О Мосгортрансе и кощунствах в транспорте

Паттерн для сидений московского общественного транспорта, выбранный заказчиком – Мосгортрансом. Источник: сайт студии Артемия Лебедева. URL: https://www.artlebedev.ru/mosgortrans/pattern/process/ Паттерн для сидений московского общественного транспорта, выбранный заказчиком – Мосгортрансом. Источник: сайт студии Артемия Лебедева. URL: https://www.artlebedev.ru/mosgortrans/pattern/process/

В комментариях читателей к опубликованным ранее статьям авторов о проблемах современного иконопочитания (поругании и профанации святых икон) встречаются возражения такого типа, что защита от поругания святых икон Христа, Богородицы, ангелов и святых угодников Божиих и изображения Креста Господня не может быть распространена на изображения христианских храмов (хотя, заметим, на их куполах обычно изображается и крест).

Современная наша жизнь, к сожалению, предоставляет вполне конкретный материал для анализа и определения нашей реакции как христиан. Так, в Москве в автобусах и других видах наземного транспорта можно увидеть драпировку сидений с оригинальным дизайном: наряду с Шуховской и Останкинской телебашнями, «сталинскими» высотками, Спасской башней Кремля и прочими архитектурными достопримечательностями изображены и знакомые всем силуэты храмов с куполами и крестами на них. Такой вот креативненький, чисто московский дизайн, дабы не спутали пассажиры, где едут, а всем своим существом – спиной и седалищем – ощутили себя в столице нашей Родины.

Как к этому относиться православным христианам? Дизайнер не изобразил на сиденьях католический костел, лютеранскую кирху или англиканский собор, и тем более – мечеть и синагогу. Дизайнер выбрал не то, что редко, экзотично, а то, что хорошо узнаваемо: Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного), церковь Вознесения Господня в Коломенском и храм Троицы Живоначальной в Останкине, в чем честно и признался[1].

Однако названные храмы – это не только шедевры архитектуры, но и сакральные объекты, со всеми вытекающими отсюда последствиями, в первую очередь для православных христиан.

Заготовка к паттерну для сидений московского общественного транспорт. В верхней части по центру фотографии трех известных московских храмов. Источник: сайт Студии Артемия Лебедва. URL: https://www.artlebedev.ru/mosgortrans/pattern/process/ Заготовка к паттерну для сидений московского общественного транспорт. В верхней части по центру фотографии трех известных московских храмов. Источник: сайт Студии Артемия Лебедва. URL: https://www.artlebedev.ru/mosgortrans/pattern/process/

Разработчик этого паттерна для сидений московского общественного транспорта – студия дизайна Артемия Лебедева. Как сообщает Интернет-сайт студии, заказчиком выступил Мосгортранс. Дизайнер проекта – Лизавета Романцова, а арт-директор, принимавший принципиальные решения, – сам Артемий Лебедев.

Не нам судить, незнание это или чья-то намеренная провокация – сделать сиденья в транспорте с рисунками храмов. Настораживает, что у этой студии уже был едва не реализованный в Москве проект канализационных люков с изображением вмч. Георгия Победоносца[2], так что, может быть, это и не случайный недогляд очередного чиновника.

О Доме Божием

Обивка сидений вблизи. Фотографии 2019 г. Обивка сидений вблизи. Фотографии 2019 г.

Но сейчас важнее определить, какой должна быть наша реакция на это?

Когда Господь выгнал из Иерусалимского храма всех торговцев и меновщиков (Ин. 2, 13–17), Его ученики «вспомнили, что написано: ?ревность по доме Твоем снедает Меня” (Пс. 68, 10)». Должен ли ревностный христианин сегодня выгнать из автобуса всех пассажиров или самому не садиться на изображение православного храма и призвать к тому же других, дабы «злословия злословящих» Бога пали и на его голову (ср. Пс. 68, 10)?

Стоит ли нам биться против кощунственного дизайна?

Нам справедливо возразят, что Господь ревновал о настоящем храме из камня и золота, а не о его рисунке. Дом Отца Небесного делать «домом торговли» нельзя (Ин. 2, 16), а его изображение превращать в подставку под ягодицы можно? Стоит ли нам биться против кощунственного дизайна?

Давайте разбираться.

Любой православный храм есть особое место присутствия Божия или, говоря иначе, Дом Божий. Всякий христианин с благоговением относится к храму, как к месту, освященному соборной молитвой приходской общины и архиереем во время чина освящения церкви, где почивают честные мощи угодников Божиих (в мощевиках и раках); как к месту, в святая святых которого – алтаре – совершается Божественная литургия, Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа; как к месту, где на престоле хранятся запасные Дары, где в сам престол вложены честные мощи христианских мучеников за веру, где лежит антиминс с частицами святых мощей, где совершаются таинства (Евхаристия, Крещение, Миропомазание, Елеосвящение, Венчание новобрачных и др.), где отпевают дорогих нашему сердцу умерших, молятся о здравии живых…

Трудно перечислить всё то, что дорого сердцу каждого верующего, что связано у него с храмом. Недаром псалмопевец восклицал: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея» (Пс. 25, 8); «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс. 25, 8; 121, 1).

И новозаветный храм также есть дом Божий и «место жилища Славы» Его. Как отдельное, посвященное Богу здание, храм есть священное место, а всё священное строго отделяется и оберегается от всего обыденного, профанного, оскверняющего его чистоту и святость. Всё священное подлежит особой защите и охране от поругания и небрежения. Поэтому каноны и правила Церкви издревле предписывают беречь христианские храмы.

Всё священное подлежит особой защите и охране от поругания и небрежения

«Аще кто учит невозбранно пренебрегати дом Божий, и бывающия в нем собрания: да будет под клятвою», – гласит 5-е правило Гангрского Собора[3]. А 21-е правило того же Собора провозглашает почитание «домов Божиих» и всякого места, созданного во имя Божие[4].

97-е правило Трулльского (Шестого Вселенского) Собора строго осуждает тех, кто небрежно относится к любым священным местам, кто «священные места обращают в обыкновенные, и небрежно окрест их обращаются, и с таким расположением в них пребывают». В храмах такие люди не должны допускаться даже на места, отведенные для оглашенных: не соблюдающие это миряне отлучаются от Церкви, а клирики извергаются из сана[5].

При таком, утвержденном обычаем и канонами Церкви, отношении к храму Божию как к христианской святыне – должен ли христианин благоговейно относиться и к его изображению? Мы думаем, что так. Изображение храма (рисунок, фотография и т.п.) есть образ, т.е. икона реального храма. И даже если храм на рисунке – плод фантазии художника, а не точная копия какой-то конкретной церкви, он возводит ум зрителя от образа к первообразу – к обобщенному образу «Дома Божия», а через него и к Самому Творцу всяческих.

О почитании Креста

Присутствие на изображении куполов с крестами усугубляет кощунство. 73-е правило Трулльского (Шестого Вселенского) Собора гласит:

«Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения Креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земли изображение Креста повелеваем отлучати»[6].

Сегодня Церковь не будет публичным каноническим актом отлучать от себя пассажиров, сидящих на сиденьях с куполами и крестами на них, но каждый из них должен знать, что он совершает кощунство, т.е. поругание святыни, а значит, согрешает против Бога. Согрешил против Христа и дизайнер, и те, кто приняли его проект, запустили в производство…

В ответ на возможные возражения скажем: конечно, сиденье в автобусе чище, чем пол и тем более земля за окнами автобуса, а ягодицы пассажиров гораздо мягче, чем подошвы их ботинок или туфель, однако попирание Креста людьми, сидящими на куполах храмов, изображенных на драпировке этих сидений, от этого не становится менее кощунственным или более извинительным. Простите за резкость, но наши предки «срамным местом» называли отнюдь не ноги, а то, чем теперь по милости Мосгортранса пассажир попирает купола и кресты на сиденьях.

Кто-то возразит: «Крест – не икона, не образ, не святой Лик, да и на сиденье он едва виден. Подумаешь, маленький крестик где-то на куполе! Не во все же сиденье!..»

Да, но разве значение, смысл, символика Креста зависят от размера его изображения? Крест Господень – главная святыня христианства и христиан! Преподобный Иоанн Дамаскин пишет:

«…Всякое деяние и чудотворение Христово есть величайшее, и божественное, и дивное; но удивительнее всего честный Его крест. Ибо ничем иным ниспровегнута смерть, уничтожен прародительский грех, повержен ад, даровано воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, достигнуто возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, наша природа воссела одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками, – если не крестом Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это достигнуто через крест: ведь “все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, говорит апостол, в смерть Его крестились” (Рим. 6, 3). “Елицы же во Христа крестистеся, во Христа облекостеся” (Гал. 3, 27). “Христос же есть Божия сила и Божия премудрость” (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа, или крест, облачила нас воипостасною Божией Мудростью и Силой»[7].

Седьмой Вселенский Собор, восстановивший иконопочитание, повелевает христианам почитать иконы «наравне со Крестом и Евангелием». А значит, верно и обратное равенство: Крест должно почитать наравне с образом Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его Словом – Евангелием!

И бесчестие, нанесенное знаку креста, восходит к его первообразу – Животворящему Кресту Христову и Самому Спасителю, а потому есть богохульство и кощунство.

О тех, кто умирал за святыни

Во все времена и во всех странах для ревностных христиан попрание святых икон или креста было смертным грехом, равносильным отречению от Христа. Поэтому они предпочитали мученичество за веру и смерть.

Фуми-э с изображением Распятия Фуми-э с изображением Распятия

Для христиан попрание икон или креста было смертным грехом, равносильным отречению от Христа

В конце XVI – начале XVII вв. в Японии начались жестокие гонения на христиан, сопровождавшиеся пытками и казнями (в том числе распятием на кресте). Проверка на лояльность местному синтоистскому и буддийскому культу и доказательство непричастности к тайным христианам проходили в виде церемонии э-фумипопирания ногами христианских символов и икон. Изображения Иисуса Христа и Богородицы, предназначенные для этой проверки, назывались фуми-э (яп. фуми «наступать» + э «изображение») и дали название церемонии. Церемония производилась ежегодно, поэтому ради износостойкости и долговечности иконы отливались из латуни или бронзы. Выявленных христиан вначале уговаривали отречься от веры, потом пытали, а самых стойких – не отрекшихся – казнили.

Фуми-э с изображением Девы Марии Фуми-э с изображением Девы Марии

Подобна этой и история подвига тбилисских мучеников. В 1226-м году последний хорезмшах Джалал-Эд-Дин (1199–1231) захватил Тбилиси, разрушил все церкви, приказал снять купол Сионского храма Успения Божьей Матери и поставить на его место собственный трон. Затем по его приказанию из храма вынесли иконы Христа и Богородицы, уложили их на середину Метехского моста через реку Мтквари (Кура) и приказали горожанам в знак покорности завоевателю, отречению от Христа и согласия принять ислам пройти по мосту, попирая иконы ногами и плюнув на них. Отказавшихся казнили на месте: отрубали головы и сбрасывали тела в реку. За верность Христу отдали жизнь 100 тысяч православных грузин. Память их Грузинская Православная Церковь совершает 13 ноября.

100 тысяч мучеников Тбилисских 100 тысяч мучеников Тбилисских

По словам грузинского летописца, через Куру можно было перейти по трупам людей, как по суше, а алая вода текла в Куре еще много недель. «Почему никто не отрекся от веры и не предал Господа? Мы не знаем. Это тайна Божия, и открыта она будет на том, последнем Суде, где всё тайное станет явным и не останется ничего сокровенного», – написала Тамара Манелашвили[8].

Немного о культуре и ее памятниках

Для нехристиан и людей неверующих, которым трудно понять религиозные чувства, попробуем объяснить иначе.

Думаем, что никто из людей в здравом уме и твердой памяти не будет у себя дома или в общественном месте наклеивать на сиденья стульев, лавок или диванов портреты своих близких или людей, которых он очень уважает и любит. Вряд ли члены какой-либо политической партии позволят себе сидеть на портрете своего лидера (ныне здравствующего или давно почившего «классика»; соответственно, коммунисты не сядут на фотографию или рисунок Мавзолея Ленина, не говоря уже о его портрете), а любому чиновнику и в страшном сне не привидится, что он у себя в служебном кабинете сидит не под портретом Президента или своего прямого начальника, а прямо на его фотографии, наклеенной на рабочее кресло…

Трудно представить, что чиновники Мосгортранса сидят на фотографиях мэра Москвы или его заместителей. А тогда почему, спрашивается, они решили, что всем людям будет абсолютно всё равно, на чем они сидят в общественном транспорте?

Что хорошего в том, что пассажиры воспринимают шедевры архитектуры не очами и умом, а седалищным нервом?

Даже если отвлечься от «ликов» и взглянуть на ситуацию с позиций общей культуры, то что хорошего в том, что пассажиры наземного транспорта Москвы воспринимают шедевры архитектуры не очами и умом, а спинным мозгом и седалищным нервом? Разве этично и культурно сидеть на изображении Большого театра, Третьяковской галереи, Спасской башни Кремля (на которой к тому же с 2010 г. открыт надвратный образ Спаса Смоленского, киот которого присутствует и на паттерне)?

Ведь украсило же руководство московского Метрополитена вагоны-картинные галереи, где репродукции шедевров живописи, как и положено, висят на стенах, должным образом оформленные в рамы. Не стали же в метро печатать картины прямо на сиденья – места тоже в избытке.

Вместо послесловия

В отличие от прошлой истории с кощунственными канализационными люками, ситуацию с изображениями храмов на сиденьях в общественном транспорте мы – православные христиане – прозевали и спохватились поздно. Однако всё же это дело требует исправления.

Мы можем и должны продемонстрировать властям и обществу в целом свое возмущение подобным положением вещей. Видимо, следует написать открытое письмо в Правительство Москвы с подписями авторитетных лиц, обратиться с личными и коллективными письмами в Мосгортранс с требованием заменить кощунственную драпировку сидений.

Мы должны продемонстрировать властям и обществу в целом свое возмущение подобным положением вещей

Как люди Церкви, мы – миряне и духовенство – можем обратиться с рапортом к священноначалию – своим епархиальным архиереям, к правящему архиерею Москвы – Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси – с просьбой воздействовать на городские власти, чтобы те заменили кощунственные рисунки на сиденьях.

Наши обращения к священноначалию послужат для него основанием от имени всего церковного народа, а не только от себя лично, начать переговоры об исправлении случившегося.

Заметим, что похожие случаи уже бывали в других странах, и священноначалие оперативно реагировало на кощунства. Так, Священный Синод Элладской Церкви в 2015-м г. в резких выражениях выразил протест в связи с появлением в Греции в продаже обуви с крестом на подошве[9]. А в 2016-м г. иерархи Халдейской католической церкви заверили христиан Ирака в скорейшем разрешении аналогичной ситуации. Причем архиепископ Эрбиля Халдейской Католической церкви Башшар Матта Варда заверил всех в том, что торговый центр будет закрыт, провокационный товар – изъят и сожжен, а хозяин магазина принесет публичные извинения за содеянное»[10].

Турецкая обувь с крестами на подошве в Ираке Турецкая обувь с крестами на подошве в Ираке

А уж совсем в крайнем случае можно вспомнить о небезызвестной статье 148 Уголовного кодекса РФ, говорящей о «публичных действиях, выражающих явное неуважение к обществу и совершенных в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

И пусть сотрудники студии Лебедева говорят: «Мы существуем так, как нам нравится и как считаем правильным»[11]. Мы же, христиане, должны существовать так, как заповедал нам Господь, осудивший духовное равнодушие – теплохладность: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (изблевати тя от уст Моих имам)» (Откр. 3, 16). «Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу…» (Откр. 3, 19–20).

Имеющий уши да услышит.

Объявление о сборе денег на издание книги и создание интернет ресурса

Готовится к изданию книга иерея Алексия Кнутова и Владимира Немыченкова «Актуальные проблемы современного иконопочитания и рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями» (объем текста более 5 авторских листов). Фрагменты из этой книги были опубликованы на сайте Православие.Ru и вызвали живой отклик читателей. Для подготовки макета и тиражирования издательство просит от авторов софинансирования в размере свыше 100 тыс. руб.

Кроме того планируется создать интернет-ресурс, предназначенный для публикации материалов, посвященных проблемам современного иконопочитания и благочестия, исследованию богословской проблематики церковного искусства и популяризации знаний в этой области. Мы обращаемся ко всем, кто неравнодушен к проблемам современного православного благочестия и ревнует о подлинном иконопочитании, и приглашаем материально поддержать названные проекты.

Вы можете перечислить любую сумму на карту Сбербанка 4276400059953977. Получатель платежа: Кнутова Мария Александровна. Карта привязана к моб. тел. +79162145556. В поле «Сообщение» указать: «В утверждение иконопочитания».

[1] Именно эти храмы названы в описании работы над проектом его исполнителями из студии Артемия Лебедева. Дизайнеры изначально отказались даже от намека на мечеть: «Задуманный планетарий придает Москве оттенок Стамбула. Убираем его», – описывает разработчик паттерна процесс отбора объектов. Кстати Мавзолей Ленина тоже не попал в число избранных объектов. URL: https://www.artlebedev.ru/mosgortrans/pattern/process/.

[2] URL: https://pravoslavie.ru/74721.htmlhttps://pravoslavie.ru/74593.html

[3] Правила Святаго Поместнаго Собора Гангрского. 5 // Книга правил. М., 1893. С. 148–149.

[4] Гангр. 21. Там же. С. 151.

[5] Правила Святаго Вселенскаго Шестаго Собора, Константинопольского, иже в Трулле // Книга правил. М., 1893. С. 115.

[6] Там же. С. 106–107. Курсив наш – Авт.

[7] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XI (84) // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. С. 156–408. С. 297. Курсив оригинала – Авт.

[8] Манелашвили Т. Немного о Тбилиси и его старинных жителях. 100 тысяч мучеников Тбилисских // Православие.ру. 13 ноября 2014. URL: https://pravoslavie.ru/75085.html

[9] URL: https://pravoslavie.ru/78495.html

[10] URL: http://www.pravoslavie.ru/91843.html

[11] URL: https://www.artlebedev.ru/studio/

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Принципы благочестия Принципы благочестия
Свящ. Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Принципы благочестия Принципы благочестия
Проблемы современного иконопочитания. Часть 4
Владимир Немыченков, Священник Алексий Кнутов
Священные изображения в храме не должны располагаться по высоте ниже уровня пояса взрослого человека.
Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность
Владимир Немыченков, Священник Алексий Кнутов
Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность
Проблемы современного иконопочитания. Часть 3
Владимир Немыченков, священник Алексий Кнутов
Мы ответственны пред Богом за священные изображения, которые приобретаем. И согрешает не только производитель, выпускающий «православную упаковку» и православный кич, но и покупатель.
В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании
Проблемы современного иконопочитания. Часть 1
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Священные изображения помещаются в профанную среду, что ведет к их десакрализации и уничтожению у зрителей чувства благоговения перед святыней.
Комментарии
Ангелина13 сентября 2021, 20:46
Скажите, пожалуйста, а как объяснить производителям, поставщикам, рекламистам, продавцам; водителям, доставляющим груз, потребителям, что нельзя быть сигаретам "Святой Георгий" (Saint George)? Ни в синих пачках, ни в красных. И что это не "сигареты с мировым именем", как их рекламируют. И что это не оскорбляет верующих православных христиан. А что это дикость, отсутствие культуры души и мысли. И что это протест против Творца всего (кроме греха) и святых Его. Курение табака и марихуаны, кальянов - это каждение сатане не только внутри своего тела, но и в душе своей. И что воин, святой Георгий не может одобрять это.
Елена17 августа 2019, 19:51
Все это возмущение понятно, но вот у меня сердце болит за то, что мы, верующие, кощунствуем и уже как-то на это перестали внимание обращать, вроде как, в порядке аещей теперь такие вещи, как сжигание икон. Вчера выкидывала в печку для сжигания бумажку с исповеди, отрыла печь, и просто до костей пробрало: она полнеханька изображений икон на коробочках от свечей. Как во времена иконоборцев каких-нибудь. Мы среди своих-то не можем ввести ограничения на священные изображения на товарах, которые заведомо будут выброшены после использования? Неужели, если просто написать слово "свечи" или какой-нибудь орнамент растительный изобразить, то все пропало? Зато будем крыльями хлопать, атеистов учить.
Овчинников Сергей14 августа 2019, 12:00
Эдуард, но ведь ясно, что речь на кассе идёт именно о табачном изделии. И не более того. В чемпионате Молдавии по футболу, например, есть клуб "Святой Георгий". Назван он так в честь находящегося в селе Суручены православного монастыря вмч. Георгия Победоносца (сама команда тоже из этого села). Мне кажется, название очень красивое. А ведь в новостях тоже можно ненароком сформулировать фразу "В сегодняшнем матче "Святой Георгий" потерпел поражение от "Шерифа". Что теперь, название у клуба менять? Очевидно ведь, что имеется в виду команда, а не святой великомученик.
Эдуард 9 августа 2019, 18:29
А вот еще кто придумал назвать марку сигарет "Святой Георгий"? Что это, разве не намеренно сделано? Просто невозможно спокойно слышать в магазине когда на кассе спрашивают почем святой Георгий?
Овчинников Сергей 3 августа 2019, 13:50
Феофил, в Баку, например, некоторые лавочки раскрашены в сине-красно-зелёные цвета государственного флага Азербайджана. Как Вы с лёгкостью можете догадаться, предназначены они именно для того, чтобы на них сидели. Не поверите: сидеть на них положено именно "срамным местом". Красивые, кстати, скамейки. Вполне себе симпатично смотрятся. Почему-то никто в Азербайджане не считает это надругательством над государственной символикой страны. Отсюда вопрос. Это в Греции и России люди такие умные, или просто в Азербайджане граждане настолько несознательные? И да, я считаю, что только недалёкий человек может молиться перед крестом на подошве и считать это изображение символом казни Спасителя.
Феофил30 июля 2019, 00:04
Светлане. Простите, если обидел. Но доведение до абсурда было лишь способом указать Вам на то, о чем Вы умолчали: хорошо или плохо сидеть на рисунках храмов с куполами и крестами. Ваш комментарий был чисто эстетический, но речь идет о практике. Например, Вам нравится «Джоконда». Хорошо ли будет сидеть на ее репродукции в любом виде – дома или в общественном месте? Теперь Вы высказались, но половинчато. В московском транспорте в час пик нет свободных мест: сидят все - и стар, и млад, а отнюдь не по Вашей формуле «старичок или женщина с детьми». Вина Мосгортранса в том, что он к этому нас понуждает. Постоять неплохо, но сиденья не для любования рисунком, а для того, чтобы на них сидеть все же.
Феофил29 июля 2019, 23:55
Овчинникову. Сергей, в статье даются ссылки на публикации событий с крестами на обуви (можно их посмотреть). В одном случае это Православная Греция, в другом Халдейская католическая церковь. Все христиане. И им крест на обуви указывает на Крест Христов, а Вам нет. Почему? Да, на фото крест 4-х конечный. Вы считаете, что он похож на перекрестие напольной плитки больше, чем на Крест Христов? А православные почитают только 8-ми конечный крест? А на просфорах крест не 4-х конечный? Или он не православный и в наших церквях просфоры еретические? Вы полагаете свою рассудительность мудрее, чем мудрость Священного Синода Элладской Церкви.
Светлана29 июля 2019, 17:14
Феофил, больше всего не нравится, когда передёргивают. Зачем? Ради того чтобы довести всё до абсурда? Нет, не понимаю. Что ж стоять в транспорте тоже не плохо. Может быть какой-нибудь старичок или женщина с детьми сможет сесть. Вы уж, извините.
Овчинников Сергей29 июля 2019, 07:36
Феофил, я сказал именно то, что сказал. Я прекрасно знаю, как выглядит восьмиконечный православный крест. Посему я не склонен видеть его ни на полу храма, ни на подошве этой пресловутой обуви. По-моему, мысль свою в комментарии от 27 июля я выразил довольно внятно. Только вот Вы почему-то пытаетесь увести разговор в совсем иное русло. Говорите о рассудительности? Вот и рассудите, что изображение на подошве - это как раз упомянутое Вами случайное перекрестие. Нелепо призывать других к рассудительности и одновременно игнорировать рассудительность самому. P. S.: Ни в мэрию, ни в ГУП "Мосгортранс" я не вхож.
Феофил28 июля 2019, 22:37
Овчинникову. Сергей, это не двойные стандарты, а рассудительность. Если Вы знакомы с церковным преданием, то Вы должны знать подобные примеры. В Древнем патерике отцы говорят, что высший дар от Бога, это не чудотворения, а рассудительность. Ревность по вере даже быть рассудительной. Вы же пытаетесь ревнителей благочестия уловить в двойных стандартах как будто Вы чиновник Мосгортранса, а не православный христианин. Так Вы куда ходите: в церковь или Мосгортранс? В храм Вы теперь, очевидно, не пойдете, потому что там плитка с крестообразными швами, а в мэрии, очевидно, звездами? Вы туда вхожи?
Овчинников Сергей27 июля 2019, 20:01
Феофил, согласен с Вами. Но налицо политика двойных стандартов. Крест, образуемый стыками кафельной плитки, мы не считаем символом страданий Спасителя. А вот крест на подошве обуви почему-то в нашем представлении сразу становится именно нашим православным Распятием.
Феофил26 июля 2019, 14:10
Светлане. Мне тоже нравится Москва и ее православные храмы. Более того, мне тоже нравится этот рисунок на сиденьях. Но вынужден ездить стоя, т.к. неблагочестиво сидеть на изображении храмов, куполов с крестами и некультурно сидеть на изображении дорогих мне памятников московской архитектуры. Такое мое частное мнение. В остальном я с Вами согласен. А Вы не пробовали дома сидеть на фотографиях Ваших близких. Они же Вам тоже нравятся и дороги, наверное? Посидите и расскажите нам о своих впечатлениях, пожалуйста.
Феофил26 июля 2019, 14:02
С.Овчинникову. Довод Ваш довольно обычный в полемике. Если Вы почитаете др. статьи авторов на этом портале, то найдете ответы на ваши недоумения. Не всякое случайное перекрестие есть изображение Креста Христова. Прочитайте полностью 73-правило Трулльского Собора и поразмыслите, зачем св.отцы его составили. Вы можете ерничать в отношении авторов, но если то же самое позволите себе в отношении соборного разума Церкви, выраженного в постановлениях ее соборов, то не поставите ли Вы себя тогда вне Церкви?
Овчинников Сергей26 июля 2019, 12:53
В моём храме пол выложен кафельной плиткой. Поэтому на стыках там чётко виден крест. Мне теперь в храм не ходить?
Светлана23 июля 2019, 15:10
Ничего себе! А мне так нравится этот рисунок. И когда я вижу там силуэты узнаваемых храмов я вспоминаю с теплом, что Москва, несмотря ни на что-город Сорока сороков. Наверное, я ничего не понимаю, но мне очень нравится, что мой город по-прежнему ассоциациируется с православными храмами (а не мечетями, например).
Михаил22 июля 2019, 10:25
Спаси всех, Господи! Юристы, ау! Заступитесь за верующих , это - нарушение ясное! Мы что, живем во времена, когда запирали в Храме, и человек предпочитал смерть тому, чтобы осквернить Храм в силу физиологических потребностей? Бабушка или кто другой не сможет больше сесть на эти сиденья, когда осознает, что происходит. Не по букве, по духу. И бесполезно!!! Объяснять такие понятия человеку неверующему, человеку теплохладному, про бисер и свиней читали в одной хорошей Книге? Господь нам дал инструмент на сегодня-некоторые законы. Давайте действовать, не то отнимется у нас то, что мы думаем, что имеем навечно. Это я про законы, хоть как-то защищающиеБратья и сестры, простите меня. Храни Господь.
НН21 июля 2019, 22:03
Алла21 июля 2019, 12:09, Видимо, Вы не обратили внимание на главное: у нас, ХРИСТИАН. По Конституции мы "отдаём кесарю кесарево", а Богу - наша жизнь должна быть по Евангелию. По Конституции - жить по Закону(ветхий человек), по Евангелию - по Любви(как завещал Господь наш Иисус Христос). Понимаете разницу?
Алла21 июля 2019, 12:09
НН "И нет у нас никаких прав и достоинства, а только обязанности и самоуничижение." Это с чего вдруг так? К счастью, наши права прописаны в Конституции и федеральных законах.
Александр19 июля 2019, 11:00
Слава Богу за все!

Вот еще в тему. Гигантский крест под ногами людей:
https://lenta.ru/news/2019/07/19/pokraslampas/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Светлана Николаева18 июля 2019, 22:28
А вот меня поразило, что при столь значительном числе православных издательств авторы статьи СОБИРАЮТ ПОЖЕРТВОВАНИЯ на издание книги с рекомендациями по благочестивому обращению со священными предметами. Получается, что ни одно православное издательство не взялось напечатать эту книгу за свой счет? То есть не рассчитывают, что книга будет продаваться и окупит расходы на ее издание? Но если ПРАВОСЛАВНЫЕ издательства ставят возможные потери своей прибыли выше пользы, которую читателям принесут рекомендации авторов, то что мы хотим от неправославных? Почему ждем бережного отношения к изображению православных святынь, если сами православные ставят прибыль выше душевной пользы для читателей?
Катерина 18 июля 2019, 20:18
Александр18 июля 2019, 09:46 - выполнять самому верующему или требовать от других (нехристей, атеистов, буддистов, мусульман, язычников, сектантов и т.д) выполнять законы, уставы любимой Церкви? А он (язычник, атеист, буддист) - вот не хочет, потому что эти требования входят в противоречие с его собственными уставами, законами или его религии (философских убеждений, взглядов..)
Александр18 июля 2019, 09:46
НН18 июля 2019, 00:49
"Христианам никто ничего не должен"
1.Христиане должны выполнять уставы, законы и требования Церкви. Если эти законы входят в противоречие с гос. законами, то тем хуже для последних.
2.Христиане должны выполнять гос. законы, если это не противоречит пункту 1.
И в этом разрезе совершенно безразлична суть государства в котором живёт христианин - светское оно, мусульманское или иное.
Любой христианин - прежде всего христианин, а уж затем мужчина,женщина,отец,мэр или президент. А раз он(она) христианин, то два пункта должны быть выполнены в указанной последовательности хоть трава не расти.
А рычаги, которые имеет Церковь, я уже описал ранее.
НН18 июля 2019, 00:49
Александр17 июля 2019, 09:22, Христианам никто ничего не должен, - мы всем должны. И нет у нас никаких прав и достоинства, а только обязанности и самоуничижение. Иначе мы только позиционируем себя христианами. Гните свою линию дома, до входа; и то вряд ли... Богово отдавайте Богу, а кесарю- кесарево. Что значит: "Наши иерархи имеют реальные рычаги- пусть пользуются"? Это ещё какие"реальные рычаги"? Мне кажется, Вы всё перепутали. Церковь только тогда независима, когда она отделена от государства и у них нет никаких рычагов давления друг на друга и каждый занимается своим делом. У нас священнослужителям запрещено избираться в заксобрание. Воюйте со своими грехами, спасайтесь сами - и будет!
Ирина17 июля 2019, 18:30
Опять "отцеживание комара".
А что делать с фантиками, упаковкой и этикетками из пластика, в которых упакована церковная продукция... У кого в городской квартире печь? Как автономно утилизировать пластиковые отходы?
Впору уже каяться во грехе православного суеверия.
Анна17 июля 2019, 15:01
Скорее всего художник, подготовивший эскиз для ткани и дизайнеры просто не задумывались о попирании попой изображения церкви, они просто не знали что так нельзя, что это неуважение. На литургии в церкви впереди меня стоял мужчина, на его спине на футболке было нарисовано что то неподобающее, бесовщина какая то, череп, когти и т.п. Мужчина истово крестился а я не знала куда глаза отвести. Я не думаю что он сделал это умышленно, просто не задумывался об этом. Надо нам быть внимательнее. Со знающих строже спросится.
Антоний17 июля 2019, 13:00
P.S. Вчера вечером побеседовал я еще с двумя мудрыми Отцами на тему обивки. Первый полагает, что сидеть на версии с Храмами без крестов можно, с крестами же - нет. Второй считает не должным восседать на Храмах независимо от наличия крестов. Так что, как видим, сколько священников (причем все они весьма опытны и мудры), столько и мнений. От "носят на воздусех" (сиди себе смело и благодати набирайся) до запрета на попрание, прошу прощения, своими задами святых изображений.
Макаров17 июля 2019, 11:57
Феофил 16 июля 2019, 21:10
И вот еще что. В автобусах с ТАКИМИ сиденьями ехали русские люди, но было в обоих случаях и по паре гостей из Средней Азии - "этнических" мусульман. Они тоже сидели на наших храмах как и русские. А вот сели бы они на рисунок мечети? Изображение священной Каабы? Думаю, нет. А "этнически" православные - запросто.

Мусульмане молятся на ковриках, на которых бывает и изображение Каабы, и панорама Мекки, и Айя-София и даже автомат Калашникова и боевой вертолет. Бывают коврики индивидуальные, а бывают и на несколько человек, и там картина мечети распространяется на всю поверхность. На всём этом мусульмане вполне себе запросто сидят, правда на корточках.
НН17 июля 2019, 10:29
Феофил, На Страшном Суде Господь спросит с каждого человека. Все христиане знают, как правильно поступать с упаковками с изображением христианских символов. Не подумал художник о своей ответственности(или не знал, художники разные бывают)- с него спросится; выбросили Вы в помойку упаковку - с вас спросится, видимо, по-другому. Может, прав АНДРЕЙ, что куда важнее помочь бабушке выйти из автобуса и перевести её через дорогу, чем оскорбляться за сидения в автобусе? На мой взгляд, вопрос. АЛЕКСАНДР, так Вы и инициируйте обращение в инете в виде петиции, это сейчас может каждый сделать. Вот и будет живое дело. А мы подпишемся. Если сейчас поздновато, то впредь пусть власть головой думает,
Ваш друг Д17 июля 2019, 09:31
В опубликованной серии статей почти ничего не говорится о благочестивых способах утилизации продукции с сакральными изображениями. Хотелось бы об этом прочитать в следующей статье. Особенно про вещи, выполненные из твёрдых материалов - стекла, камня. Такие вещи не бьются и не ломаются, а разбивать их самочинно ради утилизации будет как-то неприятно и неблагочестиво...
Александр17 июля 2019, 09:22
НН16 июля 2019, 21:30
Церковь(т.е. мы как её тело) не должна считаться с тем живём ли мы в светском или каком другом государстве. Мы должны гнуть свою линию и делать то, что должно. Совершенно неверно думать о том, что скажут или напишут в СМИ безбожники - это их дело. Наше дело жить по христиански и называть вещи своими именами.
[мэр Собянин может не увидеть проблемы]
Если человек позиционирует себя как христианин и стоит со свечкой на церковных праздниках, то проблему он увидеть должен. Иначе дело пастыря вразумить заблудшую овцу, возможно даже публично. Наша Церковь -воинствующая, мы не должны всем улыбаться и только собирать подписи.Наши иерархи имеют реальные рычаги - пусть пользуются.
Галина17 июля 2019, 09:10
Валентина 17 июля 2019, 00:52 Это старый-престарый прием - постоянное попрание врага ногами. Вспомните футбольные мячи по чемпионате мира с крестами и один голубой другой розовый бутсы у футболистов. Тоже случайность?
Галина17 июля 2019, 09:04
Катерина 16 июля 2019, 12:20 Увы, я реалистка. Хозяева этого завода-изготовителя да и заказчик ни "прихожанцами" ни "захожанцами" не являются. Это чужие люди, может быть проникшие в Храм или общину, может быть даже цели своей не имеющие или не осознающие (но мнится что очень даже осознающие), но имеющие искушение на определенные действия. Не думать об этом, или думать, что никто не понимает, ограничиваться сидушками в автобусе грешно. Из таких "простеньких"ситуаций вырастают большие проблемы. Напомнить какие?
Валентина17 июля 2019, 00:52
Правильная статья. А обувь с крестиками и у нас продают, частенько вижу, тоже хорошо бы пресечь.
р.Б. Александр16 июля 2019, 23:17
Большое спасибо уважаемым авторам за фундаментальный теоретический труд! Остался нерешенным конкретный практический вопрос: КТО должен инициировать написание открытого письма Правительству и рапорта священноначалию? Мы с радостью поддержим, но воеводы кто и где?!
Катерина 16 июля 2019, 22:48
"Кощунство - определяется Уложением о наказаниях (ст. 183, изд. 1885г.) как "язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правиламили обрядам церкви православной, или вообще христианства". Таким образом объектом К. могут быть только правила и обряды церковные, но никак не самая вера и учения ее, могущие служить объектом лишь богохуления. По аналогии, впрочем, практика подводит под К. и слова, имеющие вид богохуления, если они произнесены без умысла оскорбить святыню и в частном доме, так как ст. 180, уменьшая наказание за богохуление,совершенное единственно по неразумию, невежеству или пьянству, упоминает только о "публичном месте",..."---так что "сидеть" скорее невольно не уважать.
Катерина 16 июля 2019, 22:45
Влад16 июля 2019, 14:05 - на эту тему читала я (или здесь или на азбуке Веры), что не каждая крестообразная фигура Крест. И не каждый крест - Крест. Вы и сами видите, что в приведенном Вами отрывке слово пишется с большой буквы. А то многие до абсурда доходят в своем фанатизме. Кстати, не думаю, что севший на такого рода изображение немощный человек попирает, кощунствует, глумится и т.д.
Наталья Богоявленская16 июля 2019, 21:59
Эльвире (16 июля 2019, 12:42). Эльвира, сжечь.
НН16 июля 2019, 21:30
Александр:/Может быть я чего-то не понимаю,но по моему мнению вопрос решается элементарно-Патриарх набирает номер Собянина и описывает тому проблему.Тот проблему решает или нет/- Не верно. 1.Мы живём в светском государстве,мэр Собянин может не увидеть проблемы и/или сказать,что нет денег на замену пригодной к использован обивки. 2.Некоторые храмы,с крестами и без,являются Памятниками архитектуры федерального значения,для светской власти никакого криминала в их изображении нет.3.Патриарх может обратиться к православным собрать деньги на работы по замене обивки,если власть на это согласиться.Думать,что все только и хотят нас оскорбить-не правильно!Я не оскорбилась,но не сяду на такое сиденье!
андрей16 июля 2019, 21:14
Неужели авторы статьи считают "священными" любые изображения православных храмов? Может ли быть "кощунственным" использование некультовых тканей в бытовых, не сакральных целях? Не оскорбляют ли "религиозные чувства" авторов панорамные фотографии, где неподалеку от церквей запечатлены другие, не имеющие к православию сооружения? Имеет ли право неверующих художник использовать в своем творчестве христианские символы? Является ли христианским символом шурупы с крестообразной насечкой?.. Схоластические рассуждения о ничего не значащем для живой веры в Христа ведут обратно в средневековье, а там недалеко и до инквизиции.
Феофил16 июля 2019, 21:10
И вот еще что. В автобусах с ТАКИМИ сиденьями ехали русские люди, но было в обоих случаях и по паре гостей из Средней Азии - "этнических" мусульман. Они тоже сидели на наших храмах как и русские. А вот сели бы они на рисунок мечети? Изображение священной Каабы? Думаю, нет. А "этнически" православные - запросто. Верно здесь в комм.отмечали,что грех и кощунство вползают в нашу жизнь буднично, малоприметно, без надрыва:быть или не быть(как у Гамлета). А так просто: сесть или не сесть на купол храма с крестом? А чего такого? Вот здесь в комм. кто-то посоветовал накрыть рисунок тряпицей да и расположиться с комфортом, а некий батюшка и "богословскую" базу подвел: мыслить о полете на воздусех!..
Феофил16 июля 2019, 20:42
Я еще вот что подумал. За целый день у этой статьи всего 7,5 тыс. просмотров. Значит это мало кому надо. Неинтересно, не цепляет... Так что ли? И что удивляться кощунствам от студии А.Лебедева и Мосгортранса, если в наших церковных лавках продают "православные" сувениры и товары в "православной" упаковке(таре) не только с храмами и крестами, но и ликами Спасителя и Богородицы. И потом всё это летит на помойку. Эти авторы о сем много писали на этом же сайте, да воз и ныне там. Вот они хотят книжку об этом издать. Бог им в помощь, а нам та книга да будет в разумление! Но без решения Св.Синода или архиерейского собора вряд ли что изменится. Может им референты что-то с этого сайта перескажут?
Александр16 июля 2019, 16:35
Может быть я чего-то не понимаю, но по моему мнению вопрос решается элементарно - Патриарх набирает номер Собянина и описывает тому проблему. Тот проблему решает или нет. В первом случае всё хорошо, во втором - в очередном каком-нибудь слове Пастыря, Предстоятель в широком эфире описывает христианам ситуацию и кто виноват в её не решении. С конкретными именами и фамилиями виновников. Думаю это подействует очень быстро.
Аналогичная ситуация с абортами - только звонить надо не Собянину, а несколько повыше.
Конечно, тут Церкви придётся вступить конфронтацию с власть придержащими но иначе и нельзя.
Михаил16 июля 2019, 15:48
Нужно потребовать быстрых и конкретных действий. Допустим, сшить и надеть чехлы на сиденья. Переделать сиденья. Правительство города должно это быстро организовать. Исправить ошибку. Как мы можем решительно и однозначно выразить протест с целью не отступать, и дать сразу понять, что так и будет, пока ошибку не исправят. Юридически выступить плюс самим выразить протест. Законно, но слова должны прозвучать громко и без всяких смягчений. Спаси всех Господь.
Михаил16 июля 2019, 15:29
Может, пришло время не высказываться, а решительно протестовать? Ведь бабушка не сможет стоять в трамвае! Это уже очень серьёзно! Кто может организовать акцию протеста? Все ошибаются. Исполнители должны исправить свою ошибку.
Влад16 июля 2019, 14:05
"И так отныне начертывающих на земли изображение Креста повелеваем отлучати".
В школьные годы я, бывало, играл в с друзьями "крестики-нолики", ногою начертывая на земле соответствующие изображения, в том числе и крестообразные. И ногою же потом стирал их, т.е. фактически попирал. И лишь сейчас, по прочтении статьи, до меня наконец дошло, что тем самым я согрешал. Сердечно благодарю авторов.
Катерина16 июля 2019, 14:04
Ирина16 июля 2019, 12:16--тогда не надо ссылаться на Евангелие, в котором не говорится о каких-то возможно обьективных причинах продажи иудеями продуктов храмового потребления в сакральном здании, и накладывать на нехристей, слабознакомых с нашей Верой, таких цепей, какие мы и сами-то понести не можем. За что Господь фарисеев тоже обличал. Или для нас особые правила? В Евангелии же (раз уж именно Его цитируют авторы) Господь не рассуждает о причинах превращения храма в торговый центр, а просто первыми попавшимися под Божественную Руку предметами бытового назначения валяет как прийдется торговцев (не забывая при этом и причины своего Гнева обьяснить).
Иван16 июля 2019, 12:49
Очень благодарен авторам за то, что подняли данную тему.
Сам не сажусь на такие сидения.
Но есть и положительный момент. В совсем новом подвижном составе (большинство автобусов и электробусов, произведенных в 2019 году) уже храмов на сидениях нет, обивка сидений идет с нейтральным геометрическим рисунком. Некоторые старые машины, которые прошли капитальный ремонт в этом году, также получили новую обивку сидений уже без храмов. Или иначе говоря - масштаб кощунства уже не растет, возможно, уже начал уменьшаться. Очень благодарен тем неравнодушным людям, чьими молитвами это было сделано
Эльвира16 июля 2019, 12:42
Я думаю: а если ребёнок нарисовал храм,но потом рисунок стал не нужен,куда девать изображение?
Катерина16 июля 2019, 12:20
Галина16 июля 2019, 11:32 ---Вы слишком мыслями в даль простираетесь. В любом деянии участвуют конкретные лица. Вот именно их греховность (и причины этого) мы и обсуждаем. Когда батюшка посвятит свою следующую статью греховности конкретных Елены с Катериной, будем обсуждать их греховность. А пока это конкретные обивки конкретного Мосгортранспорта, руководители которого скорее всего и являются захожанцами конкретных московских храмов.
Ирина16 июля 2019, 12:16
Для Катерины по поводу "свечек". Свечи потому продаются, что у нас, увы, такой менталитет, что за 50 рублей человек возьмет не пару свечек, на наберет полную сумку и утащит все это домой. По поводу отдельных зданий на территории Храмов. Да, в крупных кафедральных Соборах так и есть, по крайней мере, у нас в Новосибирске. А что прикажете делать маленькому Приходу на окраине или на селе? Это отдельное здание, его как-бы надо еще и построить:)) Вы готовы из личного кармана построить лавку-киоск для сельского Храма? Кстати, я вас разочарую: государство денег Церкви не дает. Точнее дает, но только для кафедральных Соборов областных центров, или под восстановление памятников архитектуры.
Катерина16 июля 2019, 12:14
Владимир, разумеется, епитимия накладывается на всех, считающих себя верными чадами православной Церкви. И еще у меня к Вам большая просьба: здесь есть несколько Екатерин, поэтому я специально называю себя именно Катериной (из Козьмы Пруткова взято). Если Вам не трудно, копируйте пожайлуста это имя в ответах, если Вы имеете ввиду именно меня
Наталья16 июля 2019, 11:57
Соглашусь. Даже без храмов на обивке по оставшимся изображениям вполне легко можно понять, что это Москва.
И почему, если изображаются христианские символы на к-л. предметах общественного пользования, процедура их утверждения не проходит согласования с представителями церкви? Это неправильно.
Антоний16 июля 2019, 11:40
Впервые увидев этот рисунок на сиденьях пару лет назад, я первым делом поинтересовался мнением священника. На что дорогой батюшка ответил мне, что, по его мнению, сидеть на таковых сиденьях можно - будто "храмы носят тебя на воздусях". Соглашаться с этим мнением или нет, каждый может решить сам. Мне же ближе позиция, высказанная в статье.
Николай16 июля 2019, 11:40
Вот что ответил Мосгортранс на обращение по поводу кощунственной обивки сидений в автобусах с изображениями православных храмов и крестов и об оскорблении чувств верующих:
Отделом эксплуатации филиала Юго-западный ГУП "Мосгортранс" рассмотрено ваше обращение.
На маршруте №830 работает подвижной состав, поступивший в филиал по распоряжению Департамента транспорта и связи г. Москвы. Подвижной состав с обшивкой сидений поступил с завода-изготовителя, где изображены виды башень Московского Кремля.
Апрель 2019 г.
Галина16 июля 2019, 11:32
Все начинается с малого. Люди сейчас, хоть и крещенные, сильно заморачиваться не хотят. И все кто-то виноват: то власти, то попы, то мигранты - только не я. Я же хороший. Елена с Катериной без греха, весь бомонд православный без греха... это все с одной стороны провокация, с другой тихое хихаканье "маленького" поругания. Это только другую веру не тронь, сразу отпор получишь. А православных - они же другую щеку подставят - их можно. Да кто сказал, что надо быть беззубыми и аморфными? Христос? ничего подобного. Он-то как раз такого и не говорил. У нас бизнесмены самые кто по вероисповеданию? Ну и больше ничего говорить не надо.
Юлия16 июля 2019, 11:23
Дорогой Алексей! Что это за «паттерн» такой?! Своим языком Вы доказываете, что русский - обедневший язык, нуждающийся в заимствованиях. Неужели нельзя найти синоним? Узор, мотив, рисунок...эх!
Владимир16 июля 2019, 11:18
«Обивка дело светское» пока на ней изображения светские. А в данной ситуации «дело» весьма несветское, а уголовное. Екатерина, Вы почему то « светскость» рассматриваете односторонне ( даже как то по коммунистически). По Вашему церковь не вправе занимать активную позицию ( несмотря на то, что состоит из полноправных граждан) и при этом допускаете «право» на кощунство со стороны власти. И прежде говорить о церковных наказаниях в отношении виновных чиновников, Вы обратите внимание на совокупность их действий, фамилий ( являются ли они вообще Православными и Воцерквленными при этом). Что касается осталных упреков к Церкви, то они не обоснованы.
Лилия 16 июля 2019, 11:03
Да. Помимо предумышленного неуважения к традициям Церкви это может быть и просто низки культурный уровень. (Я бы и на изображение Большого театра не села), неуважение к культурным ценностям своей Родины, либо поосто недалекость ума, низкий художественный вкус. Дизайнер - высокий простонал это ведь не только человек, который подбирает колорит, умеет рисовать и изображать. Должно быть что-то помимо профессиональных навыков в уме и сердце. Это касается и тех, с чьего согласия все это было реализовано. Если предположить, что сделано это специально, то вопрос приобретает иную окраску. Но в любом случае это явление неуместное и просто "закрыть глаза" на это и пройти мимо никак нельзя!
Антон16 июля 2019, 10:47
Характерно, что в наше гуманное время осквернять святыни предлагается между делом, незаметно для себя. Кто будет особо вдумываться, что изображено на автобусном сиденье, особенно в час пик?

Раньше всё было очень серьёзно: оскверни святыню или умри. Все понимали, что речь идёт о главном в жизни. А сегодня мы стали такие цивилизованные, за веру никого не убивают, просто высмеивают, объявляют идиотом. И святыни оскверняют либо буднично и незаметно, либо как бы в шутку, "карнавально". Но последствия для души от этого не становятся менее тяжкими.
Игорь16 июля 2019, 10:09
В отличие от наклеек тема более щепетильна. НО, решение предлагается комсомольское, рапорт начальству. Если мы реальные христиане, которыми дороги наши изображения, то не нужны ни эти статьи ни рапорты. Если большинству по барабану, как говориться, то не надо изображать из себя большинство.
Постелите на сиденье кусок материи и подумайте о больных ногах. Кто это увидит - слелает вывод. Потом это раздуют и мэрия еще раз отмоет деньги через заказ в такой арт-мастерской.
раба Божия Ирина16 июля 2019, 09:50
Вы правы, это 100% осквернение. И думается мне, что специально, продуманной сделанное.
А связи с этим хочется вспомнить и вчерашнюю статью на lenta.ru, в которой несколько раз журналист назвал Уральский женский монастырь - "сектой", без кавычек. Видимо, заказ сверху пошёл, что пора гнать православных с их верой куда подальше.Гонения, предсказанное святыми отцами не родятся на пустом месте. Видимо, начинается реализация плана по ликвидации Христианства в России. Не даёт оно им осуществить сатанинский план по приводу народа к Антихристу. Он ведь уже на подходе к власти. Вот и приучают народ к такому отношению к святыням - попирать их задами. Какая это статья за оскорбление чувств верующих?
Антоний16 июля 2019, 09:13
Доброе утро, братья и сестры! Благодарю авторов и редакцию за привлечение внимания общественности к столь важной для нас, Православных москвичей, проблеме! Мы любим и почитаем наши Святыни, и хотим видеть наш город, нашу малую Родину, землю наших прадедов, оплотом благочестия! Отрадно, что сегодня не только раскольнический сайт "Третий Рим" трубит о данной беде, но и столь авторитетные истинно Православные СМИ, как "РНЛ" и "Православие", наконец, обратили на нее внимание свое и общественности! Да, в обновленной версии рисунка кресты с куполов изображенных храмов убрали, но это еще вопрос - что хуже: изображать на сиденьях церкви как они есть, или в обезглавленном, поруганном состоянии...
Катерина 16 июля 2019, 08:55
Церковь отделена от государства, поэтому вмешиваться прямо в дела кайзера не наше дело. Обивка именно такое дело. Светское. Но громко во всеуслышание сказать наконец, что Церковь НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ на подобные деяния, накладывает епитимии на всех руководящих участников таких дел от заказчика до владельца типографии и можно. И нужно. Но если кишка тонка - тогда и вправду не надо. Стоит ли так рисковать ?.. Но тогда и давить на простых овечек вместо давлежа волков, принимающих подобные вроде этих сидений, решения тоже лучше прекратить наконец. Двойная мораль не красит духовенство. А как с волками поступают - есть у Крылова: "И выпустил на волка гончью стаю".
Катерина 16 июля 2019, 08:30
То, что этот дизайнер еще не умер с голоду и получает такие огромные заказы - это вина наших вышестоящих пастырей, распустили, понимаешь, стадо-то московское. Ведь всё начальство в храмах толчется, пока глава государства - верный христианин. Гоняйте их в хвост и в гриву! Не надо ждать как со Л. Толстым, пока болезнь укоренится и пока есть такая возможность их гонять. По примеру святителя Амвросия Медиоланского. Который был настоящим мужчиной-православным бойцом, не только потому что брюки носил.Пример из Евангелия привели.. Простым верующим-то чего здесь объяснять?Каждый из нас давно б на начальство,разрешившее эти обивки,епитимии наложил бы и к Чаше не пускал бы до исправления ими их дел.
Катерина 16 июля 2019, 08:16
Двоякое чувство вызывает статья. Я бы согласилась бы с уважаемым автором, если бы 1. наши собственные настоящие из камня и бетона храмы не являются торговым центром, торговля всем сакральным полностью перенесена в специальные магазины за стены храма, а свечами-как это и есть в католических храмах (раз уж на их ссылаются сами уважаемые авторы), в соборе св. Стефана в Вене свечи можно взять, положив кажется 50 центов в свечной ящичек, но никто не контролирует это 2. Для строительных работ наших святынь СОВЕРШЕННО не используются мусульманские рабочие. Только православные или некрещенные.
Eлена16 июля 2019, 03:32
думаю, не было ЦЕЛЬЮ оскорбление христианских святынь, изображали узнаваемое всеми,символ города, "хотели, как лучше", получилось красиво на самом деле, если представить, что храмов нет. Люди, делавшие просто СОВСЕМ не в теме. Вот лучше бы озаботились тысячами наклеек на яйца, коробочек со свечами и прочей церковной упаковкой.

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×