит дружная семья? Это — когда ты заходишь в дом, и все сразу собираются к гостю в прихожую. Один предлагает домашние тапочки, другой отправляется ставить чай и накрывать на стол.

Семья Петровых всегда выделялась своим дружным нравом. Светлые детские лица, живость в характерах, взаимопомощь. Поневоле я стал задумываться. Перед глазами были примеры других православных семей, в которых родители, казалось бы, также хотели воспитать детей правильно, но слишком уж много времени каждый находился вне дома и был занят своим: старшие – на работе, а дети – на уроках.

Сегодня я могу сказать с уверенностью: школьная среда конкурирует с семьёй за душу ребёнка. Хотим мы того или нет, между ними происходит как бы перетаскивание каната, невидимое, но вполне ощутимое. Тем, кому дороги семейные ценности, семейное обучение определенно стоит попробовать!

Педагогом быть обязан

Фото: theloushe Фото: theloushe
    

Если линейно перенести рамку общеобразовательной школы на жизнь ученика-экстерна и его родителя, может показаться, что школа на дому — удел высоколобых умников и экспериментаторов, нечто вроде человека-оркестра или синхрофазотрона своими руками. Воображение рисует изнурительный марафон, в ходе которого родитель с частотой одного раза в сорок пять минут меняет обличья, от преподавания рисования до интегрального счисления и от ОБЖ до особенностей экономической географии государств Юго-Восточной Азии.

Это ошибочное мнение. Семейное образование практикуют совершенно обычные родители и дети. Желание и собранность при этом требуются больше, чем особые дарования.

Первый вопрос, обращаемый к нам: «Вы с женой, наверное, педагоги?» Да, у нашей мамы — диплом об окончании педвуза плюс вдобавок научная степень кандидата наук. Хотя, дело не в этом. Выучить детей на «отлично» может родитель, не имеющий высшего образования. А уж курс начальных классов осилит с ребенком практически каждый. Педагогический навык естественен для пап и мам. Любой из родителей для своих детей — природный учитель и педагог.

Особенно теперь дистанционное образование перестает быть экзотикой. При желании легко можно получить самую разную информацию. Специализированные порталы предлагают видеоуроки на любой класс и предмет, обсуждения на интернет-форумах «семейников» проясняют какие угодно нюансы. Сохранится ли в будущем школа в своем привычном виде, мы не знаем. Ясно, что роль школьного учебника и пересказа его содержания учителем в классе уже не столь велика. Возможности для самообразования ширятся с каждым днем.

Меньше да лучше

Одно из открытий, которые делает для себя родитель, решившись на семейное обучение: школьный курс относительно невелик. Сильный ученик почти не заметит времени, затраченного на учебу и ежегодные аттестации. Наши дети звезд с неба не хватают — им, увы, слабовато дается математическое, абстрактное мышление. И, несмотря на это, две трети предметов они могли бы сдавать в режиме «два класса за год». Вопрос, для чего? Вундеркинды, поступающие в ВУЗ в 12-летнем возрасте, с точки зрения педагогической пользы, — достижение весьма специфическое.

Организационно, в жизни общества школа высится этакой громадой. Однако аттестационные требования не содержат в себе ничего сверхъестественного. Особенно в пересчете на длиннейший одиннадцатилетний период, в который дитя плюшевым зайчиком переступает порог первого класса, а встает из-за парты 17-летним, созревшим молодым орлом. От занятий в таком необыкновенно обширном объеме можно было бы, честно говоря, ждать и более впечатляющих результатов.

Школа ужасно громоздка. 90% своих стараний она тратит на обустройство классно-урочного конвейера — оперирование большими ученическими массами, координацию, согласование, администрирование, бухгалтерию, безопасность, учет и контроль. Ненормальная скученность в классах по тридцати и более человек исключает индивидуальную работу.

Различие в способностях и показателях успеваемости разных детей вынуждает педагога устанавливать планку преподавания на уровне среднем и ниже среднего. Классно-урочная система — плод мучительного компромисса, напоминающего известную сказку о дюжине шапок, пошитых из одной овчины. Черепашьим шагом движется учебный процесс, дожидаясь, пока до самых слабых дойдет содержание прописных истин.

Экстернат — это распорядок, больше напоминающий занятия студента-вечерника или студента-заочника: самообразование, консультации, экзамен или контрольная. Загруженным выдается окончание учебного рода. Половина апреля и май в нашей семье — школьные месяцы, в остальное время освоение общеобразовательных предметов проходит как бы само собой, без особого напряжения.

Научить учиться

    

Сесть и сделать пять-семь уроков русского и по половине раздела географии и истории — это нормально, в самый раз! Новые темы наши дети разбирают без участия старших, исключение составляет лишь английский язык. Периодического просмотра родителя требуют проблемные дисциплины. Этот распорядок постепенно отлаживался у нас в первые годы, ведь для начала следует научить ребенка учиться.

На первых порах домашний ребенок слабо осознает необходимость ехать в чужое место и отвечать на вопросы строгой чужой тети. Но мало-помалу школьные правила игры проясняются. Благо, школы, работающие с экстернами, идут навстречу и предоставляют возможности консультаций и разовых посещений классных занятий в течение года — «сверки часов» родителей, ученика и учителя.

Дети-«семейники», как правило, бывают прекрасно подготовлены к первому классу: свободно читают, считают, пишут и пересказывают, имеют неплохую эрудицию, послушны, внимательны, старательны, собраны. Начало пути, таким образом, проходит на положительном фоне. Формальная сторона сведена к минимуму, школа не наваливается на ребенка всей своей массой, не вызывает стрессовых реакций (в психологии «стресс первого класса» — вполне утвердившееся понятие). Меньше отвлечений, срывов в баловство и дурачение. Ничто не мешает ребенку учиться!

Под конец второго класса он обычно уже входит в ритм, и взрослому не приходится корпеть, организовывая учебу «от и до». В многодетных семьях старшие дети, «эксперты», недавно только освоившие тот же курс, неплохо сопровождают младших и помогают им.

Наконец, наступает момент, когда взрослый замечает, что дети сами начинают ограничивать его участие в обучении. Вместо хождения под родительским оком они предпочитают разбирать материал самостоятельно и задавать отдельные вопросы. С этого момента мотор самообразования заработал, поздравляем!

Семейное означает превосходное

Но это полдела. Облегчив школьное бремя, мы получаем встречную проблему: чем занять детство? Частью чего, какого проекта подготовки к жизни, развития и воспитания таковое является? Мне приходилось встречать семьи, где детям внушалось пренебрежение к образованности, к мирской жизни, а между тем годы и дни протекали беспорядочно и не были заняты сколько-нибудь большим, важным делом. Семейное образование являлось путем наименьшего сопротивления, способом «откосить» от докучливой школы. Дети учились кое-как, скучали, бездельничали, впоследствии же получали от родителей смартфоны, компьютер и, подобно остальным сверстникам, «зависали» в сети.

Печальные примеры, заставляющие меня как родителя раз за разом анализировать собственные действия…

Конечно же, семейное должно означать превосходное, никак не иначе! Важен не сам по себе нешкольный статус ребенка, но практическая деятельность, осуществляемая в близком контакте с наставником, профессионалом и мастером своего дела. Это может быть спорт, может быть искусство, техническое творчество, подготовка к церковнослужению или привлечение к семейному бизнесу даже — почему нет?

Учиться тому, что станет делом всей жизни

Фото: isabelle.puaut Фото: isabelle.puaut
    

У нас в семье главная образовательная миссия возложена на занятия музыкой. Если кто знает, как строится обучение классическому исполнительству, тот понимает разницу со схоластическим, отчужденным характером школьного обучения. Хороший музыкальный педагог воспитывает и развивает ребенка всем своим образом, манерой держаться, высоким настроем, своей преданностью музыке как делу и любви всей жизни. Классическая культура в отличие от других, более легких направлений и жанров, выделяется стройностью, выверенностью, дисциплиной, неприятием всякой поверхностной самодеятельности и дилетантизма. Это одна из наилучших основ для становления юной души во всех ее проявлениях, включая духовные и нравственные.

Одиннадцать лет до окончания школы — период жизни, в который большинство детей, к великому сожалению, монотонно «проходят» тему за темой (подобное обучение философ и учитель по профессии Василий Розанов (1856–1919) называл «уроками ботаники на дровяном складе»). А ведь время это может быть отдано поистине замечательным открытиям, прикосновению к гармонии, к истории культуры, работе над собой и стремлению вперед!

К старшим классам ученик общеобразовательной школы едва только начинает задумываться над тем, кем ему быть. Он слышал о многом, но мало что умеет, знает обо всем и ни о чем. Поверхностные прогулки-экскурсии в различные области знаний, — это слишком расточительный жест для цивилизации, которой известны пятнадцатилетние капитаны и фронтовые медсестры, победители спортивных состязаний и изобретатели, авторы бессмертных шедевров и мученики за веру.

Социальное против стадного

Беспокоятся, не навредит ли семейное образование социализации. Детей, которые учатся дома, представляют этакими угрюмыми молчунами и одиночками. Но это совершенно не так! В своих детях я нахожу потенциал любознательности, открытости, стремления к подлинному в отношениях, к познанию мира. Семейное образование на то и существует, чтобы детство смогло сохранять свои естественные черты.

Сложилось определенное недопонимание по поводу социальности. Странно бывает слышать, что молодой человек, воспитываемый по лекалам массовой культуры, захваченный подростковыми модами и поветриями, якобы соответствует социальным критериям и потребностям. Эгоизм и расслабленность, пошлость и стадность ни в коей мере не могут рассматриваться как общественно положительные явления!

Наши дети непохожие, они меньше склонны делать, как все вокруг. Возможно, что в будущей взрослой жизни они будут проигрывать в чём-то своим напористым сверстникам. Но если человек рос в дружном домашнем кругу, в тесном контакте с природой родного края, с лучшими культурными образцами и церковной традицией, если его обошли стороной голливудские блокбастеры и компьютерные «стрелялки», то с большей вероятностью из него выйдет хороший гражданин и коллега по работе, семьянин и родитель.

Стать семьей благодаря семейному обучению

Фото: nesson-marshall Фото: nesson-marshall
    

Семейное образование — штучный товар. В перспективе образование на дому в России останется уделом немногих. Напомним, что в США экстерном учатся около 1,1 миллиона детей. Ассоциации хоумскулеров, активные, деятельные, охватывают всю территорию страны. «Выбор образовательных альтернатив» по отношению к государственной школе дискутируется в числе центральных тем на общенациональном уровне. Нашим «семейникам» подобного успеха не снилось.

Школа удобна. Для современности она играет ровно ту роль, которой не хватает семье, экономике, государству, политике. Это социальная технология, отлаженная и позволяющая родителям ходить на работу, детям быть занятыми, а политикам и правителям кроить нужным образом мировоззрение новых поколений.

Напротив, семейное образование — это не какое-нибудь отдельно взятое решение, но выбор всего направления жизни. Это то, что заставляет старших размышлять и искать, переустраивать себя самих. О нешкольной учебе детей не может идти речи, пока в доме не установлена положительная и плодотворная среда, пока нормой не стали тесные, дружеские отношения с родителем, самостоятельность и сотрудничество, настрой на получение конечного результата.

По крайней мере, один из супругов обязан посвятить себя семье и детям, отказавшись от карьеры и внешнего статуса, от беззаботного проведения досуга. Если не так, ребенок неминуемо будет скучать дома, чувствуя себя отделенным и обделенным общением, событиями, вниманием.

А что, если, в том и соль — чтобы домашней школе выступить заданием, позитивным вызовом, общим для всех? Дорогу осилит идущий, и самостоятельность и товарищество не берутся сами собой, из ниоткуда. Они зарождаются в самопреодолении и развитии. Это достойная награда за месяцы и годы совместного труда.

Семейное образование — поистине замечательная школа для мам и пап, повод к проявлению лучших качеств. Наша семья стала семьей, во многом благодаря семейному обучению. По прошествии времени мы с супругой убеждаемся в этом.

Андрей Рогозянский

Источник: Фома.Ru

29 июня 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталья 14 июня 2018, 10:36
Добрый день я не за и не против домашнего образования но думаю-каждый должен заниматься своим делом . Мы говорим прелести жизни общество. А это ведь мы с Вами и наше отношение во многом не правильное и привитое нашим детям . Начни с себя и мир изменится . Поменяй отношение к вещам кои тебя беспокоят. Приезжая в Псково Печерский монастырь где царит любовь ты-начинаешь купаться в этой любви и хочется стать намного лучше чем есть. Мы все потребители и мало кто умеет любить этот Божий мир. Можно закрыться дома и сидетьэне выходя из него а можно нести-свет и любовь христианскую и делать мир добрее и светлее с помощью Божьей.
М.13 июня 2018, 18:04
Слава Богу, мы с братом не ходили в детский сад, детство наше пришлось на 90-е годы,папа был предпринимателем, хорошо обеспечивал семью, мама могла позволить себе традиционно сидеть дома с малышами,- сейчас понимаю, насколько мы были спокойнее, воспитаннее и ответственнее многих первоклашек, когда пришло время идти в школу.
Passagirca18 декабря 2017, 21:57
Прекрасный материал для размышлений. Мой внук заканчивает 11 класс и я жду с нетерпением,когда он покинет школу. Порядки и атмосфера в школе,где учится мой внук,меня просто приводят в ужас! Я всегда думаю"Бедные дети! Что приходится им выдерживать!" Знать бы о возможном домашнем обучении когда он был маленький,ни за что бы не отдала его в школу!Спасибо за полезную статью,хочется верить,что молодые родители задумаются!
Евгения20 октября 2017, 07:02
Помню свои школьные годы, которые пришлись на 90-е. Скажу сразу, что школа мне не дала никаких знаний. Было время, когда находясь в классе, я даже не знала, что мы проходим (сидела на уроке, рисовала, например). Так вот, я никогда не забуду, как за один вечер моя мама подготовила меня к контрольной по алгебре, фактически пройдя со мной материал за прошедший год. Контрольную я сдала на четверку. А ещё вспоминаю, как однажды в школу не ходила месяц и я должна была сдать изучить материал самостоятельно, чтобы меня аттестовали. Так вот, за неделю я сдала аттестацию по всем предметам, совершенно не напрягаясь. А школу я ненавидела из-за бесконечных издевательств со стороны одноклассников.
9 июля 2017, 13:01
Приветствую автора статьи и всех читателей!Я отец пятерых детей.И я совершенно не доволен современной школой.Но есть два но,почему я не могу перевести детей на домашнее образование.
1.Если всецело посвятить себя образованию детей,то где брать деньги на содержание?Хочу предвосхитить упрёк, я всецело посвящаю себя детям.У меня нет личного времени (и я счастлив).Но мне необходимо ходить на работу, чтобы прокормить свою семью.
2.Моим детям,как и всем остальным,рано или поздно придётся выйти в мир и столкнуться со всеми"прелестями". Отвечая им сейчас на "неудобные" вопросы,я имею возможность создавать некий иммунитет.Потом,в их взрослой жизни,такой возможности у меня может не быть.
Спаси всех Бог
Светлана 9 июля 2017, 12:24
Добрый день. Мне бы тоже хотелось узнать, или почитать мнение приверженцев семейного образования на счет особенных детей. В следцтвии поражения центральной нервной системы при беремености, мой ребенок отстает в развитии от своих сверстников на один год. Нас отправляют в специальную групу в саду. Мне совсем не хочется. Специалисты и врачи настаивают, мотивируя тем, что у меня нет должного образования, что я сама не справлюсь. А у меня душа разрывается, что я дома, а мой ребенок целый день в саду.Даже раньше из сада забирать не дают. Мол, не положено. Может кто-нибудь сталкивался с данной проблемой? Или где-нибудь почитать об этом можно?
Автор публикации 5 июля 2017, 09:17
Екатерине: Пишите заявление, любая школа по закону обязана организовать вам годичную аттестацию, но лучше, если это будет школа с опытом работы с экстернами, дружественная.
Ольге: погодок соединяйте в один класс, это очень помогает и со всех точек зрения лучше.
Олегу: не имею опыта, не могу сказать, в коррекционных школах обычно действуют инд. программы обучения.
Екатерина Шелехова 3 июля 2017, 16:51
Статья очень интересная. В свое время я забрала детей из садика (очень часто болели) и стала сама с ними заниматься. Так вот мои дети в первом классе знали и умели больше чем их сверстники, которые прошли весь детский сад. Я об этом не жалею. Но с садиком все понятно, написала заявление и все. А вот как в школе оформить домашнее обучение, документально.
Ольга 2 июля 2017, 19:04
С интересом читаю статьи про опыт домашнего обучения. Хорошо бы ещё почитать мысли детей на эту тему, тех, кто отучился дома и поступил в вуз. Не совсем согласна с тезисом, что это каждому родителю под силу. Все-таки тут должна быть хорошая материальная база, которую трудно обеспечить одному взрослому, особенно, в многодетной семье. Ещё мне немного непонятно, как многодетный родитель организовывает "уроки" всем детям, особенно, в начальной школе, если дети-погодки и есть малыши, которые в садик на ходят. Надо же успевать и домашние дела делать. В моем воображении это работа на износ, не каждый сможет вынести такой режим. Ну и к педагогике должна лежать душа) Спасибо автору за статью!
Мария Шевелёва29 июня 2017, 20:42
Как жаль, что я была воспитана "общей" школой, тратила время, силы, эмоции на "жевание" и пережёвывание понятных и мне известных знаний, которые я получала, читая, занимаясь дома, самостоятельно. Окончила школу с серебряной медалью, потом мехмат университета, но даже когда сама стала мамой, не прониклась идеей домашнего обучения - мне казалось, что это сложно, трудно и я не смогу. Сейчас мой младший сын на своих детях демонстрирует успехи домашнего воспитания и образования: дети не ходят в садик, читают с 4-х лет более бегло и осмысленно, чем школьники начальных классов. Успешно занимаются в музыкальной школе у профессионалов: Арина (5 лет) класс скрипки, Арсений (3 года) вокал.
Олег29 июня 2017, 20:13
Скажите, Андрей, могут ли обучаться на дому дети с синдромом Дауна? Интересна Ваша точка зрения.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×