Православие – поверх барьеров

О провинциальном празднике, который должна помнить вся Россия

1. Что нельзя ни забыть, ни потерять

Крестный ход от Иверского монастыря Крестный ход от Иверского монастыря     

На май нынешнего года выпало много праздников. Но этот праздник, прошедший в Самаре, помнится особенно. Назван он международным, но о нем сказано скупо и как-то между прочим. И потому хочется поделиться нашей провинциальной радостью со всей Православной Россией.

Итак, вспомню раннее утро 18 мая. Уже проснулась вся православная Самара, а с нею и все те, кто готовился к этому дню, как к долгожданному празднику. Собираюсь, молюсь, вызываю такси, и вот уже машина легко и быстро едет по умытым дождем, сейчас тихим и свободным родным улицам – туда, к Волге, где на крутом берегу высятся белоснежная колокольня и купола с крестами храмов монастыря во имя Иверской иконы Божьей Матери.

Именно здесь 142 года назад монахини-золотошвеи, своим шитьем знаменитые на всю Россию, закончили кропотливую и долгую работу над шитьем символов Самарского знамени – с одной стороны они вышили на триколоре полотна крест с ликом Богородицы, с другой – такой же крест, но с изображением в полный рост святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славянских народов. И это знамя, по единодушному решению городских властей и поддержке граждан Самары, повез в Москву гласный (депутат) городской Думы Петр Владимирович Алабин – боевой офицер, участник четырех военных кампаний (в том числе и Севастопольской обороны), ученый, писатель, известный просветитель и общественный деятель. Вместе с ним отправился вручать знамя Ефим Тимофеевич Кожевников, городской голова Самары.

Флаг Самары Флаг Самары     

Знамя принял сначала губернатор Москвы князь Долгоруков, а потом, после освящения его в Богоявленском соборе на мощах святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, небесного покровителя и заступника и наших, самарских земель, знамя было выставлено для поклонения в Георгиевском зале Кремля.

Одно чувство владело сердцами русских людей – поскорее отправиться на Балканы, спасти болгар

Две недели шли к нему стар и млад, можно сказать, что вся Россия, потому что одно чувство владело сердцами русских людей – поскорее отправиться на Балканы, спасти болгар, сербов, всех славян веры православной, от той резни, чудовищного насилия, которые учинили османы после подавления восстания болгар.

Мысль о создании знамени, которое привезли из Самары в Москву, родилась в семье Алабиных, прихожан Иверского монастыря. В этой семье оформилось и выразилось народное стремление к тому, чтобы у братьев по вере, которые поднялись на борьбу за освобождение от османского 500-летнего ига, появился свой гордый государственный символ – знамя, под которым они будут биться вместе с русскими братьями, идущими к ним на помощь, за свою веру и независимость.

Это было в 1886-м году.

Варвара Васильевна Алабина Варвара Васильевна Алабина И вот эта мечта стала явью. Знамя торжественно освящается и вручается воинам-болгарам, пока еще ополченцам, уже на Балканской земле. И начинается его боевой путь в сражениях под Плевной, Шипкой-Шейново, в особенно кровопролитной битве под Стара-Загорой, небольшим болгарским городком, где знамени было суждено прославиться на века. Здесь знаменная дружина, окруженная турками, бьется насмерть с превосходящими силами противника. Три знаменосца сражены. Знамя подхватывает командир дружины – подполковник Петр Калитин. Но и его настигает смертоносная пуля. Уже в рукопашной идет бой за знамя. И его выносит из смертельной круговерти унтер-офицер Фома Тимофеев.

Обо всем этом вспоминаю, уже находясь в главном величавом храме монастыря. Ставлю свечи у чудотворной Иверской, молюсь пока еще в немноголюдном храме. Хорошо, что приехал пораньше.

Вот здесь, где сел на скамью, больше 20 лет назад стоял станок захудалой обувной фабричонки, устроенной безбожной властью на месте храма. Тогда я, взявшись за создание одной из первых в России православных телепрограмм на независимом телеканале «Скат» (Самарское кабельное телевидение), готовил сюжет о том, как идет начало возрождения монастыря. А напротив, чуть наискосок, через шоссе, где находится Пивзавод, а при нем – знаменитая в Самаре пивная по прозванию «Дно», – известный кинорежиссер снимал фильм с броским названием «Россия, которую мы потеряли». Режиссеру нужен был заключительный эпизод, где пьяные мужчина и женщина бредут к Волге, пошатываясь. Поэтому режиссер, узнавший о «Дне», и выбрал эту «натуру».

Но уже тогда я в некотором даже отчаянии подумал о том, что знаменитый режиссер не догадался повернуть камеру, чтобы она сняла то, что делается напротив «Дна», где возводятся стены нового храма, где возрождается Россия, которую мы вовсе не потеряли. Она ведь обретает зримые черты на крови мучеников – вместо захудалой фабричонки и так называемого «рабочего городка», устроенного в центре Самары на месте цветущего и прекрасного монастыря, который был визитной карточкой Самары. Здесь вновь, из кромешной тьмы, из запустения, грязи, обветшания, поднимается тот самый монастырь, который и был прежде. Не верили многие и многие, что это произойдет. Пришлось пережить столько испытаний и горестей, что и не перечислить. Но поднялись стены храмов, корпуса общежительных монастырских домов, а около них вновь возникли ухоженные аллеи и цветники, вновь стала свершаться Божественная литургия, которая, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, есть ось, вокруг которой и вращается Земля.

Вспоминаю это потому, что и сегодня, 18 мая, мы дожили до празднования Дня Самарского знамени. И потому по праву вспомнили перед началом торжеств тот подвиг, который здесь свершился в сегодняшние новые времена. Подвиг, доказавший, что Россию мы никогда не теряли – она жила в нашем сердце и лишь ждала своего часа, чтобы вновь явить себя миру.

2. Городок провинциальный, городок родной. Личное

Казаки Приволжского казачьего войска вносят Самарское знамя в центральный неф храма, ставит его справа от солеи. Торжества начинаются с молебна. Представители губернской и городской власти, почетные гости из Болгарии встают рядом. На молебне вместе с прихожанами – учащиеся кадетской школы, юнармейцы. Они в парадной форме. Лица строгие, сосредоточенные на молитве.

Самарское знамя в Иверском монастыре Самарское знамя в Иверском монастыре     

Но вот возвышенные духовные песнопения смолкают, хоругвеносцы идут впереди знамени к выходу из храма, к могиле Алабиных. Погост у стен монастыря, где были захоронены многие знаменитые люди Самары, был уничтожен, когда уничтожался и монастырь. Но вот надгробие из черного гранита с именами Петра и Варвары Алабиных уцелело. Удивительно, не правда ли?

Надгробие из черного гранита с именами Петра и Варвары Алабиных уцелело. Удивительно, не правда ли?

Возлагаются цветы к подножию памятника. Хоругвеносцы по-прежнему впереди знамени, и крестным ходом, под колокольный звон, процессия движется от стен монастыря по улицам Самары, к городскому парку, который назван Струковским. Потому что фамилия его основателя, генерала Струкова, патриота России и Самары, по праву заменила имя «пролетарского писателя», ставшее стандартным в названиях почти всех парков страны.

Здесь, в «струкачах», как называют самарцы любимое место отдыха, и назначены основные события, посвященные празднику Дня Самарского знамени.

Поясню, что сегодняшний праздник стартовал год назад – когда исполнилось 140 лет со дня вручения Самарского знамени болгарским ополченцам. Самарское отделение Военно-исторического общества России, правительство Самарской губернии поддержало инициативу автора этих строк отметить годовщину исторического события масштабными мероприятиями – создать дубликат знамени и провезти его по тем местам, по которым оно 140 лет назад следовало от Самары до Москвы, а потом на Балканы. Председатель нашего Военно-исторического общества, он же заместитель правительства Самарской губернии, Александр Борисович Фетисов не только самым активным образом включился в эту работу, но и внес замечательные, по существу, поправки: вручить сегодня знамя воинам не на Балканах, а в Сирии, на нашей военной базе Хмеймим, где свой воинский долг выполняют и наши вертолетчики, выпускники Сызранского летного училища. Ведь, по сути, борьба ведется против тех же головорезов, которые устрашали мир «показательным» отрезанием голов тем, кто встал на борьбу с современным терроризмом. Ведь и 140 лет назад «головы славян валяются на Балканах как биллиардные шары», – писал Виктор Гюго о зверствах осман.

Наша инициатива была поддержана, мы пронесли знамя сначала до летного училища в Сызрани, затем до Москвы, освятили знамя, как и в прежние времена, на мощах святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя и наших, самарских земель, а затем уже самолетом наша депутация во главе с Фетисовым отправилась в Сирию и вручила знамя воинам на базе Хмеймим.

И вот уже в этом году, при поддержке и губернатора Самары, и болгарской стороны, решено было продолжить эту работу по восстановлению исторической памяти и патриотическому воспитанию молодежи – как в России, так и в Болгарии.

Глава города Самары Елена Лапушкина, заместитель председателя правительства Самарской губернии Александр Фетисов, писатель Алексей Солоницын, секретарь болгарского общества «Русофилия» Эмил Миланов, глава общества «Традиция» Болгарии Ивайло Танчев Глава города Самары Елена Лапушкина, заместитель председателя правительства Самарской губернии Александр Фетисов, писатель Алексей Солоницын, секретарь болгарского общества «Русофилия» Эмил Миланов, глава общества «Традиция» Болгарии Ивайло Танчев     

Статус праздника, получившего грант Президента России, стал Международным.

Главным событием сегодня должна была стать реконструкция исторического события боя у Шипкинского перевала. Левый берег Волги, на котором стоит Самара, крут – на вершинах холмов и выкупил генерал Струков землю, где начал обустраивать парк. Здесь разместился «воксал» со сценой для духового оркестра, площадкой для катания на велосипедах, конечно же, «буфет» с накрытыми белоснежными скатертями столами, где подавались закуски и ставшее знаменитым Жигулевское пиво, а также и разнообразные вина.

Одна из аллей заканчивалась гротом с водопадом, а дальше вела к Волге лестница, спустившись по которой можно было взять лодку для прогулок по реке.

Нынешние аллеи, конечно же, выглядят иначе, но холмы у грота с водопадом сделали похожими на прежние. И вот у этих холмов удачно выбрали место для исторической реконструкции сражения. А перед холмистым пространством установили сцену, на которую и вышли представители самарской администрации и руководители болгарской делегации. В числе устроителей торжества оказался и автор этих строк.

Здесь необходимо сделать еще одно пояснение, сказать о личном, заповедном – без этого никак не обойтись. Дело в том, что, подводя итог сделанному в литературе и кино за полвека работы, я понял, что у меня в этом багаже из романов, повестей, рассказов и фильмов нет такого произведения, в котором бы полно выразилась моя любовь к ставшему родным городу, где бы я «во весь голос» сказал бы о главном, что и отличает Самару от других городов России.

Не самолеты и моторы к ним, даже не космические корабли «Союз» символизируют высший взлет моих земляков

И тут я понял, что не самолеты и моторы к ним, даже не космические корабли «Союз», которые известны не только в России, но и в мире, символизируют высший взлет моих земляков.

Это взлет народного духа, поднявшегося выше облаков, выше полета «Союзов» – взлет того движения души, двигателем которого стала Православная вера.

Нет, это не преувеличение. Сами подумайте: народ провинциального городка, узнав о бесчинствах османов, о той резне, которую они учинили в Болгарии, сам, по велению сердца, стал записываться в добровольцы, чтобы идти биться и даже умирать за братьев по вере. Движение сердец шло, конечно, и в других городах, и в самой Москве, но мощно оно прозвучало именно в Самаре.

Петр Владимирович Алабин Петр Владимирович Алабин     

Городская дума единодушно поддерживает предложение Алабина о создании знамени. Вот оно готово, Алабин с городским головой едет в Москву, провожаемый всем городом. Его принимает соратник по вере и по душевным устремлениям – Иван Аксаков, председатель Славянского комитета. Дальнейшие их шаги вы уже знаете.

И вот уже Государь-Император Александр II, видя народный неостановимый порыв спасти православных братьев, объявляет Турции войну.

Чем больше я вчитывался в документы о Русско-турецкой войне 1887–1888 годов, тем больше открывал подвигов беззаветной любви к братским народам, той веры Христовой, той жертвенной любви, которая и есть стержень русского народа, моих земляков.

Подвиг подполковника Петра Калитина - командира знаменной дружины Самарского знамени в бою под Стара-Загорой. Художник Гусев-Оренбургский Подвиг подполковника Петра Калитина - командира знаменной дружины Самарского знамени в бою под Стара-Загорой. Художник Гусев-Оренбургский     

И постепенно, шаг за шагом, рождался и роман «Самарское Знамя».

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», – сказано великим нашим поэтом. Разве мог я предположить, что именно моя книга станет тем импульсом, тем посылом, который подхватит Военно-историческое общество, его Самарский филиал, а затем и наше отделение «Единой России»? И это выльется потом в целый ряд памятных событий, которые произойдут и 18 мая, на которых и мне доведется быть.

Именно об этом я и сказал, когда мне дали слово. И еще сказал о народной дипломатии, которая выше дипломатии официальной. Чувство народа летит от сердца к сердцу – и тоже выше официоза, поверх барьеров, как сказал другой наш великий поэт.

Это ответ тем, кто говорит о том, что братство наше славянское утрачено

Это ответ тем, кто говорит о том, что братство наше славянское утрачено, теперь, мол, все другое. Мол, сегодня главное – «нефтяные потоки» и все такое.

Нет, «не такое» – вот у болгар созданы общества «Русофилия», «Традиция», руководители которых и приехали в Самару на торжества в День Самарского знамени. Назову их по именам: это Эмиль Миланов, секретарь национального движения «Русофилия», председатель движения «Традиция» Ивайло Танчев, почетный президент этого же общества Станислав Джумалиев. Всего приехало болгар к нам в Самару более 50 человек.

Они не читали мой роман, но подходили ко мне, и не только крепко жали руку, но мы и обнимались, как братья.

Потому что они тоже верят и продолжают крепить народную дипломатию.

И говорили, что наш городок хотя и провинциальный, но живет в нем сегодня почти полтора миллиона человек, так что это не городок, а славный огромный город, и он даже очень им понравился, и они теперь не забудут его никогда.

3. «Бой идет не ради славы, ради жизни на земле»

Поготовка к бою. Болгарские «реконструкторы». Генерал Столетов – почетный председатель движения «Традиция» Станислав Джумалиев. Поготовка к бою. Болгарские «реконструкторы». Генерал Столетов – почетный председатель движения «Традиция» Станислав Джумалиев.     

Но вот горнист трубит боевой сигнал, и сражение начинается. «Реконструкторы» – и болгары, и наши, самарские, но есть и из Орла, Москвы, Санкт-Петербурга. Они не новички, и поэтому сражение разворачивается так, что многолюдье самарское наблюдает бой со все возрастающим интересом. Форма у воинов – исторически точная. Наши – в белых гимнастерках, в фуражках с козырьками, противники – в красных фесках и тёмно-синем обмундировании. Оружие – боевое. Пушки, винтовки, пистолеты – все настоящее. Но стреляют, конечно, холостыми патронами. Оружие болгарам перевезти через границы оказалось непросто. Препон было множество.

Но вот бой идет, вопреки всему!

Падают солдаты в белых гимнастёрках. Но и в темно-синих тоже падают. Рядом со мною по обе стороны стоят подростки. Я вижу, как глаза их загораются.

Болгарские воины идут в бой под Самарским знаменем. Болгарские воины идут в бой под Самарским знаменем.     

Вот бухает пушка. Пиротехники взрывают в заранее отведенных местах снаряды. Парни чуть не подпрыгивают от восторга. Наш офицер поднимает пистолет и зовет воинов в атаку.

И наши наступают, теснят темно-синих.

«Ура!» – кричит один из подростков, стоящих со мной рядом.

«Ура!» – подхватывают в народе.

Ах, если бы знали ребята, как шло сражение под Шипкой! Диктор, конечно, комментирует происходящее. Но он рассказывает о том, что происходит вот здесь, сейчас.

А там, 141 год назад, кровью истекала армия под командованием генерала Святополка-Мирского. С Шипки, где командующим был генерал Радецкий, его войско должно было с горы идти на помощь тем, кто бился в долине. Но Радецкий ждал сигнала. Потому что через соседний, западный перевал, занесенный снегом и непроходимый, как считал враг, шли, как суворовцы через Альпы, воины под командованием генерала Скобелева. И в решающий момент боя они оказались в долине, где бились, погибая, наши.

«Под болгарским знаменем – русские пушкари» «Под болгарским знаменем – русские пушкари»     

И вот – одновременно ударили с обеих сторон воины Радецкого и Скобелева.

И враг оказался окружен!

И ничего ему не оставалось, начиная с Сулейман-паши до рядового, как поднять руки вверх и сдаться.

Как тут не вспомнить знаменитое:

«Бой идет не ради славы – ради жизни на земле»!

Читал и потом описывал эти баталии с особым пристрастием. Потому что знал от отца, что прадед наш, Иван Солоницын, был барабанщиком у Скобелева, прославленного Белого генерала.

Прадед наш, Иван Солоницын, был барабанщиком у Скобелева

Наш прадед погиб в боях на Шипке.

Жаль, что нет его фотографии. Зато есть другая – моего старшего брата Анатолия Солоницына, известного актера. В советско-болгарском художественно фильме «Юлия Вревская», вышедшем к столетию освобождения Болгарии от османского ига, он сыграл роль доктора Павлова, сподвижника баронессы Вревской, которая организовала санитарный поезд для раненых воинов на Балканах. Там эта замечательная женщина лечила больных тифом солдат, заразилась сама и умерла.

Анатолий Солоницын в роли доктора Павлова. Фильм «Юлия Вревская» Анатолий Солоницын в роли доктора Павлова. Фильм «Юлия Вревская»     

Ее имя, как и имена других героев этой беспримерной освободительной войны, свято чтится в Болгарии. Как и имя доктора Павлова.

Так что и здесь у меня появилась личная «зацепка», которая очень помогла мне в работе над романом и в последующей просветительской работе.

* * *

…Закончился бой и сегодня, в Струковском парке, в Самаре.

    

Гостей пригласили к полевой кухне. Кухня, правда, не тех времен, а современная армейская. Все угощаются с аппетитом. Наши приготовили знаменитую кашу. А болгары – свой национальный мясной суп.

Угощаемся им с аппетитом!

Один из гостей оказался рядом. Он отлично говорит по-русски. Оказалось, он уже давний «реконструктор». Участвовал во многих подобных баталиях.

Поговорили бы подольше, но меня зовут – надо подписать «Самарское Знамя» на память друзьям болгарам. С охотой это делаю.

Здесь, в Струковском парке, впервые прозвучал вальс «На сопках Маньчжурии»

А духовой оркестр в это время «выдувает медь» – «Прощание славянки» и другие мелодии, не только марши. Между прочим, здесь, в Струковском парке, впервые прозвучал вальс «На сопках Маньчжурии». Его автор – капельмейстер Илья Шатров – дирижировал во время первого исполнения своего вальса, на радость всем самарцам.

В заключение праздника – традиционная для гостей прогулка на теплоходе по Волге. Гости должны увидеть створ Жигулевских ворот. Когда у нас гостил Булат Окуджава (в крещении Иван), он, глядя на Жигули, сказал:

– А места у вас, ребята, пожалуй, не хуже, чем в Швейцарии.

Кто-то из наших молодых поэтов ответил:

– Да не хуже, а лучше, Булат Шалвович.

И Окуджава, улыбнувшись, согласился.

Думаю, и наши гости из Болгарии, и все, кто приехал на праздник Дня Самарского знамени, увезли с собой похожие чувства. Чтобы снова приехать к нам – ведь День Самарского знамени решено сделать традиционным.

Алексей Солоницын,
писатель, кинодраматург

3 июня 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Нет светлее и чище подвига такой войны» «Нет светлее и чище подвига такой войны»
Протоиерей Владислав Цыпин
«Нет светлее и чище подвига такой войны» «Нет светлее и чище подвига такой войны»
Русская Православная Церковь и освобождение Болгарии от османского ига
Протоиерей Владислав Цыпин
«И вот раздается голос об угнетении христиан, о мучениях за Церковь, за веру… Поднялись воззвания к пожертвованиям, затем начались добровольцы… Все это потрясло народ».
О правде и толерантности О правде и толерантности
Сергей Перевезенцев
О правде и толерантности О правде и толерантности
Так кто же воевал за освобождение Болгарии в 1877–1878 годах?
Сергей Перевезенцев
Казалось бы, в речи президента Болгарии Р. Радева всё было сказано правильно. «Историческая толерантность» соблюдена, и принцип «множественности истин» не нарушен. Вот только с правдой…
Беседа с организатором фестиваля «Времена и Эпохи» Беседа с организатором фестиваля «Времена и Эпохи» Беседа с организатором фестиваля «Времена и Эпохи» «Наши предки посоветовали бы нам жить проще»
Беседа с организатором фестиваля «Времена и Эпохи» Алексеем Овчаренко
Фестиваль «Времена и Эпохи» пройдет 7 и 8 июня в музее-заповеднике «Коломенское». Что интересного ожидает его гостей? Как готовятся исторические реконструкции? И кто те люди, которые отдают этому немало времени и сил?
Комментарии
Болгары 5 июня 2019, 05:30
Христос Воскресе, православные!
Во веки пребудет вечную благодарность и признательность болгарского народа русскому народу за освобождение от пятивековного османского ига.
Екатерина 3 июня 2019, 10:45
Слава Богу за всё! Спасибо Алексею Солоницыну, спасибо всем, кто поддерживает память и подвиги и наше общее православное братство! Многое делается и в России, и в Болгарии, чтобы о нашей общности во Христе. Молодые болгары относятся к русским уже по-другому, чем их родители и деды. Но и не опускать руки, а делать на своем месте добро и не делать зла. Я, например, никогда не была и не еду в Турцию именно потому, что не могу забыть пролитую кровь прадедушки на Балканах.

Катерина, из Самары
Марина Бирюкова, журналист 3 июня 2019, 06:22
Большое спасибо, очень интересный текст! Наилучшие пожелания автору и его землякам-самарцам!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×