Не смогла пройти мимо вопроса домашнего образования, который поднял Андрей Рогозянский. Тема отличная, но очень уж индивидуальная. Я верю, что учить детей дома – здорово, полезно, а иногда и просто – единственный выход. Но мои дети учатся в школе, и школой мы пока что довольны. В нашем случае это, надеюсь, правильный выбор.
Мыслями о семейном обучении я вдохновлялась примерно до трехлетия своей старшей дочери. Позже поняла, что в моей конкретной ситуации это, скорей всего, утопия. Однако я по-прежнему восхищаюсь родителями, решившимися на эксперимент, а мои собственные дети не ходят в садик и дошкольное образование (кроме отдельных направлений) все же получают дома.
Но, имея опыт дошкольного домашнего образования, на данный момент девятилетний (старшая уже в школе, средняя пойдет в сентябре, а младшему «образовываться» дома еще два года), я хочу немного рассказать о «подводных камнях», которые стоит учитывать, принимая решение о месте дальнейшего обучения ребенка.
Не сгореть в «домашнем очаге»
Первое, о чем хотелось бы сказать – это стратегия жизни семьи. «Несадовское» детство и домашнее обучение детей иногда можно совмещать с работой – иногда нет, все зависит от профессии родителей. Поэтому мать (а чаще остается «сидеть» с детьми именно она) должна хорошенько продумать: точно ли она готова оставить работу?
В моем случае все сложилось так, что без отрыва от рождения детей я сначала подрабатывала и закончила вуз, потом продолжила работать по любимой специальности. Но это не я такая «умная», а вуз и дальнейшая специализация позволяли. И муж с самого начала был настроен на то, что работать мне надо – для поддержания «интереса к жизни». То есть он был готов к тому, что «работа» временами совсем не приносила дохода – деньги шли на оплату визита няни раз в неделю, а часть домашних хлопот и занятий с детьми он и сейчас берет на себя, освобождая мне время.
Лишь однажды пришлось совсем туго – я сникла и отдала детей в детский сад… на целых два месяца.
После чего поняла, что лучше, случись что, посижу за компьютером ночью, чем буду снова слушать душераздирающий плач сына и скромные вздохи младшей дочери с ее еженедельными попытками спастись от садика в простуде. Потом быт наладился, дети немного подросли, и совмещать семейные дела с профессией вновь стало не слишком сложно.
Но вот у моей знакомой, студентки медицинского вуза, все сложилось иначе – доучиться по выбранной специальности с детьми не удалось, в их альма-матер такие вольности не предусмотрены. Другая знакомая отдала детей в детский сад, так как ее профессия не подразумевает фриланса, а жизнь вне профессии для нее и всей ее семьи – сродни каторге.
Собственно, об этом надо думать без ложного идеализма. Иначе может получиться так, что в пылу «православно-традиционного» вдохновения женщина ринется с головой в «домашний очаг»… А лет через десять обнаружит, что в этом очаге от нее остались одни головешки. И – что еще хуже – ее самопожертвование окажется толком никому и не нужно. Ведь муж все чаще будет с тоской вспоминать, что женился вроде не на «наседке», а на талантливом, например, музыканте, дети заразятся беспросветной депрессией мамы, а мама возненавидит всех и вся за свою «испорченную жизнь».
Если вы понимаете, что, как и в моем случае, «домашнее детство» можно совместить с любимой работой – тогда про садик можно забыть. Если уверены, что ваше призвание – именно учительство в кругу семьи, вам можно не ломать голову, в какую школу поступать. Если же дважды ответ «нет» – лучше еще раз оценить силы.
Да, достойное воспитание детей – одна из главных целей для родителя. Но не единственная. В конце концов, каждый из нас не только родитель, но и просто христианин, и супруг, который должен сохранять в себе искры радости и интереса к жизни и своей семье, а не только стиснув зубы «исполнять свой долг».
Да и воспитывать детей можно не только в режиме 24/7. Более того, если нет призвания к роли учителя, то воспитание и образование дома – вообще под угрозой. Я знакома с одним взрослым мужчиной, который овладел греческим языком и неплохо выучил латынь – зато никак не может освоить хотя бы пять фраз на английском. Просто в детстве его очень серьезно «натаскивал» на знание английского хорошо владеющий языком отец…
Кстати, я тоже тот еще «учитель английского». Могу наглядно и доходчиво объяснить математику (мне она сложновата, а потому – интересна), спокойно помогаю ребенку делать уроки по русскому (ну это же жуть как захватывает!), но английский… Мне кажется, что это просто, но скучно, и я начинаю вскипать, если дочь «тормозит» над домашним заданием.
Слава Богу, мои педагогические провалы в школе компенсирует учитель! А если бы не?
Эти трудности ждут не всех: есть женщины, чье призвание – именно педагогика, именно домашний уют и творческое налаживание быта. Для них семейное обучение – это воздух, радость и творчество! Так что почему бы не реализовать подобные таланты во всей полноте?
Базовые материнские и педагогические навыки мы все в себе можем раскопать, но вот серьезная, планомерная и многолетняя учительская деятельность – это все-таки отдельное призвание, мне кажется. А если его нет, не опасно ли «браться за гуж»?
Если мама – «авральщик»
Второй, но самый заметный камень преткновения для родителя, чьи дети всегда дома – это режим и самоорганизация. Это одновременно и плюс, и минус домашних занятий с детьми. Плюс в том, что жесткий режим, на самом деле, не так уж хорош для маленького ребенка. Базовые элементы режима очень важны (отбой в одно время, ежедневная прогулка), а вот чрезмерно регламентированный день – нет. В свободном графике у дошкольника лучше развиваются творческие способности и умение занять самого себя (вариант «занять себя мультиками» у нас был исключен – смотрим их не чаще двух раз в неделю, игр на планшете не предусмотрено вовсе). В этом смысле домашнее образование сегодня особенно актуально: условно говоря, садик и школа – это как бы суровая кузница офисных кадров, а домашнее обучение дает хорошую базу для будущего фрилансера и «креативщика».
Но – это в теории. На практике многое в успешной учебе все же зависит от организованности родителей. Увы, я патологический «авральщик». Мне проще и приятнее с горящими глазами да под кофейный допинг «раскидать» за несколько ночей гору дел, чем ежедневно, рутинно и правильно делать все это в час по чайной ложке.
Да, можно мне возразить: займитесь, мол, мамаша, самовоспитанием, и проблема уйдет сама собой… Только вряд ли возможно из разгильдяя быстро стать сверхправильным педантом, оставшись при этом тем же самым человеком. Нет, многому я действительно учусь и продолжу учиться. Осваиваю посильный «тайм-менеджмент», умение не покупать лишние вещи и не захламлять квартиру, навык организации пространства на родных сорока квадратах… Только у всякого самовоспитания есть потолок и разумные пределы – с некоторыми недостатками, если это не прямые грехи, проще смириться, чем заниматься сизифовым трудом.
С маленькими детьми отсутствие педантизма – это еще не очень страшно: им как раз пока не слишком нужно регулярное «корпение» над тетрадками, зато куда важнее активная деятельность (так формируется наглядно-действенное мышление – база для всех остальных форм мышления) и спонтанная игра. Полем для деятельности может стать любое домашнее дело: утром погонял пылесос, в обед немножко поколол посуду, изучая объемы и формы, пока мама варила суп, помог ей кромсать овощи, вечером с горем пополам помыл тарелки.
Для спонтанной игры дома тоже простор и раздолье. Не надо тратить время на долгие сборы всей садовской группы на прогулку, не нужно несколько раз в день сидеть на стульчике, пока всех по очереди водят в туалет… Зато можно творить игровую реальность ежеминутно. С утра ты парикмахер (и ничего, что сестра пищит, хватаясь за волосы), потом повар, воин и плотник. Затем минут двадцать – владелец пластилинового кошачьего приюта, потом ты в ванной адмирал резинового флота…
Из «серьезных» занятий для развития маленьких детей достаточно пару раз в неделю порисовать, полепить (частью дети лепят сами, частью под моим руководством, частью – опять же под руководством «творят» из теста, пока я «вдохновилась» печь ватрушки). Спорт и музыку не упоминаю – все-таки ими дети занимались с профессиональными педагогами вне дома. Еще малышам нужно чтение – тут уж даже у самой ленивой мамы все равно получится читать вслух куда дольше, чем у воспитателя в детском саду. Обучение чтению и счету можно проводить «на ходу» (а математика на ходу, во время прогулки или готовки обеда особенно полезна – накрепко усваиваются основы не просто счета, но и пространственного мышления).
Но в более старшем возрасте пора вводить прописи и «лабиринты». Еще нужны графические диктанты, но у моих детей с пространственным ориентированием все получилось «само» – в процессе бытового общения понятия «прямо», «направо» и «налево» используются часто и усваиваются накрепко, так что после обычных домашних игр задания первого класса вроде «отступи две клеточки вправо» – это для ребенка детский лепет.
А вот без прописей все же никуда. Современная школьная программа предполагает, что первоклассник приходит учиться с хорошо «поставленной» рукой. Если это не так, вскоре ему придется туго – уже в середине года нужно писать целые предложения, думая о заглавной букве, точке в конце и правописании «жи-ши»… А ты еще вынужден держать в голове наклон палочек!
Для меня это стало самым суровым испытанием: заниматься в прописях регулярно. Это вам не ватрушки с детьми «замутить» по вдохновению и не в музей под настроение сходить! Обучение счету и чтению не рассматриваю – у нас оно прошло как-то походя, в процессе бытового общения, и прошло успешно. Но вот прописи – увы. Я явно не дотянула эту область, и с почерком у старшей до сих пор проблемы. Равно как и вообще – с организованностью в мелочах. Учитель как-то с улыбкой поведала, что моя дочь после уроков собирает портфель на трех партах сразу…
Все эти прекрасные правильные вещи типа «достали тетрадочку – убрали на край парты – положили на полочку, закрыли пенал» прошли по моей вине немного мимо ребенка.
В садике этому специально учат. Учат этому и замечательные аккуратные и организованные матери, коих я знаю немало. У меня же пока с трудом получается «начать с себя». Да, у моих детей множество творческих идей, хороших кругозор и развитая речь – но недостаток педантизма налицо, а это часто служит плохую службу.
Так что если вы обдумываете будущую учебу, оцените беспристрастно: хватит ли лично у вас организаторской жилки и аккуратности для того, чтобы сделать домашнее образование процессом достаточно последовательным. Ведь если в дошкольном обучении пара вдохновенных занятий в неделю все равно в разы эффективнее, чем групповые «развивающие занятия» в садике, то в начальной школе нужно будет организовывать хотя бы по два хорошо построенных урока в день. И у вас не будет костылей, Дамоклова меча и «волшебного пинка» в виде домашнего задания – то есть рекомендаций учителя, как это теперь называется.
На семейном образовании мы уже третий год. Трудно, но Господь не оставляет. Не жалею. Рада. Счастлива!
Дети разные, школы разные, родители разные. Помощи Божьей всем родителям, какой бы вы путь ни избрали!